Jump to content

Сухой Су-15

(Перенаправлено с Су-15 )
Су-15
Су-15 с Р-98МР ракетами
Роль Самолет-перехватчик
Национальное происхождение Советский Союз
Производитель Сухой
Первый полет 30 мая 1962 г.
Введение 1965
Ушедший на пенсию 1996 (Украина)
Статус Уволен с военной службы
Основные пользователи Советские Силы ПВО (исторический)
ВВС России (исторический)
ВВС Украины (исторический)
Произведено 1965–1979
Количество построенных 1,290

Су -15 ( название НАТО : Флагон ) — двухдвигательный сверхзвуковой самолет-перехватчик, разработанный Советским Союзом . Он поступил на вооружение в 1965 году и оставался одним из передовых образцов до 1990-х годов. [ 1 ] Су-15 был разработан для замены Су-11 и Су-9 , которые устаревали по мере того, как НАТО вводило в эксплуатацию более новые и более мощные стратегические бомбардировщики .

Разработка

[ редактировать ]

Признавая ограничения более ранних Су-9 и Су-11 в перехвате нового Boeing B-52 Stratofortress , особенно с точки зрения радиолокационных и летных характеристик, ОКБ Сухого быстро начало разработку сильно переработанного и более боеспособного самолета. Были разработаны различные самолеты, в том числе Сухой Т-49 , который разделял фюзеляж Су-9 (включая его единственный двигатель), но использовал установленные на щеке воздухозаборники, чтобы оставить носовую часть свободной для большого обтекателя РП-22. «Орел-Д» («Орел») РЛС (НАТО «Скип Шпин») и Т-5, по сути, сильно модифицированный Су-11 с расширенной задней частью фюзеляжа, содержащим два «Туманский» Р-11 двигателя .

Это привело к созданию Т-58, в котором сдвоенные двигатели сочетались с модифицированной версией носовой части Т-49, но с боковыми воздухозаборниками дальше назад, за кабиной. Он был одобрен к производству 5 февраля 1962 года как Су-15, а первый прототип поднялся в воздух 30 мая 1962 года. Он поступил на эксплуатационные испытания 5 августа 1963 года, но его ввод в эксплуатацию был отложен из-за политической борьбы с ОКБ Яковлева по поводу производственной линии. мощности в Новосибирске , где также строились Як-28П . Су-15 оказался превосходным во многих отношениях, кроме дальности полета, и официально был принят в эксплуатацию 3 апреля 1965 года. Серийное производство началось в следующем году, и он поступил на вооружение ПВО в 1967 году , заменив Су-9, Су-11. и Яковлев Як-25 . Первоначальный Су-15 получил отчетное наименование НАТО «Флагон-А». Упрощенная учебно-тренировочная версия Су-15УТ (НАТО «Флагон-С»), не имевшая радаров и боевых возможностей, поступила на вооружение в 1970 году .

Первоначальные Су-15 с треугольным крылом имели плохие взлетно-посадочные характеристики, поэтому Сухой исследовал новую конструкцию крыла с удлиненными законцовками (увеличенная площадь крыла) и управлением пограничным слоем . Су-15 с новым крылом пошли в производство в 1969 году. В НАТО они получили обозначение «Флагон-Д», хотя советское обозначение осталось неизменным.

Также в 1969 году начались испытания модернизированного Су-15Т с РЛС «Волков Тайфун» (« Тайфун »), созданной на базе мощной РЛС РП-25 «Смерч-А» («Торнадо») МиГ-25 (НАТО «Foxfire»). Однако «Тайфун» оказался проблематичным и прекратил производство после того, как было построено всего 10 самолетов. последовал За ним в декабре 1971 года Су-15ТМ (НАТО «Флагон-Э») с усовершенствованной РЛС Тайфун-М (НАТО «Твин Скан») и возможностью установки УПК-23-250 артиллерийской установки или Р-60 (АА). -8 «Тля») ракеты «воздух-воздух» малой дальности. Аэродинамические требования вынудили изменить конструкцию обтекателя, придав ему оживальную форму, в результате чего было получено новое отчетное название НАТО - «Флагон-Ф», хотя советское обозначение снова не изменилось. Аналогичный учебно-боевой самолет Су-15УМ (НАТО «Флагон-Г») появился с 1976 года . Последние Су-15УМ, последние выпущенные Су-15, сошли с конвейера в 1979 году .

Различные предложения ОКБ по модернизации Су-15 с лучшими двигателями и аэродинамикой для удовлетворения требований ВВС к дальнему тактическому истребителю были отклонены в пользу истребителя МиГ-23 .

Су-15 Флагон А
Сухой Су-15
Су-15 Флагон С
Су-15ТМ хранится в музее ВВС Украины в Виннице.
В Музее авиации аэропорта Жуляны , Киев, Украина.

Хотя многие компоненты Су-15 были аналогичны или идентичны предыдущим Су-9 и Су-11, включая характерный для Су-15 хвостовой воздушный тормоз фюзеляжа , на Су-15 отказались от носового воздухозаборника с ударным конусом впускного устройства в пользу боковых впускных аппарелей. с разделительными пластинами, питающими два мощных турбореактивных двигателя, первоначально Туманский Р-11Ф2С-300. Это изменение позволило разместить в носовой части мощный поисковый радар, первоначально РП-22 «Орел-Д» (по классификации НАТО «Skip Spin»). Ранний Су-15 («Флагон-А») имел чисто треугольное крыло, как и его предшественники, но, начиная с 11-й серийной серии, оно было заменено новым двухтреугольным крылом увеличенного размаха и площади с небольшим ограждением над каждым крылом. внешний пилон и обдуваемые закрылки для улучшения посадочных характеристик. Это сопровождалось новым хвостовым оперением большего угла и вертикальным килем уменьшенной высоты.

Су-15 имел максимальную скорость 2,5 Маха и скороподъемность 228 м/с (750 футов/с, 45 000 футов/мин), что является очень важным параметром для самолета-перехватчика . Скорость взлета и посадки была сравнительно высокой: взлетная скорость составляла 395 км/ч (245 миль в час) для первых самолетов «Флагон-А» с дельтавидным крылом и 370 км/ч (230 миль в час) для самолетов «Флагон» с более крупным крылом. -Ф'. Хотя органы управления были отзывчивыми и точными, самолет не прощал ошибок пилота.

Несмотря на свой мощный радар, Су-15, как и большинство советских перехватчиков до конца 1980-х годов, сильно зависел от средств наземного перехвата (GCI), когда самолеты наводились на цели с помощью наземных радиолокационных станций. Он был оснащен системой передачи данных «Лазурь-С» . [ 2 ] который передал пилоту инструкции выполнить перехват. Более поздние Су-15ТМ имели линию передачи данных «Воздух-1М» и САУ-58 ( система автоматического управления , ) способные осуществлять полностью автоматический перехват в режиме «автоматический» до последних моментов перехвата.

Основным вооружением Су-15 была Р-8/К-8 (АА-3 «Анаб»; позднее Р-98) ракета класса «воздух-воздух» . Ранние модели несли две ракеты, но «Флагон-Д» и более поздние версии могли нести четыре. Как и большинство советских ракет, Р-98 производилась как в инфракрасном, так и в полуактивном радиолокационном варианте самонаведения, и стандартной практикой была стрельба из орудий парами (одна полуактивная радиолокационная самонаводка, одна ИК-самонаведение), чтобы обеспечить наибольшую вероятность поражения. успешный хит. ИК-ракета обычно запускалась первой, чтобы предотвратить возможность захвата ИК-ракеты радиолокационной самонаводящейся ракетой. Более поздние модели «Флагон-Ф» часто несли по две ракеты Р-98 и одну или две пары ракет малой дальности Р-60 (АА-8 «Тля»). «Флагоны» поздних моделей также иногда несли на пилонах фюзеляжа пару 23-мм артиллерийских установок УПК-23-250, каждая из которых содержала двухствольную пушку ГШ-23Л .

Операционная история

[ редактировать ]

Су-15 составляли значительную часть перехватчиков В-ПВО и были предназначены для перехвата более легких целей, таких как американские B-52 и U-2 , а также британских бомбардировщиков V , оставляя более сложные цели, такие как XB- 70 и В-58 на более быстрый МиГ-25П. РЛС «Тайфун» Су-15ТМ была оптимизирована для противодействия, а не для дальности действия. Задача Су-15ТМ как перехватчика заключалась в полете на автопилоте, используя команды GCI, передаваемые по каналу передачи данных. РЛС будет включаться только при приближении перехватчика к цели, чтобы обеспечить параметры наведения РЛС самонаведения ракет К-8/Р-8/Р-98, большая мощность РЛС позволяет ей «прожигать» противника Сигналы ЕСМ. Если бы все остальное не помогло, версии К-8 с инфракрасным самонаведением предоставили бы последнюю возможность сбить нарушителя вместе с любыми артиллерийскими установками, которые мог нести Су-15.

Су-15 был оптимизирован для выполнения задач перехвата на большой высоте благодаря своей высокой скороподъемности и высокой скорости на большой высоте, но ему не хватало возможностей обзора и сбивания , даже с более сложным радаром «Тайфун» Су-15ТМ. В конечном итоге это привело к тому, что МиГ-23 П, который действительно имел возможность наблюдения и сбивания, стал предпочтительным активом В-ПВО, особенно после того, как НАТО перешло на тактику проникновения на малых высотах. Несмотря на это, Су-15 оставался важной частью В-ПВО до распада Советского Союза.

Как один из основных перехватчиков В-ПВО, Су-15 участвовал в нескольких атаках на иностранные самолеты, случайно пересекшие советское воздушное пространство:

  • В 1978 году рейс 902 Korean Air Lines вошел в советское воздушное пространство и был атакован над Мурманском самолетом ПВО Су-15. Хотя гражданский самолет пережил попадание ракеты, два пассажира погибли, а поврежденный самолет впоследствии совершил вынужденную посадку на замерзшее озеро.
  • В 1981 году советский Су-15 с базы в Грузии столкнулся с самолетом Canadair CL-44 авиакомпании Transporte Aéreo Rioplatense (TAP; аргентинская авиакомпания), в результате чего погибли три аргентинца и один британец, находившиеся на борту. Самолет TAP якобы перевозил оружие, тайно закупленное у Израиля Ираном , когда он якобы вторгся в советское воздушное пространство. Хотя некоторые авиационные эксперты считали столкновение случайным, советский пилот Су-15 утверждал, что его намеренно таранили. [ 3 ]
  • Во время инцидента с рейсом 007 авиакомпании Korean Air Lines в 1983 году южнокорейский Боинг-747 был обстрелян вблизи острова Монерон после того, как он вошел в ограниченное советское воздушное пространство, самолетом Су-15ТМ, базировавшимся на Сахалине , при этом поверхности управления Боинг-747 были отключены в качестве результате прямого попадания в хвост самолета. Затем поврежденный авиалайнер рухнул в Японское море у побережья Монерона, в результате чего погибли все 246 пассажиров и 23 члена экипажа.

Су-15 также приписывают сбитию пяти разведывательных аэростатов, посланных для шпионажа на советской территории в 1975 году.

Хотя Су-15 и производился в больших количествах (1290 экземпляров всех типов), он, как и другие высокочувствительные советские самолеты, никогда не экспортировался в страны Варшавского договора или другие страны из-за своих сложных систем. Сообщалось, что некоторые Су-15 находились в Египте в 1972 году, но использовались советскими экипажами. В какой-то момент Су-15 рассматривался для использования в качестве ударного истребителя, но оказался слишком специализированным в качестве перехватчика, чтобы его можно было использовать в этой роли.

После распада Советского Союза Су-15 был внезапно выведен из состава новых ВВС России в 1993 году в соответствии с Договором об обычных вооруженных силах в Европе . Большинство из них было поспешно списано в пользу более совершенных перехватчиков, в том числе Су-27 и МиГ-31 , но некоторые из них находятся в резерве для экстренного использования. На Украине последние Су-15 (в Краматорске и Бельбеке ) были выведены из эксплуатации в 1996 году.

Варианты

[ редактировать ]
Т-58
Прототип Су-15.
Су-15 ( Флагон-А )
Первая серийная версия.
Т-58ВД ( Флагон-Б )
Единственный прототип с тремя подъемными двигателями Колесова в центральной части фюзеляжа для обеспечения возможности взлета и посадки . Не массовое производство.
Су-15УТ ( Флагон-С )
Учебно-тренировочный вариант без РЛС и боеспособности, используется с 1970 года.
Су-15 ( Флагон-Д )
Версия с удлиненными законцовками крыла, выпускаемая с 1969 года.
Су-15Т ( Флагон-Э )
Версия с радаром «Волков Тайфун».
Су-15ТМ ( Флагон-Ф )
Усовершенствованный вариант Су-15Т с РЛС «Тайфун-М» и дополнительными аэродинамическими модификациями, используется с 1971 года. Новая конструкция обтекателя для улучшения характеристик РЛС.
Су-15УМ ( Флагон-Г )
Учебно-тренировочный вариант Су-15ТМ без РЛС, но боеспособный, построенный в 1976–1979 годах.
У-58УМ
Опытный образец Су-15УМ с РЛС «Тайфун-М», в серийное производство не поступил.
Су-15Ш
Предлагаемый сверхзвуковой штурмовик, предложенный в 1969 году. Не построен.
Су-15-30
Предлагается вариант совместного использования РЛС и ракет МиГ -25 ; не построен.
Су-15бис
Переоборудованный Су-15ТМ с двигателями Р-25-300 с форсажной тягой 69,9 кН (15 652 фунта) для улучшения характеристик; одобрен к серийному производству, но не построен из-за нехватки двигателей.
Су-19 (Т-58ПС)

Предлагается усовершенствованная версия с трехкатушечным ТРДД Туманский Р-67-300, каждый с форсажной тягой 78,44 кН. Су-19 будет иметь стрельчатое крыло, улучшенный комплекс авионики с новым радаром Look Down - сбить и дополнительными пилонами для ракет. Не построен.

В некоторых западных сообщениях указывается, что Су-15ТМ также получил обозначение Су-21 , а Су-15УМ — Су-21У . Эти сообщения, очевидно, неверны. Обозначение Су-21 было зарезервировано за Су-17М4, но так и не использовалось. [ 4 ]

Операторы

[ редактировать ]
 Советский Союз
 Россия
 Украина

Технические характеристики (Су-15ТМ)

[ редактировать ]
Чертеж Су-15 в 3-х видах

Данные Уилсона [ 6 ] airwar.ru, [ 7 ] Гордон [ 8 ]

Общие характеристики

  • Экипаж: 1
  • Длина: 19,56 м (64 фута 2 дюйма)
  • Размах крыльев: 9,43 м (30 футов 11 дюймов)
  • Высота: 4,84 м (15 футов 11 дюймов)
  • Площадь крыла: 36,6 м 2 (394 кв. футов)
  • Вес пустого: 10760 кг (23722 фунта)
  • Полная масса: 17 200 кг (37 920 фунтов)
  • Максимальный взлетный вес: 17 900 кг (39 463 фунта)
  • Силовая установка: 2 двигателя Туманский Р-13 Ф-300 турбореактивных с форсажной камерой , тяга 40,21 кН (9040 фунтов силы) каждый всухую, 70 кН (16000 фунтов силы) с форсажной камерой.

Производительность

  • Максимальная скорость: К-8 или двумя Р-60 2230 км/ч (1390 миль в час, 1200 узлов) с двумя ракетами класса «воздух-воздух» на высоте 12 000 м (39 000 футов).
  • Максимальная скорость: 2,1 Маха.
  • Дальность действия: 1380 км (860 миль, 750 миль)
  • Боевая дальность: 725 км (450 миль, 391 миль)
  • Перегоночная дальность: 1700 км (1100 миль, 920 миль)
  • Практический потолок: 18 100 м (59 400 футов)
  • пределы г: + 6,5
  • Скорость набора высоты: 228 м/с (44 900 футов/мин)
  • Нагрузка на крыло: 555 кг/м 2 (114 фунтов/кв. футов)

Вооружение

Авионика

  • РЛС : «Тайфун-М»
    • Диапазон обнаружения:
      • высоколетящие цели: 70 км
      • низколетящие цели: 15 км
    • Диапазон блокировки:
      • высоколетящие цели: 45 км
      • низколетящие цели: 10 км
    • Угловой диапазон:
      • по вертикали: +30°/-10°
      • горизонтально: +/- 70°

См. также

[ редактировать ]

Связанные разработки

Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи

Связанные списки

Цитаты
  1. ^ "Сухой Су-15" . www.airwar.ru .
  2. ^ Зеттлмойер, Райан. «Флакон Су-15» . Самолет Милавиа . Самолет Милавиа . Проверено 17 августа 2024 г.
  3. ^ «Кровавая граница» Джеймса Оберга . www.jamesoberg.com .
  4. ^ www.sukhoi.org. Архивировано 26 января 2008 г. на сайте Wayback Machine , домашний сайт Сухого.
  5. ^ Jump up to: а б «Су-15» . sukhoi.org. Архивировано из оригинала 29 октября 2017 года . Проверено 28 октября 2017 г.
  6. ^ Уилсон, Стюарт. Боевой самолет с 1945 года . Фишвик, Австралия: Aerospace Publications, 2000. с. 129. ISBN   1-875671-50-1 .
  7. ^ "Сухой Су-15ТМ" . www.airwar.ru .
  8. ^ Гордон, Ефим (2004). Перехватчики Сухого . МИДЛЕНД. стр. 76–77 , 98–105. ISBN  1-85780-180-6 .
Библиография
  • Бутовский, Петр и Панков, Валерий и Пономарьев, Вадим. Су-15 Флакон. Авиационные монографии №14 . Гданьск: AJ-Press, 1994 ( ISBN   83-86208-04-X ) (на польском языке).
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8c7b510d528c9b0d278bd01d08453af3__1722020940
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/8c/f3/8c7b510d528c9b0d278bd01d08453af3.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Sukhoi Su-15 - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)