Jump to content

Крымскотатарская репатриация

Основная волна репатриации крымских татар произошла в конце 1980-х и начале 1990-х годов, когда более 200 000 крымских татар покинули Среднюю Азию и вернулись в Крым , откуда они были депортированы в 1944 году. В то время как советское правительство на протяжении десятилетий пыталось подавить усилия по массовому возвращению, отказывая им в вида на жительство в Крыму или даже признания в качестве отдельной этнической группы, активисты продолжали ходатайствовать о праве на возвращение. В конце концов была создана серия комиссий для публичной оценки перспектив разрешения возвращения. Первой из них стала пресловутая комиссия Громыко, действовавшая с 1987 по 1988 год и заявившая, что «нет оснований» разрешать изгнанным крымским татарам массово возвращаться в Крым. или восстановить Крымскую АССР .

Однако вскоре правительство пересмотрело свое решение в свете , куда были сосланы крымские татары в июне 1989 года погромов против меньшинств в Ферганской долине , в результате чего была создана комиссия Янаева для рассмотрения возможности разрешения крымским татарам вернуться в Крым. В результате 14 ноября 1989 года Верховный Совет издал заявление, в котором недвусмысленно осудил депортацию и изгнание крымских татар, вновь признал их в качестве отдельной этнической группы и призвал к осуществлению финансируемой государством репатриации изгнанных крымских татар в Крым. Впоследствии была создана комиссия под руководством Виталия Догужиева для разработки планов проведения репатриации и оказания помощи крымским татарам в возвращении в Крым.

Однако многие усилия по возвращению, спонсируемые государством, длились недолго из-за последующего распада Советского Союза , и когда Крымская АССР была восстановлена ​​в 1991 году, она задумывалась как региональная автономия, а не как де-факто крымскотатарская республика. титульная республика первоначальной Крымской АССР. За этим последовало массовое возвращение значительной части крымскотатарской диаспоры в Центральной Азии, причем, по оценкам, к концу 1991 года в Крым добрались 166 000 человек. В конечном итоге вернулись более 200 000 крымских татар, но многие изо всех сил пытались получить подходящее жилье и гражданство новая независимая Украина в течение нескольких лет и по сей день остается плохо интегрированной в крымское общество, в котором доминирует Россия. Сегодня они составляют около 12% населения Крыма, проживают в основном в центральных частях полуострова и незначительно представлены в южных прибрежных регионах, где до депортации они составляли большинство, и в которых сейчас очень дорого жить.

С момента депортации 1944 года крымскотатарские ссыльные стремились вернуться на родину. Однако большинству депортированных народов, включая чеченцев, ингушей, калмыков, разрешили вернуться на родину, восстановили титульные национальные республики и признали отдельными этническими группами. Однако тот же указ 1956 года, который восстанавливал права и республики этих депортированных народов, разграничивал крымских татар, не признавая, что они никогда не были частью волжско-татарского народа, и объяснял, что Крымскую АССР не нужно восстанавливать, поскольку Татарская АССР уже существовало, предполагающее, что «люди татарской национальности, ранее проживавшие в Крыму», «вернулись» в Татарстан. Хотя крымскотатарские правозащитники пытались объяснить Кремлю, что они являются отдельной этнической группой, а не частью волжского татарского народа, в просторечии называемого просто «татары», и хотят лишь вернуться в Крым, они остались непризнанными, продолжая считаться просто как «татары» при переписях, и их неоднократные прошения с просьбой о праве на возвращение в Крым и восстановление Крымской АССР были отклонены. [1]

В конце концов, в сентябре 1967 года тщательно сформулированный указ провозгласил, что «граждане татарской национальности, ранее проживавшие в Крыму», были официально реабилитированы , что привело к замешательству среди многих крымских татар относительно их статуса, но последующий мелкий шрифт заявил, что они «прочно укоренились» в Крыму. "места жительства" и уточнили, что они могут передвигаться "в соответствии с паспортным режимом". Первоначальная расплывчатость заявлений привела к тому, что в Крым прибыла первая волна крымскотатарских репатриантов. Некоторым из них была предоставлена ​​необходимая прописка (вид на жительство) для легального проживания в Крыму, многим другим отказали и редепортировали в Среднюю Азию. «Лотерея за Родину» сошла на нет, и число крымскотатарских семей, которым ежегодно разрешалось вернуться в Крым, к 70-м годам превратилось в ручеек. Тем не менее, многочисленные крымскотатарские семьи продолжали добиваться репатриации в Крым, но большинство из них были редепортированы в Среднюю Азию после того, как им было отказано в необходимом виде на жительство. Между тем, славянские переселенцы в Крыму с материковой Украины и РСФСР продолжали прибывать в Крым и не встречали никаких препятствий для получения жилья и необходимого вида на жительство. [1]

Советское переосмысление

[ редактировать ]

Gromyko commission

[ редактировать ]

После десятилетий петиций и делегаций в 1987 году крымскотатарские активисты организовали акцию протеста в центре Москвы возле Кремля . [2] что побудило советское правительство сформировать комиссию для оценки возможности разрешения крымским татарам вернуться в Крым. В состав комиссии, которую возглавил сторонник жесткой линии Андрей Громыко , который не скрывал своего пренебрежения к крымским татарам и не хотел даже встречаться с ними, не вошла крымские татары в состав правления, и в июле 1988 года было опубликовано официальное заключение, в котором говорилось, что «нет оснований» для того, чтобы разрешить массовую репатриацию крымских татар в Крым и/или восстановление Крымской АССР на практических основаниях из-за резких демографических изменений в Крыму на протяжении десятилетий, подтверждая статус-кво лишь изредка допуская небольшое количество крымских татар в Крым. Крым в индивидуальном порядке. [1]

Ферганские погромы

[ редактировать ]

В июне 1989 года банды узбекских националистов массово напали на меньшинство турок-месхетинцев (еще одна этническая группа, сосланная в Узбекскую ССР) и другие меньшинства в меньшей степени, включая крымских татар. Ранее, в декабре 1988 года, в Ташкенте прошел митинг, на котором узбекские националисты держали транспаранты с надписью: «Русские — идите в Россию! Крымские татары — идите в Крым!» Неофициальные данные свидетельствуют о том, что, хотя примерно три четверти крымских татар хотели вернуться в Крым до погромов, почти все крымские татары хотели покинуть Узбекскую ССР впоследствии, поскольку они чувствовали, что на стене было написано, что они станут следующей целью. и власти не смогут защитить их, когда нападут узбекские бандиты, так же, как они не смогут защитить турок-месхетинцев. Кроме того, вопиющее насилие против меньшинств в ходе беспорядков ограничило способность правительства заявлять, что крымские татары и другие изгнанные меньшинства «укоренились» в Узбекской ССР или не имели причин хотеть уехать. [1] [3] [4] [5]

комиссия Янаева

[ редактировать ]

После комиссии Громыко и ферганских погромов правительство решило официально рассмотреть возможность разрешения крымским татарам вернуться в Крым. Комиссия по проблемам крымских татар под руководством Геннадия Янаева была образована 12 июля 1989 года. Как и в предыдущей комиссии, члены комиссии путешествовали по Советскому Союзу, чтобы общаться с диаспорами крымских татар в Центральной Азии, а также с представителями крымскотатарской диаспоры в Центральной Азии. руководство Крыма и республик Средней Азии, а также активисты всего спектра крымскотатарского правозащитного движения – от НДКТ до ОКНД . Заключения, изданные 28 ноября 1989 г., расчистили путь к реабилитации крымскотатарского народа и поддержали возможность их возвращения в Крым. [6] [7]

Хотя он признал, что массовое возвращение будет непростым из-за демографии Крыма того времени, которую комиссия Громыко использовала в качестве причины для отказа в праве на возвращение, он отметил, что такие оправдания являются неприемлемым основанием для отказа в правосудии крымчанам. Татарский народ, долго живший надеждой снова увидеть Крым. Кроме того, он указал и осудил лицемерие продолжающейся вербовки людей из других частей Союза для работы и проживания в Крыму, одновременно лишая крымских татар такой же возможности сделать это, и признал, что крымские татары подвергались широкой дискриминации, когда пытающихся получить вид на жительство в Крыму, и призвал к отмене указов, специально направленных на ограничение их возможности вернуться. еще одна комиссия под руководством Виталия Догужиева и в состав которой помимо пяти крымских татар ( Рефат Аппазов , Рефат Чубаров Впоследствии для разработки предложений по реализации запланированного возвращения была сформирована , Ферит Зиядинов, Ахтем Типпа и Риза Асанов) вошли различные советские политики. . [7] [8] [9]

Процесс возврата

[ редактировать ]

В 1989 году запрет на возвращение депортированных национальностей был официально объявлен недействительным; Верховный Совет Крыма также выступил 14 ноября 1989 года с заявлением о том, что предыдущие депортации народов были преступным деянием. [10] В 1989 году Мустафа Джемилев , председатель вновь созданного Крымскотатарского национального движения, вернулся в Крым. [11]

Некоторые крымские татары во главе с Джемилевым в начале 1990-х годов призывали к созданию двухпалатного парламента Крыма, в котором одна палата будет ограничена крымскими татарами с правом вето на законы. [11]

Российский закон 1991 года «О реабилитации репрессированных народов» касался реабилитации всех национальностей, репрессированных в Советском Союзе. Он принял меры, которые включали «отмену всех предыдущих законов РСФСР, касающихся незаконных принудительных депортаций», и призывали к «восстановлению и возвращению культурных и духовных ценностей и архивов, представляющих наследие репрессированного народа». [12]

По переписи 2001 года крымские татары составляли 12 процентов населения Крыма. [13]

Результаты

[ редактировать ]

Реакция жителей России

[ редактировать ]

Русское население Крыма, составлявшее большинство населения полуострова, часто было очень враждебно настроено по отношению к возвращающимся крымским татарам, возвращение которых воспринималось как вторжение врага. Организаторы призвали соотечественников в Крыму как можно скорее скупить земельные участки и попросить своих русских родственников за пределами Крыма помочь купить больше, чтобы предотвратить их покупку крымскими татарами. При соучастии крымских властей крымские татары продолжали сталкиваться с бюрократическими препятствиями при покупке земли и жилья в Крыму, а государственная земля, предназначенная для перераспределения крымскотатарским репатриантам для строительства жилья, в конечном итоге была передана славянскому населению Крыма. для сада и дачи. [14]

В начале возвращения в 1989 году различные русские националисты устроили в Крыму акции протеста под лозунгами «Татарские предатели — уходите из Крыма!» Сообщалось о нескольких столкновениях между местными жителями и крымскими татарами в 1990 году недалеко от Ялты , в результате которых вмешалась армия. [14]

Действия правительства

[ редактировать ]

После распада СССР Крым оказался в составе Украины , но Киев оказывал лишь ограниченную поддержку крымскотатарским переселенцам. Около 150 000 вернувшихся получили гражданство автоматически в соответствии с Законом Украины о гражданстве 1991 года, но 100 000, вернувшихся после того, как страна провозгласила независимость, столкнулись с рядом препятствий, включая дорогостоящий бюрократический процесс. К 2000 году было зафиксировано 46 603 обращения репатриантов с требованием земельного участка. Большинство этих заявок было отклонено. [15]

Рурализация и влияние на крымскотатарскую общину

[ редактировать ]

Хотя около двух третей крымских татар в изгнании к 1980-м годам проживало в городских районах Средней Азии, по возвращении в Крым примерно такой же процент расселился в сельской местности, где земля была менее ценной, где они построили трущобы, вместо массового переселения на южное побережье, где раньше проживала большая часть крымскотатарского населения. Исключение значительной части крымскотатарского населения из экономики Южного побережья еще больше усугубило бедность репатриантов в степях, которым часто не хватало элементарных коммунальных услуг или даже изоляции в наспех построенных домах. Поскольку безработица среди крымских татар в некоторые моменты достигала 40–70%, многие из тех, кто был хорошо образован, в конечном итоге работали на черной работе, значительно ниже их уровня квалификации; однако очень немногие уехали из Крыма в Среднюю Азию (менее 2%), а большинство из тех, кто уехал, сделали это лишь временно. Со временем миграция внутри Крыма переместилась несколько на юг, в сторону деревень их предков и ближе к городским районам, где возможности трудоустройства были лучше, но стоимость жизни выше. [16] [17] [18]

Вокруг крупных городов, таких как Севастополь , крымскому татарину в среднем предоставлялось всего 0,04 акра земли, которая была низкого качества или непригодна для ведения сельского хозяйства. [15]

Программа репатриации, одобренная правительством в 1989 году, была направлена ​​на помощь в возвращении 50 000 изгнанных крымских татар каждый год и установила целевые показатели по количеству единиц жилья, которые будут строиться в Крыму для репатриантов каждый год. Однако программа поддержки крымскотатарских репатриантов не достигла поставленных целей строительства, и после того, как Украина получила независимость от СССР, количество крымских татар, возвращающихся каждый год, резко сократилось, и у крымских татар в основном не осталось другого выбора, кроме как претендовать на неиспользуемый земельный участок в отдаленный район и построить там дом с нуля, а до тех пор жить в палатках. [17]

Вернувшиеся нашли 517 заброшенных крымскотатарских сел, но бюрократия сдерживала их усилия по их восстановлению. [19] В 1991 году по меньшей мере 117 крымскотатарских семей жили в палатках на двух лугах под Симферополем , ожидая, пока власти предоставят им постоянное место жительства. [20]

Однако некоторые крымские татары все же стремились вернуться на побережье: 23 октября 1989 года в Дегирменкое был основан первый временный палаточный городок на южном берегу после того, как неоднократные попытки получить вид на жительство и землю в формальном порядке зашли в тупик. Однако палаточный городок вскоре был насильственно снесен, 14 декабря 1989 года, когда более 600 полицейских в сопровождении более 200 линчевателей напали на лагерь и жестоко обращались с жителями, включая пожилых людей; один директор фермы, участвовавший в нападении, сбивал людей с ног, а затем пинал их на землю. В разгар хаоса Сейдамет Бальджи поджег себя, пытаясь самосожжения, но вскоре был потушен. [21]

Тем не менее, крымские татары не испугались происходящего и продолжили возвращаться в Крым, строя деревни на пустых полях. К тому времени, когда большинство крымских татар начали возвращаться в Крым, и без того дорогие цены на жилье в Крыму продолжали расти, в то время как цены на жилье в Центральной Азии продолжали снижаться, в результате чего очень немногие крымские татары, вернувшиеся в Крым, смогли купить собственное жилье. В результате большинство вернувшихся крымских татар поселились в Центральном Крыму, где земля была дешевле, и построили там свои собственные трущобы. [21] [22] [23]

Разделение семьи

[ редактировать ]

Поскольку изгнание длилось почти 50 лет, некоторые крымские татары решили остаться в Узбекистане или не смогли поехать в Крым, что привело к разделению семей, решивших вернуться в Крым. [14]

  1. ^ Jump up to: а б с д Бекирова, Гульнара (2004). Крымскотатарская проблема в СССР: 1944-1991 гг . Ояк. п. 259. ИСБН  978-966-8535-06-2 .
  2. ^ Хьюман Райтс Вотч (1991). «Наказанные народы» Советского Союза: продолжающееся наследие сталинских депортаций» (PDF) . стр. 37.
  3. ^ Трир, Том; Ханжин, Андрей (2007). Турки-месхетинцы на распутье: интеграция, репатриация или переселение? . Лит. ISBN  978-3-8258-9628-7 .
  4. ^ Уильямс, Брайан (2021). Крымские татары: опыт диаспоры и формирование нации . БРИЛЛ. ISBN  978-90-04-49128-1 .
  5. ^ Okunev, Dmitry (5 June 2019). "«Мы были как братья»: 30 лет кровавым погромам в Фергане" . Газета.ru (in Russian) . Retrieved 2022-02-12 .
  6. ^ Хьюман Райтс Вотч 1991 , с. 38.
  7. ^ Jump up to: а б Крымскотатарское национальное движение Том II. Документы. Материалы. Хроника. / Ред. М.Н.Губогло, С.М.Червонная, Серия: «Национальные движения в СССР», ЦИМО - М.1992
  8. ^ Постановление Совета Министров СССР № 1117 «Об образовании Комиссии по организации выполнения постановления Верховного Совета СССР «О выводах и предложениях комиссий по проблемам советских немцев и крымско-татарского народа» от 21.12.1989
  9. ^ "О Выводах и предложениях Госкомиссии Г.И. Янаева" . NDKT . Archived from the original on 20 July 2021.
  10. ^ Сандол, Деннис Джей Ди; Бирн, Шон; Сандоле-Старосте, Ингрид; Сенехи, Джессика (2008). Справочник по анализу и разрешению конфликтов . Лондон: Рутледж . п. 94. ИСБН  9781134079636 . LCCN   2008003476 . ОСЛК   907001072 .
  11. ^ Jump up to: а б Камм, Генри (8 февраля 1992 г.). «Журнал Чатал Хая. Крымские татары, сосланные Сталиным, возвращаются домой» . Нью-Йорк Таймс .
  12. ^ Бугай, Николай (1996). Депортация народов Советского Союза . Нью-Йорк: Издательство Nova . ISBN  9781560723714 . OCLC   36402865 .
  13. ^ Павленко, Анета (2008). Многоязычие в постсоветских странах . Многоязычные вопросы. п. 68. ИСБН  978-1-84769-087-6 .
  14. ^ Jump up to: а б с Юлинг, Грета (2004). За гранью памяти: депортация и возвращение крымских татар . Спрингер. ISBN  978-1-4039-8127-1 .
  15. ^ Jump up to: а б Бакли, Рубль и Хофманн, 2008 г. , с. 237.
  16. ^ Бакли, Рубль и Хофманн 2008 , с. 236-238.
  17. ^ Jump up to: а б Дадвик, Нора; Гомар, Элизабет; Марк, Александр (2003). Когда все разваливается: качественные исследования бедности в бывшем Советском Союзе . Публикации Всемирного банка. ISBN  978-0-8213-5067-6 .
  18. ^ Бюллетень о границах и безопасности . Отдел исследования международных границ, географический факультет Даремского университета. 1993.
  19. ^ Хьюман Райтс Вотч 1991 , с. 37.
  20. ^ Хьюман Райтс Вотч 1991 , с. 44.
  21. ^ Jump up to: а б Yakupova, Venera (2009). Крымские татары, или Привет от Сталина! (PDF) . Kazan: Часы истории. pp. 28–30, 47–48.
  22. ^ "Кровавые события в Дегирменкое 23-летней давности" . Avdet (in Russian). 2012-09-22 . Retrieved 2022-02-08 .
  23. ^ Постсоветская география . VH Winston & Son, Incorporated. 1994.

Цитируемые работы

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c2197955e493a221717cd1eec6d7ea3f__1705540560
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c2/3f/c2197955e493a221717cd1eec6d7ea3f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Crimean Tatar repatriation - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)