Jump to content

Подражание звукам в шаманизме

Шаманизм в различных культурах демонстрирует большое разнообразие. [1] В некоторых культурах шаманская музыка может намеренно имитировать звуки природы , иногда с звукоподражанием . [2] Имитация звуков природы может выполнять и другие функции, не обязательно связанные с шаманизмом, например, привлечение к охоте; [3] и развлечения ( катаджаки инуитов ) . [3] [4]

Населенные пункты

[ редактировать ]

Это справедливо, например, для шаманизма среди саамских групп . Некоторые из их шаманских верований и практик имели общие важные черты с таковыми некоторых сибирских культур . [5] Некоторые саамские йойки пелись во время шаманских обрядов; [6] эта память сохраняется и в фольклорных сказаниях о шаманах. [7] В наши дни йойки поют в двух разных стилях, один из которых используется только молодежью. Более распространенный стиль пения, «бормотание», напоминает чтение магических заклинаний. [8]

Некоторые характеристики йойков можно объяснить путем сравнения концепций музыкальных идеалов , наблюдаемых у йойков, с идеалами других культур. Некоторые йойки намерены имитировать звуки природы. [9] [10] Это можно противопоставить бельканто , которое намеревается использовать человеческие речевые органы на самом высоком уровне для достижения почти «сверхчеловеческого» звука. [10]

Шаманизм в Сибири далеко не однороден. В некоторых культурах может присутствовать имитация звуков природы: примеры обертонного пения , а также некоторые шаманские песни некоторых культур могут быть примерами.

Самодийский

[ редактировать ]

Сеансы нганасанских шаманов сопровождались женщинами, имитирующими звуки оленёнка (считалось, что они обеспечивают плодовитость женщинам). [11] В 1931 году А. Попов наблюдал, как нганасанский шаман Дюхаде Костеркин подражал звуку белого медведя, чтобы духовно превратиться в него. [12]

Оби-угорский

[ редактировать ]

Русский путешественник описал хантыйский шаманский сеанс: он проходил в берестяной палатке в полной темноте. Слышна была только песня и музыка домбры шамана: он призывал своих духов. Это исполнялось таким образом, чтобы предположить, что направление звука менялось: подразумевалось, что шаман облетел внутри палатки, прежде чем покинуть ее. голоса различных животных (кукушки, совы, удода Позже послышались , утки, белки). Позже шаман под песню исполнил «полет» обратно в палатку. [13]

У некоторых народов Горного Алтая новый бубен шамана должен пройти особый ритуал. Это считается «оживлением бубна»: дерево и олень, отдавшие древесину и шкуру для нового бубна, рассказывают всю свою жизнь и обещают шаману, что будут ему служить. Сам ритуал предполагает возлияние : на кожу и древесину барабана выливают пиво, и эти материалы «оживают» и говорят голосом шамана от имени дерева и оленя. У тубаларов это означает имитацию шаманом поведения и голоса животного. [14]

В сойотской шаманской песне имитируются звуки птиц и волков, символизирующие духов, помогающих шаману. [15]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Хоппал 2005: 15.
  2. ^ Хоппал 2006: 143. Архивировано 2 апреля 2015 г. в Wayback Machine.
  3. ^ Jump up to: а б Наттез: 5
  4. ^ Дешен 2002
  5. ^ Фойгт 1966: 296.
  6. ^ Сомьяс-Шифферт 1996: 56, 76.
  7. ^ Фойгт 1966: 145.
  8. ^ Сомьяс-Шифферт 1996: 64.
  9. ^ Зомби 1995
  10. ^ Jump up to: а б Сомьяс-Шифферт 1996: 74
  11. ^ Хоппал 2005: 92.
  12. ^ Линтроп
  13. Витебский 1996: 89.
  14. ^ Элиаде 2001 : 164 (= Глава 5, обсуждающая символику шаманского бубна и костюма, подраздел, посвященный барабану)
  15. ^ Диосеги 1960: 203.
  • Дешен, Бруно (2002). «Горловое пение инуитов» . Музыкальные традиции . Журнал традиционной музыки всего мира.
  • Диосеги, Вилмош (1960). В погоне за шаманами в земле Сибири. Рассказ об этнографической исследовательской поездке . Интернет-магазин Terebess Asia (на венгерском языке). Будапешт: Книжное издательство Магветё.
    • Эта книга переведена на английский язык: Диосеги, Вилмос (1968). По следам шаманов в Сибири. Рассказ об этнографической исследовательской экспедиции . Перевод с венгерского Аниты Райкай Бабо. Остерхаут: Антропологические публикации.
  • Элиаде, Мирча (1983). Шаманизм и архаические техники экстаза (на французском языке). Париж: Издания Payot.
    • Эта книга переведена на венгерский язык: Элиаде, Мирча (2001). Шаманизм. Древние методы экстази . Библиотека Осириса (на венгерском языке). Будапешт: Осирис. ISBN  963-379-755-1 .
  • Хоппал, Михай (2005). Шаманы в Евразии [ Шаманы в Евразии ] (на венгерском языке). Будапешт: Академическое издательство. ISBN  963-05-8295-3 .
  • Хоппал, Михай (2006). «Музыка шаманского исцеления» (PDF) . В Килгере, Герхард (ред.). Делайте музыку. Музыка как счастье и польза для жизни . Кельн: Wienand Verlag. ISBN  3-87909-865-4 . Архивировано из оригинала (PDF) 8 октября 2007 года.
  • Линтроп, Аарно. «Обряд чистого шатра» . Исследования сибирского шаманизма и религий финно-угорских народов .
  • Наттиез, Жан Жак ; Исследовательская группа по музыкальной семиотике , музыкальный факультет Монреальского университета (2014). Инуитские игры и песни • Chants et Jeux des Inuit . Музыка и музыканты мира • Музыка и музыканты мира. Монреаль. OCLC   892647446 . {{cite AV media}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  • Сомби, Анде (1995). «Джойк и теория познания» . Архивировано из оригинала 25 марта 2008 г.
  • Сомьяс-Шифферт, Дьёрдь (1996). Пение саамских шаманов • Пение саамских шаманов (на венгерском и английском языках). Будапешт: Академическое издательство. ISBN  963-05-6940-Х .
  • Витебский, Пирс (1995). Шаман: путешествия души, транса, экстаза и исцеления от Сибири до Амазонки . Живая Мудрость. Дункан Бэрд. ISBN  9781903296189 .
    • В переводе на венгерский: Витебский, Пирс (1996). Шаман [ Шаман ]. Мудрость • вера • миф (на венгерском языке). Будапешт: Венгерский книжный клуб • Helikon Publishing. ISBN  963-208-361-Х .
  • Фойгт, Вилмос (1966). Волшебный барабан и зрячие женщины. Саамские народные сказки [ Волшебный барабан и ясновидящие женщины. Саамские народные сказки ]. Народные сказки (на венгерском языке). Будапешт: Издательство Европа.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 795a6ea5034bff9570651dcf25693e76__1715622120
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/79/76/795a6ea5034bff9570651dcf25693e76.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Imitation of sounds in shamanism - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)