Jump to content

Якуты

Якуты
Саха
Общая численность населения
в. 500 000
Регионы со значительной численностью населения
 Россия 478 085 (перепись 2010 г.) [1]
 Казахстан 415 (перепись 2009 г.) [2] [3] [4]
 Украина 304 (перепись 2001 г.) [5]
 Латвия 37 (статистика 2021 года) [6]
Языки
Якутский , Русский
Религия
Православие , Вера Айыы , Шаманизм , Тенгризм
Родственные этнические группы
Долганы , шорцы , тувинцы , буряты , монголы (частично, возможно через курыкан), эвенки , эвены и юкагиры

Якуты Республике или саха ( якут . саха , сакса ; множественное число: сахалар , сахалар ) — тюркская этническая группа, произрастающая в Северной Сибири, в первую очередь в Саха в Российской Федерации , с некоторыми распространениями в Амурской , Магаданской , Сахалинской областях и Таймырский Эвенкийский и . районы Красноярского края Они говорят на якутском языке , который принадлежит к сибирской ветви тюркских языков .

Этимология

[ редактировать ]

По мнению Алексея Кулаковского [ ru ] , русское слово «якут» было взято из эвенкийского екэ , yekə̄ , в то время как Марджори Мандельштам Бальцер утверждает, что русское слово на самом деле является искажением тунгусской формы. [7] По мнению этнографа Давида Сомфаи , русский якут происходит от бурятского якуд , которое является формой множественного числа бурятского имени якутов, яка . [8] Якуты называют себя Саха , или Урангай Саха (якут. Уран Саха , Уран Саха ) в некоторых старых летописях. [9] Все они произошли от слова, родственного турецкому яка (географический край, воротник), обозначающего отдаленное положение якутов в Сибири.

Источник

[ редактировать ]

Ранняя стипендия

[ редактировать ]

Ранняя работа по якутскому этногенезу была написана русскими коллежскими асессорами И. Эверсом и С. Горновским в конце 18 в. В неустановленное время в прошлом на западном берегу Аральского моря проживали определенные племена . Позднее эти народы мигрировали на восток и поселились в районе гор Тунка-Гольцы на территории современной Бурятии . Давление со стороны экспансионистской Монгольской империи позже заставило многих жителей Тунка Гольцев переселиться на реку Лена. Позже на Лену прибыли еще несколько племен Алтае-Саянского региона, спасаясь от монголов. Последующее культурное слияние, произошедшее между этими прибывшими мигрантами, в конечном итоге привело к созданию якутов. Сагайские хакасы реки Абакан были представлены Эверсом и Горновским как источник этнонима саха. [10] [11]

В середине XIX века Николай Сергеевич Щукин написал «Поездку в Якутск», основываясь на своем опыте посещения этих мест. Он представил несколько иное происхождение якутов, основанное на местных устных преданиях. Группы хакасов, населявших южный водораздел Енисея, мигрировали на север. до реки Нижняя Тунгуска, до Ленского плато и, наконец, далее до реки Лена. [12] Щукину приписывают введение в российскую историографию концепции енисейских хакасов как предков якутов. [13] Самый авторитетный отчет в поддержку гипотезы происхождения Енисея был написан Николаем Н. Козьминым в 1928 году. [14] Он пришел к выводу, что часть хакасов переселилась с Енисея на Ангару из-за трудностей в экономике региона. В XII веке буряты пришли к Байкалу и военной силой оттеснили хакасов к Лене. [15] [16]

Озеро Байкал

[ редактировать ]

В 1893 году ученый-тюрколог Василий Радлов связал курыкан или гулиган ( китайский : 骨利干 ) народ тиеле из китайских исторических источников с якутами. Они упоминаются как данники династии Тан в VII веке , как сообщается, жившие на Ангаре и вокруг озера Байкал. Радлов предположил, что они представляли собой смесь тунгусских и уйгурских народов и предков якутов. [17]

Якуты Хоро (Хорин, Хоролорс) утверждают, что их прародителем был Улуу Хоро, а не Омогой или Эллей. Стипендия не установила окончательно их исконную этническую принадлежность. Их родина находилась где-то на юге и называлась Хоро-Сир. Когда хоролоры прибыли на Среднюю Лену, остается неясным: ученые оценивают период от первого тысячелетия до XVI века нашей эры. [18]

Среди ученых общепринятой гипотезой является то, что хоро-якуты произошли от хорских бурят с озера Байкал. [19] [20] и поэтому говорили на тюрко-монгольском языке. [21] Во многом это основано на сходстве их этнонимов. Сторонники считают, что слово Хоро происходит от тибетского слова hor ( стандартный тибетский язык : ཧོར ). [22] [23] Например, по данным Г. Н. Рунянцева, в VI-X вв. н.э. жителей Байкала называли Чор. [24] Окладников догадался, что отец Хоро находился недалеко от Китая и соседствовал с X [ нечеткий ] .

Эта предпосылка не является общепринятой и оспаривается некоторыми исследователями. [25] Георгий де Рерих утверждал, что это слово основано на китайском слове ху ( китайский : ), термине, используемом китайцами в качестве общего обозначения для обозначения различных иранских или тюрко-монгольских народов Центральной Азии. В современном Тибете хор используется для описания любого скотовода-"кочевника смешанного происхождения" независимо от его этнонима. [26] Изучив их происхождение, Ксенофонтов пришел к выводу, что, хотя хоролоры «сформировались из частей какого-то пришлого племени, смешавшегося с якутами», не существует убедительных доказательств, связывающих их с хорийскими бурятами. [27]

Более поздний аргумент Зориктуева предполагает, что хоролоры изначально были палеоазиатами из Нижнего Амура. [18] В отличие от своих якутских родственников, фольклор хоро в основном сосредоточен на вороне, а также есть некоторые сказания об орле. В середине 18 века Линденау отметил, что хоролоры сосредоточили свою религиозную преданность на Вороне. [28] которого хоролоры иначе называли «Нашим предком», «Нашим божеством» и «Нашим дедушкой». Это почтение возникает из-за того, что Ворон позволяет борющемуся человеку (либо первому человеку Хоро, либо его матери) выжить, давая кремень и трут. Их мифы схожи с культурами по обе стороны Берингова моря; [29] Хайда, тлинкиты, чишамы северо-западного тихоокеанского побережья Северной Америки и палеоазиаты сибирского побережья, такие как чукчи, ительмены и коряки, - все разделяют почтение к Ворону. [30]

Автохтонное происхождение

[ редактировать ]

Многие исследователи пришли к выводу, что якутский этногенез представлял собой смесь тюрко-монголов, мигрировавших из озера Байкал, и коренных юкагирских и тунгуситских народов, населявших окрестности реки Лены. [31] [32] [33] [34] Окладников подробно описал этот задуманный процесс примеси следующим образом:

«...тюркоязычные предки якутов не только вытеснили аборигенов, но и подчинили их своему влиянию мирным путем; они ассимилировали и впитали их в свою массу... При этом местные племена утратили прежний этнический имя и собственное этническое сознание, уже не выделяя себя из массы якутов, и [были] не противопоставлены им... Следовательно, в результате смешения с северными аборигенами южные предки якутов дополнили свою культуру и язык с новыми чертами, отличающими их от других степных племен». [35]

В 1996 году Алексей Н. Алексеев и С.И. Николаева-Сомоготто в качестве альтернативы предположили, что популяции палеоазиатских и самодийских народов вместо этого вступали в брак с прибывшими тюрко-монголами, чему есть некоторые доказательства. [36] [37] [38] [39]

Традиционные якутские истории содержат рассказы коренных народов Якутии. В отчетах субарктического Булунского и Верхоянского районов говорится, что черные юкагиры (якутский: хара дъукаагырдар) произошли от мигрантов, вытесненных на север от реки Лены. [40] Сопутствующие истории, зафиксированные в Усть-Алданском улусе и Мегино-Кангаласском районе, упоминают некоторые племена, покидающие регион из-за растущего давления со стороны прибывающих якутов. Хотя некоторые остались и породнились с пришельцем, большинство ушло в северную тундру. [41]

Ымяхтахи древний народ реки Лены. Был раскопан могильник, человеческие останки изучили антропологи И.И. Гохман и Л.Ф. Томтосова и в 1992 г. опубликовали результаты. Они пришли к выводу, что часть поздненеолитического населения приняла участие в формировании современных якутов. [37] Согласованность родственных художественных украшений на традиционной одежде бурятов, самоедов и якутов привела одного ученого к выводу, что они родственны. [38] Топонимические данные Якутии свидетельствуют о некогда существовании в регионе палеоазиатского и самоедского населения. [39] Сообщается, что Вилюй Тумац практиковал антропофагию и считался «этнокультурным маркером» самодийских народов. [42]

Туматы выделяются в якутской традиции как многочисленное и мощное общество, с которым когда-то на реке Вилюй происходили постоянные конфликты . [43] Их домохозяйства были полуподземными с дерновой крышей и сравнимы с традиционными жилищами самоедов. [44] Термин Дубо ( китайский : 都播 ) использовался в средневековых китайских исторических трудах по отношению к саяно-алтайским лесным народам. Василий Радлов пришел к выводу, что Дубо относится к самодийским народам. [45] Дубо также рассматривается Л. П. Потаповым как источник этнонима «Тумат». [46]

Якуты называли туматский народ «Дийрикиней» или «народ бурундука» (якут. Сдьирикинэй), происходящее от туматского «фрак». Пучки оленьего меха окрашивались красной охрой и в качестве украшения вшивались в туматские куртки. Шапки Тумат также окрашивались в красный цвет. [47] Этот стиль, вероятно, был распространен туматцами на некоторые тунгусские народы. Подобная одежда была зарегистрирована в 17 веке у эвенков верхней Ангары и у эвенов, проживавших на нижней Колыме в начале 19 века. [48] Кроме того, существует много общего между одеждой туматов и алтайских культур. Археологические работы на памятниках пазырыкской культуры выявили как шляпы, окрашенные в красный цвет, так и фраки из соболей. Хотя «хвосты» не красились в красный цвет, их пришивали нитками, окрашенными в красный цвет. Стилистические и дизайнерские решения также сопоставимы с традиционной хакасов и кумандинцев . одеждой [49]

Некоторые мирные взаимодействия, включая смешанные браки, действительно имели место с Туматами. Одним из таких примеров является жизнь Джаардаах ( русский : Джаардаах ), туматской женщины. Она была известна своей физической силой и боевой репутацией лучника. Однако Джаардах в конце концов вышла замуж за якута и считается заметным предком местного вилюйского якута. [50] Происхождение ее имени связано с юкагирским словом, обозначающим лед (юкагир: йархан). [51]

Предками якутов были курыканцы , мигрировавшие от реки Енисей до озера Байкал и подвергшиеся определенной монгольской примеси до миграции в VII веке. [52] Якуты первоначально жили вокруг Ольхона и в районе озера Байкал . С 13 в. они мигрировали в бассейны Средней Лены , рек Алдана и Вилюя под натиском восставших монголов . Северные якуты были в основном охотниками, рыбаками и оленеводами , а южные — разведением крупного рогатого скота и лошадей . [53] [54]

Императорская Россия

[ редактировать ]
Якуты Саха, начало 20 в.

В 1620-х годах Московское царство начало проникать на их территорию, аннексировало или обосновалось на ней, ввело пушной налог и сумело подавить несколько якутских восстаний в период с 1634 по 1642 год . восстание и агрессия среди якутов, а также тунгусоязычных племен вдоль реки Лены в 1642 году. Воевода Петр Головин, лидер царских войск, ответил террором: местные поселения были подожжены, сотни людей были убиты. По оценкам, только якутское население сократилось на 70 процентов в период с 1642 по 1682 год, главным образом из-за оспы и других инфекционных заболеваний . [55] [56]

В XVIII веке русские ослабили давление, предоставили якутским вождям некоторые привилегии, предоставили свободу всем местам обитания, отдали им все свои земли, отправили православные миссии и обучили якутов сельскому хозяйству. Открытие золота , а затем и строительство Транссибирской магистрали привлекло в регион все большее число русских. К 1820-м годам почти все якуты заявили о своем переходе в русскую православную церковь, но сохранили (и сохраняют) ряд шаманских практик. Якутская литература начала развиваться в конце 19 века, а национальное возрождение произошло в начале 20 века.

Гражданская война в России

[ редактировать ]

Последний конфликт Гражданской войны в России , известный как Якутское восстание , произошел здесь, когда корнет Михаил Коробейников , белый русский офицер, возглавил восстание и дал последний бой Красной Армии .

Советский Союз

[ редактировать ]

В 1922 году новое советское правительство назвало эту территорию Якутской Автономной Советской Социалистической Республикой . В конце 1920-х — конце 1930-х годов якутский народ подвергался систематическим преследованиям, когда Иосиф Сталин начал кампанию коллективизации. [57] Возможно, что голод и недоедание в этот период привели к сокращению общей численности населения Якутов с 240 500 в 1926 году до 236 700 в 1959 году. К 1972 году численность населения начала восстанавливаться. [58]

Российская Федерация

[ редактировать ]
Процент якутов в районах Якутии , по переписи 2010 года.
Президент России Владимир Путин с якутами в Якутске , Республика Саха, июнь 2024 года.

В настоящее время якуты составляют значительную часть всего населения огромной Республики Саха . По данным Всероссийской переписи 2010 года, всего в этом году в Республике Саха проживало 466 492 якута, или 49,9% от общей численности населения республики.

Культура

[ редактировать ]
Якутская женщина в традиционной одежде.

Якуты занимаются животноводством, традиционно уделяя особое внимание выращиванию лошадей , в основном якутских лошадей , северных оленей и саха-ынаги («якутская корова»), выносливого вида крупного рогатого скота , известного как якутский крупный рогатый скот , который хорошо приспособлен к суровой местной погоде. [59] [60] ) широко распространено мнение Среди других этнических меньшинств в России на основе их опыта (например, среди географически близких монгольских бурят , что саха (т.е. якуты) являются наименее русифицированной этнической группой в России и что знание родного языка широко распространено. , особенно (как часто говорят) из-за холодного и ледяного характера их географической среды обитания, а также из-за общего избегания русскими колонизации этих земель.

Некоторые скальные образования под названием Кигилях , а также такие места, как гора Ыннах , находятся в почете у якутов. [61]

кухне Саха заметное место занимают традиционный напиток кумыс , молочные продукты из коровьего, кобыльего и оленьего молока, строганина ойогос ) из нарезанной замороженной соленой рыбы , мясные рулеты ( В , оленина , мороженая рыба, толстые блины, саламат — пшенная каша с маслом и конским жиром. Куэрчех ( Куэрчэх ) или кирчех , популярный десерт, готовится из коровьего молока или сливок с различными ягодами . Индигирка – традиционный рыбный салат. Эту кухню используют только в Якутии . [ нужна ссылка ]

Коренной житель Саха

По данным переписи 2010 года, около 87% якутов Республики Саха свободно владеют якутским (или саха) языком , а 90% свободно владеют русским языком. [62] Саха/Якутский язык принадлежит к северной ветви сибирских тюркских языков . Он наиболее близок долганскому языку , а также в меньшей степени родственен тувинскому и шорскому .

ДНК и генетический анализ

[ редактировать ]
Якутский охотник, начало 20 века.

Первичная гаплогруппа ДНК Y-хромосомы якута — N-M231 . Хотя он встречается примерно у 89% населения в целом, [52] в северной Якутии она приближается к 71%. N-M231 встречается в различных других популяциях Восточной Сибири. [63] Остальные гаплогруппы составляют примерно: 4% C-M217 (включая субклады C-M48 и C-M407), 3,5% R1a-M17 (включая субклад R1a-M458) и 2,1% N-P43 , со спорадическими экземплярами I-M253. , R1b- , J2 и Q. M269 [64] [63]

По словам Адамова, гаплогруппа N1c1 составляет 94% населения Саха. Это генетическое узкое место было датировано примерно 1300 г. н. э. ± 200 лн и, как предполагается, было вызвано высоким уровнем смертности во время войны и последующим переселением на Среднюю реку Лену. [65]

Первичные гаплогруппы митохондриальной ДНК представляют собой различные восточноазиатские линии, составляющие 92% от общего числа: гаплогруппа C - от 36% до 45,7% и гаплогруппа D - от 25,7% до 32,9% якутов. [63] Малые восточно-евразийские гаплогруппы мтДНК включают: 5,2% G , 4,49% F , 3,55% M13a1b , 1,89% A , 1,18% Y1a , 1,18% B , 0,95% Z3 и 0,71% M7 . [63] По словам Федоровой, помимо восточноазиатских материнских линий, «пул мтДНК коренного населения Саха содержит небольшой (8%), но разнообразный набор западно-евразийских гаплогрупп мтДНК, в основном присутствующих среди якутов и эвенков», наиболее распространенным из которых является H и Дж. [63]

Известные люди

[ редактировать ]

Академия

[ редактировать ]

Искусство

[ редактировать ]

Кино и телевидение

[ редактировать ]

Музыканты

[ редактировать ]

Политики

[ редактировать ]

Правители

[ редактировать ]

Писатели

[ редактировать ]

Диаспора

[ редактировать ]

Американская культурная ассоциация Саха, некоммерческая организация, созданная в Сиэтле, штат Вашингтон, в 2024 году. [66]

« Народ Саха оставил временный след в США в 1820 году в Форт-Росс. [67] в Дженнере, Калифорния. По переписи 1820 г. [68] В форте проживали пять мужчин-саха с 260 людьми, работавшими в Российско-Американской компании , занимающейся торговлей мехом. Этот форт стал плавильным котлом различных культур, в том числе русских, коренных жителей Аляски и местных индейских племен, таких как Кашая Помо. Саха были частью разнообразной рабочей силы, которая поддерживала операции форта в таких областях, как охота, промысел, сельское хозяйство и строительство. К 1860 году в Форт-Россе проживало не менее 20 сахов, прежде чем Русско-Американская компания прекратила свою деятельность в Северной Америке в начале 1880-х годов. "- Линвуд сегодня [69]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Россия 2010а .
  2. ^ Казахстан 2009а .
  3. ^ Казахстан 2009б .
  4. ^ Казахстан 2009c .
  5. ^ Украина 2001 .
  6. ^ ЕС 2021 .
  7. ^ Бальцер, Марджори (1995). Воплощение культуры: отечественная антропология из России . Армонк, Нью-Йорк: М. Е. Шарп. п. 25. ISBN  1563245353 .
  8. ^ Кара, Давид Сомфаи (2018). «Формирование современных тюркских «этнических» групп в Центральной и Внутренней Азии» . Венгерский исторический обзор . 7 (1): 98–110. ISSN   2063-8647 . JSTOR   26571579 . Имя яка — это буриадская версия слова сакса. Форма множественного числа якуд является этимологией русского имени Якут.
  9. ^ ITNR 2018 .
  10. ^ Иванов 1974 , стр. 168–170.
  11. ^ Ushnitskiy 2016a , p. 150.
  12. ^ Щукин 1844 , с. 273–274.
  13. ^ Ксенофонтов 1992 , с. 72.
  14. ^ Ксенофонтов 1992 , с. 108.
  15. ^ Козьмин 1928 , с. 273.
  16. ^ Ushnitskiy 2016a , p. 152.
  17. ^ Радлов 1893 , с. 134.
  18. ^ Jump up to: а б Зориктуев 2011 .
  19. ^ Rumyantsev 1962 , p. 144.
  20. ^ Ovchinnikov 1897 .
  21. ^ Нимаев 1988 , с. 108.
  22. ^ Лето 1993 г. , с. 244.
  23. ^ де Рерих 1999 , с. 42.
  24. ^ Rumyantsev 1962 , pp. 127–128.
  25. ^ Дашиева 2020 , стр. 943–944.
  26. ^ де Рерих 1999 , с. 89.
  27. ^ Зориктуев 2011 , с. 120.
  28. ^ Линденау 1983 , с. 18.
  29. ^ Зориктуев 2011 , с. 121.
  30. ^ Krasheninnikov 1949 , p. 406.
  31. ^ Tokarev 1949 .
  32. ^ Окладников 1955 .
  33. ^ Konstantinov 1978 .
  34. ^ Гоголев 1993 .
  35. ^ Окладников 1970 , стр. 302–303.
  36. ^ Бравина и Петров 2018 .
  37. ^ Jump up to: а б Гохман и Томтосова 1992 , с. 117.
  38. ^ Jump up to: а б Pavlinskaya 2001 , p. 231.
  39. ^ Jump up to: а б Stepanov 2005 .
  40. ^ Эргис 1960 , с. 282.
  41. ^ Эргис 1960 , стр. 92–93.
  42. ^ Бравина и Петров 2018 , стр. 121–122.
  43. ^ Эргис 1960 , с. 103.
  44. ^ Бравина и Петров 2018 , с. 120.
  45. ^ Радлов 1893 , с. 191.
  46. ^ Potapov 1969 , p. 182.
  47. ^ Окладников 1955 , с. 339.
  48. ^ Туголуков 1985 , с. 216, 235.
  49. ^ Бравина и Петров 2018 , с. 121.
  50. ^ Ксенофонтов 1977 , с. 206.
  51. ^ Иванов 2000 , с. 19.
  52. ^ Jump up to: а б Khar'kov et al. 2008 .
  53. ^ Levin & Potapov 1956 .
  54. ^ Антипин 1963 .
  55. ^ Ричардс 2003 , с. 238.
  56. ^ Левен и Робертс 1999 , с. 155.
  57. ^ Дэвис, Харрисон и Хауэлл 2007 , с. 141.
  58. ^ Льюис 2012 .
  59. ^ Кантанен 2012 .
  60. ^ Меерсон .
  61. ^ Андреевич 2020 .
  62. ^ Россия 2010б .
  63. ^ Jump up to: а б с д и Fedorova et al. 2013 .
  64. ^ Дагган и др. 2013 .
  65. ^ Адамов 2008 , с. 652.
  66. ^ https://lynnwoodtoday.com/russian-families-gather-in-lynnwood-to-celebrate-ancient-festival-celebrating-summer/
  67. ^ https://www.fortross.org/history/sakha-story
  68. ^ chrome-расширение://efaidnbmnnnibpcajpcglclefindmkaj/ https://www.fortross.org/lib/89/death-in-the-daily-life-of-the-ross-colony-excerpts.pdf
  69. ^ https://lynnwoodtoday.com/russian-families-gather-in-lynnwood-to-celebrate-ancient-festival-celebrating-summer/

Библиография

[ редактировать ]
  • Alekseev, N. A.; Emelyanov, N. V.; Petrov, V. T., eds. (2005). В этом разделе публикуются материалы по книге «Предания, легенды и мифы саха (якутов)» [ Traditions, legends and myths of Sakha ] (in Russian). Novosibirsk: Nauka . pp. 12–16. ISBN  5-02-030901-Х . Проверено 25 января 2022 г.
  • Антипин В.Н., изд. (1963). Советская Якутия [ Советская Якутия ]. История Якутской АССР (на русском языке). Москва: Издательство АН СССР .
  • Arutyunov, S. A.; Sergeyev, D. A. (1975). Проблемы этнической истории Берингоморья: Эквенский могильник [ Problems of the Ethnic History of the Bering Sea: Ekvensky Burial Ground ] (in Russian). Moscow: Nauka .
  • Дэвис, Уэйд; Харрисон, К. Дэвид; Хауэлл, Кэтрин Герберт (2007). Книга народов мира: Путеводитель по культурам . Национальные географические книги. ISBN  978-1-4262-0238-4 .
  • Dzharylgasinova, R. (1972). Древние когурёсцы (к этнической истории корейцев) [ Ancient Koguryeo people (on the ethnic history of the Koreans) ] (in Russian). Moscow: Nauka .
  • Ergis, G. U., ed. (1960). Исторические предания и рассказы якутов [ Historical legends and stories of the Yakuts ] (in Russian). Vol. 1. Moscow; Leningrad: USSR Academy of Sciences Publishing House .
  • Gogolev, A. I. (1993). Проблемы этногенеза и формирования культуры [ The Yakuts: Problems of ethnic genesis and cultural formation ] (in Russian). Yakutsk: Yakutsk State University .
  • Gokhman, I. I.; Tomtosova, L. F. (1992). "Антропологические исследования неолитических могильников Диринг-Юрях и Родинка" [Anthropological researches of the Neolithic burial grounds of Diring-Yuryakh and Rodinka]. Археологические исследования в Якутии: Сб. трудов Приленской археол. экспедиции [ TEST ] (in Russian). Novosibirsk: Nauka . pp. 105–124.
  • Иванов, В.Ф. (1974). Историко-этнографическое исследование Якутии . 17-18 веков (на русском языке) Москва: Наука .
  • Кочнев, Д. А. (1899). «Очерки юридического быта якутов». Записки Общества археологии, истории, этнографии при Императорском Казанском университете . 15 (2). Императорский Казанский университет .
  • Konstantinov, I. V. (1978). Ранний железный век Якутии [ Early Iron Age in Yakutia ] (in Russian). Novosibirsk: Nauka .
  • Kozmin, Nikolai Nikolaevich (1928). "К вопросу о происхождении якутов-сахалар" [On the origin of the Yakut-sakhalar] (in Russian). Irkutsk. {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
  • Krasheninnikov, S. P.. (1949). Описание Земли Камчатки [ Description of the Land of Kamchatka ] (in Russian). Moscow, Leningrad: Glavsevmorput . Retrieved 27 January 2022 .
  • Ksenofontov, G. V. (1977). Эллэйада: Материалы по мифологии и легендарной истории якутов [ Elleiada (fables about Ellei): Materials on Yakuts’ mythology and legendary history ] (in Russian). Moscow: Nauka .
  • Ксенофонтов, Г.В. (1992). : Очерки древней истории якутов ( Ураанхай-сахалар на русском языке). Том. 1. Якутск: Бичик.
  • Левен, Марк; Робертс, Пенни (1999). Резня Истории . Книги Бергана. ISBN  978-1-57181-934-5 .
  • Lindenau, Jacob Johan (1983). Описание народов Сибири (первая половина XVIII века): Историко-этнографические материалы о народах Сибири и Северо-Востока [ Description of the Peoples of Siberia (First Half of the Eighteenth Century): Historical and Ethnographical Materials on the Peoples of Siberia and North-East ]. Дальневосточная историческая библиотека (in Russian). Translated by Titova, Z. D. Magadan: Magadan.
  • Левин, М.Г.; Потапов Л.П., ред. (1956). Народы Сибири [ Народы Сибири ] (на русском языке). Москва: Издательство АН СССР .
  • Nimaev, D. D. (1988). Проблемы этногенеза бурят [ Problems of the ethnogenesis of the Buryats ] (in Russian). Novosibirsk: Nauka .
  • Okladnikov, A. P. (1955). Якутия до присоединения к русскому государству [ Yakutia before joining Russia ] (in Russian). Vol. 1. Moscow, Leningrad: yes.
  • Окладников, Алексей Павлович (1970). Майкл, Генри Н. (ред.). Якутия: До присоединения к Российскому государству . Антропология Севера: Переводы из русских источников. Монреаль и Лондон: Издательство Университета Макгилла-Куина. ISBN  978-0-7735-9068-7 .
  • Ovchinnikov, Mikhail Pavlovich (1897). Из материалов по этнографии якутов [ From the materials on the ethnography of the Yakuts ]. Этнографическое обозрение (in Russian).
  • Pavlinskaya, L. R. (2001). Некоторые аспекты культурогенеза народов Сибири (по материалам шаманского костюма) [ Some aspects of the cultural genesis of Siberian peoples (materials of shaman's costume) ] (in Russian). St. Petersburg: Евразия сквозь века. pp. 229–232.
  • Popov, Gavriil V. (1986). Слова «неизвестного происхождения» якутского языка (сравнительно-историческое исследование) [ Words of "unknown origin" of the Yakut language (comparative historical study) ] (in Russian). Yakutsk: Yakut Book Publishing House.
  • Potapov, L. P. (1969). Этнический состав и происхождение алтайцев: Историко-этнографический [ Ethnic structure and origin of Altai people: A historical and ethnographic essay ] (in Russian). Leningrad: Nauka .
  • Радлов, Василий Васильевич (1893). : вкладыши из моего дневника Из Сибири ( на немецком языке). Лейпциг: преемник TO Weigel.
  • Ричардс, Джон Ф. (2003). Бесконечная граница: экологическая история раннего современного мира . Издательство Калифорнийского университета. ISBN  0520939352 .
  • де Рерих, Георгий (1999). тест [ Тибет и Центральная Азия: статьи, лекции, переводы ] (на русском языке). Самара: Издательство Агни.
  • Rumyantsev, G. N. (1962). Происхождение хоринских бурят [ Origin of the Khori Buryats ] (in Russian). Ulan-Ude: Buryat Book Publishing House.
  • Schukin, Nikolai Semyonovich (1844). Поездка в Якутск [ A Trip to Yakutsk ] (in Russian) (2nd ed.). St. Petersburg: Типография Временного Департамента Военных Поселений.
  • Stepanov, A. D. (2005). Самодийская и юкагирская топонимика на карте Якутии: К проблемам генезиса древ-них культур Севера [ Samoyedic and Yukaghir toponymics on the map of Yakutia: genesis of ancient cultures of the North revisited ]. Социогенез в Северной Азии (in Russian). Irkutsk: Издательство ИРНИТУ. pp. 223–227.
  • Tugolukov, V. A. (1985). Тунгусы (эвенки и эвены) Средней и Западной Сибири [ Tungusic people (Evenkis and Evens) of Central and Western Siberia ] (in Russian). Moscow: Nauka .

Информация о переписи населения

[ редактировать ]

Веб-сайты

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Конолли, Вайолет. «Якуты», Проблемы коммунизма, т. 1, с. 16, нет. 5 (сентябрь-октябрь 1967 г.), стр. 81–91.
  • Томская Мария. 2018. «Вербализация кочевой культуры в якутских сказках». В: Восточноевропейское обозрение 9 (2): 253–62. https://doi.org/10.31648/pw.3210 .
  • Tomskaya, Maria. 2020. "Fairy Tale Images As a Component of Cultural Programming: Gender Aspect" [Сказочные образы как составляющая культурного программирования: гендерный аспект]. In: Przegląd Wschodnioeuropejski 11 (2): 145–53. https://doi.org/10.31648/pw.6497 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 3bcff5dd8a34c816f6b90c51c122f065__1721402040
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/3b/65/3bcff5dd8a34c816f6b90c51c122f065.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Yakuts - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)