Амет-хан Султан
Амет-хан Султан | |
---|---|
![]() Амет-хан в 1945 году | |
Родное имя | Аметан Султан |
Псевдоним(а) | "Орел" «Король таранов » [ 1 ] |
Рожденный | 20 октября 1920 г. Алупка , Крым , Юг России (ныне Украина ) |
Умер | 1 февраля 1971 г. (50 лет) Московская область , РСФСР , Советский Союз. |
Место захоронения | |
Верность | ![]() |
Услуга/ | ![]() |
Классифицировать | Подполковник |
Единица | 9-й гвардейский истребительный авиационный полк |
Битвы/войны | Вторая мировая война |
Награды | Герой Советского Союза (дважды). Орден Ленина (трижды) Орден Красного Знамени (четырежды). Заслуженный летчик-испытатель СССР. Сталинская премия |
Супруг (а) | Faina Maksimova Danilchenko [ 2 ] |
Отношения | Станислав Амет-хан (старший сын) Арслан Амет-хан (младший сын) Вероника Амет-хан (внучка) Маргарита Амет-хан (внучка) [ 2 ] |
Амет-Хан Султан ( крымско-татарский : Амет-Хан Султан, Амет-Хан Султан, احمدخان سلطان; украинский / русский : Амет-Хан Султан; 20 октября 1920 - 1 февраля 1971) был высоко награжденным крымскотатарским летным асом в советском воздухе. Форс с 30 личными и 19 общими убийствами, дважды удостоен звания Героя Советского Союза . Несмотря на то, что ему удалось избежать депортации в Узбекистан , когда весь крымскотатарский народ был репрессирован в 1944 году из-за лакского происхождения его отца, он отказывался изменить свою национальность в паспорте на лакскую или идентифицировать себя как таковую на протяжении всей своей жизни, несмотря на давление со стороны государственных органов. После окончания войны он работал летчиком-испытателем в Летно-исследовательском институте в Жуковском и освоил пилотирование 96 различных типов самолетов, прежде чем погиб в авиакатастрофе при испытании нового двигателя на модифицированном бомбардировщике Ту-16 . Его память по-прежнему увековечена по всей Украине и России: в его честь названы улицы, школы и аэропорты, а также открыт музей, посвященный его памяти.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Амет-Хан Султан родился 20 октября 1920 года в семье крымской татарки и отца- лака входила в состав недолговечного государства Южная Россия (ныне Украина ) в Алупке, Крым, которая тогда во время Гражданской войны в России . В 1937 году окончил среднюю школу, затем учился в училище железнодорожников в Симферополе, а также в аэроклубе на базе аэропорта Заводское , где в 1938 году окончил летную подготовку, работая слесарем в местном железнодорожном депо. В феврале 1939 года вступил в Красную Армию и был направлен для дальнейшего обучения в Качинское высшее военное авиационное училище лётчиков , которое окончил в 1940 году, и был направлен в 122-й истребительный авиационный полк. [ 3 ] Имя Амет-хана иногда вызывало насмешки со стороны его сверстников, но сам он часто подшучивал над своим именем, шутя, что «я сам и хан , и султан ». [ 4 ] Большинство его друзей и родственников называли его Амет-ханом, а не Султаном. [ 5 ]
Во Второй мировой войне
[ редактировать ]Когда нацистская Германия вторглась в Советский Союз в 1941 году , Амет-хан был пилотом 4-го истребительного авиационного полка и сразу же был направлен на передовую для выполнения оборонительных вылетов на устаревшем Поликарпове И-153 над Ростовом-на-Дону . Зимой 1942 года, понеся большие потери, полк был переподготовлен и обучен летать на более новом истребителе Hawker Hurricane . В марте 1942 года полк был переброшен на оборону города Ярославля , в ходе которой 31 мая 1942 года Амет-хан одержал свою первую воздушную победу . левое крыло в лоб, летя вверх и отсекая крыло. Ему удалось выпрыгнуть из горящего самолета и спрыгнуть с парашютом на землю, получив легкие травмы руки и головы, некоторые из которых были связаны с ударом головы о приборную панель кабины. [ 6 ] [ 7 ] Он приземлился на ферме, где рабочий направил на него вилы, потому что рабочий волновался, что Амет-хан был одним из пилотов Люфтваффе, но после того, как свернул пальто пилота и показал фермеру свой Орден Красной Звезды, [ 7 ] они оказали ему уважение и осмотрели место падения самолетов. [ 5 ] Пока Амет-хан отдыхал, жители деревни опознали двух пилотов Ju 88. Амет-хан остался на этой ферме на ночь, чтобы прийти в себя, и его посетил комиссар полка , который разбудил его и поздравил с успешной атакой. [ 8 ] Вскоре он вернулся в свой полк, чтобы снова летать после недолгого пребывания в госпитале. [ 9 ] где несколько его коллег-пилотов дразнили его за то, что он протаранил свой самолет вверх вместо того, чтобы таранить вниз, и разбил только шасси самолета о Ju 88, что могло бы позволить ему совершить посадку на брюхо и уйти без царапина. [ 10 ] Оказалось, что бомбардировщик выполнял разведывательную миссию, что сделало жертву его самолета меньшими потерями для советских ВВС. [ 11 ] За победу ему подарили часы с гравировкой на Ярославской городской площади. [ 12 ] и позже награжден орденом Ленина. [ 13 ] [ 14 ]
Летом 1942 года Амет-хан одержал еще девять воздушных побед, большинство из которых летал группами над Воронежем на самолете Hawker Hurricane, прежде чем в августе его перевели в Сталинград, где он пилотировал Як-7Б и получил высокую оценку от своих командиров. за то, что одним из первых в полку вступил в бой с истребителем противника ночью. Тем летом он некоторое время пилотировал Як-1 над Воронежем и за это время не одержал ни одной победы в воздухе, но позже во время войны он одержал несколько побед, летая на одной. В Сталинградской битве он быстро увеличил свой счет и в октябре был переведен в престижный 9-й гвардейский истребительный авиационный полк, который был реорганизован и теперь полностью состоит из летающих асов для противодействия немецким воздушным наступлениям в этом районе. [ 14 ] В полк входили Михаил Баранов , самый успешный советский ас того времени, и Лидия «Лилия» Литвак , первая женщина-летчик-ас. [ 15 ] Над Сталинградом в августе 1942 года Амет-хану пришлось второй раз прыгать с парашютом из своего самолета после того, как его Як-7Б был сбит. С ноября 1942 года и до конца войны оставался командиром третьей эскадрильи 9-го гвардейского истребительного авиационного полка. [ 16 ]
После переподготовки на пилотирование Bell P-39 Airacobra в 1943 году он воевал над Ростовом-на-Дону и участвовал в тяжелых боях над Кубанью в рамках кампании по возвращению контроля над Таганрогом , Мелитополем и Крымским полуостровом . [ 17 ] 24 августа 1943 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза за успехи в противовоздушной обороне на Южном , Брянском и Сталинградском фронтах, а также над Молдавией, югом Украины и Ярославлем . Хотя это и не зафиксировано в официальных советских документах, британские историки Томас Полак и Кристофер Шорс приписали второй воздушный таран Ju 88 Амет-хану. [ 18 ] Происходящее во время Сталинградской битвы зимой 1943 года. [ 6 ] Известно, что только семнадцать советских летчиков совершили два воздушных тарана; два советских летчика совершили три тарана, а один пилот, Борис Ковзан , совершивший четыре, является рекордсменом по количеству таранов в воздухе. [ 19 ]

С 18 по 20 мая 1944 года ему разрешили взять трехдневный отпуск после боевых действий, чтобы навестить свою семью в Алупке, вскоре после того, как Советы вернули контроль над Крымом, взяв с собой нескольких своих друзей, в том числе Героя Советского Союза Павла. Головачев . Однажды утром офицер НКВД, ворвавшийся в дом Амет-хана, попытался заставить Амет-хана и его родителей покинуть Крым, но они сначала отказались уезжать, и завязалась борьба до тех пор, пока Амет-хан не представился Героем Советского Союза, чтобы напавшего на него офицера НКВД и его статус героя войны подтвердил Павел Головачев присутствовавший на месте происшествия . Тогда офицер НКВД начал расспрашивать его о его этническом происхождении, решил, что Амет-хан формально дагестанец, и объяснил, что есть приказ о депортации всего крымскотатарского народа и что его брат Имран разыскивается за сотрудничество с немцами. [ 20 ] В течение дня НКВД продолжало депортировать крымскотатарского народа, а его мать, крымскую татарку, отправили на перевалочный пункт, но после того, как другие военнослужащие, друзья Амет-хана, дали понять НКВД сообщило, что она и остальные члены ее ближайших родственников были освобождены от депортации, поскольку она была замужем за лакцем и, следовательно, больше не считалась крымской татаркой в глазах закона, она и ее муж были избавлены от депортации; однако им посоветовали временно переехать в Дагестан. [ 21 ] В конце концов, в 1946 году Имрана осудили, но родителям Амет-хана все же разрешили жить в Крыму. [ 22 ]
Став свидетелем насильственной депортации, Амет-хан вернулся в свой полк и продолжал отличаться в боях, но страдал от тяжелой депрессии. он летал на Ла-7, В конце войны участвуя в кампаниях над Кенигсбергом , Берлином и Восточной Пруссией . В Кенигсбергском сражении он со своим полком летал с группой французских летчиков из полка «Нормандия-Неман» . Амет-хан спас жизнь одному из своих товарищей над Кенигсбергом; после того, как Чубуков и Хвостов вступили в бой с группой из шести истребителей; два немецких истребителя погибли при уничтожении Хвостова, а Чубуков был окружен оставшимися четырьмя, когда Амет-хан бросился к истребителям и спас Чубукова от сбития. [ 23 ] Его тридцатая одиночная и последняя воздушная победа произошла недалеко от берлинского аэропорта Темпельхоф , когда 29 апреля 1945 года он уничтожил Focke-Wulf Fw 190. За выдающиеся достижения, проявленные после его первой награды Героя Советского Союза в 1943 году в различных кампаниях, он был награжден медалью второй - 29 июня 1945 года. Всего он одержал 30 одиночных, 19 общих побед, совершил 603 боевых вылета и участвовал в 150 воздушных боях . за время войны [ 24 ] [ 25 ]
Послевоенная жизнь
[ редактировать ]Карьера летчика-испытателя
[ редактировать ]
Первоначально после войны он учился в Военно-воздушной академии в Монино , поскольку приказом Верховного Главнокомандующего Советских Вооружённых Сил требовалось, чтобы все летчики-асы, пережившие войну, посещали её. Однако из-за его минимального среднего образования курсы показались ему трудными, и в конце концов он попросил разрешения бросить школу, и ему разрешили уйти в 1946 году. [ 26 ] [ 27 ] Забросив на время авиацию, он впал в тяжелейшую депрессию, так как не видел себя пилотом гражданской авиакомпании. [ 28 ] В конце концов его друзья с войны, которые также были летчиками-истребителями, в том числе Александр Покрышкин , Алексей Алелюхин и Владимир Лавриненков , посоветовали ему стать летчиком-испытателем в Летно-исследовательском институте в Жуковском, что он и сделал в феврале 1947 года. [ 29 ] [ 30 ] Амет-хан быстро поднялся по карьерной лестнице в институте, дослужившись в 1952 году до звания летчика-испытателя первого класса. [ 13 ]
В апреле 1949 года вместе с Яковом Верниковым совершил первый полет двухместного истребителя Микояна-Гуревича И-320 . В июне 1949 года он и Игорь Шелест осуществили первую в Советском Союзе полностью автоматическую дозаправку в воздухе; Амет-хан пилотировал истребитель Як-15 , а Шелест - бомбардировщик Ту-2, участвовавший в процедуре. [ 26 ] С 1951 по 1953 год он вместе с Сергеем Анохиным , Федором Бурцевым и Василием Павловым участвовал в пилотируемых испытаниях КС-1 «Комета» противокорабельной ракеты «воздух-поверхность» . В ходе испытаний Амет-хан был первым пилотом, совершившим полет «Кометы» с земли (4 января 1951 года). [ 31 ] а также первым пилотом, запустившим «Комету» с самолета, что он и сделал в мае того же года. [ 32 ] Во время одного испытательного полета после отсоединения двигателя КС-1 не запустился, но вместо того, чтобы немедленно спрыгнуть с парашютом, он повторил попытки перезапустить двигатель, наконец сумев сделать это недалеко от удара о землю, спасая прототип. [ 33 ] За действия при испытаниях КС-1 он был удостоен Сталинской премии второй степени, а несколько других членов коллектива были награждены золотой звездой. Когда выдвижение Амет-хана на третью золотую звезду дошло до стола Сталина, одобрившего депортацию крымскотатарского народа, он пришел в ярость из-за того, что крымскому татарину разрешили стать летчиком-испытателем. Когда было указано, что Амет-хан чуть не погиб при испытаниях КС-1 ради спасения опытного образца, было решено, что вместо него ему вручат орден Красного Знамени и Сталинскую премию второй степени, поскольку присуждение крымскому татарину третьей степени. золотая звезда была немыслима для внутренних чинов Советского Союза, независимо от заслуг. [ 34 ] [ 26 ] [ 35 ]
Многие из полетов, которые Амет-хан совершил за свою карьеру, были направлены на испытания систем аварийного спасения военных самолетов, а это рискованная процедура. 12 ноября 1958 года во время полета на МиГ-15 парашютист Валерий Головин мог испытать катапультное кресло, предназначенное для самолетов Су-7 и Су-9 , катапультный механизм сработал преждевременно, что привело к взрыву, приведшему к разрыву топливного бака. В результате взрыва катапультное кресло зажало Головина. Кабина наполнилась дымом и газом, что ограничило его обзор, в то время как керосин начал заполнять кабину. Учитывая неизбежную угрозу неконтролируемого огня и невозможность спрыгнуть с парашютом, Головин сумел совершить аварийную посадку подбитого истребителя, отказавшись бросить своего товарища даже после того, как Головин и их командир приказали ему эвакуировать самолет и спастись. [ 13 ] [ 36 ] [ 37 ]
с космонавтами-стажерами, в том числе с Юрием Гагариным, С 1958 по 1960 год он летал на модифицированном Ту-104 вторым пилотом Юрия Гарнаева . для отработки задач в невесомости, начав в этой процедуре [ 36 ] [ 38 ] Другая его работа включала испытания НМ-1 , на котором он совершил первый полет 7 апреля 1959 года, но более поздние испытания самолета в конечном итоге перешли к Радию Захарову после того, как Амет-хан был ненадолго госпитализирован и временно отстранен от полетов из-за осложнений со здоровьем. длительная летная работа, хотя в итоге ему вообще запретили управлять скоростными самолетами. За работу летчиком-испытателем 23 сентября 1961 года ему было присвоено престижное звание « Заслуженный летчик-испытатель СССР ». За свою карьеру он освоил 96 типов самолетов и налетал свыше 4237 часов. [ 39 ] [ 40 ] [ 41 ]
Амет-хан погиб 1 февраля 1971 года в возрасте 50 лет, пилотируя модифицированный Ту-16 . Интерьер кабины был модифицирован для использования в качестве летающей лаборатории, а полет проводился для испытания нового реактивного двигателя. [ 42 ] В результате крушения погибли все пять летчиков, находившихся на борту самолета. Причина катастрофы долгое время оставалась засекреченной, что приводило к предположениям о ее причинах и предположениям, что она была вызвана неконтролируемым отказом двигателя нового тестируемого двигателя. [ 42 ] но в официальном заключении, опубликованном для общественности, говорится, что крушение произошло из-за поломки внешних закрылков, которые находились в посадочном положении, когда самолет разгонялся до приборной скорости более 500 км/ч, что привело к перевороту самолета и его разрушению. в воздухе; однако точная причина того, почему и как закрылки были расположены таким образом, не установлена, поскольку пожар в результате последовавшей катастрофы повредил фюзеляж. [ 43 ] Был установлен памятник погибшим в авиакатастрофе летчикам и со всеми почестями похоронен Амет-хан на Новодевичьем кладбище . [ 39 ] [ 24 ] На его похоронах присутствовали самые разные известные люди из Советского Союза, от членов крымскотатарского движения за гражданские права, ветеранов войны, генералов и летчиков-испытателей, в том числе Владимир Ильюшин , Алексей Рязанов и Абдраим Решидов . [ 44 ]
Личная жизнь
[ редактировать ]Летом 1944 года во время тренировок в Москве на новом истребителе Ла-7 он познакомился с женщиной по имени Фаина Максимовна Данильченко, и в 1952 году они поженились. У пары родилось двое детей - Станислав и Арслан, оба из которых вырос, чтобы служить в армии. Фамилии обоих детей были записаны как Амет-хан. Фаина была против того, чтобы ее муж работал летчиком-испытателем из-за опасностей этой работы, но он отказался уволиться даже после предложений выйти на пенсию в день своего 50-летия. [ 45 ] И Фаина, и Арслан умерли вскоре после Амет-хана. [ 2 ]
Участие в политике
[ редактировать ]Амет-хан был одним из первых людей в Советском Союзе, публично потребовавших реабилитации и права на возвращение крымских татар. Вместе с несколькими другими членами Коммунистической партии, проживавшими в Крыму, он подписал обращение в ЦК КПСС . [ 46 ] но просьба была отклонена, хотя Хрущев осудил депортации и предоставил полное право на возвращение другим депортированным народам, включая чеченцев. [ 47 ] и карачаевцы [ 48 ] в 1950-е годы. Амет-хан так и не дожил до полного права на возвращение, предоставленного крымским татарам в эпоху перестройки . В более поздние годы он встречался со многими крымскотатарскими активистами и лидерами, в том числе с Юрием Османовым , Зекие Чапчакчи, Аблякимом Гафаровым , Сафие Коссе, Сейтмеметом Таировым и Мустафой Селимовым в Москве, а также с Айше Сейтмуратовой , Ильясом Мустафаевым и Мустафой Консулом в Самарканде . [ 49 ] [ 50 ]
Мемориалы и поминки
[ редактировать ]Мемориалы
[ редактировать ]Бронзовый бюст по образу Амет-хана работы скульптора Михаила Оленина установлен в Алупке в 1955 году; Первоначально он был установлен в Ростовской области, куда Амет-хан участвовал в боевых действиях в 1943 году, несмотря на то, что советские законы предписывали бронзовые бюсты дважды Героев Советского Союза должны были быть установлены в их родном селе. его перенесли В Алупку по его просьбе после разговора с Климентом Ворошиловым . был установлен небольшой бюст Амет-хана работы Садри Ахуна В 1974 году к его могиле на Новодевичьем кладбище . [ 51 ] [ 52 ] [ 53 ] [ 54 ]
памятник воздушному тарану Амет-хана над Ярославлем. В 2010 году на месте, где он протаранил Ю-88, был установлен В том же году на Аллее Славы в Киеве был установлен бюст в его изображение . Статуи его подобия присутствуют по всей Украине и России в городах, включая Алупку, Махачкалу и небольшое село Цовкра в Дагестане . Его имя носит городская площадь Симферополя, а также улицы в Алупке, Судаке , Волгограде , Жуковском , Каспийске , Саках, Махачкале . аэроклуб, где он учился, малая планета, аэропорт , несколько школ и вершина в Дагестане. В его честь названы [ 39 ] [ 55 ] [ 56 ] В 2015 году Верховная Рада Украины проголосовала за переименование аэропорта Симферополя в его честь, однако из-за российской оккупации Крыма это голосование носило скорее символический характер.
Амет-хан — главный герой крымскотатарского фильма 2013 года «Хайтарма» . [ 57 ]
26 октября 2020 года в центре Акмесджита ( Симферополь ) открыт памятник Амет-Хану Султану. [ 58 ]
22 декабря 2022 года город Черкассы был переименован в переулок Амет-хана Султана.
-
Могила на Новодевичьем кладбище.
-
Бюст Амет-хана на улице его имени в Алупке
-
Реплика Ла-5 Амет-хана с нарисованным на нем орлом, находится в музее Амет-хана Султана в Алупке.
-
Почтовая обложка СССР 1978 года с изображением Амет-хана.
-
Почтовая обложка Украины 2020 года с изображением Амет-хана
Детатаризация памяти Амет-хана Султана
[ редактировать ]Несмотря на культовый статус Амет-хана Султана как крымскотатарского героя, его участие в движении за права крымских татар и тот факт, что во всех официальных документах он официально числил себя татарином, а не лакцем или дагестанцем, было много попыток посмертно заклеймить себя как татарина. его как дагестанца и делигитимизировать его крымскотатарскую идентичность в рамках систематической кампании по детатаризации Крыма . В некрологах ему описывались как «мужественный сын дагестанского народа». [ 59 ] хотя он никогда при жизни не заявлял, что он дагестанец, а открыто называл себя крымским татарином. [ 60 ] В течение жизни ему часто предлагали сменить национальность в паспорте, но, несмотря на постоянное давление со стороны чекистов и коллег, он отказывался отмежеваться от своего крымского происхождения. [ 61 ] [ 62 ] гордо говоря: «Я сын крымскотатарского народа!» когда его спросили о его национальной принадлежности. [ 60 ] В 2016 году в Республике Дагестан учреждена «Медаль Амет-хана Султана»; [ 63 ] аэропорт Уйташ в Дагестане назван в его честь, несмотря на неоднократные просьбы крымскотатарских организаций к российскому правительству о присвоении имени Симферопольскому аэропорту. [ 62 ] [ 64 ] [ 65 ] Амет-хан не родился и не вырос в Дагестане и не говорил ни на одном из дагестанских языков. [ 66 ]
Награды и почести
[ редактировать ]- Дважды Герой Советского Союза (24 августа 1943 г. и 29 июня 1945 г.).
- Заслуженный летчик-испытатель СССР (23 сентября 1961 г.).
- Сталинская премия 2-й степени (3 февраля 1953 г.).
- Три ордена Ленина (23 октября 1942 г., 14 февраля 1943 г., 24 августа 1943 г.)
- Четыре ордена Красного Знамени (31 июля 1942 г., 13 октября 1943 г., 20 апреля 1945 г., 3 февраля 1953 г.)
- Орден Александра Невского (13 октября 1943 г.)
- Орден Отечественной войны 1-й степени (20 января 1945 г.).
- Орден Красной Звезды (5 ноября 1941 г.)
- Орден «Знак Почета» (31 июля 1961 г.)
- предвыборные и юбилейные медали
См. также
[ редактировать ]
- Список асов Второй мировой войны из Советского Союза
- Список дважды Героев Советского Союза.
- Список крымских татар
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Бутаев 2005 , с. 173.
- ^ Перейти обратно: а б с Бутаев 2005 , с. 296.
- ^ Simonov & Bodrikhin 2017 , p. 40.
- ^ Жукова 2005 , с. 302.
- ^ Перейти обратно: а б Жукова 2005 , с. 298.
- ^ Перейти обратно: а б Жукова 2005 , с. 297.
- ^ Перейти обратно: а б Бутаев 2005 , с. 35.
- ^ Жукова 2005 , с. 299.
- ^ Меллингер, Джордж (2012). Советские истребители-асы Второй мировой войны, полученные по ленд-лизу . Издательство Блумсбери. п. 26. ISBN 9781782005544 .
- ^ Brazhnin, Ilya (1971). В Великой Отечественной... (in Russian). Voenizdat. p. 183. OCLC 945366268 .
- ^ Yevstigneev, Vladimir; Sinitsyn, Andrey (1965). Люди бессмертного подвига: очерки о дважды, трижды, четырежды Героях Советского Союза (in Russian). Moscow: Politizdat. p. 32. OCLC 951801699 .
- ^ Жукова 2005 , с. 300.
- ^ Перейти обратно: а б с д Simonov & Bodrikhin 2017 , p. 45.
- ^ Перейти обратно: а б Simonov & Bodrikhin 2017 , p. 43.
- ^ Vinogradova, Lyubov (2015). Защищая Родину. Летчицы Великой Отечественной (in Russian). Азбука-Аттикус. p. 251. ISBN 9785389099005 .
- ^ Simonov & Bodrikhin 2017 , p. 41.
- ^ Simonov & Bodrikhin 2017 , p. 42.
- ^ Полак, Томас; Шорс, Кристофер (1999). Сталинские соколы . Грубская улица. п. 75. ИСБН 9781902304014 .
- ^ Жукова 2005 , с. 24.
- ^ Бутаев 2005 , с. 148.
- ^ Бутаев 2005 , с. 149-151.
- ^ Юлинг, Грета (26 ноября 2004 г.). За гранью памяти: депортация и возвращение крымских татар . Спрингер. стр. 53–54. ISBN 9781403981271 .
- ^ Жукова 2005 , с. 311.
- ^ Перейти обратно: а б Shkadov, Ivan (1987). Герои Советского Союза: краткий биографический словарь I, Абаев - Любичев . Moscow: Voenizdat . p. 51. ISBN 5203005362 . ОСЛК 247400113 .
- ^ Жукова 2005 , с. 296.
- ^ Перейти обратно: а б с Simonov & Bodrikhin 2017 , p. 44.
- ^ Бутаев 2005 , с. 200-208.
- ^ Lavrinenkov, Vladimir (1982). Без войны . Kiev: Политиздат Украины. pp. 62–66.
- ^ Перейти обратно: а б Simonov 2009 , p. 22.
- ^ Бутаев 2005 , с. 208-213.
- ^ Бутаев 2005 , с. 239.
- ^ Bodrikhin, Nikolai (2017). Великие советские асы. 100 историй о героических боевых летчиках (in Russian). Litres. pp. 19–20. ISBN 9785457075511 .
- ^ Бутаев 2005 , с. 239-240.
- ^ До 1994 г. , с. 407.
- ^ Simonov & Bodrikhin 2017 , p. 370.
- ^ Перейти обратно: а б Nebolsina & Khamidullin 2015 , p. 229.
- ^ Бутаев 2005 , с. 232-234.
- ^ Бутаев 2005 , с. 259.
- ^ Перейти обратно: а б с Simonov & Bodrikhin 2017 , p. 46.
- ^ Melua, Arkady (2003). Ракетная и космическая техника (in Russian). Изд-во Гуманистика. p. 29. ISBN 978-5-86050-170-6 .
- ^ Бутаев 2005 , с. 253-254.
- ^ Перейти обратно: а б Nebolsina & Khamidullin 2015 , p. 230.
- ^ Znamenskaya, Ela (20 October 2020). "Суровый век Амет-хана Султана. Легендарному летчику-испытателю 20 октября исполнилось бы 100 лет" . Жуковские вести (in Russian). Archived from the original on 2021-05-10 . Retrieved 2021-05-06 .
- ^ Газета «Арекет» № 1 (48) от 26 января 1996 года
- ^ Бутаев 2005 , с. 277.
- ^ ЦГАООУ. Ф.1. Оп. 24. Д. 4248. Л. 287—294. Заверенная копия.
- ^ Тишков, Валерий (2004). Чечня: жизнь в раздираемом войной обществе . Издательство Калифорнийского университета. стр. 33 . ISBN 9780520930209 .
- ^ Коул, Джеффри (2011). Этнические группы Европы: Энциклопедия: Энциклопедия . АВС-КЛИО. п. 219. ИСБН 9781598843033 .
- ^ Osmanov, Yuri (29 December 1990). "Три Встречи" . Leninist .
- ^ Abdulaeva, Gulnara (2014). "Герой из Алупку" . Tatarsky Mir (4): 4–5.
- ^ Амет-Хан Султан : биобиблиографический указатель (PDF) (in Russian). Simferopol : Arial. 2020. p. 6.
- ^ Myakshev, Anatoly (2004). Власть и национальный вопрос: межнациональные отношения и Совет Национальностей Верховного Совета СССР (1945-1991 (in Russian). Saratov State University . p. 68.
- ^ Besschetnov, Yevgeny (2000). Звезды в ладонях : Докум. повесть о дважды Герое Советского Союза Амет-Хане Султане (in Russian). Simferopol: KAGN. p. 192.
- ^ Kuznetsov, Vyacheslav (1970). "Три портрета". Sovetsky Voin (in Russian) (16): 30–31.
- ^ "(6278) Аметхан = 1971 ТФ = 1986 ПА5" . minorplanetcenter.net . Смитсоновская астрофизическая обсерватория.
- ^ Khisamova, Dina (2014). Третьи Казанские искусствоведческие чтения к 110-летию со дня рождения С. С. Ахуна . Kazan: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. p. 27. ISBN 9785939627047 .
- ^ «Новости производства: Хайтарма» . [UA] Украинский киноофис . 05.10.2012 . Проверено 22 мая 2018 г.
- ^ «Памятник Амет-Хану Султану открыт в Акмесжите» . ru.crimeantatars.club . 2020-11-02.
- ^ Газета «Дагестанская правда» 7 февраля 1971 года
- ^ Перейти обратно: а б Nebolsina & Khamidullin 2015 , p. 220.
- ^ Бутаев 2005 , с. 167.
- ^ Перейти обратно: а б Bekirova, Gulnara (1 February 2018). "Страницы крымской истории. Памяти Амет-Хана Султана" . Крым.Реалии (in Russian) . Retrieved 2019-03-10 .
- ^ "В Дагестане учредят медаль имени летчика-испытателя Амет-Хана Султана" . мо-кизилюрт.рф (in Russian). Archived from the original on 2019-02-09 . Retrieved 2019-03-19 .
- ^ Cherepanov, Mikhail (21 December 2018). "Амет-Хан Султан: как легендарный летчик не стал трижды Героем Советского Союза" . Реальное время (in Russian) . Retrieved 2020-08-13 .
- ^ Shaimardanov, Rinat (2018-11-28). "Добро пожаловать в аэропорт "Амет-Хан Султан" города Симферополя!" . Милли Фирка (in Russian) . Retrieved 2020-08-13 .
- ^ Бутаев 2005 , с. 166, 204.
Библиография
[ редактировать ]- Beriya, Sergo (1994). Мой отец - Лаврентий Берия [ My Father - Lavrenty Beriya ]. Moscow: Sovremennik. ISBN 5270018489 . OCLC 1084934943 .
- Бутаев, Бута (2005). Амет-хан Султан [ Амет-хан Султан ]. Москва: Патриот. ISBN 5703009227 . OCLC 61488566 .
- Nebolsina, Margarita; Khamidullin, Bulat (2015). Война…Судьбы…Память…Песни… [ War...Destiny...Memory... Songs... ]. Kazan: Idel-Press. ISBN 9785852477965 . OCLC 949268869 .
- Simonov, Andrey ; Bodrikhin, Nikolai (2017). Боевые лётчики — дважды и трижды Герои Советского Союза [ Combat pilots - Twice and thrice Heroes of the Soviet Union ]. Moscow: Russian Knights Foundation and Vadim Zadorozhny Museum of Technology. ISBN 9785990960510 . OCLC 1005741956 .
- Simonov, Andrey (2009). Заслуженные испытатели СССР [ Honored testers of the USSR ]. Moscow: Aviamir. ISBN 9785904399054 . OCLC 705999921 .
- Жукова, Людмила (2005). Я выбираю тарана [ я выбираю тарана ]. Москва: Молодая гвардия. ISBN 5235028244 . OCLC 609322789 .
- 1920 рождений
- 1971 смертей
- Авиаторы погибли в результате авиационных происшествий или инцидентов
- Люди из Алупки
- Советские летчики-испытатели
- Советские летающие асы Второй мировой войны
- Герои Советского Союза
- Офицеры советских ВВС
- Лакс (Кавказ)
- Кавалеры ордена Красного Знамени.
- Кавалеры ордена Александра Невского.
- Кавалеры ордена Красной Звезды.
- Пилоты, совершившие воздушный таран
- Захоронения на Новодевичьем кладбище.
- Крымскотатарские офицеры
- Сотрудники ЛИИ им. Громова
- Крымскотатарские авиаторы.
- Жертвы авиационных происшествий или происшествий в 1971 г.
- Жертвы авиационных происшествий или происшествий в Советском Союзе