я не помогаю
Сиидис ( северосаамский : sieidi , финский : seita , шведский : sejte , русский : сейд ) — предметы саамской культуры, обычно скала необычной формы. Сейди встречаются в природе в определенных священных местах, например, на морских или речных пляжах или в горах. [ 1 ] Слово сиеди также использовалось для обозначения священных камней или деревянных фигурок, подвергшихся некоторой обработке. Победа была символом божественной власти, управляющей природными ресурсами, необходимыми людям для выживания. Саамы жертвовали частью улова в море, чтобы в будущем добиться удачной охоты или рыбалки.
На юге саамов название варьируется от viero-gierkie (жертвенный камень), viero-moere (жертвенное дерево), Soul-gierkie (гусиный козел) и Soul-nut (гусиное дерево).
Физические характеристики
[ редактировать ]Каждый камень отличается от других, и они могут различаться по форме и размеру. Это могли быть небольшие камни высотой менее метра, а также высокие камни высотой более десяти метров. Они не имеют определенных форм, но иногда напоминают антропоморфные черты или имеют другие своеобразные формы. [ 2 ] Их естественная форма не позволяет распознать их в саамском ландшафте и не спутать с другими обычными камнями. Фактически, большинство сейди, которые все еще известны в наши дни, помнят благодаря письменным или устным традициям, но другие места сейди, вероятно, были забыты. [ 3 ]
Ритуалы и жертвоприношения
[ редактировать ]Одна из наиболее важных особенностей саамского священного ландшафта — сейди — состоит из деревянных шестов или, чаще, из камней, не обработанных человеком. На местах сейди совершалось множество жертвоприношений, и они всегда были связаны с жизнью саамского населения. Саамы совершали подношения и жертвоприношения, чтобы попросить сейди о помощи, например, во время болезни, а также о помощи в повседневных задачах и обязанностях. Рыбаки предлагали рыбу перед тем, как отправиться на рыбалку, а другие предлагали мясо перед выходом на охоту. Отношения между этими камнями и населением считались взаимными. Фактически, жертвоприношения обычно обещались перед поездками, охотой или рыбалкой; если поездки увенчались успехом, саамы выполнили свои обещания, в противном случае они могли уничтожить сейди, которые им не помогли. Мясо, рыба и кости были наиболее распространенными предложениями, но были и другие виды, в том числе монеты, металлические предметы, украшения, сыр и стекло. [ 3 ] [ 2 ]
Галерея
[ редактировать ]-
Сидим в Балсфьорде .
-
Сидим в Салтфьеллете .
-
Сиеди на горе Воттоваара в Карелии
-
Сиеди возле села Туманный
-
Те же сидят возле Туманного
-
Siedi near Tumanny [ 4 ]
-
Сиеди на вершине Нуорунена
-
Рукотворные сиеды возле озера Сейдозеро.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Фьельстрём, Фиби (1986). Лапландское общество в традициях и в наши дни . Стокгольм: Норстедт. п. 437.
- ^ Перейти обратно: а б Айкас, Тиина (2022). «ЧТО ДЕЛАЕТ КАМЕНЬ СЕЙДИ, ИЛИ КАК УЗНАТЬ СВЯТОЕ МЕСТО?» . Культурный перекресток . 5 : 14–24. дои : 10.55877/cc.vol5.213 . S2CID 253570159 .
- ^ Перейти обратно: а б Ух ты, Тиина. «Археология камней сейди» (PDF) .
- ^ https://vk.com/album41876175_93997119
Библиография
[ редактировать ]- Айкас, Тиина (2022). «Что делает камень сейди, или как распознать святое место?» . Культурный перекресток . 5 (1): 14–24. дои : 10.55877/cc.vol5.213 . S2CID 253570159 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Якс, Тиина; Пупутти, Анна-Кайса; Нуньес, Милтон; Аспи, Джуни; Окконен, Яри (2009). «Священный и светский образ жизни: кости животных из стоянок Сейди в Северной Финляндии» . Норвежский археологический обзор . 42 (2): 109–122. дои : 10.1080/00293650903289641 . S2CID 161520570 .
- Айкас, Тиина; Бергманн, Ульрих; Салми, Анна Кайса (2012). «Попытка использовать анализ остатков крови для выявления жертвенных практик на местах сейди» . Археологическая Фенноскандия . 29 : 93–104.
- Айкас, Тиина; Салми, Анна-Кайса (2013). « Сейди - лучший алтарь / барабан ноайди - более чистый церковный колокол»: долгосрочные изменения и синкретизм на саамских местах подношений». Мировая археология . 45 (1): 64–82. дои : 10.1080/00438243.2012.759510 . S2CID 161780518 .
- Айкас, Тиина; Толонен, Сиири (2016). «Опыт ритуального пространства - результаты анализа фосфатов в четырех саамских местах жертвоприношений». Норвежский археологический обзор . 49 (2): 134–155. дои : 10.1080/00293652.2016.1231217 . S2CID 164249767 .
- Фоннеланд, штат Калифорния (2017). «Роль сейди в современной религиозной практике: изменение интерпретаций и подходов» . Журнал культурных исследований (на норвежском языке). 16 (1): 71–84. hdl : 10037/12190 .
- Матисен, Штейн Р. (2010). «Рассказал саамский Сейдис. Наследие и собственность в неоднозначных приграничных зонах » Этнология Европы . 39 (2): 11–25.
- Мундаль, Еще (2018). «Сами Сиедис в скандинавском контексте?». Журнал северных исследований . 12 (1): 11–20.
- Олсен, Кьелл (2017). «Чем занимаются сейди? Туризм как часть продолжающейся традиции?». В: Викен А. и Мюллер Д. (ред.). Туризм и коренное население Арктики . Бристоль, Саммит Блу-Ридж: Публикации Channel View, стр. 225–245. дои : 10.21832/9781845416102-015