Сухой Су-15
Су-15 | |
---|---|
![]() | |
Су-15 с Р-98МР ракетами | |
Роль | Самолет-перехватчик |
Национальное происхождение | Советский Союз |
Производитель | Сухой |
Первый полет | 30 мая 1962 г. |
Введение | 1965 |
Ушедший на пенсию | 1996 (Украина) |
Статус | Уволен с военной службы |
Основные пользователи | Советские Силы ПВО (исторический) ВВС России (исторический) ВВС Украины (исторический) |
Произведено | 1965–1979 |
Количество построенных | 1,290 |
Су -15 ( название НАТО : Флагон ) — двухдвигательный сверхзвуковой самолет-перехватчик, разработанный Советским Союзом . Он поступил на вооружение в 1965 году и оставался одним из передовых образцов до 1990-х годов. [ 1 ] Су-15 был разработан для замены Су-11 и Су-9 , которые устаревали по мере того, как НАТО вводило в эксплуатацию более новые и более мощные стратегические бомбардировщики .
Разработка
[ редактировать ]Признавая ограничения более ранних Су-9 и Су-11 в перехвате нового Boeing B-52 Stratofortress , особенно с точки зрения радиолокационных и летных характеристик, ОКБ Сухого быстро начало разработку сильно переработанного и более боеспособного самолета. Были разработаны различные самолеты, в том числе Сухой Т-49 , который разделял фюзеляж Су-9 (включая его единственный двигатель), но использовал установленные на щеке воздухозаборники, чтобы оставить носовую часть свободной для большого обтекателя РП-22. «Орел-Д» («Орел») РЛС (НАТО «Скип Шпин») и Т-5, по сути, сильно модифицированный Су-11 с расширенной задней частью фюзеляжа, содержащим два «Туманский» Р-11 двигателя .
Это привело к созданию Т-58, в котором сдвоенные двигатели сочетались с модифицированной версией носовой части Т-49, но с боковыми воздухозаборниками дальше назад, за кабиной. Он был одобрен к производству 5 февраля 1962 года как Су-15, а первый прототип поднялся в воздух 30 мая 1962 года. Он поступил на эксплуатационные испытания 5 августа 1963 года, но его ввод в эксплуатацию был отложен из-за политической борьбы с ОКБ Яковлева по поводу производственной линии. мощности в Новосибирске , где также строились Як-28П . Су-15 оказался превосходным во многих отношениях, кроме дальности полета, и официально был принят в эксплуатацию 3 апреля 1965 года. Серийное производство началось в следующем году, и он поступил на вооружение ПВО в 1967 году , заменив Су-9, Су-11. и Яковлев Як-25 . Первоначальный Су-15 получил отчетное наименование НАТО «Флагон-А». Упрощенная учебно-тренировочная версия Су-15УТ (НАТО «Флагон-С»), не имевшая радаров и боевых возможностей, поступила на вооружение в 1970 году .
Первоначальные Су-15 с треугольным крылом имели плохие взлетно-посадочные характеристики, поэтому Сухой исследовал новую конструкцию крыла с удлиненными законцовками (увеличенная площадь крыла) и управлением пограничным слоем . Су-15 с новым крылом пошли в производство в 1969 году. В НАТО они получили обозначение «Флагон-Д», хотя советское обозначение осталось неизменным.
Также в 1969 году начались испытания модернизированного Су-15Т с РЛС «Волков Тайфун» (« Тайфун »), созданной на базе мощной РЛС РП-25 «Смерч-А» («Торнадо») МиГ-25 (НАТО «Foxfire»). Однако «Тайфун» оказался проблематичным и прекратил производство после того, как было построено всего 10 самолетов. последовал За ним в декабре 1971 года Су-15ТМ (НАТО «Флагон-Э») с усовершенствованной РЛС Тайфун-М (НАТО «Твин Скан») и возможностью установки УПК-23-250 артиллерийской установки или Р-60 (АА). -8 «Тля») ракеты «воздух-воздух» малой дальности. Аэродинамические требования вынудили изменить конструкцию обтекателя, придав ему оживальную форму, в результате чего было получено новое отчетное название НАТО - «Флагон-Ф», хотя советское обозначение снова не изменилось. Аналогичный учебно-боевой самолет Су-15УМ (НАТО «Флагон-Г») появился с 1976 года . Последние Су-15УМ, последние выпущенные Су-15, сошли с конвейера в 1979 году .
Различные предложения ОКБ по модернизации Су-15 с лучшими двигателями и аэродинамикой для удовлетворения требований ВВС к дальнему тактическому истребителю были отклонены в пользу истребителя МиГ-23 .
Дизайн
[ редактировать ]




Хотя многие компоненты Су-15 были аналогичны или идентичны предыдущим Су-9 и Су-11, включая характерный для Су-15 хвостовой воздушный тормоз фюзеляжа , на Су-15 отказались от носового воздухозаборника с ударным конусом впускного устройства в пользу боковых впускных аппарелей. с разделительными пластинами, питающими два мощных турбореактивных двигателя, первоначально Туманский Р-11Ф2С-300. Это изменение позволило разместить в носовой части мощный поисковый радар, первоначально РП-22 «Орел-Д» (по классификации НАТО «Skip Spin»). Ранний Су-15 («Флагон-А») имел чисто треугольное крыло, как и его предшественники, но, начиная с 11-й серийной серии, оно было заменено новым двухтреугольным крылом увеличенного размаха и площади с небольшим ограждением над каждым крылом. внешний пилон и обдуваемые закрылки для улучшения посадочных характеристик. Это сопровождалось новым хвостовым оперением большего угла и вертикальным килем уменьшенной высоты.
Су-15 имел максимальную скорость 2,5 Маха и скороподъемность 228 м/с (750 футов/с, 45 000 футов/мин), что является очень важным параметром для самолета-перехватчика . Скорость взлета и посадки была сравнительно высокой: взлетная скорость составляла 395 км/ч (245 миль в час) для первых самолетов «Флагон-А» с дельтавидным крылом и 370 км/ч (230 миль в час) для самолетов «Флагон» с более крупным крылом. -Ф'. Хотя органы управления были отзывчивыми и точными, самолет не прощал ошибок пилота.
Несмотря на свой мощный радар, Су-15, как и большинство советских перехватчиков до конца 1980-х годов, сильно зависел от средств наземного перехвата (GCI), когда самолеты наводились на цели с помощью наземных радиолокационных станций. Он был оснащен системой передачи данных «Лазурь-С» . [ 2 ] который передал пилоту инструкции выполнить перехват. Более поздние Су-15ТМ имели линию передачи данных «Воздух-1М» и САУ-58 ( система автоматического управления , ) способные осуществлять полностью автоматический перехват в режиме «автоматический» до последних моментов перехвата.
Основным вооружением Су-15 была Р-8/К-8 (АА-3 «Анаб»; позднее Р-98) ракета класса «воздух-воздух» . Ранние модели несли две ракеты, но «Флагон-Д» и более поздние версии могли нести четыре. Как и большинство советских ракет, Р-98 производилась как в инфракрасном, так и в полуактивном радиолокационном варианте самонаведения, и стандартной практикой была стрельба из орудий парами (одна полуактивная радиолокационная самонаводка, одна ИК-самонаведение), чтобы обеспечить наибольшую вероятность поражения. успешный хит. ИК-ракета обычно запускалась первой, чтобы предотвратить возможность захвата ИК-ракеты радиолокационной самонаводящейся ракетой. Более поздние модели «Флагон-Ф» часто несли по две ракеты Р-98 и одну или две пары ракет малой дальности Р-60 (АА-8 «Тля»). «Флагоны» поздних моделей также иногда несли на пилонах фюзеляжа пару 23-мм артиллерийских установок УПК-23-250, каждая из которых содержала двухствольную пушку ГШ-23Л .
Операционная история
[ редактировать ]Су-15 составляли значительную часть перехватчиков В-ПВО и были предназначены для перехвата более легких целей, таких как американские B-52 и U-2 , а также британских бомбардировщиков V , оставляя более сложные цели, такие как XB- 70 и В-58 на более быстрый МиГ-25П. РЛС «Тайфун» Су-15ТМ была оптимизирована для противодействия, а не для дальности действия. Задача Су-15ТМ как перехватчика заключалась в полете на автопилоте, используя команды GCI, передаваемые по каналу передачи данных. РЛС будет включаться только при приближении перехватчика к цели, чтобы обеспечить параметры наведения РЛС самонаведения ракет К-8/Р-8/Р-98, большая мощность РЛС позволяет ей «прожигать» противника Сигналы ЕСМ. Если бы все остальное не помогло, версии К-8 с инфракрасным самонаведением предоставили бы последнюю возможность сбить нарушителя вместе с любыми артиллерийскими установками, которые мог нести Су-15.
Су-15 был оптимизирован для выполнения задач перехвата на большой высоте благодаря своей высокой скороподъемности и высокой скорости на большой высоте, но ему не хватало возможностей обзора и сбивания , даже с более сложным радаром «Тайфун» Су-15ТМ. В конечном итоге это привело к тому, что МиГ-23 П, который действительно имел возможность наблюдения и сбивания, стал предпочтительным активом В-ПВО, особенно после того, как НАТО перешло на тактику проникновения на малых высотах. Несмотря на это, Су-15 оставался важной частью В-ПВО до распада Советского Союза.
Как один из основных перехватчиков В-ПВО, Су-15 участвовал в нескольких атаках на иностранные самолеты, случайно пересекшие советское воздушное пространство:
- В 1978 году рейс 902 Korean Air Lines вошел в советское воздушное пространство и был атакован над Мурманском самолетом ПВО Су-15. Хотя гражданский самолет пережил попадание ракеты, два пассажира погибли, а поврежденный самолет впоследствии совершил вынужденную посадку на замерзшее озеро.
- В 1981 году советский Су-15 с базы в Грузии столкнулся с самолетом Canadair CL-44 авиакомпании Transporte Aéreo Rioplatense (TAP; аргентинская авиакомпания), в результате чего погибли три аргентинца и один британец, находившиеся на борту. Самолет TAP якобы перевозил оружие, тайно закупленное у Израиля Ираном , когда он якобы вторгся в советское воздушное пространство. Хотя некоторые авиационные эксперты считали столкновение случайным, советский пилот Су-15 утверждал, что его намеренно таранили. [ 3 ]
- Во время инцидента с рейсом 007 авиакомпании Korean Air Lines в 1983 году южнокорейский Боинг-747 был обстрелян вблизи острова Монерон после того, как он вошел в ограниченное советское воздушное пространство, самолетом Су-15ТМ, базировавшимся на Сахалине , при этом поверхности управления Боинг-747 были отключены в качестве результате прямого попадания в хвост самолета. Затем поврежденный авиалайнер рухнул в Японское море у побережья Монерона, в результате чего погибли все 246 пассажиров и 23 члена экипажа.
Су-15 также приписывают сбитию пяти разведывательных аэростатов, посланных для шпионажа на советской территории в 1975 году.
Хотя Су-15 и производился в больших количествах (1290 экземпляров всех типов), он, как и другие высокочувствительные советские самолеты, никогда не экспортировался в страны Варшавского договора или другие страны из-за своих сложных систем. Сообщалось, что некоторые Су-15 находились в Египте в 1972 году, но использовались советскими экипажами. В какой-то момент Су-15 рассматривался для использования в качестве ударного истребителя, но оказался слишком специализированным в качестве перехватчика, чтобы его можно было использовать в этой роли.
После распада Советского Союза Су-15 был внезапно выведен из состава новых ВВС России в 1993 году в соответствии с Договором об обычных вооруженных силах в Европе . Большинство из них было поспешно списано в пользу более совершенных перехватчиков, в том числе Су-27 и МиГ-31 , но некоторые из них находятся в резерве для экстренного использования. На Украине последние Су-15 (в Краматорске и Бельбеке ) были выведены из эксплуатации в 1996 году.
Варианты
[ редактировать ]- Т-58
- Прототип Су-15.
- Су-15 ( Флагон-А )
- Первая серийная версия.
- Т-58ВД ( Флагон-Б )
- Единственный прототип с тремя подъемными двигателями Колесова в центральной части фюзеляжа для обеспечения возможности взлета и посадки . Не массовое производство.
- Су-15УТ ( Флагон-С )
- Учебно-тренировочный вариант без РЛС и боеспособности, используется с 1970 года.
- Су-15 ( Флагон-Д )
- Версия с удлиненными законцовками крыла, выпускаемая с 1969 года.
- Су-15Т ( Флагон-Э )
- Версия с радаром «Волков Тайфун».
- Су-15ТМ ( Флагон-Ф )
- Усовершенствованный вариант Су-15Т с РЛС «Тайфун-М» и дополнительными аэродинамическими модификациями, используется с 1971 года. Новая конструкция обтекателя для улучшения характеристик РЛС.
- Су-15УМ ( Флагон-Г )
- Учебно-тренировочный вариант Су-15ТМ без РЛС, но боеспособный, построенный в 1976–1979 годах.
- У-58УМ
- Опытный образец Су-15УМ с РЛС «Тайфун-М», в серийное производство не поступил.
- Су-15Ш
- Предлагаемый сверхзвуковой штурмовик, предложенный в 1969 году. Не построен.
- Су-15-30
- Предлагается вариант совместного использования РЛС и ракет МиГ -25 ; не построен.
- Су-15бис
- Переоборудованный Су-15ТМ с двигателями Р-25-300 с форсажной тягой 69,9 кН (15 652 фунта) для улучшения характеристик; одобрен к серийному производству, но не построен из-за нехватки двигателей.
- Су-19 (Т-58ПС)
Предлагается усовершенствованная версия с трехкатушечным ТРДД Туманский Р-67-300, каждый с форсажной тягой 78,44 кН. Су-19 будет иметь стрельчатое крыло, улучшенный комплекс авионики с новым радаром Look Down - сбить и дополнительными пилонами для ракет. Не построен.
В некоторых западных сообщениях указывается, что Су-15ТМ также получил обозначение Су-21 , а Су-15УМ — Су-21У . Эти сообщения, очевидно, неверны. Обозначение Су-21 было зарезервировано за Су-17М4, но так и не использовалось. [ 4 ]
Операторы
[ редактировать ]- В 1994 году российские ВВС уволились с фронтовой службы. [ 5 ] но некоторые из них могут остаться в запасах чрезвычайного военного резерва.
- ВВС Украины уволились в 1996 году. [ 5 ]
Технические характеристики (Су-15ТМ)
[ редактировать ]
Данные Уилсона [ 6 ] airwar.ru, [ 7 ] Гордон [ 8 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 1
- Длина: 19,56 м (64 фута 2 дюйма)
- Размах крыльев: 9,43 м (30 футов 11 дюймов)
- Высота: 4,84 м (15 футов 11 дюймов)
- Площадь крыла: 36,6 м 2 (394 кв. футов)
- Вес пустого: 10760 кг (23722 фунта)
- Полная масса: 17 200 кг (37 920 фунтов)
- Максимальный взлетный вес: 17 900 кг (39 463 фунта)
- Силовая установка: 2 двигателя Туманский Р-13 Ф-300 турбореактивных с форсажной камерой , тяга 40,21 кН (9040 фунтов силы) каждый всухую, 70 кН (16000 фунтов силы) с форсажной камерой.
Производительность
- Максимальная скорость: К-8 или двумя Р-60 2230 км/ч (1390 миль в час, 1200 узлов) с двумя ракетами класса «воздух-воздух» на высоте 12 000 м (39 000 футов).
- Максимальная скорость: 2,1 Маха.
- Дальность действия: 1380 км (860 миль, 750 миль)
- Боевая дальность: 725 км (450 миль, 391 миль)
- Перегоночная дальность: 1700 км (1100 миль, 920 миль)
- Практический потолок: 18 100 м (59 400 футов)
- пределы г: + 6,5
- Скорость набора высоты: 228 м/с (44 900 футов/мин)
- Нагрузка на крыло: 555 кг/м 2 (114 фунтов/кв. футов)
Вооружение
- Орудия: 2 артиллерийские установки УПК-23 автопушками с 2 × 23-мм Шипунова ГШ-23 Л Грязева - каждая на пилонах фюзеляжа.
- Узлы подвески: 6 точек подвески грузоподъемностью до 1500 кг (3300 фунтов) с приспособлениями для перевозки комбинаций:
- Ракеты: УБ-16 ракетные блоки для ракет С-5.
- Ракеты:
( ракеты воздух-воздух ) - Бомбы: ФАБ-500. универсальная бомба
Авионика
- РЛС : «Тайфун-М»
- Диапазон обнаружения:
- высоколетящие цели: 70 км
- низколетящие цели: 15 км
- Диапазон блокировки:
- высоколетящие цели: 45 км
- низколетящие цели: 10 км
- Угловой диапазон:
- по вертикали: +30°/-10°
- горизонтально: +/- 70°
- Диапазон обнаружения:
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
- Avro CF-105 Стрела – ( Канада )
- Чэнду J-7 – ( Китай )
- Convair F-106 Дельта Дарт - ( США )
- Дассо Мираж III – ( Франция )
- Английская электрическая молния - ( Великобритания )
- Локхид F-104 Старфайтер - ( США )
- Макдоннелл Дуглас F-4 Phantom II - ( США )
- Mikoyan-Gurevich MiG-21 – ( Советский Союз )
- Mikoyan-Gurevich MiG-25 – ( Советский Союз )
- Сааб 35 Дракен - ( Швеция )
- Шэньян J-8 – ( Китай )
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]- Цитаты
- ^ "Сухой Су-15" . www.airwar.ru .
- ^ Зеттлмойер, Райан. «Флакон Су-15» . Самолет Милавиа . Самолет Милавиа . Проверено 17 августа 2024 г.
- ^ «Кровавая граница» Джеймса Оберга . www.jamesoberg.com .
- ^ www.sukhoi.org. Архивировано 26 января 2008 г. на сайте Wayback Machine , домашний сайт Сухого.
- ^ Jump up to: а б «Су-15» . sukhoi.org. Архивировано из оригинала 29 октября 2017 года . Проверено 28 октября 2017 г.
- ^ Уилсон, Стюарт. Боевой самолет с 1945 года . Фишвик, Австралия: Aerospace Publications, 2000. с. 129. ISBN 1-875671-50-1 .
- ^ "Сухой Су-15ТМ" . www.airwar.ru .
- ^ Гордон, Ефим (2004). Перехватчики Сухого . МИДЛЕНД. стр. 76–77 , 98–105. ISBN 1-85780-180-6 .
- Библиография
- Бутовский, Петр и Панков, Валерий и Пономарьев, Вадим. Су-15 Флакон. Авиационные монографии №14 . Гданьск: AJ-Press, 1994 ( ISBN 83-86208-04-X ) (на польском языке).
Внешние ссылки
[ редактировать ]