Ильюшин Ил-10
Ил-10 | |
---|---|
![]() | |
Ильюшин Ил-10М в опознавательных знаках ВВС СССР хранится в подмосковном музее Монино | |
Роль | Штурмовик |
Производитель | Ilyushin , Avia |
Первый полет | 18 апреля 1944 г. [ 1 ] |
Введение | 1944 |
Ушедший на пенсию | 1972 (Китайская Народная Республика) |
Основные пользователи | Советские ВВС Чехословацкие ВВС Польские ВВС |
Произведено | 1944 – 1954 [ 2 ] |
Количество построенных | 6166 (4966 Ил-10 + 1200 Б-33) [ 2 ] |
Разработано на основе | Ильюшин Ил-2 |
Развитый в | Ильюшин Ил-16 |
The Ilyushin Il-10 ( Cyrillic Илью́шин Ил-10, NATO reporting name : " Beast " [ 3 ] ) — советский штурмовик, разработанный в конце Великой Отечественной войны конструкторским бюро Ильюшина . Он также был построен по лицензии в Чехословакии компанией Avia как Avia B-33 .
Разработка
[ редактировать ]С самого начала боевых действий на Восточном фронте во Второй мировой войне советские ВВС (ВВС) использовали успешный штурмовик Ил-2 «Штурмовик» с Микулина АМ-38 рядным двигателем . По ходу войны Советы разработали планы по созданию преемника этого самолета. Основная цель заключалась в повышении скорости и маневренности на малых высотах, главным образом для уклонения от малокалиберной зенитной артиллерии , которая представляла основную угрозу для штурмовиков, а также в устранении некоторых недостатков Ил-2. Наиболее перспективным проектом стал современный, легкий и маневренный штурмовик Су-6 , разрабатываемый бюро Павла Сухого с 1942 года . В то же время Сергей Ильюшин разработал более тяжелый самолет БШ М-71 ( Ил-8 М-71 ), созданный на основе конструкции Ил-2, на котором он частично базировался, на прототипе Туманского М. -71 Радиальный двигатель , в производство не пошел.
В 1943 году Ильюшин приступил к работам над новым самолетом Ил-1 , который должен был представлять собой одно- или двухместный тяжелобронированный истребитель -перехватчик, предназначенный в основном для борьбы с бомбардировщиками и транспортами противника. Ил-1 был похож на Ил-2 по конструкции, но был более современным, компактным и оснащенным новым двигателем Микулина: АМ-42. Но ВВС отказались от идеи тяжелых бронированных истребителей из-за их низкой скорости, которой было недостаточно для перехвата современных бомбардировщиков. В результате Ильюшин решил превратить Ил-1 в двухместный штурмовик, при этом в начале 1944 года обозначение было изменено на Ил-10 (нечетные номера были зарезервированы для истребителей).
В то же время Ильюшин также закончил прототип более тяжелого штурмовика Ил-8 с тем же двигателем, более близкого к Ил-2. Он нес более высокую полезную нагрузку (1000 кг/2204 фунта), но имел более низкие характеристики, чем Ил-10. Оба типа впервые поднялись в воздух в апреле 1944 года, причем Ил-10 значительно превосходил Ил-8, который имел плохую управляемость. Ил-10 успешно прошел испытания в начале июня 1944 года. [ 4 ]
Третьим конкурентом стал новый вариант Су-6, также оснащенный двигателем АМ-42. После сравнительных испытаний Ил-10 был признан победителем и выбран новым штурмовиком, несмотря на некоторые мнения, что Су-6 был лучшим самолетом, несмотря на меньшие летно-технические характеристики и грузоподъемность, с лучшим пушечным вооружением. Примечательно, что прототип Су-6 испытывался с максимальной грузоподъемностью, что привело к снижению характеристик, тогда как Ил-10 испытывался с нормальной грузоподъемностью. Некоторые преимущества Ил-10 заключались в его техническом сходстве с Ил-2.
Производство
[ редактировать ]23 августа 1944 года решением Государственного комитета обороны (ГКО) Ил-10 был запущен в серийное производство как новый штурмовик. [ 5 ] Его вооружение изначально было аналогично поздней модели Ил-2: две 23-мм ВЯ-23 пушки и два пулемета ШКАС в крыльях, а также 12,7-мм УБТ пулемет для заднего стрелка и 400 кг, максимум 600 кг. бомб. В отличие от Ил-2 и Су-6, он изначально не предназначался для перевозки ракет .
Производство Ил-10 началось на куйбышевских заводах № 1 и № 18. Первый серийный самолет поднялся в воздух 27 сентября 1944 года, а к концу 1944 года было выпущено 99 самолетов. У самолетов первых серий были проблемы с развитием, особенно с двигателем. неисправности и пожары. Большинство проблем было устранено к 1945 году. Самолеты, выпускавшиеся с апреля 1945 года, могли нести четыре неуправляемые ракеты класса «воздух-земля» . Самолеты выпуска с 1947 года имели более мощное вооружение, состоящее из четырех 23-мм пушек НС-23 в крыльях и 20-мм пушки у заднего стрелка. Производство Ил-10 закончилось в 1949 году, после выпуска 4600 самолетов; в последние два года их выпускал завод №64.
С 1945 по 1947 год было выпущено 280 вариантов УИл-2 или Ил-10У учебно-тренировочных . Заднюю кабину стрелка заменили на более длинную кабину инструктора с двойным управлением. Его характеристики и конструкция были аналогичны боевому варианту, за исключением вооружения, которое было сокращено до двух пушек, двух ракет и штатного бомбового груза.
В 1951 году чехословацкая фирма «Авиа» получила лицензию на производство Ил-10 с обозначением В-33 . Первый из них поднялся в воздух 26 декабря 1951 года. Первоначально двигатели были советского производства. С 1952 года двигатели также производились в Чехословакии как М-42. Помимо боевого варианта, на вооружение поступил также чехословацкий учебно-тренировочный вариант под обозначением CB-33 . Всего к 1956 году было построено 1200 B-33.
В 1951 году, на основе опыта, приобретенного во время Корейской войны , советские ВВС решили, что винтовые штурмовики еще могут пригодиться, и решили возобновить производство Ил-10 в модифицированном варианте — Ил-10М , который впервые летал на 2 Июль 1951 г. Он был немного длиннее, с более широким размахом крыльев, более крупными рулевыми поверхностями и килем под хвостовым оперением. Четыре из недавно разработанных пушек НР-23 были установлены в крыльях, при этом полезная нагрузка осталась прежней, а также было установлено более новое навигационное оборудование, обеспечивающее частичную всепогодность. Скорость немного снизилась, но управляемость улучшилась. С 1953 по 1954 год было выпущено 146 Ил-10М, все, кроме 10, на в Ростове-на-Дону заводе № 168 .
Всего было изготовлено 6166 всех вариантов Ил-10, в том числе построенных по лицензии.
Состоялись испытания Ил-10 с более мощными двигателями АМ-43 и АМ-45, но они оказались безуспешными. Затем Ильюшин разработал более легкий самолет непосредственной поддержки Ил -16 с улучшенными характеристиками и аналогичным вооружением. Первый полет он совершил 10 июня 1945 года. В производство поступила небольшая партия, но в 1946 году проект был отменен из-за ненадежности двигателя АМ-43.
Дизайн
[ редактировать ]Техническое описание
[ редактировать ]Планер представлял собой одномоторный двухместный моноплан с металлическим каркасом . Он был хорошо бронирован. Передняя часть фюзеляжа вместе с кабиной представляла собой оболочку из бронелистов толщиной 4–8 мм; самые толстые, 8 мм, находились под двигателем, над двигателем брони не было. Лобовое стекло было изготовлено из бронестекла толщиной 64 мм (2,5 дюйма). Также бронированными были: крыша над пилотом, рамы боковых окон в кабине пилота, перегородка между сиденьями экипажа и задняя стенка за кабиной. Общий вес брони, включая ее крепления, составлял 994 кг. Крыло состояло из центральной секции с двумя бомбоотсеками и двух съемных внешних панелей. Ходовая часть была убирающейся. Основные колеса складывались назад после поворота на 86°.
Ранние Ил-10 имели две 23-мм автопушки ВЯ-23 (по 150 снарядов каждая) и два 7,62-мм ШКАС пулемета (по 750 патронов), закрепленных в крыльях, а также 12,7-мм пулемет УБТ в заднем посту наводчика БУ-8. со 150 патронами. Горизонтальный угол поля обстрела заднего пулемета составлял 100°. С 1947 года самолет имел на вооружении четыре 23-мм пушки НС-23 в крыльях (по 150 снарядов в каждой) и 20-мм пушку Б-20Т в заднем наводочном пункте БУ-9 (150 снарядов). Ил-10М имел четыре 23-мм пушки НР-23 в крыльях (по 150 снарядов каждая) и 20-мм пушку Б-20ЭН в заднем наводочном пункте БУ-9М (150 снарядов). Авиа Б-33 имел четыре 23-мм пушки НС-23РМ в крыльях и 20-мм пушку Б-20ЭТ в заднем наводочном пункте БУ-9М.
Нормальная бомбовая нагрузка составляла 400 кг, максимальная — 600 кг. Это могли быть мелкие осколочные или противотанковые бомбы , помещаемые в бомбоотсеках, или четыре бомбы массой 50–100 кг в бомбоотсеках и снаружи под крыльями, или две бомбы массой 200–250 кг, прикрепленные под крыльями. Небольшие бомбы клали стопками прямо на полы бомбоотсеков. Типовая нагрузка составляла 182 (максимум 200) 2-килограммовых осколочных бомб АО-2,5-2 или 144 противотанковых кумулятивных бомбы ПТАБ-2,5-1,5. Помимо бомб, четыре неуправляемые ракеты РС-82 или РС-132 на рельсовых пусковых установках под крыльями могли размещаться . Авиа Б-33 также были приспособлены для перевозки ракет других типов. Поздние советские самолеты могли нести трубчатые пусковые установки ОРО-82 и ОРО-132. В хвостовой части размещалась пусковая установка ДАГ-10 с 10 зенитными или противопехотными гранатами АГ-2 (после броска они падали с парашютами и затем взрывались, но широкого применения на практике не получили).
Двигатель Ил-10 - 12-цилиндровый рядный V-образный двигатель Микулина АМ-42 жидкостного охлаждения, мощность: 1770 л.с. продолжительная, взлетная мощность: 2000 л.с. Винт трехлопастной АВ-5Л-24 диаметром 3,6 м. Два топливных бака в фюзеляже: верхний на 440 л над двигателем, перед кабиной, и нижний на 290 л под кабиной. Самолет имел радиостанцию и фотокамеру АФА-1М в хвостовой части фюзеляжа.
Операционная история
[ редактировать ]В октябре 1944 года Ил-10 впервые поступил на вооружение учебных частей ВВС СССР. В январе 1945 года первая боевая часть Ил-10 поступила на вооружение 78-го гвардейского штурмового авиационного полка, но в бой не вступила из-за незавершенной подготовки. Однако еще три единицы Ил-10 успели принять участие в заключительных боевых действиях Второй мировой войны в Европе. Это 571-й штурмовой авиационный полк (с 15 апреля 1945 г.), 108-й гвардейский штурмовой авиационный полк (с 16 апреля 1945 г.) и 118-й гвардейский штурмовой авиационный полк (с 8 мая 1945 г.). Около дюжины самолетов было уничтожено из-за поломок зенитной артиллерии или двигателей, но Ил-10 оказался удачной конструкцией. Один был сбит истребителем Fw 190 , но экипаж 118-го полка сбил еще один Fw 190 и, вероятно, повредил еще один. 10 мая 1945 года, на следующий день после официального окончания советской войны ( Дня Победы ), в боевых частях советских ВВС находилось 120 исправных Ил-10 и 26 выведенных из строя.
После вступления СССР в войну против Японской империи , с вторжением в Маньчжурию , с 9 августа 1945 года один Ил-10 — 26-й штурмовой авиационный полк авиации Тихоокеанского флота — использовался в боях на Корейском полуострове , нанося удары Японские корабли в Расине и железнодорожный транспорт.
После войны до начала 1950-х годов Ил-10 был основным советским штурмовиком. Выведен из боевой службы в 1956 году . В то же время работы над новыми реактивными двигателями специализированными бронированными штурмовиками с (такими как Ил-40 ) были отменены, и Советы обратились к многоцелевой истребительно-бомбардировочной авиации. Ил-10 и его лицензионный вариант Авиа Б-33 стали основным штурмовиком стран Варшавского договора . С 1949 по 1959 год в ВВС Польши использовалось 120 Ил-10 (в том числе 24 УИл-10) и 281 В-33. В Польше B-33 был модифицирован для установки под крыльями топливных баков емкостью 400 л. С 1950 по 1960 год Чехословакия использовала 86 Ил-10, в том числе шесть УИЛ-10, и около 600 В-33. С 1949 по 1956 год в ВВС Венгрии использовалось 159 Ил-10 и В-33. С 1950 по 1960 год в ВВС Румынии использовалось 14 Ил-10 и 156 В-33. Болгария также использовала эти самолеты.
В конце 1940-х годов Северной Корее было передано 93 Ил-10 и УИл-10 . Затем они использовались в составе 57-го штурмового авиационного полка на начальном этапе Корейской войны. Первоначально они успешно применялись против слабой противовоздушной обороны южнокорейских войск (после отказа США поставлять югу «тяжелое вооружение»), но затем понесли большие потери в боях с истребителями ВВС США и были бомбили сами землю. Через несколько недель осталось около 20. Летом 1950 года Северная Корея получила еще несколько самолетов из СССР. Северные корейцы утверждали, что 22 августа 1950 года они потопили военный корабль с помощью Ил-10, но это так и не было подтверждено.
С 1950 года Ил-10 использовались Китайской Народной Республикой , в двух полках штурмовой авиационной дивизии. Они использовались в бою во время конфликта с националистическим правительством на Тайване , из-за приграничных островов в январе 1955 года. Они оставались на вооружении до 1972 года (заменены на Nanchang Q-5 ). С 1957 года Йемен использовал 24 B-33.
Кемлицкий инцидент
[ редактировать ]14 апреля 1951 года звено советских самолетов Ил-10 16-й воздушной армии вылетело из Райнсдорфа на полигон бомбардировок и обстрелов Либерозер-Хайде. Тринадцать самолетов разбились на обширной территории в окрестностях Кемлица, в результате чего погибло 26 членов экипажа. Причина катастрофы – диверсия ли, ошибка заправки или что-то еще – остается публично неизвестной. Экипаж похоронен на Советском кладбище в Потсдаме. В апреле 2011 года на деревенской площади Кемлица был установлен мемориальный камень. [ 6 ] [ 7 ]
Варианты
[ редактировать ]- Ил-10
- Начальный вариант производства [ 8 ]
- Ил-10М
- Переработанный производственный вариант [ 8 ]
- 10U
- Двухместный учебно-тренировочный самолет. Также известен как УИл-10 . [ 8 ]
- Имел Б-33
- Вариант первоначального Ил-10, построенный в Чехословакии. [ 8 ]
- Авиа БС-33
- Двухместный учебно-тренировочный самолет чехословацкой постройки. [ 8 ]
Операторы
[ редактировать ]


- Афганские ВВС, возможно, получили некоторое количество самолетов B-33, но это не подтверждено.
- Болгарские ВВС получили первые самолеты Ил-10 в 1947 году, позже было поставлено неизвестное количество B-33. Все они были выведены в 1954 году. [ 9 ]
- ВВС Народно-освободительной армии С 1950 по 1952 год было импортировано 254 штурмовика Ил-10, использовавшихся в штурмовых авиационных дивизиях НОАК. Они использовались в боях во время конфликта с Тайванем на приграничных островах в январе 1955 года. Последние 103 Ил-10 списаны в 1972 году.
- ВВС Чехословакии Летом 1950 года получили около 80 Ил-10 и 4–6 Ил-10У. Дополнительно было поставлено около 600 B-33 местного производства. Все они эксплуатировались с 1950 по 1962 год. [ 10 ]
- Венгерские ВВС получили 159 самолетов Ил-10 (в том числе около 14 учебных Ил-10) и эксплуатировали их с 1949 по 1956 год. При выходе из эксплуатации было уничтожено 120 самолетов. [ 9 ] Венгерское кодовое имя Ил-10 было «Párduc» («Пантера»).
- В 1957 году ВВС Индонезии получили неизвестное количество B-33 из Польши. Самолеты были модифицированы в Польше и могли нести под фюзеляжем дополнительный 300-литровый топливный бак. Из-за плохой управляемости самолеты были возвращены в Польшу. [ 9 ]
- Корейские народные ВВС получили около 50 Ил-10, вероятно, все они были производства времен Второй мировой войны. [ 9 ]
- Польские ВВС получили около 120 самолетов Ил-10 (вероятно, 96 Ил-10 и 24 Ил-10) и использовали их с февраля 1949 по 1959 год. Кроме того, в период с 1954 по 1956 год было поставлено не менее 281 самолета В-33, но все они были отозваны в 1961 г. из-за плохого качества. [ 11 ] Польские самолеты B-33 были модифицированы для перевозки дополнительного топлива.
- В 1950 и 1952 годах ВВС Румынии получили 14 старых Ил-10 и УИл-10. В 1953 году было поставлено 140 учебно-тренировочных самолетов В-33 и 16 учебно-тренировочных самолетов СВ-33, которые использовались до 1960 года. [ 12 ]
- В 1957 году ВВС Йемена получили 24 самолета B-33. [ 9 ]
Самолет на выставке
[ редактировать ]- Ил-10
- Центральный музей ВВС в Монино , под Москвой , Россия. [ 13 ]
- Музей китайской авиации в Пекине , Китай
- Музей Войска Польского в Варшаве , Польша
- Национальный музей румынской авиации в Бухаресте , Румыния
- Б-33 (лицензионная версия производства Чехословакии)
- Любушский военный музей в Држонове , Польша
- Музей польской авиации в Кракове , Польша
- Пражский музей авиации в Кбелах , Чехия [ 14 ]
- Маршрут E371, Нижний Комарник в Нижнем Комарнике , Прешов , Словацкая Республика Ссылка на Google Maps
Технические характеристики (Ил-10)
[ редактировать ]
Data from Ilyushin's Proliferous Shturmovik – Part Two [ 15 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 2
- Длина: 11,06 м (36 футов 3 дюйма)
- Размах крыльев: 13,40 м (44 фута 0 дюймов)
- Высота: 4,18 м (13 футов 9 дюймов) (хвост вверх)
- Площадь крыла: 30,00 м 2 (322,9 кв. футов)
- Вес пустого: 4680 кг (10318 фунтов)
- Полная масса: 6335 кг (13966 фунтов)
- Максимальный взлетный вес: 6535 кг (14 407 фунтов)
- Запас топлива: 747 л (164 имп галлона; 197 галлонов США)
- Силовая установка: 1 Микулин АМ-42 жидкостного охлаждения двигатель V12 мощностью 1320 кВт (1770 л.с.) (максимальная продолжительная мощность, 2350 об/мин)
- Гребные винты: 3-лопастные AV-5L-24, диаметр 3,60 м (11 футов 10 дюймов).
Производительность
- Максимальная скорость: 551 км/ч (342 миль в час, 298 узлов) на высоте 2800 м (9200 футов); 507 км / ч (274 узлов; 315 миль в час) на уровне моря [ 16 ]
- Крейсерская скорость: 310 км/ч (190 миль в час, 170 узлов) на высоте 500 м (1600 футов).
- Дальность: 800 км (500 миль, 430 миль) на расстоянии 500 м (1600 футов)
- Практический потолок: 5500 м (18000 футов)
- Время набора высоты: от 5 минут до 3000 м (9800 футов). [ 16 ]
Вооружение
- Оружие:
- 2х 23-мм пушки Вя-23 (150 выстрелов) и 2х 7,62-мм пулемета ШКАС (750 выстрелов) в крыле (серийные самолеты военного времени) или 4х 23-мм НС-23 (150 выстрелов) в крыле (послевоенное время) серийный самолет) и
- 1х 20-мм Березин Б-20 пушка (150 выстрелов) или 12,7-мм пулемет УБТ (150 выстрелов) в кормовой башне
- Ракеты: 4 ракеты РС-82 или РС-132.
- Бомбы:
- 6 бомб по 50 кг (110 фунтов) или
- 4 бомбы по 100 кг (220 фунтов) или
- 2 бомбы по 250 кг (550 фунтов)
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Михулек 1999, с. 24.
- ^ Jump up to: а б Михулек 1999, с. 27.
- ^ Ганстон 1995, стр.108.
- ^ Грин и Суонборо, энтузиаст авиации , август – ноябрь 1980 г., стр. 26–27.
- ^ Грин и Суонборо, энтузиаст авиации , август – ноябрь 1980 г., стр.27.
- ^ Рундшау, Лаузитцер (16 апреля 2011 г.). «Вспомнились загадочные авиакатастрофы» . www.lr-online.de (на немецком языке) . Проверено 1 февраля 2021 г.
- ^ Германия, Märkische Allgemeine, Потсдам, Бранденбург. «Брошюра освещает предысторию катастрофы 1951 года — массового крушения военного самолета возле Кемлица — МАЗ — Меркише-Альгемайне» . Märkische Allgemeine Zeitung (на немецком языке) . Проверено 1 февраля 2021 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б с д и Ганстон, Билл (1995). Оспри Энциклопедия российской авиации . Скопа. п. 108. ИСБН 1855324059 .
- ^ Jump up to: а б с д и Михулек 1999, с. 29.
- ^ Михулек 1999, стр. 28–29.
- ^ Михулек 1999, с. 28.
- ^ Тюдор, 2004 г.
- ^ http://www.moninoaviation.com/8a.html Архивировано 17 июля 2017 г. в музее Wayback Machine Монино.
- ^ "Пост NoSpeedLimit.it в Instagram: "#AviaB33 (#IlyushinIl10), (код НАТО: Beast) Истребитель CSR / 1947 г. Иллюшин II-10, улучшенная версия знаменитого II-2,…" " . Инстаграм.com . Проверено 5 августа 2022 г.
- ^ Суонборо Грин и энтузиаст авиации , август – ноябрь 1980 г., с. 34.
- ^ Jump up to: а б «- Ютуб» . Ютуб .
Библиография
[ редактировать ]- Дональд, Дональд и Джон Лейк, ред. Энциклопедия мировой военной авиации . Лондон: Издательство AIRtime, 1996. ISBN 1-880588-24-2 .
- Gordon, Yefim and Sergey Kommissarov. Ilyushin IL-2 and IL-10 Shturmovik . Wiltshire, UK: The Crowood Press, 2004. ISBN 1-86126-625-1 .
- Грин, Уильям и Гордон Суонборо. «Анналы Илюши: плодовитый штурмовик Ильюшина» Air Enthusiast , № 12, апрель – июль 1980 г. Бромли, Кент, Великобритания: Pilot Press, 1980. стр. 1–10, 71–77. ISSN 0143-5450.
- Грин, Уильям и Гордон Суонборо. «Расплодившийся штурмовик Ильюшина. Часть вторая». Air Enthusiast , № 13, август – ноябрь 1980 г. Бромли, Кент, Великобритания: Pilot Press, 1980. стр. 26–34. ISSN 0143-5450.
- Ганстон, Билл . Энциклопедия русской авиации 1875–1995 годов «Оспри» . Лондон: Оспри, 1995. ISBN 1-85532-405-9 .
- Хардести, фон. Красный Феникс: Расцвет советской авиации, 1941–1945 гг . Вашингтон, округ Колумбия: Смитсоновские книги, 1982. ISBN 1-56098-071-0 .
- Михулек, Роберт. Ил-2 Ил-10. Авиационные монографии № 22 (на польском языке). Гданьск: АЙ-Пресс, 1999. ISBN 83-86208-33-3 .
- Шавров, В.Б. История конструкций самолетов в СССР 1938–1950 гг. (3 изд.) (in Russian). Moscow: Машиностроение, 1994. ISBN 5-217-00477-0 . (Shavrov, V.B. Istoriia konstruktskii samoletov v SSSR, 1938–1950 gg. (3rd ed.) . translation: History of Aircraft design in USSR: 1938–1950 . Moscow: Mashinostroenie Publishing House, 1994. ISBN 5-217-00477-0 ).
- Растренин, О.В. "Штурмовик Ил-10. Часть 1" (in Russian). Avia-Kollektsya, 5/2004.
- Растренин, О.В. "Штурмовик Ил-10. Часть 2" (in Russian). Avia-Kollektsya, 1/2005.
- Шорс, Кристофер. Штурмовики Второй мировой войны . Лондон: Макдональд и Джейн, 1977. ISBN 0-356-08338-1 .
- Стапфер, Ханс-Хейри. Ил-2 Штормовик в действии (Самолет № 155) . Кэрроллтон, Техас: Squadron/Signal Publications, Inc., 1995. ISBN 0-89747-341-8 .
- Тюдор, Василе. «Модернизация румынской военной авиации» / журнал Orizont Aviatic №. 26 декабря 2004 г.