Soyot
Регионы со значительной численностью населения | |
---|---|
Россия | 3,608 [ 1 ] |
Языки | |
Buryat , Soyot (partly revitalized) [ 2 ] | |
Религия | |
Тибетский буддизм , тенгризм ( шаманизм ) | |
Родственные этнические группы | |
Буряты , Духаны , Тофалары , Тожу Тувинцы , Койбалы |
Сойоты происхождения , этническая группа самодийского и тюркского проживающая в основном в Приокском районе Окинского района Бурятии — , Россия . Большую часть своей истории они разделяют с тофаларами , тожуйскими тувинцами , духами и бурятами ; Сойоты приняли на себя большое культурное влияние бурят и были объединены с ними в рамках советской политики. Из-за смешанных браков между сойотами и бурятами сойотское население сильно смешано с бурятами. В 2000 году они были восстановлены как отдельная этническая группа.
Как и другие таежные народы, сойоты традиционно занимались оленеводством и охотой и вели кочевой образ жизни, но сегодня большинство сойотов живут в деревнях. [ 3 ] По переписи 2021 года в России проживало 4368 сойотов.
Сойотский язык является тюркским и близко соответствует тофаларскому языку ; [ 2 ] большинство сойотов говорили на бурятском языке во время правления России, но после распада Советского Союза были предприняты активные усилия по возрождению ранее исчезнувшего сойотского языка.
Этимология
[ редактировать ]Имя Сойот происходит от эндонима «сойыт». [ 2 ] Буряты называют их «хойод», а тофалары — «хазут», что происходит от названия крупнейшего сойотского рода — хаазуутов. [ 2 ] [ 3 ]
История
[ редактировать ]Источник
[ редактировать ]По мнению Ларисы Павлинской, российского этнографа из Санкт-Петербурга , предки сойотов (и близкородственных тофаларов, тожу тувинцев и духа) были протосамойдскими охотниками -собирателями, прибывшими в Восточный Саян . из Западной Сибири в конце третьего тысячелетия до нашей эры и начале второго тысячелетия до нашей эры. [ 4 ] В начале первого тысячелетия нашей эры тюркоязычное скотоводство и коневодство мигрировало из степей Внутренней Азии и в дальнейшем оказало значительное влияние на самодийское, кетское и тунгусское население Восточных Саян. [ 4 ] Несмотря на принятие своего языка, эти группы сопротивлялись полной тюркизации , отступая в недоступные горы и торгуя с новыми степными народами, снабжая их мехами на протяжении всего Средневековья. [ 4 ]
Около 350-400 лет назад сойоты переселились из района озера Ховсгул в современную Бурятию, где духа и уйгур-урянхай (туха). еще жили народы [ 3 ] Многие сойоты-оленеводы переселились на горный массив, разделяющий реки Оку и Иркут . [ 2 ]
Российская имперская экспансия
[ редактировать ]В середине 1600-х годов Российская империя впервые достигла Восточных Саян и к началу 1700-х годов установила полный контроль над этой территорией; После Кяхтинского мира 1727 года российское правительство переселило 100 бурятских семей из районов Прибайкалья и Забайкалья в Окинский район для охраны китайской границы. [ 4 ] [ 5 ] Вновь прибывшие буряты переняли некоторые сойотские обычаи, такие как разведение яков и сезонная миграция. [ 4 ] Они также переняли практику использования оленей в качестве верховых животных для охоты, но никогда не занимались оленеводством, предпочитая вместо этого брать оленей в аренду во время охотничьего сезона или держать своих оленей среди стад сойотов. [ 4 ]
Буряты оказали большое влияние на сойотов. К концу 1800-х годов буряты доминировали в администрации, и их язык вытеснил сойотский язык, и даже их культура скотоводства стала преобладать над традиционным сойотским оленеводством. [ 4 ] [ 5 ]
Норвежская научная экспедиция в начале 1910-х годов собрала информацию об обычаях сойотов и в конечном итоге опубликовала книгу Et primitivt Folk de mongolske Rennomader в 1915 году ; в нем было несколько десятков фотографий, записан краткий список сойотских слов и пересказ сойотской шаманской сказки о гадании, а также отчеты о шаманских и буддийских ритуалах, практикуемых сойотами. [ нужна ссылка ]
Гражданская война в России
[ редактировать ]В 1920 году польский учёный и писатель доктор Фердинанд Оссендовский едва избежал ареста Красной Армией и бежал со своими товарищами в Сибирь, где путешествовал по традиционным землям сойотов. Некоторое время он провел, живя в тайге по берегам реки Енисей , где он и его спутники следовали по рекам Туба и Анил к Саянам. [ 6 ] Позже он написал и опубликовал книгу под названием « Звери, люди и боги», в которой рассказывает о своем опыте. [ 6 ]
Через три дня мы пересекли северный хребет Саянской гряды, прошли пограничную реку Алгиак и после этого дня оказались за границей, на территории Урянхая. Эту чудесную землю, богатую самыми разнообразными природными богатствами, населяет ветвь монголов, численность которой сейчас составляет всего лишь шестьдесят тысяч и которая постепенно вымирает, говорящих на языке, совершенно отличном от любого из других диалектов этого народа и считая своим жизненным идеалом принцип «Вечного мира». Урянхай уже давно стал ареной административных попыток со стороны русских, монголов и китайцев, каждый из которых претендовал на суверенитет над регионом, чьи несчастные жители, сойоты, были вынуждены платить дань всем трем этим повелителям.
— Фердинанд Оссендовски, Звери, люди и боги
Находясь в Урянхае, Оссендовский встретил Та Ламу, принца Солджака и первосвященника буддийского храма; Исцелив глаза жены князя, князь приказал одному из сойотов провести отряд к озеру Хёвсгёль. [ 6 ] Их проводник-сойот провел их через тайгу Улан и долину Дархад , где они встретили пастухов-сойотов, быстро перегонявших свой скот через равнину Дархат и к Оргарха-Оле. [ 6 ] Они сообщили партии Оссендовского, что бежали от большевиков из Иркутской области, которые пересекли монгольскую границу и захватили русскую колонию Хатыл, и продолжают наступление. [ 6 ]
Жители Урианхая, сойоты, гордятся тем, что являются истинными буддистами и хранят чистое учение о святом Раме и глубокую мудрость Саккиа-Муни. Они — вечные враги войны и пролития крови. Еще в тринадцатом веке они предпочли покинуть родную землю и укрыться на севере, чем воевать или стать частью империи кровавого завоевателя Чингиз-хана, желавшего пополнить свои силы этих замечательных всадников и искусных лучники. Трижды за свою историю они таким образом отправлялись на север, чтобы избежать борьбы, и теперь никто не может сказать, что на руках сойотов когда-либо была видна человеческая кровь. С любовью к миру они боролись со злом войны. Даже суровые китайские администраторы не могли применить здесь, в этой мирной стране, в полной мере свои неумолимые законы. Точно так же вели себя сойоты, когда обезумевший от крови и преступлений русский народ принес эту заразу на их землю. Они упорно избегали встреч и столкновений с красными войсками и партизанами, уходя с семьями и скотом на юг, в далекие княжества Кемчик и Солджак. Восточная ветвь этого потока эмиграции проходила через долину Бурет-Хей, где мы постоянно вытесняли их группы со своим скотом и стадами.
— Фердинанд Оссендовски, Звери, люди и боги
В 1926 году профессор этнологии Иркутского университета Бернхард Эдуардович Петри возглавил первую антропологическую экспедицию в сойотский оленеводческий район, где заявил, что сойотское оленеводство является «умирающей отраслью экономики». [ 7 ] [ 8 ] После гражданской войны Петри занимался планированием изменений в экономической жизни меньшинств больших Алтае-Саянских и Бурятских регионов, включая эвенков , сойотов и тофаларов. [ 9 ] Позже его обвинили в шпионаже в пользу британской и немецкой разведки и установлении контактов с бурятскими националистами, что привело к его казни в 1937 году. [ 9 ] Несмотря на эти трудности, более поздние исследования и данные, собранные у старейшин сойотов, показали, что практика оленеводства сохранилась до середины 20 века. [ 4 ]
Советская коллективизация
[ редактировать ]В начале 1930-х годов советское государство объединило все стада, находившиеся в индивидуальной собственности, в одно коллективное стадо, принадлежавшее государству, и принудило сойотов и другие сибирские народы к оседлому образу жизни . [ 4 ] В период с 1928 по 1940 год многие сойоты были переселены в Сорок , Хургу , Боксон и Орлик — административный центр Окинского района; Сойотов также переселили в животноводческие фермы, где они перешли на бурятское земледелие. [ 10 ] В 1963 году советское правительство признало традиционное кочевое оленеводство нерентабельным и расформировало стадо. [ 4 ]
В 1940 году Окинский район был объявлен аймаком и признал все его население бурятами, в результате чего сойоты утратили свою официальную идентичность как русская этническая группа. [ 4 ] Это решение вызвало широкое неодобрение, но мало кто был готов протестовать против этого решения. [ 4 ] Эта политика привела к размыванию национальной идентичности сойотов, и сойоты были сильно ассимилированы с бурятским населением. К концу 1980-х годов только 30 человек все еще идентифицировали себя как сойоты. [ 4 ]
После распада СССР
[ редактировать ]После распада Советского Союза в 1991 году произошло резкое возрождение сойотской культуры. В 1993 году была основана Ассоциация нации сойотов. [ 4 ] В 2000 году Народный Хурал Республики Бурятия изменил название Окинского района Сойотского национального аймака по требованию правительства Окинского района. [ 4 ] В том же году сойотам удалось восстановить свое имя и самобытность в качестве одного из официально признанных коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока . [ 11 ]
Язык
[ редактировать ]Сойотский язык принадлежит к тюркской семье и тесно связан с языком тофа; в сойотском языке много бурятских, средневековых и современных монгольских заимствований. [ 2 ] Однако сойотский язык уступил позиции бурятскому из-за бурятского влияния и смешанных браков между двумя группами, начавшихся в 1800-х годах; к 1996 году язык был почти полностью утерян. [ 2 ]
После многих лет исследований российский лингвист Валентин Рассадин в начале 2000-х годов разработал алфавит сойотского языка, прежде чем приступить к разработке первого сойотского словаря и букваря. [ 12 ] Затем в Сорокской средней школе, государственном интернате для сойотских детей, начали преподавать сойотский язык. [ 12 ]
Оленеводство
[ редактировать ]Оленеводство было важной стороной жизни сойотов. Оно позволяло им путешествовать по обширным территориям горной тайги и было незаменимо для охоты; он также предоставил им одежду, кров, молоко, мясо и различные другие предметы домашнего обихода. [ 4 ] Однако сойотская традиция выпаса оленей закончилась в 1963 году, когда советское правительство расформировало коллективное стадо сойотских оленей. [ 4 ]
Севьян Вайнштейн, российский этнограф, профессор Института этнологии и антропологии РАН . в Москве , предпринял несколько экспедиций по изучению оленеводов, в том числе сойотов, и опубликовал ряд работ на эту тему [ 13 ] Он утверждал, что саянское оленеводство было «древнейшей формой оленеводства» и связано с более ранним одомашниванием оленей самодийской тайги. [ 14 ] Он зашёл настолько далеко, что предложил Саянский регион как источник экономического и культурного комплекса охотников-оленеводов, встречающихся среди эвенкийских групп и народов Присаянья. [ 14 ]
Дэниел Плюмели предположил, что сойоты, тофалары, тожуйские тувинцы и духа, возможно, «торговали, вступали в брак и имели родственные связи по всей широте Саян». [ 15 ]
Хотя лингвисты могут расходиться во мнениях относительно природы различий между этими народами, факты остаются фактами: их лингвистическое происхождение имеет тюркское происхождение, что их экологическая среда обитания и олени, которых они разводили кочевниками, по сути одинаковы. Поскольку ширина этого района Саян и Хубсугула Монголии охватывает расстояние менее 800 километров, а годовой ареал оленьих стад сам по себе может достигать нескольких сотен километров, вполне возможно, что эти люди торговали, вступали в брак и родились по всей территории Саян – и что их языки и происхождение тесно связаны со старым тувинским языком и, возможно, с исконным наследием.
- Дэниел Пламли, Реквием или восстановление: судьба оленеводческих народов географической Центральной Азии в XXI веке.
Часть усилий по возрождению сойотской культуры предполагает восстановление оленеводства. [ 4 ] В 1992 году администрация региона при помощи американской неправительственной организации « Экологически устойчивое развитие » приобрела 63 северных оленя у соседней Тофы и передала их сойотской скотоводческой семье, живущей в районе, где традиционно выпасали оленей. [ 4 ] Семья прошла двухлетнее обучение пастухам у Тофа и смогла увеличить стадо оленей до более чем 100 голов. [ 4 ] К сожалению, иностранная поддержка в конечном итоге иссякла, а хищничество волков и отсутствие опыта у сойотских пастухов привели к сокращению стада. [ 4 ] В 1997 году оставшиеся 76 оленей были переданы другой семье, которая реорганизовала стадо с большей осторожностью и бдительностью, но внезапный эпизод некробактериоза и частые нападения волков зимой погубили большую часть стада; в 1999 году осталось менее 60 оленей, а год спустя выжило только 12. [ 4 ] В 2000 году оленеводческие народы Монголии и России работали над совместными усилиями по восстановлению оленеводства. [ 16 ] На сегодняшний день оленеводством занимаются около 20 сойотов. [ 17 ]
Религия
[ редактировать ]Религия и шаманские практики сойотов демонстрируют влияние как халха-монголов. [ 18 ] и алтайские тюркские народы. [ 19 ] У них много культурного и религиозного сходства с народом тофа, некоторые из которых отсутствуют у соседних тюркских народов. [ 18 ] Сойоты познакомились с монгольским и тибетским буддизмом с середины 1700-х годов, но многие начали должным образом следовать буддизму только в 1800-х и 1900-х годах. [ 3 ] По словам Рассадина, бурятские буддийские ламы пытались положить конец сойотскому шаманизму . [ 3 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Российская перепись 2010: Население по национальностям (на русском языке)
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Рассадин В.И. «Сойотский язык» . Исчезающие языки коренных народов Сибири . ЮНЕСКО . Проверено 18 июля 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Хабтагаева, Баярма (2009). Монгольские элементы в тувинском языке Изучение иностранного языка. Висбаден: Издательство Harrassowitz . стр. 100-1 15–16.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v Павлинская, Лариса Р. (весна 2003 г.), «Оленеводство в Восточных Саянах - история сойотов» , Ежеквартальный журнал «Культурное выживание », «Беспокойная тайга», 27 (1) , получено 30 декабря 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б Олер, Алекс (4 ноября 2020 г.). «Работа по уходу за балансом» . Внутренняя Азия . 22 (2): 237–254. дои : 10.1163/22105018-12340149 . S2CID 228920157 – через Brill.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Оссендовский, Фердинанд (1922). Звери, Люди и Боги . Льюис Стэнтон Пален . Проверено 29 декабря 2014 г. через Проект Гутенберг
- ^ Павлинская, Лариса Р. (весна 2003 г.), «Оленеводство в Восточных Саянах - история сойотов» , Ежеквартальный журнал «Культурное выживание », «Беспокойная тайга», 27 (1) , получено 30 декабря 2014 г.
- ^ Петри, Б.Е. (1927), Антропологические исследования малочисленных народов Восточных Саян (предварительные данные), Иркутск.
{{citation}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Перейти обратно: а б Сирина, А. (2003). «Бернар Эдуардович Петри: забытые страницы сибирской этнографии» Антропология и археология Евразии 42 (2). Москва: Тейлор и Фрэнсис: 71–93. дои : 10.2753/AAE1061-1959420271 . S2CID 161474155 .
- ^ «Этнические группы» , Арктическая сеть поддержки коренных народов Российской Арктики , Коренные народы Российского Севера, Сибири и Дальнего Востока, Тромсё, Норвегия , данные получены 28 декабря 2014 г.
- ^ Official is attached to: Decree of the Russian Government Nr 255 "On the Unified Register of Native Small-Numbered Peoples of the Russian Federation", 24 March 2000 ( Постановление Правительства РФ от 24 марта 2000 г. N 255 "О Едином перечне коренных малочисленных народов Российской Федерации (in Russian) ) http://base.garant.ru/181870.htm
- ^ Перейти обратно: а б «Казалось, что и язык исчезнет» . nordgold.com . Проверено 16 сентября 2023 г.
- ^ Вайнштейн, Севьян И. (1971), «Проблема истоков оленеводства в Евразии, Часть II: Роль Саянского центра в распространении оленеводства в Евразии», Советская этнография , 5 : 37–52
- ^ Перейти обратно: а б «Эвенкийское оленеводство: история» , «Культурное выживание » , получено 30 декабря 2014 г.
- ^ «Реквием, репрессии или восстановление южносибирских приграничных народов?» . www.culturalsurvival.org . Проверено 17 сентября 2023 г.
- ^ Пламли, Дэниел Р. (июнь 2000 г.), «Реквием или восстановление: судьба оленеводческих народов Центральной Азии в 21 веке» , Проект по сохранению тотемных народов, Culture Survival Inc. , Республика Тыва, заархивировано с оригинала на 19 января 2015 г. , дата обращения 31 декабря 2014 г.
- ^ «Сойот — Международный центр оленеводства — МЦР» . www.reindeerherding.org . Проверено 17 сентября 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Диосеги, Вилмош (1960). В погоне за шаманами в земле Сибири. Рассказ об этнографической исследовательской поездке . Интернет-магазин Terebess Asia (на венгерском языке). Будапешт: Книжное издательство Магветё. Книга переведена на английский язык: Диосеги, Вилмос (1968). По следам шаманов в Сибири. Рассказ об этнографической исследовательской экспедиции . Перевод с венгерского Аниты Райкай Бабо. Остерхаут: Антропологические публикации.
- ^ Диосеги 1960: 238