Павел Сухой
Павел Сухой | |
---|---|
Павел Сухой | |
![]() Сухой на марке Беларуси 2020 года. | |
Рожденный | 22 июля 1895 г. [1] |
Умер | 15 сентября 1975 г. [1] | (80 лет)
Национальность | Россия / Белоруссия Советский Союз (после 1922 г.) |
Занятие | Инженер |
Супруг | Sofia Tenchinskaya (1895-1982) |
Инженерная карьера | |
Дисциплина | Авиационная техника |
Работодатель(и) | ОКБ Сухого |
Pavel Osipovich Sukhoi [2] ( русский : Па́вел О́сипович Сухо́й ; белорусский : Па́вел Во́сіпавіч Сухі́ , Павел Восипович Сучи ; 22 июля 1895 — 15 сентября 1975) — советский аэрокосмический инженер и авиаконструктор , известный как основатель ОКБ Сухого . [3] Сухой проектировал военные самолеты вместе с Туполевым и Сухим в течение 50 лет и произвел много известных советских самолетов, таких как Су-7 , Су-17 и Су-24 . Его самолеты установили два мировых рекорда высоты (1959, 1962) и два мировых рекорда скорости (1960, 1962). Сухой был удостоен в Советском Союзе звания Героя Социалистического Труда и награжден орденом Ленина . трижды [1]
Биография
[ редактировать ]Павел Осипович Сухой родился 22 июля 1895 года в Глубоком Виленской губернии Российской империи в семье крестьянского белорусов происхождения . У него было пять сестер и не было братьев. [4] В 1900 году семья Сухого переехала в Гомель , когда его отец, Осип Андреевич Сухой, устроился учителем в школу для детей железнодорожников . [5] С 1905 по 1914 год Сухой посещал гимназию в Гомеле, ныне Белорусский государственный университет путей сообщения . Сухой был принят в Императорское Московское техническое училище в Москве В 1915 году после сдачи вступительных экзаменов . Однако учеба Сухого была прервана, когда его призвали в Российскую императорскую армию после обострения Первой мировой войны .
Сухой прошел мичманов подготовку артиллерии Западного фронта . Сухой служил в российской армии, когда она развалилась после Октябрьской революции 1917 года. Вернувшись в Москву, он обнаружил, что его университет закрыт. Вместо этого Сухой вернулся в Гомель, чтобы жить с родителями, и ему предложили место учителя математики в небольшом городке Лунинец под Брест-Литовском . В 1919 году Сухой бежал в Гомель, когда польские войска наступали на Лунинец во время польско-советской войны , и начал преподавать в школе для детей железнодорожников, которую возглавлял его отец. [6] Примерно в это же время Сухой заболел тифом , а затем скарлатиной, что существенно повлияло на его способность говорить, и на всю оставшуюся жизнь он заработал репутацию тихого человека. [ нужна ссылка ]
В 1920 году Сухой был окончательно демобилизован из армии из-за проблем со здоровьем, и правительство РСФСР издало постановление о возобновлении работы высших учебных заведений в России. Сухой вернулся к учебе в БМГТУ и окончил его в 1925 году. [1] с диссертации темой «Одномоторный самолет преследования мощностью 300 л.с.» под руководством пионера воздухоплавания Андрея Туполева . В марте 1925 года Сухой начал работать инженером-конструктором в Центральном аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ) и Московском заводе № 156 под руководством Туполева. В последующие годы Сухой спроектировал и построил самолеты, в том числе рекордный Туполев АНТ-25 и ТБ-1 и ТБ-3 тяжелые бомбардировщики . В 1932 году Сухой был назначен начальником инженерно-конструкторского отдела ЦАГИ, а в 1938 году его повысили до начальника конструкторского отдела. Сухой также разработал многоцелевой легкий самолет Су-2 , который поступил на вооружение в первые годы Восточного фронта войны Второй мировой . [7]
самостоятельное конструкторско-конструкторское бюро под названием « Конструкторское бюро Сухого» В сентябре 1939 года Сухой основал в Харькове (ОКБ Сухого) . Сухого не устраивало географическое положение ОКБ, изолированного от научных центров Москвы. Сухой настоял на переезде ОКБ на аэродром в Московской области , и к первой половине 1940 года переезд был завершен. К зиме 1942 года Сухой столкнулся с еще одной проблемой: поскольку у него не было собственной производственной линии, ему было нечего делать. Сухой разработал новый штурмовик Су -6 , но советский лидер Иосиф Сталин решил, что этот самолет не следует запускать в производство, отдав предпочтение производству Ил-2 .
В послевоенные годы Сухой был одним из первых советских авиаконструкторов, которые возглавили работы над реактивной авиацией , создав несколько экспериментальных реактивных истребителей. С 1949 года Сухой попал в немилость Сталина и был вынужден вернуться на работу под началом Туполева, на этот раз в качестве заместителя главного конструктора. В 1953 году, в год смерти Сталина, Сухому разрешили восстановить собственное ОКБ Сухого. Сухой произвел несколько крупных серийных боевых самолетов во время Холодной войны , в том числе сверхзвуковой Су-7 , ставший основным советским истребителем-бомбардировщиком 1960-х годов, а также перехватчики Су-9 и Су-15 , составившие основу советской ПВО. Силы . Сухой также был пионером в разработке самолетов с крылом изменяемой стреловидности , таких как Су-17 и Су-24 . «Сухой» также начал ряд проектов, которые не получили развития, в том числе амбициозный Сухой Т-3, штурмовик способный развивать скорость 3 Маха . С 1958 по 1974 год Сухой занимал должность депутата Верховного Совета СССР . [8] [9]
Сухой умер 15 сентября 1975 года в санатории «Барвиха» в Москве и был похоронен на Новодевичьем кладбище . [10] Последним истребителем, спроектированным Сухим, был Т-10 ( Су-27 ), но он не дожил до его полета.
Награды и почести
[ редактировать ]
- Герой Социалистического Труда (1957, 1965). [1]
- Ленинская премия (1968). [10]
- Сталинская премия первой степени (1943 г.) — за создание Су-6. [10]
- Государственная премия СССР (1975 — посмертно). [10]
- Три ордена Ленина (1945, 1957, 1975). [1]
- Орден Октябрьской Революции
- Орден «Знак Почета» (1936 г.).
- Орден Трудового Красного Знамени (1938 г.).
- Орден Красной Звезды (1933 г.).
- Золотая медаль Туполева — За выдающиеся заслуги в области авиационной науки и техники (1975).
Память
[ редактировать ]- ОКБ Сухого — российская специализированная научно-техническая проектная организация; специализируется на проектировании, строительстве и испытаниях авиационной техники; носит имя основателя и первого руководителя Павла Сухого; юридически зарегистрировано как АО «КБ Сухого»; С 1 января 2013 г. — филиал с наименованием «КБ Сухого»; одно из ведущих авиационных конструкторских бюро в мире.
- АО «Компания «Сухой» , ранее ГУП «АВПК «Сухой» — российская компания, занимающаяся проектированием, производством, маркетингом, обучением летного состава, сервисным обслуживанием, включая поставку запасных частей и оборудования для боевых и гражданских самолетов марок «Су» и «Бе». ; создан на базе бывшего государственного авиационного завода №51; носит имя Павла Сухого.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Сухой Павел Осипович . Great Soviet Encyclopedia
- ^ По-разному латинизируется как Сухой , Сухой.
- ^ Центральный музей Военно-воздушных сил Российской Федерации.
- ^ Kuzmina , p. 7
- ^ Kuzmina , p. 8
- ^ Kuzmina , pp. 15–16
- ^ Kuzmina , pp. 18–20
- ^ E.A. Kornilovich (2009). Belarus: a constellation of political names: historical and biographical reference book ( Беларусь: созвездие политических имен ) (in Russian). FU Ainform. p. 353. ISBN 9789856721987 – через Google Books русско→английский перевод.
- ^ Leonid Lipmanovich Antseliovich (2008). Unknown Sukhoi : years in a secret design bureau ( Неизвестный Сухой. Годы в секретном КБ ) (in Russian). Minsk: Yauza. ISBN 9785457239777 – через Google Books русско→английский перевод.
- ^ Jump up to: а б с д Сухой Павел Осипович . Moscow Encyclopedia
Цитируемые источники
[ редактировать ]- Kuzmina, L. M. (1983). Генеральный [авиационный] конструктор Павел Сухой. Страницы жизни . Moscow: Molodaya Gvardiya.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]
- Булл, Стефан (2004). Энциклопедия военных технологий и инноваций . Гринвуд. ISBN 1-57356-557-1 .
- Даффи, Пол (декабрь 1996 г.). Туполев: Человек и его самолет . Общество инженеров автомобильной промышленности. ISBN 1-56091-899-3 .
- Гордон, Ефим (2008). Советская авиация во Второй мировой войне . Издательство Мидленд. ISBN 1-85780-304-3 .
- Педерсон, Джей (1998). Международный справочник истории компаний, Vol. 24 . Сент-Джеймс Пресс. ISBN 1-55862-365-5 .
- 1895 рождений
- 1975 смертей
- Люди из Глубокого
- Жители Дисненского уезда.
- Члены Совета Союза пятого созыва
- Члены Совета Союза шестого созыва
- Члены Совета Союза седьмого созыва.
- Члены Совета Союза восьмого созыва
- Белорусские инженеры
- советские авиакосмические инженеры
- Сухой
- Выпускники МГТУ им. Баумана
- Герои Социалистического Труда
- Кавалеры ордена Ленина
- Лауреаты Государственной премии СССР.
- Лауреаты Сталинской премии
- Лауреаты Ленинской премии
- Захоронения на Новодевичьем кладбище.
- Российские учёные