Jump to content

Провидец

Изображение мифического ученого Вяйнямёйнена работы Р.В. Экмана 1866 года.

Тиетая (мн. т. tietäjät , «провидец», «мудрец», буквально «знающий») — магически могущественная фигура в традиционной финской культуре , чьи сверхъестественные способности возникают из его великих знаний. [ 1 ]

Деятельность тиетая заключалась в первую очередь в лечении и профилактике болезней, но также включала помощь в сельском хозяйстве, рыбалке и охоте; борьба с колдовством; поддержка одобренных браков и разрыв неодобренных связей; выявление воров; и обеспечение успеха таким предприятиям, как путешествия или строительство. [ 2 ] Их заклинания могли призывать таких помощников, как мертвые, ваки , Укко , Иисус Христос, Дева Мария или духи животных. [ 3 ]

Многие тайтаят знали стихотворения Калевалы -метра, а также мифические истории, заклинания и целебные заклинания. Одна из ключевых отраслей знаний тиетая касалась этиологии ( сыннит , с. синты ) природных явлений. Считалось, что существами и явлениями можно управлять, если знать их происхождение. Например, болезнь можно победить, если читать или петь ее синти . Эти знания тщательно охранялись. Тиетаят , колдуны и целители считались защитниками своего рода космического равновесия. У разных видов существ было свое место во вселенной, и если существа оказывались не на своем месте, возникали проблемы. Роль целителя часто заключалась в том, чтобы вернуть существ в нужное место. Мудрец обычно знал разные требования к различным заклинаниям, в которых часто нужно было совершать ритуалы и читать заклинания, часто также использовать магические вещества или магические предметы. Их практики часто сравнивают с шаманизмом .

Тиетая « впервые упоминается в книге Габриэля Максениуса 1733 года De effectibus fascino naturalibus» . [ 4 ] Люди, известные как тиетаят, существовали в реальной жизни, хотя сейчас этот институт «почти вымер». [ 5 ] Традициям калевалайской поэзии и связанному с ней институту тайтяджи агрессивно противостояли в лютеранской ранней современной Швеции (которая включала современную Финляндию), но они были интегрированы в русскую православную культуру в Карелии и Ингрии , частично ассимилируясь с христианской культурой, а частично процветая вместе с ней. [ 6 ] Остатки традиции тиетая также сохранялись среди лесных финнов вплоть до двадцатого века. [ 7 ]

История учреждения до восемнадцатого века неясна. Нынешний научный консенсус, основанный на сравнительных антропологических и лингвистических данных, заключается в том, что финноязычные культуры когда-то разделяли более широкую центральную и северную евразийскую традицию шаманизма , для которой наиболее характерно то, что специалисты по ритуалам, как полагают, покидают свои тела в духовной форме. Такие люди в протоуральском языке , вероятно, обозначались словом * nojta (ср. финское noita «ведьма» и саамское noaidi ). Однако, хотя традиции тиетая явно имеют важные общие черты с шаманизмом, тиетаджа считалось, что не покидают свои тела; их сверхъестественная сила возникла скорее из-за владения заученными заклинаниями и ритуалами. Считается, что эти аспекты традиции, а, следовательно, и институт тайетая, каким мы его знаем, возникли в результате контакта с германоязычными культурами, которые оказали огромное лингвистическое влияние на протофинский язык и на другие аспекты финской культуры. в первых тысячелетиях до нашей эры и нашей эры. Это не означает, что тайетая -институт был идентичен своим германским моделям и не менялся с течением времени. Дальнейшее влияние, например, пришло из более позднего контакта с христианством. [ 8 ]

Появления в мифах и литературе

[ редактировать ]

Тиетаят также появляется в финской мифологии , самым известным мифологическим тиетая является Вяйнямёйнен , «мифический основатель учреждения», который «обеспечил идентичность модель для своих практиков». [ 9 ] В калевалайской поэзии его обычно называют шаблонными эпитетами старый Вяйнямёйнен, | прорицатель, старый как время («верный старый Вяйнямёйнен, | прорицатель, старый как время»).

Tietäjät в последние годы тщательно изучалась Анной-Лееной Сиикала. [ 10 ] и Лора Старк . [ 11 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Знающий» . Британская энциклопедия . Проверено 12 июля 2013 г.
  2. ^ Клайв Толли, Шаманизм в скандинавских мифах и магии , FF Communications, 296-297, 2 тома (Хельсинки: Academia Scientiarum Fennica, 2009), I 82.
  3. ^ Анна-Леена Сиикала, Мифические образы и шаманизм: взгляд на поэзию Калевалы , FF Communications, 280 (Хельсинки: Suomalainen Tiedeakatemia, 2002), стр. 195.
  4. ^ Клайв Толли, Шаманизм в скандинавских мифах и магии , FF Communications, 296-297, 2 тома (Хельсинки: Academia Scientiarum Fennica, 2009), I 81.
  5. ^ Лягушка, «Вы видите то, что я вижу?» Мифический пейзаж в ближайшем мире», Фольклор , 43 (2009), 7-26 (стр. 10), http://www.folklore.ee/folklore/vol43/frog.pdf ; https://www.academia.edu/3687106/Do_You_See_What_I_See_The_Mythic_Landscape_in_the_Immediate_World .
  6. ^ Фрог, «Шаманы, христиане и промежуточные вещи: от финно-германских контактов к обращению Карелии», в «Обращениях: в поисках идеологических изменений в раннем средневековье », изд. Лешек Слупецкий и Рудольф Симек, Studia Mediaevalia Septentrionalia, 23 (Вена: Фассбендер, 2013), стр. 53–97, https://www.academia.edu/4049431 (на 57).
  7. ^ «Лесные финны как передатчики финской культуры от Саво через Центральную Скандинавию до Делавэра» (PDF) . Ассошиэйтед Юниверсити Прессс, Инк . Проверено 12 июля 2013 г.
  8. ^ Фрог, «Шаманы, христиане и промежуточные вещи: от финно-германских контактов к обращению Карелии», в «Обращениях: в поисках идеологических изменений в раннем средневековье », изд. Лешек Слупецкий и Рудольф Симек, Studia Mediaevalia Septentrionalia, 23 (Вена: Фассбендер, 2013), стр. 53–97, https://www.academia.edu/4049431 (особенно 61–67).
  9. ^ Фрог, «Шаманы, христиане и промежуточные вещи: от финно-германских контактов к обращению Карелии», в «Обращениях: в поисках идеологических изменений в раннем средневековье », изд. Лешек Слупецкий и Рудольф Симек, Studia Mediaevalia Septentrionalia, 23 (Вена: Фассбендер, 2013), стр. 53–97, https://www.academia.edu/4049431 (на 75).
  10. ^ Анна-Леена Сиикала, Мифические образы и шаманизм: взгляд на поэзию Калевалы , FF Communications, 280 (Хельсинки: Suomalainen Tiedeakatemia, 2002).
  11. ^ Лаура Старк, Волшебное Я: Тело, Общество и Сверхъестественное в сельской Финляндии раннего Нового времени , FF Communications, 290 (Хельсинки: Suomalainen Tiedeakatemia, 2006).
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ae1722d3c38eb32a602196c49f2cb3a1__1716780660
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ae/a1/ae1722d3c38eb32a602196c49f2cb3a1.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Tietäjä - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)