Jump to content

Хорагаллес

В саамском шаманизме Хорагаллес , также пишется как Хора Галлес и Тора Галлес и часто приравнивается к Тьермесу или Айджеке (то есть «дедушка или прадедушка»), является богом грома. Его изображают в виде деревянной фигуры с гвоздем в головке и с молотком, а иногда и на шаманских бубнах , с двумя молотами.

Характеристики и функции

[ редактировать ]

Идолы Хорагаллеса сделаны из дерева и имеют в голове гвоздь или шип и кусок кремня. [ 1 ] [ 2 ] У него есть молоток по имени Ветшера, Айеке Ветшера, [ 3 ] [ 4 ] или Ajeke veċċera, «дедушкин молот». [ 5 ]

Хорагаллес — бог неба, грома и молний, ​​радуги, погоды, океанов и озер и управляет человеческой жизнью, здоровьем и благополучием. [ 6 ] Он наказывает «вредных демонов» или «злых духов» (т. е. троллей), посещающих скалы и горы; он уничтожает их своей молнией, стреляет в них из лука или вышибает им мозги своим молотом. Радуга — это его лук «Айеке дауге». [ 3 ] [ 4 ] [ 7 ]

Хорагаллес изображен на саамских шаманских бубнах.

[ редактировать ]
Изображение Хорагаллеса на саамском шаманском бубне, найденном в Норвегии. Символы барабана были скопированы христианским священником Томасом фон Вестеном в 18 веке. [ 8 ]
Два молота бога грома, изображенные в виде синего креста на шаманском барабане конца XVIII века из муниципалитета Порсангер , Западный Финнмарк , Норвегия, описанные христианским миссионером Кнудом Леемом. [ 9 ]

На саамских шаманских бубнах Хорагаллес иногда изображается с кувалдой в одной руке и крестовым молотом в другой или символизируется двумя скрещенными молотами. Одним молотом он вызывал гром и молнию, а другим уводил их, чтобы не причинить вреда саамам и их животным. [ 10 ]

Имя и отношение к другим богам

[ редактировать ]

Имя Хорагаллес не встречается в старых словарях саамских языков, например, середины 19 века. [ 11 ] Его часто отождествляют с Тьермесом; в 1673 году Иоганнес Схеффер, не использовавший имени Хорагаллес, писал, что, когда гремел Айеке, его звали Тьермес. [ 3 ] [ 7 ] В названиях существуют значительные региональные различия; Хорагаллес (с различными вариантами написания, включая Торагаллес) характерно для южных саамов, а радуга упоминается под разными именами, относящимися к грому. [ 1 ] [ 5 ] [ 12 ] [ 13 ]

Ранние ученые отметили сходство между Хорагаллесом и скандинавским богом-громовержцем Тором, а также то, что некоторые саамы называли его Тороном или просто Тором, и не были уверены, что на что повлияло. [ 14 ] Но теперь имя Хорагаллес интерпретируется как заимствованное из древнескандинавского Þórr Karl , «Старик Тор». [ 1 ] [ 15 ] «Тор, Старший», [ 16 ] или «Тор, парень», [ 17 ] «Тор Карл» (возможно, от норвежского Торрекалла ), [ 18 ] [ 19 ] или шведский Торсманнен , «человек-громовержец». [ 20 ]

Супругу Хорагаллеса зовут Равдна, и красные ягоды рябины посвящены ей. Имя Равдна напоминает северогерманские названия дерева, такие как древнескандинавское reynir , и согласно «Прозаическая Эдда» книге Skáldskaparmál , рябина называется «спасением Тора», потому что Тор однажды спас себя, уцепившись за нее. Поэтому было высказано предположение, что скандинавская богиня Сиф , жена Тора, когда-то была задумана в форме рябины, за которую цеплялся Тор. [ 15 ] [ 17 ]

Тьермес саамский бог грома и дождя, также известный как Айеке или Аджеке и часто отождествляемый с Хорагаллесом.

Тьермес — бог неба, грома и молнии, радуги, погоды, океанов и озер и управляет человеческой жизнью, здоровьем и благополучием. Он защищает людей и их животных от «вредных демонов» и «нечистой силы» (т.е. троллей). [ 21 ] середины XVIII века Согласно церемониям и религиозным обычаям всех народов мира , «Тьермес или Торон» является первым в троице, остальные члены которой — Стурюнкаре и Бавр или Джумала. [ 22 ] Его также называют Айеке, «дедушка» или «прадед»; в 1673 году Иоганнес Схеффер писал, что, когда гремел Айеке, его звали Тьермес. [ 7 ]

Имена бога значительно различаются в зависимости от региона: Тьермес и его варианты обычно используются среди северных саамов и хорагаллесов, а варианты - среди южных саамов. [ 1 ] [ 23 ] Слово «диерпмис» могло быть заимствованным из дофинно-угорского языка-субстрата. [ 24 ]

Паджонн саамский бог грома. [ 25 ] Другие варианты имени и написания включают Баянн, Пайон и Паянолмай, которые в финском языке встречаются как Паджайнен, все они происходят от слова пад'ди , что означает «выше». По словам Захариаса Плантена, Пайонн — это псевдоним Дорагасса, который, в свою очередь, является искаженной версией Хорагаллеса. [ 26 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с д Каарле Крон , «Вклад саамов в германскую мифологию», Финско-угорские исследования 6 (1906) 155–80, стр. 164 (на немецком языке)
  2. ^ Йоханнес Шеффер, История Лапландии: где показаны оригинальные нравы, привычки, браки, заклинания и т. д. этого народа , Оксфорд, 1674 г., цитируется в Матиасе Александре Кастрене, Nordiska Resor och Forskningar, том 3, Хельсинки: Finska Litteratursällskapet , 1853, стр. 206 (на шведском языке).
  3. ^ Перейти обратно: а б с Шеффер, цит. по: Кастрен, стр. 50 .
  4. ^ Перейти обратно: а б Йоханнес Шефферус, Лапландия , тр. Хенрик Сундин, изд. Джон Гранлунд, Бенгт Лёв и Джон Бернстрем, Acta Lapponica 8, Стокгольм: Gebers, 1956, OCLC 468993787, стр. 130 (на шведском языке).
  5. ^ Перейти обратно: а б Йенс Андреас Фриис , Лапландская мифология, сказки и фольклор , Христиания: Каммермейер, 1871, стр. 69 (на норвежском языке).
  6. ^ Фриис, стр. 68 , со ссылкой на Эриха Иоганна Йессена, De norske Finners og Lappers hedenske Religion (1765).
  7. ^ Перейти обратно: а б с «История Лапландии» , 1674 г., переводное изд., факсимильное изд. Suecica rediviva 22, Стокгольм: Rediviva, 1971, ISBN   978-91-7120-001-3 , с. 37 .
  8. ^ Фриис, с. 35 .
  9. ^ Фриис, с. 141 .
  10. ^ Рукопись Нэрёя, ок. 1723 г., приписывается Йохану Рандульфу, цитируется по Friis, p. 69 (на норвежском языке) .
  11. ^ Нильс Вибе Стокфлет, Норвежско-сапартский словарь . Христиания: Каппелен, 1852.
  12. ^ Фриис, стр. 65–66 .
  13. ^ Хокан Ридвинг, Конец времени барабанов: религиозные изменения среди саамов луле, 1670–1740-е годы , докторская диссертация, Acta universitatis upsaliensis, Historia Religionum 12, Стокгольм: Almqvist & Wiksell, 1993, 1993; ISBN   978-91-554-3065-8 , с. 19 .
  14. ^ Фриис, с. 66.
  15. ^ Перейти обратно: а б ЭОГ Турвиль-Петре , (1964). Миф и религия Севера: Религия Древней Скандинавии , Лондон: Вайденфельд и Николсон, 1964, OCLC 3264532, стр. 98 .
  16. ^ Фольклор 25–28 (2004), с. 49 .
  17. ^ Перейти обратно: а б Яан Пухвел , Сравнительная мифология , Балтимор: Джонс Хопкинс, 1987, ISBN   978-0-8018-3413-4 , с. 204 .
  18. ^ Жорж Дюмезиль , Боги древних норманнов , изд. Эйнар Хауген , Публикации Центра изучения сравнительного фольклора и мифологии Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе 3, Беркли: Калифорнийский университет, 1973, ISBN   978-0-520-02044-3 , с. 124 .
  19. ^ Леопольд фон Шредер , «Германские эльфы и боги среди эстонского народа», Труды Императорской академии наук в Вене, философско-исторический класс 153.1 (1906) , с. 92 (на немецком языке)
  20. ^ Орнулв Воррен и Эрнст Манкер , тр. Кэтлин Макфарлейн, Лапландская жизнь и обычаи: обзор , Лондон: Оксфорд, 1962, OCLC 264994678, стр. 119 .
  21. ^ Матиас Александр Кастрен, Nordiska Resor och Forskningar , том 3, Хельсинки: Finska Litteratursällskapet, 1853, стр. 49–51 (на шведском языке)
  22. ^ Религиозные церемонии и обычаи всех народов мира , изд. Жан Фредерик Бернар и Жан-Шарль Понслен де Ла Рош-Тильак, 2-е изд., том 1 Амстердам/Париж: Лапорт, 1783, OCLC 13814643, стр. 57 (на французском языке)
  23. ^ Йенс Андреас Фриис , Лапландская мифология, сказки и фольклор , Христиания: Каммермейер, 1871, стр. 65–66 , 69 (на норвежском языке)
  24. ^ Анте Айкио , «Очерк этнолингвистической предыстории саамов» , в: Лингвистическая карта доисторической Северной Европы , Suomalais-Ugrilaisen Seuran Toititukiya / Mémoires de la Société Finno-Ougrienne, 266, Хельсинки, 2012, стр. 63–117.
  25. ^ Манфред Люркер, Словарь богов и богинь, дьяволов и демонов Routledge , Тейлор и Фрэнсис, 2015, ISBN   9781136106200 , с. 272.
  26. ^ Джон Балис, «Паджайнен», в: Боги и мифы в древней Европе , Мифологический словарь 2, Э. Клетт, 1973, ISBN   3-12-909820-8 , стр. 330–31 (на немецком языке) .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Аксель Ольрик . «Скандинавское и саамское поклонение». Датские исследования 1905, стр. 39–63. (на датском языке)
  • Аксель Ольрик. «Бог грома и его мальчик в мифическом мире лопарей». Датские исследования 1906 г., стр. 65–69. (на датском языке)
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d6f34926fc5e62a942b79b3216f0474f__1719701640
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d6/4f/d6f34926fc5e62a942b79b3216f0474f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Horagalles - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)