Старик
Старик | |
---|---|
Бог неба, молнии, грома и урожая | |
![]() Картина Роберта Экмана 1867 года под названием Lemminkäinen tulisella järvillä , где Лемминкяйнен просит помощи у Укко Илиюмала , чтобы пересечь горящее озеро по пути на свадьбу в Похъёлу . | |
Оружие | Молот, меч или топор |
Символ | Рябина, коровяк большой |
Супруга | Как |
Эквиваленты | |
Греческий эквивалент | Зевс |
Римский эквивалент | Юпитер |
Славянский эквивалент | в Перу |
Индуистский эквивалент | Индра |
Индоевропейский эквивалент | Перквунас |
Скандинавский эквивалент | Тор |
Балтийский эквивалент | Гром |
Саамский эквивалент | Хорагаллес [1] |

Укко ( Финский: [ˈukːo] ), [2] Äijä [ˈæi̯jæ] или Äijö [ˈæi̯jø] ( по-фински «плохой дедушка», «дедушка», «старик»), [3] [4] параллель Уку в эстонской мифологии , [5] бог неба , погоды, урожая и грома [6] через финское язычество .
Укконен , финское слово, обозначающее гром , является уменьшительной формой имени Укко . [а] [б] Унто Сало полагает, что Илмари , другой финский бог неба, является источником Укко , но что, будучи Укко, Илмари испытал очень значительное, хотя и далеко не полное, влияние индоевропейского бога неба , особенно в образе Тора . [7] [8] Некоторые полагают, что Укко первоначальное название было Балтийский Перкунас . [9]
Укко считается самым значительным богом финской мифологии, хотя ученые оспаривают, связано ли это с более поздним христианским влиянием. В народных стихах и молитвах ему также дается эпитет Илиджумала («Верховный Бог»), вероятно, в связи с его статусом самого почитаемого бога и, с другой стороны, его традиционными владениями на небесах . Другие названия Укко включают Питканен ( pitkä , «длинный»), Исяйнен ( isä , «отец»), Исойнен ( iso , архаичная форма вышеупомянутого, современное значение «великий», «большой» или «большой»). он изображается активным Хотя в мифах , при обращении к Укко все свои появления в легендах он делает исключительно благодаря природным явлениям . [10] По словам Мартти Хаавио , имя Укко иногда использовалось как нарицательное существительное или обобщенный эпитет для нескольких божеств вместо обозначения конкретного бога. [11]

Происхождение
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( май 2010 г. ) |
![]() | Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( июль 2012 г. ) |

Вполне вероятно, что фигура Укко имеет преимущественно индоевропейское , возможно, балтийское происхождение. Укко считают исследователи религии параллельным индоевропейским патриархальным небесным божествам, например Зевсу и Юпитеру классического греко -римского пантеона , индийскому индуистскому богу Индре , балто - славянскому богу Перуну - Перкунасу и скандинавскому богу. Тор . Туури , германское заимствование и родственник Тора, возможно, было альтернативным именем Укко . [12] Туури редко встречается в финской мифологии, и ему отводилась просто роль божества урожая и успеха. [ нужна ссылка ]
Возможно, что когда Укко занял позицию предыдущего бога неба Ильмаринена , Ильмаринену суждено было стать смертным героем-кузнецом . [ нужна ссылка ] Истории рассказывают, как Ильмаринен прыгал с небесного купола. [13] Был ли Ильмаринен более ранним, предположительно уральским небесным божеством, остается весьма сомнительным. Некоторые исследователи считают Ильмаринена и Укко эквивалентными.
Саамы , вероятно , поклонялись подобному божеству по имени Айеке в результате культурного перекрестного загрязнения или общего происхождения. Бог приравнивался к Хорагаллесу .
Финский фольклор
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( ноябрь 2020 г. ) |

Укко обладал оружием, часто молотом под названием Уконвасара (молот Укко), иногда также топором ( фин . Ukonkirves ) или мечом , которым он поражал молнию (см. Удар молнии ). Оружие Укко было во многом сравнимо с норвежским Мьёльниром , а железного века символические подвески с изображением молотов и топоров, похожие или идентичные скандинавским в Финляндии были раскопаны образцам. Как и Мьёльнир, оружие Укко некоторые связывают с боевыми топорами в форме лодок культуры шнуровой керамики .
Молнии иногда называли Укон вааджа (стрела Укко) или Укон нуоли (стрела Укко). Вполне возможно, что Берестяная грамота №. 292 , написанная на прибалтийско-финском языке и раскопанная в Новгороде , использует метафору, также называя Укко богом рока согласно одной интерпретации, переведенной Юрием Елисеевым на современный английский язык и интерпретированной на современный финский язык: Божья стрела, десять [ это] твое имя. Эта стрела принадлежит Богу. Бог Судьбы ведет. [14] Название Ukon vaaja также использовалось для обозначения эпохи неолита каменных орудий , таких как боевые топоры, которые использовались в качестве громовых камней и закапывались в углах жилищ.
Грозы иногда интерпретировались как результат Укко совокупления со своей женой Аккой Лит. ' старуха ' . [ нужна ссылка ] Считалось также, что он вызывал грозы, управляя своей колесницей по небу.
эпохи неолита были найдены каменные изделия В Русской Карелии , имеющие черты как змей, так и молний. Однако неясно, связаны ли они напрямую с фигурой Укко . Свидетельства поклонения змеям можно найти в различных культурах Прибалтики, включая эстонцев и финнов. [15]
Есть свидетельства того, что рябина считалась священной для Укко . [6] Рауни , смутно определенное существо, как предполагается, является родственным германским словам, обозначающим рябину через древнескандинавский язык : * raunir . [11]
Божья коровка также считалась священной для Укко и называлась уконлехма (корова Укко). [12] Финское название коровяка большого ( Verbascum thapsus ) — уконтуликукка (огненный цветок Укко), также связано с поклонением Укко . [16]
Фестивали, посвященные Укко
[ редактировать ]До появления христианства праздник летнего солнцестояния в Финляндии, сегодня известный как Юханнус в честь Иоанна Крестителя ( финский : Йоханнес Кастая ), проводился в честь Укко и назывался Укон юхла (Фестиваль Укко). Эта традиция перешла в 19 век. [17]
Также Укко был посвящен Ваккаджухлат ( фестиваль Вакка ), также известный как Укон вакат Укко ( вакка ) или просто вакат ( Вакка с). Вакка обычно проводилась в мае, одновременно с весенней посевной . Во время Вакки было принято потреблять или иным образом приносить в жертву контейнер или какой-либо другой сосуд ( финский : vakka ) с алкогольным напитком или едой. общины Судя по всему, праздник часто проводился в священной роще или хииси, где жертвоприношение животных иногда в рамках того же праздника совершалось и эта церемония . Считалось, что гарантирует хорошую погоду в наступающем году и, следовательно, хороший урожай . [6]
Судя по всему, традиция вакка была довольно живой. Последние неоспоримые сообщения о Вакки относятся к 19 веку, хотя спорадические сообщения появляются и в 20 веке. задержании [6] Фестиваль также упоминается финским реформатором Микаэлем Агриколой в его рассказе о том, что, с его точки зрения, было финским идолопоклонством . [18]
Эпонимия
[ редактировать ]Ряд топонимов в Финляндии и прилегающих регионах содержат ту или иную форму названия Укко.
![]() | Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( июль 2012 г. ) |
Финляндия
[ редактировать ]- Укко-Коли , Лиекса , Северная Карелия
- Уконкиви , озеро Инари , финская Лапландия.
- Уконвуори , Энонкоски , Южное Савония
- Уконвуори , Конневеси , Центральная Финляндия
Современное влияние
[ редактировать ]Weather Channel В списке зимних штормов за 2012 год Укко упоминается как одно из буквенных названий, которые они использовали. [19]
Сноски
[ редактировать ]- ^ Сравните с громом ( древнеанглийский : þunor ) и немецким : donner ( древневерхненемецкий : donar ), оба произошли от протогерманского *þunraz и первоначально были синонимами названий бога грома .
- ^ В финском языке уменьшительно-ласкательные образования не несут такого же уничижительного или уничижительного значения, как в некоторых других языках, например в латыни .
См. также
[ редактировать ]- Анимизм
- Финское язычество
- Бог
- Дьявол
- Небесное божество
- Прямой
- 2020 Укко (астероид)
- Суоменуско (Финская вера) или Уконуско (Вера Укко), финское политеистическое реконструктивистское движение.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Турвиль-Петре, EOG (1964). Миф и религия Севера: Религия Древней Скандинавии . Вайденфельд и Николсон с. 98.
- ^ Эндрюс, Тамра (2000). Словарь природных мифов: Легенды земли, моря и неба . Издательство Оксфордского университета. п. 214 . ISBN 0-19-513677-2 .
- ^ Происхождение финских слов . Хельсинки, Финляндия: SKS. 2000. ISBN 951-717-712-7 .
- ^ «Айят и яммет, ваар и моори. Обозначения бабушек и дедушек в финских диалектах» . Архивировано из оригинала 25 декабря 2015 г. Проверено 25 декабря 2015 г.
- ^ Сапас, Дж. (октябрь 1919 г.). «Языческие религии древних эстонцев» . Эстонское обозрение . Том. 1, нет. 4. Лондон, Великобритания. стр. 145–146 (о: Уку ) . Проверено 4 июля 2023 г. - через Google Книги.
- ^ Перейти обратно: а б с д Хаавио, Мартти (1967). Финская мифология . Порвоо Хельсинки, Финляндия: WSOY.
- ^ Сало, Унто (1990). Укко Агриколы в свете археологии. Хронологическое и интерпретационное исследование древней финской религии: древнескандинавские и финские религии и культовые топонимы . Турку. ISBN 951-649-695-4 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Сало, Унто (2006). Укко: Бог грома древних финнов и его индоевропейской семьи . Институт изучения человека . ISBN 978-0941694940 .
- ^ Сиикала, Анна-Леена (2013). Мифология балтийских финнов . Хельсинки: СКС.
- ^ Сало, Унто (1990). Укко Агриколы в свете археологии . Турку. ISBN 951-649-695-4 .
Хронологическое и интерпретационное исследование древней финской религии: древнескандинавские и финские религии и культовые топонимы.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Перейти обратно: а б Хаавио, Мартти (1959). Боги Карелии . Порвоо: WSOY.
- ^ Перейти обратно: а б Вирранкоски, Пентти (2009). История Финляндии . Том 1 и 2. Хельсинки: СКС. ISBN 978-952-222-160-5 .
- ^ Кроуфорд, Джон Мартин, изд. (1888). «Руна Х» . Калевала . строфа 17.
- ^ Елисеев, Ю.С. (1959). "Древнейший письменный памятник одного из прибалтийско-финских языков" [The most ancient written monument of one of the Baltic-Finnish languages]. Изв. АН СССР (in Russian). 18 (1). Отд-ние лит. и языка: 65–72.
- ^ «Защитные змеи» . tivannaula.org . 4 апреля 2011 г.
- ^ Халка, Антти; и др. (1998) [1994]. Домашний путеводитель по природе (на финском языке) (5-е изд.). Порвоо, Хельсинки, Юва: Вернер Сёдерстрем Осакейтиё. стр. 139. ISBN 951-0-19804-8 .
- ^ «Середина лета, Миттумари, самый зеленый из ежегодных праздников» . Архивировано из оригинала 16 марта 2012 г. Проверено 18 июля 2012 г.
- ^ Агрикола, Микаэль . «3. Б. Рассказ о старых идолах финнов» . 3. Alcupuhe Psaltari päle, 1551. Отрывки из поэтического окончания предисловия. vvks.info (Отчет). Архивировано из оригинала 18 февраля 2013 г. Проверено 18 июля 2012 г.
- ^ «Почему мы называем зимние бури» . Канал погоды (weather.com) . 1 октября 2012 года. Архивировано из оригинала 10 февраля 2013 года . Проверено 3 февраля 2013 г.