Дом Рийкуо
Рийкуо-Майя или Рика Майя (саамское или шведское слово «Богатый Майя»; 1661–1757) был саамским ноайди из Маусьяура . [ 1 ] Она была известна своим влиянием и богатством в современной саамской общине, стала известной фигурой в истории саамов и предметом нескольких легенд.
Жизнь
[ редактировать ]Рика Майя была родом из Маусьяура к югу от Арвидсъяура и принадлежала к лесным саамам Арвидджсаура. Она была замужем за Нильсом Хиндерссоном (умер до 1730 г.) и имела дочь. Она была владелицей более 3000 оленей . Она прославилась своим огромным богатством в современном саамском сообществе и была известна под прозвищем Рика Майя («Богатая Майя»). Окружающих саамов называли ее вассалами, и во время ежегодного большого зимнего базарного дня шведские купцы Питео были вынуждены просить у нее разрешения вести торговлю с саамами.
Рика Майя практиковала христианство параллельно с саамским шаманизмом, который был нормальным явлением среди саамов в тот период во время продолжающейся христианизации саамского народа . Приспосабливаясь к закону, ставившему нехристианскую религию вне закона, она регулярно посещала церковь в Арвидсъяуре и представлялась христианкой в присутствии христианских шведских властей. Наедине и в присутствии других саамов она исповедовала саамскую религию. У нее был сейди на горе Акканолке, а также жертвенный камень в озере Маусьяур. Она была активным ноайди и поэтому использовала саамский барабан .
Традиционно часто утверждается, что только мужчины могут стать ноайди и использовать барабан, но на самом деле известно, что несколько женщин сделали это, наиболее известными из которых являются Райкуо-Майя из Арвидсьяура, а также Анна Грета Матсдоттер из Вапстена, известная как Сильбо. Было отмечено, что -gåmmoe или Gammel-Silba оба сделали это. [ 2 ] Сообщается, что, чтобы добиться удачи в рыбалке для себя и своего супруга, она, как сообщается, приносила в жертву рыбу того вида, который хотела добыть, на своем жертвенном камне на озере Масьяур.
В известном случае во время засухи она якобы успешно вызвала дождь , проведя магический ритуал. В то время она была уже стара и попросила, чтобы ее отвели к ее жертвенному камню на озере Маусьяур в церемониальном одеянии; Достигнув камня, она ударила по воде медным посохом в молитве богу дождя и грома Хорагаллесу и, согласно легенде, вызвала дождь.
Фольклор и легенды
[ редактировать ]Рика Майя является предметом множества легенд. Когда она умерла в 1757 году, она попросила, чтобы ей устроили языческие похороны на горе, чтобы она всегда могла слышать топот оленьих копыт. Вместо этого ее семья похоронила ее по-христиански на кладбище Арвидсъяур. После погребения все ее тысячи оленей, по преданию, внезапно ринулись в сторону моря и не остановились, пока все не утонули. По легенде, где-то на горе Акканолке она закопала клад монет. [ 3 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Оринг, Альф., «Арвидсъяур: несколько фотографий из прошлого и настоящего», Vår nordliga hembygd / опубликовано для школ Нильсом Рамселиусом., стр. [51]-164, 1920 г.
- ^ Лундмарк, Бо, «Рийкуо-Майя и Сильбо-Гаммоэ - к вопросу о женском шаманизме в саамском регионе», Саамская религия / под редакцией Торе Альбека., стр. [158]-169,
- ^ «Скайдде» . Невидимые люди . Танцевальная компания «Айра». 30 июля 2023 г. Проверено 27 ноября 2023 г.
- «Путеводитель по природе и культуре Арвидсъяура» . arvidsjaurnaturochkultur.se . Проверено 25 февраля 2017 г.
- Леннарт Оман: «Арвидсъяурс кырка 100 лет»
- Рич Майя и Акканолке, 2001 г.
- Оринг, Альф., «Арвидсъяур: несколько фотографий из прошлого и настоящего», Vår nordliga hembygd / опубликовано для школ Нильсом Рамселиусом, стр. [51]-164, 1920 г.
![]() | Вы можете помочь дополнить эту статью текстом, переведенным из соответствующей статьи на шведском языке . (Февраль 2017 г.) Нажмите [показать], чтобы просмотреть важные инструкции по переводу. |