Воздушный таран

Воздушный таран или воздушный таран – это таран одного самолета другим. Это последняя тактика в воздушном бою , которую иногда используют, когда все остальное не помогло. Задолго до изобретения самолетов тактика тарана в морской и наземной войне была обычным явлением. Первый воздушный таран совершил Петр Нестеров в 1914 году во время Первой мировой войны . На ранних этапах Второй мировой войны эту тактику использовали советские летчики, которые называли ее таран , что по-русски означает «таран».
Пилот, таранивший самолет, мог использовать вес самолета в качестве тарана или попытаться заставить противника потерять контроль над своим самолетом, используя пропеллер или крыло, чтобы повредить хвост или крыло противника. Таран имел место, когда у пилота закончились боеприпасы, но он все еще намеревался уничтожить врага, или когда самолет уже был поврежден, и его невозможно было спасти. Большинство таранов происходило, когда самолет нападавшего был экономически, стратегически или тактически менее ценным, чем самолет противника, например, когда пилоты летали устаревшими самолетами против более совершенных самолетов или когда один человек рисковал своей жизнью, чтобы убить нескольких человек. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] Обороняющиеся силы чаще прибегали к таранам, чем нападавшие. [ 4 ] [ 5 ]
Таранная атака не считалась самоубийственной, в отличие от атак камикадзе — у таранящего пилота был шанс выжить, хотя это было очень рискованно. Иногда самому таранному самолету удавалось выжить и совершить управляемую посадку, хотя большинство из них было потеряно из-за боевых повреждений или катапультирования пилота. Таран использовался в воздушной войне в первой половине 20 века, как в мировых войнах , так и в межвоенный период . В реактивных самолетах по мере увеличения скорости воздушного боя таран перестал использоваться — вероятность успешного выполнения (и выживания) таранного удара приближалась к нулю. Однако такая тактика все еще возможна в современной войне. [ 6 ]
Техника
[ редактировать ]Было совершено три типа таранных атак: [ 1 ]
- Используя пропеллер, подойдите сзади и отрубите хвостовое управление вражескому самолету. Это было самое сложное в исполнении, но у него были лучшие шансы на выживание.
- Использование крыла, чтобы нанести урон противнику или вызвать потерю контроля. Некоторые советские самолеты, такие как Поликарпов И-16, для этой цели имели усиленные крылья. [ нужна ссылка ]
- Прямой таран всем самолетом. Это был самый простой, но и самый опасный вариант.
Первые два варианта всегда были заранее продуманы, но требовали высокого уровня навыков пилотирования. Последний вариант может быть заранее обдуманным или же это может быть внезапное решение, принятое во время боя; в любом случае это часто убивало атакующего пилота. [ 1 ]
История
[ редактировать ]

Ранние концепции
[ редактировать ]предвосхищая таранные действия воздушной войны в XX веке, Жюль Верн, вообразил кажущуюся воздушную атаку тяжелой летательной машины с выступающим таранным носом на почти беззащитный корабль легче воздуха В своем научно-фантастическом произведении «Робур Завоеватель» , опубликованном в 1886 году, . Герберт Уэллс , написавший в 1899 году в своем романе «Спящий пробуждается» , рассказывает, как его главный герой, Грэм, таранит своим летательным аппаратом один из вражеских самолетов, в результате чего тот падает с неба. Вторая вражеская машина прекращает атаку, опасаясь, что ее в свою очередь протаранят. [ 7 ]
В 1909 году дирижабль представлялся как «воздушный линкор» несколькими наблюдателями, которые писали о возможности использования вытянутой таранной шеста для атаки других дирижаблей, а также раскачивания якоря или другой массы на тросе под дирижаблем в качестве тупой силы. атаковать наземные цели, такие как здания и дымовые трубы, а также мачты кораблей. [ 8 ]
Первая мировая война
[ редактировать ]
Первый известный случай тарана в воздушном бою был совершен над русским летчиком австрийскому Петром Нестеровым 8 сентября 1914 года по Жовквой самолету. Этот инцидент стал фатальным для обеих сторон. Второй таран — и первый успешный таран, который не оказался смертельным для нападавшего, — был выполнен в 1915 году Александром Казаковым , летчиком-асом и самым успешным русским летчиком-истребителем Первой мировой войны. [ 9 ] Сержант Артуро Дель'Оро из итальянской 83-й эскадрильи 1 сентября 1917 года протаранил двухместный Br.C.1 из Flik 45. [ нужна ссылка ] Американец Уилберт Уоллес Уайт из 147-й авиационной эскадрильи 10 октября 1918 года протаранил немецкий самолет и погиб — его противник выжил.
Польско-советская война
[ редактировать ]Поскольку наступающая Советская Красная Армия использовала в Польше очень мало самолетов, воздушные бои велись редко (за исключением перехватов большевистских наблюдательных аэростатов). Однако в ходе войны несколько польских летчиков, израсходовав боеприпасы и бомбы, попытались таранить советскую кавалерию шасси своих самолетов. [ 10 ] Эта атака давала возможность совершить вынужденную посадку, но почти всегда заканчивалась уничтожением или серьезным повреждением самолета-тарана.
Гражданская война в Испании
[ редактировать ]Таран использовался во время гражданской войны в Испании . В ночь с 27 на 28 ноября 1937 года советский летчик Евгений Степанов, летавший на Поликарпове И-15 республиканских ВВС Испании , сбил один бомбардировщик SM.81 недалеко от Барселоны и выпустил остатки пуль в другой. Второй SM.81 продолжал лететь, поэтому Степанов прибегнул к левой стойке шасси своей «Чайки», чтобы протаранить бомбардировщик и сбить самолет. [ 11 ]
Вторая мировая война
[ редактировать ]Советский Союз
[ редактировать ]Во время Второй мировой войны сообщения о таранах одиноких советских летчиков против Люфтваффе войны получили широкое распространение, особенно в первые дни боевых действий на Восточном фронте . В первый год Великой Отечественной войны большинство имевшихся советских машин заметно уступали немецким и летчики порой воспринимали таран как единственное средство, гарантирующее уничтожение противника. Двигатели ранних советских истребителей были относительно слабыми, а истребители с недостаточной мощностью были либо достаточно хорошо вооружены, но слишком медленны, либо быстры, но слишком легко вооружены. [ 1 ] Легковооруженные истребители зачастую расходовали боезапас, не сбив бомбардировщик противника. Очень немногие истребители имели радиостанции — у пилотов не было возможности вызвать помощь, и военные ожидали, что они будут решать проблемы в одиночку. [ 1 ] Замена одного истребителя на многомоторный бомбардировщик считалась экономически целесообразным. [ 1 ] В некоторых случаях пилоты, получившие тяжелые ранения или находящиеся на поврежденных самолетах, решали совершить самоубийственную атаку по воздушным, наземным или морским целям. В этом случае атака становится больше похожей на непреднамеренную атаку камикадзе (см. Николай Гастелло ).
Немецкая воздушная тактика в начале войны изменилась таким образом, что создали условия для таранных атак. [ 1 ] Убрав с пути большую часть советской авиации, Люфтваффе прекратили обеспечивать истребительное сопровождение бомбардировочных групп и разделили свои силы на гораздо более мелкие вылеты, включая одиночные самолеты, совершающие полеты на глубокое проникновение. Четверть немецкой авиации на Восточном фронте имела задачу вести стратегическую или тактическую разведку. [ 1 ] со своими подразделениями Aufklärungsgruppe . Эти разведывательные или дальние бомбардировочные полеты с большей вероятностью встречались с одинокими советскими защитниками. Советская групповая тактика не включала таран , но советские истребители часто совершали боевые действия поодиночке или парами, а не группами. Советским летчикам было запрещено выполнять таран над территорией, удерживаемой противником, но они могли таранить разведывательные прорывы противника над территорией Родины. [ 1 ]
произошло девять таранов В первый же день немецкого вторжения в Советский Союз , один — в течение первого часа. 22 июня 1941 года в 04:25 лейтенант Иван Иванов предположительно въехал на своем Поликарпове И-16 в хвост вторгшегося Хейнкеля He 111 . [ 1 ] Иванов не выжил, но был посмертно награжден медалью «Золотая Звезда», Героя Советского Союза . [ 12 ]
Екатерина Зеленко таран с пикирования 12 сентября 1941 года предположительно совершила на своем Су-2 , в результате которого Мессершмитт Bf 109 разорвался на две части, когда винт ее самолета врезался в хвост немецкого самолета. Она остается единственной женщиной, когда-либо предположительно совершившей воздушный таран. [ 13 ]
После 1943 года на большем количестве советских истребителей были установлены радиостанции, а главный маршал Александр Новиков разработал методы управления воздушным движением для координации атак. Истребители имели более мощные двигатели и в последний год боев несли достаточно тяжелое вооружение. По мере того, как советские возможности воздушного нападения улучшались, таран стал редким явлением. В 1944 году будущий маршал авиации Александр Покрышкин официально не одобрял применение тарана , ограничив его «исключительными случаями и крайней мерой». [ 1 ]
Лейтенант Борис Ковзан якобы пережил рекордные за всю войну четыре тарана. Алексей Хлобыстов якобы сделал три. [ 14 ] Еще семнадцати советским пилотам приписали два успешных тарана. Согласно новым исследованиям, Советы совершили по меньшей мере 636 успешных атак таранов . между началом операции «Барбаросса» и концом войны [ 15 ] Из них 227 пилотов погибли во время атаки или после нее (35,7%), 233 благополучно приземлились, остальные спаслись. [ 15 ]
Когда на вооружение поступили новые конструкции советских истребителей, таран не поощрялся. Экономика изменилась; теперь советский истребитель был примерно эквивалентен немецкому. [ 1 ] [ 16 ] К сентябрю 1944 года из учебных материалов были удалены приказы, описывающие, как и когда начинать таран. [ 17 ]
Соединенное Королевство и Содружество
[ редактировать ]18 августа 1940 года добровольческого резерва Королевских ВВС сержант Брюс Хэнкок из SFTS № 6 из Королевских ВВС Виндраш использовал свой Avro Anson самолет для тарана Heinkel He 111 P; выживших не было. [ 18 ]
В тот же день лейтенант Джеймс Эглингтон Маршалл из 85-й эскадрильи Королевских ВВС использовал свой Hawker Hurricane, чтобы протаранить хвостовое оперение Heinkel He 111 после того, как он израсходовал на него последние боеприпасы. В результате атаки у «Харрикейна» отломилась законцовка правого крыла, и «Хейнкель» был оценен как «вероятно уничтоженный».

Знаменательное событие произошло 15 сентября 1940 года, теперь известное как « День битвы за Британию ». Летный сержант Рэй Холмс из 504-й эскадрильи Королевских ВВС использовал свой Hawker Hurricane , чтобы уничтожить бомбардировщик Dornier Do 17 над Лондоном путем тарана, но с потерей своего самолета (и почти собственной жизнью) в один из решающих моментов битвы за Британия . Холмс, совершивший лобовую атаку, обнаружил, что его оружие неработоспособно. Он направил свой самолет в верхнюю часть немецкого бомбардировщика, отрезав крылом заднюю хвостовую часть, в результате чего бомбардировщик вышел из-под контроля и разбился. Его пилот, обер-лейтенант Роберт Зебе, выпрыгнул с парашютом, но позже скончался от ран, полученных во время атаки, а раненый Холмс выпрыгнул из своего самолета и выжил. [ 19 ] Двое других членов экипажа «Дорнье» спаслись и выжили. Поскольку ВВС Великобритании не практиковали таран как тактику воздушного боя, это считалось импровизированным маневром и актом самоотверженного мужества. Это событие стало одним из определяющих моментов битвы за Британию и вызвало поздравительное письмо в адрес Королевских ВВС от королевы Нидерландов Вильгельмины , которая была свидетельницей этого события. [ 20 ]
27 сентября 1940 года летный офицер Персиваль Р.Ф. Бертон (ЮАР) из 249-й эскадрильи Королевских ВВС использовал свой Hawker Hurricane, чтобы оторвать хвостовое оперение Мессершмитта Bf 110 V /LG 1 . По словам очевидцев, Бёртон намеренно протаранил Bf 110 после «дикой маневренной» погони на высоте крыши над Хейлшемом , Англия. Бертон, гауптман Хорст Лиенсбергер и унтер-офицер Альберт Копге погибли, когда оба самолета разбились недалеко от города. В «Урагане Бертона» были обнаружены израсходованные боеприпасы. [ 21 ]
7 октября 1940 года пилот-офицер Кен В. Маккензи из 501-й эскадрильи Королевских ВВС использовал свой Hawker Hurricane , чтобы уничтожить Messerschmitt Bf 109 . Его боевой отчет гласил:
Я атаковал три ближайшие машины в боевом строю снизу, а четвертый вражеский самолет, стоявший в арьергарде, пересек линию огня, и у него возникла течь в баке с гликолем... Я вылил в него остатки боеприпасов с расстояния 200 ярдов. но он все равно летел вверх и вниз на высоте 80, на высоте 100 футов над морем. Я облетел его и дал сигнал спускаться, но это не дало результата. Поэтому я попытался протаранить его хвост шасси, но это снизило мою скорость слишком низко, чтобы поразить его. Поэтому, летя рядом, я опустил законцовку правого крыла на его левый хвост. Хвостовое оперение оторвалось, и я потерял кончик правого крыла. Самолет противника развернулся в море и частично затонул. [ 22 ]
11 ноября 1940 года лейтенант Ховард Питер Блатчфорд (канадец) из 257-й эскадрильи Королевских ВВС использовал винт своего Hawker Hurricane, чтобы атаковать Fiat CR.42 недалеко от Харвича , Англия. Блатчфорд израсходовал свои боеприпасы во время рукопашной схватки с итальянскими истребителями, а по возвращении на базу обнаружил, что двум лопастям его винта недостает девяти дюймов. Хотя он не видел результатов своей атаки и только заявил, что итальянский истребитель «поврежден», он все же сообщил о брызгах крови на его поврежденном винте. [ 23 ]
Хотя технически это не было тараном, пилоты Королевских ВВС все же применили своего рода преднамеренное столкновение с летающей бомбой Фау-1 . Когда было обнаружено, что выстрел по Фау-1 может привести к взрыву боеголовки и/или топливного бака, тем самым поставив под угрозу атакующий самолет, пилоты вместо этого стали летать рядом с Фау-1. Оказавшись на месте, пилот поворачивался в сторону, поднимая законцовку крыла, создавая область турбулентности высокого давления под законцовкой крыла Фау-1, заставляя его катиться в противоположном направлении. Простейший автопилот Фау-1 часто не мог компенсировать это, и самолет падал на землю.
Греция
[ редактировать ]2 ноября 1940 года греческий пилот Маринос Митралексис сбил один итальянский Savoia-Marchetti SM.79 бомбардировщик ; затем, не имея боеприпасов, сбил еще один, разбив его руль направления винтом своего истребителя PZL P.24 . Оба самолета были вынуждены совершить вынужденную посадку, а Митралексис угрожал экипажу бомбардировщика из четырех человек сдаться, используя свой пистолет. Митралексис был повышен в звании и награжден медалями. [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ]
Япония
[ редактировать ]
Японцы таран тай - также практиковали атари , как по индивидуальной инициативе, так и по политике. 8 мая 1943 года по индивидуальной инициативе истребитель Nakajima Ki-43 сбил одинокий B-17 Flying Fortress , The Fighting Swede . После того, как каждый из трёх японских истребителей совершил по два атакующих захода без решающих результатов, пилот бомбардировщика майор Роберт Н. Китс спрятался от надвигающегося дождя. Не хочу позволять бомбардировщику сбежать, сержант. Тадао Ода выполнил таранную атаку в лоб, известную как тайатари ( 体当たり , тай-атари , «удар телом») . [ 27 ] Оба самолета разбились, выживших нет. За свою жертву сержант Ода был посмертно произведен в лейтенанты. [ 28 ]
26 марта 1943 года лейтенант Санаэ Исии из 64-го сентая использовал крыло своего Накадзима Ки-43 , чтобы протаранить хвост бристольского истребителя Бофайтер , сбив его над Швебандо, Бирма , убив командира эскадрильи Ивана Г. Стэтхэма AFC и пилота-офицера. Кеннет К. Бриффет из 27-й эскадрильи Королевских ВВС .
1 мая 1943 года сержант Миёси Ватанабэ из 64-го сентая вывел из строя два двигателя самолета B-24 Liberator, пилотируемого Робертом Кавано, в результате чего погибли двое членов экипажа бомбардировщика; Затем он использовал свой Накадзима Ки-43, чтобы протаранить заднюю башню американского бомбардировщика после затяжного боя над Рангуном . Сержант Ватанабэ пережил атаку, как и оставшийся экипаж B-24. Оба самолета совершили вынужденную посадку без дальнейших человеческих жертв. Разбившийся B-24 был сфотографирован и опубликован в японском авиационном журнале Koku Asahi за декабрь 1943 года . [ 29 ] Только трое из команды Кавано пережили войну в суровых условиях в качестве военнопленных. [ 30 ]
26 октября 1943 года капрал Томио Камигути из 64-го сентая использовал свой Накадзима Ки-43 для тарана B-24J Liberator , когда его орудия не открыли огонь во время продолжительной атаки Ki-43II и Kawasaki Ki-45 из 21-го полка, продолжавшейся более 50 минут. Сентай. Бой включал около 50 проходов двух кораблей на B-24 после того, как они атаковали Рангун . Ближе к Бенгальскому заливу и уже серьезно поврежденный другими японскими истребителями 64-го полка, бомбардировщик под названием «Буги-Вуги-Бомб Багги», принадлежавший 492-й бомбардировочной эскадрилье и пилотируемый 1-м лейтенантом Роем Г. Воаном, разбился в джунглях. приближаемся к заливу Гва . Бомбардировщик, 2-й лейтенант Густав «Гас» Джонстон был единственным выжившим из B-24 и стал военнопленным. Камигути отлетел от удара, спрыгнул с парашютом и тоже выжил. Американский исследователь Мэтью Пул отмечает, что японский историк Хироши Ичимура взял интервью у ветерана 64-го сэнтайского полка лейтенанта Наоюки Ито, который также утверждал, что 26 октября 1943 года сбил B-24 из 492-го полка. Утверждалось, что B-24 был сбит. двумя опытными японскими асами: лейтенантом Наоюки Ито и сержантом. Майор Такува. Кроме того, Ито заявил, что 19-летний зеленый пилот капрал. Камигути протаранил подбитый Б-24, а генерал-майор Шиничи Танака похвалил отважного молодого пилота и намеренно сделал «Капрала Пилу» легендой. Еще один ветеран 64-го Сентая, сержант. Икезава вспомнил, что угрюмый сержант. Майор Такува сказал ему: «Б-24 падал. Камигути не нужно было его таранить!» [ 31 ] И. Хата, Ю. Идзава и К. Шорс в истребительных частях ВВС Японии и их асы 1939–1945 годов включают биографию капитана Ито из 64-го сэнтая, в которой говорится: «Позже он перешел в 3-й чутай и был одержать восемь побед, включая B-24 над Рангуном 26 октября 1943 года». [ 32 ] По словам Ичимуры, сержанта. Отчет майора Такувы не был включен в этот источник, поскольку в книге была дана биография только асам с девятью и более победами.
6 июня 1944 года, израсходовав боеприпасы в затяжном воздушном бою, сержант Томэсаку Игараси из 50-го сентая использовал винт своего Накадзима Ки-43, чтобы сбить Lockheed P-38 Lightning недалеко от Мейктилы , Бирма. После того, как пилот выпрыгнул, Игараси атаковал его на своем парашюте. [ 33 ] P-38, возможно, принадлежал 10-летнему асу капитану Уолтеру Ф. Дьюку из 459-й истребительной эскадрильи , который пропал без вести в тот день в бою. [ 34 ] Сержант Синобу Икеда из 25-го полка Докурицу Чутай врезался своим Ки-45 в капитана. B-29 Роджера Пэрриша «Gallopin Goose» (42-6390) 7 декабря над Мукденом . [ 35 ] [ 36 ] [ 37 ] сержант Икеда и все члены экипажа B-29, кроме одного, погибли. [ 37 ] [ 35 ]
Начиная с августа 1944 года несколько японских пилотов, летавших на Kawasaki Ki-45 и других истребителях, сражавшихся с B-29 Superfortress, обнаружили, что таран очень тяжелого бомбардировщика был практической тактикой. [ 38 ] На основе этого опыта в ноябре 1944 года было сформировано «Специальное штурмовое подразделение» из Kawasaki Ki-61 , с которого была снята большая часть вооружения и брони, чтобы быстро достичь большой высоты. Трое успешных выживших пилотов-таранистов были первыми лауреатами Букошо , японского эквивалента Креста Виктории или Почетной медали , награды, которая была открыта 7 декабря 1944 года императорским указом императора Хирохито . [ 39 ] [ 40 ] Членство в Специальном штурмовом отряде рассматривалось как последнее задание; Ожидалось, что пилоты будут совершать таранные атаки до тех пор, пока смерть или серьезная травма не прекратят их службу.
Японскую практику камикадзе также можно рассматривать как форму тарана, хотя основным способом разрушения было не физическое воздействие, а скорее взрывчатка. «Камикадзе» применялись исключительно против кораблей союзников.
Болгария
[ редактировать ]Два тарана ( болгарский : Таран , латинизированный : таран ) были выполнены болгарскими летчиками-истребителями, защищавшими Софию от бомбардировщиков союзников в 1943 и 1944 годах. Первый из них совершил поручик ( старший лейтенант ) Димитр Списаревский 20 декабря 1943 года. Летал на истребителе Bf 109 G2. он протаранил и уничтожил американский B-24 Liberator № 42-73428 376-й бомбардировочной группы, хотя неизвестно, было ли столкновение преднамеренным. [ 41 ] Болгарские военные заявили, что это было намеренно, и посмертно повысили ему звание. [ 42 ] Второй таран совершил поручик Недельчо Бончев 17 апреля 1944 года по американскому B-17 Flying Fortress. [ 43 ] Бончеву удалось спастись и выжить после тарана. После падения Третьего Болгарского царства 9 сентября 1944 г. он продолжил полеты против немцев. Его Bf 109 был сбит во время выполнения задания, он был ранен и взят в плен. После нескольких месяцев плена он был убит женщиной-охранницей СС во время марша военнопленных, на который он не смог пойти из-за критического состояния здоровья. [ 44 ]
Германия
[ редактировать ]
22 февраля 1944 года Мессершмитт Bf 109 протаранил B-17 231377 327-й бомбардировочной эскадрильи . [ 45 ]
25 мая 1944 года оберфенрих Хуберт Хекманн на своем Мессершмитте Bf 109 протаранил P-51 Mustang , когда его орудия вышли из строя, оторвав хвостовую и заднюю часть фюзеляжа американского самолета. Капитану Джозефу Х. Беннетту из 336-й истребительной эскадрильи удалось спастись в плен, а Хекманн немедленно приземлился на брюхо недалеко от Ботенхайма , Германия .
7 июля 1944 года унтер-офицер Вилли Решке на своем Мессершмитте Bf 109 протаранил Consolidated B-24 Liberator , когда его орудия вышли из строя. прежде чем Решке смог освободиться и выпрыгнуть с парашютом недалеко от Малацки Два падающих самолета были сцеплены вместе, и прошло некоторое время , в Словакии .
В конце Второй мировой войны Люфтваффе использовали таран, чтобы попытаться восстановить контроль над воздухом. План заключался в том, чтобы отговорить пилотов бомбардировщиков союзников от проведения бомбардировок на время, достаточное для того, чтобы немцы создали значительное количество реактивных истребителей Мессершмитт Ме 262, чтобы переломить ход воздушной войны. 4 апреля 1945 года Генрих Эрлер протаранил B-24 и погиб. Только одно специализированное подразделение, зондеркоманда Эльбы , когда-либо было сформировано до боеспособности и выполнило свою единственную миссию – всего за месяц до окончания войны в Европе – 7 апреля 1945 года. Хотя некоторым пилотам удалось уничтожить бомбардировщики, Численность союзников существенно не сократилась. Пожалуй, самым известным примером воздушного тарана, совершенного Эльбой , в результате которого пилот выжил, протаранив свой самолет во время этой миссии, был пример Bf 109 Генриха Рознера против B-24 44-49533 «Дворец Далласа», который возглавлял строй. B-24 389-й бомбардировочной группы В то время . Самолет Рознера пронзил крылом кабину «Дворца Далласа», уничтожив бомбардировщик и повредив Bf-109, который затем столкнулся с еще одним неопознанным B-24. Рознер смог успешно спастись и спрыгнуть с парашютом в безопасное место. [ 46 ]
Проекты самолетов, таких как концепты Gotha и Zeppelin Rammjäger, были предназначены для использования метода тарана.
Франция
[ редактировать ]3 августа 1944 года капитан Жан Маридор из 91-й эскадрильи Королевских ВВС на своем Supermarine Spitfire протаранил летающую бомбу Фау-1 , покончив с собой в результате взрыва боеголовки. Капитан Маридор ранее повредил Фау-1 своим пушечным огнем и, увидев, что он начал пикировать на военный полевой госпиталь в Кенте , решил намеренно таранить бомбу. [ 47 ]
Соединенные Штаты
[ редактировать ]25 октября 1942 года над Гуадалканалом старший лейтенант морской пехоты Джек Э. Конгер из VMF-212 сбил три самолета Misubishi A6M Zero . Преследуя четвертый Зеро, у Конгера закончились боеприпасы, и он решил использовать свой винт, чтобы отрубить хвостовой руль направления. Однако Конгер неправильно рассчитал расстояние между своим самолетом и «Зеро» и ударил самолет на полпути между кабиной и хвостом, оторвав весь хвост. И Конгер, и пилот «Зеро» Сиро Исикава выпрыгнули из своих самолетов и были подобраны спасательным катером. За свои действия Конгер был награжден Военно-морским крестом . [ 48 ] [ 49 ]
Во время боя в Коралловом море пилот SBD Стэнли «Швед» Вейтаса был атакован тремя истребителями А6М2 «Зеро» ; двух из них он сбил, а третьему лобовым пасом отрезал законцовкой крыла.
10 мая 1945 года над Окинавой старший лейтенант морской пехоты Роберт Р. Клингман и трое других пилотов VMF-312 поднялись, чтобы перехватить самолет, который они опознали как Kawasaki Ki-45 Toryu двухмоторный тяжелый истребитель («Ник»), летевший на высоте 25 000 м. футов (7600 м), но «Ника» стала подниматься выше. Два FG-1D Corsair прекратили преследование на высоте 36 000 футов (11 000 м), но капитан морской пехоты Кеннет Ройссер и его ведомый Клингман продолжили преследование на высоте 38 000 футов (12 000 м), потратив большую часть своих боеприпасов калибра 0,50 на облегчение своего самолета. Ройссер попал в левый двигатель «Ника», но у него закончились боеприпасы, и он попал под огонь японского заднего стрелка. Клингман выстроился для выстрела на расстоянии 50 футов (15 м), когда его ружья заклинило из-за сильного холода. Он трижды подошел к «Нике», чтобы повредить его винтом, отрубив противнику руль направления, заднюю кабину и правый стабилизатор. « Торью » развернулся на высоте 15 000 футов (4600 м), где у него оторвались крылья. Несмотря на отсутствие пяти дюймов (13 см) на концах лопастей его винта, нехватку топлива, а также то, что самолет был помят и пробит обломками и пулями, Клингман благополучно направил свой Корсар к цели. мертвая посадка . [ 50 ] Награжден Военно-морским крестом . [ 51 ]
Холодная война
[ редактировать ]Во время инцидента с U-2 в 1960 году советский пилот Игорь Ментюков был поднят в воздух с приказом протаранить вторгшийся Lockheed U-2 , используя свой невооруженный Су-9 , который был модифицирован для полета на большой высоте. был сбит в результате контакта с потоком его самолета В 1996 году Ментюков заявил, что Гэри Пауэрс ; однако в 2000 году Сергей Хрущев утверждал, что Ментюкову не удалось даже установить визуальный контакт.
7 сентября 1965 года, во время индо-пакистанской войны 1965 года , пакистанский истребитель Lockheed F-104A (серийный номер 56-877) из 9-й эскадрильи «Гриффины» , пилотируемый лейтенантом Амджадом Хусейном Ханом, перехватил 6 индийских Mystere. IV , атаковавшие авиабазу Саргодха . В завязавшемся воздушном бою « Мистер», которым управлял командир эскадрильи Девайя, вынудил F-104 Амджада вести воздушный бой на низкой скорости (в котором F-104 плохо справляется из-за своей плохой маневренности на пониженных скоростях). Хотя Амджад несколько раз попал в «Мистеру» Девайи из своего М-61 «Вулкан» и даже выстрелил в нее из GAR-8 (который промахнулся), «Мистер» все еще летал. В конечном итоге Амджад совершил первый таранный удар по индийскому военному самолету. Это привело к тому, что оба пилота потеряли контроль над своим самолетом над Кот-Наккой . В то время как индийский пилот погиб вместе со своим военным самолетом, Амджаду удалось благополучно катапультироваться, и его спасли жители пакистанской деревни, наблюдавшие за ожесточенным воздушным боем. [ 52 ] [ 53 ]
Сообщается, что 18 июля 1981 года капитан В. А. Куляпин на своем Су-15 протаранил зафрахтованный аргентинцем CL-44 во время воздушного столкновения с Арменией в 1981 году , хотя западные эксперты считали, что это, вероятно, было корыстной интерпретацией случайного столкновения.
1986 года Исследование корпорации RAND пришло к выводу, что таран по-прежнему остается жизнеспособным вариантом для современных самолетов, защищающих свое воздушное пространство от бомбардировщиков дальнего действия, если эти бомбардировщики несут атомное оружие. В исследовании утверждалось, что обороняющиеся истребители могут израсходовать свое оружие, не сбивая вражеский бомбардировщик, и тогда пилотам придется сделать окончательный выбор в пользу тарана — почти наверняка они отдадут свои жизни ради многих, кто погибнет в результате успешной ядерной атаки. [ 1 ]
После 1990 года
[ редактировать ]Во время терактов 11 сентября 2001 года истребители были направлены на перехват захваченного рейса 93 авиакомпании United Airlines , который, предположительно, направлялся в Вашингтон. Однако вооружать боевые самолеты ракетами было некогда. Пилоты понимали, что будут таранить самолет. [ 54 ] К моменту прибытия самолетов самолет уже разбился из-за внутренней борьбы. [ 55 ]
Русско-украинская война
[ редактировать ]многочисленные случаи использования дронов Сухопутных войск Украины Зафиксированы для воздушных таранов; сюда входит случай, когда российский дрон DJI Mavic Pro был уничтожен в результате воздушного тарана украинским дроном 3 октября 2022 года; [ 56 ] [ 57 ] [ 58 ] [ 59 ] и инцидент в июле 2024 года, когда дрон FPV с прикрепленной к нему палкой был использован для атаки и, в конечном итоге, уничтожения разведывательного дрона ZALA 421-16E путем неоднократного тарана. [ 60 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Куинливан, Джей Ти (февраль 1986 г.). «Таран: Таран советских ВВС» (PDF) . Корпорация РЭНД . Проверено 9 ноября 2011 г.
- ^ Уайтинг, Кеннет Р. (1991). «Советские ВВС против Германии и Японии» . В Бенджамине Франклине Кулинге (ред.). Практические примеры достижения превосходства в воздухе . Программа истории и музеев ВВС. п. 195. ИСБН 0-912799-63-3 .
- ^ Бойд, Александр (1977). Советские ВВС с 1918 года . Штейн и Дэй. п. 117 . ISBN 9780812822427 .
- ^ https://www.damninteresting.com/flying-rams/
- ^ https://www.key.aero/article/role-air-air-ramming-aircraft
- ^ https://www.polemology.net/p/aerial-ramming-makes-a-comeback
- ^ Когда спящий просыпается , Герберт Уэллс.
- ^ Динстбах, Карл; МакМехен, TR (сентябрь 1909 г.). «Бой в воздухе» . Американский аэронавт . 1 (2): 51–62.
- ^ Дуркота и др., с. 60.
- ^ «Скшидла» (на польском языке). Cristeros1.w.interia.pl. Архивировано из оригинала 6 апреля 2009 года . Проверено 20 июля 2013 г.
- ^ «Интервью с русским летчиком Великой Отечественной войны Евгением Степановым» . History Net: Где история оживает - История мира и США в Интернете . Архивировано из оригинала 6 марта 2008 года . Проверено 15 марта 2015 г.
- ^ Хардести 1991
- ^ Chudinova, Svetlana; Simonov, Andrey (2017). Женщины - Герои Советского Союза и России (in Russian) . Russkie Viti︠a︡zi. p. 61. ISBN 978-1585101603 .
- ^ Морган, Хью; Уил, Джон (20 февраля 2013 г.). Советские асы Второй мировой войны . Издательство Оспри. п. 16. ISBN 9781472800572 .
- ^ Jump up to: а б Яшкевич, Лукаш; Матус, Юрий. Воздушные тараны в Великой Отечественной войне во втором периоде войны , «Лотництво» 7-8/2017 (на польском языке), с.93-97
- ^ Хардести, фон. Красный Феникс: Расцвет советской авиации 1941–1945 гг . Смитсоновский институт, 1991, с. 29. ISBN 0-87474-510-1
- ^ Акселл, Альберт; Касе, Хидеаки (2002). Камикадзе: японские боги-самоубийцы . Лонгман. п. 227. ИСБН 9780582772328 .
- ^ РАФ Виндраш
- ^ Те другие орлы , Берега, (2004)
- ^ "Альфред Кейт Огилви Пилот битвы за Британию из 609-й эскадрильи". Архивировано 9 мая 2003 г. на сайте Wayback Machine lycos.co.uk . Проверено: 25 июля 2009 г.
- ^ Сондерс, Энди (19 октября 2014 г.). Прибытие орлов: высадка люфтваффе в Британии 1939–1945 гг . Лондон: Груб-стрит. стр. 40–46. ISBN 978-1909808126 .
- ^ «Хоукер Харрикейн V6799 SD-X» . Музей реактивной эпохи . Проверено 16 июля 2012 г.
- ^ «Falco и Regia Aeronautica в битве за Британию» . Хокан Густавссон . Проверено 16 августа 2012 г.
- ^ Пекалькевич Януш, Ван Хёрк Ян (1985). Воздушная война, 1939–1945 гг . Блэндфорд Пресс. ISBN 978-0-918678-05-8 .
- ^ Мартин Виндроу (1970). Самолет в профиль, Том 8 . Даблдэй.
- ^ История ВВС Греции, Том. III, 1930–1941 (на греческом языке). Публикации ВВС Греции. Архивировано 1980. 20 сентября 2011 года.
- ^ Гастингс 2008, с. 164
- ^ Тихоокеанские затонувшие корабли. Б-17Ф «Боевой швед» заводской номер 41-24520
- ^ Эдвард М. Янг (20 ноября 2012 г.). B-24 Liberator Units CBI . Издательство Оспри. стр. 19–. ISBN 978-1-78200-690-9 .
- ^ «Я буду помнить вас… Росс Гарретт, давний агент по распространению информации в округе Мэдисон, хранит память о членах экипажа, вместе с которыми он был сбит над Бирмой во время Второй мировой войны» . Мэдисонвилльский метеор . Проверено 15 марта 2015 г.
- ^ Хироши Ичимура (20 октября 2012 г.). Ki-43 «Оскар» — асы Второй мировой войны . Издательство Блумсбери. стр. 36–. ISBN 978-1-84603-861-7 .
- ^ Икухико Хата; Ясухо Идзава; Кристофер Шорс (2012). Асы-истребители японской армии, 1931–45 гг . Книги Стэкпола. стр. 206–. ISBN 978-0-8117-1076-3 .
- ^ Хата, Икухико; Идзава, Яшухо; Шорс, Кристофер (2012). Асы-истребители японской армии: 1931–45 . Книги Стэкпола. п. 203. ИСБН 978-0811710763 .
- ^ Хаммел, Эрик (2010). Воздушная война в Тихом океане . Военная история Пасифики. п. 377. ИСБН 978-1890988104 .
- ^ Jump up to: а б Джозеф 2012 , с. 266.
- ^ Манн 2009, стр. 67.
- ^ Jump up to: а б Бердсолл 1980 , с. 79.
- ^ Такаки и Сакаида 2001.
- ^ Сакаида 1997, стр. 67–70.
- ^ Описание Букошо. Проверено: 3 июня 2008 г.
- ^ «Том Фило – Новости истории по избранным темам в 2008 году» . Тафило.com . Проверено 20 июля 2013 г.
- ^ «Болгария отмечает 65 лет со дня смерти летчика-истребителя-героя» . Novinite.com. 21 декабря 2008 года . Проверено 20 июля 2013 г.
- ^ «Встояно» . Архивировано из оригинала 21 августа 2009 года . Проверено 13 января 2011 г.
- ^ «Ютуб» . Ютуб . Архивировано из оригинала 23 июля 2015 года . Проверено 15 марта 2015 г.
- ^ Мемориал 92-й бомбардировочной группы
- ^ « Самые смертоносные миссии Люфтваффе : летающие тараны» . Ютуб . Архивировано из оригинала 21 декабря 2021 года.
- ^ Томас, Эндрю. V1 Асы летающих бомб . Ботли, Оксфорд, Великобритания: Osprey Publishing, 2013. ISBN 9781780962924
- ^ Стивен Кунтс (29 апреля 2003 г.). Война в воздухе . Саймон и Шустер. ISBN 9780743464529 .
- ^ «Вторая мировая война: ВВС «Кактус» сражались на Гуадалканале» . Историянет . 12 июня 2006 г.
- ^ Тиллман 1979, стр. 148–149.
- ^ Шеррод 1952, стр. 392–393.
- ^ Кайзер Туфаил . Великие воздушные бои ВВС Пакистана .
{{cite book}}
:|website=
игнорируется ( помогите ) - ^ Хуберт Пейцмайер. «Послужной список истребителей Lockheed F-104 Starfighter в ВВС Пакистана» .
- ^ Пенни, Хизер. «Хизер Пенни, летчик-истребитель терактов 11 сентября, говорит, что прославление нормальности – это способ почтить память героев» . Вашингтон Пост . Архивировано из оригинала 14 сентября 2013 года . Проверено 6 декабря 2015 г.
- ^ Хендрикс, Стив (9 сентября 2011 г.). «Пилот F-16 был готов отдать свою жизнь 11 сентября» . Вашингтон Пост . Проверено 18 июня 2021 г.
- ^ «Первый воздушный бой, зафиксированный на видео между #украинскими и #российскими беспилотниками» . Твиттер . Проверено 13 октября 2022 г.
- ^ "Это видео объявляет человечеству, что будущий образ войны официально на сцене. Первая зафиксированная дуэль между дронами. Как дуэль в доисторическом стиле. Украинский беспилотник Mavic воздушно-десантного подразделения в Донецкой области Украины уничтожил российских противников." . Твиттер Проверено 13 октября 2022 г.
- ^ «БЛИЖНИЙ БОЙ: Сергей Притула @serhiyprytula публикует это видео с неба над Донецком. На нем видно, как украинский БПЛА Mavic, используемый воздушно-десантными подразделениями, наносит «маневренное поражение» российскому противнику. Возможно, это первый фильм о дроне против .Боевые дроны с войны» . Твиттер . Проверено 13 октября 2022 г.
- ^ https://www.polemology.net/p/aerial-ramming-makes-a-comeback
- ^ Триффо. «Украинский дрон с деревянной палкой нейтрализует современный российский БПЛА ZALA 421 в воздушном бою» . Armyrecognition.com . Проверено 26 июля 2024 г.
Библиография
[ редактировать ]- Аллен Дуркота; Томас Дарси; Виктор Куликов. Императорская российская воздушная служба: известные пилоты и самолеты и Первая мировая война . Flying Machines Press, 1995. ISBN 0963711024 , 9780963711021.
- Гастингс, Макс (18 марта 2008 г.). Возмездие . Нью-Йорк: Кнопф. ISBN 978-0-307-26351-3 .
- Сакаида, Генри. Асы ВВС японской армии 1937–45 гг . Ботли, Оксфорд, Великобритания: Osprey Publishing, 1997. ISBN 1-85532-529-2 .
- Шеррод, Роберт. История авиации морской пехоты во Второй мировой войне . Вашингтон, округ Колумбия: Combat Forces Press, 1952.
- Такаки, Кодзи и Сакаида, Генри. B-29 «Охотники» JAAF . Ботли, Оксфорд, Великобритания: Osprey Publishing, 2001. ISBN 1-84176-161-3 .
- Тиллман, Барретт. Корсар . Военно-морской институт США, 1979 год. ISBN 1-55750-994-8 .
- Джозеф, Фрэнк (2012). Военно-воздушные силы стран Оси: полеты на поддержку немецких люфтваффе . Санта-Барбара, Калифорния: ABC-CLIO, LLC. ISBN 978-0313395901 .
- Манн, Роберт А. (2009). Хронология B-29 Superfortress: 1934-1960 гг . Джефферсон, Северная Каролина: McFarland & Company. ISBN 978-0-7864-4274-4 .
- Бердсолл, Стив (1980). Сага о суперкрепости: драматическая история B-29 и Двадцатой воздушной армии . Нью-Йорк: Даблдей. ISBN 978-0385136686 .