Якуты
Саха | |
---|---|
![]() Флаг Якутии | |
Общая численность населения | |
в. 500 000 | |
Регионы со значительной численностью населения | |
![]() | 478 085 (перепись 2010 г.) [1] |
![]() | 415 (перепись 2009 г.) [2] [3] [4] |
![]() | 304 (перепись 2001 г.) [5] |
![]() | 37 (статистика 2021 года) [6] |
Языки | |
Якутский , Русский | |
Религия | |
Православие , Вера Айыы , Шаманизм , Тенгризм | |
Родственные этнические группы | |
Долганы , шорцы , тувинцы , буряты , монголы (частично, возможно через курыкан), эвенки , эвены и юкагиры |
Якуты Республике или саха ( якут . саха , сакса ; множественное число: сахалар , сахалар ) — тюркская этническая группа, произрастающая в Северной Сибири, в первую очередь в Саха в Российской Федерации , с некоторыми распространениями в Амурской , Магаданской , Сахалинской областях и Таймырский Эвенкийский и . районы Красноярского края Они говорят на якутском языке , который принадлежит к сибирской ветви тюркских языков .
Этимология
[ редактировать ]По мнению Алексея Кулаковского , русское слово «якут» было взято из эвенкийского екэ , yekə̄ , в то время как Марджори Мандельштам Бальцер утверждает, что русское слово на самом деле является искажением тунгусской формы. [7] По мнению этнографа Давида Сомфаи , русский якут происходит от бурятского якуд , которое является формой множественного числа бурятского имени якутов, яка . [8] Якуты называют себя Саха , или Урангай Саха (якут. Уран Саха , Уран Саха ) в некоторых старых летописях. [9] Все они произошли от слова, родственного турецкому яка (географический край, воротник), обозначающего отдаленное положение якутов в Сибири.
Источник
[ редактировать ]Ранняя стипендия
[ редактировать ]Ранняя работа по якутскому этногенезу была написана русскими коллежскими асессорами И. Эверсом и С. Горновским в конце 18 в. В неустановленное время в прошлом на западном берегу Аральского моря проживали определенные племена . Позднее эти народы мигрировали на восток и поселились в районе гор Тунка-Гольцы на территории современной Бурятии . Давление со стороны экспансионистской Монгольской империи позже заставило многих жителей Тунка Гольцев переселиться на реку Лена. Позже на Лену прибыли еще несколько племен Алтае-Саянского региона, спасаясь от монголов. Последующее культурное слияние, произошедшее между этими прибывшими мигрантами, в конечном итоге привело к созданию якутов. Сагайские хакасы реки Абакан были представлены Эверсом и Горновским как источник этнонима саха. [10] [11]
В середине XIX века Николай Сергеевич Щукин написал «Поездку в Якутск», основываясь на своем опыте посещения этих мест. Он представил несколько иное происхождение якутов, основанное на местных устных преданиях. Группы хакасов, населявших южный водораздел Енисея, мигрировали на север. до реки Нижняя Тунгуска, до Ленского плато и, наконец, далее до реки Лена. [12] Щукину приписывают введение в российскую историографию концепции енисейских хакасов как предков якутов. [13] Самый авторитетный отчет в поддержку гипотезы происхождения Енисея был написан Николаем Н. Козьминым в 1928 году. [14] Он пришел к выводу, что часть хакасов переселилась с Енисея на Ангару из-за трудностей в экономике региона. В XII веке буряты пришли к Байкалу и военной силой оттеснили хакасов к Лене. [15] [16]
Озеро Байкал
[ редактировать ]В 1893 году ученый-тюрколог Василий Радлов связал курыкан или гулиган ( китайский : 骨利干 ) народ тиеле из китайских исторических источников с якутами. Они упоминаются как данники династии Тан в VII веке , как сообщается, жившие на Ангаре и вокруг озера Байкал. Радлов предположил, что они представляли собой смесь тунгусских и уйгурских народов и предков якутов. [17]
Ворота
[ редактировать ]Якуты Хоро (Хорин, Хоролорс) утверждают, что их прародителем был Улуу Хоро, а не Омогой или Эллей. Стипендия не установила окончательно их исконную этническую принадлежность. Их родина находилась где-то на юге и называлась Хоро-Сир. Когда хоролоры прибыли на Среднюю Лену, остается неясным: ученые оценивают период от первого тысячелетия до XVI века нашей эры. [18]
Среди ученых общепринятой гипотезой является то, что хоро-якуты произошли от хорских бурят с озера Байкал. [19] [20] и поэтому говорили на тюрко-монгольском языке. [21] Во многом это основано на сходстве их этнонимов. Сторонники считают, что слово Хоро происходит от тибетского слова hor ( стандартный тибетский язык : ཧོར ). [22] [23] Например, по данным Г. Н. Рунянцева, в VI-X вв. н.э. жителей Байкала называли Чор. [24] Окладников догадался, что отец Хоро находился недалеко от Китая и соседствовал с X [ нечеткий ] .
Эта предпосылка не является общепринятой и оспаривается некоторыми исследователями. [25] Георгий де Рерих утверждал, что это слово основано на китайском слове ху ( китайский : 胡 ), термине, используемом китайцами в качестве общего обозначения для обозначения различных иранских или тюрко-монгольских народов Центральной Азии. В современном Тибете хор используется для описания любого скотовода-"кочевника смешанного происхождения" независимо от его этнонима. [26] Изучив их происхождение, Ксенофонтов пришел к выводу, что, хотя хоролоры «сформировались из частей какого-то пришлого племени, смешавшегося с якутами», не существует убедительных доказательств, связывающих их с хорийскими бурятами. [27]
Более поздний аргумент Зориктуева предполагает, что хоролоры изначально были палеоазиатами из Нижнего Амура. [18] В отличие от своих якутских родственников, фольклор хоро в основном сосредоточен на вороне, а также есть некоторые сказания об орле. В середине 18 века Линденау отметил, что хоролоры сосредоточили свою религиозную преданность на Вороне. [28] которого хоролоры иначе называли «Нашим предком», «Нашим божеством» и «Нашим дедушкой». Это почтение возникает из-за того, что Ворон позволяет борющемуся человеку (либо первому человеку Хоро, либо его матери) выжить, давая кремень и трут. Их мифы схожи с культурами по обе стороны Берингова моря; [29] Хайда, тлинкиты, чишамы северо-западного тихоокеанского побережья Северной Америки и палеоазиаты сибирского побережья, такие как чукчи, ительмены и коряки, - все разделяют почтение к Ворону. [30]
Автохтонное происхождение
[ редактировать ]Многие исследователи пришли к выводу, что якутский этногенез представлял собой смесь тюрко-монголов, мигрировавших из озера Байкал, и коренных юкагирских и тунгуситских народов, населявших окрестности реки Лены. [31] [32] [33] [34] Окладников подробно описал этот задуманный процесс примеси следующим образом:
«...тюркоязычные предки якутов не только вытеснили аборигенов, но и подчинили их своему влиянию мирным путем; они ассимилировали и впитали их в свою массу... При этом местные племена утратили прежний этнический имя и собственное этническое сознание, уже не выделяя себя из массы якутов, и [были] не противопоставлены им... Следовательно, в результате смешения с северными аборигенами южные предки якутов дополнили свою культуру и язык с новыми чертами, отличающими их от других степных племен». [35]
В 1996 году Алексей Н. Алексеев и С.И. Николаева-Сомоготто в качестве альтернативы предположили, что популяции палеоазиатских и самодийских народов вместо этого вступали в брак с прибывшими тюрко-монголами, чему есть некоторые доказательства. [36] [37] [38] [39]
Традиционные якутские истории содержат рассказы коренных народов Якутии. В отчетах субарктического Булунского и Верхоянского районов говорится, что черные юкагиры (якутский: хара дъукаагырдар) произошли от мигрантов, вытесненных на север от реки Лены. [40] Сопутствующие истории, зафиксированные в Усть-Алданском улусе и Мегино-Кангаласском районе, упоминают некоторые племена, покидающие регион из-за растущего давления со стороны прибывающих якутов. Хотя некоторые остались и породнились с пришельцем, большинство ушло в северную тундру. [41]
Ymyyakhtakh
[ редактировать ]Ымяхтахи – древний народ реки Лены. Был раскопан могильник, человеческие останки изучили антропологи И.И. Гохман и Л.Ф. Томтосова и в 1992 г. опубликовали результаты. Они пришли к выводу, что часть поздненеолитического населения приняла участие в формировании современных якутов. [37] Согласованность родственных художественных украшений на традиционной одежде бурятов, самоедов и якутов привела одного ученого к выводу, что они родственны. [38] Топонимические данные Якутии свидетельствуют о некогда существовании в регионе палеоазиатского и самоедского населения. [39] Сообщается, что Вилюй Тумац практиковал антропофагию и считался «этнокультурным маркером» самодийских народов. [42]
Туматс
[ редактировать ]Туматы выделяются в якутской традиции как многочисленное и мощное общество, с которым когда-то на реке Вилюй происходили постоянные конфликты . [43] Их домохозяйства были полуподземными с дерновой крышей и сравнимы с традиционными жилищами самоедов. [44] Термин Дубо ( китайский : 都播 ) использовался в средневековых китайских исторических трудах по отношению к саяно-алтайским лесным народам. Василий Радлов пришел к выводу, что Дубо относится к самодийским народам. [45] Дубо также рассматривается Л. П. Потаповым как источник этнонима «Тумат». [46]
Якуты называли туматский народ «Дийрикиней» или «народ бурундука» (якут. Сдьирикинэй), происходящее от туматского «фрак». Пучки оленьего меха окрашивались красной охрой и в качестве украшения вшивались в туматские куртки. Шапки Тумат также окрашивались в красный цвет. [47] Этот стиль, вероятно, был распространен туматцами на некоторые тунгусские народы. Подобная одежда была зарегистрирована в 17 веке у эвенков верхней Ангары и у эвенов, проживавших на нижней Колыме в начале 19 века. [48] Кроме того, существует много общего между одеждой туматов и алтайских культур. Археологические работы на памятниках пазырыкской культуры выявили как шляпы, окрашенные в красный цвет, так и фраки из соболей. Хотя «хвосты» не красились в красный цвет, их пришивали нитками, окрашенными в красный цвет. Стилистические и дизайнерские решения также сопоставимы с традиционной хакасов и кумандинцев . одеждой [49]
Некоторые мирные взаимодействия, включая смешанные браки, действительно имели место с Туматами. Одним из таких примеров является жизнь Джаардаах ( русский : Джаардаах ), туматской женщины. Она была известна своей физической силой и боевой репутацией лучника. Однако Джаардах в конце концов вышла замуж за якута и считается заметным предком местного вилюйского якута. [50] Происхождение ее имени связано с юкагирским словом, обозначающим лед (юкагир: йархан). [51]
Предками якутов были курыканцы , мигрировавшие от реки Енисей до озера Байкал и подвергшиеся определенной монгольской примеси до миграции в VII веке. [52] Якуты первоначально жили вокруг Ольхона и в районе озера Байкал . С 13 в. они мигрировали в бассейны Средней Лены , рек Алдана и Вилюя под натиском восставших монголов . Северные якуты были в основном охотниками, рыбаками и оленеводами , а южные — разведением крупного рогатого скота и лошадей . [53] [54]
История
[ редактировать ]Императорская Россия
[ редактировать ]
В 1620-х годах Московское царство начало проникать на их территорию, аннексировало или обосновалось на ней, ввело пушной налог и сумело подавить несколько якутских восстаний в период с 1634 по 1642 год . восстание и агрессия среди якутов, а также тунгусоязычных племен вдоль реки Лены в 1642 году. Воевода Петр Головин, лидер царских войск, ответил террором: местные поселения были подожжены, сотни людей были убиты. По оценкам, только якутское население сократилось на 70 процентов в период с 1642 по 1682 год, главным образом из-за оспы и других инфекционных заболеваний . [55] [56]
В XVIII веке русские ослабили давление, предоставили якутским вождям некоторые привилегии, предоставили свободу всем местам обитания, отдали им все свои земли, отправили православные миссии и обучили якутов сельскому хозяйству. Открытие золота , а затем и строительство Транссибирской магистрали привлекло в регион все большее число русских. К 1820-м годам почти все якуты заявили о своем переходе в русскую православную церковь, но сохранили (и сохраняют) ряд шаманских практик. Якутская литература начала развиваться в конце 19 века, а национальное возрождение произошло в начале 20 века.
Гражданская война в России
[ редактировать ]Последний конфликт Гражданской войны в России , известный как Якутское восстание , произошел здесь, когда корнет Михаил Коробейников , белый русский офицер, возглавил восстание и дал последний бой Красной Армии .
Советский Союз
[ редактировать ]В 1922 году новое советское правительство назвало эту территорию Якутской Автономной Советской Социалистической Республикой . В конце 1920-х — конце 1930-х годов якутский народ подвергался систематическим преследованиям, когда Иосиф Сталин начал кампанию коллективизации. [57] Возможно, что голод и недоедание в этот период привели к сокращению общей численности населения Якутов с 240 500 в 1926 году до 236 700 в 1959 году. К 1972 году численность населения начала восстанавливаться. [58]
Российская Федерация
[ редактировать ]

В настоящее время якуты составляют значительную часть всего населения огромной Республики Саха . По данным Всероссийской переписи 2010 года, всего в этом году в Республике Саха проживало 466 492 якута, или 49,9% от общей численности населения республики.
Культура
[ редактировать ]
Якуты занимаются животноводством, традиционно уделяя особое внимание выращиванию лошадей , в основном якутских лошадей , северных оленей и саха-ынаги («якутская корова»), выносливого вида крупного рогатого скота , известного как якутский крупный рогатый скот , который хорошо приспособлен к суровой местной погоде. [59] [60] ) широко распространено мнение Среди других этнических меньшинств в России на основе их опыта (например, среди географически близких монгольских бурят , что саха (т.е. якуты) являются наименее русифицированной этнической группой в России и что знание родного языка широко распространено. , особенно (как часто говорят) из-за холодного и ледяного характера их географической среды обитания, а также из-за общего избегания русскими колонизации этих земель.
Некоторые скальные образования под названием Кигилях , а также такие места, как гора Ыннах , находятся в почете у якутов. [61]
Кухня
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( Апрель 2021 г. ) |
кухне Саха заметное место занимают традиционный напиток кумыс , молочные продукты из коровьего, кобыльего и оленьего молока, строганина ойогос ) из нарезанной замороженной соленой рыбы , мясные рулеты ( В , оленина , мороженая рыба, толстые блины, саламат — пшенная каша с маслом и конским жиром. Куэрчех ( Куэрчэх ) или кирчех , популярный десерт, готовится из коровьего молока или сливок с различными ягодами . Индигирка – традиционный рыбный салат. Эту кухню используют только в Якутии . [ нужна ссылка ]
Язык
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( Апрель 2021 г. ) |
По данным переписи 2010 года, около 87% якутов Республики Саха свободно владеют якутским (или саха) языком , а 90% свободно владеют русским языком. [62] Саха/Якутский язык принадлежит к северной ветви сибирских тюркских языков . Он наиболее близок долганскому языку , а также в меньшей степени родственен тувинскому и шорскому .
ДНК и генетический анализ
[ редактировать ]
Первичная гаплогруппа ДНК Y-хромосомы якута — N-M231 . Хотя он встречается примерно у 89% населения в целом, [52] в северной Якутии она приближается к 71%. N-M231 встречается в различных других популяциях Восточной Сибири. [63] Остальные гаплогруппы составляют примерно: 4% C-M217 (включая субклады C-M48 и C-M407), 3,5% R1a-M17 (включая субклад R1a-M458) и 2,1% N-P43 , со спорадическими экземплярами I-M253. , R1b- , J2 и Q. M269 [64] [63]
По словам Адамова, гаплогруппа N1c1 составляет 94% населения Саха. Это генетическое узкое место было датировано примерно 1300 г. н. э. ± 200 лн и, как предполагается, было вызвано высоким уровнем смертности во время войны и последующим переселением на Среднюю реку Лену. [65]
Первичные гаплогруппы митохондриальной ДНК представляют собой различные восточноазиатские линии, составляющие 92% от общего числа: гаплогруппа C - от 36% до 45,7% и гаплогруппа D - от 25,7% до 32,9% якутов. [63] Малые восточно-евразийские гаплогруппы мтДНК включают: 5,2% G , 4,49% F , 3,55% M13a1b , 1,89% A , 1,18% Y1a , 1,18% B , 0,95% Z3 и 0,71% M7 . [63] По словам Федоровой, помимо восточноазиатских материнских линий, «пул мтДНК коренного населения Саха содержит небольшой (8%), но разнообразный набор западно-евразийских гаплогрупп мтДНК, в основном присутствующих среди якутов и эвенков», наиболее распространенным из которых является H и Дж. [63]
Известные люди
[ редактировать ]Академия
[ редактировать ]- Georgiy Basharin , professor at the Yakutsk State University
- Zoya Basharina , professor at Yakutsk State University
Искусство
[ редактировать ]- Евгения Арбугаева , фотограф
Кино и телевидение
[ редактировать ]- Anna Kuzmina , actress
Военный
[ редактировать ]- Вера Захарова — пилот санитарной авиации По-2 в ВВС СССР во время Великой Отечественной войны.
- Valery Kuzmin , Soviet pilot
- Федор Охлопков — советский снайпер.
Модели
[ редактировать ]Музыканты
[ редактировать ]Политики
[ редактировать ]Правители
[ редактировать ]- Тыгын Дархан , царь якутов
Спорт
[ редактировать ]- Георгий Балакшин , боксер
- Vasilii Egorov , boxer
- Павел Пинигин , бывший советский борец и олимпийский чемпион.
- Роман Дмитриев , бывший советский борец и олимпийский чемпион.
Писатели
[ редактировать ]- Анастасия Сыромятникова , писатель
Диаспора
[ редактировать ]Американская культурная ассоциация Саха, некоммерческая организация, созданная в Сиэтле, штат Вашингтон, в 2024 году. [66]
« Народ Саха оставил временный след в США в 1820 году в Форт-Росс. [67] в Дженнере, Калифорния. По переписи 1820 г. [68] В форте проживали пять мужчин-саха с 260 людьми, работавшими в Российско-Американской компании , занимающейся торговлей мехом. Этот форт стал плавильным котлом различных культур, в том числе русских, коренных жителей Аляски и местных индейских племен, таких как Кашая Помо. Саха были частью разнообразной рабочей силы, которая поддерживала операции форта в таких областях, как охота, промысел, сельское хозяйство и строительство. К 1860 году в Форт-Россе проживало не менее 20 сахов, прежде чем Русско-Американская компания прекратила свою деятельность в Северной Америке в начале 1880-х годов. "- Линвуд сегодня [69]
См. также
[ редактировать ]- Айсыт (Ажысыт/Ажыхыт), имя мифической богини-матери народа Саха.
- Курумчи культура
- Музыка в Республике Саха
- Шаманизм в Сибири.
- Тюркский народ
- Якутия
- Якутский язык
- Якутский шаманизм
- Национально-освободительная борьба якутского народа.
- Якутский скот
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Россия 2010а .
- ^ Казахстан 2009а .
- ^ Казахстан 2009б .
- ^ Казахстан 2009c .
- ^ Украина 2001 .
- ^ ЕС 2021 .
- ^ Бальцер, Марджори (1995). Воплощение культуры: отечественная антропология из России . Армонк, Нью-Йорк: М. Е. Шарп. п. 25. ISBN 1563245353 .
- ^ Кара, Давид Сомфаи (2018). «Формирование современных тюркских «этнических» групп в Центральной и Внутренней Азии» . Венгерский исторический обзор . 7 (1): 98–110. ISSN 2063-8647 . JSTOR 26571579 .
Имя яка — это буриадская версия слова сакса. Форма множественного числа якуд является этимологией русского имени Якут.
- ^ ITNR 2018 .
- ^ Иванов 1974 , стр. 168–170.
- ^ Ushnitskiy 2016a , p. 150.
- ^ Щукин 1844 , с. 273–274.
- ^ Ксенофонтов 1992 , с. 72.
- ^ Ксенофонтов 1992 , с. 108.
- ^ Козьмин 1928 , с. 273.
- ^ Ushnitskiy 2016a , p. 152.
- ^ Радлов 1893 , с. 134.
- ^ Jump up to: а б Зориктуев 2011 .
- ^ Rumyantsev 1962 , p. 144.
- ^ Ovchinnikov 1897 .
- ^ Нимаев 1988 , с. 108.
- ^ Лето 1993 г. , с. 244.
- ^ де Рерих 1999 , с. 42.
- ^ Rumyantsev 1962 , pp. 127–128.
- ^ Дашиева 2020 , стр. 943–944.
- ^ де Рерих 1999 , с. 89.
- ^ Зориктуев 2011 , с. 120.
- ^ Линденау 1983 , с. 18.
- ^ Зориктуев 2011 , с. 121.
- ^ Krasheninnikov 1949 , p. 406.
- ^ Tokarev 1949 .
- ^ Окладников 1955 .
- ^ Konstantinov 1978 .
- ^ Гоголев 1993 .
- ^ Окладников 1970 , стр. 302–303.
- ^ Бравина и Петров 2018 .
- ^ Jump up to: а б Гохман и Томтосова 1992 , с. 117.
- ^ Jump up to: а б Pavlinskaya 2001 , p. 231.
- ^ Jump up to: а б Stepanov 2005 .
- ^ Эргис 1960 , с. 282.
- ^ Эргис 1960 , стр. 92–93.
- ^ Бравина и Петров 2018 , стр. 121–122.
- ^ Эргис 1960 , с. 103.
- ^ Бравина и Петров 2018 , с. 120.
- ^ Радлов 1893 , с. 191.
- ^ Potapov 1969 , p. 182.
- ^ Окладников 1955 , с. 339.
- ^ Туголуков 1985 , с. 216, 235.
- ^ Бравина и Петров 2018 , с. 121.
- ^ Ксенофонтов 1977 , с. 206.
- ^ Иванов 2000 , с. 19.
- ^ Jump up to: а б Khar'kov et al. 2008 .
- ^ Levin & Potapov 1956 .
- ^ Антипин 1963 .
- ^ Ричардс 2003 , с. 238.
- ^ Левен и Робертс 1999 , с. 155.
- ^ Дэвис, Харрисон и Хауэлл 2007 , с. 141.
- ^ Льюис 2012 .
- ^ Кантанен 2012 .
- ^ Меерсон .
- ^ Андреевич 2020 .
- ^ Россия 2010б .
- ^ Jump up to: а б с д и Fedorova et al. 2013 .
- ^ Дагган и др. 2013 .
- ^ Адамов 2008 , с. 652.
- ^ https://lynnwoodtoday.com/russian-families-gather-in-lynnwood-to-celebrate-ancient-festival-celebrating-summer/
- ^ https://www.fortross.org/history/sakha-story
- ^ chrome-расширение://efaidnbmnnnibpcajpcglclefindmkaj/ https://www.fortross.org/lib/89/death-in-the-daily-life-of-the-ross-colony-excerpts.pdf
- ^ https://lynnwoodtoday.com/russian-families-gather-in-lynnwood-to-celebrate-ancient-festival-celebrating-summer/
Библиография
[ редактировать ]Книги
[ редактировать ]- Alekseev, N. A.; Emelyanov, N. V.; Petrov, V. T., eds. (2005). В этом разделе публикуются материалы по книге «Предания, легенды и мифы саха (якутов)» [ Traditions, legends and myths of Sakha ] (in Russian). Novosibirsk: Nauka . pp. 12–16. ISBN 5-02-030901-Х . Проверено 25 января 2022 г.
- Антипин В.Н., изд. (1963). Советская Якутия [ Советская Якутия ]. История Якутской АССР (на русском языке). Москва: Издательство АН СССР .
- Arutyunov, S. A.; Sergeyev, D. A. (1975). Проблемы этнической истории Берингоморья: Эквенский могильник [ Problems of the Ethnic History of the Bering Sea: Ekvensky Burial Ground ] (in Russian). Moscow: Nauka .
- Дэвис, Уэйд; Харрисон, К. Дэвид; Хауэлл, Кэтрин Герберт (2007). Книга народов мира: Путеводитель по культурам . Национальные географические книги. ISBN 978-1-4262-0238-4 .
- Dzharylgasinova, R. (1972). Древние когурёсцы (к этнической истории корейцев) [ Ancient Koguryeo people (on the ethnic history of the Koreans) ] (in Russian). Moscow: Nauka .
- Ergis, G. U., ed. (1960). Исторические предания и рассказы якутов [ Historical legends and stories of the Yakuts ] (in Russian). Vol. 1. Moscow; Leningrad: USSR Academy of Sciences Publishing House .
- Gogolev, A. I. (1993). Проблемы этногенеза и формирования культуры [ The Yakuts: Problems of ethnic genesis and cultural formation ] (in Russian). Yakutsk: Yakutsk State University .
- Gokhman, I. I.; Tomtosova, L. F. (1992). "Антропологические исследования неолитических могильников Диринг-Юрях и Родинка" [Anthropological researches of the Neolithic burial grounds of Diring-Yuryakh and Rodinka]. Археологические исследования в Якутии: Сб. трудов Приленской археол. экспедиции [ TEST ] (in Russian). Novosibirsk: Nauka . pp. 105–124.
- Иванов, В.Ф. (1974). Историко-этнографическое исследование Якутии . 17-18 веков (на русском языке) Москва: Наука .
- Кочнев, Д. А. (1899). «Очерки юридического быта якутов». Записки Общества археологии, истории, этнографии при Императорском Казанском университете . 15 (2). Императорский Казанский университет .
- Konstantinov, I. V. (1978). Ранний железный век Якутии [ Early Iron Age in Yakutia ] (in Russian). Novosibirsk: Nauka .
- Kozmin, Nikolai Nikolaevich (1928). "К вопросу о происхождении якутов-сахалар" [On the origin of the Yakut-sakhalar] (in Russian). Irkutsk.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - Krasheninnikov, S. P.. (1949). Описание Земли Камчатки [ Description of the Land of Kamchatka ] (in Russian). Moscow, Leningrad: Glavsevmorput . Retrieved 27 January 2022 .
- Ksenofontov, G. V. (1977). Эллэйада: Материалы по мифологии и легендарной истории якутов [ Elleiada (fables about Ellei): Materials on Yakuts’ mythology and legendary history ] (in Russian). Moscow: Nauka .
- Ксенофонтов, Г.В. (1992). : Очерки древней истории якутов ( Ураанхай-сахалар на русском языке). Том. 1. Якутск: Бичик.
- Левен, Марк; Робертс, Пенни (1999). Резня Истории . Книги Бергана. ISBN 978-1-57181-934-5 .
- Lindenau, Jacob Johan (1983). Описание народов Сибири (первая половина XVIII века): Историко-этнографические материалы о народах Сибири и Северо-Востока [ Description of the Peoples of Siberia (First Half of the Eighteenth Century): Historical and Ethnographical Materials on the Peoples of Siberia and North-East ]. Дальневосточная историческая библиотека (in Russian). Translated by Titova, Z. D. Magadan: Magadan.
- Левин, М.Г.; Потапов Л.П., ред. (1956). Народы Сибири [ Народы Сибири ] (на русском языке). Москва: Издательство АН СССР .
- Nimaev, D. D. (1988). Проблемы этногенеза бурят [ Problems of the ethnogenesis of the Buryats ] (in Russian). Novosibirsk: Nauka .
- Okladnikov, A. P. (1955). Якутия до присоединения к русскому государству [ Yakutia before joining Russia ] (in Russian). Vol. 1. Moscow, Leningrad: yes.
- Окладников, Алексей Павлович (1970). Майкл, Генри Н. (ред.). Якутия: До присоединения к Российскому государству . Антропология Севера: Переводы из русских источников. Монреаль и Лондон: Издательство Университета Макгилла-Куина. ISBN 978-0-7735-9068-7 .
- Ovchinnikov, Mikhail Pavlovich (1897). Из материалов по этнографии якутов [ From the materials on the ethnography of the Yakuts ]. Этнографическое обозрение (in Russian).
- Pavlinskaya, L. R. (2001). Некоторые аспекты культурогенеза народов Сибири (по материалам шаманского костюма) [ Some aspects of the cultural genesis of Siberian peoples (materials of shaman's costume) ] (in Russian). St. Petersburg: Евразия сквозь века. pp. 229–232.
- Popov, Gavriil V. (1986). Слова «неизвестного происхождения» якутского языка (сравнительно-историческое исследование) [ Words of "unknown origin" of the Yakut language (comparative historical study) ] (in Russian). Yakutsk: Yakut Book Publishing House.
- Potapov, L. P. (1969). Этнический состав и происхождение алтайцев: Историко-этнографический [ Ethnic structure and origin of Altai people: A historical and ethnographic essay ] (in Russian). Leningrad: Nauka .
- Радлов, Василий Васильевич (1893). : вкладыши из моего дневника Из Сибири ( на немецком языке). Лейпциг: преемник TO Weigel.
- Ричардс, Джон Ф. (2003). Бесконечная граница: экологическая история раннего современного мира . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 0520939352 .
- де Рерих, Георгий (1999). тест [ Тибет и Центральная Азия: статьи, лекции, переводы ] (на русском языке). Самара: Издательство Агни.
- Rumyantsev, G. N. (1962). Происхождение хоринских бурят [ Origin of the Khori Buryats ] (in Russian). Ulan-Ude: Buryat Book Publishing House.
- Schukin, Nikolai Semyonovich (1844). Поездка в Якутск [ A Trip to Yakutsk ] (in Russian) (2nd ed.). St. Petersburg: Типография Временного Департамента Военных Поселений.
- Stepanov, A. D. (2005). Самодийская и юкагирская топонимика на карте Якутии: К проблемам генезиса древ-них культур Севера [ Samoyedic and Yukaghir toponymics on the map of Yakutia: genesis of ancient cultures of the North revisited ]. Социогенез в Северной Азии (in Russian). Irkutsk: Издательство ИРНИТУ. pp. 223–227.
- Tugolukov, V. A. (1985). Тунгусы (эвенки и эвены) Средней и Западной Сибири [ Tungusic people (Evenkis and Evens) of Central and Western Siberia ] (in Russian). Moscow: Nauka .
Статьи
[ редактировать ]- Adamov, D. (2008). "Расчет возраста популяции якутов, принадлежащих к гаплогруппе N1c1" [Calculation of age for Yakut population belonging to haplogroup N1c1] (PDF) . Proceedings of the Russian Academy of DNA Genealogy (in Russian). 1 (4): 646–656. ISSN 1942-7484 . Archived from the original (PDF) on 30 September 2015.
- Бравина, Род-Айленд; Петров, Д.М. (2018). «ПЛЕМЕНА «КОТОРЫЕ СТАЛИ ВЕТРОМ»: АВТОХТОННЫЙ СУБСТРАТ В ЭТНОКУЛЬТУРНОГЕНЕЗЕ ЯКУТОВ» (PDF) . Вестник Археологии, Антропологии и Этнографии (на русском языке). 2 (41). Институт гуманитарных исследований и изучения коренных народов Севера: 119–127. дои : 10.20874/2071-0437-2018-41-2-119-127 .
- Dashieva, Nadezhda B. (25 December 2020). "Образ оленя-солнца и этноним бурятского племени Хори" [Image of the Deer-Sun and Ethnonym of the Khori Buryats]. Oriental Studies (in Russian). 13 (4). East Siberian State Institute of Culture: 941–950. doi : 10.22162/2619-0990-2020-50-4-941-950 . S2CID 243027767 . Retrieved 27 January 2022 .
- Дагган, Ана Т.; и др. (12 декабря 2013 г.). «Исследование предыстории тунгусских народов Сибири и Амуро-Уссурийского региона с использованием полных последовательностей генома мтДНК и маркеров Y-хромосомы» . ПЛОС ОДИН . 8 (12): е83570. Бибкод : 2013PLoSO...883570D . дои : 10.1371/journal.pone.0083570 . ISSN 1932-6203 . ПМК 3861515 . ПМИД 24349531 .
- Федорова, Сардана А.; и др. (19 июня 2013 г.). «Аутосомно-однородительские портреты коренного населения Саха (Якутии): значение для заселения Северо-Восточной Евразии» . Эволюционная биология BMC . 13 (1): 127. Бибкод : 2013BMCEE..13..127F . дои : 10.1186/1471-2148-13-127 . ISSN 1471-2148 . ПМЦ 3695835 . ПМИД 23782551 .
- Ivanov, M. S. (2000). "Замыслившие побег в Пегую орду...: (О топониме Яркан-Жархан)" [Those who planned to flee to the Skewbald Horde …: (About the toponym Zharhan)]. Илин (in Russian) (1): 17–20.
- Кармай, Самтен Г. (1993). «Теоретическая основа тибетского эпоса со ссылкой на« хронологический порядок » различных эпизодов эпоса Гесар». Бюллетень Школы восточных и африканских исследований . 56 (2): 234–246. дои : 10.1017/S0041977X00005498 . ISSN 0041-977X . S2CID 162562519 .
- Харьков, В.Н.; и др. (2008). «[Происхождение якутов: анализ гаплотипов Y-хромосомы]» . Молекулярная биология . 42 (2): 226–237. ISSN 0026-8984 . ПМИД 18610830 .
- Петри, Бельгия (1922). «М.П. Овчинников как археолог». Сибирские пожары (4).
- Petri, B. E. (1923). "Доисторические кузнецы в Прибайкалье. К вопросу о доисторическом прошлом якутов" [Prehistoric blacksmiths in the Baikal region. On the prehistoric past of the Yakuts.]. Известия Института народного образования . 1 . Chita: 62–64.
- Strelov, E. D. (1936). "Одежда и украшения якутки в половине XVIII в. (по археологическим материалам)" [Clothing and jewelry of the Yakut in the middle of the 18th century. (based on archaeological materials)]. Soviet Ethnography . 2–3 : 75–99 . Retrieved 27 January 2022 .
- Tokarev, S. A. (1949). "К постановке проблем этногенеза" [Problems of ethnic genesis revisited]. Советская Этнография (3): 12–36.
- Ushnitskiy, Vasiliy V. (2016a). "Researchers of Tsarist Russia on the study of the origin of the Sakha people" . Vestnik Tomskogo Gosudarstvennogo Universiteta (in Russian) (407). Yakutsk: Institute of the Humanities and the Indigenous Peoples: 150–155. doi : 10.17223/15617793/407/23 .
- Ушницкий, Василий. В. (2016б). «Проблема этногенеза народа саха: новый подход» . Журнал Сибирского федерального университета. Гуманитарные и социальные науки . 8 : 1822–1840. дои : 10.17516/1997-1370-2016-9-8-1822-1840 .
- Зориктуев, Б.Р. (2011). «Кто такие якутские хоролоры? (к вопросу этнической идентификации)» . Археология, этнология и антропология Евразии . 39 (2): 119–127. дои : 10.1016/j.aeae.2011.08.012 .
Информация о переписи населения
[ редактировать ]- ЕС (2021 г.). «data.europa.eu» (на латышском языке). data.europa.eu . Проверено 4 января 2022 г.
- Казахстан (2009а). «Казахстан 2009» (на казахском языке). Бюро национальной статистики. Архивировано из оригинала 15 февраля 2017 года . Проверено 4 января 2022 г.
- Казахстан (2009б). «Официальный сайт переписи населения Казахстана 2009 года» (на казахском языке). Бюро национальной статистики. Архивировано из оригинала 10 августа 2013 года . Проверено 4 января 2022 г.
- Казахстан (2009c). «Национальный состав населения» (на казахском языке). Бюро национальной статистики. Архивировано из оригинала 23 июля 2011 года . Проверено 4 января 2022 г.
- Латвия (2021 г.). «Оценка населения Латвии» (PDF) (на латышском языке). Управление по делам гражданства и иммиграции . Проверено 4 января 2022 г.
- Россия (2010а). «Официальный сайт Всероссийской переписи населения 2010 года» (на русском языке). Федеральная служба государственной статистики . Архивировано из оригинала 25 марта 2016 года . Проверено 4 января 2022 г.
- Россия (2010б). «Языки, на которых говорят… субъекты Российской Федерации» (PDF) (на русском языке). Федеральная служба государственной статистики . Архивировано из оригинала (PDF) 9 мая 2020 года . Проверено 4 января 2022 г.
- Украина (2001). «Официальный сайт Всеукраинской переписи населения 2001 года» (на украинском языке). Государственная статистика Украины. Архивировано из оригинала 1 июля 2010 года . Проверено 4 января 2022 г.
Веб-сайты
[ редактировать ]- Андреевич, Мурзин Ю. (2020). « Кигиляхи Якутии » . Архивировано из оригинала 8 мая 2020 года . Проверено 4 января 2021 г.
- Кантанен, Юха (2012). «Якутский скот: Корова вечной мерзлоты» (PDF) . стр. 3–6. Архивировано из оригинала (PDF) 10 марта 2020 года . Проверено 4 января 2022 г.
- Льюис, Мартин (14 мая 2012 г.). «Якут при советской власти» . ГеоКуррентс . Проверено 4 января 2021 г.
- Меерсон, Ф. «Выживание» . ЮНЕСКО . Проверено 4 января 2022 г.
- ИТНР (2018). «Якуты» . Внутри Новороссии . Проверено 4 января 2022 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Конолли, Вайолет. «Якуты», Проблемы коммунизма, т. 1, с. 16, нет. 5 (сентябрь-октябрь 1967 г.), стр. 81–91.
- Томская Мария. 2018. «Вербализация кочевой культуры в якутских сказках». В: Восточноевропейское обозрение 9 (2): 253–62. https://doi.org/10.31648/pw.3210 .
- Tomskaya, Maria. 2020. "Fairy Tale Images As a Component of Cultural Programming: Gender Aspect" [Сказочные образы как составляющая культурного программирования: гендерный аспект]. In: Przegląd Wschodnioeuropejski 11 (2): 145–53. https://doi.org/10.31648/pw.6497 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]