Теленгиты
ТВ-шоу | |
---|---|
![]() Павел Михайлович Кошаров — «Теленгицы», 1889 г. | |
Регионы со значительной численностью населения | |
![]() | 3,712 [1] |
Языки | |
Теленгит , Южный Алтай , русский | |
Религия | |
Тенгрианство , православие , бурханизм | |
Родственные этнические группы | |
Другие тюркские народы |
Теленгиты или Теленгут ( Алтай : Телеҥеттер ) — тюркский этнос, принадлежащий к малочисленным коренным народам . В основном они проживают на территории Кош-Агачского района Республики Алтай . [2]
История
[ редактировать ]Китайские летописцы могли бы упомянуть теленгитов как среднекитайцев : * tâ-lâm-kât , 多覽葛 ( стандартный китайский язык : duōlǎngé ). [3] [4] Во время джунгарского господства теленгиты должны были платить меховую дань — ясак . джунгарам [5]
Теленгиты в 14 веке создали собственное княжество ( Улус или Орда ). Это княжество было известно в русских документах XVI–XVIII веков как Телеутская земля ( русский : Телеутская Земляца ; Телеутская земляца ) и называется современными историками «Теленгитским улусом». [6] Теленгитские князья, титулованные бии , долгое время сохраняли независимость, а в дальнейшем имели лишь формальную зависимость между государствами (Русией и Джунгарским ханством ); Теленгиты даже наносили поражения обоим, пока в XVIII веке они не были окончательно завоеваны Джунгарским ханством. Затем они вошли в состав ханства , как улус из четырех тысяч юрт. Теленгиты, которых хунтайджи переселили на реку Или , когда начались смуты в Джунгарском ханстве, воспользовались случаем вернуться на родину и попытались пробраться на Алтай . Многие люди погибли в пути из-за набегов маньчжуров , казахов и халха-монголов. [7]
В начале XVIII века Теленгиты образовали две волости , вошедшие в состав России значительно позже, в отличие от других Алтайцев, попавших под власть России в 1756 году. [8] 10 октября 1864 года Первая Чуйская волость вошла в состав Российской империи, и только 12 января 1865 года жители Второй Чуйской волости стали гражданами России. [9]
Этнос на Алтае
[ редактировать ]В Алтайском крае проживает множество групп, причем территориальные группировки несколько подвижны. По этим причинам может быть трудно отличить их друг от друга. Теленгиты (или Теленгут) живут вдоль реки Чуя на западе Алтая и называют себя чуй-кижи (чуйский народ). [10] Иногда они смешиваются с другими группами, живущими вокруг реки. При таком смешении часто бывает трудно установить границы и выделить отдельные группы. нет . Резких различий между различными подгруппами алтайцев , определяемыми по занимаемой ими территории, [10] Это неизбежно вызывало множество проблем, в том числе, как их классифицировать по этническому признаку. Именно политические лидеры Улаганского района первыми выступили за признание теленгитов отдельной группой коренных народов в российском законодательстве. [11] До этого часто возникала путаница, поскольку теленгитов относили к алтайцам. Даже после того, как теленгиты были выделены в отдельную группу, все еще существовали разногласия относительно того, какие подгруппы будут включены в состав этноса теленгитов.
В 2000 году теленгиты были внесены в состав «Малочисленных коренных народов Российской Федерации по данным Всероссийских и советских переписей населения». [12]
В 2002 году при переписи населения они считались отдельной категорией, и их насчитывалось 2398 теленгитов. Однако это число может быть неточным, поскольку в контексте вопросов переписи многие теленгиты, 8 000 или 9 000, считали бы себя алтайцами, а не теленгитами. [12]
В 2004 году была создана общественная организация «Развитие теленгитского народа». Эта группа является активным участником местной политической жизни в вопросах земельных прав Теленгита. [12]
Культура
[ редактировать ]Большинство Теленгитов исторически были кочевым или полукочевым скотоводами. Обычно они разводили овец, крупный рогатый скот, коз и лошадей. [13]
Традиционное жилище Теленгитов представляло собой войлочные юрты. [13] Современные теленгиты живут в деревянных домах, но в летние месяцы обычно обитают в юртах. [14] Традиционная одежда была одинаковой как для мужчин, так и для женщин. Платье состояло из рубашки с длинными рукавами, бриджей и халата. Также широко носили двубортные дубленки, меховые шапки и высокие сапоги. Замужние женщины дополнительно надевали поверх пальто безрукавку. [13]
Религия
[ редактировать ]Большинство Теленгитов практикуют шаманизм и православие . Меньшее число практикует бурханизм . [13] Шаманизм продолжает оказывать сильное влияние на культуру Теленгитов, в то время как среди Теленгитов в последнее время наблюдается возрождение православия. [15]
Связь с землей
[ редактировать ]Алтайцы и Теленгиты чувствуют связь с землей , на которой живут. Им положено поклоняться своей особой родине , которая считается священной. Теленгиты говорят, что если алтайец покинет Алтай, он заболеет и умрет не из-за какой-то тоски или душевного переживания, а из-за физической разлуки. [9] Пожив на земле, они становятся с ней одним целым. Вот почему так тяжело, когда человека разлучают с родиной.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Российская перепись 2010 года: Население по национальностям (на русском языке).
- ^ "ЕДИНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ коренных малочисленных народов Российской Федерации (с изменениями на 18 декабря 2021 года)" . Archived from the original on 2023-04-18.
- ^ Gumilev (1987) .
- ^ Золотой (1992) , с. 156.
- ^ Этвуд (2004) , с. 623.
- ^ "Книга. Уманский А.П. "Телеуты и их соседи в XVII-первой четверти XVIII века". Часть первая. 1995 г." archivogram.top (in Russian) . Retrieved 2022-11-10 .
- ^ "Уманский А.П. Телеуты и русские в XVII - XVIII веках" . www.studmed.ru (in Russian) . Retrieved 2022-11-10 .
- ^ Боронин (2002) , с. 181.
- ^ Jump up to: а б Халемба (2006) , с. 18.
- ^ Jump up to: а б Крадер (1956) , с. 284.
- ^ Халемба (2006) , с. 21.
- ^ Jump up to: а б с Халемба (2006) , с. 15.
- ^ Jump up to: а б с д Puchkov (2005) .
- ^ Акинер (1986) .
- ^ Невская (2016) .
Источники
[ редактировать ]- Акинер, Ширин (1986). Исламские народы Советского Союза - с приложением о немусульманских тюркских народах Советского Союза: Историко-статистический справочник (2-е изд.). Лондон: КПИ. стр. 434–435. ISBN 0-7103-0188-Х .
- Этвуд, Кристофер Пратт (2004). Энциклопедия Монголии и Монгольской империи . Факты в файле. ISBN 978-0-8160-4671-3 .
- Боронин О.В. (2002). Двоеданничество в Сибири : XVII - 60-е гг. XIX вв [ Двойственность в Сибири: 17−19 вв. ] (на русском языке). Барнаул: Издательство «Азбука». ISBN 5-93957-028-3 .
- Голден, Питер Б. (1992). Введение в историю тюркских народов: этногенез и государственное образование в средневековой и ранней современной Евразии и на Ближнем Востоке . Висбаден: О. Харрасовиц. ISBN 9783447032742 .
- Гумилев, Л.Н. (Лев Николаевич) (1987). «Глава 14: Пространственно-временная схема» . Поиски воображаемого царства: Легенда о царстве пресвитера Иоанна . Перевод REF Smith. Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 325–356. ISBN 0-521-32214-6 . См.: Карта 1. Племена Великой степи с восьмого по десятый век.
- Халемба, Агнешка (2006). «Алтайцы, алтайцы и теленгиты». Теленгиты Южной Сибири: ландшафт, религия и знания в движении . Лондон: Рутледж. ISBN 9780203008102 .
- Крадер, Лоуренс (1956). «Нативистское движение в Западной Сибири» . Американский антрополог . 58 (2): 282–292. дои : 10.1525/aa.1956.58.2.02a00050 . ISSN 0002-7294 . JSTOR 665489 .
- Невская, Ирина (2016). «Этнолингвистические процессы в постсоветской Южной Сибири» . В Кирале, Филиз; Нажмите, Барбара; Отлично, Клаус; Юмул, Арус (ред.). Культурные изменения в тюркском мире (под ред. Электронной книги). Вюрцбург: Эргон Верлаг. стр. 107–122. дои : 10.5771/9783956506925-107 . ISBN 978-3-95650-181-4 . Проверено 6 октября 2022 г. - через электронную библиотеку Nomos.
- Пучков, Павел (2005). «Алтай (Алтайцы)». В Скутче, Карл; Райл, Дж. Мартин (ред.). Энциклопедия меньшинств мира . Нью-Йорк: Рутледж. стр. 81−83. ISBN 1-57958-392-Х .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Цифровое видео Университета Организации Объединенных Наций (2009 г.) - Новое открытие взаимоотношений человека и природы Алтая - Россия : лидер теленгитской общины и шаман из высокогорного Кош-Агачского района российского Алтая, пересекающий священные земли Алтая. По состоянию на 1 декабря 2009 г.