Ноайди
Ноайди noaidi ( северные саамы : : , луле саамы : noajdde , пите саамы : nåjjde , южные саамы : nåejttie , скольт саамы саамы : nåidd , кильдин . нуэййт / ноййт , тер саамы : ныэййтӭ ) — шаман саамского народа в Скандинавии страны, играющие роль в религиозных практиках саамов . Большинство практик ноайди вымерли в 17 веке, скорее всего, потому, что они сопротивлялись христианизации саамов короля и власти . Их действия назывались в судах « магией » или «колдовством» (ср. колдовство ). Некоторые саамские шаманские верования и практики схожи с таковыми некоторых сибирских культур. [1]
Описание и история
[ редактировать ]Ноайди , которых часто называют «саамскими шаманами», являются традиционными целителями и защитниками саамского народа . Считается, что ноайди играют роль посредника между людьми и духами. Считается, что для осуществления этого посредничества ноайди могут общаться с духовным миром и спрашивать, какую жертву необходимо принести человеку, чтобы он мог вернуться к доброму здоровью и добиться успеха в охоте за едой. Считается, что жертвоприношения, задуманные ноайди, восстанавливают своего рода баланс между смертным и бессмертным мирами.
Используя традиционный барабан, который является важнейшим символом и инструментом саамских ноайди, они призывают на помощь доброжелательных духов и совершают внетелесные путешествия через «свободную душу» с помощью других членов сииды . Саамы различают «свободную душу» и более приземленную «душу тела»; «телесная душа» неспособна преодолеть пропасть, отделяющую духовную преисподнюю от более мирского, телесного, реального мира. [2]
Ноайди может заниматься любым делом, требующим мудрости; Говорят, они берут плату за свои услуги. Деятельность включает в себя исцеление людей, помощь детям, принятие решений и защиту оленей , которые представляют собой наиболее важный источник пищи и также используются в качестве дани. [ нужна ссылка ]
Источниками, из которых мы узнаем о ноайди, являются судебные протоколы, сказания, раскопанные инструменты, такие как пояса, и миссионерские отчеты. Тот факт, что ноайди были наказаны, а в некоторых случаях приговорены к смертной казни за свое «колдовство», возможно, скорее следует интерпретировать как попытку уничтожить оппозицию короне. [ нужна ссылка ] До 1858 года, когда был отменен Закон о монастырях , по закону не существовало свободы вероисповедания, поскольку лютеранская шведская церковь была единственной разрешенной религией для шведских граждан. Шведские священники поддержали осуждение ноайди за колдовство, и в 1693 году Ларс Нильссон по этому обвинению был казнен .
Традиционно часто утверждалось, что только мужчины могли стать ноайди и использовать барабан, но как Рийкуо-Майя из Арвидсьяура (1661–1757), так и Анна Грета Мацдоттер из Вапстена, известная как Сильбо-гаммое или Гаммель-Сильба (1794–1794–1794 гг.) 1870), оба были замечены в этом. [3]
Остатки музыкальной традиции
[ редактировать ]В саамской шаманской форме богослужения игра на барабанах и традиционное пение ( шутка ). особое значение имеют [2] Некоторые джойки поются на шаманских обрядах; [4] эта память сохраняется и в фольклорном тексте (шаманском рассказе). [5] [4]
В последнее время джойки исполняются в двух разных стилях, один из которых поет только молодежь. Другой джойк можно отождествить с «бормотающим» джойком, напоминающим песнопения или магические заклинания. [6]
Некоторые удивительные характеристики джойков можно объяснить, сравнивая музыкальные идеалы , наблюдаемые в джойках, и в сравнении с музыкальными идеалами других культур. В некоторых случаях джойки имитируют звуки природы . Это можно противопоставить другим целям, а именно пению обертонов и бельканто , обе из которых используют органы речи человека для достижения «сверхчеловеческих» звуков. [7] Обертоновое пение и имитация звуков в шаманизме присутствуют и во многих других культурах. [8] [9] Имитация звука может служить и другим целям, например играм и другим развлечениям. [10] [11] а также важные практические цели, такие как приманка животных во время охоты. [10]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Фойгт 1966: 296.
- ^ Перейти обратно: а б Холлоуэй, Алан «Иввар». «Упадок коренной религии саамского народа» . Техасский университет.
- ^ Лундмарк, Бо, «Рийкуо-Майя и Сильбо-Гаммоэ - к вопросу о женском шаманизме в саамском регионе», Саамская религия / под редакцией Торе Альбека., с. [158]-169, 1987 г.
- ^ Перейти обратно: а б Сомьяс-Шифферт 1996: 56, 76.
- ^ Фойгт 1966: 145.
- ^ Сомьяс-Шифферт 1996: 64.
- ^ Сомьяс-Шифферт 1996: 74.
- ^ Хоппал 2006: 143. Архивировано 2 апреля 2015 г. в Wayback Machine.
- ^ Диосеги 1960: 203.
- ^ Перейти обратно: а б Наттез: 5
- ^ Дешен 2002
Ссылки
[ редактировать ]- Дешен, Бруно (2002). «Горловое пение инуитов» . Музыкальные традиции . Журнал традиционной музыки всего мира.
- Диосеги, Вилмос (1960). В погоне за шаманами в земле Сибири. Рассказ об этнографической исследовательской поездке . Интернет-магазин Terebess Asia (на венгерском языке). Будапешт: Книжное издательство Магветё . Книга переведена на английский язык: Диосеги, Вилмос (1968). По следам шаманов в Сибири. Рассказ об этнографической исследовательской экспедиции . Перевод с венгерского Аниты Райкай Бабо. Остерхаут: Антропологические публикации.
- Хоппал, Михай (2005). Шаманы в Евразии (на венгерском языке). Будапешт: Академическое издательство. ISBN 963-05-8295-3 . Название означает «Шаманы Евразии», книга издана также на немецком, эстонском и финском языках. Сайт издателя с кратким описанием книги (на венгерском языке) .
- Хоппал, Михай (2006). «Музыка шаманского исцеления» (PDF) . В Герхарде Килгере (ред.). Делайте музыку. Музыка как счастье и польза для жизни . Кельн: Wienand Verlag. ISBN 3-87909-865-4 . [ постоянная мертвая ссылка ]
- Наттиез, Жан Жак . «Инуитские игры и песни • Chants et Jeux des Inuit». Музыка и музыканты мира • Музыка и музыканты мира. Монреаль: Исследовательская группа по музыкальной семиотике , музыкальный факультет Монреальского университета.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) . Песни доступны в Интернете на веб-сайте этнопоэтики , курируемом Джеромом Ротенбергом . - Сомьяс-Шифферт, Дьёрдь (1996). Пение саамских шаманов • Пение саамских шаманов (на венгерском и английском языках). Будапешт: Академическое издательство. ISBN 963-05-6940-Х .
- Фойгт, Вилмос (1966). Волшебный барабан и зрячие женщины. Лапландские народные сказки . Народные сказки (на венгерском языке). Будапешт: Издательство Европа. Название означает: «Волшебный барабан и ясновидящие женщины». Саамские народные сказки», серия означает: «Сказки народов».