Отрицание крымских татар Советским Союзом
Крымскотатарский дениализм — это идея о том, что крымские татары не являются отдельной этнической группой. После депортации крымских татар советское правительство больше не признавало крымских татар как отдельную этническую группу и запретило во внутренних паспортах и официальных документах использовать этот термин в разделе «национальность», хотя ранее это разрешалось. Непризнание крымских татар было подчеркнуто формулировкой Указа 493 , в которой использован эвфемизм «Граждане татарской национальности, ранее проживавшие в Крыму». Лишь в 1989 году были сняты все ограничения на использование этого термина.
Происхождение крымских татар
[ редактировать ]Несмотря на название, крымские татары происходят не из Татарстана . Вместо этого они состоят из четырех основных субэтнических групп различного происхождения. Степные крымские татары имеют кипчакско-ногайское происхождение; [ 1 ] горские таты происходят от всех доногайских жителей Крыма, принявших ислам; [ 2 ] [ 3 ] крымские татары Ялиболу - это огузы, происходящие от прибрежных европейцев, таких как греки, итальянцы и армяне, которые приняли ислам после прихода Золотой Орды; [ 4 ] [ 2 ] и крымские цыгане представляют собой смесь разных волн цыган-мусульман, приехавших в Крым до российского правления. [ 5 ] [ 6 ]
Псевдонаучная теория крымскотатарского происхождения
[ редактировать ]Многие партийцы ошибочно полагали, что крымские татары — это диаспора волжских татар. [ а ] из Татарской АССР , ныне Татарстан. Крымским татарам, обратившимся к правительству с просьбой о восстановлении Крымской АССР , правительство ответило, что восстанавливать их республику нецелесообразно, поскольку Татарская АССР уже существовала, хотя правительство восстановило национальные республики других депортированных этнических групп, а крымские татары не имеют родовые связи с Татарстаном. [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] Несмотря на то, что крымские татары являются совершенно другой этнической группой, чем волжские татары, правительство продолжало отрицать, что крымские татары являются отдельной этнической группой, и предлагало им переехать в Татарскую АССР, если они хотят национальной автономии. [ 11 ]
Отрицание и цензура
[ редактировать ]До депортации крымских татар в 1944 году термин «крымский татар» широко разрешалось использовать в переписях населения, научной литературе и в целом в культурной жизни. Тем не менее, после депортации этот термин подвергся цензуре. [ 12 ]
Самое первое предложение Указа №. В указе № 5859сс о депортации крымских татар использовался термин «крымский татар», в котором конкретно говорилось: «многие крымские татары предали Родину». [ 13 ] В более поздних постановлениях правительства о крымских татарах термин «крымский татар» не использовался; В Указе 493 от 1967 года говорилось, что обвинения во всеобщей измене, выдвинутые против крымских татар, необоснованны, крымские татары назывались не крымскими татарами, а всего лишь «гражданами татарской национальности, ранее проживавшими в Крыму». [ 14 ] [ 15 ] На протяжении всей эпохи изгнания крымских татар советское правительство предпринимало множество попыток скрыть от советской общественности существование крымских татар как отдельной этнической группы, чтобы поддерживать фикцию о том, что крымские татары являются подгруппой волжских татар. [ 16 ] [ 14 ]
Хотя крымским татарам удавалось избегать использования своего этнонима при мимолетном упоминании в ограниченных обстоятельствах, например, при периодических упоминаниях в газете «Ленин Байрагы» , использование термина «крымский татарин» почти всегда успешно подвергалось цензуре. Вся символическая культурная деятельность крымских татар рассматривалась как проявления подгруппы волжских татар. [ 14 ] [ 17 ] Крымскотатарский танцевальный ансамбль «Хайтарма». [ б ] запретили называть себя крымскотатарским танцевальным коллективом; [ 18 ] В названиях книг о крымскотатарской музыке и крымскотатарском языке никогда не разрешалось использовать слово «крымскотатарский», вместо этого использовались расплывчатые названия, не относящиеся к крымскотатарскому предмету. [ 18 ] Даже кафедра крымскотатарского языка Государственного литературного института имени Низами в Ташкенте не могла называться факультетом крымскотатарского языка и вместо этого называлась «Татлит». [ 19 ] Только во время перестройки крымскотатарским ученым было разрешено использовать термин «крымский татарин» в своих диссертациях о своем языке. [ 20 ]
Со временем правительство вышло за рамки простой цензуры слова «крымский татарин», и к 1983 году Ленину Байраги было запрещено использовать многие слова, важные для крымскотатарской идентичности. Ограничения не ограничивались использованием крымскотатарских языковых названий для крымских топонимов, упомянутых в статьях, но также запрещали использование термина «Крымская АССР» и даже «Крымский радиокомитет». [ 21 ]
В эпоху Сургуна крымскотатарским музыкантам было запрещено исполнять песни, которые намекали на Крым или воспринимались как намекающие на него. Тексты песен ограничивались очень узкими темами, например, хлопком. [ 22 ] [ 23 ]
Искажение национальности героев крымских татар
[ редактировать ]Узеир Абдураманов , чистокровный крымский татарин, родившийся и выросший в Крыму. [ 24 ] был отмечен как азербайджанец в фотогалерее Героев Советского Союза в номере популярного журнала « Огонек» за 1944 год . [ 25 ] Крымскотатарский национальный герой, дважды Герой Советского Союза Амет-хан Султан всегда лично идентифицировал себя как крымский татарин. [ 26 ] и был описан как крымский татарин в газетных статьях о своем героизме, опубликованных до депортации, [ 27 ] но в постдепортационных СМИ его часто называли дагестанцем, например, в его некрологе в газете «Дагестанская правда». [ 28 ]
Возвращение срока
[ редактировать ]В 1984 году правительство Узбекской ССР начало официально разрешать использование этого термина в очень ограниченном контексте, например, при указании языка газет и радиопрограмм. [ 29 ] Несмотря на это, правительство продолжало отказываться от официального признания крымских татар как отдельной этнической группы. [ 30 ] Лишь в 1989 году крымские татары были признаны отдельным этносом и были сняты все ограничения на использование термина «крымский татарин». [ 31 ] [ 32 ] Хотя крымским татарам было строго ограничено использование своего этнонима, правительство свободно использовало этот термин в контексте обвинений крымских татар в массовой измене, как, например, в заявлении ТАСС 1987 года, опубликованном в начале работы Комиссии Громыко во время перестройки, в котором подробно детализировались обвинения в сотрудничество, зачастую ложное, крымских татар во время Второй мировой войны. [ 33 ]
Эффекты
[ редактировать ]Советское отрицание крымскотатарской идентичности имело эффект, противоположный тому, которого намеревалось достичь советское правительство; вместо того, чтобы заставить крымских татар отказаться от своей идентичности, он усилил крымскотатарский национализм и склонил крымскотатарское население к дальнейшему недоверию к СССР. [ 17 ]
Галерея
[ редактировать ]-
Термин «крымский татарин» разрешалось использовать в графе «национальность» официальных документов до 1944 года, как, например, в этом наградном листе, в котором Эмиру Люманову было присвоено звание Героя Советского Союза .
-
В этой статье из советского пропагандистского журнала «Еженедельный бюллетень новостей» за 1928 год используется термин «крымский татарин», альтернативное написание термина «крымский татарин».
-
Советская почтовая марка 1933 года с изображением крымских татар из серии "Народы Советского Союза". В то время в советских переписях крымские татары считались отдельной этнической группой.
-
Вырезка из советской газеты 1967 года с Указом 493 . В то время крымские татары не считались отдельной этнической группой, а термин «крымские татары» был исключен из названий письменных произведений, поэтому в указе используется термин «Граждане татарской национальности, ранее проживавшие в Крыму».
-
Советский политик Андрей Громыко был главным сторонником крымскотатарского отрицания: он в лицо охарактеризовал крымских татар как «выдуманный народ» на встрече с делегацией крымских татар в 1987 году (см. Комиссию Громыко ). [ 34 ]
См. также
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ Волжских татар обычно называют просто татарами, что приводит к тому, что многие люди ошибочно думают, что другие этнические группы, ранее или в настоящее время называемые татарами, были подгруппами волжских татар. Однако крымские татары вовсе не являются потомками волжских татар. [ 7 ]
- ↑ До депортации ансамбль первоначально назывался «Государственный ансамбль песни и пляски крымских татар».
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Уильямс 2021 , с. 28.
- ^ Перейти обратно: а б Коуп 2013 , с. 469.
- ^ Уильямс 2021 , с. 29.
- ^ Демир 2016 , с. 168.
- ^ Камуселла, Номачи и Гибсон, 2016 , стр. 34.
- ^ Кизилов 2021 , с. 37-39.
- ^ Markina, Nadezhda; Agdzhoyan, Anastasiya (14 December 2016). "У татар не нашли общей родины" [The Tatars did not find a common homeland]. gazeta.ru (in Russian).
- ^ Шнайдер 2015 , с. 357.
- ^ Национальный вопрос в СССР: сборник документов (in Russian). Suchasnist. 1975.
- ^ V. Крымские татары 1968 , с. 95.
- ^ «Документы» . Проблемы коммунизма (4): 95. 1968.
- ^ Дагджи 2008 , с. 175.
- ^ Максудоглу 2023 , с. 141.
- ^ Перейти обратно: а б с Уильямс 2021 , с. 422.
- ^ Фишер 2014 , с. 258.
- ^ Уильямс 2021 , с. 36.
- ^ Перейти обратно: а б Уильямс 2001 , с. 418.
- ^ Перейти обратно: а б Мы крымчане! Мы крымчане! 2006 , с. 33.
- ^ Мы крымчане!: Мы крымчане! 2006 , с. 33-34.
- ^ Айдын 2021 , с. 79.
- ^ Материалы Самиздата (на русском языке). Университет штата Огайо, Центр славянских и восточноевропейских исследований. 1984.
- ^ Соневицкий 2019 , с. 130-131.
- ^ Олворт 1988 , с. 123.
- ^ Useinova, Gulnara (8 April 2016). "Узеир Абдураманов — Герой, славный сын крымскотатарского народа" . goloskrimanew.ru . Archived from the original on 18 April 2016 . Retrieved 2019-04-02 .
- ^ "«Советский - патриотизм... Сплачивает все нации и народности нашей страны в единую братскую семью. В этом надо видеть основы нерушимой и все более крепнущей дружбы народов Советского Союза» (Сталин)". Ogonyok (45–46). 1944.
- ^ Nebolsina & Khamidullin 2015 , p. 220.
- ^ "Слава сталинскому соколу - герою!". Krasny Krym (in Russian). 24 September 1943. p. 2.
- ^ "Амет-хан Султан". Dagestan Pravda (in Russian). 7 February 1971.
- ^ Корзина I 1987 , с. 188.
- ^ Олворт 1998 , с. 200.
- ^ Гренобль 2006 , с. 73.
- ^ Бакли, Рубль и Хофманн 2008 , с. 238.
- ^ Айдын 2021 , с. 115-116.
- ^ Leskova, Tatyana (May 2000). "Мы можем жить только на своей земле - история возвращения крымских татар на Родину" [We can only live on our own land - the story of the return of the Crimean Tatars to their homeland]. Vostochnyy ekspress (in Russian) (19).
Библиография
[ редактировать ]- Олворт, Эдвард (1988). Татары Крыма: их борьба за выживание: оригинальные исследования Северной Америки, неофициальные и официальные документы из царских и советских источников . Издательство Университета Дьюка. ISBN 978-0-8223-0758-7 .
- Олворт, Эдвард (1998). Татары Крыма: Возвращение на Родину: Исследования и документы . Издательство Университета Дьюка. ISBN 9780822319948 .
- Artamonov, Andrey (2015). Госдачи Крыма. История создания правительственных резиденций и домов отдыха в Крыму. Правда и вымысел . Tsentrpoligraf.
- Айдын, Филиз Тутку (2021). Эмигрантка, изгнание, диаспора и транснациональные движения крымских татар: сохранение Вечного огня Крыма . Спрингер Природа. ISBN 978-3-030-74124-2 .
- Бакли, Синтия Дж.; Рубль, Блэр А.; Хофманн, Эрин Траут (2008). Миграция, Родина и принадлежность к Евразии . Пресса Центра Вудро Вильсона. ISBN 9780801890758 .
- Коуп, Тим (2013). По следам Чингисхана: эпическое путешествие по земле кочевников . А&С Черный.
- Dagdzhi, Timur (2008). Сталинский геноцид и этноцид крымскотатарского народа: документы, факты, комментарии [ Stalin's genocide and ethnocide of the Crimean Tatar people: documents, facts, comments ] (in Russian). Simferopol city printing house.
- Демир, Сертиф (2016). Внешняя политика и перспективы безопасности Турции в XXI веке: перспективы и вызовы . Универсальные издательства.
- Гренобль, Ленор (2006). Языковая политика в Советском Союзе . Springer Science & Business Media.
- Фишер, Алан (2014). Крымские татары . Гувер Пресс. ISBN 978-0-8179-6663-8 .
- Камуселла, Томаш; Номачи, Мотоки; Гибсон, Кэтрин (2016). Справочник Пэлгрейва по славянским языкам, идентичности и границам . Спрингер. ISBN 978-1-137-34839-5 .
- Kirmse, Stefan (2023). Империя законности. Юридические перемены и культурное разнообразие в позднеимперской России . Novoe literaturnoe obozrenie.
- Kizilov, Mikhail (2021). "Уничтожение цыган Симферополя и «решение» цыганского вопроса в оккупированном Крыму". Историческое наследие Крыма (in Russian) (32).
- Максудоглу, Мелек (2023). Крым наш: бесконечная борьба крымских татар – краткая история . Издательство Инкиляб.
- Nebolsina, Margarita; Khamidullin, Bulat (2015). Война…Судьбы…Память…Песни… [ War...Destiny...Memory... Songs... ]. Kazan: Idel-Press. ISBN 9785852477965 . OCLC 949268869 .
- Shnayder, Vladimir (2015). Советское нациестроительство на Северном Кавказе (1917 – конец 1950-х гг.): закономерности и противоречия . Directmedia . ISBN 5447540402 .
- Соневицкая, Мария (2019). Дикая музыка: звук и суверенитет в Украине . Издательство Уэслианского университета.
- Юлинг, Грета (2004). За гранью памяти: депортация и возвращение крымских татар . Спрингер . ISBN 978-1-4039-8127-1 .
- Уильямс, Брайан (2021). Крымские татары: опыт диаспоры и формирование нации . БРИЛЛ. ISBN 978-90-04-49128-1 .
- Уильямс, Брайан (2001). Крымские татары: опыт диаспоры и формирование нации . БРИЛЛ.
- Мы крымчане! Мы крымчане! [ Мы крымчане! ] (на крымскотатарском языке). Акмесджит. 2006. ISBN 9663541180 .
- Корзина I — реализация Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе: выводы спустя одиннадцать лет после Хельсинки: доклад, представленный Конгрессу Соединенных Штатов, том 2 . Типография правительства США. 1987.
- «В. Крымские татары» . Проблемы коммунизма (4). 1968.