Ильюшин Ил-40
Ил-40 | |
---|---|
![]() | |
Ильюшин Ил-40П , второй прототип | |
Роль | Штурмовик |
Национальное происхождение | Советский Союз |
Производитель | Ильюшин |
Первый полет | 7 марта 1953 г. |
Статус | Прототип |
Количество построенных | 7 |
Ильюшин Ил-40 ( по классификации НАТО : Brawny) . [ 1 ] ) — двухместный советский реактивный бронированный штурмовик . Первый прототип поднялся в воздух в 1953 году и был очень успешным, за исключением случаев, когда он стрелял из орудий, поскольку их продукты сгорания нарушали поток воздуха в двигатели и вызывали их возгорание или сбои. На решение этой проблемы ушло больше года и потребовалось радикальное изменение положения воздухозаборников двигателей до самой передней части самолета и перемещение пушек с кончика носа на нижнюю часть фюзеляжа, сразу за носовым колесом. Самолет, теперь напоминавший спереди двуствольное ружье, был заказан в производство в 1955 году. Было построено всего пять серийных самолетов, прежде чем вся программа была отменена в начале 1956 года, когда ВВС отказались от доктрины непосредственной авиационной поддержки в пользу тактическое ядерное оружие на поле боя.
Разработка
[ редактировать ]Сергей Ильюшин в 1950–51 годах приступил к проектированию штурмовика с реактивным двигателем, обладающего лучшими летно-техническими характеристиками, чем это было возможно у с поршневыми двигателями самолетов . К концу 1951 года ОКБ Ильюшина подготовило техническое предложение на двухместный бронированный самолет с использованием двух осевых Микулина АМ-5 тягой турбореактивных двигателей 2150 кгс (4740 фунт-сила) на максимальной мощности (без форсажной камеры ) и 2700 кгс ( 5952 фунта-силы) с форсажной камерой. В январе 1952 года Ильюшин направил это предложение в правительство, которое было быстро принято, и ему было поручено спроектировать и построить один прототип. [ 2 ]
Ил-40 имел низко расположенные к фюзеляжу крылья, стреловидность назад под углом 35°, трехопорное шасси. Два двигателя АМ-5 размещались в блоках, прилегающих к фюзеляжу. Традиционно для штурмовиков «Ильюшина» ядром конструкции Ил-40 был несущий бронекорпус, защищавший оба места экипажа, шесть топливных баков и часть радио- и электрооборудования. Толщина оболочки варьировалась от 3 до 8 мм (от 0,12 до 0,31 дюйма). Броневая переборка, защищавшая пилота спереди, имела толщину 10 мм (0,39 дюйма). Остекление кабины также было пуленепробиваемым, а пилот имел бронированный подголовник толщиной 8 мм (0,31 дюйма) для защиты от снарядов, выпущенных сверху и сзади. Наводчика защищала броня толщиной 4–10 мм (0,16–0,39 дюйма). Общий вес бронекорпуса и бронестекла составлял 1918 кг (4228 фунтов). катапультные кресла Для обоих членов экипажа были предусмотрены . В задней части фюзеляжа были установлены три перфорированных воздушных тормоза , по одному с каждой стороны и один снизу, для повышения маневренности самолета во время пикирования. [ 2 ]
Первоначальное вооружение состояло из шести 23-мм (0,91 дюйма) Нудельмана-Рихтера НР-23, автопушек установленных в носовой части, по три с каждой стороны, каждая по 150 снарядов, дула которых выступали в встречный поток . Один НР-23 устанавливался в дистанционно управляемом хвостовом барбете Ил-К10 с боезапасом 200 снарядов. Он имел максимальный угол возвышения 55 °, максимальный угол наклона 40 ° и мог поворачиваться на 60 ° в любую сторону. Ил-К10 мог поворачивать со скоростью 42° в секунду и поднимать со скоростью 38° в секунду. В крыльях было установлено четыре небольших бомбовых отсека максимальной грузоподъемностью 100 кг (220 фунтов) каждый. В качестве альтернативы под крыльями можно было установить четыре бомбодержателя, которые могли нести бомбы массой до 500 кг (1100 фунтов), ракеты TRS-82 82 мм (3,2 дюйма) или 132 мм (5,2 дюйма) или сбрасываемые баки с общая емкость 1100 литров (290 галлонов США). Нормальная бомбовая нагрузка составляла 400 кг (880 фунтов), но при перегрузке можно было нести 1000 кг (2200 фунтов). В условиях перегрузки можно было нести максимум двенадцать ракет ТРС-82 или восемь ТРС-132. В хвостовой части фюзеляжа были установлены две камеры для дневных и ночных фотографий оценки повреждений. [ 2 ]
Ил-40 совершил первый полет 7 марта 1953 года. [ 1 ] и летные испытания не выявили серьезных недостатков в воздухе. Операционная ЦТ располагалась слишком далеко назад, но это было лишь незначительной проблемой при посадке, взлете и рулении , особенно в сочетании с довольно короткой колесной базой . Самой большой проблемой оказались пушки и их влияние на двигатели. Во время первых воздушных испытаний пушек в конце марта 1953 года дульная вспышка временно ослепила пилота, и оба двигателя загорелись . [ 2 ] Пилот смог перезапустить двигатели и благополучно вернулся, но Сергей Ильюшин сразу же начал расследование причины неполадок двигателей. Наземные испытания с использованием высокоскоростных камер показали, что ни один из протестированных дульных тормозов или глушителей не оказал никакого влияния; двигатели могли бы дать сбой, даже если бы только одно орудие выпустило всего пять-десять выстрелов. [ 2 ]
Было принято решение заменить шесть орудий НР-23 в носовой части на четыре пушки АМ-23 по 225 снарядов на ствол, имевшие скорострельность на 50% большую, чем у НР-23, и полностью переработать орудийную установку. Пушки были перенесены на самую носовую часть в отдельный отсек, выполненный из жаропрочной стали и снабженный специальной камерой-дефлектором для отклонения дутьевых газов от воздухозаборников двигателя. В нижней части каморы предусматривались две двери для вентиляции каморы во время стрельбы. Одна проблема возникла почти сразу во время испытаний, когда дымовые газы скапливались в отсеке, где хранились стреляные гильзы и звенья, а иногда и воспламенялись. [ 2 ] Иногда это было достаточно сильно, чтобы деформировать камеру. Для успешного решения этой проблемы отсек стреляной гильзы был тщательно провентилирован и были установлены дульные тормоза. [ 2 ]
Решение проблемы с пушками не позволило самолету пройти государственные приемочные испытания в июле 1953 года, как это было предусмотрено, и для проведения испытаний 31 декабря 1953 года была назначена специальная комиссия. После успешного завершения заводских испытаний в январе 1954 года самолет был сдан на вооружение. завершились, а Государственные приемочные испытания продолжались с 21 января по 15 марта 1954 года. Испытания в целом прошли успешно: Ил-40 оказался легким в эксплуатации. летать, достаточно маневренный, чтобы составлять горстку противостоящих ему истребителей МиГ-15бис и МиГ-17 с поршневым двигателем Ил-10М , и значительно превосходил находившийся в то время на вооружении штурмовик . Однако летные испытания выявили засасывание дымовых газов при стрельбе в скольжении двигателем на стороне, противоположной скольжению. Было предложено несколько вариантов решения проблемы, но Ильюшин настаивал на более радикальном решении: продлить воздухозаборники двигателей до носовой части самолета и переместить пушки в нижнюю часть носовой части, за воздухозаборниками. [ 2 ]
Изменение положения орудий и удлинение воздухозаборников, которые «сверхъестественно напоминали двустволку», [ 2 ] позволило переместить носовое колесо вперед для удлинения колесной базы. Орудия были установлены за нишей носового колеса, а для защиты стволов орудий от мусора, выбрасываемого носовым колесом, был добавлен специальный щиток; он был механически связан с носовым колесом и при этом выдвигался. Другие изменения включали замену исходных двигателей АМ-5Ф на Туманский РД-9 В, улучшенную версию АМ-5Ф, нормальную бомбовую нагрузку увеличили до 1000 кг и 1400 кг (3100 фунтов) в перегруженном состоянии, а также Было добавлено зеркало заднего вида, позволяющее пилоту лучше наблюдать за задней верхней полусферой. [ 2 ]
Производство
[ редактировать ]Ильюшин приступил к постройке еще одного прототипа для проверки этого решения, и это было одобрено 16 октября 1954 года, когда Совет Министров приказал начать на заводе ( Заводе ) № 168 в Ростове-на-Дону производство улучшенной версии, получившей обозначение «Ил». -40р. Прототип Ил-40П совершил первый полет 14 февраля 1955 года, а государственные приемочные испытания начались 12 октября 1955 года. Внесенные изменения решили все проблемы предыдущей конструкции, и был размещен заказ на первую партию из сорока серийных машин. [ 2 ]
Пять из них были завершены к весне 1956 года и проходили предполетные испытания, когда 13 апреля 1956 года вся программа была отменена, а все готовящиеся компоненты списаны. Через неделю штурмовое авиационное подразделение ВВС было заменено истребительно-бомбардировочным отделением, а доктрина ВВС была радикально изменена. ВВС больше не будет оказывать непосредственную поддержку армии, а будет использовать тактическое ядерное оружие как часть поля ядерной битвы. [ 2 ]
До закрытия программы Ильюшиным прорабатывались два варианта. Первым был артиллерийский корректировщик, известный как Ил-40К. В этой модели добавлен третий член экипажа в измененной носовой части фюзеляжа. Воздухозаборники были возвращены в исходное положение, поскольку орудия были размещены в небольших бомбоотсеках крыла и не было опасности заглатывания двигателей дымовых газов из орудий. Корректировщик-штурман имел обширное застекленное место на кончике носа, хорошо защищенное броней и бронестеклом. Первый фюзеляж близился к завершению, когда пришел приказ отменить всю программу. Вторым вариантом был торпедоносный вариант Ил-40Т, созданный на основе фюзеляжа Ил-40К, но место штурмана-бомбардира имело оптически плоские стеклянные панели для облегчения прицеливания. Разработке этой модели было уделено не так много усилий, и она была отменена на ранней стадии. [ 2 ]
Варианты
[ редактировать ]- Ил-40 – Первый прототип
- Ил-40П - второй прототип и пять серийных самолетов.
- Ил-40К – ( корректировщик – корректор) – артиллерийский корректировщик, трехместный с корректировщиком-штурманом в застекленной носовой кабине.
- Ил-40Т — ( торпедоносец ) — торпедоносец, трехместный со штурманом в застекленной носовой части с оптически плоскими панелями для прицеливания оружия.
- Ил-42 - возрождение в конце 1960-х годов концепции Ил-40, побежденной в конкуренции с Су-8 (прототип Су-25 ).
- Ил-102 - окончательная версия Ил-40/Ил-42 с современной авионикой и двигателями, также превосходящая Сухой Т-8.
Технические характеристики (Ил-40П)
[ редактировать ]Данные ОКБ Ильюшина: История ОКБ и его самолетов. [ 2 ] Скопа Энциклопедия русской авиации 1875–1995 гг. [ 1 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 2
- Длина: 17,215 м (56 футов 6 дюймов)
- Размах крыльев: 17 м (55 футов 9 дюймов)
- Высота: 5,76 м (18 футов 11 дюймов)
- Площадь крыла: 54,1 м 2 (582 кв. фута)
- Профиль профиля : корень: ЦАГИ СР-Юс-12; Совет: ЦАГИ СР-11-12 [ 3 ]
- Вес пустого: 8500 кг (18739 фунтов)
- Полная масса: 16 600 кг (36 597 фунтов)
- Максимальный взлетный вес: 17 600 кг (38 801 фунт)
- Силовая установка: 2 двигателя Туманского РД-9В турбореактивных с форсажной камерой , тяга 25,5 кН (5730 фунтов силы) каждый всухую, 31,9 кН (7170 фунтов силы) с форсажной камерой.
Производительность
- Максимальная скорость: 993 км/ч (617 миль в час, 536 узлов)
- Дальность: 1320 км (820 миль, 710 миль) (с подвесными баками)
- Практический потолок: 11 600 м (38 100 футов)
- Нагрузка на крыло: 31,5 кг/м 2 (6,5 фунтов/кв. футов)
Вооружение
- Оружие:
- 4 × 23-мм пушки АМ-23 в носовой части фюзеляжа.
- 1 × 23-мм пушка АМ-23 в дистанционно управляемой задней башне
- Узлы подвески: 4 подкрыльевых пилона, несущих бомбы, ракеты или десантные баки.
- Бомбы: до 1400 кг (3100 фунтов) бомб в четырех крыльевых бомбоотсеках.
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Ганстон, Уильям «Билл» (1995). «Оспри» Энциклопедия русской авиации 1875–1995 годов . Лондон: Osprey Aerospace. п. 116. ИСБН 1-85532-405-9 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н Gordon, Yefim ; Komissarov, Dmitriy; Komissarov, Sergey (2004). OKB Ilyushin: A History of the Design Bureau and its Aircraft . London: Ian Allan. pp. 67–75. ISBN 1-85780-187-3 .
- ^ Леднисер, Дэвид. «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . m-selig.ae.illinois.edu . Проверено 16 апреля 2019 г.