Лавву

Лавву скольт - (или северно-саамские : lávvu , луле-саамские : låvdagoahte , инари-саамские : láávu , саамские : kååvas , кильдин-саамские : коавас ( kåvas ), финские : кота или umpilaavu , норвежские : lavvo или Sametelt и шведские : kåta ) - это временное жилище, используемое саамами северной окраины Северной Европы . Он имеет дизайн, похожий на коренных американцев типи , но менее вертикальный и более устойчивый при сильном ветре. Это позволяет коренным культурам безлесных равнин северной Скандинавии и высоких арктических районов Евразии следовать за своими оленьими стадами. Саамы до сих пор используют его в качестве временного убежища, а другие люди все чаще используют его для кемпинга. Его не следует путать с гоахти , другим типом жилища саамов, или финским лааву .
Историческое определение
[ редактировать ]
Есть несколько исторических ссылок, описывающих структуру лавву, используемую саамами. Эти структуры имеют следующие общие черты: [1] [2] [3] [4] [5]
- Лавву поддерживается тремя или более равномерно расположенными раздвоенными или зубчатыми шестами, образующими треножник.
- К треноге прикрепляется более десяти или более незакрепленных прямых шестов, которые придают конструкции форму.
- Лавву не нуждаются в каких-либо кольях , растяжках или веревках, чтобы придать конструкции форму или устойчивость.
- Форма и объем лавву определяются размером и количеством жердей, которые используются для сооружения.
- Для поддержки этой конструкции не требуется центральный столб.
Не обнаружено никаких исторических записей, в которых описывалось бы, что саамы использовали однополюсную конструкцию, которая, как утверждается, была лавву, или любой другой скандинавский вариант названия этой структуры. Определение и описание этой структуры было довольно последовательным с 17 века и, возможно, много веков назад.
Гоахти , также используемый саамами, имеет другую конфигурацию шестов. Хотя деревья, подходящие для изготовления шестов лавву, довольно легко найти, и их часто оставляют на месте для дальнейшего использования, четыре изогнутых шеста гоахти приходится нести.
Традиционный и современный лавву
[ редактировать ]Традиционный лавву состоит из двух типов деревянных шестов: 1) трех и более раздвоенных шестов и; 2) несколько прямых полюсов . имеют Раздвоенные шесты вилку с двумя стержнями на верхнем конце. Эти три полюса соединены между собой и образуют штатив. При сборке раздвоенных шестов прямые шесты укладываются по кругу. Шкуры оленей использовались в качестве укрытия до середины 19 века, когда большое количество недорогого промышленного британского текстиля саамам стало доступно .
Традиционные лавву все еще используются, но для удобства транспортировки в современных конструкциях деревянные шесты заменены алюминиевыми , а более тяжелый текстиль - более легкими тканями. Кроме того, вместо открытого огня можно использовать духовку. Это уменьшает дымность, но дает меньше света, поэтому внутри становится довольно темно. Лавву этого типа легче переносить, и она является распространенной альтернативой палаткам, часто используемым для кемпинга.
Существуют также очень большие лавву, в которых достаточно места для десятков человек. Обычно их используют для больших семей.
Символизм
[ редактировать ]

Лавву было и остается для саамов сильным символом как культурной гавани. Лавву сыграл заметную роль в двух событиях 20-го века как нечто большее, чем просто убежище. Первый произошел в конце Второй мировой войны зимой 1944/45 года, когда немецкие войска отступили на запад через северную Норвегию, сожгли большую часть жилья в Финнмарке и восточных Трумс графствах на глазах у русской Красной Армии . Из-за этого разрушения многие саамы жили в лаввусе в течение многих лет после этого из-за нехватки жилья и безработицы того периода. [6] Некоторые из этих саамов, родившихся в этих лаввусах, все еще живы и имеют о них теплые воспоминания. [7]
Второе событие произошло, когда лавву использовалось во время спора об Альте в Норвегии с 1979 по 1981 год. Лавву было установлено перед Стортингом (зданием норвежского парламента), которое стало международным центром внимания, поскольку несколько саамов объявили голодовку, чтобы протестуют против предложенного проекта строительства плотины, которая разрушила бы пастбища оленей саамских пастухов в этом районе и затопила бы саамскую деревню Мазе . Эта лавву стала центральным этапом политической борьбы за права коренных народов саамов. [8] [9] [10] Иронию не заметили, когда полиция Осло снесла лавву бульдозером во время протеста. [11] Этот конфликт породил Комитет по правам саамов , который занимался юридическими правами саами в Норвегии, что привело к принятию Закона о саамах 1987 года . Это, в свою очередь, стало основой Самедигги ( Саамского парламента Норвегии), демократически избранного органа саамов Норвегии в 1989 году, а также Закона о Финнмарке 2005 года.
Сильный символизм лавву также проявляется в его графической форме в качестве герба муниципалитета Гуовдагеайнну (Каутокейно) и в физической форме здания Самедигги , форма которого была вдохновлена лавву.
Использование лавву
[ редактировать ]
Внутри жилых помещений лавву посередине находится камин, используемый для обогрева и защиты от комаров . Дым выходит через дымовое отверстие в верхней части лавву, которое обычно оставляют открытым. Иногда дымовое отверстие заворачивают в грубое одеяло, чтобы уменьшить его, но не до такой степени, чтобы дым не мог выйти наружу. Чтобы предотвратить скопление дыма внутри, необходимо обеспечить правильную циркуляцию воздуха, оставив отверстие между полом и крышкой или оставив дверь слегка открытой. Необходимо поддерживать огонь достаточно горячим, чтобы нагретый дым мог подниматься через дымовое отверстие.
Традиционно в задней части лавву, напротив входной двери, была дверь меньшего размера, называемая медвежьей дверью . Это использовалось в церемониальных целях, таких как вынос мертвых (не уместно за входную дверь) и тому подобные функции. [12] Сегодня немногие лаввусы имеют эту дверь для таких целей.
Другие конструкции палаток, похожие на лавву
[ редактировать ]- Типи . Типи коренных американцев визуально похоже на лавву, но имеет другой крой ткани, а также немного другую структуру и расположение шестов.
- Чум (палатка) — у народов Северного Урала , Северной Сибири и тувинских тоджанцев Южной Сибири имеется палаточное строение, сходное по конструкции и часто значительно превосходящее лавву по размерам. Эти люди до сих пор используют его как круглогодичное убежище.
- Гоахти ( норвежский : gamme , финский : кота , шведский : kåta ) — гоахти часто путают с лавву, хотя он имеет другую структуру полюсов, более вытянутый и обычно находится ниже земли. На первой фотографии выше палатка на заднем плане — лавву, а палатка на переднем плане — гоахти.
- Кохте , традиционная немецкая разведывательная палатка, произошедшая от Лавву, но обычно черного цвета.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Шефферус, Йоханнес . История Лапландии (англ. пер. Lapponia ), 1674, стр.80-86
- ^ Манкер, Эрнст и Воррен, Орнулв. Лапландский быт и обычаи: Обзор ., Пер. Кэтлин Макфарлейн, издательство Оксфордского университета в Лондоне, 1962, стр. 42–46.
- ^ Муус, Натан. «Строим лавву», Бюллетень примитивной техники , осень 1997 г., №14. стр.21-22
- ^ Манкер, Эрнст . Люди восьми сезонов , Crescent Books, Нью-Йорк, 1963, стр.80–81.
- ^ Эйдхайм, Харальд . «Этнополитическое развитие среди саамов после Второй мировой войны», Саамская культура в новую эпоху: опыт норвежских саамов , Гаски, Х. изд. (1997) стр.49
- ^ Манкер, Эрнст и Воррен, Орнулв. Лапландский быт и обычаи: Обзор ., Пер. Кэтлин Макфарлейн, Издательство Оксфордского университета в Лондоне, 1962, стр. 154.
- ^ Китти, Аня. (Сами Элдер; бывший председатель Сами Сиида из Северной Америки , Торонто, Канада), интервью. Июль 1995 г./ноябрь 2007 г.
- ^ Зомби, Анде. http://somban.com/nealg06.html Архивировано 9 февраля 2012 г. в Wayback Machine . Проверено 5 ноября 2007 г.
- ^ Норвежская радиовещательная корпорация, будет использовать солдат в боях на Альте ; «Хотелось использовать солдат в боях Альта – Инненрикс – НРК Нюхетер» . Архивировано из оригинала 7 августа 2007 г. Проверено 22 февраля 2008 г. Дата обращения: 07.11.2007.
- ^ Эйдхайм, Харальд. «Этнополитическое развитие среди саамов после Второй мировой войны», Саамская культура в новую эпоху: опыт норвежских саамов , Гаски, Х. изд. (1997) стр.49
- ^ Зомби, Анде. http://somban.com/nealg09.html Архивировано 9 февраля 2012 г. в Wayback Machine . Проверено 5 ноября 2007 г.
- ^ Шибе, Том (североамериканский саамский старейшина и владелец оленей; Сами Сиида из Северной Америки , Миллтаун, Висконсин, США), интервью. Июль 2006 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Эммонс, Ребекка (Ристен), Исследование саамских строительных конструкций. 4 декабря 2004 г., http://www.utexas.edu/courses/sami/dieda/anthro/architecture.htm Проверено 6 ноября 2007 г.
- Дополнительная информация о Лавву. На норвежском языке с иллюстрациями. Проверено 16 мая 2009 г.