Jump to content

Амет-хан Султан

Амет-хан Султан
Официальный послевоенный портрет 1945 года: красивый молодой майор (Амет-хан Султан) в парадной форме советских ВВС, смотрящий вдаль. Он изображен с двумя медалями Героя Советского Союза, тремя орденами Ленина и тремя орденами Красного Знамени на одной стороне груди (правая сторона на фотографии, левая в жизни), а также орденами Красной Звезды, Орденами Отечественная война и орден Александра Невского с другой стороны.
Амет-хан в 1945 году
Родное имя
Аметан Султан
Псевдоним(а) "Орел"
«Король таранов » [ 1 ]
Рожденный 20 октября 1920 г.
Алупка , Крым , Юг России (ныне Украина )
Умер 1 февраля 1971 г. (50 лет)
Московская область , РСФСР , Советский Союз.
Место захоронения
Верность  Советский Союз
Услуга/ ветвь Советские ВВС
Классифицировать Подполковник
Единица 9-й гвардейский истребительный авиационный полк
Битвы/войны Вторая мировая война
Награды Герой Советского Союза (дважды).
Орден Ленина (трижды)
Орден Красного Знамени (четырежды).
Заслуженный летчик-испытатель СССР.
Сталинская премия
Супруг (а) Faina Maksimova Danilchenko [ 2 ]
Отношения Станислав Амет-хан (старший сын)
Арслан Амет-хан (младший сын)
Вероника Амет-хан (внучка)
Маргарита Амет-хан (внучка) [ 2 ]

Амет-Хан Султан ( крымско-татарский : Амет-Хан Султан, Амет-Хан Султан, احمدخان سلطان; украинский / русский : Амет-Хан Султан; 20 октября 1920 - 1 февраля 1971) был высоко награжденным крымскотатарским летным асом в советском воздухе. Форс с 30 личными и 19 общими убийствами, дважды удостоен звания Героя Советского Союза . Несмотря на то, что ему удалось избежать депортации в Узбекистан , когда весь крымскотатарский народ был репрессирован в 1944 году из-за лакского происхождения его отца, он отказывался изменить свою национальность в паспорте на лакскую или идентифицировать себя как таковую на протяжении всей своей жизни, несмотря на давление со стороны государственных органов. После окончания войны он работал летчиком-испытателем в Летно-исследовательском институте в Жуковском и освоил пилотирование 96 различных типов самолетов, прежде чем погиб в авиакатастрофе при испытании нового двигателя на модифицированном бомбардировщике Ту-16 . Его память по-прежнему увековечена по всей Украине и России: в его честь названы улицы, школы и аэропорты, а также открыт музей, посвященный его памяти.

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Амет-Хан Султан родился 20 октября 1920 года в семье крымской татарки и отца- лака входила в состав недолговечного государства Южная Россия (ныне Украина ) в Алупке, Крым, которая тогда во время Гражданской войны в России . В 1937 году окончил среднюю школу, затем учился в училище железнодорожников в Симферополе, а также в аэроклубе на базе аэропорта Заводское , где в 1938 году окончил летную подготовку, работая слесарем в местном железнодорожном депо. В феврале 1939 года вступил в Красную Армию и был направлен для дальнейшего обучения в Качинское высшее военное авиационное училище лётчиков , которое окончил в 1940 году, и был направлен в 122-й истребительный авиационный полк. [ 3 ] Имя Амет-хана иногда вызывало насмешки со стороны его сверстников, но сам он часто подшучивал над своим именем, шутя, что «я сам и хан , и султан ». [ 4 ] Большинство его друзей и родственников называли его Амет-ханом, а не Султаном. [ 5 ]

Во Второй мировой войне

[ редактировать ]

Когда нацистская Германия вторглась в Советский Союз в 1941 году , Амет-хан был пилотом 4-го истребительного авиационного полка и сразу же был направлен на передовую для выполнения оборонительных вылетов на устаревшем Поликарпове И-153 над Ростовом-на-Дону . Зимой 1942 года, понеся большие потери, полк был переподготовлен и обучен летать на более новом истребителе Hawker Hurricane . В марте 1942 года полк был переброшен на оборону города Ярославля , в ходе которой 31 мая 1942 года Амет-хан одержал свою первую воздушную победу . левое крыло в лоб, летя вверх и отсекая крыло. Ему удалось выпрыгнуть из горящего самолета и спрыгнуть с парашютом на землю, получив легкие травмы руки и головы, некоторые из которых были связаны с ударом головы о приборную панель кабины. [ 6 ] [ 7 ] Он приземлился на ферме, где рабочий направил на него вилы, потому что рабочий волновался, что Амет-хан был одним из пилотов Люфтваффе, но после того, как свернул пальто пилота и показал фермеру свой Орден Красной Звезды, [ 7 ] они оказали ему уважение и осмотрели место падения самолетов. [ 5 ] Пока Амет-хан отдыхал, жители деревни опознали двух пилотов Ju 88. Амет-хан остался на этой ферме на ночь, чтобы прийти в себя, и его посетил комиссар полка , который разбудил его и поздравил с успешной атакой. [ 8 ] Вскоре он вернулся в свой полк, чтобы снова летать после недолгого пребывания в госпитале. [ 9 ] где несколько его коллег-пилотов дразнили его за то, что он протаранил свой самолет вверх вместо того, чтобы таранить вниз, и разбил только шасси самолета о Ju 88, что могло бы позволить ему совершить посадку на брюхо и уйти без царапина. [ 10 ] Оказалось, что бомбардировщик выполнял разведывательную миссию, что сделало жертву его самолета меньшими потерями для советских ВВС. [ 11 ] За победу ему подарили часы с гравировкой на Ярославской городской площади. [ 12 ] и позже награжден орденом Ленина. [ 13 ] [ 14 ]

Летом 1942 года Амет-хан одержал еще девять воздушных побед, большинство из которых летал группами над Воронежем на самолете Hawker Hurricane, прежде чем в августе его перевели в Сталинград, где он пилотировал Як-7Б и получил высокую оценку от своих командиров. за то, что одним из первых в полку вступил в бой с истребителем противника ночью. Тем летом он некоторое время пилотировал Як-1 над Воронежем и за это время не одержал ни одной победы в воздухе, но позже во время войны он одержал несколько побед, летая на одной. В Сталинградской битве он быстро увеличил свой счет и в октябре был переведен в престижный 9-й гвардейский истребительный авиационный полк, который был реорганизован и теперь полностью состоит из летающих асов для противодействия немецким воздушным наступлениям в этом районе. [ 14 ] В полк входили Михаил Баранов , самый успешный советский ас того времени, и Лидия «Лилия» Литвак , первая женщина-летчик-ас. [ 15 ] Над Сталинградом в августе 1942 года Амет-хану пришлось второй раз прыгать с парашютом из своего самолета после того, как его Як-7Б был сбит. С ноября 1942 года и до конца войны оставался командиром третьей эскадрильи 9-го гвардейского истребительного авиационного полка. [ 16 ]

После переподготовки на пилотирование Bell P-39 Airacobra в 1943 году он воевал над Ростовом-на-Дону и участвовал в тяжелых боях над Кубанью в рамках кампании по возвращению контроля над Таганрогом , Мелитополем и Крымским полуостровом . [ 17 ] 24 августа 1943 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза за успехи в противовоздушной обороне на Южном , Брянском и Сталинградском фронтах, а также над Молдавией, югом Украины и Ярославлем . Хотя это и не зафиксировано в официальных советских документах, британские историки Томас Полак и Кристофер Шорс приписали второй воздушный таран Ju 88 Амет-хану. [ 18 ] Происходящее во время Сталинградской битвы зимой 1943 года. [ 6 ] Известно, что только семнадцать советских летчиков совершили два воздушных тарана; два советских летчика совершили три тарана, а один пилот, Борис Ковзан , совершивший четыре, является рекордсменом по количеству таранов в воздухе. [ 19 ]

Амет-хан Султан на своем истребителе Як-7 в Сталинграде

С 18 по 20 мая 1944 года ему разрешили взять трехдневный отпуск после боевых действий, чтобы навестить свою семью в Алупке, вскоре после того, как Советы вернули контроль над Крымом, взяв с собой нескольких своих друзей, в том числе Героя Советского Союза Павла. Головачев . Однажды утром офицер НКВД, ворвавшийся в дом Амет-хана, попытался заставить Амет-хана и его родителей покинуть Крым, но они сначала отказались уезжать, и завязалась борьба до тех пор, пока Амет-хан не представился Героем Советского Союза, чтобы напавшего на него офицера НКВД и его статус героя войны подтвердил Павел Головачев присутствовавший на месте происшествия . Тогда офицер НКВД начал расспрашивать его о его этническом происхождении, решил, что Амет-хан формально дагестанец, и объяснил, что есть приказ о депортации всего крымскотатарского народа и что его брат Имран разыскивается за сотрудничество с немцами. [ 20 ] В течение дня НКВД продолжало депортировать крымскотатарского народа, а его мать, крымскую татарку, отправили на перевалочный пункт, но после того, как другие военнослужащие, друзья Амет-хана, дали понять НКВД сообщило, что она и остальные члены ее ближайших родственников были освобождены от депортации, поскольку она была замужем за лакцем и, следовательно, больше не считалась крымской татаркой в ​​глазах закона, она и ее муж были избавлены от депортации; однако им посоветовали временно переехать в Дагестан. [ 21 ] В конце концов, в 1946 году Имрана осудили, но родителям Амет-хана все же разрешили жить в Крыму. [ 22 ]

Став свидетелем насильственной депортации, Амет-хан вернулся в свой полк и продолжал отличаться в боях, но страдал от тяжелой депрессии. он летал на Ла-7, В конце войны участвуя в кампаниях над Кенигсбергом , Берлином и Восточной Пруссией . В Кенигсбергском сражении он со своим полком летал с группой французских летчиков из полка «Нормандия-Неман» . Амет-хан спас жизнь одному из своих товарищей над Кенигсбергом; после того, как Чубуков и Хвостов вступили в бой с группой из шести истребителей; два немецких истребителя погибли при уничтожении Хвостова, а Чубуков был окружен оставшимися четырьмя, когда Амет-хан бросился к истребителям и спас Чубукова от сбития. [ 23 ] Его тридцатая одиночная и последняя воздушная победа произошла недалеко от берлинского аэропорта Темпельхоф , когда 29 апреля 1945 года он уничтожил Focke-Wulf Fw 190. За выдающиеся достижения, проявленные после его первой награды Героя Советского Союза в 1943 году в различных кампаниях, он был награжден медалью второй - 29 июня 1945 года. Всего он одержал 30 одиночных, 19 общих побед, совершил 603 боевых вылета и участвовал в 150 воздушных боях . за время войны [ 24 ] [ 25 ]

Послевоенная жизнь

[ редактировать ]

Карьера летчика-испытателя

[ редактировать ]
Амет-хан — летчик-испытатель

Первоначально после войны он учился в Военно-воздушной академии в Монино , поскольку приказом Верховного Главнокомандующего Советских Вооружённых Сил требовалось, чтобы все летчики-асы, пережившие войну, посещали её. Однако из-за его минимального среднего образования курсы показались ему трудными, и в конце концов он попросил разрешения бросить школу, и ему разрешили уйти в 1946 году. [ 26 ] [ 27 ] Забросив на время авиацию, он впал в тяжелейшую депрессию, так как не видел себя пилотом гражданской авиакомпании. [ 28 ] В конце концов его друзья с войны, которые также были летчиками-истребителями, в том числе Александр Покрышкин , Алексей Алелюхин и Владимир Лавриненков , посоветовали ему стать летчиком-испытателем в Летно-исследовательском институте в Жуковском, что он и сделал в феврале 1947 года. [ 29 ] [ 30 ] Амет-хан быстро поднялся по карьерной лестнице в институте, дослужившись в 1952 году до звания летчика-испытателя первого класса. [ 13 ]

В апреле 1949 года вместе с Яковом Верниковым совершил первый полет двухместного истребителя Микояна-Гуревича И-320 . В июне 1949 года он и Игорь Шелест осуществили первую в Советском Союзе полностью автоматическую дозаправку в воздухе; Амет-хан пилотировал истребитель Як-15 , а Шелест - бомбардировщик Ту-2, участвовавший в процедуре. [ 26 ] С 1951 по 1953 год он вместе с Сергеем Анохиным , Федором Бурцевым и Василием Павловым участвовал в пилотируемых испытаниях КС-1 «Комета» противокорабельной ракеты «воздух-поверхность» . В ходе испытаний Амет-хан был первым пилотом, совершившим полет «Кометы» с земли (4 января 1951 года). [ 31 ] а также первым пилотом, запустившим «Комету» с самолета, что он и сделал в мае того же года. [ 32 ] Во время одного испытательного полета после отсоединения двигателя КС-1 не запустился, но вместо того, чтобы немедленно спрыгнуть с парашютом, он повторил попытки перезапустить двигатель, наконец сумев сделать это недалеко от удара о землю, спасая прототип. [ 33 ] За действия при испытаниях КС-1 он был удостоен Сталинской премии второй степени, а несколько других членов коллектива были награждены золотой звездой. Когда выдвижение Амет-хана на третью золотую звезду дошло до стола Сталина, одобрившего депортацию крымскотатарского народа, он пришел в ярость из-за того, что крымскому татарину разрешили стать летчиком-испытателем. Когда было указано, что Амет-хан чуть не погиб при испытаниях КС-1 ради спасения опытного образца, было решено, что вместо него ему вручат орден Красного Знамени и Сталинскую премию второй степени, поскольку присуждение крымскому татарину третьей степени. золотая звезда была немыслима для внутренних чинов Советского Союза, независимо от заслуг. [ 34 ] [ 26 ] [ 35 ]

Многие из полетов, которые Амет-хан совершил за свою карьеру, были направлены на испытания систем аварийного спасения военных самолетов, а это рискованная процедура. 12 ноября 1958 года во время полета на МиГ-15 парашютист Валерий Головин мог испытать катапультное кресло, предназначенное для самолетов Су-7 и Су-9 , катапультный механизм сработал преждевременно, что привело к взрыву, приведшему к разрыву топливного бака. В результате взрыва катапультное кресло зажало Головина. Кабина наполнилась дымом и газом, что ограничило его обзор, в то время как керосин начал заполнять кабину. Учитывая неизбежную угрозу неконтролируемого огня и невозможность спрыгнуть с парашютом, Головин сумел совершить аварийную посадку подбитого истребителя, отказавшись бросить своего товарища даже после того, как Головин и их командир приказали ему эвакуировать самолет и спастись. [ 13 ] [ 36 ] [ 37 ]

с космонавтами-стажерами, в том числе с Юрием Гагариным, С 1958 по 1960 год он летал на модифицированном Ту-104 вторым пилотом Юрия Гарнаева . для отработки задач в невесомости, начав в этой процедуре [ 36 ] [ 38 ] Другая его работа включала испытания НМ-1 , на котором он совершил первый полет 7 апреля 1959 года, но более поздние испытания самолета в конечном итоге перешли к Радию Захарову после того, как Амет-хан был ненадолго госпитализирован и временно отстранен от полетов из-за осложнений со здоровьем. длительная летная работа, хотя в итоге ему вообще запретили управлять скоростными самолетами. За работу летчиком-испытателем 23 сентября 1961 года ему было присвоено престижное звание « Заслуженный летчик-испытатель СССР ». За свою карьеру он освоил 96 типов самолетов и налетал свыше 4237 часов. [ 39 ] [ 40 ] [ 41 ]

Амет-хан погиб 1 февраля 1971 года в возрасте 50 лет, пилотируя модифицированный Ту-16 . Интерьер кабины был модифицирован для использования в качестве летающей лаборатории, а полет проводился для испытания нового реактивного двигателя. [ 42 ] В результате крушения погибли все пять летчиков, находившихся на борту самолета. Причина катастрофы долгое время оставалась засекреченной, что приводило к предположениям о ее причинах и предположениям, что она была вызвана неконтролируемым отказом двигателя нового тестируемого двигателя. [ 42 ] но в официальном заключении, опубликованном для общественности, говорится, что крушение произошло из-за поломки внешних закрылков, которые находились в посадочном положении, когда самолет разгонялся до приборной скорости более 500 км/ч, что привело к перевороту самолета и его разрушению. в воздухе; однако точная причина того, почему и как закрылки были расположены таким образом, не установлена, поскольку пожар в результате последовавшей катастрофы повредил фюзеляж. [ 43 ] Был установлен памятник погибшим в авиакатастрофе летчикам и со всеми почестями похоронен Амет-хан на Новодевичьем кладбище . [ 39 ] [ 24 ] На его похоронах присутствовали самые разные известные люди из Советского Союза, от членов крымскотатарского движения за гражданские права, ветеранов войны, генералов и летчиков-испытателей, в том числе Владимир Ильюшин , Алексей Рязанов и Абдраим Решидов . [ 44 ]

Личная жизнь

[ редактировать ]

Летом 1944 года во время тренировок в Москве на новом истребителе Ла-7 он познакомился с женщиной по имени Фаина Максимовна Данильченко, и в 1952 году они поженились. У пары родилось двое детей - Станислав и Арслан, оба из которых вырос, чтобы служить в армии. Фамилии обоих детей были записаны как Амет-хан. Фаина была против того, чтобы ее муж работал летчиком-испытателем из-за опасностей этой работы, но он отказался уволиться даже после предложений выйти на пенсию в день своего 50-летия. [ 45 ] И Фаина, и Арслан умерли вскоре после Амет-хана. [ 2 ]

Участие в политике

[ редактировать ]

Амет-хан был одним из первых людей в Советском Союзе, публично потребовавших реабилитации и права на возвращение крымских татар. Вместе с несколькими другими членами Коммунистической партии, проживавшими в Крыму, он подписал обращение в ЦК КПСС . [ 46 ] но просьба была отклонена, хотя Хрущев осудил депортации и предоставил полное право на возвращение другим депортированным народам, включая чеченцев. [ 47 ] и карачаевцы [ 48 ] в 1950-е годы. Амет-хан так и не дожил до полного права на возвращение, предоставленного крымским татарам в эпоху перестройки . В более поздние годы он встречался со многими крымскотатарскими активистами и лидерами, в том числе с Юрием Османовым , Зекие Чапчакчи, Аблякимом Гафаровым , Сафие Коссе, Сейтмеметом Таировым и Мустафой Селимовым в Москве, а также с Айше Сейтмуратовой , Ильясом Мустафаевым и Мустафой Консулом в Самарканде . [ 49 ] [ 50 ]

Мемориалы и поминки

[ редактировать ]

Мемориалы

[ редактировать ]

Бронзовый бюст по образу Амет-хана работы скульптора Михаила Оленина установлен в Алупке в 1955 году; Первоначально он был установлен в Ростовской области, куда Амет-хан участвовал в боевых действиях в 1943 году, несмотря на то, что советские законы предписывали бронзовые бюсты дважды Героев Советского Союза должны были быть установлены в их родном селе. его перенесли В Алупку по его просьбе после разговора с Климентом Ворошиловым . был установлен небольшой бюст Амет-хана работы Садри Ахуна В 1974 году к его могиле на Новодевичьем кладбище . [ 51 ] [ 52 ] [ 53 ] [ 54 ]

памятник воздушному тарану Амет-хана над Ярославлем. В 2010 году на месте, где он протаранил Ю-88, был установлен В том же году на Аллее Славы в Киеве был установлен бюст в его изображение . Статуи его подобия присутствуют по всей Украине и России в городах, включая Алупку, Махачкалу и небольшое село Цовкра в Дагестане . Его имя носит городская площадь Симферополя, а также улицы в Алупке, Судаке , Волгограде , Жуковском , Каспийске , Саках, Махачкале . аэроклуб, где он учился, малая планета, аэропорт , несколько школ и вершина в Дагестане. В его честь названы [ 39 ] [ 55 ] [ 56 ] В 2015 году Верховная Рада Украины проголосовала за переименование аэропорта Симферополя в его честь, однако из-за российской оккупации Крыма это голосование носило скорее символический характер.

Амет-хан — главный герой крымскотатарского фильма 2013 года «Хайтарма» . [ 57 ]

26 октября 2020 года в центре Акмесджита ( Симферополь ) открыт памятник Амет-Хану Султану. [ 58 ]

22 декабря 2022 года город Черкассы был переименован в переулок Амет-хана Султана.

Детатаризация памяти Амет-хана Султана

[ редактировать ]

Несмотря на культовый статус Амет-хана Султана как крымскотатарского героя, его участие в движении за права крымских татар и тот факт, что во всех официальных документах он официально числил себя татарином, а не лакцем или дагестанцем, было много попыток посмертно заклеймить себя как татарина. его как дагестанца и делигитимизировать его крымскотатарскую идентичность в рамках систематической кампании по детатаризации Крыма . В некрологах ему описывались как «мужественный сын дагестанского народа». [ 59 ] хотя он никогда при жизни не заявлял, что он дагестанец, а открыто называл себя крымским татарином. [ 60 ] В течение жизни ему часто предлагали сменить национальность в паспорте, но, несмотря на постоянное давление со стороны чекистов и коллег, он отказывался отмежеваться от своего крымского происхождения. [ 61 ] [ 62 ] гордо говоря: «Я сын крымскотатарского народа!» когда его спросили о его национальной принадлежности. [ 60 ] В 2016 году в Республике Дагестан учреждена «Медаль Амет-хана Султана»; [ 63 ] аэропорт Уйташ в Дагестане назван в его честь, несмотря на неоднократные просьбы крымскотатарских организаций к российскому правительству о присвоении имени Симферопольскому аэропорту. [ 62 ] [ 64 ] [ 65 ] Амет-хан не родился и не вырос в Дагестане и не говорил ни на одном из дагестанских языков. [ 66 ]

Награды и почести

[ редактировать ]

[ 29 ] [ 13 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Бутаев 2005 , с. 173.
  2. ^ Перейти обратно: а б с Бутаев 2005 , с. 296.
  3. ^ Simonov & Bodrikhin 2017 , p. 40.
  4. ^ Жукова 2005 , с. 302.
  5. ^ Перейти обратно: а б Жукова 2005 , с. 298.
  6. ^ Перейти обратно: а б Жукова 2005 , с. 297.
  7. ^ Перейти обратно: а б Бутаев 2005 , с. 35.
  8. ^ Жукова 2005 , с. 299.
  9. ^ Меллингер, Джордж (2012). Советские истребители-асы Второй мировой войны, полученные по ленд-лизу . Издательство Блумсбери. п. 26. ISBN  9781782005544 .
  10. ^ Brazhnin, Ilya (1971). В Великой Отечественной... (in Russian). Voenizdat. p. 183. OCLC  945366268 .
  11. ^ Yevstigneev, Vladimir; Sinitsyn, Andrey (1965). Люди бессмертного подвига: очерки о дважды, трижды, четырежды Героях Советского Союза (in Russian). Moscow: Politizdat. p. 32. OCLC  951801699 .
  12. ^ Жукова 2005 , с. 300.
  13. ^ Перейти обратно: а б с д Simonov & Bodrikhin 2017 , p. 45.
  14. ^ Перейти обратно: а б Simonov & Bodrikhin 2017 , p. 43.
  15. ^ Vinogradova, Lyubov (2015). Защищая Родину. Летчицы Великой Отечественной (in Russian). Азбука-Аттикус. p. 251. ISBN  9785389099005 .
  16. ^ Simonov & Bodrikhin 2017 , p. 41.
  17. ^ Simonov & Bodrikhin 2017 , p. 42.
  18. ^ Полак, Томас; Шорс, Кристофер (1999). Сталинские соколы . Грубская улица. п. 75. ИСБН  9781902304014 .
  19. ^ Жукова 2005 , с. 24.
  20. ^ Бутаев 2005 , с. 148.
  21. ^ Бутаев 2005 , с. 149-151.
  22. ^ Юлинг, Грета (26 ноября 2004 г.). За гранью памяти: депортация и возвращение крымских татар . Спрингер. стр. 53–54. ISBN  9781403981271 .
  23. ^ Жукова 2005 , с. 311.
  24. ^ Перейти обратно: а б Shkadov, Ivan (1987). Герои Советского Союза: краткий биографический словарь I, Абаев - Любичев . Moscow: Voenizdat . p. 51. ISBN  5203005362 . ОСЛК   247400113 .
  25. ^ Жукова 2005 , с. 296.
  26. ^ Перейти обратно: а б с Simonov & Bodrikhin 2017 , p. 44.
  27. ^ Бутаев 2005 , с. 200-208.
  28. ^ Lavrinenkov, Vladimir (1982). Без войны . Kiev: Политиздат Украины. pp. 62–66.
  29. ^ Перейти обратно: а б Simonov 2009 , p. 22.
  30. ^ Бутаев 2005 , с. 208-213.
  31. ^ Бутаев 2005 , с. 239.
  32. ^ Bodrikhin, Nikolai (2017). Великие советские асы. 100 историй о героических боевых летчиках (in Russian). Litres. pp. 19–20. ISBN  9785457075511 .
  33. ^ Бутаев 2005 , с. 239-240.
  34. ^ До 1994 г. , с. 407.
  35. ^ Simonov & Bodrikhin 2017 , p. 370.
  36. ^ Перейти обратно: а б Nebolsina & Khamidullin 2015 , p. 229.
  37. ^ Бутаев 2005 , с. 232-234.
  38. ^ Бутаев 2005 , с. 259.
  39. ^ Перейти обратно: а б с Simonov & Bodrikhin 2017 , p. 46.
  40. ^ Melua, Arkady (2003). Ракетная и космическая техника (in Russian). Изд-во Гуманистика. p. 29. ISBN  978-5-86050-170-6 .
  41. ^ Бутаев 2005 , с. 253-254.
  42. ^ Перейти обратно: а б Nebolsina & Khamidullin 2015 , p. 230.
  43. ^ Znamenskaya, Ela (20 October 2020). "Суровый век Амет-хана Султана. Легендарному летчику-испытателю 20 октября исполнилось бы 100 лет" . Жуковские вести (in Russian). Archived from the original on 2021-05-10 . Retrieved 2021-05-06 .
  44. ^ Газета «Арекет» № 1 (48) от 26 января 1996 года
  45. ^ Бутаев 2005 , с. 277.
  46. ^ ЦГАООУ. Ф.1. Оп. 24. Д. 4248. Л. 287—294. Заверенная копия.
  47. ^ Тишков, Валерий (2004). Чечня: жизнь в раздираемом войной обществе . Издательство Калифорнийского университета. стр. 33 . ISBN  9780520930209 .
  48. ^ Коул, Джеффри (2011). Этнические группы Европы: Энциклопедия: Энциклопедия . АВС-КЛИО. п. 219. ИСБН  9781598843033 .
  49. ^ Osmanov, Yuri (29 December 1990). "Три Встречи" . Leninist .
  50. ^ Abdulaeva, Gulnara (2014). "Герой из Алупку" . Tatarsky Mir (4): 4–5.
  51. ^ Амет-Хан Султан : биобиблиографический указатель (PDF) (in Russian). Simferopol : Arial. 2020. p. 6.
  52. ^ Myakshev, Anatoly (2004). Власть и национальный вопрос: межнациональные отношения и Совет Национальностей Верховного Совета СССР (1945-1991 (in Russian). Saratov State University . p. 68.
  53. ^ Besschetnov, Yevgeny (2000). Звезды в ладонях : Докум. повесть о дважды Герое Советского Союза Амет-Хане Султане (in Russian). Simferopol: KAGN. p. 192.
  54. ^ Kuznetsov, Vyacheslav (1970). "Три портрета". Sovetsky Voin (in Russian) (16): 30–31.
  55. ^ "(6278) Аметхан = 1971 ТФ = 1986 ПА5" . minorplanetcenter.net . Смитсоновская астрофизическая обсерватория.
  56. ^ Khisamova, Dina (2014). Третьи Казанские искусствоведческие чтения к 110-летию со дня рождения С. С. Ахуна . Kazan: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. p. 27. ISBN  9785939627047 .
  57. ^ «Новости производства: Хайтарма» . [UA] Украинский киноофис . 05.10.2012 . Проверено 22 мая 2018 г.
  58. ^ «Памятник Амет-Хану Султану открыт в Акмесжите» . ru.crimeantatars.club . 2020-11-02.
  59. ^ Газета «Дагестанская правда» 7 февраля 1971 года
  60. ^ Перейти обратно: а б Nebolsina & Khamidullin 2015 , p. 220.
  61. ^ Бутаев 2005 , с. 167.
  62. ^ Перейти обратно: а б Bekirova, Gulnara (1 February 2018). "Страницы крымской истории. Памяти Амет-Хана Султана" . Крым.Реалии (in Russian) . Retrieved 2019-03-10 .
  63. ^ "В Дагестане учредят медаль имени летчика-испытателя Амет-Хана Султана" . мо-кизилюрт.рф (in Russian). Archived from the original on 2019-02-09 . Retrieved 2019-03-19 .
  64. ^ Cherepanov, Mikhail (21 December 2018). "Амет-Хан Султан: как легендарный летчик не стал трижды Героем Советского Союза" . Реальное время (in Russian) . Retrieved 2020-08-13 .
  65. ^ Shaimardanov, Rinat (2018-11-28). "Добро пожаловать в аэропорт "Амет-Хан Султан" города Симферополя!" . Милли Фирка (in Russian) . Retrieved 2020-08-13 .
  66. ^ Бутаев 2005 , с. 166, 204.

Библиография

[ редактировать ]
  • Beriya, Sergo (1994). Мой отец - Лаврентий Берия [ My Father - Lavrenty Beriya ]. Moscow: Sovremennik. ISBN  5270018489 . OCLC   1084934943 .
  • Бутаев, Бута (2005). Амет-хан Султан [ Амет-хан Султан ]. Москва: Патриот. ISBN  5703009227 . OCLC   61488566 .
  • Nebolsina, Margarita; Khamidullin, Bulat (2015). Война…Судьбы…Память…Песни… [ War...Destiny...Memory... Songs... ]. Kazan: Idel-Press. ISBN  9785852477965 . OCLC   949268869 .
  • Simonov, Andrey ; Bodrikhin, Nikolai (2017). Боевые лётчики — дважды и трижды Герои Советского Союза [ Combat pilots - Twice and thrice Heroes of the Soviet Union ]. Moscow: Russian Knights Foundation and Vadim Zadorozhny Museum of Technology. ISBN  9785990960510 . OCLC   1005741956 .
  • Simonov, Andrey (2009). Заслуженные испытатели СССР [ Honored testers of the USSR ]. Moscow: Aviamir. ISBN  9785904399054 . OCLC   705999921 .
  • Жукова, Людмила (2005). Я выбираю тарана [ я выбираю тарана ]. Москва: Молодая гвардия. ISBN  5235028244 . OCLC   609322789 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 3b263e3d207ab6d2f008e49b28b43b52__1714961640
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/3b/52/3b263e3d207ab6d2f008e49b28b43b52.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Amet-khan Sultan - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)