Христианизация саамов
Вы можете помочь дополнить эту статью текстом, переведенным из соответствующей статьи на шведском языке . (Апрель 2021 г.) Нажмите [показать], чтобы просмотреть важные инструкции по переводу. |
Христианизация саамов в Норвегии , Швеции и Финляндии (Финляндия была частью Швеции до 1809 года) происходила поэтапно в течение нескольких столетий. Подобным же образом саамы были христианизированы в Норвегии, Швеции и Финляндии.
Фон
[ редактировать ]были Христианские миссионеры в Сапми еще в римско-католическом средневековье , и христианство сосуществовало с традиционным саамским шаманизмом . В 1389 году саамская Маргарета (миссионерка) отправилась на юг, чтобы попросить христианских миссионеров. [ 1 ]
Однако только в 17 веке, когда королевства Дания-Норвегия и Швеция начали колонизировать Сапми , христианство по-настоящему заявило о своем присутствии.
Христианизация по принуждению
[ редактировать ]Дания – Норвегия
[ редактировать ]В королевствах Дания-Норвегия религия саами была запрещена под страхом смерти как колдовство. В 17 веке преследования последователей саамской религии преследовались более интенсивно, чем раньше, со стороны христианских миссионеров, а несколько саамов подверглись преследованиям за колдовство, потому что они исповедовали саамскую религию. [ 2 ] По оценкам, пятую часть всех обвиненных в колдовстве в Норвегии составляют саамы-язычники. [ 3 ]
В 17 веке в Норвегии была развернута более интенсивная христианская миссия по обращению саамов в христианство. Однако было осознание того, что эта кампания заставила саамов лишь внешне вести себя как христиане и продолжать тайно исповедовать свою религию. На этот факт указали саамские миссионеры, которые заявили, что было бы невозможно по-настоящему обратить саамов в свою веру, если бы о религии саамов нельзя было даже говорить, что было невозможно, поскольку язычники боялись быть обвиненными в колдовстве, если бы они признали это. быть язычниками.
Швеция и Финляндия
[ редактировать ]Протестантская церковь была враждебна саамскому шаманизму, который она считала языческим идолопоклонством, и хотела истребить его и христианизировать саамский народ, параллельно с королевскими властями, желающими утвердить свое политическое господство над территорией и использовать ее экономические ресурсы. В первой половине 17 века в Сапми по приказу короля Швеции Карла IX были построены церкви , и саамы были вынуждены подчиняться законам Швеции, посещая их. [ 4 ]
Однако им молча разрешалось практиковать саамский шаманизм в частном порядке до второй половины 17-го века, когда шведские власти заставили их отказаться от своей религии, сжигая саамские барабаны , запрещая пение джойк и заставляя их подчиняться доктрине саамского шаманства. Церковь как общественная, так и частная. [ 5 ]
Конверсия на практике
[ редактировать ]Дания – Норвегия
[ редактировать ]В XVIII веке христианская миссия среди саамов в Норвегии добилась настоящего успеха после того, как христианские миссионеры убедили власти предоставить саамам амнистию от закона о колдовстве, что позволило язычникам открыто обсуждать свою религию без риска быть арестованным за колдовство. [ 3 ]
Параллельно пиетистская миссия в Копенгагене направила миссионера Томаса фон Вестена к норвежским саамам в Финнмаркен , где он действовал в 1716-1727 годах. Томас фон Вестен применил новый метод. Вместо того, чтобы поступать, как предыдущие миссионеры, и заставлять саамов исповедовать внешнее христианство, например, посещать церковь, он сосредоточился на личном богословском убеждении. Именно он убедил власти объявить саамскую религию более нелегальной: затем он узнал об этой религии и убедил саамов принять христианство, сосредоточив внимание на идее личного убеждения и исповедания, что оказалось очень эффективным. [ 5 ]
Швеция и Финляндия
[ редактировать ]Саамы продолжали тайно практиковать саамский шаманизм до второй половины XVIII века, когда миссионеры сначала пиетизма , а затем, в конечном итоге, секты лестадианства добились настоящего успеха в своей миссии, и саамы обратились в христианство. [ 5 ]
Миссия Томаса фон Вестена в Норвегии оказалась настолько эффективной, что шведские пиетисты под руководством Даниэля Юрберга использовали ее во время своей миссии среди саамов в Швеции. В отличие от принудительной миссии 17-го века, которая вынудила саамов обратиться в христианство, миссия пиетистов 18-го века, похоже, была действительно успешной, хотя обращение продвигалось медленно.
Сообщается, что примерно в 1770-х годах саамы были христианами, говорили о религии саамов как о религии своих предков, а не как о своей собственной, и, как сообщалось, саамские священники хорошо знали христианство. [ 5 ] Однако христианская миссия среди саамов продолжалась вплоть до середины XIX века, когда лестадианство стало очень успешным среди саамов.
Восточное православие среди саамов
[ редактировать ]Племена саамов, проживающие на Кольском полуострове, попали под сферу восточно-православного государства , а не католико-протестантского царства, в результате новгородской , а затем и российской экспансии и завоевания самых восточных частей региона.
См. также
[ редактировать ]- Ларс Нильссон (шаман)
- Дом Рийкуо
- Сампо Лаппелиль
- Суд по делу о богохульстве в Арьеплуге 1687 г.
- Колледж миссий#Sami_mission
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Седерхольм, Вольмар, Лаппкиннан Маргарета (Lycksele 1982)
- ^ Колдовские процессы в Норвегии.
- ^ Jump up to: а б https://snl.no/heks#-Trolldomsprosessene_i_Norge
- ^ Чудесные судьбы шведского народа / IV. Время Карла XI и Карла XII.
- ^ Jump up to: а б с д Лундмарк, Леннарт: Украденная земля: власть Швеции на земле саамов
- Хенриссон, Стен, саамы, священники и школьные учителя: культурный взгляд на историю саамов и Верхнего Норрланда, Центр арктических исследований, университет, Умео, 1993 г.