Звуковой мимесис в различных культурах
Подражание звукам природы в различных культурах представляет собой многообразное явление и может выполнять различные функции. ряде случаев это связано с системой верований ( йойки саамов В , [1] [2] [3] [4] некоторые другие шаманские песни и ритуалы, [5] [6] [7] обертонное пение некоторых культур). Оно может служить и таким практическим целям, как выманивание на охоту; [8] или развлечения ( инуитов ) катаджаки . [8] [9]
У некоторых народов Алтае-Саянского региона , в том числе у тофа , способность имитировать звуки окружающей среды включает охотничьи призывы, а также присутствует и в традиционной певческой традиции, сохранившейся лишь у некоторых стариков. [10]
Поля
[ редактировать ]Шаманизм
[ редактировать ]Шаманизм в различных культурах демонстрирует большое разнообразие. [11] В некоторых культурах музыка или песни, связанные с шаманской практикой, могут имитировать звуки природы, иногда с звукоподражанием . [12]
Развлечение
[ редактировать ]Намерение имитировать звуки природы не обязательно связано только с шаманскими верованиями или практикой. Катаджак («жанр» музыки некоторых групп инуитов ) — это игра, в которую женщины играют для развлечения. В некоторых случаях звуки природы (в основном звуки животных, например, гусей). имитируются [8] [9]
Заманивание животных
[ редактировать ]Упомянутый выше вид катаджака , имитирующий крик гусей, имеет некоторое сходство с практикой охотников по приманке дичи. [8]
Некоторые инуиты использовали инструмент (по форме напоминающий коготь), чтобы царапать лед замерзшего моря, чтобы привлечь тюленей. [13] [14]
См. также
[ редактировать ]- Звукоподражание
- Доисторическая музыка
- Обучение вокалу
- Пишинг - имитация звуков птиц орнитологами.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Сомьяс-Шифферт 1996: 56, 76.
- ^ Сомьяс-Шифферт 1996: 64.
- ^ Somby 1995. Архивировано 25 марта 2008 г. на archive.today.
- ^ Сомьяс-Шифферт 1996: 74.
- ^ Диосеги 1960: 203.
- ^ Хоппал 2005: 92.
- ^ Линтроп
- ^ Jump up to: а б с д Наттез: 5
- ^ Jump up to: а б Дешен 2002
- ^ «Песня и звукоподражание» . Фонд исчезающих языков.
- ^ Хоппал 2005: 15.
- ^ Хоппал 2006: 143. Архивировано 2 апреля 2015 г. в Wayback Machine.
- ^ Берч и Форман 1988: 56–57.
- ^ Биркет-Смит 1969: 127
Ссылки
[ редактировать ]- Биркет-Смит, Кай (1969). Пути культуры. Общая этнология (на венгерском языке). Будапешт: Мысль. Перевод оригинала: Биркет-Смит, Кай (1965). Пути культуры. Общая этнология . Мэдисон • Милуоки: Издательство Висконсинского университета.
- Берч, Эрнест С. (младший); Форман, Вернер (1988). Эскимосы . Норман, ОК: Университет Оклахомы Пресс. ISBN 0-8061-2126-2 .
- Дешен, Бруно (2002). «Горловое пение инуитов» . Музыкальные традиции . Журнал традиционной музыки всего мира.
- Диосеги, Вилмош (1960). В погоне за шаманами в земле Сибири. Рассказ об этнографической исследовательской поездке . Интернет-магазин Terebess Asia (на венгерском языке). Будапешт: Книжное издательство Магветё. Книга переведена на английский язык: Диосеги, Вилмос (1968). По следам шаманов в Сибири. Рассказ об этнографической исследовательской экспедиции . Перевод с венгерского Аниты Райкай Бабо. Остерхаут: Антропологические публикации.
- Хоппал, Михай (2005). Шаманы в Евразии (на венгерском языке). Будапешт: Академическое издательство. ISBN 963-05-8295-3 . Название означает «Шаманы Евразии», книга издана также на немецком, эстонском и финском языках. Сайт издателя с кратким описанием книги (на венгерском языке) .
- Хоппал, Михай (2006). «Музыка шаманского исцеления» . В Герхарде Килгере (ред.). Делайте музыку. Музыка как счастье и польза для жизни . Кельн: Wienand Verlag. ISBN 3-87909-865-4 . Архивировано из оригинала (PDF) 17 декабря 2012 г.
- Линтроп, Аарно. «Обряд чистого шатра» . Исследования сибирского шаманизма и религий финно-угорских народов .
- Наттиез, Жан Жак . Инуитские игры и песни • Chants et Jeux des Inuit . Музыка и музыканты мира • Музыка и музыканты мира. Монреаль: Исследовательская группа по музыкальной семиотике , музыкальный факультет Монреальского университета. . Песни доступны в Интернете на веб-сайте этнопоэтики , курируемом Джеромом Ротенбергом .
- Сомби, Анде (1995). «Джойк и теория познания» . Архивировано из оригинала 25 марта 2008 г.
- Сомьяс-Шифферт, Дьёрдь (1996). Пение саамских шаманов • Пение саамских шаманов (на венгерском и английском языках). Будапешт: Академическое издательство. ISBN 963-05-6940-Х .
- Фойгт, Вилмос (1966). Волшебный барабан и зрячие женщины. Лапландские народные сказки . Народные сказки (на венгерском языке). Будапешт: Издательство Европа. Название означает: «Волшебный барабан и ясновидящие женщины». Саамские народные сказки», серия означает: «Сказки народов».
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Хоппал, Михай (2006). «Музыка шаманского исцеления» . В Герхарде Килгере (ред.). Делайте музыку. Музыка как счастье и польза для жизни . Кельн: Wienand Verlag. ISBN 3-87909-865-4 . Архивировано из оригинала (PDF) 17 декабря 2012 г.
- «Пигмеи Южного Конго, имитирующие лесных животных» (потоковое видео) . Африка Профонд. Архивировано из оригинала 12 декабря 2021 г.
- Мамчева, Наталья (2004). «Аспекты музыки нивхов» . Музыкальный фестиваль Тихоокеанского региона. Древний Сахалин в музыке, песне и танце . Ансамбль XXI. Перевод с русского Лигии О'Риордан.