Jump to content

Ненецкий

(Перенаправлено с ненцев )
Ненецкий
Неней, Ненече
Ненецкая семья на Бреховских островах , 1913 год.
Общая численность населения
в. 50 000
Регионы со значительной численностью населения
Россия
  • Архангельская область:

    Nenets Autonomous Okrug: 6,713

  • Tyumen Oblast:
    Yamalo-Nenets Autonomous Okrug: 35,917
49,646 [1]
Украина 217 [2]
Языки
Ненецкий , Русский
Религия
Шаманизм , Анимизм , Православие
Родственные этнические группы
Энцы , нганасаны , селькупы

Ненцы ненцы ( , родом из : нэнэй ненэче , латинизированный: nenəj nenəče ; русский : нонцы , латинизированный : nentsy ), также известные как самоеды (устаревший термин), — самодийская этническая группа арктической России, российского Крайнего Севера . проживало 49 646 ненцев По данным последней переписи населения 2021 года, в Российской Федерации , большая часть из них проживала в Ямало-Ненецком автономном округе , Ненецком автономном округе и Таймырском Долгано-Ненецком округе, протянувшемся вдоль береговой линии Северного Ледовитого океана вблизи Полярного круга. между Кольским и Таймырским полуостровами. Ненцы говорят либо на тундровом , либо на лесно -ненецком языках. В Российской Федерации они имеют статус коренных малочисленных народов . [3] Сегодня ненецкий народ сталкивается с многочисленными вызовами со стороны государства и нефтегазовых компаний, которые угрожают окружающей среде и их образу жизни. В результате многие отмечают рост активности на местном уровне.

Этимология

[ редактировать ]

Буквальные морфы само и ед в русском языке передают значение «самопожиратель», что считается уничижительным. Поэтому имя самоед в 20 веке вышло из употребления. Эти люди известны как ненети/ненай/ненайе , что означает «человек». [4]

В Российской империи термин самоед часто применялся без разбора к разным народам Северной России, говорящим на родственных уральских языках: ненцам, нганасанам , энцам , селькупам (носителям самодийских языков ). В настоящее время термин « самодийские народы » применяется ко всей группе этих разных народов.

Количество и населенный пункт

[ редактировать ]
Муниципалитеты, в которых доля ненцев превышает 1%, в % по данным переписи 2010 г.

В названиях двух автономных областей России ( Ненецкой , Ямало-Ненецкой ) упоминаются ненцы как титульная народность региона; еще один такой округ ( Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ ) был упразднен в 2007 году и преобразован в Таймырский Долгано-Ненецкий район Красноярского края .

Ненцы делятся на две группы: тундровую и лесную; эти две группы говорят на разных языках. Тундровые ненцы составляют большинство. Они живут в двух автономных округах. Лесные ненцы — около 1500 человек — проживают в бассейне рек Пур и Таз на юго-востоке Ямало-Ненецкого автономного округа и востоке Ханты -Мансийского автономного округа — Югры .

Население Ненцев по данным переписи 2021 года. [1]
Общий Мужчины Женщины
Общий 49,787 23,521 26,266
Архангельская область 7,045 3,261 3,784
* Nenets Autonomous Okrug 6,712 3,102 3,620
Tyumen Oblast 37,753 17,915 19,838
* Yamalo-Nenets Autonomous Okrug 35,979 17,089 18,890
* Khanty-Mansi Autonomous Okrug 1,383 656 727
Красноярский край 3,853 1,853 1,988
Республика Коми 222 82 140
Мурманская область 112 49 63

По переписи 2021 года в России проживало 49 787 ненцев.

Ненецкий язык относится к самодийской ветви уральской языковой семьи и состоит из двух основных диалектов: лесного ненецкого и тундрового ненецкого. [5] Этнолог говорит, что в Сибири большинство молодых людей по-прежнему свободно владеют ненецким языком, тогда как в европейской части России они, как правило, говорят по-русски. В целом, большинство носителей языка — представители старшего поколения. ЮНЕСКО классифицирует ненецкий язык как язык, находящийся под угрозой исчезновения. [6] Некоторые считают, что использование русского и коми обусловлено межнациональными браками. [7]

История и образ жизни

[ редактировать ]
Ненецкий мужчина, ок. 1862 г.
Группа ненцев в Дудинке (2000 г.)
Ненецкая семья, 2006 г.

Существуют две отдельные группы ненцев в строгом смысле , основанные на их экономике: тундровые ненцы (живущие далеко на севере) и хандеяры , или лесные ненцы. Особая третья группа ненцев (яранцы) возникла в результате смешанных браков между ненцами и коми- ижемцами.

Самодийские языки составляют ветвь уральской языковой семьи . Согласно одной из теорий, они переместились с юга Сибири в самую северную часть территории, которая позже стала Россией, где-то до XII века.

Они оказались между Канин и Таймыр полуостровами , вокруг рек Обь и Енисей , и лишь немногие из них поселились в небольшие поселения типа Колвы. Их основной источник существования – охота и оленеводство . Использование оленей в качестве тяглового животного в течение всего года позволяет им преодолевать большие расстояния. Масштабное оленеводство возникло в XVIII веке. Они разводили самоедскую собаку, чтобы помогать пасти оленей и тянуть нарты, а европейские исследователи позже использовали этих собак в полярных экспедициях, поскольку они были хорошо адаптированы к арктическим условиям. Тундровые волки могут нанести значительный экономический ущерб, поскольку они охотятся на стада оленей, которые являются источником существования некоторых ненецких семей. [8] Однако появление снегоходов в 1990-х годах позволило ненцам полуострова Ямал истребить местную популяцию волков, поскольку в открытой тундре волкам негде спрятаться. [9] Наряду с мясом северного оленя, рыба является основным компонентом рациона ненцев. Ненецкое жилье представляет собой коническую юрту (мя).

У них есть шаманская и анимистическая система верований, которая подчеркивает уважение к земле и ее ресурсам. [4] Во время миграций ненцы помещали в священные сани священные предметы, такие как медвежьи шкуры, религиозные деятели, монеты и многое другое. Содержимое этих священных саней распаковывают только во время особых случаев или для религиозных ритуалов (например, жертвоприношений). Однако распаковывать священные сани разрешено только уважаемым старейшинам. [10] У них была клановая социальная структура. Ненецкого шамана зовут Тадибья .

После русской революции ненецкая культура пострадала из-за советской политики коллективизации . Правительство Советского Союза пыталось заставить кочевых самоедов осесть на постоянной основе. Они были вынуждены селиться в деревнях, а их дети получали образование в государственных школах-интернатах, что привело к размыванию их культурной самобытности. [4] Одним из существенных изменений, затронувших ненецкую культуру, стало изменение социальной роли мужчины. Раньше в тундре у самца была очень важная задача — выпас оленей. Однако когда ненцам пришлось перейти к жизни вдали от тундры, мужчины обнаружили, что потеряли свою роль. Большая часть ответственности, ожидавшей их в деревне, с традиционной точки зрения считалась женской работой. [4] Это стирание мужской идентичности было еще более усилено советским правительством. В таежных деревнях особое внимание уделялось таким профессиям, как огородничество, звероводство, скотоводство, торговля, медицина и т. д., и именно они продавались женщинам. [4] Наконец, должности, предлагаемые советским правительством, часто занимали женщины, а не мужчины, поскольку многие мужчины пристрастились к пьянству. [4] В результате некогда традиционная культура ненецкого народа была быстро разрушена. Многие, особенно в Ненецком автономном округе , утратили родной язык и ассимилировались.

Одним из последствий политики коллективизации стало владение оленями. Из-за политики коллективизации многие пастухи двинулись на север, а многие из оставшихся были «лишены оленей». [4] Ненцы когда-то владели большим количеством оленей, но после войны многим ненцам пришлось перейти к мелкому скотоводству. [4] Хотя ненцы-скотоводы сильно пострадали, их образ жизни недолго находился под угрозой. В то время как в остальной части России политика коллективизации продолжалась очень долго, на Ямале она была применена только на десятилетие. [4] Это произошло потому, что после смерти Сталина в 1953 году традиционная экономика сохранилась. С 1950 по 1960 год поголовье оленей увеличилось на 50%, а к 1980 году это число почти удвоилось. [4] В последующие несколько десятилетий ненцы медленно восстанавливали и сохраняли свой традиционный кочевой образ жизни. Умиротворение чиновников при сохранении их культуры было достигнуто с помощью ряда уловок. Например, пастухи часто смешивали стада, так что инспекторы не могли увидеть истинное соотношение частных и коллективных оленей. [4] Другой метод заключался в том, чтобы молодые пастухи устроились на работу в качестве официальных государственных служащих и выпасали собственное коллективное стадо оленей вместе с частным стадом одного из своих родственников. Как только эти стада соберутся вместе и начнется миграция, чиновники не смогут знать, какие из оленей находятся в частной собственности. [4]

Модель моржовой кости (18 век). ненецкого стойбища из

С 1930-х годов некоторые ненцы начали профессионально выражать себя через средства массовой информации. Например, Тыко Вылка и Константин Панков известными художниками стали . Анна Неркаги – одна из самых знаменитых ненецких писательниц. Юрий Велла , хотя и жил оленеводом, стал первым писателем на лесно-ненецком языке .

Хотя ненецкий народ смог сохранить устойчивость перед лицом постоянных перемен и жестокого обращения, теперь его ждет новый вызов. Экологический ущерб ненцам значителен из-за индустриализации их земель, колонизации и изменения климата . Образ жизни ненцев во многом зависит от рыболовства и оленеводства. Однако эта практика во многом зависит от окружающей среды, которой угрожает нефтяная промышленность. В частности, кочевой образ жизни, к которому ненцы привыкли на протяжении поколений, находится под угрозой, поскольку нефтяная промышленность вторгается на оленьи пастбища и территорию. [11] Примерно половина из 10 000 ненцев на полуострове Ямал являются кочевниками и пасут оленей. [11] Поскольку нефтяная промышленность продолжает расширяться, ожидается, что воздействие на ненцев будет возрастать.

Бурение нефтяных скважин на полуострове

[ редактировать ]

С 1980-х годов Полярный круг вызвал интерес у представителей энергетической и горнодобывающей промышленности. [12] Хотя расширение ненадолго приостановилось в 1990-е годы после распада СССР, развитие ускорилось в 2004 году. [12] По мере того, как нефтегазовые компании продолжают расширяться, вместе с этим происходит расширение инфраструктуры в виде дорог, линий электропередач, а также движения людей и транспортных средств. [12] Важной вехой стал 2008 год, когда «Газпром», крупнейшая газовая компания в мире, вышла на полуостров Ямал, пытаясь запустить мегапроект «Ямал». [13] Приход «Газпрома» на полуостров Ямал привел к значительным изменениям в этом регионе. По данным сайта компании, всего они эксплуатируют 32 месторождения. [14] На этих месторождениях добывается до 360 млрд кубометров газа в год, а в 2019 году только «Газпром» добыл 96,3 млрд кубометров газа. [14] Еще одной важной вехой стал проект «Ямал СПГ»: еще одна российская компания «Новатэк» в партнерстве с двумя другими международными корпорациями построила завод на полуострове Ямал в июле 2013 года. [13]

Влияние на ненецкий народ

[ редактировать ]
Пастухи со своими оленями

Влияние крупных энергетических корпораций на полуострове Ямал ощущается по-разному. Наиболее крупные из них можно увидеть в воздействии на маршруты миграции. Поскольку ненцы ведут кочевой образ жизни и занимаются оленеводством, для них очень важны пути миграции оленей. Эти миграционные маршруты очень специфичны, и их планированию уделяется большое внимание. Кроме того, оленеводы считают, что оленям необходимо мигрировать, чтобы сохранить хорошее здоровье. [12] Оленеводы утверждают, что это связано с тем, что прибрежная растительность полезна для оленей, поскольку она богаче солью и минералами. [12] Кроме того, достигнув побережья во время миграций, олени могут найти защиту от таких насекомых, как комары и овны, избегая периодов заражения. [12] Эти миграционные маршруты, которыми пользуются пастухи и олени, проложены по пересеченной местности, поскольку они обеспечивают хорошее пространство для выпаса оленей. Однако компании, выходящие на полуостров Ямал, также предпочитают эту пересеченную местность для строительства своей инфраструктуры, что приводит к прямому перекрытию земель, представляющих интерес. [12] Например, в центральном районе Бованенко было проведено исследование, которое показало, что промышленное развитие было нацелено на «пересеченные, возвышенные и засушливые земли», которые относятся к типу земель, используемых оленеводами. [12] Таким образом, поскольку ненецкий народ зависит от оленей, которые, в свою очередь, зависят от миграционных путей, расширение промышленного развития оказало большое влияние на ненецкий народ.

Еще одним воздействием, хотя и не связанным напрямую с путями миграции, является воздействие на священные места ненцев. У ненцев существует традиция обозначать священное место, куда они обращаются к духам с просьбой об успешном переселении. Святые места ненцев превращены в большой песчано-карьерный карьер и отмечены деревянными колышками. [12] В одном случае священное место ненецкого народа было огорожено во время промышленного освоения, лишив его традиционного значения. [11] Многие рабочие считали, что их постройка на самом деле не вторгалась в священное место, однако многие пастухи считали, что это место «осквернено». [12] Эта разница в восприятии подчеркивает, как много некоренных людей способны рассматривать землю только как нечто, что можно владеть. Между тем, для коренных народов такой точки зрения не существует. У пастухов есть духовная связь с землей, и они не рассматривают ее как просто принадлежащую или не принадлежащую ей. [12]

Еще одним меньшим эффектом промышленного развития стало его воздействие на рыбу. Из-за промышленного развития произошла деградация источников пресной воды, что привело к уменьшению численности населения. [11] Кроме того, промышленное развитие охватило большую часть рыболовных угодий, необходимых ненецкому народу. Поскольку летом ненецкий народ зависит от рыбы как источника пищи, истощение запасов рыбы напрямую повлияло на ненецкий народ.

Наконец, влияние, слабо связанное с путями миграции, — это доступность ненцев к медицинским учреждениям. С приходом крупных нефтегазовых компаний в 1990-х годах климат в регионе подвергся воздействию. Фактически, с 1991 года температурные аномалии в Канине увеличивались примерно на 1,4 градуса Цельсия за десятилетие. [15] В тот же период исследователи обнаружили тенденцию к задержке прибытия пастухов в местную поликлинику. [15] Причиной задержки исследователи называют удлинение миграций. Поскольку пастухам нужна открытая вода, чтобы она замерзла, чтобы сделать возможным пересечение оленей и пастухов, существует специальное окно, через которое пастухи могут посетить свои местные медицинские клиники. С 1991 года прибытие пастухов в одну поликлинику смещается с октября на декабрь, что указывает на очевидную отсрочку прибытия. [15]

Ненецкий активизм

[ редактировать ]
Ненецкий ребенок

Некоторые ненцы, активисты и исследователи обеспокоены текущей ситуацией на полуострове Ямал. Они опасаются, что власти ненецкого народа пойдут на сделку по присоединению к другому региону. [16] Ненецкий народ обеспокоен тем, что сделка приведет к дальнейшему упадку их автономии, а также их языка и традиций. [16]

Ненцам также грозит опасность со стороны промышленных предприятий. Хотя промышленные компании выплатили ненцам компенсации и приложили усилия, чтобы им помочь, некоторые эксперты говорят, что нынешний процесс не допускает участия ненцев. [17] Некоторые описывают эти отношения как «патерналистские», поскольку они не позволяют ненецкому народу принимать собственные решения. [17]

Ненецкий народ ранее пытался организоваться и протестовать против этих нефтегазовых компаний. [18] Однако кочевникам трудно собраться как единое целое, поскольку они живут так далеко друг от друга. Юрий Велла — яркий пример индивидуального протестующего. Велла был ненецким писателем и, живя возле озера, лицензия на которое принадлежала нефтяной компании, часто протестовал. [19] В частности, его помнят за то, что он в одиночку выступил против бульдозера с топором. [20]

Велла не одинок в своей активности. Существует сельское протестное сообщество под названием «Голос Тундры», которое в настоящее время выступает на такие темы, как права ненецкого народа. [19] Как уже упоминалось, собраться коллективно сложно, и поэтому это сообщество полагается на ВКонтакте, российский онлайн-сервис, для мобилизации и общения. [19] Кроме того, общину возглавляют не юристы, журналисты или ученые, а молодой оленевод из тундры. [19] «Голос Тундры» фокусирует свое внимание на трех основных проблемах: нехватке земель для оленеводства из-за того, что нефтяные и газовые компании расширяют использование территорий, неопределенность вокруг будущего кочевого оленеводства и отсутствие лидерства и организации коренных народов. . [21]

Проект «Голос тундры» отмечается, поскольку он символизирует возвращение политики к коренным народам России. [21] В частности, оленевод по имени Эйко Серотетто объявляется главным активистом перемен. Серотетто не имеет традиционного происхождения или образования. Однако в 2016 году он продемонстрировал, что это не будет его отягощать, когда он начал действовать после эпидемии сибирской язвы. [21] Серотетто разместил в социальных сетях петицию, в которой просил обратить внимание на коренные народы и их оленей. Серотетто потребовал защиты среды обитания коренных народов, оленей и прав. Эта петиция привлекла внимание российских чиновников, не занимающихся "реальной жизнью тундры и коренных народов". [21] Позже самая эффектная петиция Серотетто была подана, когда он выступал за бойкот российской нефти и газа. [21]

Хотя многие ненцы выступают против промышленного развития полуострова Ямал, как, например, вышеупомянутые активисты, есть и те, кто поддерживает это развитие. Те, кто поддерживает развитие событий, подчеркивают экономические выгоды, которые они могут получить. В ходе исследования, проведенного в этом районе, один сельский житель сообщил, что он смог сосуществовать с промышленностью посредством социальных соглашений, добровольных пожертвований и компенсации ущерба. [17]

Некоторые утверждают, что такая разница в поддержке промышленных компаний со стороны ненцев обусловлена ​​такими факторами, как активное лидерство со стороны общественных лидеров. [17] Это рассуждение можно рассматривать как соответствующее тому, за что боролся «Голос Тундры», поскольку можно увидеть, что правильное руководство и участие коренных народов могут привести к более высокому удовлетворению среди ненцев.

Генетика

[ редактировать ]

Мужчины-ненцы обычно являются носителями N. гаплогруппы Из них 57,4 процента относятся к субкладу N1b-P43 и 40,5 процента имеют субклад N1c . Аутосомно родословную ненцев можно смоделировать так, чтобы она на 79 процентов была нганасанской . [22]

Известные ненцы

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б "Национальный состав населения" [Patrial composition of the population]. Federal State Statistics Service . Retrieved 30 December 2022 .
  2. tr. " State Statistics Committee of Ukraine (Ukrainian) ( Государственный комитет статистики Украины " , 2001.ukrcensus.gov.ua
  3. ^ Small(-numbered) peoples of the North and the Far East (МАЛЫЕ НАРОДЫ СЕВЕРА И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА) . Multinational Petersburg. 18 July 2015
  4. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Андерсон, Дэвид Г. (декабрь 2000 г.). «Сибирское выживание: ненцы и их история.: Сибирское выживание: ненцы и их история» . Американский антрополог . 102 (4): 942–943. дои : 10.1525/aa.2000.102.4.942 . ISSN   0002-7294 .
  5. ^ «Ненецкий: язык Российской Федерации» . Этнолог: Языки мира . Этнолог . Проверено 23 ноября 2015 г.
  6. ^ Янхунен, Юха; Салминен, Тапани. «Красная книга ЮНЕСКО по языкам, находящимся под угрозой исчезновения: Северо-Восточная Азия» . www.helsinki.fi . Проверено 23 ноября 2015 г.
  7. ^ Игры, Алекс (2007), Balderdash & Piffle: на один сэндвич меньше собачьего обеда , Лондон: BBC, ISBN  978-1-84607-235-2
  8. ^ Гептнер, В.Г. и Наумов, Н., П. (редакторы) Млекопитающие Советского Союза, Том II, Часть 1a, SIRENIA AND CARNIVORA (Морские коровы; Волки и Медведи), Science Publishers, Inc., США. 1998. ISBN   1-886106-81-9
  9. ^ Терехина, Александра (2021). «Контекст возникающей проблемы хищничества: ненецкие оленеводы и песцы на Ямале». Европейский журнал исследований дикой природы : 2–3.
  10. ^ Уинстон, Роберт, изд. (2004). Человек: Полное руководство . Нью-Йорк: Дорлинг Киндерсли . п. 428. ИСБН  0-7566-0520-2 .
  11. ^ Jump up to: а б с д Форбс, Брюс (2009). " "Высокая устойчивость Ямало-Ненецкой социально-экологической системы, Западно-Сибирская Арктика, Россия" " . Труды Национальной академии наук Соединенных Штатов Америки . 106 (52): 22041–22048. дои : 10.1073/pnas.0908286106 . ПМК   2791666 . ПМИД   20007776 .
  12. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Дегтева, Анна; Неллеманн, Кристиан (2013). «Ненецкая миграция в ландшафте: влияние промышленного развития полуострова Ямал, Россия» . Скотоводство: исследования, политика и практика . 3 (1): 15. Бибкод : 2013Пасто...3...15D . дои : 10.1186/2041-7136-3-15 . ISSN   2041-7136 .
  13. ^ Jump up to: а б «Эволюция развития энергетики Арктики: график времени (1962 – настоящее время)» . Стимсон . 15 сентября 2013 года . Проверено 30 декабря 2023 г.
  14. ^ Jump up to: а б «Ямал» . www.gazprom.com . Проверено 23 ноября 2020 г.
  15. ^ Jump up to: а б с Амстиславский, Филипп; Зубов Леонид; Чен, Герман; Чеккато, Пьетро; Пекель, Жан-Франсуа; Уидон, Джереми (31 января 2013 г.). «Влияние повышения температуры и открытой воды на переселение и доступ ненецких оленеводов на севере России к медицинской помощи» . Международный журнал циркумполярного здоровья . 72 (1): 21183. doi : 10.3402/ijch.v72i0.21183 . ISSN   2242-3982 . ПМЦ   3749856 . ПМИД   23971018 .
  16. ^ Jump up to: а б «Уединенный арктический регион отвергает Путина в редком протесте» . ЦНА . Проверено 23 ноября 2020 г.
  17. ^ Jump up to: а б с д Генри, Лаура А.; Нистен-Хаарала, Сойли; Тулаева Светлана; Тысячнюк, Мария (13 сентября 2016 г.). «Корпоративная социальная ответственность и нефтяная промышленность в Российской Арктике: глобальные нормы и неопатернализм» . Европа-Азиатские исследования . 68 (8): 1340–1368. дои : 10.1080/09668136.2016.1233523 . ISSN   0966-8136 . S2CID   157741433 .
  18. ^ Эдвардс, Максим (20 февраля 2020 г.). «Трубопроводные проблемы коренных народов российского полуострова Ямал» . Глобальные голоса . Проверено 30 декабря 2023 г.
  19. ^ Jump up to: а б с д Магомедов, Арбахан (2019). «Вызовы для коренных народов Севера России». Загадка .
  20. ^ Кляшев, Александр (20 ноября 2017 г.). «Оленеводы и служащие: описательное исследование протестантских этносов на Урале и в Западной Сибири» . doi : 10.20944/preprints201711.0123.v1 . Проверено 30 декабря 2023 г.
  21. ^ Jump up to: а б с д и Магомедов, Арбахан (2020). «Российское государство и коренные народы Арктики: возвращается ли политика?». Журнал постсоветской демократизации .
  22. ^ Тамбетс, Кристина; Юнусбаев, Баязит; Худяшов, Георгий; Илумяэ, Анне-Май; Швеция, Сирия; Хонкола, Терхи; Весакоски, Оути; Аткинсон, Квентин; Скоглунд, Понт; Кушнеревич Алена; Литвинов Сергей; Рейдла, Маере; Мецпалу, Эне; Пила, Лист; Рантанен, Тимо (2018). «Гены обнаруживают следы общей недавней демографической истории для большинства уральскоязычного населения» . Геномная биология . 19 (1): 139. дои : 10.1186/s13059-018-1522-1 . ISSN   1474-760X . ПМК   6151024 . ПМИД   30241495 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4c542a6d79f95c3ba6b9d75de9554959__1718197860
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/4c/59/4c542a6d79f95c3ba6b9d75de9554959.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Nenets - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)