Хорагаллес
В саамском шаманизме Хорагаллес , также пишется как Хора Галлес и Тора Галлес и часто приравнивается к Тьермесу или Айджеке (то есть «дедушка или прадедушка»), является богом грома. Его изображают в виде деревянной фигуры с гвоздем в головке и с молотком, а иногда и на шаманских бубнах , с двумя молотами.
Характеристики и функции
[ редактировать ]Идолы Хорагаллеса сделаны из дерева и имеют в голове гвоздь или шип и кусок кремня. [ 1 ] [ 2 ] У него есть молоток по имени Ветшера, Айеке Ветшера, [ 3 ] [ 4 ] или Ajeke veċċera, «дедушкин молот». [ 5 ]
Хорагаллес — бог неба, грома и молний, радуги, погоды, океанов и озер и управляет человеческой жизнью, здоровьем и благополучием. [ 6 ] Он наказывает «вредных демонов» или «злых духов» (т. е. троллей), посещающих скалы и горы; он уничтожает их своей молнией, стреляет в них из лука или вышибает им мозги своим молотом. Радуга — это его лук «Айеке дауге». [ 3 ] [ 4 ] [ 7 ]
Хорагаллес изображен на саамских шаманских бубнах.
[ редактировать ]

На саамских шаманских бубнах Хорагаллес иногда изображается с кувалдой в одной руке и крестовым молотом в другой или символизируется двумя скрещенными молотами. Одним молотом он вызывал гром и молнию, а другим уводил их, чтобы не причинить вреда саамам и их животным. [ 10 ]
Имя и отношение к другим богам
[ редактировать ]Имя Хорагаллес не встречается в старых словарях саамских языков, например, середины 19 века. [ 11 ] Его часто отождествляют с Тьермесом; в 1673 году Иоганнес Схеффер, не использовавший имени Хорагаллес, писал, что, когда гремел Айеке, его звали Тьермес. [ 3 ] [ 7 ] В названиях существуют значительные региональные различия; Хорагаллес (с различными вариантами написания, включая Торагаллес) характерно для южных саамов, а радуга упоминается под разными именами, относящимися к грому. [ 1 ] [ 5 ] [ 12 ] [ 13 ]
Ранние ученые отметили сходство между Хорагаллесом и скандинавским богом-громовержцем Тором, а также то, что некоторые саамы называли его Тороном или просто Тором, и не были уверены, что на что повлияло. [ 14 ] Но теперь имя Хорагаллес интерпретируется как заимствованное из древнескандинавского Þórr Karl , «Старик Тор». [ 1 ] [ 15 ] «Тор, Старший», [ 16 ] или «Тор, парень», [ 17 ] «Тор Карл» (возможно, от норвежского Торрекалла ), [ 18 ] [ 19 ] или шведский Торсманнен , «человек-громовержец». [ 20 ]
Супругу Хорагаллеса зовут Равдна, и красные ягоды рябины посвящены ей. Имя Равдна напоминает северогерманские названия дерева, такие как древнескандинавское reynir , и согласно «Прозаическая Эдда» книге Skáldskaparmál , рябина называется «спасением Тора», потому что Тор однажды спас себя, уцепившись за нее. Поэтому было высказано предположение, что скандинавская богиня Сиф , жена Тора, когда-то была задумана в форме рябины, за которую цеплялся Тор. [ 15 ] [ 17 ]
Тьермес
[ редактировать ]Тьермес — саамский бог грома и дождя, также известный как Айеке или Аджеке и часто отождествляемый с Хорагаллесом.
Тьермес — бог неба, грома и молнии, радуги, погоды, океанов и озер и управляет человеческой жизнью, здоровьем и благополучием. Он защищает людей и их животных от «вредных демонов» и «нечистой силы» (т.е. троллей). [ 21 ] середины XVIII века Согласно церемониям и религиозным обычаям всех народов мира , «Тьермес или Торон» является первым в троице, остальные члены которой — Стурюнкаре и Бавр или Джумала. [ 22 ] Его также называют Айеке, «дедушка» или «прадед»; в 1673 году Иоганнес Схеффер писал, что, когда гремел Айеке, его звали Тьермес. [ 7 ]
Имена бога значительно различаются в зависимости от региона: Тьермес и его варианты обычно используются среди северных саамов и хорагаллесов, а варианты - среди южных саамов. [ 1 ] [ 23 ] Слово «диерпмис» могло быть заимствованным из дофинно-угорского языка-субстрата. [ 24 ]
Паджон
[ редактировать ]Паджонн — саамский бог грома. [ 25 ] Другие варианты имени и написания включают Баянн, Пайон и Паянолмай, которые в финском языке встречаются как Паджайнен, все они происходят от слова пад'ди , что означает «выше». По словам Захариаса Плантена, Пайонн — это псевдоним Дорагасса, который, в свою очередь, является искаженной версией Хорагаллеса. [ 26 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д Каарле Крон , «Вклад саамов в германскую мифологию», Финско-угорские исследования 6 (1906) 155–80, стр. 164 (на немецком языке)
- ^ Йоханнес Шеффер, История Лапландии: где показаны оригинальные нравы, привычки, браки, заклинания и т. д. этого народа , Оксфорд, 1674 г., цитируется в Матиасе Александре Кастрене, Nordiska Resor och Forskningar, том 3, Хельсинки: Finska Litteratursällskapet , 1853, стр. 206 (на шведском языке).
- ^ Перейти обратно: а б с Шеффер, цит. по: Кастрен, стр. 50 .
- ^ Перейти обратно: а б Йоханнес Шефферус, Лапландия , тр. Хенрик Сундин, изд. Джон Гранлунд, Бенгт Лёв и Джон Бернстрем, Acta Lapponica 8, Стокгольм: Gebers, 1956, OCLC 468993787, стр. 130 (на шведском языке).
- ^ Перейти обратно: а б Йенс Андреас Фриис , Лапландская мифология, сказки и фольклор , Христиания: Каммермейер, 1871, стр. 69 (на норвежском языке).
- ^ Фриис, стр. 68 , со ссылкой на Эриха Иоганна Йессена, De norske Finners og Lappers hedenske Religion (1765).
- ^ Перейти обратно: а б с «История Лапландии» , 1674 г., переводное изд., факсимильное изд. Suecica rediviva 22, Стокгольм: Rediviva, 1971, ISBN 978-91-7120-001-3 , с. 37 .
- ^ Фриис, с. 35 .
- ^ Фриис, с. 141 .
- ^ Рукопись Нэрёя, ок. 1723 г., приписывается Йохану Рандульфу, цитируется по Friis, p. 69 (на норвежском языке) .
- ^ Нильс Вибе Стокфлет, Норвежско-сапартский словарь . Христиания: Каппелен, 1852.
- ^ Фриис, стр. 65–66 .
- ^ Хокан Ридвинг, Конец времени барабанов: религиозные изменения среди саамов луле, 1670–1740-е годы , докторская диссертация, Acta universitatis upsaliensis, Historia Religionum 12, Стокгольм: Almqvist & Wiksell, 1993, 1993; ISBN 978-91-554-3065-8 , с. 19 .
- ^ Фриис, с. 66.
- ^ Перейти обратно: а б ЭОГ Турвиль-Петре , (1964). Миф и религия Севера: Религия Древней Скандинавии , Лондон: Вайденфельд и Николсон, 1964, OCLC 3264532, стр. 98 .
- ^ Фольклор 25–28 (2004), с. 49 .
- ^ Перейти обратно: а б Яан Пухвел , Сравнительная мифология , Балтимор: Джонс Хопкинс, 1987, ISBN 978-0-8018-3413-4 , с. 204 .
- ^ Жорж Дюмезиль , Боги древних норманнов , изд. Эйнар Хауген , Публикации Центра изучения сравнительного фольклора и мифологии Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе 3, Беркли: Калифорнийский университет, 1973, ISBN 978-0-520-02044-3 , с. 124 .
- ^ Леопольд фон Шредер , «Германские эльфы и боги среди эстонского народа», Труды Императорской академии наук в Вене, философско-исторический класс 153.1 (1906) , с. 92 (на немецком языке)
- ^ Орнулв Воррен и Эрнст Манкер , тр. Кэтлин Макфарлейн, Лапландская жизнь и обычаи: обзор , Лондон: Оксфорд, 1962, OCLC 264994678, стр. 119 .
- ^ Матиас Александр Кастрен, Nordiska Resor och Forskningar , том 3, Хельсинки: Finska Litteratursällskapet, 1853, стр. 49–51 (на шведском языке)
- ^ Религиозные церемонии и обычаи всех народов мира , изд. Жан Фредерик Бернар и Жан-Шарль Понслен де Ла Рош-Тильак, 2-е изд., том 1 Амстердам/Париж: Лапорт, 1783, OCLC 13814643, стр. 57 (на французском языке)
- ^ Йенс Андреас Фриис , Лапландская мифология, сказки и фольклор , Христиания: Каммермейер, 1871, стр. 65–66 , 69 (на норвежском языке)
- ^ Анте Айкио , «Очерк этнолингвистической предыстории саамов» , в: Лингвистическая карта доисторической Северной Европы , Suomalais-Ugrilaisen Seuran Toititukiya / Mémoires de la Société Finno-Ougrienne, 266, Хельсинки, 2012, стр. 63–117.
- ^ Манфред Люркер, Словарь богов и богинь, дьяволов и демонов Routledge , Тейлор и Фрэнсис, 2015, ISBN 9781136106200 , с. 272.
- ^ Джон Балис, «Паджайнен», в: Боги и мифы в древней Европе , Мифологический словарь 2, Э. Клетт, 1973, ISBN 3-12-909820-8 , стр. 330–31 (на немецком языке) .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Аксель Ольрик . «Скандинавское и саамское поклонение». Датские исследования 1905, стр. 39–63. (на датском языке)
- Аксель Ольрик. «Бог грома и его мальчик в мифическом мире лопарей». Датские исследования 1906 г., стр. 65–69. (на датском языке)