Эвены
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( февраль 2011 г. ) |
союз · даже | |
---|---|
![]() | |
Общая численность населения | |
в. 20 017 [ 1 ] [ 2 ] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
![]() | 19,913 [ 1 ] |
![]() | 104 [ 2 ] |
Языки | |
Русский , Эвен , Саха | |
Религия | |
Шаманизм , православие | |
Родственные этнические группы | |
Эвенки |


Эвены и /əˈvɛn/ ( эвен : эвэн; мн. эвэсэл, эвесел по- эвенски эвены, эвены по -русски ; ранее назывались ламутами ) — народ, населяющий Сибирь и Дальний Восток России . Они проживают в районах Магаданской области и Камчатского края и северной части Саха к востоку от реки Лены , хотя являются кочевым народом. По переписи 2002 года в России проживал 19 071 эвен. По переписи 2010 года в России проживало 22 383 эвена. Они говорят на своем языке , называемом эвенским , одним из тунгусских языков ; на это сильно влияют их образ жизни и оленеводство . Он также тесно связан с языком их соседей – эвенков. близки эвенкам , Эвены по происхождению и культуре мигрировав вместе с ними из центрального Китая более 10 000 лет назад. Официально они считаются православными с XIX века, хотя эвены сохранили некоторые дохристианские обычаи , например шаманизм . Традиционная жизнь эвенов сосредоточена на кочевом скотоводстве домашних оленей, дополненном охотой, рыбной ловлей и отловом животных. За пределами России в Украине проживают 104 эвена, 19 из которых говорят на эвенском языке. (Укр. Сен. 2001 г.)
Происхождение
[ редактировать ]Миграция
[ редактировать ]Эвены — часть восточносибирцев, мигрировавших из центрального Китая около 10 000 лет назад. Они расположены на крайнем северо-востоке Сибири и несколько изолированы от остальных коренных народов Сибири, причем ближайшими группами являются якуты и эвенки, находящиеся на расстоянии более 1000 километров. [ 3 ]
Имя и язык
[ редактировать ]До начала советской власти эвены назывались ламутами другими группами, первоначально придуманными якутами, соседней коренной группой Сибири. Слово Ламу относится к Охотскому морю на языках, на которых говорят в Восточной Сибири, поэтому разумно предположить, что именно отсюда происходит название Ламут. Название Эвен произошло от самого эвенского народа. [ 4 ] Эвенам еще не удалось выделиться в отдельную группу от эвенков вплоть до 1800-х годов. Таким образом, эвенкийская культура и язык сильно повлияли на эвенскую культуру. Однако есть некоторые ключевые различия в языке, которые разделили эти два понятия. В эвенском языке в каждом слове опускается последняя гласная и согласная, а в эвенкийском языке произносятся последняя гласная и согласная. [ 4 ]
Этимология и словарь
[ редактировать ]В эвенском языке имеется множество слов, связанных с их кочевым образом жизни и оленеводством, и значительная часть слов в эвенском языке связана с действиями, связанными с этими вещами. Например, «оралчид'ак», «нулган», «нулганмай» и «нулгадай» - это их слова, обозначающие концепцию кочевого образа жизни и перемещения из одного места в другое. Все эти слова происходят от слова «nulgä», которое может обозначать расстояние (в данном случае расстояние, которое человек может пройти за одну ночь), или оно также может обозначать группу оленеводов. В эвенском языке имеется четырнадцать слов, описывающих очень схожие действия и людей, относящиеся к скотоводству и выпасу скота, в том числе дневных пасущихся и пастухов, а также погонщиков оленей; олени имеют важное экономическое и культурное значение для эвенов. [ 5 ]
История
[ редактировать ]Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( апрель 2022 г. ) |
В 17 веке народ, ныне известный как эвены, делился на три основных племени: охотские оленеводческие тунгусы (ламуты), роды Тюгесир, Мемель и Буяксир, а также оседлую группу носителей Арманского языка. Сегодня все они известны как эвени. [ 6 ]
Жилье
[ редактировать ]Традиционное жилище эвенов представляло собой конические шатры, крытые шкурами животных. В южных прибрежных районах использовали рыбьи шкуры. [ 7 ] Оседлые эвены использовали земляную и бревенчатую землянку. [ 7 ] Возле жилищ возводились навесы для хранения запасов замороженной рыбы и мяса. Их хозяйство дополнялось зимней охотой для добычи дичи. Охотники иногда ездили на оленях, а иногда передвигались на деревянных лыжах.
Советская эпоха
[ редактировать ]Во время советской власти правительство коллективизировало оленеводство, что коренным образом изменило жизнь эвенов и других коренных народов Сибири. С приходом коммунизма после 1917 года новое правительство стремилось цивилизовать кочевые племена Сибири путем строительства для них постоянного жилья, а также стандартизации и коллективизации оленеводства, которое было их основным занятием и образом жизни. Советское правительство конфисковало, а затем перераспределило всех оленей эвенов и установило конкретные маршруты и сроки миграции, которые эвены должны были соблюдать. Советы создали для них письменность и ликвидировали неграмотность среди эвенов в 1930-е годы. Многие кочевые эвены предпочитали осесть, вступали и занимались скотоводством земледелием в и колхозы . [ 8 ]
Экономика
[ редактировать ]Хозяйство эвенов как исторически, так и сейчас во многом базируется на оленеводстве и миграции, а также охоте. Эвены держали меньшие стада оленей, чем другие коренные народы Восточной Сибири, такие как чукчи, коряки и якуты; эти другие группы использовали оленей в качестве источника пищи и торговых товаров, тогда как эвены в основном использовали их как средство передвижения. Считается, что оленеводство в этой местности началось примерно в начале нашей эры предками эвенов. Примерно в это же время древние тунгусы вступили в контакт с монголами и тюрками, которые познакомили их с лошадьми и культурой коневодства. Тунгусы экспериментировали с верховой ездой, но это не удалось из-за сурового климата тундры. Однако седла, которые они использовали для лошадей, подходили и для оленей, и родился новый способ передвижения. Хотя крупномасштабное оленеводство было обычным явлением в других частях Сибири, оно не стало обычной практикой среди эвенов, живущих на севере и востоке Сибири, до 1600-1700-х годов, а эвены не практиковали ее до конца 1800-х - 1900-х годов. . Поскольку эвены не разводили оленей специально ради шкур и мяса, они полагались в основном на охоту на мелкую дичь, например, на неприрученных ими оленей и других животных в тундре. [ 9 ]
Постконтактная экономика
[ редактировать ]Охота на животных ради меха, в частности на белок, стала крупным источником дохода после того, как коренные народы Сибири вступили в контакт с русскими. Торговля пушниной была чрезвычайно прибыльной, и поэтому оленеводство стало менее важным для экономики эвенов, чем раньше, однако оно по-прежнему остается основным занятием материковых эвенов. В то время как эвены, жившие дальше вглубь страны, больше занимались скотоводством и торговлей пушниной, эвены, жившие в Охотском море, в значительной степени полагались на рыболовство, чтобы прокормить себя. [ 9 ]
Культура
[ редактировать ]Традиционная одежда эвенов состоит из пальто с фартуком, а также штанов и сапог; оба пола носят одинаковую одежду. Их одежда обычно изготавливается из оленьих шкур и шкур, а также из лосиной шерсти. Эвены, как известно, с большим энтузиазмом относятся к курению, поэтому большинство эвенов также носят на пальто мешочек для хранения трубки и табака. Жилье и одежда эвенов уникальны среди окружающих их коренных народов: эвены носят открытые пальто и фартуки, а также жили в небольших конических палатках, называемых маслобойками, в то время как коренные народы, такие как чукчи и коряки, жили в более крупной круглой палатке, называемой чорама-диу. Эти палатки обычно делались из оленьих шкур, хотя у морских эвенов кроме шкур использовались рыбьи шкуры. Поскольку эвены были и остаются в значительной степени кочевым народом, все в группе делились друг с другом, и людям запрещалось копить мясо с охоты, даже если это были те, кто убил дичь, или были в семье охотника. ; этот принцип называется нимат. Этот принцип иногда применяется и к более мелкой дичи, например птицам и рыбам. Другой аспект нимата заключался в том, что всякий раз, когда два охотника вместе охотились на животных, у которых были шкуры, тот, кто убил животное, получал мясо, а другой охотник получал шкуру животного. Даже культура также включает в себя фольклор, который состоит из историй и песен, в которых обычно упоминаются наземные животные, птицы, а также клише или стереотипы о людях. [ 4 ]
Известные эвены
[ редактировать ]- Varvara Belolyubskaya , linguist and poet
- Виктор Лебедев , борец вольного стиля.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б "Оценка численности постоянного населения по субъектам Российской Федерации" . Federal State Statistics Service . Retrieved 2 July 2024 .
- ^ Jump up to: а б «О численности и составе населения Украины по данным Всеукраинской переписи населения 2001 года» . Перепись населения Украины 2001 года . Государственный комитет статистики Украины. Архивировано из оригинала 17 декабря 2011 года . Проверено 17 января 2012 г.
- ^ Вонг, Эмили Х.М.; Хрунин Андрей; Николс, Лариса; Пушкарев Дмитрий; Хохрин Денис; Вербенко Дмитрий; Евграфов Олег; Ноулз, Джеймс; Новембр, Джон; Лимборская, Светлана; Валуев, Антон (январь 2017 г.). «Реконструкция генетической истории популяций Сибири и Северо-Восточной Европы» . Геномные исследования . 27 (1): 1–14. дои : 10.1101/гр.202945.115 . ISSN 1549-5469 . ПМК 5204334 . ПМИД 27965293 .
- ^ Jump up to: а б с Фицхью, Уильям В.; Кроуэлл. «Перекресток континентов» . библиотека.si.edu . Проверено 16 ноября 2023 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Кривошапкина и Прокопьева, Екатерина и Светлана (18 августа 2016 г.). «Этнокультурный концепт «оленеводство» на эвенском языке» (PDF) . Журнал Рупката по междисциплинарным гуманитарным исследованиям . 8 (3): 16–17.
- ^ Б. О. Долгих и Честер С. Чард (пер.), «Формирование современных народов Советского Севера» Арктическая антропология 9 (1) (1972): 17-26
- ^ Jump up to: а б Перекресток континентов: культуры Сибири и Аляски . Смитсоновские библиотеки. Вашингтон, округ Колумбия: Издательство Смитсоновского института. 1988. ISBN 978-0-87474-442-2 .
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ Витебский, Пирс (11 февраля 2006 г.). «Жизнь среди «оленеводов» » . ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЯДЕРНЫЙ РЕАКТОР . Проверено 27 ноября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Фитцхью, Уильям В.; Кроуэлл. «Перекресток континентов» . библиотека.si.edu . Проверено 19 ноября 2023 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Джеймс Форсайт, «История народов Сибири», 1992 г.
- Витебский, Пирс (2005). Оленеводы: жизнь с животными и духами в Сибири . ХарперКоллинз. ISBN 0-00-713362-6 .