Jump to content

Барабаньте сами

(Перенаправлено с саамского барабана )
Барабан Андерса Паульсена (слева) и барабан Биндаль (справа) представляют собой вариации саамских барабанов, их форму, украшение и историю. Барабан Паульсена был конфискован в Вадсё в 1691 году, а барабан Биндала был куплен сотрудником музея в 1925 году; Муниципалитет Вадсё и муниципалитет Биндаль находятся в противоположных уголках саамского мира. Барабан Полсенса имеет типичный северно-саамский рисунок с несколькими отдельными уровнями, представляющими разные слои духовных миров. Барабан Биндаль имеет типичное южносаамское украшение: символ солнца в форме ромба в центре и другие символы вокруг солнца, представляющие людей, животных, ландшафт и божеств.

Саамский барабан — это шаманский церемониальный барабан, используемый саамами Северной Европы. Саамские церемониальные барабаны имеют две основные разновидности, обе овальной формы : барабан-чаша, в котором пластик закреплен на капе , и рамочный барабан , в котором пластик натянут на тонкое кольцо из гнутого дерева . Пластик барабана изготовлен из оленьей шкуры .

В саамском шаманизме ноайди использовали барабан, чтобы войти в транс или получить информацию из будущего или других миров. В одной руке держали барабан, а другой били. Говорят , что пока ноайди находился в трансе, его «свободный дух» покидал тело и посещал мир духов. При гадании в барабан били барабанным молотком; вуорби («указатель» или « указатель »), своего рода штамп из латуни или рога, перемещался по пластику барабана при ударе по барабану. Будущие события будут предсказаны по символам, на которых вуорби останавливаются на мембране.

Узоры на мембране барабана отражают мировоззрение владельца и его семьи, как в религиозных, так и в мирских вопросах, таких как оленеводство, охота, ведение домашнего хозяйства, отношения с соседями и несаамской общиной.

Многие барабаны были изъяты из собственности и использования саамов во время христианизации саамов в 17 и 18 веках. Многие барабаны были конфискованы саамскими миссионерами и другими официальными лицами в рамках усиленной христианской миссии в отношении саамов. Остальные барабаны купили коллекционеры. Сохранилось от 70 до 80 барабанов; Самая большая коллекция барабанов находится в Скандинавском музее в Стокгольме.

Терминология

[ редактировать ]
Шефферус Лаппония . (1673 г.) является ранним источником саамской культуры и религии
Луле-саамский барабан-чаша
Каркасный барабан ( freavnantjahke gievrie ) со шнурами

Северно -саамские термины для обозначения барабана — goavddis , gobdis и meavrresgárri , а луле-саамские и южно-саамские термины — goabdes и gievrie соответственно. Норвежский : runebomme , шведский : nåjdtrumma ; [1] На английском языке он также известен как рунический барабан или саамский шаманский барабан. [2] [3]

Северно-саамское название goavddis описывает чашу-барабан, а южно-саамское имя gievrie описывает рамочный барабан, что соответствует распространению этих типов барабанов. [4] Другое северно-саамское имя, meavrresgárri , представляет собой межъязыковое составное слово: саамское meavrres от meavrit и финского möyriä («копать, рев, беспорядок»), плюс gárri от норвежского kar («чашка, чаша»). [5]

Распространенное норвежское название барабана, runebomme , основано на более раннем непонимании символов на барабане, которое интерпретировало их как руны . [6] Предлагаемые новые названия на норвежском языке: sjamantromme («шаманский барабан»). [7] или те же барабаны («Саамский барабан»). [8] Первоначальное шведское название, trolltrumma , происходит от христианского восприятия саамской религии как колдовства ( тролльдома ), и сейчас оно считается уничижительным. В своих «Фрагментах саамской мифологии» (ок. 1840 г.) Лестадиус использовал термин «гадательный барабан» («spåtrumma»). Сегодня в шведском языке обычно используется термин «самиска трумман» («саамский барабан»). [4] [9]

Источники по истории барабанов

[ редактировать ]

Есть четыре категории источников по истории барабанов. Во-первых, это сами барабаны и то, что можно с их помощью интерпретировать. Во-вторых, существуют отчеты и трактаты на саамскую тематику 17 и 18 веков, написанные норвежскими и шведскими священниками, миссионерами или другими государственными служащими, такими как Йоханнес Шефферус. Третья категория — это заявления самих саамов, переданные в суды или другим официальным представителям. [10] [11] Четвертый — это спорадические упоминания о барабанах и саамском шаманизме в других источниках, таких как Historia Norvegiæ (конец XII века).

Самое старое упоминание о саамском барабане и шаманизме содержится в анонимной Historia Norvegiæ (конец XII века). В нем упоминается барабан с символами морских животных, лодка, олени и снегоступы. Существует также описание шамана, исцелившего, по-видимому, мертвую женщину, вселив свой дух в кита. [12] Педер Клауссон Фриис описывает дух ноайди, покидающий тело, в своей книге «Norriges oc omliggende Øers sandfærdige Bescriffuelse» (1632). Самое старое описание саамов принадлежит Андерсу Уитлоку из саамов Пите в 1642 году о барабане, который ему принадлежал. Уитлок тоже сделал рисунок; его историю записал немецко-шведский бергмейстер Ганс П. Любекер. Барабан Уитлока представляет собой мировоззрение, в котором божества, животные, живые и мертвые работают вместе в пределах данного ландшафта. [13] Протоколы суда над Андерсом Паульсеном в Вадсё в 1692 году. [14] и против Ларса Нильссона в Арьеплуге в 1691 году также являются источниками. [15]

В 17 веке шведское правительство заказало работу по расширению знаний о саамах и их культуре. Во время Тридцатилетней войны (1618–1648) распространялись слухи, что шведы выиграли свои сражения с помощью саамского колдовства. [16] Подобные слухи легли в основу исследования, которое привело к созданию Иоганна Шефферуса книги « Лаппония » , опубликованной на латыни в 1673 году. [17] Для Шефферуса ряд «священнических переписок» ( prästrelationer ) был написан викариями саамских округов Швеции. Трактаты Сэмюэля Рина , Олауса Граана , Иоганна Торнея и Николая Лундия были источниками, использованными Шефферомом. [18] [19] В Норвегии основным источником являются сочинения миссии Томаса фон Вестена и его коллег с 1715 по 1735 год. Авторами были Ханс Сканке , Йенс Килдал , Исаак Ольсен и Йохан Рандульф ( рукопись Нэрой ). Частично эти книги представляли собой инструкции для миссионеров и их сотрудников, а частично документацию, предназначенную для правительства в Копенгагене. Поздними книгами этой традиции являются Пера Хёгстрема « Beskrifning Öfwer de til Sweriges Krona lydande Lapmarker» (1747). [20] в Швеции и » Кнуда Леема ( « Бескривелсе над Финмаркенсом Лаппером 1767 г.) в Дании-Норвегии. Особенно примечательны Лестадиуса « Фрагменты саамской мифологии» (1839–1845), в которых ранние трактаты обсуждаются с критическим подходом, а также основываются на собственном опыте Лестадиуса.

Форма барабанов

[ редактировать ]

Древесина

[ редактировать ]

Барабаны всегда овальные; Точная форма овала будет зависеть от типа используемой древесины. Барабаны, которые существуют до сих пор, делятся на четыре различных типа и могут быть разделены на две основные группы: барабаны-чаши и барабаны-рамки. [4]

  1. В барабанах-чашах древесина состоит из капа , имеющего форму чаши. Кап обычно бывает из сосны , но иногда и из ели . Мембрана прикрепляется к древесине сухожилиями.
  2. Рамные барабаны формируются путем мокрой или термической гибки ; древесина обычно сосновая, а мембрана пришивается к отверстиям в раме сухожилиями.
  3. Кольцевые барабаны изготовлены из натурального куска сосны. Известен только один барабан такого типа.
  4. Каркасные барабаны углового распила изготавливаются из цельного куска дерева, вырезанного из дерева. Чтобы согнуть древесину в овал, внизу и сбоку рамы делаются угловые надрезы. Сохранилось только два таких барабана, оба из Кемисаамского района Финляндии. Частично сохранившийся барабан из Бьёрсвика в Нордланде также представляет собой рамный барабан с угловой огранкой.

В своей основной работе о саамских барабанах «Саамский волшебный барабан » [21] Эрнст Манкер перечисляет 41 рамочный барабан, один кольцевой барабан, два рамочных барабана с угловым вырезом и 27 чашечных барабанов. Учитывая эти цифры, многие склонны делить барабаны на две основные группы: чашеобразные и рамочные, рассматривая остальные как разновидности. Судя по этим сохранившимся барабанам и их известному происхождению, рамочные барабаны, по-видимому, более распространены в южных саамских районах, а чашечные барабаны, по-видимому, распространены в северных саамских районах. Барабан-чаша иногда рассматривается как локальная модификация основного типа барабана, которым является рамный барабан. [4] Каркасный тип барабана больше напоминает другие церемониальные барабаны, используемые коренными народами Сибири . [4]

Мембрана и ее символы

[ редактировать ]
Региональная типология барабанных рисунков с некоторыми вариациями, использованными К.Б. Виклундом (1930), Эрнстом Манкером. [21] и Кьельстрём и Рюдвинг. [4]
Отрывок из южно-саамского барабана с акцентом на три типичных мотива: складское помещение (1), загон для оленей (2) и богинь Сарахкку , Юоксакку и Уксакку (3-5).
Этот барабан из саамской области Луле представляет собой уникальное сочетание мотивов: рыбы, пушных зверей и диких птиц ; таким образом, изображая владельца барабана, который был скорее охотником, чем оленеводом.

Мембрана изготовлена ​​из недубленной шкуры северного оленя. Ларс Олсен, описавший в 1885 году барабан своего дяди, барабан Биндаль , сказал, что шкуру обычно снимали с шеи олененка из-за ее толщины. [7] Символы были нарисованы пастой из коры ольхи . [5] [21]

Мотивы на барабане отражают мировоззрение владельца и его семьи, как с точки зрения религиозных убеждений, так и с точки зрения образа жизни. [22] Мир изображается через изображения оленей, как домашних, так и диких, а также плотоядных хищников, представляющих угрозу для стада. Образ жизни представлен сценами охоты на дичь, лодок с рыболовными сетями, оленеводства. Дополнительные изображения на барабане состоят из гор, озер, людей, божеств, а также стоянки с палатками и складскими помещениями. Символы иностранных цивилизаций, такие как церкви и дома, представляют собой угрозы со стороны окружающей и расширяющейся несаамской общины. [16] [23] Каждый владелец выбирал свой набор символов; [24] не существует двух барабанов с одинаковым набором символов. [18] Барабан, упомянутый в средневековом латинском томе Historia Norvegiæ с такими мотивами, как киты, олени, лыжи и лодка, принадлежал прибрежным саамам. Саамский барабан Луле символизирует владельца, который нашел свой образ жизни в основном за счет охоты, а не скотоводства.

Типологию, основанную на структуре узоров, можно разделить на три основные категории: [4]

  1. Южные саамы, характеризующиеся ромбовидным солнечным крестом в центре.
  2. Центрально-саамский, где мембрана разделена на две части горизонтальной линией, часто с солярным символом в нижней части.
  3. Северо-саамский, где мембрана разделена горизонтальными линиями на три или пять отдельных уровней, представляющих разные миры: небеса, мир живых и подземный мир.

В обзоре Манкера из 71 известного барабана есть 42 южносаамских барабана, 22 центральносаамских барабана и семь северносаамских барабанов. [21]

Барабан Биндаль — типичный южносаамский барабан с символом солнца в центре. Ее последний владелец также объяснил, что символы на мембране расположены в соответствии с четырьмя сторонами света вокруг Солнца. Юг описывается как «летняя сторона» или «направление жизни» и содержит символы жизни саамов в лесах летом: гоахти , склад или ньялла , стадо оленей и их пастбища. Север описывается как «сторона смерти» и содержит символы болезни, смерти и зла. [7]

Кьельстрем и Рюдвинг обобщили символы барабанов по следующим категориям: природа, олени, медведи, лоси, другие млекопитающие (волк, бобр, мелкие пушные звери), птицы, рыбы, охота, рыбалка, оленеводство, турбаза. – с гоахти, ньяллой и другими складами, несаамская деревня – часто представленная церковью, людьми, путешествиями (лыжи, олени с пулькой , лодки), а также божествами и их мирами. Иногда изображается даже использование самого барабана. [4] [25]

Оленеводство в основном изображается с помощью круглого символа загона для оленей , который использовался для сбора, маркировки и доения стада. Этот символ встречается на 75% южных саамских барабанов, но не на северных или восточных барабанах. [4] Символ загона всегда размещается в нижней половине барабана. Олени изображаются отдельными линейными фигурами, полностью смоделированными фигурами или рогами. [4] Место для лагеря обычно изображается в виде треугольника, символизирующего палатку/гоахти. [4] Саамский склад ( ньялла ) изображен на множестве барабанов из разных местностей. Ньялла это небольшая хижина в стиле медвежьего тайника , построенная на вершине срубленного дерева. Обычно его изображают с лестницей впереди.

Саамские божества изображены на нескольких мембранах барабанов. Это верховный бог Ради , демиург и хранитель Варальди олмай , бог грома и плодородия Хорагаллис , бог погоды Биегголмай , бог охоты Леайболмай , бог солнца Беайви / Бейджие , богини-матери Маттаракка , Сарахкка , Юоксакка и Уксакка и верховой дух Руто , несущий болезни и смерть, и Ябмеакка – царица подземного мира.

Некоторые предметы из несаамского мира также появляются на нескольких барабанах. Они интерпретируются как попытки понять и освоить новые влияния, взаимодействующие с саамским обществом. [22] На нескольких барабанах изображены церкви, дома и лошади, а на барабанах из районов Торне и Кеми изображены и город, и церковь, и саамский комиссариат . [22]

Интерпретация символов барабанов может быть сложной, и для некоторых символов были предложены разные объяснения. Часто предполагалось, что саамы намеренно давали вводящие в заблуждение объяснения, когда представляли свои барабаны миссионерам и другой христианской аудитории, чтобы преуменьшить языческие элементы и подчеркнуть христианское влияние на саамскую культуру. [26] [27] Однако также высказывалось предположение, что некоторые символы были чрезмерно интерпретированы как религиозные мотивы, хотя на самом деле они представляли вопросы повседневной жизни.

Хокан Ридвинг оценил символы барабанов с точки зрения критики источников и разделил их на четыре категории: [10]

  1. Сохранившиеся барабаны, о которых рассказали их владельцы. Таких барабанов всего два: Андерса Полсена барабан и Freavnantjahke gievrie .
  2. Сохранились барабаны, о которых рассказали другие люди, современники владельцев. Это пять таких барабанов, четыре южносаамских и один умэ-саамский.
  3. Потерянные барабаны, что объяснили современники, то ли владелец, то ли другие люди. Таких барабанов четыре.
  4. Сохранившиеся барабаны без современного объяснения. Они составляют большую часть из 70 известных барабанов.

Рюдвинг и Кьельстрем продемонстрировали, что оба барабана Олова Граана из Ликселе [4] и Freavnantjahke Gievrie [10] были одухотворены посредством интерпретаций Манкера : Если сравнивать объяснения, создается впечатление, что Граан связывает символы с домашней жизнью и образом жизни, где Манкер видит божеств и духов. Это подчеркивает проблемы интерпретации. [4] Символы, которые Граан объясняет как снежную погоду, корабль, дождь и белки на деревьях, Манкер интерпретирует как бога ветра Биггольмая/Бигколмая, жертвоприношения на лодке, бога погоды и – среди других предположений – как лесного духа. [10] В Freavnantjahke gievrie есть символ, который владелец объяснил как «саам, едущий в своей толке за своим оленем», в то время как Манкер предполагает, что «это может быть обычная поездка на санях, но мы могли бы также предположить, что это ноайди » . владелец барабана, отправляющийся с важным поручением в духовный мир». С другой стороны, можно предположить, что владелец Freavnantjahke gievrie Бендик Андерсен преуменьшает значение духовного содержания барабана, когда символы, обычно признаваемые как три богини-матери, объясняются им как «мужчины, охраняющие оленей». ".

Инструменты

[ редактировать ]
Барабанный молоток от Rendalen (слева) имеет типичную симметричную Т-образную форму. [28] Этот молот XI века считается показателем раннего присутствия саамов на юге Норвегии. [29] [30] [31] Вуорби . («указатель», «указатель») изготавливался из латуни, рога или кости

Основными инструментами, используемыми при работе с барабаном, являются в основном барабанный молоток и одна-две вуорби на каждый барабан. Барабаны также имели разные виды шнуров, а также «медвежьи гвозди».

Барабанный молот (северосаамский: bállin ) обычно изготавливался из рога, имел Т- или Y-образную форму, с двумя симметричными головками и геометрическими украшениями. У некоторых молотков хвостовики сделаны из кожаных ремней, а древко обмотано кожаной или оловянной проволокой. [21] [32] Манкер (1938) знал и описал 38 барабанных молотков. [21] Барабанный молот использовался как для трансовой игры на барабанах, так и вместе с вуорби для гадания.

Вуорби . («указатель» или «указатель»; северносаамский vuorbi , baja или árpa ; южносаамский viejhkie ), используемый для гадания, изготавливался из латуни, рога или кости, а иногда и из дерева

Шнуры представляют собой кожаные ремни, прибитые или привязанные к раме или ко дну барабана. К ним были привязаны куски кости или металла. Владелец Freavnantjahke gievrie Бендикс Андерсен Фройнингсфьель объяснил Томасу фон Вестену в 1723 году, что кожаные ремни и их украшения из жести, кости и латуни были знаками благодарности барабану, подаренными владельцем в ответ на полученную удачу. через сообщения, которые шаман получал при использовании бубна. [33] В раме Freavnantjahke gievrie также было 11 оловянных гвоздей крестообразной формы. Бендикс объяснил их как показатель количества убитых медведей благодаря инструкциям, данным барабаном. [33] Манкер нашел похожие медвежьи гвозди в 13 бочках. [21] У других барабанов среди шнуров имелся бакулюм медведя или лисицы. [21]

Использование барабана

[ редактировать ]
Саамский ноайди со своим барабаном, впоследствии находящийся в трансе; как показано в » Иоганна Шефферуса ( «Лаппонии 1673 г.).
Исаак Олсен писал: « Рука падает в Эн Двале точно так же, как смерть, и лицо становится черным и синим, и хотя рука выглядит как смерть, тогда рука может делать такие вещи, и многие из тех, кто близок к смерти, и сюнис как смерть в глазах человека они могут сразу прийти в себя в тот же час, а когда рука лежит в таком обмороке или оцепенении, то он может узнать об окружающем и многое сделать и может рассказать много и странных вещей, когда рука просыпается , который он видел и делал, и может узнавать о странах и во многих местах, и вести оттуда вести, и носить с собой мудрые знаки и знаки, когда его об этом попросят, и тогда он вступает в конфликт со своими противниками и противниками, как в ином мире, пока Единый не отдаст жизнь свою и не одержит победу ». [34]
Этот барабан принадлежал Мортену Олофссону, сааму из Оселе, пока в первый день Нового 1725 года его не конфисковал Петрус Асп, епископ Херносанда. [9] [35] В этот день было конфисковано 26 бочек. Все эти барабаны были одного и того же основного типа южносаамских барабанов. [21] известный как тип Оселе. Двадцать из них сейчас принадлежат Nordiska museet и составляют значительную часть от общего количества сохранившихся барабанов.
Барабан из саамских районов Луле . Упоминается Шефферомом в 1673 году; сейчас в музее Нордиска.
Мари Бойн с современным барабаном. Барабаны теперь используются как музыкальные инструменты и как символы саамской идентичности.

Эрнст Манкер резюмировал использование барабана как в трансе, так и в гадании: [36]

  • перед использованием мембрану затягивали, поднося барабан близко к огню
  • пользователь стоял на коленях или сидел, скрестив ноги, держа барабан в левой руке
  • вуорби . помещали на мембрану либо в фиксированное исходное место, либо в случайно выбранное
  • молоток держали в правой руке; по мембране ударяли либо одной из головок молотка, либо плоской стороной молотка
  • барабанный бой начался в медленном темпе и стал все более диким
  • если барабанщик впадал в транс, его барабан клали на него окрашенной мембраной вниз.
  • путь вуорби через мембрану и места, где он останавливался, интерпретировались как значимые

Сэмюэл Рейн , который был священником в Квиккйокке в 1664–1671 годах, был одним из первых, кто написал о религии саамов. У него сложилось впечатление, что многие саамы, но не все, использовали барабан для гадания. Рин упомянул четыре вида вещей, которые может дать барабан:

  1. знание о том, что происходит в другом месте
  2. знания об удаче, несчастье, здоровье и болезни
  3. лечение болезней
  4. совет, какому божеству следует приносить жертву

Из этих четырех вещей, упомянутых Рином, другие источники утверждают, что первую из них совершали только ноайди . [4] Судя по источникам, могло сложиться впечатление, что использование барабана постепенно «демократизировалось», так что в некоторых регионах барабан имелся в каждом хозяйстве и отец семейства мог обращаться к нему за советом. [4] Однако первоначальное использование барабана, вызывающее трансовую работу, похоже, осталось специализацией шамана. [4]

Источники, похоже, сходятся во мнении, что в южных саамских районах XVIII века в каждом доме был свой барабан. В основном их использовали для гадания. [37] Типы и конфигурации мотивов южносаамских барабанов позволяют предположить, что они действительно использовались для гадания. С другой стороны, конфигурации северосаамских барабанных мотивов с их иерархическими структурами миров представляют собой мифологическую вселенную, по которой ноайди имели привилегию странствовать. [22] [37]

Барабан обычно брали с собой в кочевьях. Есть также сообщения о том, что барабаны спрятаны рядом с обычными кемпингами. Внутри лавву и гоахти барабан всегда помещался в боашу , пространстве за камином, которое считалось «священной комнатой» гоахти. [5]

В нескольких современных источниках описывается двойственный взгляд на барабаны: они рассматривались и как оккультные устройства, и как инструменты для гадания в практических целях. [35] Барабаны передавались по наследству. Не все владельцы барабанов в XVIII веке называли себя активными пользователями барабанов — по крайней мере, на этом они настаивали, когда барабаны были конфискованы. [35]

Нет никаких известных свидетельств того, что барабан или ноайди играли какую-либо роль в ритуалах рождения детей или похорон. [22]

Некоторые источники предполагают, что барабан был изготовлен с помощью тайных ритуалов. Однако Манкер [21] снял фотодокументальный фильм, описывающий процесс изготовления барабанов. Выбор мотивов для мембраны или лежащая в его основе философия не описаны ни в каких источниках. Известно, что посвящение нового бубна сопровождалось ритуалами, в которых участвовал весь дом.

В трансе

[ редактировать ]

Ноайди использовали барабан , чтобы вызвать состояние транса. Он ударил в барабан с интенсивным ритмом, пока не впал в транс или состояние, подобное сну. Находясь в этом состоянии, его свободный дух мог путешествовать в духовные миры или в другие места материального мира. Эпизод, упомянутый в Historia Norvegiæ, рассказывает о ноайде , который путешествовал в мир духов и сражался с вражескими духами, чтобы исцелить больных. [12] В трудах Педера Клауссона Фрииса (1545–1614) описывается саам из Бергена, который предположительно мог путешествовать по материальному миру, находясь в трансе : саам по имени Якоб совершил духовное путешествие в Германию, чтобы узнать о здоровье немца . семья купца . [38]

И Николай Лундиус (ок. 1670 г.), и Исаак Олсен (1717 г.), и Йенс Килдал (ок. 1730 г.) описывают путешествия ноайди в духовные миры, где они вели переговоры с божествами смерти, особенно с Ябмеаккой - царицей царства мертвых - относительно здоровье и жизнь людей. [22] Это путешествие было сопряжено с риском для жизни и здоровья ноайди. [16]

Гадание и удача

[ редактировать ]

В трудах Сэмюэля Рина и Исаака Олсена барабан упоминается как часть подготовки к охоте на медведя. [18] [22] Рин говорит, что ноайди могли дать информацию об удаче охоты, в то время как Олсен предполагает, что ноайди могли манипулировать медведем, чтобы он переместился в зону действия охотников. Ноайди — или владелец бубна — был членом группы охотников, следовавших по пятам за копьеносцем. Ноайди также сидели на видном месте во время пира после охоты. [22] [39]

В «Фрагментах саамской мифологии» (1840–1845 гг.) Ларс Леви Лестадиус пишет, что саамы использовали свой барабан как оракул и обращались к нему, когда приближалось какое-то важное дело. «Так же, как и любое другое гадание на картах или лозоходство . Не следует считать каждого владельца барабана волшебником». [40] Обычной практикой было позволить вуорби перемещаться по мембране, посещая разные символы. Ноайди интерпретировали волю богов по маршруту, пройденному вуорби. [41] Такие практики описаны в сочетании с барабаном Биндаль , Фреавнантьяхке-гиври и барабаном Вельфьорд .

Вопрос о том, разрешено ли женщинам пользоваться барабаном, обсуждается, но консенсуса пока не достигнуто. С одной стороны, в некоторых источниках говорится, что женщинам даже не разрешалось прикасаться к барабану. [7] а во время стадной миграции женщины должны следовать другим маршрутом, а не санями, которые везли барабан. [22] С другой стороны, в инициировании барабана участвовала вся семья. [7] [22] Кроме того, участие веселящихся женщин имело важное значение для успешного духовного путешествия. [22]

Мэй-Лисбет Мирхауг переосмыслила источники 17 и 18 веков и предполагает, что существуют свидетельства существования женщин-ноайди, в том числе женщин-ноайди, путешествующих по духам. [18] [42]

В отличие от утверждения, что только мужчины могли быть ноайди и использовать барабан, есть примеры саамских женщин, которые действительно использовали барабан. Кирстен Клемитсдоттер (ум. 1714), Райкуо-Майя из Арвидсьяура (1661–1757) и Анна Грета Мацдоттер из Вапстена, известная как Сильбо-гамме или Гаммель-Сильба (1794–1870), являются примерами женщин, которые, как известно, использовали барабан. . [43]

Барабаны после христианизации

[ редактировать ]
Маленький саамский барабан XVIII века в Музее археологии и антропологии Кембриджского университета [44]
Саамский барабан в Британском музее , Лондон

В 17 и 18 веках было совершено несколько рейдов с целью конфискации барабанов как в Швеции, так и в Дании-Норвегии во время христианизации саамского народа . Томас фон Вестен и его коллеги считали барабаны «Библией саамов» и хотели искоренить то, что они считали «идолопоклонством», уничтожив или убрав барабаны. [13] Любые неконтролируемые саамы, «идолопоклонники», считались угрозой для правительства. [16] Увеличение миссионерской деятельности по отношению к саамам в начале 18 века можно объяснить желанием правительства контролировать граждан в эпоху абсолютной монархии в Дании и Норвегии, а также как следствие возросшего внимания к отдельному христианину. вера в пиетизм , популярный в то время.

В Оселе , Швеция, в 1686 году было собрано 2 барабана, в 1689 году — 8, в 1725 году — 26, в основном южносаамского типа. [22] Томас фон Вестен собрал около сотни барабанов в южно-саамском округе; [16] 8 из них были собраны в Сносе в 1723 году. 70 барабанов фон Вестена были потеряны во время Копенгагенского пожара 1728 года . [4] фон Вестен нашел несколько барабанов во время своих путешествий по северным саамским районам между 1715 и 1730 годами. Это можно объяснить прогрессирующей христианизацией саамов на севере, поскольку барабаны уже были уничтожены. Это также можно объяснить различиями в способах использования барабанов в культурах северных и южных саамов соответственно. Хотя барабан был обычным предметом домашнего обихода в культуре южных саамов, он мог быть редким предметом, предназначенным для немногих образованных ноайди в культуре северных саамов. [16] [22]

Вероятно, самым известным из них является барабан Линнея – барабан, который был подарен Карлу Линнею во время его визита в северную Швецию. Позже он передал ее музею во Франции, а позже она была возвращена в Шведский национальный музей . [45] Три саамских барабана можно найти в коллекциях Британского музея , в том числе один, завещанный сэром Хансом Слоаном , основателем музея. [46] Более 30 барабанов хранятся в Nordiska Museet в Стокгольме; другие состоялись в Риме, Берлине, Лейпциге и Гамбурге. Кембриджского университета В Музее археологии и антропологии , в Музее Питта Риверса в Оксфорде и в лондонском музее Хорнимана хранятся образцы саамских барабанов. [14]

Барабан Андерса Поульсена стал частью Датской королевской коллекции после суда и смерти. В конечном итоге он поступил в коллекцию Национального музея Дании, а с 1979 года был передан в аренду Саамскому музею в Карашьоке после «40-летней борьбы» он был официально возвращен саамскому народу в 2022 году. , северная Норвегия. По словам Елены, Порсангер , директор музея, после обращения президента саамов Норвегии к королеве Дании Маргрете. [14]

  1. ^ Аноним 1723/1903
  2. ^ Лив Хелен Виллумсен. Ведьмы Севера: Шотландия и Финнмарк . Брилл, 2013. ISBN   978-90-04-25291-2
  3. ^ Юха Пентикайнен. « Саамский шаманский бубен в Риме ». Сочинения Доннеровского института Aboensis ; Том 12 (1987)
  4. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д Кьельстрем и Рюдвинг, 1998 г.
  5. ^ Jump up to: а б с Солбакк 2012
  6. ^ Ларс Ивар Хансен и Бьорнар Олсен. История саамов до 1750 года . Каппелен, 2004. ISBN   978-82-02-19672-1
  7. ^ Jump up to: а б с д и Скажем, 2010 год
  8. ^ Барабан на веб-выставке «Саамская вера и мифология» в Саамском музее Варджят.
  9. ^ Jump up to: а б «Барабан» ; Samer.se
  10. ^ Jump up to: а б с д Рыдвинг 2007
  11. ^ Типы источников на веб-сайте Роальда Э. Кристиансена. Саамская религия .
  12. ^ Jump up to: а б «Финнен» из Historia Norvegiæ.
  13. ^ Jump up to: а б Брита Поллан 2002
  14. ^ Jump up to: а б с «Три столетия спустя драгоценный рунический бубен шамана возвращается домой» . Хранитель . 13 марта 2022 г. Проверено 13 марта 2022 г.
  15. ^ Карин Гранквист. «Кому ты отдаешь свою душу, история Ларса Нильссона в жизни и смерти». В: Старые времена, когда все животные умели говорить... - Саамская вера в перемены . Оса Вирди Кройк (ред.). Издательство «Росима», 2001. ISBN   91-973517-1-7 .
  16. ^ Jump up to: а б с д и ж Вестман и Уци 1998 г.
  17. ^ Йоханнес Шефферус (1621-1679) на веб-выставке «Путь северного сияния» , Библиотека Университета Тромсё, 1999 г.
  18. ^ Jump up to: а б с д Мебиус 2007
  19. ^ Куольйок и Кухмунен, 2014 г.
  20. ^ Описание лапмарков, подчиняющихся шведской короне ; полный текст на Runeberg.org
  21. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Манкер 1938 г.
  22. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Вестман 2001 г.
  23. Оригинальная шведская цитата: « Фигуры барабана показывают мир, в котором вы находитесь. Здесь изображены самые важные животные; дикие и домашние северные олени, хищники, которые им угрожают. Здесь становятся понятными отрасли промышленности: охота, рыбалка с лодками и сетями и северные олени. Видны горы и озера, а также резиденция [leirplassen] с хижинами и складами, которые показывают начавшееся вторжение иностранной религии и общества. Церкви и дома свидетельствуют о перевороте, в котором жили многие » .
  24. По словам Луизы Бэкман , они «рисовали из собственного воображения» , цитируется Кройком, 2007.
  25. ^ Также существуют альтернативные списки, такие как символы барабанов Шамана в Скандинавии , немного отличающиеся от категорий Кьельстрема и Рюдвинга.
  26. ^ Жизнь Хелен Виллумсен. Приговоренный к огню и костру, суды над колдовством в Шотландии и Финнмарке . Издательство Оркана, 2013. 978-82-8104-203-2. Глава об Андерсе Полсене , страницы 336–353.
  27. ^ Манкер 1950
  28. ^ Молот для рунической бомбы из Нордсета, Рендалена, Хедмарка. Архивировано 13 ноября 2013 г. в Wayback Machine ; в Музее истории культуры, Осло
  29. ^ Лейф Парели. «Рунический молот-бомба из Рендалена: воспоминания о саамах на юге Норвегии в средние века?». В: Åarjel-saemieh , № 4 (1991).
  30. ^ Парели, Лейф; «Прошлое саамов в Рендалене?», в Рейндрифтснитте ; Нет. 4, 2005 ( pdf )
  31. ^ «Саами в Сёр-Трёнделаге и Хедмарке в доисторические времена» ; в НОУ, 2007 г.: 14 саамов природопользование и правовая ситуация от Хедмарка до Тромса.
  32. ^ Барабанщик ; digitaltmuseum.se
  33. ^ Jump up to: а б Аноним в Квигстаде, 1903 г.
  34. ^ Отрывок из «Отчета об ошибках саамов и суевериях» (1715 г.) на веб-сайте Роальда Э. Кристиансена Samisk Religion .
  35. ^ Jump up to: а б с Кройк 2007г.
  36. ^ Манкер 1938/1950; цитата: Кьельстрем и Ридвинг, 1998 г.
  37. ^ Jump up to: а б Кристенсен 2012
  38. ^ Отрывок из правдивого описания Норриджеса и окружающих островов (1632 г.) на веб-сайте Роальда Э. Кристиансена. Саамская религия .
  39. ^ Рагнхильд Мирстад (1996). Медвежьи могилы в Северной Норвегии: следы саамского культа медведя . Университет Тромсё, секция археологии. ( Трафарет серии Б ; 46)
  40. ^ Цитируется Мебиусом, 2007 г.
  41. ^ Оге Солбакк. «Саамская мифология и народная медицина». В: Традиционные знания и авторское право . Опубликовано Samikopiija, Карашок, 2007 г. ( pdf )
  42. ^ Мэй-Лисбет Мирхауг (1997). По следам богини-матери, саамская религия с упором на женщин-агентов и богинь . Издательство Пакс. ISBN   82-530-1866-5
  43. ^ Лундмарк, Бо, «Рийкуо-Майя и Сильбо-Гаммоэ - к вопросу о женском шаманизме в саамском регионе», Саамская религия / под редакцией Торе Альбека., стр. [158]-169,
  44. ^ Коллекция CMAA
  45. ^ Альбек, Торе; Бергман, Январь (1991). Саамский шаманский барабан: на основе докладов, прочитанных на симпозиуме по саамскому шаманскому барабану, проходившем в Або, Финляндия, 19-20 августа 1988 года . Доннерский институт исследований в области истории религии и культуры. п. 108. ИСБН  9789516498594 . Проверено 16 августа 2012 г.
  46. ^ Коллекция Британского музея

Литература

[ редактировать ]
  • Аноним. (1723) [вероятно, Томас фон Вестен ] «Сведения о правильном использовании руны-боммен у финнов в скандинавских странах и Финнмарке, как это было с древних времен». Напечатано в Just Qvigstad (ред.) Исходные тексты лапландской мифологии; том 1 . Издано в серии Det Kongelige Norske Videnskabers Selskabs skrifter 1903. ( электронная книга ). стр. 65–68
  • Биргитта Берглунд. «Рунические бомбы, ноиды и миссионеры». В: Спор , № 1, 2004 ( pdf )
  • Руне Бликс Хаген. «Безобидный инакомыслящий или дьявольский колдун? Суд над саами Андерсом Поульсеном о колдовстве в 1692 году» В: Исторический журнал ; 2002 г.; № 2/3 ( pdf )
  • Рольф Кьельстрём и Хокан Рюдвинг. Саамский барабан . Северный музей, 1988. ISBN   91-7108-289-1
  • Роальд Э. Кристенсен. «Саамская религия». В: Божественная красота: искусство в религиях . Гейр Винье и др. Университетское издательство, 2012. ISBN   978-82-15-02012-9 . В основном описание узоров на барабане, упомянутых в рукописи Нэрёй.
  • Оса Вирди Кройк. Лучше потерять голову, чем оставить свой барабан . Ассоциация «Боска», 2007. ISBN   978-91-633-1020-1 .
  • Сунна Куолйок и Анна Вестман Кухмунен. Соображения о барабане . Venners småskrift из музея Айтте, 2014 год. В основном об этом барабане , который хранится в Айтте с 2012 года.
  • Эрнст Манкер. Лапландский волшебный барабан, этнологическая монография . 2 тома.
    • 1. Die Trommel als Denkmal Materialer Culture . Издательство Thule, 1938 ( Северного музея серия Acta Lapponica ; 1)
    • 2. Барабан как документ духовной жизни . Gebers förlag, 1950 (серия Nordiska museets Acta Lapponica ; 6)
  • Ганс Мебиус. Бисси, Исследования по истории религии саамов . Издательство Дженгель, 2007. ISBN   91-88672-05-0
  • Лейф Парели. «Два источника о Биндальстреме». В: Åarjel-saemieh ; и 10. 2010.
  • Бритта Поллан. Саамские шаманы: религия и исцеление . Гильдендал, 1993. ISBN   82-05-21558-8 . ( электронная книга на bokhylla.no )
  • Брита Поллан (ред.). Ноайди, Истории саамских шаманов . XXXIX, 268 стр. Бокклуббен, 2002. ( Всемирное Священное Писание ; №14). ISBN   82-525-5185-8
  • Хокан Рюдвинг. «Методологическая проблема и ее решение: интерпретация южносаамских барабанных фигур с использованием барабана Фреавнантьяхке». В: Ньяарке: tjaalegh Harranen Giesieakademijeste . Под редакцией Майи Дунфьельд. Харран, 2007 г. ISBN   978-82-997763-0-1 (Письма Летней академии в Харране; 1)
  • Оге Солбакк. Во что мы верим: Колдовство – введение в религию северных саамов . Издательство Писателей, 2008. ISBN   978-82-92044-57-5
  • Анна Вестман. «Святой барабан». В: Старые времена, когда все животные умели говорить... - Саамская вера в перемены . Под редакцией Осы Вирди Кройка. Издательство «Росима», 2001. ISBN   91-973517-1-7 . Также публикуется как: Анна Вестман Кухмунен. «Святой барабан». В: По обычаю предков: О религии саамов . Под редакцией Осы Вирди Кройка. Ассоциация «Боска», 2005. ISBN   91-631-7196-1 .
  • Анна Вестман и Джон Э. Утси. Трумтид, о саамских барабанах и религии = Gáriid áigi: Sámiid dološ gáriid ja oskku Bagiar . Издано Айтте и Nordiska museet, 1998. 32 стр. ISBN   91-87636-13-1 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 49bae6eaa60f0074c39eb6ca7002b232__1717767960
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/49/32/49bae6eaa60f0074c39eb6ca7002b232.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Sámi drum - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)