Сухой Су-7
Су-7 | |
---|---|
Польский Су-7БКЛ, фотография 1991 года. | |
Роль | Истребитель и истребитель-бомбардировщик / штурмовик |
Национальное происхождение | Советский Союз |
Производитель | Сухой |
Первый полет | 7 сентября 1955 г. |
Введение | 1959 |
Статус | На ограниченной службе в ВВС Корейской народной армии. |
Основные пользователи | Советские ВВС (исторический)
|
Произведено | 1957–1972 |
Количество построенных | 1,847 |
Развитый в | Сухой Су-17 |
Су -7 ( обозначение НАТО : Fitter-A ) — со стреловидным крылом , сверхзвуковой истребитель разработанный Советским Союзом в 1955 году. Первоначально он проектировался как тактический низкоуровневый истребитель , но не добился в этом успеха. роль. С другой стороны, представленная вскоре серия Су-7Б стала основным советским истребителем-бомбардировщиком и штурмовиком 1960-х годов. Су-7 был груб в своей простоте, но его двигатель Люлька АЛ-7 самолета имел такой высокий расход топлива, что серьезно ограничивал полезную нагрузку , поскольку даже для миссий на короткие расстояния требовалось как минимум две точки подвески использовать для перевозки подвесных баков , а не боеприпасы . [ 1 ]
Проектирование и разработка
[ редактировать ]Оригинальные истребители Су-7
[ редактировать ]14 мая 1953 года, после Иосифа Сталина смерти Сухого , ОКБ было вновь открыто. [ 2 ] а к лету начались работы над фронтовой стреловидной формой крыла [ № 1 ] боец. Первый прототип, получивший обозначение С-1 , был спроектирован для использования нового турбореактивного двигателя « Люлька» АЛ-7 . Это был первый советский самолет, в котором использовалось цельноповоротное хвостовое оперение и поступательный центроплан — подвижный впускной конус в воздухозаборнике для управления потоком воздуха в двигатель на сверхзвуковых скоростях. [ 3 ] Самолет также имел стреловидность крыла 60°, необратимое управление с гидроусилителем и катапультное кресло собственной разработки Сухого. [ 2 ]
Первый полет С-1 состоялся 7 сентября 1955 года под управлением А.Г. Кочеткова. Оснащенный форсажной версией двигателя АЛ-7 после первых одиннадцати полетов, прототип установил советский рекорд скорости 2170 км/ч (1170 узлов, 1350 миль в час, 2,04 Маха ) в апреле 1956 года. [ 3 ] Прототип должен был быть вооружен тремя 37-мм пушками Нудельмана Н-37 и 32 57-мм (2,25 дюйма) неуправляемыми ракетами со стабилизированным вращением в подфюзеляжном лотке. [ 3 ] Второй прототип, S-2 , внес некоторые аэродинамические усовершенствования. Испытания осложнились ненадежностью двигателя, и 23 ноября 1956 г. С-1 погиб в результате крушения, в результате чего погиб его пилот И.Н. Соколов. [ 2 ] С 1957 по 1960 год было произведено всего 132 самолета, а на вооружение они поступили как Су-7 в 1959 году.
Истребитель Су-7А
[ редактировать ]Первый серийный вариант: фронтовой [ № 1 ] истребитель, который ограниченно использовался на Дальнем Востоке с 1958 года. Однако в 1959 году было принято решение отдать приоритет производству МиГ -21 , в результате чего было развернуто менее 200 Су-7а. Су-7А сняли с вооружения в 1965 году и приступили к боевому использованию. [ 2 ]
Истребитель-бомбардировщик Су-7Б
[ редактировать ]On July 31, 1958, Soviet tactical aviation ( Frontovaya Aviatsiya , [ № 1 ] фронтовая авиация) поручило Сухому разработать штурмовой вариант Су-7, который мог бы заменить списанный Ил-40 . Получившийся прототип, получивший обозначение S-22 , включал в себя структурные усовершенствования для операций на малых высотах на высокой скорости. Прототип совершил первый полет в марте 1959 года; поступил на вооружение в 1961 году как Су-7Б . [ 3 ]
В оперативном отношении Су-7 сдерживала высокая посадочная скорость — 340–360 км/ч. [ 4 ] Это было продиктовано сильно стреловидным крылом. В сочетании с плохой обзорностью из кабины и отсутствием системы посадки по приборам действия были очень затруднены, особенно в плохую погоду или на аэродромах. [ 5 ] В 1961–1962 годах Сухой экспериментировал с выдувом закрылков на С-25, но результат был слишком мал, чтобы оправдать его внедрение. Ракеты JATO , испытанные на С-22-4, оказались более полезными и были включены в состав Су-7БКЛ. Попытки улучшить взлетно-посадочные характеристики в конечном итоге привели к созданию Су-17 с изменяемой геометрией .
Су-7Б и его варианты стали основным советским штурмовиком 1960-х годов. Они также широко экспортировались (691 самолет, [ 2 ] включая некоторых тренеров). Однако очень малый боевой радиус и необходимость в длинных взлетно-посадочных полосах ограничивали эксплуатационную полезность Су-7. С другой стороны, несмотря на печально известное тяжелое управление, Су-7 нравился пилотам благодаря своим послушным летным характеристикам, простоте управления и значительной скорости даже на малых высотах. Он также имел репутацию простого в обслуживании.
В 1977–1986 годах оставшиеся на вооружении СССР Су-7 были заменены Су-17 и МиГ-27 .
Операционная история
[ редактировать ]Египет
[ редактировать ]Су-7 участвовал в боях с Египтом в Шестидневной войне 1967 года , последующей Войне на истощение , а также использовался в Войне Судного дня египтянами для нападения на наземные войска Израиля.
Индия
[ редактировать ]ВВС Индии (IAF) широко использовали Су-7 в войне 1971 года с Пакистаном . Шесть эскадрилий общей численностью 140 самолетов совершили за время войны почти 1500 наступательных вылетов. [ 4 ] и выполнил большую часть дневных атак. ВВС США удалось сохранить очень высокий темп боевых действий на своих Су-7, достигнув максимальной скорости вылета шести самолетов на пилота в день. [ 4 ] За время войны было потеряно четырнадцать Су-7, в основном из-за зенитного огня. [ 4 ] После войны выяснилось, что самолет обладал высокой живучестью и мог безопасно долететь домой, несмотря на серьезные повреждения. Например, Су-7 командира звена HS Mangat был сильно поврежден ракетой PL-2, выпущенной ВВС Пакистана F-6 . Удар был настолько сильным, что половина руля направления отсутствовала, рули высоты, элероны и закрылки были серьезно повреждены, а половина ракеты застряла в трубе парашюта. [ 4 ] [ 6 ] Пилот вернулся на свою базу. Гибель по крайней мере одного индийского пилота можно объяснить, хотя бы косвенно, плохой конструкцией кабины. Пилот переместил свое сиденье вперед в опасное положение, «потому что он обнаружил, что с бомбовым прицелом и передним прицелом легче работать», находясь в этом положении, и погиб при катапультировании. [ 7 ]
Индийские Су-7БМК сбили как минимум два шэньянских F-6 в войне 1971 года, [ 4 ] по данным пакистанских источников, при этом потеряв три Су-7 от F-6. [ 8 ]
Варианты
[ редактировать ]Всего было построено 1847 Су-7 и его вариантов. [ 2 ]
- Су-7А
- Первая серийная версия. Единственная серийная версия, которая представляла собой тактический истребитель завоевания превосходства в воздухе. Заводское обозначение С-2. Произведено в 1957–1960 годах, построено 132 экземпляра. Оставался на вооружении до 1965 года.
- Су-7Б
- Первый штурмовик, заводское обозначение С-22 . Произведено в 1960–1962 годах, построено 431 экземпляр. [ 9 ]
- Су-7БМ
- Модернизированный двигатель АЛ-7Ф-1, модернизированная топливная система с внешними трубопроводами по обе стороны от хребта фюзеляжа, топливные баки, установленные в крыльях, «мокрые» подкрыльевые узлы подвески для подвесных топливных баков, способные нести тактические ядерные бомбы . Произведено в 1963–1965 годах, построено 290 экземпляров. [ 9 ]
- Су-7БКЛ
- Грубый полевой вариант с полозьями, закрепленными по бокам основного шасси, возможностью установки двух ракет SPRD-110 JATO с тягой 29,4 кН (13 300 фунтов силы) и двойными тормозными парашютами. Представлен в 1965 году, заводское обозначение С-22КЛ. Произведено в 1965–1972 годах, построено 267 экземпляров. [ 9 ]
- Су-7БМК
- Упрощенная экспортная версия Су-7БМ. Произведено в 1967–1971 годах, построено 441 экземпляр. [ 9 ]
- Су-7У (НАТО Муджик )
- Двухместный учебно-тренировочный вариант Су-7Б с уменьшенным запасом топлива. Первый полет 25 октября 1965 года. Выпускался в 1966–1972 годах параллельно с экспортным вариантом, получившим обозначение Су-7УМК .
- Су-7УМ (НАТО Муджик )
- Двухместный учебный вариант Су-7БМ.
- Су-7УМК (НАТО Мужик )
- Двухместный учебный вариант Су-7БМК. Всего построено 411 учебно-боевых самолетов Су-7. [ 9 ]
- Су-7ИГ
- Экспериментальный самолет с крылом изменяемой геометрии , на базе которого был разработан Су-17 .
- Автомобиль с конфигурацией управления 100LDU
- Су-7У, модифицированный передним оперением и системой повышения продольной устойчивости. Он был спроектирован как испытательный стенд для электродистанционной системы для Сухого Т-4 . Позже он использовался в 1973–1974 годах при разработке Су-27 . электродистанционной системы
Обозначения ОКБ-51
[ редактировать ]- С-1
- (Стреловидное [крыло] — стреловидное крыло) Обозначение ОКБ-51 первого прототипа семейства Су-7/Су-9.
- С-2
- Обозначение ОКБ-51 первой серийной версии Су-7.
- С-22
- Обозначение ОКБ-51 серийного самолета Су-7Б.
- С-22-2
- Обозначение ОКБ-51 прототипа Су-7БМ.
- С-22М
- Обозначение ОКБ-51 серийного самолета Су-7БМ.
- С-22КЛ
- Обозначение ОКБ-51 серийного самолета Су-7БКЛ, включающего в себя короткоствольное полевое оборудование, испытанное на С-22-4.
- С-23
- В качестве предшественника испытаний С-22-4 С-23 испытывался с чисто лыжной ходовой частью и только с лыжами на основных опорах.
- С-22-4
- S-22, испытанный с колесно-лыжной ходовой частью, тормозным парашютом и ускорителями SPRD-110 JATO для работы в суровых условиях и без покрытия.
- С-25
- Этот самолет использовался для испытаний контроля пограничного слоя (BLC), при этом воздух, отбираемый из компрессора, обдувал передние кромки, чтобы уменьшить длину взлета.
- С-25Т
- Су-7, оснащенный системой контроля пограничного слоя, специально приспособленной для использования в полномасштабной аэродинамической трубе.
- С-26
- Продолжение испытаний С-22-4 с колесно-лыжной ходовой частью, двойным тормозным парашютом и ускорителями JATO (С-26 сохранился в экспозиции Музея ВВС России, Монино).
- С-22МК
- Упрощенный экспортный вариант Су-7БКЛ, получивший обозначение Су-7БМК.
- Ю-22
- Запоздалый учебно-тренировочный вариант с двумя тандемными сиденьями в удлиненной носовой части на базе Су-7БМ.
- У-22МК
- Обозначение ОКБ-51 экспортной версии Су-7У, получившей в ВВС СССР обозначение Су-7УМК.
- С-3
- Проектируемый вариант перехватчика С-2 с РЛС «Изумруд» и авионным оборудованием в перекомпонованной носовой части.
- С-41
- Обозначение ОКБ-51 экспериментального варианта С-1/С-2 с удлиненной носовой частью и удлиненной хвостовой частью фюзеляжа.
- Т-1
- Проект тактического истребителя с треугольным крылом на базе S-2 был отменен, а прототип почти завершен.
- Т-3
- Версия перехватчика С-2 с треугольным крылом, разрабатывавшаяся параллельно с С-3 и Т-1. В конечном итоге это привело к созданию прототипа перехватчика Су-9 Т-43 .
Операторы
[ редактировать ] Текущий
|
Бывший
|
---|
Текущие операторы
[ редактировать ]- ВВС Северной Кореи - в 1971 г. получили не менее 28 Су-7БМК/-7УМК. Самолеты были заказаны в 1969 г.
Бывшие операторы
[ редактировать ]- ВВС Афганистана - 24 учебно-тренировочных Су-7БМК и 16 учебно-тренировочных самолетов Су-7У были доставлены в Афганистан с 1972 года. Постоянные боевые действия, высокая аварийность на большой высоте и плохое техническое обслуживание привели к значительному истощению. Еще 79 бывших в употреблении заменителей из советских запасов были поставлены в 1980-е годы. Ни один из них не остается в эксплуатации.
- ВВС Алжира – 40 Су-7БМК. [ 10 ]
- Чехословацкие ВВС - Чехословацкие ВВС были первым иностранным эксплуатантом Су-7 в 1963 году. Всего было 64 Су-7БМ, 31 Су-7БКЛ и Су-7У. За время эксплуатации в результате аварий погибло 30 самолетов. Остальные самолеты были сняты с производства в 1990 году.
- ВВС Египта — первая партия из 14 Су-7БМК была уничтожена в ходе Шестидневной войны . В 1967–1972 годах Египет получил дополнительно 185 Су-7БМК/СУ-7УМК. Те, что пережили Октябрьскую войну с Израилем, были отправлены в отставку в середине 1980-х годов.
- ВВС Индии - в 1968 году поставлено 140 самолетов, оснащенных шестью эскадрильями. Было предоставлено еще 14 устаревших замен. Последний самолет был списан в 1986 году. [ 11 ]
- ВВС Ирака . Первый контракт на поставку до 34 Су-7БМК был подписан в 1965 году. [ 12 ] поставки начались весной 1967 года. [ 13 ] Дополнительный заказ на 20 Су-7БМК был подписан в июле 1967 года. [ 14 ] Больше не находится в эксплуатации.
- Польские ВВС - с июля 1964 года по июнь 1990 года эксплуатировали 6 Су-7БМ, 33 Су-7БКЛ и 8 Су-7У; больше не в эксплуатации.
- Сирийские ВВС . Вскоре после Шестидневной войны 1967 года Сирия получила 25 Су-7. В Октябрьской войне 1973 года Сирия потеряла большую часть поставленных самолетов. После 1973 года Советский Союз поставил Сирии еще 35 самолетов. К середине 1980-х Су-7 были выведены в резерв, а к 1990-м выведены из эксплуатации.
Технические характеристики (Су-7БКЛ)
[ редактировать ]Данные Грина, [ 3 ] Сухой [ 2 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 1
- Длина: 16,8 м (55 футов 1 дюйм)
- Размах крыльев: 9,31 м (30 футов 7 дюймов)
- Высота: 4,99 м (16 футов 4 дюйма)
- Площадь крыла: 34 м 2 (370 кв. футов)
- Профиль профиля : коренной: ЦАГИ СР-3С (5,9%); совет: ЦАГИ СР-3С (4,7%) [ 15 ]
- Вес пустого: 8940 кг (19709 фунтов)
- Полная масса: 13 570 кг (29 917 фунтов)
- Максимальный взлетный вес: 15 210 кг (33 532 фунта)
- Запас топлива: 3220 кг (7099 фунтов)
- Силовая установка: 1 турбореактивный двигатель Люлька АЛ-7Ф-1 с форсажной камерой, тяга 66,6 кН (15 000 фунтов силы) насухая, 94,1 кН (21 200 фунтов силы) с форсажной камерой.
Производительность
- Максимальная скорость: 1150 км/ч (710 миль в час, 620 узлов) / 0,94 на уровне моря.
- 2150 км/ч (1340 миль в час; 1160 узлов) / M1,74 на большой высоте
- Дальность действия: 1650 км (1030 миль, 890 миль)
- Практический потолок: 17 600 м (57 700 футов)
- Скорость набора высоты: 160 м/с (31000 футов/мин)
- Нагрузка на крыло: 434,8 кг/м 2 (89,1 фунта/кв. фута)
- Тяга/вес : 0,71
Вооружение
- Орудия: 2 × 30-мм Нудельмана-Рихтера НР-30 автопушки (70 снарядов на ствол, всего 140 патронов).
- Узлы подвески: 4 подкрыльевые и 2 подфюзеляжные станции на 2000 кг (4400 фунтов) одноразовых запасов. [ 16 ] 2 зарезервированы для сбрасываемых баков емкостью 2300 л (510 имп галлонов; 610 галлонов США) с приспособлениями для перевозки комбинаций:
- Ракеты: УБ- 16-57У блоки для ракет С-5.
- Бомбы:
- ФАБ-250. Универсальная бомба
- ФАБ-500 ГП Бомба
- ФАБ-750 ГП Бомба
- 8У69 Ядерная бомба
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с В советской терминологии фронтовой истребитель ( frontovoi istrebitel , фронтовой истребитель; также называемый фронтовым или тактическим истребителем) — это тот, который предназначен для оперативного развертывания на фронтах для использования на поле боя, в отличие от самолетов-перехватчиков, развернутых советской авиацией. Силы обороны (ПВО).
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Уиллер 1992, с. 143.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г «Сухой Су-7». Архивировано 7 июня 2009 г. в музее компании «Сухой» Wayback Machine . Проверено: 28 января 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Грин, Уильям и Гордон Суонборо. Великая книга бойцов. Сент-Пол, Миннесота: MBI Publishing, 2001. ISBN 0-7603-1194-3 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Ракшак, Бхарат. «Кит-истребитель: Су-7 на вооружении ВВС». Архивировано 30 декабря 2009 г. на сайте Wayback Machine bharat-rakshak.com. Проверено: 28 января 2011 г.
- ^ Ниджбоер и Паттерсон 2003, стр. 174–177.
- ^ Желобная труба — это часть воздухозаборника двигателя, расположенная непосредственно перед турбиной.
- ^ Дикшит, Мохан Б. «Ошибаться - это сообщения о двух катастрофах с участием людей». SQU Med J, том 10, выпуск 1, 2010 г., стр. 120–125.
- ^ «Последний салют F-6» . www.defencejournal.com . Архивировано из оригинала 3 января 2003 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Гебель, Грег. «Сухой Су-7». Aviation Vectors, 1 августа 2009 г. Дата обращения: 28 января 2011 г.
- ^ Купер, Том; Грандолини, Альберт (2018). Столкновение в Западной Сахаре, Том 1: Воздушная война над последней африканской колонией, 1945–1975 гг . Уорик, Великобритания: Издательство Helion & Company. п. 49. ИСБН 978-1-912390-35-9 .
- ^ Ракшак, Бхарат. «Су-7». Архивировано 30 декабря 2009 г. в Wayback Machine IAF History. Получено; 28 января 2011 г.
- ^ Sipos & Cooper 2020 , с. 60
- ^ Sipos & Cooper 2020 , с. 63
- ^ Sipos & Cooper 2020 , с. 74
- ^ Леднисер, Дэвид. «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . m-selig.ae.illinois.edu . Проверено 16 апреля 2019 г.
- ^ www.3ebra.com, IT-бюро Zebra -. «Компания «Сухой» (ОАО) – Самолеты – Музей – Су-7 – Технические характеристики» . www.sukhoi.org . Архивировано из оригинала 25 сентября 2017 г. Проверено 25 сентября 2017 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка )
Библиография
[ редактировать ]- Гордон, Ефим (2004). Су-7/-17/-20-22: семейство советских истребителей и истребителей-бомбардировщиков . Хинкли, Великобритания: Midland Publishing. ISBN 1-85780-108-3 .
- Ниджбоер, Дональд и Дэн Паттерсон. Кабины холодной войны. Иден Прейри, Онтарио: The Boston Mills Press, 2003. ISBN 1-55046-405-1 .
- Сингх, Пушпиндар Чопра (сентябрь 1982 г.). «Кит-истребитель... Су-7 на вооружении ВВС». Эйр Интернешнл . Том. 23, нет. 3. С. 133–140, 152–154. ISSN 0306-5634 .
- Сипос, Милош; Купер, Том (2020). Крылья Ирака, Том 1: ВВС Ирака, 1931–1970 гг . Уорик, Великобритания: Издательство Helion & Company. ISBN 978-1-913118-74-7 .
- Уилер, Барри К. Хэмлинский справочник по маркировке военных самолетов. Лондон: Канцлер Пресс, 1992. ISBN 1-85152-582-3 .