Sukhoi Shkval
Sukhoi Shkval / Shkval-1 | |
---|---|
Роль | Перехватчик |
Национальное происхождение | Советский Союз |
Дизайнерская группа | АО «Компания Сухой» |
Дизайнер | Rolan G. Martirosov |
Статус | Разработка прекращена |
Количество построенных | 0 |
Сухой Шквал (русский: Сухой Шквал , букв. «Сухой Шквал ») — советский проект Tailsitter типа самолета-перехватчика .
История
[ редактировать ]В 1960 году молодой инженер Ролан Мартироссов с командой из 10 человек начал проект по созданию нового типа самолета — одноместного высокопроизводительного самолета для перехвата. Изначально команда получила разрешение работать над проектом в свободное время. Проект получил название «Шквал-1» , а его главным конструктором стал Мартироссов.
В то время ОКБ Яковлева разрабатывало Як-36 , а в Великобритании компания Hawker Siddeley Group работала над моделью Hawker Siddeley Harrier . Обе конструкции оснащались обычным шасси . Однако « Шквал» был спроектирован так, чтобы взлетать и приземляться на хвост , подобно американскому Lockheed XFV-1 . В результате ему потребовалось значительно меньше места.
После разработки концепции и проведения испытаний в аэродинамической трубе в Центральном аэрогидродинамическом институте коллектив Павла Сухого получил официальное одобрение проекта. Это одобрение позволило получить государственное финансирование и доступ к различным экспериментальным объектам. Был построен частичный макет самолета.
комиссия Министерства авиационной промышленности В августе 1963 года проект оценила . Состоялись горячие дискуссии, были отмечены достижения коллектива разработчиков. Однако из-за того, что команда не смогла исчерпывающе ответить на все вопросы комиссии, в финансировании строительства прототипа было отказано. Еще одной причиной отказа стала военная доктрина, отстаиваемая Никитой Хрущевым , которая все больше полагалась на ракеты для нападения и защиты, что значительно сокращало расходы на строительство военных самолетов.
Дизайн
[ редактировать ]«Сухой Шквал» проектировался как двухмоторный перехватчик, оснащенный радаром, двумя встроенными авиационными пушками и расположенными рядом на форсаже двигателями .
В аэродинамической трубе исследовались две конструкции, отличающиеся лишь формой воздухозаборников и положением передних носков . Первый концепт отличался воздухозаборниками D-образной формы (сравнимыми с воздухозаборниками Су-15 ) с утками, расположенными перед кабиной и доходящими до обтекателя . Вторая концепция имела прямоугольные рампы воздухозаборников (сравнимы с МиГ-25 ) с передним утком, расположенным у верхней боковой кромки воздухозаборников. В конечном итоге предпочтение было отдано второму варианту.
Корпус Шкваля напоминал фюзеляж Су-15, но без шасси, крыльев, киля и тормозных щитков. Четыре крыла были закреплены по углам фюзеляжа в откидывающейся X-образной конфигурации (сравнимо с вымышленным истребителем X-wing из «Звездных войн »). На концах этих крыльев располагались цилиндрические контейнеры. Нижние части этих контейнеров содержали амортизаторы для взлета и посадки, а остальные части служили керосиновыми баками, а также крылья и фюзеляж. Контейнеры снаружи оснащались направляющими пластинами для выдвижения крыльев. Каждое крыло имело один закрылок, выполнявший функции как элерона , так и руля направления.
Для облегчения вертикальной посадки все катапультное кресло вместе с рычагом тяги и боковым рычагом было установлено в кабине шарнирно. Такая конструкция позволяла положению пилота относительно этих органов управления оставаться неизменным независимо от положения поворота кабины. Поворотный механизм обеспечивал пилоту лучший обзор местности/зоны приземления через окно в полу кабины. Была построена кабина «Сухого Шквала» с нижним окном и поворотным сиденьем с приборами, и эта функциональность была проверена и продемонстрирована неоднократно. Дополнительно планировался двухосный прицеп для перевозки и монтажа «Сухого Шквала» .
См. также
[ редактировать ]- Convair XFY Пого
- Локхид XFV
- Роквелл XFV-12
- Хейнкель Лерхе
- Райан X-13 Головокружение
- Ведущее крыло «Фокке-Вульфа»
Ссылки
[ редактировать ]- Ефим Гордон, Сергей Комиссаров Необлетенные крылья Советские/российские нереализованные проекты самолетов 1925–2010 Ian Allan Publishing ISBN 978-1-906537-34-0 Страницы 444–446.
- Ефим Гордон, Сергей Комиссаров ОКБ Сухого История ОКБ и его самолетов Ian Allan Publishing ISBN 978-1-857-80314-3 Страницы 515–518
- Тони Баттлер, Ефим Гордон. Истребители советских секретных проектов с 1945 года.