Вотиане
Общая численность населения | |
---|---|
99+ | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Россия | 99 (2020) [1] |
Эстония | 4 (2011) [2] |
Языки | |
Вотский , русский , ингерманландский , эстонский | |
Религия | |
Восточно-православный лютеранин Poluverniki | |
Родственные этнические группы | |
Другие балтийские финны Особенно эстонцы , ливонцы , сету и вырос. |
Вотиане , также называемые Вотес , Вотс и Водс ( Votic : ва́ддялайзыд , vađđalaizõd ; русский : водь ; эстонский : vadjalased ; финский : vatjalaiset ) — финская этническая группа , родом из исторической Ингрии , части современной северо-западной России , которая примерно к юго-западу от Санкт-Петербурга и к востоку от приграничного с Эстонией города Нарвы . Финский на вотский язык, котором говорят вотиане, близок к исчезновению . На этом языке до сих пор говорят в трех деревнях исторической Вотии и неизвестное количество говорящих в сельской местности. Деревни: Йыгыперя (Краколье), Лиивцюля (Пески) и Луудица (Лужицы). [3] По данным Всероссийской переписи населения 2020 года 99 человек идентифицированы как вотиан. [4]
Вотиане были одними из основателей Великого Новгорода .
История
[ редактировать ]Вотиане — старейшая известная этническая группа Ингрии. Вероятно, они произошли от населения железного века северо-восточной Эстонии и западной Ингрии. Некоторые ученые утверждают, что это было племя эстонцев , которое во время изоляции от других эстонцев развило самобытность. Предполагается, что древний эстонский уезд Вайга получил свое название от Вотиан. [3] Килфинги эпоху , народ, живший в Северной Европе в викингов , возможно, были голосами. [ нужна ссылка ]
Самые ранние литературные упоминания голосов по их традиционному названию встречаются в средневековых русских источниках, где голоса упоминаются как Voď . Более старые русские источники группировали их (под названием Чудес ) с эстонцами. Чудское озеро недалеко от вотян называется Чудско озеро , что в переводе с русского означает «Чудское озеро». [5]
В 1069 году упоминается голос, участвовавший в нападении Новгородскую республику на Полоцкого княжества . В конце концов Воты вошли в состав Новгородской республики и в 1149 году упоминаются как принимавшие участие в нападении Новгорода на Джемса которые предположительно являются народами Тавастии . В честь Голосов была названа одна из административных единиц Новгорода — Вочьская . После распада Новгорода Великое княжество Московское депортировало множество голосов с родины и начало более агрессивное их обращение. Миссионерская деятельность началась в 1534 году, после того как новгородский архиепископ Макарий пожаловался Ивану IV, что голоса все еще исповедуют свои языческие верования. Макарию было разрешено послать монаха Илью для обращения голосов. Илья разрушил многие старые святыни и культовые места. Обращение шло медленно, и следующему архиепископу Феодосии пришлось послать священника Никифора, чтобы тот продолжил дело Ильи. Постепенно голоса обратились в веру, и они стали преданными христианами. [6]
Швеция контролировала Ингрию в 17 веке, и попытки обратить местных православных верующих в лютеранскую веру заставили часть православного населения мигрировать в другие места. [7] В то же время многие финские народы иммигрировали в Ингрию. Религия разделяла лютеранских финнов и эстонцев, а также православных ижорцев и голосов, поэтому смешанные браки между этими группами были редкостью. Голоса в основном женились на других голосах, или ижорцах и русских. В основном они говорили на трех языках: вотском, ингерманландском и русском. [5] В 1848 году число голосов составило 5148 (Арист 1981: 78). [8] но по российской переписи 1926 года их осталось всего 705 человек. С начала 20 века водский язык больше не передавался последующим поколениям. [5] Большинство голосов было эвакуировано в Финляндию вместе с финскими ингерманландцами во время Второй мировой войны , но позже было возвращено в Советский Союз. [9]
Как отдельный народ , голоса практически вымерли после сталинистского расселения в отдаленные советские провинции в качестве «наказания» за предполагаемую нелояльность и трусость во время Второй мировой войны. Высланные, которым разрешили вернуться в 1956 году, обнаружили, что их старые дома заняты русскими. [9] В 1989 году еще оставалось 62 известных голоса, самый молодой из которых родился в 1930 году. По данным российской переписи 2002 года, было 73 самопровозглашенных голоса. Из них 12 проживали в Санкт-Петербурге , 12 в Ленинградской области и 10 в Москве . В 2008 году Голоса были добавлены в список коренных народов России, что дало им некоторую поддержку в сохранении своей культуры. [10] Были конфликты с жителями деревни Вотиц и лесниками, а в 2001 году в деревне Лужицё был сожжен Вотский музей. [11] Другая возможная проблема – строящийся порт в Усть-Луге . Планируется, что около 35 тысяч человек переселятся вблизи исторических сел Вотиц и Ижоран. [12]
Голоса в Латвии
[ редактировать ]назывались криевини Голоса в Латвии по-латышски . Слово происходит от криев , что означает «русский». Исторические источники указывают на то, что Тевтонские рыцари под предводительством Винке фон Оверберга в 1444–1447 годах захватили в плен множество людей во время своего нападения на Ингерманландию и перевезли их в Бауску , где требовалась рабочая сила для строительства замка. По оценкам, туда было переведено около 3000 человек. После постройки замка голоса не вернулись обратно, а поселились в окрестностях Бауски и стали земледельцами. Постепенно они забыли свой язык и обычаи и были ассимилированы соседними латышами . [5] Впервые они упоминаются в литературе 1636 года. Первым «современным» учёным, изучавшим их, был финский Андерс Йохан Сьёгрен , но первым человеком, связавшим их с голосами, был Фердинанд Йохан Видеманн в 1872 году. [13] Латвийский поэт Янис Райнис имел водские корни. [14]
Некоторые современные люди в Латвии вокруг Бауски , имеющие историческое кревинское происхождение, все еще хотят идентифицировать себя с вотианами, и среди них появился новый интерес к вотянской культуре. В Латвии также существует Вотский музей. [15]
Голоса в Эстонии
[ редактировать ]Вотиане жили в основном в пределах Нарвской области. Голоса в основном смешались с эстонцами, существуют сведения о христианах, называемых « полуверниками » «полуверующими», которые смешивали православие и лютеранство, эта форма христианства практиковалась за счет смешения православных вотиан с лютеранами-эстонцами. Пауль Аристе обнаружил, что водский язык повлиял на многие североэстонские диалекты. [16]
Сегодня в Эстонии по-прежнему проводятся вотианские культурные мероприятия в Нарве . [16]
Культура
[ редактировать ]Исторически большинство голосов составляли фермеры. Порезы и ожоги ( сардо ) практиковались до начала 20 века. Крупный рогатый скот, лошади и гуси были наиболее важными домашними животными. Некоторые зарабатывали на жизнь рыбной ловлей. Многие примитивные рыболовные обычаи, такие как рыбалка дубинкой или копьем, долгое время сохранялись в общинах вотиков. рыбная ловля с помощью невода Зимой практиковалась . Вотиане формировали группы неводов ( артелли ) и совершали рыбацкие поездки вплоть до внешних финских островов, таких как Сескар . рыбаки жили в деревянных санях, называемых ( пудка ). Во время этих поездок [5] Охота никогда не была важным источником дохода, поскольку местная знать оставляла за собой право охоты. Поскольку Санкт-Петербург находился так близко к родине вотиков, многие голоса поехали туда работать. Мужчины работали на фабриках, а женщины работали прислугой. Это способствовало быстрому упадку вотской культуры. [5]
Избиратели были довольно плохо образованы, и известно, что только один голос, Дмитрий Цветков , когда-либо учился и окончил университет. Древняя религия вотов малоизвестна, но предполагается, что она была похожа на другие верования финнов. [5]
Язык и идентичность
[ редактировать ]Большинство голосов могли говорить на ингерманландском и русском, а также на вотском языке. Фактически, в некоторых деревнях ингерманландский язык был более распространен в повседневном использовании, чем вотский. Вотский обычно использовался по отношению к членам семьи, а русский и ингерманландский - по отношению к другим. Русский язык был единственным языком, используемым в церквях. Голосующие часто называли себя ижорцами , так как этот термин был более известен среди других. Этот термин использовался, когда люди хотели провести различие между лютеранским и православным финским населением в Ингрии. [17]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ "Итоги Всероссийской переписи населения 2020 года. Таблица 1. Национальный состав населения" [Results of the All-Russian population census 2020. Table 1. National composition of the population.]. rosstat.gov.ru . Retrieved 2023-01-03 .
- ^ RL0428: Население по национальности, полу и месту жительства, 31 декабря 2011 г.
- ^ Jump up to: а б Эстонский национальный музей: Ваджалесед (на эстонском языке) ( в архиве )
- ^ "Итоги Всероссийской переписи населения 2020 года. Таблица 1. Национальный состав населения" [Results of the All-Russian population census 2020. Table 1. National composition of the population.]. rosstat.gov.ru . Retrieved 2023-01-03 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Тойво Вуорела: Suomensukuiset kansat , Suomalainen Kirjalisuuens Seura, 1960 (на финском языке)
- ^ Густав Ранк, Vatjalaiset , Финское литературное общество, Хельсинки, 1960 (финский)
- ^ Мика Сивонен, Me Inkerikot, Vatjalaiset ja Karelaiset" - Религиозная интеграция и построение идентичности православного меньшинства в шведских Инкери 1680-1702 (на финском языке)
- ^ Поль Аристе 1981. Языковые контакты . Таллинн: Свет. [пт. 2.6. Вымирание трёх балтийских языков с. 76-82] (на эстонском языке)
- ^ Jump up to: а б Красная книга народов Российской империи.
- ^ Инкери: Будущее народа Ватья и народа Ингерии обсуждалось на Днях коренных народов ( на финском языке)
- ^ Впечатляющий информационный офис: Несчастные случаи, постигшие наших родственников (на финском языке)
- ^ Inkeri.ee: Большой порт Лаукаансуу угрожает деревням Инкеройс и Ватьялай (на финском языке).
- ^ Марьо Мела и Лембит Валба: история и культура Латвии. Клуб Розенталс. ISBN 951-98671-1-2 (на финском языке)
- ^ Этническая принадлежность латышских вотов - Криевини
- ^ «Русские ЛАТВИИ» . Кривиню навадс (на латышском языке) . Проверено 6 января 2023 г.
- ^ Jump up to: а б "ЭСТОНИЯ воти" . Кривиню навадс (на латышском языке) . Проверено 6 января 2023 г.
- ^ Мауно Йокипии, Itämerenfinomalieset - История и судьбы племенных народов , Ювяскюля 1995, ISBN 9519362800
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Красная книга народов Российской Империи - Голоса
- VAĐĐA TODAY — это открытый проект неправительственной организации, целью которого является популяризация культуры голосования среди интернет-сообщества.