Jump to content

Хитрый народ

Модель хитрой женщины XIX века в ее доме в Музее чародейства и магии в Боскасле , Англия.

Хитрые люди , также известные как народные целители или мудрые люди , занимались народной медициной , полезной народной магией и гаданием в Европе со средневековья до 20 века. Их практика была известна как хитрое ремесло . В их услуги также входило предотвращение колдовства . Хотя некоторые хитрые люди сами были объявлены ведьмами, они составляли меньшинство среди обвиняемых. [1] и простые люди обычно проводили различие между ними. Название «хитрый народ» первоначально относилось к народным целителям и магам в Британии , но теперь это название применяется как общий термин для подобных людей в других частях Европы. [2] [3]

Имена, данные народным целителям и магам в Европе, включают:

  • датский народ клоге («мудрый народ») [2]
  • голландские товердоктеры («врачи-волшебники») или duivelbanners («знамена дьявола»)
  • финское и карельское «tietäjät » («знающие»)
  • французские devins-guérisseurs («прорицатели-целители») и leveurs de sorts («снимающие проклятия»).
  • немецкий Hexenmeister или Kräuterhexen («ведьмы травы»)
  • ирландская фасоль feasa («женщина знания»), banfáidh или fáidhbean («провидица») [4]
  • итальянские фаттушкьере («наладчики»), гуаритори («целители») или бенанданти («хорошие ходоки»)
  • португальские целители , бензедейрос («благословляющие») или добродетельные женщины («добродетельные женщины»).
  • славянские ведьмаки («колдуны»)
  • испанские курандеро («целители»)
  • шведское клок гумма («мудрая старуха») или клок губбе («мудрый старик») [5] [6] [7] [8] [9]
  • валлийский валлийского динион гисбис (от , что означает «хитрые люди»)

Скандинавия

[ редактировать ]
Шведская хитрая женщина Гертруда Альгрен из Готланда (1782–1874), рисунок Пера Арвида Сэве , 1870 г.

В Скандинавии клок гумма («мудрая женщина») или клок губбе («мудрый человек») и вместе Де клока («Мудрые»), как их называли на шведском языке , обычно были старшими членами общины, которые действовали. в качестве народных целителей и акушерок , а также с использованием народной магии, например, волшебных стишков . [10] В Дании их называли клог манд («мудрый человек») и клог коне («мудрая женщина»), а вместе — клоге фолк («мудрый народ»). [11]

Многие норвежцы [12] и датский [12] [13] практикующие народную магию и медицину имели бы копию «Свартебока» (или « черной книги »), фолианта, который, по мнению некоторых, был написан Киприаном , то есть святым некромантов, Киприаном Антиохийским , и другими были Шестая и Седьмая книги Библии (или «Книги Моисея», как Пятикнижие известно в Дании и Норвегии), которые были исключены из официального Ветхого Завета учеными, чтобы простой народ не узнал знания, содержащиеся в тексте. [12] Формуляр, найденный в «черной книге», обнаруженной на ферме недалеко от Эльверума, содержит множество формул, например, от зубной боли , которая предписывает пользователю заклинания написать слова «Агерин, Нагерин, Вагерин, Ягерин, Ипагерин, Сипия» на лист бумаги, используя новую ручку, разрежьте бумагу на три небольших кусочка, вечером приложите первый кусок к зубу, а утром плюните его в огонь. Затем это следует повторить с другими частями. [14] Другой заговор, используемый для помощи женщине, у которой тяжелые роды, гласит, что нужно взять два корня белой лилии и дать их матери съесть. [14]

Существует старая идея, что именно «Клок Гумма» часто становился жертвой процессов над ведьмами в 17 веке, но это не соответствует действительности. Однако некоторые «мудрые женщины» и «мудрецы» были наказаны не за колдовство, а часто по обвинению в «суевериях» ( швед . Vidskepelse ). [10] В 1670-х годах мудрец Йохан Эрикссон из Кнутби был приговорен к семи перчаткам за «суеверие», а в 1680-х годах снова к девяти. [10] Пер Эрикссон из Даларны, который читал болезни в вине, был наказан и в 1720, и в 1726 году. [10] Брита Бьёрн из Готланда заявила в суде, что научилась исцелять больных, когда провела некоторое время в подземном мире , и была приговорена к тюремному заключению как в 1722, так и в 1737 году. [10] Наказание «хитрого народа» Швеции, казалось, имело только противоположный эффект. Эрикссон сказал, что его клиенты стали приходить в большем количестве после вынесения против него решений и что ему придется скрываться, если он подчинится суду и воздержится от своей практики, а в деле Бьёрна викарий жаловался, что люди из по всей стране приезжали просить ее помощи и полагались на нее как на Бога после ее первого приговора. [10] Приговоры, на самом деле, имели эффект хорошей рекламы, а дочь Бриты и дочь внучки также лечили женщин. [10]

Есть много примеров известных «хитрых людей», известных далеко за пределами своих деревень, таких как Ингеборг и Мьярхульт в 18 веке, Кисамор и Гота-Лена в 19 веке. В 16 веке Бригитту Андерсдоттер часто нанимала королева Маргарет Лейонхувуд . В Норвегии некоторые женщины, такие как Мор Сетер (1793–1851), Анна Брандфьельд (1810–1905) и Валборг Валланд (1821–1903), добились национальной известности, необычной для женщин того времени. [15]

Обычаи сохранялись и в 20 веке, пока врач не стал более доступным для общественности. [6] [7] В 19 веке в каждом районе Норвегии был хотя бы один народный целитель. [15] Такие верования в народную медицину, магию и использование «черных книг» были привезены мигрантами в Америку . общинах вымерли Однако многие верования в норвежско-американских примерно в 1920-х годах, и многие не знали ни предмета, ни «черной книги». Знание об этих верованиях сохранялось в Норвегии дольше, даже если норвежцы в них обычно не верили. [12]

Британия

[ редактировать ]
Диорама хитрой женщины в Музее чародейства и магии

Термин «хитрый мужчина» или «хитрая женщина» наиболее широко использовался в южной Англии и Мидлендсе , а также в Уэльсе . [16] Таких людей также часто называли в Англии «волшебниками», «мудрыми людьми» или «мудрыми женщинами». [16] или в южной Англии и Уэльсе как " фокусники " [16] или как « dyn(es) hysbys » (знающий мужчину или женщину) на валлийском языке . [17] В Корнуолле их иногда называли «пелларами», что, по мнению некоторых этимологов, произошло от термина «изгнатели», обозначающего практику изгнания злых духов. [16] Фольклористы часто использовали термин « белая ведьма », хотя среди простых людей он использовался нечасто, поскольку термин «ведьма» имел общий оттенок зла. [18]

Некоторые христианские богословы и церковные авторитеты [ ВОЗ? ] верили, что хитрые люди, практикующие магию, были в союзе с Дьяволом и, как таковые, были сродни более явно сатанинским и злобным ведьмам . Частично из-за этого в Англии , Шотландии и Уэльсе были приняты законы , которые часто осуждали хитрых людей и их магические практики, но не было широкомасштабного преследования их, подобного охоте на ведьм , во многом потому, что большинство простых людей твердо различали эти два понятия: ведьмы. считались вредными, а хитрые — полезными. [19]

В Англии в период раннего средневековья различные формы народной магии можно было найти среди англосаксов , которые называли таких практиков «викка» (мужчина) или «викче» (женщина), а иногда и « сухие» , практикующие сухое ремесло , последний из которых, как предполагалось, был англизированным термином для ирландского драя , термина, относящегося к друидам , которые появлялись как антихристианские колдуны в большей части ирландской литературы того периода. [20]

Некоторые из заклинаний и чар, которые использовались в эпоху англосаксонского политеизма, продолжали использоваться и после христианизации . Однако, как заметил историк Оуэн Дэвис, «хотя подобная дохристианская магия продолжалась, называть ее языческой — значит искажать людей, которые ее использовали, и контекст, в котором она использовалась». [21]

В Англии и Уэльсе хитрые люди действовали на протяжении всего периода Средневековья и раннего Нового времени. В XV и XVI веках не было попыток запретить хитрое ремесло, хотя против некоторых из них были возбуждены частные иски со стороны тех клиентов, которые считали, что их обманули. Ситуация изменилась с первым из законов о колдовстве , Законом о колдовстве 1541 года , принятым во времена правления Генриха VIII , который был нацелен как на ведьм, так и на хитрых людей и который предписывал смертную казнь за такие преступления, как использование заклинаний и заклинаний для поиска сокровищ или для поиска сокровищ. наложить приворот. [22] Этот закон был отменен не позднее 1547 года, во время правления сына Генриха Эдуарда VI , что, по мнению историка Оуэна Дэвиса, произошло из-за того, что власть имущие изменили свое мнение о законе: они считали, что либо смертная казнь была слишком суровой для таких преступления или что практика хитрого ремесла была моральной проблемой, которую Церкви лучше решать в церковных судах, а не проблемой, которую должно было решать государство. [23]

В течение следующих нескольких десятилетий магические практики хитрого народа оставались законными, несмотря на противодействие со стороны некоторых религиозных авторитетов. Это было время великих религиозных потрясений в стране, когда преемница Эдуарда, его сестра Мария I , вновь ввела римский католицизм , прежде чем англиканство было снова восстановлено при Елизавете I. В 1563 году, после возвращения власти Англиканской церкви Англии , парламент принял законопроект, призванный объявить незаконными «заклинания, чары и колдовство», снова направленный как против предполагаемых ведьм, так и против хитрых людей. Однако этот закон не был таким суровым, как его предыдущий предшественник: смертная казнь предназначалась для тех, кто, как считалось, вызвал злого духа или убил кого-то с помощью магических средств, в то время как те, для кого использование магии было первым преступлением, подвергались наказанию. год тюремного заключения и четыре срока у позорного столба . [24] Тем не менее, этот закон мало повлияет на хитрых людей, поскольку «внимание и фокус судов сместились с деятельности хитрых людей на зловредность предполагаемых ведьм». [25] - Охота на ведьм , бушевавшая в Шотландии и во многих частях континентальной Европы, наконец добралась и до Англии.

Хотя по всей Англии многие люди были обвинены в колдовстве членами местных общин и преданы суду, хитрых людей очень редко постигала подобная участь. Было необычно, чтобы хитрый мужчина или женщина действительно были обвинены в колдовстве; например, в графстве Эссекс около четырехсот человек были преданы суду за колдовство, только четверо из них были явно хитрыми людьми. [26] Однако многие профессиональные охотники на ведьм и богословы продолжали утверждать, что хитрое ремесло — это то же самое, что и колдовство, и оба они созданы Дьяволом.

С упадком судебных процессов над ведьмами во второй половине 17-го и начале 18-го веков, отчасти из-за подъема Просвещения среди образованной элиты, был принят новый закон - Закон о колдовстве 1735 года . В отличие от более ранних законов, этот не признавал существования магии и исходил из того, что ведьм никогда не было, и поэтому он сильнее обрушивался на хитрых людей, которые утверждали, что творят настоящие магические заклинания. В нем хитрые люди изображались как практикующие «явные мошеннические действия, призванные обмануть доверчивых» с целью получить от них деньги. [27]

Германия

[ редактировать ]

Вера в хитрость людей и использование « белой магии » для исцеления и защиты от « черной магии » когда-то была широко распространена в Германии; [28] [29] однако в период раннего Нового времени такая практика постепенно стала менее приемлемой со стороны властей, отчасти потому, что вера в «белую магию» рассматривалась церковными властями как противоречащая библейским учениям, а отчасти из-за потери доходов для определенных групп, таких как как цирюльники-хирурги и врачи , как это было в Ротенбурге-на-Таубере , где периодически принимались меры против пользователей «белой магии». Обычным наказанием было изгнание, а не казнь, как это обычно бывает с другими осужденными за колдовство и использование «черной магии». [28]

В Германии народной магией почти всегда занимались женщины; однако, напротив, Hexenmeister (также термин для чернокнижника ) или Hexenfinder [30] тот, кто охотился на ведьм и «нейтрализовал» их от имени общества, всегда был мужчиной. [31]

Ирландия

[ редактировать ]

В Ирландии хитрых женщин называли bean feasa («женщина знания»); банфхаид или фаидбхеан («женщина-провидица»); Бин Бхан («белая женщина») и Бин Чаоинте («острая женщина»). [32] Они были известны как провидцы и давали традиционные лекарства из трав и выполняли похоронные работы, например, подготовку трупов. [32] Gearoid Ó Crualaoich описала bean feasa как «пророческий авторитет для своего сообщества в отношении значения и значения опыта, который они не могут понять». [32] [33] Бидди Эрли (1798–1872) была известным практикующим бобовым феасом . [34] [35]

Существовали также практикующие мужчины, в основном предоставляющие традиционные методы лечения. Они были известны как страх феаса («человек знания») или лучт писреога («люди традиций»).

Имена, используемые для хитрых людей в Италии , варьируются от региона к региону, хотя такие имена включают пратикос (мудрые люди), гуаритори (целители), фаттушкьере (наладчики), донне че айутано (женщины, которые помогают) и маго , мага или магиарджа ( колдуны). Иногда их иногда называли стрэге (ведьмами), хотя обычно только «за их спиной или теми, кто либо скептически относится к их силам, либо считает, что они занимаются черной магией ». [36] В отличие от других частей Европы, таких как Великобритания, профессия хитрости пережила 20-й и начало 21-го века, что позволило итало-американскому социологу Сабине Мальокко провести ее краткое исследование (2009). [37]

Как и в остальной Европе, основная роль итальянского хитрого народа заключалась, по-видимому, в исцелении, как с помощью трав, так и посредством духовного исцеления . Первый требовал от хитрого человека знаний о различных растениях и травах, хотя считалось, что духовное исцеление исходит от внутренней силы, известной как la forza (сила), la virtù (добродетель) или il Segno (знак ). [38] Такое исцеление часто заключалось в снятии малоккио, или сглаза , проклявшего кого-то. [39]

Итальянское хитрое ремесло было и продолжает оставаться укорененным в католицизме страны , о чем свидетельствует использование заклинаний и молитв, которые часто призывают на помощь святых. [40] Такие практикующие магию также широко верили, что имеют дело с духовными существами, как доброжелательными (которые будут им помогать), так и злонамеренными (с которыми им придется сражаться). К последним относились беспокойные мертвецы, а также сверхъестественные ведьмы , которые, как считалось, причиняли вред людям, тогда как к первым относились предки, услужливые мертвецы и святые , которые могли помочь победить этих злонамеренных существ. [41] Магические инструменты также использовались итальянскими хитрецами, и хотя они различались в зависимости от региона и практикующих, они обычно включают в себя веревки или шнуры для связывания, ножи или ножницы для лечения болезней, а также зеркала и оружие для отражения или отпугивания злых духов. . [42]

Заговоры — использование словесных заклинаний — возникли из славянских языческих молитв и заклинаний, произносимых, шепотом или пением. Эти заклинания традиционно сопровождались соответствующими ритуалами , некоторые из которых требовали или были физически тяжелыми и утомительными. Один из примеров требует, чтобы практикующий заговор имел либо полный набор зубов, либо нож в качестве символической замены отсутствующих зубов. [43]

Традиции сохранились и в христианскую эпоху, в основном благодаря процессу синкретизма и христианизации традиционных обрядов, в которых изображения и знания об Иисусе добавлялись к существующим традициям. Например, исцеление теперь будет совершаться во имя Иисуса, цитируя историю из Библии. [44] [45]

Обеспокоенность общества по поводу практики колдовства была сосредоточена на том, использовал ли кто-то заклинания или обряды с целью причинения вреда. [46] В одном случае подозрения в колдовстве следователи обнаружили запертую коробку, в которой лежало что-то, завернутое в платок, и три завернутых и завязанных бумажных пакета с измельченной травой. [46] Люди в российском и украинском обществе обычно избегали тех, кого называли ведьмами, если только они не чувствовали, что им нужна помощь против сверхъестественных сил. Злу (или колдовству) приписывали импотенцию, боли в желудке, бесплодие, грыжи, абсцессы, эпилептические припадки и судороги. [47] В России три четверти обвиненных в колдовстве — мужчины. [46]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Хаттон, Рональд (2017). Ведьма: История страха с древних времен до наших дней . Издательство Йельского университета . стр. 24–25.
  2. ^ Перейти обратно: а б Дэвис 2003 . п. 163.
  3. ^ Де Блекур 1994 .
  4. ^ «2) Аойбхелл» . Тезисы.univ-lyon2.fr . Проверено 15 сентября 2022 г.
  5. ^ «Список шведско-английских слов от Freedict» .
  6. ^ Перейти обратно: а б Signum Шведская культурная история, период Великой державы
  7. ^ Перейти обратно: а б Ян-Инге Уолл, Однажды ее увезли под землю
  8. ^ Злые искусства: колдовство и магические испытания на юге Швеции, 1635–1754 гг. Автор Пер Сёрлина
  9. ^ Колдовство и магия в Европе: 20-й век Марике Гейсвейт-Хофстра, Виллем де Блекур, Брайан Левак, Рональд Хаттон, Жан Сибил Лафонтен и Рой Портер, Continuum International Publishing Group, 1999, ISBN   978-0-485-89106-5 [ нужна страница ]
  10. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Якоб Кристенсен (шведский): История шведской культуры Signum. Эра великой державы (Signum шведская культурная история. Эра великой державы) (2005)
  11. ^ Исцеление вручную: мануальная медицина и вправление костей в глобальной перспективе Кэтрин С. Отс, Сервандо З. Инохоса, Роуман Альтамира, 2004 г., ISBN   0-7591-0393-3 , ISBN   978-0-7591-0393-1 . п. 5
  12. ^ Перейти обратно: а б с д Средства и ритуалы: народная медицина в Норвегии и Новой Земле , Кэтлин Стоккер, Историческое общество Миннесоты, 2007 г., ISBN   0-87351-576-5 , ISBN   978-0-87351-576-4 . стр. 75–76
  13. ^ HP Hansen: Wise Folk - Народная медицина и суеверия в Западной Ютландии (Розенкильде и Баггер, 1960)
  14. ^ Перейти обратно: а б Средства и ритуалы: народная медицина в Норвегии и Новой Земле , Кэтлин Стоккер, Историческое общество Миннесоты, 2007 г., ISBN   0-87351-576-5 , ISBN   978-0-87351-576-4 . п. 78
  15. ^ Перейти обратно: а б Средства и ритуалы: народная медицина в Норвегии и Новой Земле , Кэтлин Стоккер, Историческое общество Миннесоты, 2007 г., ISBN   0-87351-576-5 , ISBN   978-0-87351-576-4 . п. 23
  16. ^ Перейти обратно: а б с д Хаттон 1999 . п. 85.
  17. ^ Дэвис 2003 . п. 184.
  18. ^ Хаттон 1999 . п. 86.
  19. ^ Дэвис 2003 . стр. 7–13.
  20. ^ Хаттон 2009 . п. 47.
  21. ^ Дэвис 2003 . п. 185.
  22. ^ Дэвис 2003 . п. 4.
  23. ^ Дэвис 2003 . п. 5.
  24. ^ Дэвис 2003 . п. 06-07.
  25. ^ Дэвис 2003 . п. 7.
  26. ^ Дэвис 2003 . п. 13.
  27. ^ Дэвис 2003 . стр. 20–21.
  28. ^ Перейти обратно: а б Рассказы о колдовстве в Германии: Ротенбург 1561–1652 гг. Элисон Роулендс, Manchester University Press, 2003 г. ISBN   0-7190-5259-9 , ISBN   978-0-7190-5259-0 , стр. 72–73
  29. ^ Восхождение Люцифера: оккультизм в фольклоре и популярной культуре Билл Эллис, University Press of Kentucky, 2004, ISBN   0-8131-2289-9 , ISBN   978-0-8131-2289-2
  30. ^ Доказательства согласно немецкому юридическому словарю в: Базельском ежегоднике 1935 года, стр. 41 и в: Гессенская история и региональные исследования, выпуск 2, том 48/1932, стр. 44.
  31. ^ Восхождение Люцифера: оккультизм в фольклоре и популярной культуре Билл Эллис, University Press of Kentucky, 2004, ISBN   0-8131-2289-9 , ISBN   978-0-8131-2289-2 , с. 22
  32. ^ Перейти обратно: а б с Круалаойх, Gearoid (2005). «Читая женщину Фэасу». Фольклор . 116 (1): 37–50. дои : 10.1080/0015587052000337707 . JSTOR   30035237 . S2CID   161524481 .
  33. ^ «Открытие Bean Feasa |» . Архивировано из оригинала 06 апреля 2020 г. Проверено 6 апреля 2020 г.
  34. ^ Ричардсон, Билл (22 июля 2015 г.). Пространственность и символическое выражение: о связях между местом и культурой . Спрингер. ISBN  9781137488510 – через Google Книги.
  35. ^ Смидди, Ричард (6 апреля 1873 г.). «Очерк о друидах, древних церквях и круглых башнях Ирландии» . У.Б. Келли – через Google Книги.
  36. ^ Мальокко 2009 . п. 114.
  37. ^ Мальокко 2009 .
  38. ^ Мальокко 2009 . стр.114-116.
  39. ^ Мальокко 2009 . стр.123.
  40. ^ Мальокко 2009 . п. 104.
  41. ^ Мальокко 2009 . стр. 117–118
  42. ^ Мальокко 2009 . п. 120.
  43. ^ Madlevskaya, Elena (2005). Russkaya Mifologia. Entsiklopedia (in Russian). Moscow: EKSMO. p. 562. ISBN  5-699-13535-9 . OCLC   70216827 .
  44. ^ Aleksandrov, Aleksei (1997). 777 Zagovorov I Zaklinanii Russkogo Naroda (in Russian). Moscow: Lokid. pp. 204, 521. ISBN  5320002157 .
  45. ^ Agapkina, Tatiana (2010). Vostochnoslavyanskie lechebnye zagovory v sravnitel'nom osveshchenii: Syuzhetika i obraz mira (in Russian). Moscow. p. 366. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  46. ^ Перейти обратно: а б с Кивельсон, Валери А. (июль 2003 г.). «Мужчины-ведьмы и гендерные категории в России семнадцатого века». Сравнительные исследования в обществе и истории . 45 (3): 606–631. дои : 10.1017/S0010417503000276 . JSTOR   3879463 . S2CID   145811691 .
  47. ^ Воробец, Кристина Д. (1995). «Колдовские верования и практики в дореволюционных русских и украинских деревнях». Русское обозрение . 54 (2): 165–187. дои : 10.2307/130913 . JSTOR   130913 .

Общие и цитируемые ссылки

[ редактировать ]
  • Чамбли, Эндрю (2001). «Прыжок между: историческое исследование амулета из жабьей кости; его формы, функции и применение в популярной магии». Котел .
  • Дэвис, Оуэн (2003). Хитрый народ: популярная магия в английской истории . Лондон: Хэмблдон Континуум. ISBN  1-85285-297-6 .
  • Де Блекур, Виллем (октябрь 1994 г.). «Колдуны, прорицатели и священники. О хитром народе в европейской историографии и традиции». Социальная история . 19 (3).
  • Хаттон, Рональд (1999). Триумф Луны: история современного языческого колдовства . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN  0-19-820744-1 .
  • Хаттон, Рональд (2009). Кровь и омела: История друидов в Британии . Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета.
  • Мальокко, Сабина (2009). «Итальянское хитрое ремесло: некоторые предварительные наблюдения». Журнал академического изучения магии 5 . Оксфорд: Мандрагора Оксфорда.
  • Мэйпл, Эрик (декабрь 1960 г.). «Ведьмы Каньюдона». Фольклор . 71 (4): 241–250. дои : 10.1080/0015587X.1960.9717250 .
  • Оутс, Шани (2010). Зеленый огонь Тубело: мифы, этос, женские, мужские и священнические тайны клана Тувал Каина . Оксфорд: Мандрагора Оксфорда. ISBN  978-1-906958-07-7 .
  • Семменс, Джейсон (2004). Ведьма Запада, или Странная и чудесная история Томасин Блайт . Плимут. ISBN  0-9546839-0-0 .
  • Томас, Кейт (1973). Религия и упадок магии: исследования народных верований в Англии 16 и 17 веков . Лондон: Пингвин.
  • Уилби, Эмма (2005). Хитрый народ и знакомые духи: шаманские визионерские традиции в британском колдовстве и магии раннего Нового времени . Брайтон: Sussex Academic Press. ISBN  1-84519-078-5 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ce219da3dbd181a9db61ef1ad437d86a__1720689420
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ce/6a/ce219da3dbd181a9db61ef1ad437d86a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Cunning folk - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)