Jump to content

Сухой Су-33

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.

Су-33
ВМФ России. Су-33
Роль Авианосный истребитель завоевания превосходства в воздухе и многоцелевой истребитель
Национальное происхождение Советский Союз
Россия
Производитель Сухой , Комсомольское-на-Амуре авиационное производственное объединение
Первый полет 17 августа 1987 г .; 36 лет назад ( 17 августа 1987 ) [ 1 ]
Введение 31 августа 1998 г. (официально) [ 2 ]
Статус В эксплуатации
Основной пользователь ВМФ России
Произведено 1987–1999
Количество построенных ок. 22 серийных самолета
Разработано на основе Сухой Су-27
Варианты Шэньян J-15

Су -33 ( русский : Сухой Су -33; кодовое название НАТО : Фланкер-Д ) — советский/российский всепогодный палубный двухмоторный истребитель завоевания превосходства в воздухе, разработанный компанией «Сухой» и производимый Комсомольским-на-Амуре авиационным заводом. Производственное объединение , созданное на базе Су-27 и первоначально известное как Су-27К . По сравнению с Су-27 Су-33 имеет усиленную ходовую часть и конструкцию, складные крылья и стабилизаторы , все для авианосных операций. У Су-33 есть оперение , а его крылья больше, чем у Су-27, что обеспечивает меньшую скорость сваливания. Су-33 имеет модернизированные двигатели и сдвоенное носовое колесо, а также возможность дозаправки в воздухе .

Впервые использован в боевых действиях в 1995 году на борту авианосца «Адмирал Кузнецов» . [ № 1 ] Официально истребитель поступил на вооружение в августе 1998 года, к этому времени уже использовалось обозначение «Су-33». После распада Советского Союза и последующего сокращения ВМФ России было выпущено всего 24 самолета. Попытки продаж в Китай и Индию провалились. Планируя вывести Су-33 из эксплуатации по истечении срока их службы, ВМФ России заказал МиГ-29К в качестве замены в 2009 году.

Разработка

[ редактировать ]

Предыстория и происхождение

[ редактировать ]

В 1970-е годы Як-38 , единственный в то время действующий палубный боевой самолет ВМФ СССР , оказался неспособным выполнять свою роль из-за ограниченной дальности полета и полезной нагрузки, что серьезно ограничивало возможности этого самолета. ВМФ СССР Авианосцы проекта 1143 . Было решено разработать более крупный и мощный авианосец, способный эксплуатировать самолеты короткого взлета и посадки. За период оценки было изучено несколько авианосцев; Авианосец проекта 1160 мог бы эксплуатировать МиГ-23 и Су-24 , но от него отказались из-за бюджетных ограничений. Затем усилия по проектированию были сосредоточены на авианосце проекта 1153 , на котором должны были разместиться Су-25 и предлагаемые МиГ-23К и Су-27К. Достаточное финансирование не было обеспечено, и ВМФ рассматривал возможность создания пятого, более крупного авианосца проекта 1143, модифицированного для использования Як-141 , МиГ-29К и Су-27К. [ 4 ] [ 5 ]

Для подготовки к действиям Су-27К и конкурента МиГ-29К на борту нового носителя продолжались работы по разработке паровой катапульты , аэрофинишера , оптической и радиотехнической систем десантирования. Обучение пилотов проходило в новом учреждении в Крыму НИТКА Авиационного научно-учебного комплекса. [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] В 1981 году советское правительство распорядилось отказаться от катапультной системы в рамках общего сокращения авианосцев проекта 1143.5 , которое также включало отмену пятого авианосца проекта 1143 и «Варяга» . На комплексе была установлена ​​взлетная рампа, с которой будут осуществляться взлеты для обеспечения возможности полетов Су-27К и МиГ-29К с авианосцев. [ 7 ] И Сухой, и Микоян модифицировали свои прототипы, чтобы проверить взлетную рампу. Три самолета Су-10 (-3, -24 и -25) вместе с Су-27УБ использовались для взлета с моделируемой рампы. Первые из этих испытаний были проведены Николаем Садовниковым 28 августа 1982 года. Летные испытания показали необходимость изменения конструкции рампы, и она была модифицирована под профиль трамплина . [ 7 ]

Эскизное проектирование Су-27К началось в 1978 году. [ 4 ] 18 апреля 1984 года советское правительство поручило компании «Сухой» разработать истребитель ПВО; Микояну было приказано построить более легкий многоцелевой истребитель. [ 8 ] Вскоре началось полномасштабное проектирование Су-27К под названием «Т-10К» под руководством Константина Марбышева. Николай Садовников назначен Главным летчиком-испытателем ОКБ . К ноябрю 1984 года концептуальный проект прошел критическую экспертизу, а рабочий проект был завершен в 1986 году. Два прототипа были построены совместно с КнААПО в 1986–1987 годах. [ 5 ]

Тестирование

[ редактировать ]
Вид сзади по левому борту: бело-голубые реактивные самолеты выстраиваются в ряд на палубе авианосца, готовясь к взлету. За самолетом установлен дефлектор реактивной струи. Трое мужчин в ярко-оранжевых флуоресцентных футболках стоят под правым крылом самолета.
Су-33 готовится к взлету с борта "Адмирала Кузнецова" в Баренцевом море во время визита президента России Дмитрия Медведева.
Су-33 приземляется на "Адмирал Кузнецов". авианосец

Первый прототип Су-27К , пилотируемый Виктором Пугачевым , совершил первый полет 17 августа 1987 года на полигоне НИТКА; второй последовал 22 декабря. [ 5 ] Летные испытания продолжились в НИТКА, где Су-27К и МиГ-29К продемонстрировали и подтвердили возможность выполнения трамплинных операций. Пилоты также отработали посадку без бликов перед фактической посадкой на палубу авианосца. Прошло еще два года, прежде чем «Тбилиси» , впоследствии переименованный в «Адмирал Кузнецова» , покинул верфь. [ 1 ] [ 5 ]

Виктор Пугачев, пилотировавший второй Су-27К, стал первым россиянином, совершившим обычную посадку на борт авианосца 1 ноября 1989 года. [ 1 ] [ 9 ] Выяснилось, что дефлекторы реактивной струи авианосца находились слишком близко к соплам двигателей при поднятии на угол 60°; таким образом, импровизированное решение удерживало дефлекторы под углом 45 °. Однако, когда самолет находился перед ним дольше максимальных шести секунд, водопроводные трубы щита взорвались. Пилот Пугачев уменьшил обороты двигателя, в результате чего фиксаторы (блоки, удерживающие самолет от ускорения) втянулись, а истребитель двинулся вперед. Самолет был быстро остановлен; Позже Пугачев взлетел без использования дефлекторов и фиксаторов. С тех пор вертолет Ка-27ПС . поисково-спасательный в случае аварии рядом с авианосцем подлетал [ 10 ]

В течение следующего трехнедельного периода было совершено 227 боевых вылетов и 35 высадок на палубу. [ 1 ] После этого летные испытания продолжились, и 26 сентября 1991 года морские летчики приступили к испытаниям Су-27К; к 1994 году он успешно прошел государственные приемочные испытания. [ 7 ] В 1990–1991 годах было выпущено семь серийных самолетов. [ 1 ]

Дальнейшие разработки

[ редактировать ]

Первая из двух известных модификаций Су-33 — двухместный Су-33УБ — совершила первый полет в апреле 1999 года. Самолет, пилотируемый Виктором Пугачевым и Сергеем Мельниковым, пролетел 40 минут вблизи аэропорта Раменское . Су-33УБ (первоначально называвшийся Су-27КУБ, «Корабельный учебно-боево », или «учебно-боевой авианосец») планировался как учебно-тренировочный, но с потенциалом выполнять и другие функции. [ 11 ] Заметные улучшения по сравнению с Су-33 включали переработанную носовую часть фюзеляжа и предкрылки, увеличенные крылья и стабилизаторы . [ 12 ]

Модернизация

[ редактировать ]
Кабина Су-33.

В 2010 году компания «Сухой» разработала модернизированную версию Су-33; Летные испытания начались в октябре 2010 года. [ 13 ] Этот модернизированный Су-33 должен был составить конкуренцию потенциальной китайской версии оригинального Су-33, Shenyang J-15 , и получить заказы от ВМФ России. [ 14 ] Основные модернизации самолета включали более мощные (132 кН, 29 800 фунтов силы) двигатели АЛ-31-Ф-М1 и увеличенный лафет вооружения; модернизация радара и вооружения в то время была невозможна из-за ограничений финансирования. [ 15 ] По словам военного писателя Ричарда Фишера, предполагалось, что дальнейшие модификации новой производственной партии будут включать радар с фазированной решеткой, тягу насадки наведения и противокорабельные ракеты большой дальности. [ 15 ]

В сентябре 2016 года было объявлено, что Су-33 будет оснащен новым прицельно-вычислительным комплексом СВП-24 российской компании «Гефест и Т», который позволит самолету применять неуправляемые бомбы с той же точностью, что и управляемые, что дает ему способность ударного бойца . [ нужна ссылка ] СВП -24 учитывает такие данные, как текущее местоположение самолета, параметры полета, данные о цели и параметры окружающей среды, и определяет оптимальную траекторию полета неуправляемых боеприпасов. [ 16 ] [ 17 ] Считается, что установка современных систем прицеливания позволит повысить возможности истребителей Су-33, приблизившись к уровню Су-30СМ . [ 18 ]

Второй этап модернизации предполагает установку более мощных двигателей и систем обнаружения, сообщил главком морской авиации генерал-майор Игорь Кожин. [ 19 ]

Вид истребителя сзади под углом, хорошо видны двигатели. Над двигателями расположены два нескошенных вертикальных стабилизатора; крылья и горизонтальные стабилизаторы сложены
Вид Су-33 сзади/правого борта, под укороченным хвостовым «стингером» виден тормозной крюк.

Чтобы адаптировать исходный Су-27 для военно-морских операций, Сухой сначала включил усиленную конструкцию и ходовую часть, чтобы выдерживать большие нагрузки, возникающие при приземлении, особенно при быстром снижении и приземлении без вспышек (приземления, при которых самолет не «плавает» и замедляет свое снижение). скорость непосредственно перед приземлением). [ 20 ] Предкрылки передней кромки , флапероны и другие поверхности управления увеличены для обеспечения повышенной подъемной силы и маневренности на малых скоростях, хотя размах крыла остался неизменным. [ 21 ] Крылья оснащены двухщелевыми закрылками и подвесными опускающимися элеронами ; Всего доработки увеличивают площадь крыла на 10–12%. [ 20 ] Крылья и стабилизаторы модифицированы для складывания, чтобы максимально увеличить количество самолетов, которые может разместить авианосец, и облегчить перемещение по палубе. [ 20 ] На самолете установлены более мощные турбовентиляторные двигатели для увеличения тяговооруженности , а также станция дозаправки в воздухе . [ 20 ] Су-33 имеет спортивное переднее оперение , сокращающее взлетную дистанцию ​​и улучшающее маневренность, но требующее изменения формы корневых удлинений передней кромки (LERX). [ 21 ] Задний обтекатель укорочен и изменен его форма, чтобы он не ударялся о палубу во время приземления с высоким альфа ( углом атаки ). [ 22 ]

По сравнению с конкурентом МиГ-29К максимальная взлетная масса Су-33 на 50% выше; Запас топлива увеличен более чем вдвое, что позволяет ему летать на 80% дальше на высоте (или на 33% на уровне моря). МиГ-29К может находиться на стоянке столько же времени, сколько Су-33, используя подвесные топливные баки, но это ограничивает его боекомплект. [ 23 ] Су-33 может летать со скоростью всего 240 км/ч (150 миль в час), для сравнения, МиГ-29К для эффективного управления необходимо поддерживать скорость минимум 250 км/ч (160 миль в час). [ 20 ] Однако МиГ-29К несет больше боеприпасов класса «воздух-земля», чем Су-33. [ 20 ] Су-33 дороже и физически крупнее МиГ-29К, что ограничивает количество самолетов, которые можно разместить на авианосце. [ 4 ] [ Н 2 ]

Су-33 несет управляемые ракеты типа Р-73 (четыре) и Р-27Э (шесть) на двенадцати узлах подвески, дополненные 150-зарядными 30-мм ГШ-30-1 . [ 20 ] [ 26 ] Он может нести целый ряд неуправляемых ракет, бомб и кассетных бомб для выполнения второстепенных задач класса «воздух-земля». [ 20 ] [ 26 ] Самолет может использоваться как в ночных, так и в дневных операциях на море. Предполагается, что используемый радар «Slot Back» плохо отслеживает несколько целей, что делает Су-33 зависимым от других радиолокационных платформ и самолетов бортовой системы предупреждения и управления (ДРЛО), таких как Ка-31. вертолет дальнего обнаружения . [ 22 ] Ракеты Р-27ЭМ способны перехватывать противокорабельные ракеты . Инфракрасная система поиска и слежения (IRST) расположена так, чтобы обеспечить лучшую видимость внизу. [ 21 ]

Операционная история

[ редактировать ]

Советский Союз и Россия

[ редактировать ]
Голубой и синий реактивные самолеты на палубе авианосца, рядом стоит группа мужчин. За самолетом находится корабельный остров
Су-33 на борту "Адмирала Кузнецова" в 1996 году. Моряки ВМС США с авианосца " Сан-Хасинто" посещают авианосец. [ 27 ]

С распадом Советского Союза российский военно-морской флот был резко сокращен, а многие программы судостроения были остановлены. Если бы « Варяг» , «Орёл» и «Ульяновск» были введены в строй, всего было бы построено 72 серийных планера; система раннего предупреждения с воздуха и МиГ-29К также продолжили бы работу, а не отказались бы от нее. [ 7 ] На момент продажи «Варяга» Китаю было построено всего 24 экземпляра. [ 1 ]

Су-27К был представлен в середине 1990-х годов, а с декабря 1995 года по март 1996 года «Адмирал Кузнецов» совершал плавание в Средиземном море , имея на борту два Су-25УТГ , девять Ка-27 и 13 Су-27К. [ 2 ] [ 5 ] [ 28 ] Официально самолет поступил на вооружение 31 августа 1998 года под новым обозначением «Су-33». Первым подразделением, эксплуатирующим этот вариант, стал 279-й отдельный корабельно-штурмовой авиационный полк, базирующийся на Североморск-3. авиабазе [ 2 ] [ 29 ]

В 2009 году было объявлено, что ВМФ России закупит 24 МиГ-29К для замены своего парка из примерно 19 находящихся на вооружении Су-33, поставки которых должны быть завершены к 2015 году. [ 30 ] Однако в 2015 году начальник морской авиации генерал-майор Игорь Кожин объявил, что для пополнения нынешних сил будет сформирован второй истребительный полк, на вооружении которого будут использоваться МиГ-29К. Имеющиеся 19 Су-33 должны были быть отремонтированы для дальнейшего использования. [ 31 ] [ 32 ] В сентябре 2016 года как минимум шесть Су-33 были модернизированы системой прицеливания СВП-24 в рамках подготовки к боевому переброске в Сирию. [ 33 ]

В 2017 году Объединённая двигателестроительная корпорация объявила о возобновлении производства модернизированных двигателей АЛ-31Ф 3-й серии для всех оставшихся 18 истребителей Су-33. В том же году первая партия двигателей была передана заказчику. [ 34 ]

2015 г. Российская военная интервенция в Сирии

[ редактировать ]
Летчики морской авиации России возвращаются на авиабазу Североморск-3 после сирийской операции

15 ноября 2016 г. в ходе широкомасштабной военной операции России против террористических группировок в Сирии Су-33 действовали с авианосца «Адмирал Кузнецов», приняв первое боевое применение этого типа, нанеся удары по объектам террористов ИГИЛ и «Ан-Нусра» в сирийском Идлибе и Провинция Хомс с высокоточными боеприпасами массой 500 кг. [ нужна ссылка ] Основными целями были склады боеприпасов, центры сбора и обучения, а также заводы по производству оружия. По данным Минобороны России , в результате ударов погибли не менее 30 боевиков, в том числе трое полевых командиров. [ нужна ссылка ]

5 декабря 2016 года Су-33 упал в Средиземное море из-за обрыва тормозного троса при второй попытке посадки самолета на борт авианосца. Пилот сумел катапультироваться и остался жив, не получив травм. [ 35 ] [ 36 ]

Неудачные ставки

[ редактировать ]

На международном уровне Китайская Народная Республика была определена как возможный экспортный покупатель. Российский государственный экспортер вооружений «Рособоронэкспорт » ранее вел переговоры о заказе 50 самолетов на общую сумму 2,5 миллиарда долларов США. [ 37 ] Первоначально Китай приобрел бы два самолета на сумму 100 миллионов долларов для испытаний, а затем имел бы возможность приобрести еще 12–48 самолетов. Истребители предназначались для использования в молодой китайской программе авианосцев которой был бывший советский авианосец « Варяг» . , центральным элементом [ 38 ] [ 39 ]

На шестом авиасалоне в Чжухае в конце 2006 года генерал-лейтенант Александр Денисов публично подтвердил на пресс-конференции, что Китай обратился к России с просьбой о возможной покупке Су-33, и переговоры должны были начаться в 2007 году. 1 ноября 2006 года агентство новостей Синьхуа опубликовала на своем военном сайте информацию о том, что Китай планирует представить Су-33. [ 40 ] Ранее Китай получил лицензию на производство Су-27. [ нужна ссылка ]

Сухой работает над более совершенной версией Су-33К — разработкой, позволяющей интегрировать передовые технологии истребителей Су-35 в планер старого Су-33. [ 40 ] Однако опасения по поводу других намерений Китая возникли, когда стало известно, что Китай приобрел у Украины один из Т-10К, прототип Су-33, возможно, для изучения и обратного проектирования отечественной версии. [ 41 ] Утверждается, что различные самолеты частично произошли от Су-33, например Shenyang J-15 . [ 42 ] [ 43 ] Фотографии шэньянских авиаконструкторов, позирующих перед прототипом палубного истребителя Т-10К, убедительно свидетельствуют о том, что J-15 имеет прямое отношение к Т-10К. [ 44 ] [ ненадежный источник? ] Переговоры зашли в тупик, поскольку компания Shenyang Aircraft стремилась сократить российское содержание в самолетах, а «Сухой» хотел обеспечить уровень доходов от будущих модернизаций и модификаций J -11 . [ 41 ]

Индия также рассматривалась как еще один потенциальный оператор Су-33. ВМС Индии планировали приобрести Су-33 для своего авианосца INS Vikramaditya , отремонтированного советского адмирала Горшкова , который был продан Индии в 2004 году. [ 45 ] В конечном итоге выбор пал на МиГ-29К из-за устаревшей авионики Су-33. [ 12 ] [ 46 ] [ 47 ] Сообщается, что размер Су-33 привел к опасениям по поводу потенциальных трудностей с его эксплуатацией с индийских авианосцев, чего не разделял меньший по размеру МиГ-29К. [ 48 ] [ 49 ]

Варианты

[ редактировать ]
Су-27К
Палубный вариант Су -27, предназначенный для проектов 1143.5 и 1160 (тяжелые авианосные крейсеры в советской классификации). авианосцев
Су-27КИ
Проект палубной версии Су-27, предназначенной для проектов 1143.5 и 1153 (тяжелые авианосные крейсеры в советской классификации). авианосцев
Су-27КПП
Проект двухместного палубного самолета радиоэлектронной борьбы .
Су-27КРС
Проект двухместного палубного самолета разведки и целеуказания.
Су-27КТ/Су-27КТЗ
Проект палубного самолета-заправщика.
Су-27КУ
Проект двухместного палубного учебно-тренировочного самолета.
Су-27КШ
Проект палубного штурмовика.
Су-28К
Проект двухместного палубного штурмовика.
Су-28КРС
Проект палубного самолета разведки и целеуказания на базе Су-28К.
Су-29К
Проект палубного самолета-перехватчика с возможностью нести большой дальности Р-33 . ракеты «воздух-воздух»
Су-33
Обозначение Су-27К после принятия на вооружение ВМФ России 31 августа 1998 года.
Су-27КУБ/Су-33УБ/Су-33Д
Двухместный учебно-боевой вариант на базе Су-27К и Су-27КУ с размещением рядного экипажа из двух человек. Построен один прототип.

Операторы

[ редактировать ]
 Россия

Известные несчастные случаи

[ редактировать ]
  • 17 июля 2001 г.: Су-33 ВМФ России разбился во время авиашоу в Псковской области России. Пилот генерал-майор Тимур Апакидзе погиб в результате крушения. [ 51 ]
  • 5 сентября 2005 г.: тормозной трос Су-33 ВМФ России оборвался после приземления на «Адмирала Кузнецова» в Северной Атлантике на высокой скорости. Пилот катапультировался и был восстановлен. Первоначально самолет планировалось уничтожить глубинными бомбами, чтобы не допустить возвращения секретного оборудования. [ 52 ] Однако этого не произошло, поскольку самолет не имел на борту чувствительного оборудования. [ 53 ] Аварию засняли на видео.
  • 3 декабря 2016 г.: Су-33 на базе «Адмирала Кузнецова» разбился при второй попытке приземления после боевого вылета над Сирией. Пилот выжил, не пострадал и был немедленно восстановлен поисково-спасательными отрядами. [ 35 ] По данным Минобороны России, самолет пропал из-за разрыва тормозного троса. [ 54 ] После этого ВМФ России перебросил оставшиеся самолеты авианосца на авиабазу в Сирии для продолжения операций, пока вопрос с авианосцем не будет решен. [ 55 ]

Самолет на выставке

[ редактировать ]

Технические характеристики

[ редактировать ]

Данные КнААПО, [ 60 ] Сухой, [ 26 ] [ 61 ] airforce-technology.com, [ 62 ] Гордон и Дэвисон, [ 63 ] Уильямс, [ 64 ]

Общие характеристики

  • Экипаж: 1
  • Длина: 21,19 м (69 футов 6 дюймов)
  • Размах крыльев: 14,7 м (48 футов 3 дюйма)
  • Ширина: 7,40 м (24 фута 3 дюйма) со сложенным крылом
  • Высота: 5,93 м (19 футов 5 дюймов)
  • Площадь крыла: 67,84 м 2 (730,2 кв. футов)
  • Вес пустого: 18 400 кг (40 565 фунтов)
  • Полная масса: 29 940 кг (66 006 фунтов)
  • Максимальный взлетный вес: 33 000 кг (72 753 фунта)
  • Запас топлива: 9500 кг (20900 фунтов) внутренний [ 65 ]
  • Силовая установка: 2 двигателя Сатурн АЛ-31Ф3 турбовентиляторных с форсажной камерой , тяга 74,5 кН (16 700 фунтов силы) каждый всухую, 125,5 кН (28 200 фунтов силы) с форсажной камерой.

Производительность

  • Максимальная скорость: 2300 км/ч (1400 миль в час, 1200 узлов) на высоте 10 000 м (33 000 футов).
  • Максимальная скорость: 2,17 Маха.
  • Скорость сваливания: 240 км/ч (150 миль в час, 130 узлов)
  • Дальность: 3000 км (1900 миль, 1600 миль)
  • Практический потолок: 17 000 м (56 000 футов)
  • г лимиты: + 8 [ 63 ]
  • Скорость набора высоты: 246 м/с (48 400 футов/мин)
  • Нагрузка на крыло: 483 кг/м 2 (99 фунтов/кв. футов)
  • Тяга/вес : 0,83
  • Посадочная скорость: 240 км/ч (150 миль в час; 130 узлов)

Вооружение

Авионика

Заметные выступления в СМИ

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]

Связанные разработки

Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи

Примечания

[ редактировать ]
  1. Официально «Адмирал Кузнецов » именуется «тяжёлым авианесущим крейсером» из-за его тяжелого вооружения класса «земля-земля» и «земля-воздух», а также способа обойти международный договор, запрещающий авианосцам плавать через акваторию. проливы Босфор и Дарданеллы . [ 3 ]
  2. Авторы по авиации Билл Ганстон и Ефим Гордон охарактеризовали отказ от МиГ-29К в пользу Су-33 как «удивительный», отметив, что Су-33 был более дорогим и неспособным запускать ракеты по надводным целям. [ 24 ] Однако некоторые аналитики высказали мнение, что МиГ-29К был лишь запасным вариантом, если Су-33 окажется слишком тяжелым для авианосных операций; и что Советский Военно-Морской Флот был заинтересован только в противовоздушной обороне флота, а не в ударных или атакующих возможностях. [ 25 ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Уильямс 2002, с. 129.
  2. ^ Перейти обратно: а б с Уильямс 2002, с. 130.
  3. ^ Гордон 1999, стр. 70–71.
  4. ^ Перейти обратно: а б с д Уильямс 2002, с. 126.
  5. ^ Перейти обратно: а б с д и ж «Су-33: Историческая справка» . Сухой. Архивировано из оригинала 13 мая 2011 года . Проверено 2 июля 2011 г.
  6. ^ «Фланкер готов дать добро военно-морскому флоту» . Рейс Интернешнл . 146 (4429). Лондон: Reed Business Information: 16. 13–19 июля 1994 г. ISSN   0015-3710 . Архивировано из оригинала 5 октября 2013 года . Проверено 5 июля 2011 г.
  7. ^ Перейти обратно: а б с д Иден 2004, с. 462.
  8. ^ Уильямс 2002, с. 127.
  9. ^ Гордон 1999, с. 80.
  10. ^ Гордон 1999, с. 66.
  11. ^ Велович, Александр (2–8 июня 1999 г.). «Двухместный морской фланкер летает» . Рейс Интернешнл . 155 (4679). Лондон: Деловая информация Reed: 17. ISSN   0015-3710 . Архивировано из оригинала 2 октября 2013 года . Проверено 2 октября 2013 г.
  12. ^ Перейти обратно: а б Уильямс 2002, с. 131.
  13. ^ ван Леувен, Марсель (7 октября 2010 г.). «Сухой» начинает летные испытания модернизированных истребителей Су-33 . Aviationnews.eu . Архивировано из оригинала 5 июля 2013 года . Проверено 2 июля 2011 г.
  14. ^ Фишер 2008, стр. 190–191.
  15. ^ Перейти обратно: а б Фишер 2008, с. 191.
  16. ^ «СВП-24» . deagel.com . Проверено 7 апреля 2019 г.
  17. ^ "ВМФ России ударит по террористам в Сирии с особой точностью" . iz.ru . 2 September 2016 . Retrieved 7 April 2019 .
  18. ^ «Морская авиация России модернизирует все истребители Су-33 до уровня Су-30СМ» . navyrecognition.com . 18 июля 2017 года . Проверено 7 апреля 2019 г.
  19. ^ "Палубные истребители Су-33 получат более мощные двигатели" . flot.com . 11 March 2019 . Retrieved 7 April 2019 .
  20. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Уильямс 2002, с. 128.
  21. ^ Перейти обратно: а б с Копп, Карло (ноябрь 2004 г.). «Защитник Сухого» (PDF) . Австралийская авиация . Фишвик, столичная территория Австралии: Phantom Media. стр. 2–7. ISSN   0813-0876 . Архивировано из оригинала (PDF) 5 мая 2012 года . Проверено 3 июля 2011 г.
  22. ^ Перейти обратно: а б Иден 2004, с. 463.
  23. ^ Уильямс 2002, стр. 126, 128.
  24. ^ Ганстон и Гордон 1998, стр. 254.
  25. ^ Бангаш 2008, с. 281.
  26. ^ Перейти обратно: а б с «Су-33: Вооружение» . Сухой. Архивировано из оригинала 13 июня 2011 года . Проверено 4 июля 2011 г.
  27. ^ «США готовы спасти российских моряков» . Вашингтон Таймс . 11 января 1996 года . Проверено 3 июля 2011 г.
  28. ^ «Российский авианосец отправляется в Адриатику» . Рейс Интернешнл . 148 (4499). Лондон: Reed Business Information: 24. 22–28 ноября 1995 г. ISSN   0015-3710 . Архивировано из оригинала 5 октября 2013 года . Проверено 3 июля 2011 г.
  29. ^ «279-й отдельный корабельно-штурмовой авиационный полк» . ww2.dk . Проверено 12 января 2020 г.
  30. ^ «Новые истребители для адмирала Кузнецова» . barentsobserver.com . 25 сентября 2009 г. Архивировано из оригинала 7 июля 2011 г. Проверено 2 июля 2011 г.
  31. ^ «ВМФ России сформирует второй авианосный авиационный полк на базе МиГ-29К/КУБ» . navyrecognition.com . 26 августа 2015 года . Проверено 17 ноября 2015 г.
  32. ^ «В 2015 году морская авиация получит более 20 самолетов МиГ-29К» . Министерство обороны Российской Федерации . Проверено 17 ноября 2015 г.
  33. ^ « Морские фланкеры готовятся к походу в Сирию» . Combataircraft.keypublishing.com . 30 сентября 2016 года . Проверено 12 января 2020 г.
  34. ^ «Россия возобновляет производство двигателей для корабельных истребителей» . ТАСС . 28 июня 2017 г. Проверено 7 апреля 2019 г.
  35. ^ Перейти обратно: а б «Российский Су-33 разбился в Средиземном море при попытке приземлиться на авианосец «Кузнецов» . Авиационист . 5 декабря 2016 года . Проверено 5 декабря 2016 г.
  36. ^ Дженнингс, Гарет. «Адмирал Кузнецов теряет второй самолет при падении Су-33 в море» . Еженедельник защиты Джейн . Информационная группа Джейн . Проверено 7 декабря 2016 г.
  37. ^ «Россия поставит в Китай истребители Су-33» . Коммерсант . 23 октября 2006 г. Архивировано из оригинала 6 июня 2011 г. Проверено 2 июля 2011 г.
  38. ^ «Китай купит у России палубные истребители Су-33?» . Ежедневник оборонной промышленности . 25 ноября 2012 года . Проверено 9 апреля 2013 г.
  39. ^ Маркус, Джонатан (14 июня 2011 г.). «Китай расширяет военную мощь» . Новости Би-би-си . Архивировано из оригинала 21 августа 2013 года . Проверено 4 июля 2011 г.
  40. ^ Перейти обратно: а б Чанг, Андрей (25 марта 2009 г.). «Китай не может покупать истребители Сухого» . Юнайтед Пресс Интернэшнл . Проверено 2 июля 2011 г.
  41. ^ Перейти обратно: а б Фишер 2008, с. 190.
  42. ^ Говиндасами, Шива (22 июля 2010 г.). «ФАРНБОРО: Россия не обращает внимания на китайскую копию Су-33» . Ежедневные новости о полетах . Архивировано из оригинала 5 октября 2013 года . Проверено 9 апреля 2013 г. Вместо этого источники в отрасли полагают, что она купила прототип Су-33 в Украине и начала использовать его в качестве прототипа для своей разработки, получившей обозначение Shenyang J-15.
  43. ^ Дэвид А., Фулгам; Свитман, Билл; Перретт, Брэдли (9 мая 2011 г.). «Тяжелый соперник». Неделя авиации и космических технологий . 173 (16). Нью-Йорк: МакГроу-Хилл: 35–37. J-15 создан на базе J-11B, нелицензионной и адаптированной для Шэньяна версии Су-27 Flanker, и напоминает свой российский аналог, корабельный Су-33...
  44. ^ «Истребитель J-15 на базе прототипа Т-10К» . 27 сентября 2011 г. Архивировано из оригинала 29 июля 2011 г. Проверено 4 июля 2011 г.
  45. ^ «Индия владеет адмиралом Горшковым: главком ВМФ» . Таймс оф Индия . 3 декабря 2007 г. Архивировано из оригинала 4 октября 2013 г. Проверено 3 июля 2011 г.
  46. ^ Велович, Александр (13–19 октября 1999 г.). «Индия близка к аренде российской системы ДРЛО» . Рейс Интернешнл . 156 (4698). Лондон: Деловая информация Reed: 5. ISSN   0015-3710 . Архивировано из оригинала 2 октября 2013 года . Проверено 2 октября 2013 г.
  47. ^ «ВМС Индии пополнят свой флот четырьмя «летальными» МиГ-29К» . Экономические времена . 19 февраля 2010 года. Архивировано из оригинала 4 октября 2013 года . Проверено 3 июля 2011 г.
  48. ^ Конли 2001, с. 69.
  49. ^ Дубей, Аджит К. (19 февраля 2010 г.). «Истребители МиГ-29К приняты в состав ВМФ» . Перспективы . Архивировано из оригинала 4 октября 2013 года . Проверено 9 апреля 2013 г.
  50. ^ Международный институт стратегических исследований (IISS) (2022 г.). «Военный баланс 2022». Военный баланс .
  51. ^ «Коротко о новостях» . «Москва Таймс» . 18 июля 2001 г. Архивировано из оригинала 30 мая 2012 г. Проверено 26 июля 2011 г.
  52. ^ «Лучший в мире военно-морской фланкер Су-33 разбился в Северной Атлантике» . Правда . 6 сентября 2005 г. Архивировано из оригинала 7 октября 2012 г. Проверено 26 июля 2011 г.
  53. ^ "Затонувший Су-33 бомбить не будут - он разрушится сам" . Lenta.ru . 7 September 2005 . Retrieved 11 April 2013 .
  54. ^ "Минобороны: Су-33 разбился при посадке на "Адмирала Кузнецова" " . BBC Russian Service . 5 December 2016 . Retrieved 5 December 2016 .
  55. ^ «Российские боевые самолеты будут действовать с авиабазы ​​в Сирии после неисправности при посадке авианосца» . Defense World.net. 6 декабря 2016 года . Проверено 6 декабря 2016 г.
  56. ^ "Торжественное открытие памятника Су-33" . Komsomolsk-on-Amur Aircraft Plant . 11 July 2013 . Retrieved 12 January 2020 .
  57. ^ "Вячеслав Шпорт принял участие в открытии памятника Су-33 на территории Комсомольского авиазавода" . kmscity.ru . 17 July 2013 . Retrieved 12 January 2020 .
  58. ^ "Открытие монумента истребителя Су-33" . Sukhoi . 19 September 2019 . Retrieved 12 January 2020 .
  59. ^ "В Москве установили монумент палубному истребителю Су-33" . TASS . 20 September 2019 . Retrieved 12 January 2020 .
  60. ^ «Сухой Су-33» . КнААПО. Архивировано из оригинала 16 июля 2011 года . Проверено 2 июля 2011 г.
  61. ^ «Исполнение самолета Су-33» . Сухой. Архивировано из оригинала 23 января 2007 года . Проверено 2 июля 2011 г.
  62. ^ «Истребитель Су-33, Россия: основные факты» . Airforce-technology.com. Архивировано из оригинала 28 июля 2011 года . Проверено 10 июля 2011 г.
  63. ^ Перейти обратно: а б Гордон и Дэвисон 2006, стр. 92, 95–96.
  64. ^ Уильямс 2002, с. 138.
  65. ^ «Су-33» . Объединенная авиастроительная корпорация .

Библиография

[ редактировать ]
  • Бангаш, МГХ (2009). Удар, удар и взрыв: структурный анализ и проектирование . Нью-Йорк: Спрингер . ISBN  978-3-540-77067-1 . OCLC   314175998 .
  • Конли, Джером М. (2001). Индийско-российское военное и ядерное сотрудничество: уроки и варианты политики США в Южной Азии . Айдахо-Фолс, Индиана: Lexington Books. ISBN  0-7391-0217-6 . OCLC   44818532 .
  • Иден, Пол, изд. (2004). Энциклопедия современных военных самолетов . Лондон: Янтарные книги. ISBN  1-904687-84-9 . OCLC   57452613 .
  • Фишер, Ричард Д. (2008). Военная модернизация Китая: создание регионального и глобального охвата . Вестпорт, Коннектикут: Издательская группа Greenwood. ISBN  978-0-275-99486-0 . OCLC   221153853 .
  • Гордон, Ефим (1999). Сухой Су-27 «Фланкер»: истребитель завоевания превосходства в воздухе . Лондон: Издательство Airlife. ISBN  1-84037-029-7 . OCLC   40588052 .
  • Гордон, Ефим; Дэвисон, Питер (2006). Сухой Су-27 Фланкер . Боевые Птицы Тех. Том. 42. Северный филиал, Миннесота: Specialty Press. ISBN  1-58007-091-4 . ОСЛК   70690625 .
  • Ганстон, Билл; Гордон, Ефим (1998). Самолеты МиГ с 1937 года . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN  1-55750-541-1 . OCLC   39646216 .
  • Уильямс, Мел, изд. (2002). «Сухой 'Супер Фланкерс' ». Суперистребители: новое поколение боевых самолетов . Норуолк, Коннектикут: AIRtime Publishing. ISBN  1-880588-53-6 . OCLC   51213421 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 0218a7173f52d425523f231b7030611c__1721175720
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/02/1c/0218a7173f52d425523f231b7030611c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Sukhoi Su-33 - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)