Сухой Су-33
Су-33 | |
---|---|
![]() | |
ВМФ России. Су-33 | |
Роль | Авианосный истребитель завоевания превосходства в воздухе и многоцелевой истребитель |
Национальное происхождение | Советский Союз Россия |
Производитель | Сухой , Комсомольское-на-Амуре авиационное производственное объединение |
Первый полет | 17 августа 1987 г [ 1 ] |
Введение | 31 августа 1998 г. (официально) [ 2 ] |
Статус | В эксплуатации |
Основной пользователь | ВМФ России |
Произведено | 1987–1999 |
Количество построенных | ок. 22 серийных самолета |
Разработано на основе | Сухой Су-27 |
Варианты | Шэньян J-15 |
Су -33 ( русский : Сухой Су -33; кодовое название НАТО : Фланкер-Д ) — советский/российский всепогодный палубный двухмоторный истребитель завоевания превосходства в воздухе, разработанный компанией «Сухой» и производимый Комсомольским-на-Амуре авиационным заводом. Производственное объединение , созданное на базе Су-27 и первоначально известное как Су-27К . По сравнению с Су-27 Су-33 имеет усиленную ходовую часть и конструкцию, складные крылья и стабилизаторы , все для авианосных операций. У Су-33 есть оперение , а его крылья больше, чем у Су-27, что обеспечивает меньшую скорость сваливания. Су-33 имеет модернизированные двигатели и сдвоенное носовое колесо, а также возможность дозаправки в воздухе .
Впервые использован в боевых действиях в 1995 году на борту авианосца «Адмирал Кузнецов» . [ № 1 ] Официально истребитель поступил на вооружение в августе 1998 года, к этому времени уже использовалось обозначение «Су-33». После распада Советского Союза и последующего сокращения ВМФ России было выпущено всего 24 самолета. Попытки продаж в Китай и Индию провалились. Планируя вывести Су-33 из эксплуатации по истечении срока их службы, ВМФ России заказал МиГ-29К в качестве замены в 2009 году.
Разработка
[ редактировать ]Предыстория и происхождение
[ редактировать ]В 1970-е годы Як-38 , единственный в то время действующий палубный боевой самолет ВМФ СССР , оказался неспособным выполнять свою роль из-за ограниченной дальности полета и полезной нагрузки, что серьезно ограничивало возможности этого самолета. ВМФ СССР Авианосцы проекта 1143 . Было решено разработать более крупный и мощный авианосец, способный эксплуатировать самолеты короткого взлета и посадки. За период оценки было изучено несколько авианосцев; Авианосец проекта 1160 мог бы эксплуатировать МиГ-23 и Су-24 , но от него отказались из-за бюджетных ограничений. Затем усилия по проектированию были сосредоточены на авианосце проекта 1153 , на котором должны были разместиться Су-25 и предлагаемые МиГ-23К и Су-27К. Достаточное финансирование не было обеспечено, и ВМФ рассматривал возможность создания пятого, более крупного авианосца проекта 1143, модифицированного для использования Як-141 , МиГ-29К и Су-27К. [ 4 ] [ 5 ]
Для подготовки к действиям Су-27К и конкурента МиГ-29К на борту нового носителя продолжались работы по разработке паровой катапульты , аэрофинишера , оптической и радиотехнической систем десантирования. Обучение пилотов проходило в новом учреждении в Крыму НИТКА Авиационного научно-учебного комплекса. [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] В 1981 году советское правительство распорядилось отказаться от катапультной системы в рамках общего сокращения авианосцев проекта 1143.5 , которое также включало отмену пятого авианосца проекта 1143 и «Варяга» . На комплексе была установлена взлетная рампа, с которой будут осуществляться взлеты для обеспечения возможности полетов Су-27К и МиГ-29К с авианосцев. [ 7 ] И Сухой, и Микоян модифицировали свои прототипы, чтобы проверить взлетную рампу. Три самолета Су-10 (-3, -24 и -25) вместе с Су-27УБ использовались для взлета с моделируемой рампы. Первые из этих испытаний были проведены Николаем Садовниковым 28 августа 1982 года. Летные испытания показали необходимость изменения конструкции рампы, и она была модифицирована под профиль трамплина . [ 7 ]
Эскизное проектирование Су-27К началось в 1978 году. [ 4 ] 18 апреля 1984 года советское правительство поручило компании «Сухой» разработать истребитель ПВО; Микояну было приказано построить более легкий многоцелевой истребитель. [ 8 ] Вскоре началось полномасштабное проектирование Су-27К под названием «Т-10К» под руководством Константина Марбышева. Николай Садовников назначен Главным летчиком-испытателем ОКБ . К ноябрю 1984 года концептуальный проект прошел критическую экспертизу, а рабочий проект был завершен в 1986 году. Два прототипа были построены совместно с КнААПО в 1986–1987 годах. [ 5 ]
Тестирование
[ редактировать ]

Первый прототип Су-27К , пилотируемый Виктором Пугачевым , совершил первый полет 17 августа 1987 года на полигоне НИТКА; второй последовал 22 декабря. [ 5 ] Летные испытания продолжились в НИТКА, где Су-27К и МиГ-29К продемонстрировали и подтвердили возможность выполнения трамплинных операций. Пилоты также отработали посадку без бликов перед фактической посадкой на палубу авианосца. Прошло еще два года, прежде чем «Тбилиси» , впоследствии переименованный в «Адмирал Кузнецова» , покинул верфь. [ 1 ] [ 5 ]
Виктор Пугачев, пилотировавший второй Су-27К, стал первым россиянином, совершившим обычную посадку на борт авианосца 1 ноября 1989 года. [ 1 ] [ 9 ] Выяснилось, что дефлекторы реактивной струи авианосца находились слишком близко к соплам двигателей при поднятии на угол 60°; таким образом, импровизированное решение удерживало дефлекторы под углом 45 °. Однако, когда самолет находился перед ним дольше максимальных шести секунд, водопроводные трубы щита взорвались. Пилот Пугачев уменьшил обороты двигателя, в результате чего фиксаторы (блоки, удерживающие самолет от ускорения) втянулись, а истребитель двинулся вперед. Самолет был быстро остановлен; Позже Пугачев взлетел без использования дефлекторов и фиксаторов. С тех пор вертолет Ка-27ПС . поисково-спасательный в случае аварии рядом с авианосцем подлетал [ 10 ]
В течение следующего трехнедельного периода было совершено 227 боевых вылетов и 35 высадок на палубу. [ 1 ] После этого летные испытания продолжились, и 26 сентября 1991 года морские летчики приступили к испытаниям Су-27К; к 1994 году он успешно прошел государственные приемочные испытания. [ 7 ] В 1990–1991 годах было выпущено семь серийных самолетов. [ 1 ]
Дальнейшие разработки
[ редактировать ]Первая из двух известных модификаций Су-33 — двухместный Су-33УБ — совершила первый полет в апреле 1999 года. Самолет, пилотируемый Виктором Пугачевым и Сергеем Мельниковым, пролетел 40 минут вблизи аэропорта Раменское . Су-33УБ (первоначально называвшийся Су-27КУБ, «Корабельный учебно-боево », или «учебно-боевой авианосец») планировался как учебно-тренировочный, но с потенциалом выполнять и другие функции. [ 11 ] Заметные улучшения по сравнению с Су-33 включали переработанную носовую часть фюзеляжа и предкрылки, увеличенные крылья и стабилизаторы . [ 12 ]
Модернизация
[ редактировать ]
В 2010 году компания «Сухой» разработала модернизированную версию Су-33; Летные испытания начались в октябре 2010 года. [ 13 ] Этот модернизированный Су-33 должен был составить конкуренцию потенциальной китайской версии оригинального Су-33, Shenyang J-15 , и получить заказы от ВМФ России. [ 14 ] Основные модернизации самолета включали более мощные (132 кН, 29 800 фунтов силы) двигатели АЛ-31-Ф-М1 и увеличенный лафет вооружения; модернизация радара и вооружения в то время была невозможна из-за ограничений финансирования. [ 15 ] По словам военного писателя Ричарда Фишера, предполагалось, что дальнейшие модификации новой производственной партии будут включать радар с фазированной решеткой, тягу насадки наведения и противокорабельные ракеты большой дальности. [ 15 ]
В сентябре 2016 года было объявлено, что Су-33 будет оснащен новым прицельно-вычислительным комплексом СВП-24 российской компании «Гефест и Т», который позволит самолету применять неуправляемые бомбы с той же точностью, что и управляемые, что дает ему способность ударного бойца . [ нужна ссылка ] СВП -24 учитывает такие данные, как текущее местоположение самолета, параметры полета, данные о цели и параметры окружающей среды, и определяет оптимальную траекторию полета неуправляемых боеприпасов. [ 16 ] [ 17 ] Считается, что установка современных систем прицеливания позволит повысить возможности истребителей Су-33, приблизившись к уровню Су-30СМ . [ 18 ]
Второй этап модернизации предполагает установку более мощных двигателей и систем обнаружения, сообщил главком морской авиации генерал-майор Игорь Кожин. [ 19 ]
Дизайн
[ редактировать ]
Чтобы адаптировать исходный Су-27 для военно-морских операций, Сухой сначала включил усиленную конструкцию и ходовую часть, чтобы выдерживать большие нагрузки, возникающие при приземлении, особенно при быстром снижении и приземлении без вспышек (приземления, при которых самолет не «плавает» и замедляет свое снижение). скорость непосредственно перед приземлением). [ 20 ] Предкрылки передней кромки , флапероны и другие поверхности управления увеличены для обеспечения повышенной подъемной силы и маневренности на малых скоростях, хотя размах крыла остался неизменным. [ 21 ] Крылья оснащены двухщелевыми закрылками и подвесными опускающимися элеронами ; Всего доработки увеличивают площадь крыла на 10–12%. [ 20 ] Крылья и стабилизаторы модифицированы для складывания, чтобы максимально увеличить количество самолетов, которые может разместить авианосец, и облегчить перемещение по палубе. [ 20 ] На самолете установлены более мощные турбовентиляторные двигатели для увеличения тяговооруженности , а также станция дозаправки в воздухе . [ 20 ] Су-33 имеет спортивное переднее оперение , сокращающее взлетную дистанцию и улучшающее маневренность, но требующее изменения формы корневых удлинений передней кромки (LERX). [ 21 ] Задний обтекатель укорочен и изменен его форма, чтобы он не ударялся о палубу во время приземления с высоким альфа ( углом атаки ). [ 22 ]
По сравнению с конкурентом МиГ-29К максимальная взлетная масса Су-33 на 50% выше; Запас топлива увеличен более чем вдвое, что позволяет ему летать на 80% дальше на высоте (или на 33% на уровне моря). МиГ-29К может находиться на стоянке столько же времени, сколько Су-33, используя подвесные топливные баки, но это ограничивает его боекомплект. [ 23 ] Су-33 может летать со скоростью всего 240 км/ч (150 миль в час), для сравнения, МиГ-29К для эффективного управления необходимо поддерживать скорость минимум 250 км/ч (160 миль в час). [ 20 ] Однако МиГ-29К несет больше боеприпасов класса «воздух-земля», чем Су-33. [ 20 ] Су-33 дороже и физически крупнее МиГ-29К, что ограничивает количество самолетов, которые можно разместить на авианосце. [ 4 ] [ Н 2 ]
Су-33 несет управляемые ракеты типа Р-73 (четыре) и Р-27Э (шесть) на двенадцати узлах подвески, дополненные 150-зарядными 30-мм ГШ-30-1 . [ 20 ] [ 26 ] Он может нести целый ряд неуправляемых ракет, бомб и кассетных бомб для выполнения второстепенных задач класса «воздух-земля». [ 20 ] [ 26 ] Самолет может использоваться как в ночных, так и в дневных операциях на море. Предполагается, что используемый радар «Slot Back» плохо отслеживает несколько целей, что делает Су-33 зависимым от других радиолокационных платформ и самолетов бортовой системы предупреждения и управления (ДРЛО), таких как Ка-31. вертолет дальнего обнаружения . [ 22 ] Ракеты Р-27ЭМ способны перехватывать противокорабельные ракеты . Инфракрасная система поиска и слежения (IRST) расположена так, чтобы обеспечить лучшую видимость внизу. [ 21 ]
Операционная история
[ редактировать ]Советский Союз и Россия
[ редактировать ]
С распадом Советского Союза российский военно-морской флот был резко сокращен, а многие программы судостроения были остановлены. Если бы « Варяг» , «Орёл» и «Ульяновск» были введены в строй, всего было бы построено 72 серийных планера; система раннего предупреждения с воздуха и МиГ-29К также продолжили бы работу, а не отказались бы от нее. [ 7 ] На момент продажи «Варяга» Китаю было построено всего 24 экземпляра. [ 1 ]
Су-27К был представлен в середине 1990-х годов, а с декабря 1995 года по март 1996 года «Адмирал Кузнецов» совершал плавание в Средиземном море , имея на борту два Су-25УТГ , девять Ка-27 и 13 Су-27К. [ 2 ] [ 5 ] [ 28 ] Официально самолет поступил на вооружение 31 августа 1998 года под новым обозначением «Су-33». Первым подразделением, эксплуатирующим этот вариант, стал 279-й отдельный корабельно-штурмовой авиационный полк, базирующийся на Североморск-3. авиабазе [ 2 ] [ 29 ]
В 2009 году было объявлено, что ВМФ России закупит 24 МиГ-29К для замены своего парка из примерно 19 находящихся на вооружении Су-33, поставки которых должны быть завершены к 2015 году. [ 30 ] Однако в 2015 году начальник морской авиации генерал-майор Игорь Кожин объявил, что для пополнения нынешних сил будет сформирован второй истребительный полк, на вооружении которого будут использоваться МиГ-29К. Имеющиеся 19 Су-33 должны были быть отремонтированы для дальнейшего использования. [ 31 ] [ 32 ] В сентябре 2016 года как минимум шесть Су-33 были модернизированы системой прицеливания СВП-24 в рамках подготовки к боевому переброске в Сирию. [ 33 ]
В 2017 году Объединённая двигателестроительная корпорация объявила о возобновлении производства модернизированных двигателей АЛ-31Ф 3-й серии для всех оставшихся 18 истребителей Су-33. В том же году первая партия двигателей была передана заказчику. [ 34 ]
2015 г. Российская военная интервенция в Сирии
[ редактировать ]15 ноября 2016 г. в ходе широкомасштабной военной операции России против террористических группировок в Сирии Су-33 действовали с авианосца «Адмирал Кузнецов», приняв первое боевое применение этого типа, нанеся удары по объектам террористов ИГИЛ и «Ан-Нусра» в сирийском Идлибе и Провинция Хомс с высокоточными боеприпасами массой 500 кг. [ нужна ссылка ] Основными целями были склады боеприпасов, центры сбора и обучения, а также заводы по производству оружия. По данным Минобороны России , в результате ударов погибли не менее 30 боевиков, в том числе трое полевых командиров. [ нужна ссылка ]
5 декабря 2016 года Су-33 упал в Средиземное море из-за обрыва тормозного троса при второй попытке посадки самолета на борт авианосца. Пилот сумел катапультироваться и остался жив, не получив травм. [ 35 ] [ 36 ]
Неудачные ставки
[ редактировать ]На международном уровне Китайская Народная Республика была определена как возможный экспортный покупатель. Российский государственный экспортер вооружений «Рособоронэкспорт » ранее вел переговоры о заказе 50 самолетов на общую сумму 2,5 миллиарда долларов США. [ 37 ] Первоначально Китай приобрел бы два самолета на сумму 100 миллионов долларов для испытаний, а затем имел бы возможность приобрести еще 12–48 самолетов. Истребители предназначались для использования в молодой китайской программе авианосцев которой был бывший советский авианосец « Варяг» . , центральным элементом [ 38 ] [ 39 ]
На шестом авиасалоне в Чжухае в конце 2006 года генерал-лейтенант Александр Денисов публично подтвердил на пресс-конференции, что Китай обратился к России с просьбой о возможной покупке Су-33, и переговоры должны были начаться в 2007 году. 1 ноября 2006 года агентство новостей Синьхуа опубликовала на своем военном сайте информацию о том, что Китай планирует представить Су-33. [ 40 ] Ранее Китай получил лицензию на производство Су-27. [ нужна ссылка ]
Сухой работает над более совершенной версией Су-33К — разработкой, позволяющей интегрировать передовые технологии истребителей Су-35 в планер старого Су-33. [ 40 ] Однако опасения по поводу других намерений Китая возникли, когда стало известно, что Китай приобрел у Украины один из Т-10К, прототип Су-33, возможно, для изучения и обратного проектирования отечественной версии. [ 41 ] Утверждается, что различные самолеты частично произошли от Су-33, например Shenyang J-15 . [ 42 ] [ 43 ] Фотографии шэньянских авиаконструкторов, позирующих перед прототипом палубного истребителя Т-10К, убедительно свидетельствуют о том, что J-15 имеет прямое отношение к Т-10К. [ 44 ] [ ненадежный источник? ] Переговоры зашли в тупик, поскольку компания Shenyang Aircraft стремилась сократить российское содержание в самолетах, а «Сухой» хотел обеспечить уровень доходов от будущих модернизаций и модификаций J -11 . [ 41 ]
Индия также рассматривалась как еще один потенциальный оператор Су-33. ВМС Индии планировали приобрести Су-33 для своего авианосца INS Vikramaditya , отремонтированного советского адмирала Горшкова , который был продан Индии в 2004 году. [ 45 ] В конечном итоге выбор пал на МиГ-29К из-за устаревшей авионики Су-33. [ 12 ] [ 46 ] [ 47 ] Сообщается, что размер Су-33 привел к опасениям по поводу потенциальных трудностей с его эксплуатацией с индийских авианосцев, чего не разделял меньший по размеру МиГ-29К. [ 48 ] [ 49 ]
Варианты
[ редактировать ]- Су-27К
- Палубный вариант Су -27, предназначенный для проектов 1143.5 и 1160 (тяжелые авианосные крейсеры в советской классификации). авианосцев
- Су-27КИ
- Проект палубной версии Су-27, предназначенной для проектов 1143.5 и 1153 (тяжелые авианосные крейсеры в советской классификации). авианосцев
- Су-27КПП
- Проект двухместного палубного самолета радиоэлектронной борьбы .
- Су-27КРС
- Проект двухместного палубного самолета разведки и целеуказания.
- Су-27КТ/Су-27КТЗ
- Проект палубного самолета-заправщика.
- Су-27КУ
- Проект двухместного палубного учебно-тренировочного самолета.
- Су-27КШ
- Проект палубного штурмовика.
- Су-28К
- Проект двухместного палубного штурмовика.
- Су-28КРС
- Проект палубного самолета разведки и целеуказания на базе Су-28К.
- Су-29К
- Проект палубного самолета-перехватчика с возможностью нести большой дальности Р-33 . ракеты «воздух-воздух»
- Су-33
- Обозначение Су-27К после принятия на вооружение ВМФ России 31 августа 1998 года.
- Су-27КУБ/Су-33УБ/Су-33Д
- Двухместный учебно-боевой вариант на базе Су-27К и Су-27КУ с размещением рядного экипажа из двух человек. Построен один прототип.
Операторы
[ редактировать ]- ВМФ России - 18 Су-33 на вооружении по состоянию на 2022 год. [ 50 ]
- Российская морская авиация
- 279-й корабельно-штурмовой авиационный полк – Североморск-3 (авиабаза) , Мурманская область
- Российская морская авиация
Известные несчастные случаи
[ редактировать ]- 17 июля 2001 г.: Су-33 ВМФ России разбился во время авиашоу в Псковской области России. Пилот генерал-майор Тимур Апакидзе погиб в результате крушения. [ 51 ]
- 5 сентября 2005 г.: тормозной трос Су-33 ВМФ России оборвался после приземления на «Адмирала Кузнецова» в Северной Атлантике на высокой скорости. Пилот катапультировался и был восстановлен. Первоначально самолет планировалось уничтожить глубинными бомбами, чтобы не допустить возвращения секретного оборудования. [ 52 ] Однако этого не произошло, поскольку самолет не имел на борту чувствительного оборудования. [ 53 ] Аварию засняли на видео.
- 3 декабря 2016 г.: Су-33 на базе «Адмирала Кузнецова» разбился при второй попытке приземления после боевого вылета над Сирией. Пилот выжил, не пострадал и был немедленно восстановлен поисково-спасательными отрядами. [ 35 ] По данным Минобороны России, самолет пропал из-за разрыва тормозного троса. [ 54 ] После этого ВМФ России перебросил оставшиеся самолеты авианосца на авиабазу в Сирии для продолжения операций, пока вопрос с авианосцем не будет решен. [ 55 ]
Самолет на выставке
[ редактировать ]- Су-33 «70 красный» на выставке Комсомольского авиазавода в Комсомольске-на-Амуре . [ 56 ] [ 57 ]
- Су-33 на выставке в ОКБ Сухого в Москве . [ 58 ] [ 59 ]
Технические характеристики
[ редактировать ]Данные КнААПО, [ 60 ] Сухой, [ 26 ] [ 61 ] airforce-technology.com, [ 62 ] Гордон и Дэвисон, [ 63 ] Уильямс, [ 64 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 1
- Длина: 21,19 м (69 футов 6 дюймов)
- Размах крыльев: 14,7 м (48 футов 3 дюйма)
- Ширина: 7,40 м (24 фута 3 дюйма) со сложенным крылом
- Высота: 5,93 м (19 футов 5 дюймов)
- Площадь крыла: 67,84 м 2 (730,2 кв. футов)
- Вес пустого: 18 400 кг (40 565 фунтов)
- Полная масса: 29 940 кг (66 006 фунтов)
- Максимальный взлетный вес: 33 000 кг (72 753 фунта)
- Запас топлива: 9500 кг (20900 фунтов) внутренний [ 65 ]
- Силовая установка: 2 двигателя Сатурн АЛ-31Ф3 турбовентиляторных с форсажной камерой , тяга 74,5 кН (16 700 фунтов силы) каждый всухую, 125,5 кН (28 200 фунтов силы) с форсажной камерой.
Производительность
- Максимальная скорость: 2300 км/ч (1400 миль в час, 1200 узлов) на высоте 10 000 м (33 000 футов).
- Максимальная скорость: 2,17 Маха.
- Скорость сваливания: 240 км/ч (150 миль в час, 130 узлов)
- Дальность: 3000 км (1900 миль, 1600 миль)
- Практический потолок: 17 000 м (56 000 футов)
- г лимиты: + 8 [ 63 ]
- Скорость набора высоты: 246 м/с (48 400 футов/мин)
- Нагрузка на крыло: 483 кг/м 2 (99 фунтов/кв. футов)
- Тяга/вес : 0,83
- Посадочная скорость: 240 км/ч (150 миль в час; 130 узлов)
Вооружение
- Орудия: 1 × 30-мм Грязева-Шипунова ГШ-30-1 автопушка с боекомплектом 150 снарядов.
- Узлы подвески: 12 внешних точек подвески грузоподъемностью до 6500 кг (14 300 фунтов) боеприпасов, с приспособлениями для перевозки комбинаций:
- Ракеты:
- Ракеты:
- Бомбы:
- РБК-500 Кассетная бомба
- До 500 кг (1100 фунтов) бомб
- Ракеты:
Авионика
- Н001 Радар
- ОЭПС-27 Электрооптический комплекс прицеливания
- СВП-24 Система наведения боеприпасов
- Приемник радиолокационных предупреждений СПО-15
Заметные выступления в СМИ
[ редактировать ]Галерея
[ редактировать ]-
Сухой Су-33 стартует с корабля "Адмирал Кузнецов"
-
Су-33 взлетает с "Адмирал Кузнецов" авианосца
-
Тень Су-33
-
Нижний борт Су-33
-
Офицер ВМФ России объясняет свой самолет прибывшему офицеру ВМС США на кабине экипажа « Адмирала Кузнецова» , 7 января 1996 года.
-
Пилоты Су-33 во время церемонии перед полетом
-
Крыло Су-33 сложено, видно вооружение.
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ Официально «Адмирал Кузнецов » именуется «тяжёлым авианесущим крейсером» из-за его тяжелого вооружения класса «земля-земля» и «земля-воздух», а также способа обойти международный договор, запрещающий авианосцам плавать через акваторию. проливы Босфор и Дарданеллы . [ 3 ]
- ↑ Авторы по авиации Билл Ганстон и Ефим Гордон охарактеризовали отказ от МиГ-29К в пользу Су-33 как «удивительный», отметив, что Су-33 был более дорогим и неспособным запускать ракеты по надводным целям. [ 24 ] Однако некоторые аналитики высказали мнение, что МиГ-29К был лишь запасным вариантом, если Су-33 окажется слишком тяжелым для авианосных операций; и что Советский Военно-Морской Флот был заинтересован только в противовоздушной обороне флота, а не в ударных или атакующих возможностях. [ 25 ]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Уильямс 2002, с. 129.
- ^ Перейти обратно: а б с Уильямс 2002, с. 130.
- ^ Гордон 1999, стр. 70–71.
- ^ Перейти обратно: а б с д Уильямс 2002, с. 126.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж «Су-33: Историческая справка» . Сухой. Архивировано из оригинала 13 мая 2011 года . Проверено 2 июля 2011 г.
- ^ «Фланкер готов дать добро военно-морскому флоту» . Рейс Интернешнл . 146 (4429). Лондон: Reed Business Information: 16. 13–19 июля 1994 г. ISSN 0015-3710 . Архивировано из оригинала 5 октября 2013 года . Проверено 5 июля 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Иден 2004, с. 462.
- ^ Уильямс 2002, с. 127.
- ^ Гордон 1999, с. 80.
- ^ Гордон 1999, с. 66.
- ^ Велович, Александр (2–8 июня 1999 г.). «Двухместный морской фланкер летает» . Рейс Интернешнл . 155 (4679). Лондон: Деловая информация Reed: 17. ISSN 0015-3710 . Архивировано из оригинала 2 октября 2013 года . Проверено 2 октября 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б Уильямс 2002, с. 131.
- ^ ван Леувен, Марсель (7 октября 2010 г.). «Сухой» начинает летные испытания модернизированных истребителей Су-33 . Aviationnews.eu . Архивировано из оригинала 5 июля 2013 года . Проверено 2 июля 2011 г.
- ^ Фишер 2008, стр. 190–191.
- ^ Перейти обратно: а б Фишер 2008, с. 191.
- ^ «СВП-24» . deagel.com . Проверено 7 апреля 2019 г.
- ^ "ВМФ России ударит по террористам в Сирии с особой точностью" . iz.ru . 2 September 2016 . Retrieved 7 April 2019 .
- ^ «Морская авиация России модернизирует все истребители Су-33 до уровня Су-30СМ» . navyrecognition.com . 18 июля 2017 года . Проверено 7 апреля 2019 г.
- ^ "Палубные истребители Су-33 получат более мощные двигатели" . flot.com . 11 March 2019 . Retrieved 7 April 2019 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Уильямс 2002, с. 128.
- ^ Перейти обратно: а б с Копп, Карло (ноябрь 2004 г.). «Защитник Сухого» (PDF) . Австралийская авиация . Фишвик, столичная территория Австралии: Phantom Media. стр. 2–7. ISSN 0813-0876 . Архивировано из оригинала (PDF) 5 мая 2012 года . Проверено 3 июля 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б Иден 2004, с. 463.
- ^ Уильямс 2002, стр. 126, 128.
- ^ Ганстон и Гордон 1998, стр. 254.
- ^ Бангаш 2008, с. 281.
- ^ Перейти обратно: а б с «Су-33: Вооружение» . Сухой. Архивировано из оригинала 13 июня 2011 года . Проверено 4 июля 2011 г.
- ^ «США готовы спасти российских моряков» . Вашингтон Таймс . 11 января 1996 года . Проверено 3 июля 2011 г.
- ^ «Российский авианосец отправляется в Адриатику» . Рейс Интернешнл . 148 (4499). Лондон: Reed Business Information: 24. 22–28 ноября 1995 г. ISSN 0015-3710 . Архивировано из оригинала 5 октября 2013 года . Проверено 3 июля 2011 г.
- ^ «279-й отдельный корабельно-штурмовой авиационный полк» . ww2.dk . Проверено 12 января 2020 г.
- ^ «Новые истребители для адмирала Кузнецова» . barentsobserver.com . 25 сентября 2009 г. Архивировано из оригинала 7 июля 2011 г. Проверено 2 июля 2011 г.
- ^ «ВМФ России сформирует второй авианосный авиационный полк на базе МиГ-29К/КУБ» . navyrecognition.com . 26 августа 2015 года . Проверено 17 ноября 2015 г.
- ^ «В 2015 году морская авиация получит более 20 самолетов МиГ-29К» . Министерство обороны Российской Федерации . Проверено 17 ноября 2015 г.
- ^ « Морские фланкеры готовятся к походу в Сирию» . Combataircraft.keypublishing.com . 30 сентября 2016 года . Проверено 12 января 2020 г.
- ^ «Россия возобновляет производство двигателей для корабельных истребителей» . ТАСС . 28 июня 2017 г. Проверено 7 апреля 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Российский Су-33 разбился в Средиземном море при попытке приземлиться на авианосец «Кузнецов» . Авиационист . 5 декабря 2016 года . Проверено 5 декабря 2016 г.
- ^ Дженнингс, Гарет. «Адмирал Кузнецов теряет второй самолет при падении Су-33 в море» . Еженедельник защиты Джейн . Информационная группа Джейн . Проверено 7 декабря 2016 г.
- ^ «Россия поставит в Китай истребители Су-33» . Коммерсант . 23 октября 2006 г. Архивировано из оригинала 6 июня 2011 г. Проверено 2 июля 2011 г.
- ^ «Китай купит у России палубные истребители Су-33?» . Ежедневник оборонной промышленности . 25 ноября 2012 года . Проверено 9 апреля 2013 г.
- ^ Маркус, Джонатан (14 июня 2011 г.). «Китай расширяет военную мощь» . Новости Би-би-си . Архивировано из оригинала 21 августа 2013 года . Проверено 4 июля 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б Чанг, Андрей (25 марта 2009 г.). «Китай не может покупать истребители Сухого» . Юнайтед Пресс Интернэшнл . Проверено 2 июля 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б Фишер 2008, с. 190.
- ^ Говиндасами, Шива (22 июля 2010 г.). «ФАРНБОРО: Россия не обращает внимания на китайскую копию Су-33» . Ежедневные новости о полетах . Архивировано из оригинала 5 октября 2013 года . Проверено 9 апреля 2013 г.
Вместо этого источники в отрасли полагают, что она купила прототип Су-33 в Украине и начала использовать его в качестве прототипа для своей разработки, получившей обозначение Shenyang J-15.
- ^ Дэвид А., Фулгам; Свитман, Билл; Перретт, Брэдли (9 мая 2011 г.). «Тяжелый соперник». Неделя авиации и космических технологий . 173 (16). Нью-Йорк: МакГроу-Хилл: 35–37.
J-15 создан на базе J-11B, нелицензионной и адаптированной для Шэньяна версии Су-27 Flanker, и напоминает свой российский аналог, корабельный Су-33...
- ^ «Истребитель J-15 на базе прототипа Т-10К» . 27 сентября 2011 г. Архивировано из оригинала 29 июля 2011 г. Проверено 4 июля 2011 г.
- ^ «Индия владеет адмиралом Горшковым: главком ВМФ» . Таймс оф Индия . 3 декабря 2007 г. Архивировано из оригинала 4 октября 2013 г. Проверено 3 июля 2011 г.
- ^ Велович, Александр (13–19 октября 1999 г.). «Индия близка к аренде российской системы ДРЛО» . Рейс Интернешнл . 156 (4698). Лондон: Деловая информация Reed: 5. ISSN 0015-3710 . Архивировано из оригинала 2 октября 2013 года . Проверено 2 октября 2013 г.
- ^ «ВМС Индии пополнят свой флот четырьмя «летальными» МиГ-29К» . Экономические времена . 19 февраля 2010 года. Архивировано из оригинала 4 октября 2013 года . Проверено 3 июля 2011 г.
- ^ Конли 2001, с. 69.
- ^ Дубей, Аджит К. (19 февраля 2010 г.). «Истребители МиГ-29К приняты в состав ВМФ» . Перспективы . Архивировано из оригинала 4 октября 2013 года . Проверено 9 апреля 2013 г.
- ^ Международный институт стратегических исследований (IISS) (2022 г.). «Военный баланс 2022». Военный баланс .
- ^ «Коротко о новостях» . «Москва Таймс» . 18 июля 2001 г. Архивировано из оригинала 30 мая 2012 г. Проверено 26 июля 2011 г.
- ^ «Лучший в мире военно-морской фланкер Су-33 разбился в Северной Атлантике» . Правда . 6 сентября 2005 г. Архивировано из оригинала 7 октября 2012 г. Проверено 26 июля 2011 г.
- ^ "Затонувший Су-33 бомбить не будут - он разрушится сам" . Lenta.ru . 7 September 2005 . Retrieved 11 April 2013 .
- ^ "Минобороны: Су-33 разбился при посадке на "Адмирала Кузнецова" " . BBC Russian Service . 5 December 2016 . Retrieved 5 December 2016 .
- ^ «Российские боевые самолеты будут действовать с авиабазы в Сирии после неисправности при посадке авианосца» . Defense World.net. 6 декабря 2016 года . Проверено 6 декабря 2016 г.
- ^ "Торжественное открытие памятника Су-33" . Komsomolsk-on-Amur Aircraft Plant . 11 July 2013 . Retrieved 12 January 2020 .
- ^ "Вячеслав Шпорт принял участие в открытии памятника Су-33 на территории Комсомольского авиазавода" . kmscity.ru . 17 July 2013 . Retrieved 12 January 2020 .
- ^ "Открытие монумента истребителя Су-33" . Sukhoi . 19 September 2019 . Retrieved 12 January 2020 .
- ^ "В Москве установили монумент палубному истребителю Су-33" . TASS . 20 September 2019 . Retrieved 12 January 2020 .
- ^ «Сухой Су-33» . КнААПО. Архивировано из оригинала 16 июля 2011 года . Проверено 2 июля 2011 г.
- ^ «Исполнение самолета Су-33» . Сухой. Архивировано из оригинала 23 января 2007 года . Проверено 2 июля 2011 г.
- ^ «Истребитель Су-33, Россия: основные факты» . Airforce-technology.com. Архивировано из оригинала 28 июля 2011 года . Проверено 10 июля 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б Гордон и Дэвисон 2006, стр. 92, 95–96.
- ^ Уильямс 2002, с. 138.
- ^ «Су-33» . Объединенная авиастроительная корпорация .
Библиография
[ редактировать ]- Бангаш, МГХ (2009). Удар, удар и взрыв: структурный анализ и проектирование . Нью-Йорк: Спрингер . ISBN 978-3-540-77067-1 . OCLC 314175998 .
- Конли, Джером М. (2001). Индийско-российское военное и ядерное сотрудничество: уроки и варианты политики США в Южной Азии . Айдахо-Фолс, Индиана: Lexington Books. ISBN 0-7391-0217-6 . OCLC 44818532 .
- Иден, Пол, изд. (2004). Энциклопедия современных военных самолетов . Лондон: Янтарные книги. ISBN 1-904687-84-9 . OCLC 57452613 .
- Фишер, Ричард Д. (2008). Военная модернизация Китая: создание регионального и глобального охвата . Вестпорт, Коннектикут: Издательская группа Greenwood. ISBN 978-0-275-99486-0 . OCLC 221153853 .
- Гордон, Ефим (1999). Сухой Су-27 «Фланкер»: истребитель завоевания превосходства в воздухе . Лондон: Издательство Airlife. ISBN 1-84037-029-7 . OCLC 40588052 .
- Гордон, Ефим; Дэвисон, Питер (2006). Сухой Су-27 Фланкер . Боевые Птицы Тех. Том. 42. Северный филиал, Миннесота: Specialty Press. ISBN 1-58007-091-4 . ОСЛК 70690625 .
- Ганстон, Билл; Гордон, Ефим (1998). Самолеты МиГ с 1937 года . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-55750-541-1 . OCLC 39646216 .
- Уильямс, Мел, изд. (2002). «Сухой 'Супер Фланкерс' ». Суперистребители: новое поколение боевых самолетов . Норуолк, Коннектикут: AIRtime Publishing. ISBN 1-880588-53-6 . OCLC 51213421 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]