Крымчаки
Общая численность населения | |
---|---|
1200–1500 (восток) [1] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Израиль | 1,200 [2] |
Украина | 406 ( 2001 ) [3] |
Россия | 954 ( 2021 ) [4] |
Языки | |
Русский , Крымчак | |
Религия | |
Ортодоксальный иудаизм | |
Родственные этнические группы | |
Крымские татары , другие евреи , особенно крымские караимы. |
Часть серии о |
Евреи и иудаизм |
---|
Крымчаки кърымчах ( Крымчак : множественное число: кърымчахлар , qrımçahlar , единственное число: , qrımçah ) — еврейские этнорелигиозные общины Крыма, произошедшие от тюркоязычных приверженцев раввинистического иудаизма . [3] Исторически они жили в непосредственной близости от крымских караимов , исповедующих караимский иудаизм .
Сначала крымчак был русским описательным словом, которое использовалось для отличия их от их еврейских единоверцев-ашкенази, а также других еврейских общин в бывшей Российской империи, таких как грузинские евреи , но во второй половине XIX века это название было принято крымчаками. сами себя. До этого их самоназвание было «Срель балалары» ( Srel balalary ) – буквально «Дети Израиля». Крымские татары называли их zuluflı çufutlar («евреи с пеотом »), чтобы отличить их от караимов , которых называли zulufsız çufutlar («евреи без пеот»). [ нужна ссылка ]
Язык [ править ]
Крымчаки говорят на модифицированной форме крымскотатарского языка , называемой крымчакским языком . Это еврейский наречие, [5] или этнолект крымскотатарского языка, который является кыпчакским тюркским языком. До русской революции 1917 года крымчаки были как минимум двуязычными: они говорили на крымчакском этнолекте и в то же время в основном использовали иврит в своей религиозной жизни и письменном общении . Крымчаки придерживались своего тюркского наречия вплоть до Второй мировой войны , но позже начали терять свою языковую идентичность. Сейчас они предпринимают усилия по возрождению своего языка. Многие лингвистические особенности крымчакского языка можно найти в крымскотатарском языке. Кроме того, он содержит многочисленные из иврита и арамейского языка заимствованные слова и традиционно писался еврейскими буквами (сейчас он пишется кириллицей ).
Происхождение [ править ]
Крымчаки, вероятно, имеют разное происхождение, предками которых, вероятно, были евреи-сефарды и ашкенази, а также евреи из Византийской империи, Генуи, Грузии и других мест. [6]
Другие, более спекулятивные теории включают в себя то, что крымчаки, вероятно, частично произошли от еврейских беженцев, поселившихся вдоль Черного моря в древние времена. Еврейские общины существовали во многих греческих колониях региона в поздний классический период. Недавно раскопанные надписи в Крыму свидетельствуют о присутствии евреев по крайней мере еще в I веке до нашей эры. В некоторых городах Крыма существовали монотеистические языческие культы, называемые себоменои теон гипсистон («Поклонники Всевышнего Бога», или « Богобоязненные »). [ нужна ссылка ] Эти квазипрозелиты соблюдали иудейские заповеди , но оставались необрезанными и сохраняли некоторые языческие обычаи. В конце концов, эти секты исчезли, поскольку их члены приняли либо христианство , либо нормативный иудаизм . Другая теория состоит в том, что после подавления восстания Бар-Кохбы императором Адрианом те евреи, которые не были казнены, были сосланы на Крымский полуостров . [ нужна ссылка ]
В эпоху поздней классической эпохи в регионе произошли большие потрясения, поскольку Крым был оккупирован готами , гуннами , булгарами , хазарами и другими народами. Еврейские купцы, такие как радханиты, в этот период начали развивать обширные контакты в Понтийском регионе и, вероятно, поддерживали тесные отношения с протокрымчакскими общинами. Считается, что хазарское господство в Крыму в раннем средневековье оказало хотя бы частичное влияние на демографию крымчаков.
Средневековье [ править ]
В конце VII века большая часть Крыма перешла под власть хазар. В XII веке раввин Иегуда ха-Леви написал философский труд, известный как « Кузари» , в котором он поместил ученого еврея в долгую дискуссию с хазарским царем, который искал религию, которую он мог бы принять. Согласно Кузари и некоторым другим письменным источникам, некоторые или все его люди последовали за ним в иудаизм. В 20 веке еврейский писатель по имени Артур Кестлер предположил, что евреи-ашкенази произошли от этого эпизода . С тех пор эта теория вновь возникла, в том числе со стороны антисемитов, которые стремятся отрицать преемственность между древними евреями и современным еврейским населением.
В 2013 году профессор Шауль Стампфер с исторического факультета Еврейского университета в Иерусалиме утверждал, что Кузари никогда не был задуман как истинное описание событий, а был всего лишь аллегорией, использующей предполагаемую дискуссию для объяснения еврейской философии. По словам Штампфера, в чужих трудах нет еврейских кладбищ, зданий, надписей или упоминаний, позволяющих предположить, что среди хазар или их лидеров когда-либо существовала какая-либо значительная еврейская община. [7] Однако оценка Штампфера относительно отсутствия письменных источников противоречит мнению многих других ученых, которые цитировали широкий спектр средневековых документов, некоторые из которых были написаны одновременно с существованием Хазарии, начиная с 860-х годов, и которые утверждали, что обращение было широко распространено, как среди правящих классов, так и среди правящих классов. население в целом. [8] [9] [10] [11]
В период хазарского правления могла иметь место некоторая степень смешанных браков между крымскими евреями и хазарами, но предположения, что крымчаки поглотили многочисленных хазарских беженцев во время упадка и падения Хазарского царства (или во время хазарского государства-преемника , которым правил Георгий Цул , с центром в Керчи ), кажутся причудливыми. Известно, что кипчаки , принявшие иудаизм, существовали. [ нужна ссылка ] и возможно, что от этих новообращенных крымчаки переняли свой особый язык.
Во времена, когда Крым принадлежал Византийской империи , и после этого сюда селились волны византийских евреев . Эти новички в большинстве случаев были купцами из Константинополя и привезли с собой еврейские обычаи романиотов (Бонфил 2011).
Монгольские оккупация южного Крыма (1315–1475 гг . завоеватели Понтийско -Каспийской степи были сторонниками религиозной свободы, а генуэзская ) привела к росту еврейского расселения в регионе. Еврейская община разделилась на тех, кто молился по сефардским , ашкеназским и романиотским обрядам. В 1515 году различные традиции были объединены в своеобразный крымчакский молитвенник, который представлял собой романиотский обряд. [12] [13] раввин Моше Ха-Гола, главный раввин Киева . , обосновавшийся в Крыму [14]
В XVIII веке общину возглавил Давид Бен-Элиезер Лено (ум. 1735), автор введения к молитвеннику обряда «Каффа» и Мишкан Давид («Обитель Давида»), посвященного грамматике иврита. Он также был автором монументальной еврейской исторической хроники «Девар сефатаим» («Изречение уст») по истории Крымского ханства.
Татарское editправление
Во времена Крымского ханства евреи жили в отдельных кварталах и платили налог зимми ( джизью ). была предоставлена ограниченная судебная автономия В соответствии с османской системой проса . Открытые жестокие преследования были крайне редки.
По мнению антрополога С.Вайзенберга, «Происхождение крымчаков теряется во тьме веков. Можно сказать только одно, что они несут в себе меньше тюркской крови, чем караимы, хотя определенное родство между обоими народами и хазарами едва ли может быть Но крымчаки в средние века и в новое время постоянно смешивались со своими европейскими собратьями. Произошло смешение с итальянскими евреями со времен генуэзцев с приходом Ломброзо, Пястро и других семей. случаи смешанных браков с русскими евреями. Имели место в последнее время.
нет Общей работы по этнографии крымчаков . Имеющаяся сводка фольклорных материалов не является полной. Обширные антропонимические данные собраны с конца 19 - начала 20 веков, но не охватывают более ранние периоды, для которых существуют архивные материалы. Изучение каждой из этих групп источников может пролить свет на этногенез крымчакского этноса.
Русское и советское правление [ править ]
Российская империя аннексировала Крым в 1783 году. После этого крымчаки подверглись таким же религиозным преследованиям, как и другие евреи в России . В отличие от своих соседей-караимов, крымчаки в полной мере пострадали от антиеврейских ограничений.
В XIX веке многие ашкенази из Украины и Литвы в Крыму начали селиться . По сравнению с этими ашкенази крымчаки казались несколько отсталыми; уровень неграмотности у них, например, был довольно высоким, и они твердо придерживались многих суеверий. [ нужна ссылка ] Смешанные браки с ашкенази резко сократили численность отдельной крымчакской общины. К 1900 году в Крыму проживало 60 000 ашкенази и только 6 000 крымчаков.
В середине XIX века крымчаки стали последователями раввина Хаима Езекии Медини , также известного по названию своего произведения Седей Чемеда, сефардского раввина, родившегося в Иерусалиме , приехавшего в Крым из Стамбула . Его последователи присвоили ему титул гаона . Поселившись в Карасубазаре , крупнейшей общине крымчаков в Крыму, раввин Медини всю жизнь повышал их образовательный уровень.
К 1897 году крымчаки перестали быть «большинством талмудических евреев на Крымском полуострове». [15]
После русской революции 1917 года гражданская война разорвала Крым. Многие крымчаки погибли в боях между Красной Армией и Белым движением . Еще больше людей умерло во время голода начала 1920-х и начала 1930-х годов. Многие эмигрировали в Святую Землю , США и Турцию .
При Иосифе Сталине крымчакам было запрещено писать на иврите, и им было приказано использовать кириллицу для написания своего языка. синагоги и иешивы По указу правительства были закрыты . Крымчаки были вынуждены работать на заводах и в колхозах .
Холокост и после [ править ]
В отличие от крымских караимов, крымчаки подверглись уничтожению нацистами после захвата странами Оси Крыма в 1941 году. Шесть тысяч крымчаков, почти 75% их населения, были убиты во время Холокоста . Более того, после возвращения советской власти в регион в 1944 году многие крымчаки оказались насильно депортированы в Среднюю Азию вместе со своими крымскотатарскими соседями . [16]
К 2000 году на территории бывшего Советского Союза проживало всего около 600 крымчаков , около половины — на Украине , а остальные — в Грузии , России и Узбекистане . Около 600–700 крымчаков, все еще цепляющихся за свою крымскую идентичность, живут в Израиле. [2] и другие в США и Канаде.
Культура [ править ]
Крымчаки исповедуют ортодоксальный или талмудический иудаизм. Их уникальный нуса , или молитвенник, известный как Нуса Каффа, появился в 16 веке. Кафа — прежнее название крымского города Феодосии . [6]
Традиционными занятиями крымчаков были земледелие, торговля и виноградарство . [6]
Одежда и обычаи крымчаков напоминали одежду и обычаи близлежащих караимов и крымских татар. [6]
Крымчаки считали себя отдельной группой и редко вступали в брак с караимами или крымскими татарами. Крымчаки раньше практиковали многоженство , но перешли к моногамии . к концу XIX века [6]
См. также [ править ]
Ссылки [ править ]
- ^ Кизилов, М. Крымчакс: Современное положение общества . «Евразийский еврейский ежегодник». 2008 год
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б "Михаил Кизилов. Крымчаки: современное состояние общины" . Archived from the original on 2015-10-17 . Retrieved 2015-10-17 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Крымчаки. Архивировано 22 июня 2014 г. в Wayback Machine в Энциклопедии Украины.
- ^ "ВПН 2020 | Официальный сайт | Всероссийская перепись населения 2021" . Archived from the original on 2023-01-30 . Retrieved 2023-01-15 .
- ^ Янбай, Яла (2016). Багровый словарь Висбаден: Издательство Harrassowitz. стр. 100-1 IX–XIV. ISBN 978-3-447-10541-5 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Акинер, Ширин (1986). Исламские народы Советского Союза : с приложением о немусульманских тюркских народах Советского Союза : историко-статистический справочник (2-е изд.). Лондон: КПИ. п. 433. ИСБН 0-7103-0188-Х .
- ^ Стампфер, Шауль (2013). «Приняли ли хазары иудаизм?». Еврейские социальные исследования . 19 (3): 1–72. дои : 10.2979/jewisocistud.19.3.1 . S2CID 161320785 . Проект МУЗА 547127 .
- ^ Прицак, Омельян (сентябрь 1978 г.). «Обращение Хазарского царства в иудаизм». Гарвардские украинские исследования . 3 (2): 261–281.
- ^ Голден, Питер Б. (1983). «Хазария и иудаизм». Архив Евразийского Средневековья . 3 : 127–156.
- ^ Шапира, Дэн (2008). «Евреи в Хазарии». Энциклопедия еврейской диаспоры: истоки, опыт и культура . Том. 3. АВС-КЛИО. стр. 1097–1104. ISBN 978-1851098736 .
- ^ Брук, Кевин А. (2018). «Глава 6: Обращение хазар в иудаизм». Евреи Хазарии (3-е изд.). Издательство Rowman & Littlefield. ISBN 978-1-5381-0342-5 .
- ^ Бернштейн, С. «Том памяти С. К. Мирского», стр. 451–538. 1970 год
- ^ Глейзер, С.М. Пийют и Песах: Поэзия и Песах, стр. 11, 2013
- ^ Уэбер дас Махсор на Ритус Каффа. Исаак Маркон, 1909 год.
- ^ Вулфиш, Дэн (12 марта 1993 г.). «Оттавский еврейский бюллетень, том 57, выпуск 11» . Оттавский еврейский бюллетень . 57 (11): 18 . Проверено 22 ноября 2018 г.
- ^ Габбай, Лиат Клейн (11 сентября 2019 г.). Коренные жители, аборигены, беглецы и этнические группы по всему миру . Совет директоров – Книги по запросу. п. 161. ИСБН 978-1-78985-431-2 . Архивировано из оригинала 9 мая 2022 г. Проверено 23 октября 2020 г.
Источники [ править ]
- Блейди, Кен. Еврейские общины в экзотических местах Нортвейл, Нью-Джерси: Jason Aronson Inc., 2000. стр. 115–130.