Авиа БН-33
Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( Июль 2010 г. ) |
БН-33 | |
---|---|
Роль | боец |
Производитель | Авиа , ПВС (по лицензии), Икарус (по лицензии) |
Дизайнер | Мирослав Хайн и Павел Бенеш |
Первый полет | 21 октября 1927 г. |
Основные пользователи | Чехословацкие ВВС Польские ВВС Югославские Королевские ВВС |
Произведено | ок. 110, плюс 50 построено по лицензии в Польше и 22 в Югославии. |
Разработано на основе | Авиа БН-21 |
Avia BH-33 — биплан истребитель- , построенный в Чехословакии в 1927 году. Он был основан на BH-21J , который продемонстрировал многообещающие результаты за счет сочетания оригинального планера BH-21 с Bristol Jupiter радиальным двигателем , изготовленным по лицензии . Если не считать характерной отличительной черты Avia, заключающейся в наличии верхнего крыла с более коротким размахом, чем нижнее, оно было совершенно традиционным, даже с хвостовым килем впервые в конструкции Павла Бенеша и Мирослава Хайна (предыдущий самолет имел руль направления , но не имел киля). ).
Проектирование и разработка
[ редактировать ]Первоначальные испытания первого прототипа оказались разочаровывающими: его характеристики лишь немногим лучше, чем у BH-21, даже с более мощной версией Jupiter. Затем последовали еще два прототипа, оба получили обозначение BH-33-1 , каждый из которых имел все более мощный вариант Юпитера — один Юпитер VI, другой Юпитер VII. Характеристики последнего образца были наконец приемлемы для министерства обороны Чехословакии, которое заказало небольшую серию из пяти самолетов.
Три экземпляра были проданы в Бельгию , где планировалось построить этот тип по лицензии, но этого не произошло. Однако лицензионное производство осуществлялось в Польше , где был продан единственный экземпляр вместе с лицензией на строительство 50 самолетов. Они получили обозначение PWS-A и поступили на вооружение ВВС Польши в 1930 году. [ 1 ]
Разработка продолжилась почти полной переработкой фюзеляжа , заменив деревянную конструкцию с плитами на конструкцию овального сечения, построенную из сварных стальных труб. Получивший обозначение BH-33E , это был истребитель мирового класса для своего времени. Тем не менее, реакция чехословацких военных была вялой (хотя два самолета были куплены для национальной команды по высшему пилотажу), и «Авиа» снова начала искать заказчиков за рубежом, на этот раз продав 20 самолетов Королевству Югославии вместе с лицензией на производство еще 24. Два или три экземпляра также были куплены Советским Союзом для оценки. [ 2 ]
В конце 1929 года была выпущена дальнейшая разработка под названием BH-33L с крылом большего размаха и двигателем Škoda L W-блок. Эта версия, наконец, принесла компании ожидаемые продажи на внутреннем рынке: ВВС Чехословакии заказали 80 самолетов . Они стали стандартным оборудованием некоторых авиаполков вплоть до начала Второй мировой войны . [ 3 ]
Единственный, последний вариант с BMW производства двигателем Pratt & Whitney Hornet был построен как BH-33H (позже переименованный в BH-133 ) в 1930 году, но это не привело к производству.
Операционная история
[ редактировать ]Самолеты использовались республиканскими ВВС Испании во время гражданской войны в Испании. [ 4 ] Чехословацкие BH-33 никогда не участвовали в боях, а польские экземпляры уже давно были заменены на вооружение ко времени немецкого вторжения. Однако две югославские машины участвовали в боях с люфтваффе Messerschmitt Bf 109 , но обе были уничтожены, а их пилоты погибли.
Варианты
[ редактировать ]- БН-33
- Первый прототип.
- БН-33-1
- Два прототипа с двигателями Юпитер VI (второй) и Юпитер VII (третий), а также пять серийных самолетов с двигателем Юпитер VII.
- БН-33Э
- Восстановленный фюзеляж
- БХ-33Э-ШС
- Югославская версия с двигателем IAM K9, построено 22 экземпляра. [ 5 ]
- БХ-33Л
- Версия с крыльями большего размаха, оснащенная двигателем Škoda L , построено 80 экземпляров.
- БН-33Н (БН-133)
- Версия с двигателем Pratt & Whitney Hornet , построена одна.
- ПВСА
- Польский лицензионный вариант BH-33 с небольшими доработками. [ 1 ] 50 построено между 1929 и 1932 годами.
Операторы
[ редактировать ]- Бельгийские ВВС получили три самолета BH-33-1.
- Чехословацкие ВВС
- Чехословацкая гвардия национальной безопасности
- ВВС Греции приобрели пять самолетов BH-33 югославского производства во время переворота 1935 года , когда Греция была республикой.
- Польские ВВС получили один лицензионный вариант BH-33 и 50 PWS-A.
- Советские ВВС закупили для испытаний два или три BH-33E.
Технические характеристики (BH-33L)
[ редактировать ]Данные Jane's All the World's Aircraft, 1928 год. [ 6 ] Боевые самолеты мира [ 7 ]
Общие характеристики
- Экипаж: один, пилот
- Длина: 7,22 м (23 фута 8 дюймов)
- Размах крыльев: 8,90 м (29 футов 2 дюйма)
- Высота: 3,13 м (10 футов 3 дюйма)
- Площадь крыла: 25,5 м 2 (274 кв. футов)
- Вес пустого: 1117 кг (2463 фунта)
- Полная масса: 1560 кг (3439 фунтов)
- Силовая установка: 1 × Skoda L , 430 кВт (580 л.с.)
Производительность
- Максимальная скорость: 298 км/ч (186 миль в час, 162 узла)
- Крейсерская скорость: 280 км/ч (174 миль в час, 151 узел)
- Дальность: 450 км (280 миль, 240 миль)
- Практический потолок: 8000 м (26 247 футов)
- Скорость набора высоты: 9,9 м/с (1940 футов/мин)
Вооружение
- 2 фиксированных 7,7-мм (0,303 дюйма) пулемета Vickers, стреляющих вперед
- 2 фиксированных 7,92-мм пулемета vz.28, стреляющих вперед [ 8 ]
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Белкарц 2005, с. 6.
- ^ Тейлор 1989, с. 86.
- ^ Тейлор и Александр 1969, с. 58.
- ^ «Самолеты гражданской войны в Испании» . www.zi.ku.dk. Архивировано из оригинала 5 февраля 2015 года . Проверено 1 августа 2022 г.
- ^ «Авиа БН-33» . Архивировано из оригинала 7 апреля 2014 г. Проверено 7 апреля 2014 г.
- ^ Грей, CG, изд. (1928). Джейн «Все самолеты мира», 1928 год . Лондон: Sampson Low, Marston & Company, Ltd. п. 77в.
- ^ Тейлор, Джон В.Р.; Александр, Жан; и др. (1969). Боевые самолеты мира . Лондон: Эбери П.; Майкл Джозеф. п. 58. ИСБН 0-71810-564-8 .
- ^ «Авиа БН-33» .
Библиография
[ редактировать ]- Копаньски, Томаш Ю.; Белцарз, Бартломей (2005). Avia BH 33 (PWS A), PWS 10, PZL P.7a (на чешском языке). Сандомир: Издательство Stratus. ISBN 83-89450-36-4 .
- Герман, Вацлав (1968). Чехословацкий самолет (на чешском языке). Прага: Наше Войско.
- Тейлор, Джон В.Р.; Александр, Жан; и др. (1969). Боевые самолеты мира . Лондон: Эбери П.; Майкл Джозеф. п. 58. ИСБН 0-71810-564-8 .
- Тейлор, Майкл Дж. Х.; Ганстон, Билл; и др. (1989). Энциклопедия авиации Джейн . Нью-Йорк: Портленд Хаус. ISBN 0-517-69186-8 .
- Воти, Жан-Люк и де Нев, Флориан (июнь 1995 г.). «Самолеты ВВС Бельгии, вторая часть 1919–1935 гг.» [Самолеты ВВС Бельгии]. Le Fana de l'Aviation (на французском языке) (305): 28–33. ISSN 0757-4169 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Файлы мировой информации о самолетах. Лондон: Издательство Bright Star, файл 889, лист 86.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- airwar.ru (на русском языке)