Чехословацкие ВВС
Чехословацкие ВВС | |
---|---|
Чехословацкие ВВС | |
![]() Знак ВВС Чехословакии. | |
Активный | 1918–1992 |
Расформирован | Распад Чехословакии |
Страна | ![]() |
Тип | ВВС |
Роль | Воздушная война |
Часть | Чехословацкая армия Чехословацкая народная армия |
Штаб-квартира | Прага (до 1981 г.) Стара Болеслав (с 1981 г.) |
Девиз (ы) | «Наше море в воздухе» |
Помолвки | Польско-чехословацкая война Венгерско-чехословацкая война Вторая мировая война |
Командиры | |
Примечательный командиры | Йиндржих Кострба (1918–19) Карел Янушек (1940–45) |
Знаки отличия | |
Раундель | ![]() |
Чехословацкие ВВС армии . Чехословацкой или ВВС [1] ( Československé vojenské letectvo ) — военно-воздушных сил подразделение Чехословацкой армии , сформированное в октябре 1918 года. Вооружённые силы Чехословакии прекратили свое существование 31 декабря 1992 года. [2] К концу года все самолеты ВВС Чехословакии были разделены между ВВС Чехии и ВВС Словакии . [3]
Организация
[ редактировать ]30 октября 1918 года создание Авиационного корпуса ( Letecký sbor ) положило начало чехословацким ВВС. [4]
Во времена Первой республики военно-воздушные силы были неотъемлемой частью чехословацкой армии . В мирное время армейская авиация была подчиненным органом Министерства национальной обороны в составе его 3-го управления авиации ( III. odbor (letecký) Ministrystva národní obrany ) под командованием дивизионного генерала Ярослава Файфра (по состоянию на октябрь 1938 г.). [5] Предполагалось, что отдельные эскадрильи и звенья будут приданы различным полевым корпусам и дивизиям на случай войны с Германией . [6]
После освобождения Чехословакии в 1945 году военно-воздушные силы снова были организованы как неотъемлемая часть армии в рамках следующих министерских ведомств: [6] [7]
В середине 1950-х годов по примеру советских Войск ПВО Государственная противовоздушная оборона ( Protivzdušná obrana státu , ПВОС). наряду с ВВС была сформирована [6]
- : ВВС и Государственное командование ПВО. 1957–1966 [10]
- : Главное управление ВВС и ГПВО. 1966–1969 [11]
- : Департамент ВВС и государственной противовоздушной обороны. 1969–1976 [12]
В 1976 году в ГосПВО было сформировано собственное командование (1976–1990). [13]
- ВВС. : Командование 1976–1990 [14] - см. также структуру командования ВВС в 1989 г.
В мае 1990 года Государственная противовоздушная оборона (ПВОС), ПВО Сухопутных войск и фронтовая авиация были объединены в единый род вооруженных сил – ВВС и ПВО Чехословакии. [7]
История
[ редактировать ]Во время Первой республики 1918–38 гг.
[ редактировать ]Когда Первая Чехословацкая республика, в октябре 1918 года была основана она не имела выхода к морю и была окружена потенциально враждебными соседями. Его правительство осознало необходимость в военно-воздушных силах и быстро создало их под девизом «Наше море в воздухе». [17]
От Австро-Венгрии новая республика унаследовала лишь три военных аэродрома и несколько самолетов Ганзы-Бранденбурга . Во время Первой мировой войны лишь немногие чехи или словаки служили в Императорских и Королевских авиационных войсках или в военно-морском авиационном корпусе , или находились в изгнании во французских ВВС или Императорских российских ВВС . [18]

Большая часть производственных компаний Австро-Венгрии была чешской, поэтому Чехословакия могла быстро развивать авиационную промышленность . Поначалу оно было склонно к производству самолетов и авиадвигателей зарубежных образцов по лицензии . По мере развития отрасли она проектировала все больше самолетов и собственных двигателей. В число чехословацких авиастроителей входили Aero , Avia , Бенеш-Мраз , Летов , Прага , Татра и Злин . Производителями двигателей были ČKD , Walter и Škoda . [18]
Аэро ( Aero továrna letadel квартале Высочаны ) находился в пражском . Его смешанная конструкция (дерево, металл и тканевая обшивка) и цельнометаллический самолет были конкурентоспособны в начале 1930-х годов, но к 1938 году только его MB.200 (лицензионная конструкция Блоха ) не был полностью устаревшим.

«Авиа» ( Avia akciová společnost pro průmysl letecký Škoda ), филиал огромного машиностроительного и военно-промышленного предприятия «Шкоды» ( Škodovy závody ), отличалась от других. Компания Avia, основанная в 1919 году на бывшем сахарном заводе в восточных пригородах Праги Летняны и Чаковице, производила целые самолеты. Многие из его двигателей были лицензированной Hispano-Suiza разработкой . Он построил стандартный чехословацкий истребитель конца 1930-х годов B-534 , всего было построено 568 штук. B-534 и его модификации были одними из последних истребителей- бипланов , использовавшихся на вооружении.

Контролируемая государством фабрика «Летов» ( Vojenská továrna na letadla Letov ) также находилась в Летнянах, где в конце 1930-х годов на ней работало около 1200 человек. Здесь построили Ш-28 биплан разведки и армейского сотрудничества , которых было изготовлено более 470 штук. Весь планер был сварным, а не скрепленным болтами или клепками. Завод Летова был единственным в Чехословакии заводом, производившим металлические гребные винты.

К концу 1930-х годов чехословацкие бомбардировщики устарели, а скорость, с которой нацистская Германия становилась угрозой, не давала чехословацким производителям достаточно времени для разработки нового собственного бомбардировщика. Поэтому в 1937 году правительство закупило Туполев СБ двухмоторные средние бомбардировщики у Советского Союза . [19] плюс лицензия на строительство еще одного самолета в Чехословакии под названием Avia B-71. В апреле и мае 1938 года было поставлено 60 бомбардировщиков СБ советской постройки. За ним последовал корпус 101 «Авиа и Аэро» версии Б-71.
Подготовка новобранцев ВВС выросла с нескольких месяцев в 1920-х годах до двух лет к концу 1930-х годов. [20] В 1936 году рейхсмаршал Герман Геринг писал: «Чехословацкие военно-воздушные силы следует рассматривать как одни из ведущих военно-воздушных сил в отношении личного состава и, учитывая их ограниченные финансовые возможности, более чем удовлетворительные в отношении материалов и оборудования». [19]
Кризис и оккупация 1938–39 гг.
[ редактировать ]По мере обострения Судетского кризиса с Германией чехословацкая армия и военно-воздушные силы были частично мобилизованы 21 мая 1938 года и полностью мобилизованы 23 сентября. [21] ВВС имели более 100 аэродромов и 1300 самолетов, из них 650 фронтовых. [20] Но 29 сентября Великобритания и Франция согласились позволить Германии аннексировать Судетскую область, что немецкие войска затем и сделали, не имея возможности оказать сопротивление чехословацким вооруженным силам.
За Мюнхенским соглашением 2 ноября 1938 года последовала Первая Венская премия , согласно которой Германия и фашистская Италия разрешили Венгрии аннексировать южную Словакию. Затем 15 марта 1939 года Германия оккупировала Чехословакию , создала протекторат Богемии и Моравии и позволила тому, что осталось от Словакии, стать Словацкой Республикой . Германия позволила Словакии сохранить небольшую армию и военно-воздушные силы, но приказала марионеточному правительству Богемии и Моравии распустить свои вооруженные силы.
Люфтваффе . конфисковало все самолеты ВВС Чехословакии [22] Все чехословацкие авиазаводы были перепрофилированы на производство немецких самолетов и двигателей. [ нужна ссылка ]
Люфтваффе . пытались завербовать демобилизованных чехословацких летчиков для выполнения небоевых задач, таких как перегоночные и метеорологические полеты, но безуспешно Он также конфисковал чехословацкие самолеты и пытался заставить чехословацких летчиков переправить их в Германию. Но из семи чехословацких пилотов, взлетевших с аэродрома Градец-Кралове в Богемии , ни один не долетел до Германии. Трое вылетели в Польшу , двое долетели до СССР, а двое других совершили аварийную посадку своего самолета, не получив травм, но выведя свой самолет из-под экономического ремонта. После этого Германия отказалась от попыток использовать чехословацких летчиков. [22]
Эмиграция строго контролировалась, бывшим военнослужащим ВВС не разрешалось покидать страну. Однако многие чехословацкие летчики были переправлены в Польшу контрабандой. Некоторые из них присоединились к ВВС Польши , но большинство продолжили путь во Францию. [23]
Вторая мировая война 1939–45 гг.
[ редактировать ]
Чехословацкие пилоты, присоединившиеся к польским ВВС, вступили в бой в сентябре 1939 года, когда Германия вторглась в Польшу . Многие сражались с отличием, 55 человек были награждены. [23] Йозеф Франтишек был среди награжденных высшей военной наградой Польши — Virtuti Militari . [24] После того, как СССР присоединился к вторжению в Польшу, его войска захватили несколько чехословацких летчиков. Другие бежали после падения Польши, сначала достигнув Румынии , а затем пройдя через Балканы, Сирию или Ливан, чтобы присоединиться к своим соотечественникам, которые уже достигли Франции. [23]
Сначала Франция настаивала на том, чтобы все чехословацкие летчики вступали в Иностранный легион . Только после того, как Франция объявила войну Германии, она согласилась с Чехословацким национальным комитетом в Париже разрешить этим людям перейти во французские ВВС и восстановить свои ряды. Их нужно было переобучить для управления французскими самолетами, но некоторые из них завершили обучение вовремя, чтобы принять участие в Битве за Францию в мае и июне 1940 года. Из них семеро были награждены высшей военной наградой Франции — Орденом Почетного легиона , а пятеро получили военную медаль . 70 чехословацких летчиков, в том числе Йозеф Франтишек и Карел Куттельвашер , были награждены Военным крестом . [25]
Добровольческий резерв Королевских ВВС 1940–45.
[ редактировать ]
После того, как Франция капитулировала перед Германией 22 июня 1940 года, многие чехословацкие летчики бежали через атлантическое или средиземноморское побережье Франции или через французскую Северную Африку . Они достигли Соединенного Королевства, где бригадный генерал Карел Янушек быстро добился соглашения с военным министерством Великобритании о их вступлении в Добровольческий резерв Королевских ВВС (RAFVR). [26] 12 июля 1940 года была создана Инспекция ВВС Чехословакии, генеральным инспектором которой стал Яноушек в звании коммодора авиации Королевских ВВС . [21]
Чехословацкое депо было создано на авиабазе RAF Cosford в Шропшире . [26] Королевские ВВС быстро создали новые эскадрильи из чехословацких пилотов. Первым истребительным подразделением была 310-я эскадрилья RAF , которая была сформирована 10 июля 1940 года и сразу же участвовала в битве за Британию . К концу июля бомбардировочное подразделение 311-й эскадрильи RAF к ним присоединилось . За этим последовали и другие чехословацкие истребительные части: 312-я эскадрилья к августу 1940 года и 313-я эскадрилья в мае 1941 года.
Чехословаки быстро адаптировались к структуре, тактике и типам самолетов Королевских ВВС. Главный маршал авиации Хью Даудинг , возглавлявший истребительное командование британских ВВС в битве за Британию, позже вспоминал:

Должен признаться, я немного сомневался в том, какой эффект их опыт в их собственных странах и во Франции мог оказать на польских и чешских пилотов, но мои сомнения вскоре развеялись, потому что все три эскадрильи качнулись в бою. с рывком и энтузиазмом, который выше всяких похвал. Их вдохновляла жгучая ненависть к немцам, которая делала их очень опасными противниками. [27]
С 1940 по 1942 год 311-я эскадрилья входила в состав 3-й группы бомбардировочного командования . Командир группы сказал, что 311-я группа «показала прекрасное зрелище» и имела «лучших штурманов в бомбардировочном командовании». [28]

Преобладание военнослужащих ВВС, бежавших из оккупированной Чехословакии, составляли летные экипажи. В ВВС Великобритании не хватало чехословацкого наземного персонала , поэтому новые эскадрильи продолжали частично полагаться на наземный персонал из Великобритании. [29] и других национальностей. А многочисленные чехословацкие летчики были направлены в более чем 60 других частей Королевских ВВС, включая 11 передовых эскадрилий. [30]
было отправлено достаточное количество чехословаков, В 68-ю эскадрилью Королевских ВВС чтобы сформировать целое звено . 68-я эскадрилья даже приняла чешский девиз Vždy připraven («Всегда готов»). Чешский ас-истребитель Йозеф Франтишек, которого один автор военного времени назвал «величайшим из всех чехословацких пилотов, возможно, одним из величайших истребителей всех времен», [30] участвовал в битве за Британию в составе 303-й польской истребительной эскадрильи . Карел Куттельвашер, ас ночных истребителей по прозвищу «Ночной жнец», служил в 1-й эскадрилье . [31]
Советские ВВС
[ редактировать ]Другие чешские и словацкие летчики воевали против Германии под советским командованием. Войска воздушной и противовоздушной обороны послевоенной Чехословацкой народной армии фактически отмечали 17 сентября 1944 года как дату рождения своих войск. [32] В этот день в Советском Союзе был сформирован истребительный полк, укомплектованный чехословацкими личностями. Она выросла в 1-ю чехословацкую смешанную авиационную дивизию , сражавшуюся на Восточном фронте.
ВВС Словацкой Республики 1938–45 гг.
[ редактировать ]![]() | Этот раздел включает список общих ссылок , но в нем отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( Ноябрь 2017 г. ) |
После раздела Чехословакии Германией в 1938 году Словакия осталась с небольшими военно-воздушными силами ( Slovenské vzdušné zbrane или SVZ), оснащенными в основном чехословацкими самолетами. В 1939 году СВЗ защищала Словакию от Венгрии в словацко-венгерской войне и сражалась вместе с немецкими войсками во время словацкого вторжения в Польшу .
Во время вторжения Германии в Россию СВЗ обеспечивала прикрытие с воздуха словацких войск, сражавшихся против СССР на Восточном фронте . В ходе кампании устаревшие бипланы Словакии были заменены немецкими боевыми самолетами, в том числе Messerschmitt Bf 109 . Военно-воздушные силы были отправлены обратно в Словакию после того, как боевая усталость и дезертирство снизили эффективность пилотов.
Словацкие авиационные части принимали участие в Словацком национальном восстании против Германии с конца августа 1944 года.
При Третьей республике 1945–48 гг.
[ редактировать ]
К концу Второй мировой войны генерал Алоис Вичерек уехал из Великобритании в Советский Союз, где должен был принять на себя командование чехословацкими ВВС в СССР. Однако он прибыл только 1 мая 1945 года, когда война уже почти закончилась. Вичерек был счастлив служить Чехословакии Восточного блока и 29 мая 1945 года был назначен командующим ВВС Чехословакии.
В августе 1945 года четыре чехословацкие эскадрильи Королевских ВВС под номерами 310, 311, 312 и 313 были перебазированы в Чехословакию и вошли в состав чехословацких вооруженных сил. К тому времени 310-я, 312-я и 313-я эскадрильи были оснащены самолетами Supermarine Spitfire Mk IX , а 311-я эскадрилья - Consolidated B-24 Liberator тяжелыми бомбардировщиками . «Спитфайры» были доставлены в Чехословакию с топливными баками большой дальности, чтобы обеспечить им достаточную дальность полета. [33]
15 января 1946 года 311-я эскадрилья стала чехословацкой 6-й летецкой дивизией («6-я авиационная дивизия») в Гавличкув-Броде на юго-востоке Чехии. В мае он был разделен на Letecký pluk 24 и Letecký pluk 25 («24-й и 25-й авиаполки»). Letecký pluk 24 получил название Biskajsky («Бискайский») и первоначально был оснащен Mosquito FB Mk VI истребителями-бомбардировщиками . Letecký pluk 25 получил название Atlanticky («Атлантик») и был оснащен самолетами Петляков Пе-2ФТ . [34]

Во время немецкой оккупации компании Aero и Avia построили истребители Messerschmitt Bf 109 для Люфтваффе . Чтобы расширить истребительный состав Чехословакии за пределы трех эскадрилий «Спитфайров», переданных из Великобритании, компания Avia продолжила строительство Bf 109 под названием Avia S-99.
Однако в результате промышленной аварии вскоре были уничтожены оставшиеся у Avia запасы авиационных двигателей Daimler-Benz DB 605 , поэтому Avia заменила двигатель Junkers Jumo 211 и соответствующий пропеллер. Получившийся гибридный самолет получил название « Авиа С-199» . Двигатель и винт Jumo были созданы для средних бомбардировщиков и имели неправильные летно-технические характеристики для истребителя. Это ухудшало управляемость С-199, особенно при взлете и посадке. Производство закончилось в 1949 году, а в 1957 году Чехословакия сняла с вооружения свой последний самолет С-199.

С 1945 года в ВВС также имелось 56 истребителей Лавочкина Ла-7 советской постройки , которые были быстрее и маневреннее, чем Bf 109 и С-199.
Чехословацкая авиационная промышленность продолжала производить одноместные ( Avia S-92 ) и двухместные ( Avia CS-92 ) варианты немецкого реактивного истребителя Messerschmidt Me 262 после Второй мировой войны. С августа 1946 года было построено и испытано в общей сложности девять S-92 и три двухместных CS-92. Они были приняты на вооружение в 1947 году и в 1950 году поступили в состав 5-й истребительной эскадрильи, став первыми реактивными истребителями, служившими в ВВС Чехословакии. Они продолжали летать до 1951 года, когда их заменили на вооружении советские реактивные истребители. Обе версии выставлены в Пражском музее авиации в Кбелах . Источник - Балоус и др. 1995, с. 53.
При коммунизме 1948–1989 гг.
[ редактировать ]«Спитфайры» были основным истребителем Чехословакии до чехословацкого государственного переворота 1948 года , после которого Коммунистическая партия Чехословакии произвела чистку военно-воздушных сил, служивших в ВВС Великобритании. Многие бывшие военнослужащие Королевских ВВС, в том числе маршал авиации Янушек. [21] и Hawker Hurricane пилот Йозеф Брикс , [35] были осуждены по ложным обвинениям и приговорены к длительным тюремным срокам. Чехословакия продала все свои «Спитфайры» зарождающемуся Израилю в 1948 году в рамках крупной, совершенно секретной сделки по оружию и военной подготовке. [36] [ нужен лучший источник ] Чешские коммунисты, непосредственно ответственные за подготовку соглашения, Сланский и Геминдер, были казнены, чтобы обеспечить их молчание. [37] [ нужен лучший источник ]
В 1955 году Чехословакия стала членом-основателем Варшавского договора . Чехословацкие ВВС были оснащены советской авиацией и следовали ее доктринам и тактике. В основном Микояна-Гуревича закупались самолеты (МиГи). Истребители МиГ-15 , МиГ-19 и МиГ-21 Ф производились по лицензии; в 1970-х годах были приобретены МиГ-23 МФ, а в 1980-х - МиГ-23МЛ и МиГ-29 .
В 1951 году, примерно одновременно с созданием 15-го истребительного авиакорпуса, были созданы 1-й, 2-й и 3-й округа ПВО ГК. 15-й истребительный авиакорпус в разное время командовал 1-й, 3-й, 5-й и 166-й истребительными авиационными дивизиями; 166-я истребительная авиационная дивизия позже стала 2-й истребительной авиадивизией. С 1964 по 1969 год в состав 10-й воздушной армии входила 46-я транспортная авиационная дивизия в составе двух полков вертолетов и транспортного полка. [38]

В мае 1987 года два самолета ВВС Чехословакии были подняты в воздух, пытаясь сбить чехословацкого инженера, пытавшегося покинуть родную страну на сверхлегком самолете собственной постройки. Пролетев около 10 миль (16 км) до границы с Западной Германией , у самолета беженца закончилось топливо, и он благополучно приземлился в баварском лесу, как раз перед тем, как чехословацкие истребители смогли его перехватить. [39]
В 1980-х и начале 1990-х годов ВВС Чехословакии состояли из государственного командования ПВО с истребителями ПВО, ракетами класса «земля-воздух» и радарами ПВО, а также 10-й воздушной армии, отвечавшей за поддержку сухопутных войск. Государственное командование ПВО имело 2-ю дивизию ПВО ( Брно ) с 8-м истребительным авиаполком, радарами и ракетами класса «земля-воздух», а также 3-ю дивизию ПВО ( Жатец ) с 1-й ( Ческе-Будеевице ), 5-й ( Добржаны ) и 11-й истребительный авиаполк ( Жатец ), 71-я зенитно-ракетная бригада и 185-й зенитно-ракетный полк. [40] 8-й истребительный авиаполк базировался в ( Остраве ) (Мошнов) с 1959 по 1 апреля 1985 года, после чего передислоцировался в Брно (Туржаны). Он был оснащен МиГ-21 с 1965 по 1991 год. 1-й истребительный авиаполк в Ческе-Будеёвицах был оснащен МиГ-21 с 1964 года и был расформирован в 1992 году.

В составе 10-й воздушной армии имелись две авиадивизии и всего шесть полков истребительной и штурмовой авиации. [41] Также имелись два разведывательных полка, два транспортных полка, три учебных полка и два вертолетных полка. В 1990 году в состав 10-й воздушной армии со штабом в Градце-Кралове входили 1-я истребительная авиационная дивизия (штаб Бехине , до 30 июня 1990 года на той же базе входил 9-й истребительно-бомбардировочный полк), 34-я истребительно-бомбардировочная авиационная дивизия (штаб Часлав , которая По данным Air International в июле 1991 года, в ее состав входят 6-й, 20-й (Су-22) и 28-й (МиГ-23БН) полки ФБ, а также 9-й полк ПВО с МиГ-21бис), 47-й разведывательный авиаполк (Острава-Мошнов). , 10-й полк связи, 11-й вертолетный полк, 1-й смешанный транспортный авиаполк и 30-й штурмовой авиаполк ( аэропорт Пардубице , с Су-25К). [42] Он был расформирован 1 октября 1990 года, и на его место пришел 1-й смешанный авиационный корпус.
Между 1945 и 1968 годами Чехословацкие ВВС действовали с аэродрома Градчаны несколькими полками : [43]
- 46-я бомбардировочная дивизия с 1951 по 1955 год.
- 24 бомбардировочный полк с 1952 по 1954 год.
- 25-й бомбардировочный полк с 1952 по 1954 год.
- 17-й истребительный полк с 1955 по 1964 год.
- 26-й истребительный полк с 1956 по 1958 год.
- 30-й истребительно-бомбардировочный полк с 1958 по 1959 год.
- 2-й истребительно-бомбардировочный полк с 1964 по 1968 год.
Государственная противовоздушная оборона, 1980-е гг.
[ редактировать ]Сообщается, что с января 1976 года 7-я воздушная армия была расформирована и заменена Государственным командованием ПВО со 2-й и 3-й дивизиями ПВО, существовавшими до 1990 года. [44] Государственное командование ПВО переехало из Праги в Старую Болеслав в 1981 году. [45]
Подробности основаны на веб-сайте Чешского министерства народных собраний , на котором перечислены все подразделения Чехословацкой народной армии, существовавшие в период с 1954 по 1989 год, с указанием их местонахождения, подчинения, оснащения и изменений с течением времени.

- Командование ПВО в Старом Болеславе (до 1976 года называлось: 7-я армия ПВО)
- Центральный командный пункт ПВО в Старом Болеславе
- 7-й штабной батальон в Старом Болеславе
- 17-й полк связи в Старом Болеславе
- 7-й батальон радиоэлектронной борьбы в Ческе-Будеевице
- Командно-контрольная рота
- Компания по подавлению бортовых радаров
- Компания по радионавигации и подавлению УКВ-сигналов
- 7-й батальон технического обслуживания связи и радиоэлектронной обороны ПВО в Старом Болеславе
- 7-й батальон технического обслуживания ПВО в Ческе-Будеёвицах
- Метеоцентр ПВО в Праге
- Словацкий центр прогнозирования погоды в Братиславе
- Учебный центр ПВО в Карвине готовит войска для зенитно-ракетных подразделений
- Радиотехнический учебный центр ПВО в Зволене по подготовке войск радиотехнических частей
2-я дивизия ПВО
[ редактировать ]- 2-я дивизия ПВО в Брно
- Командный пункт 2-й дивизии ПВО в Ребешовице
- Наземный контрольный перехват 1 - Туржаны радиолокационная станция
- Наземный контрольный перехват 2 - Стара Вес над Ондржейници радиолокационная станция
- Ground Control Intercept 3 - Глоговец радиолокационная станция
- Ground Control Intercept 4 - Мочар радиолокационная станция
- Наземный контрольный перехват 5 - Мирово радиолокационная станция
- 2-й штабной батальон в Ребешовице
- 8-й истребительный полк в аэропорту Брно-Туржаны
- Командный пункт 8-го истребительного полка
- 1-я истребительная эскадрилья МиГ-21ПФ.
- 2-я истребительная эскадрилья МиГ-21ПФ.
- 3-я истребительная эскадрилья на МиГ-21ПФМ.
- 31-й батальон авиабазы
- 17-й батальон электронной поддержки
- 76-я зенитно-ракетная бригада в Брно [46] оборона города Брно
- Командный пункт 76-й зенитно-ракетной бригады в аэропорту Брно-Туржаны
- 1-я зенитно-ракетная дивизия в Рогожеце с С-75М «Волхов» высотными ЗРК
- 2-я зенитно-ракетная дивизия в Кетковице с высотными ЗРК С-75М «Волхов»
- 3-я зенитно-ракетная дивизия во Врановице с высотными ЗРК С-75М «Волхов»
- 4-я зенитно-ракетная дивизия в Кобержице-у-Брно с высотными ЗРК С-75М «Волхов»
- 5-я зенитно-ракетная дивизия в Брно-Лишень с С-125 «Нева» мобильными ЗРК
- 6-я зенитно-ракетная дивизия в Сокольнице с мобильными ЗРК С-125 "Нева"
- 7-я зенитно-ракетная дивизия в Оржехове с мобильными ЗРК С-125 "Нева"
- 8-я зенитно-ракетная дивизия в Омице с мобильными ЗРК С-125 «Нева»
- 1-й технический отдел в Несловице
- Зенитно-ракетная группа 76-й зенитно-ракетной бригады в Рапотицах
- 9-я зенитно-ракетная дивизия в Рапотице с С-200 Вега ЗРК большой дальности
- 10-я зенитно-ракетная дивизия в Рапотице с ЗРК большой дальности С-200 Вега
- 2-й технический отдел в Рапотице
- 77-й зенитно-ракетный полк в Остраве обороняет город Острава
- 1-я зенитно-ракетная дивизия в Олдржишове с С-75М «Волхов» высотными ЗРК
- 2-я зенитно-ракетная дивизия в Стара-Вес-над-Ондржейнице с высотными ЗРК С-75М «Волхов»
- 3-я зенитно-ракетная дивизия в Новом Йичене с высотными ЗРК С-75М «Волхов»
- 4-я зенитно-ракетная дивизия во Фридек-Мистеке с высотными ЗРК С-75М «Волхов»
- 1-й технический отдел во Фридек-Мистеке
- 186-я зенитно-ракетная бригада в Пезинке обороняет город Братиславу
- 1-я зенитно-ракетная дивизия в Лозорно с С-75М «Волхов» высотными ЗРК
- 2-я зенитно-ракетная дивизия в Пезинке с высотными ЗРК С-75М «Волхов»
- 3-я зенитно-ракетная дивизия в Роховце с высотными ЗРК С-75М «Волхов»
- 4-я зенитно-ракетная дивизия в Калинково с высотными ЗРК С-75М «Волхов»
- 5-я зенитно-ракетная дивизия в Ступаве с высотными ЗРК С-75М «Волхов»
- 6-я зенитно-ракетная дивизия в Девинска-Нова-Вес с высотными ЗРК С-75М «Волхов»
- 7-я зенитно-ракетная дивизия в Русовцах с мобильными ЗРК С-125 "Нева"
- 8-я зенитно-ракетная дивизия в Мост-при Братиславе с мобильными ЗРК С-125 "Нева"
- 1-й технический отдел в Виничне
- 2-я радиотехническая бригада в Брно
- 22-й штабной батальон в Брно
- 61-й радиолокационный батальон в Брно
- Командный пункт 61-го электронного батальона в Брно-Туржанах
- Командная рота в Сокольнице
- 610-я радиолокационная рота в Сокольнице, эксплуатирующая радиолокационную станцию Туржаны.
- 611-я мобильная радиолокационная рота в Моравских Будейовицах
- 612-я мобильная радиолокационная рота в Божице
- 613-я мобильная радиолокационная рота в Бенчах
- 62-й радиолокационный батальон в Стара-Вес-над-Ондржейнице.
- Командный пункт 62-го электронного батальона в Стара-Вес-над-Ондржейнице.
- Командная рота в Стара-Вес-над-Ондржейнице
- 620-я радиолокационная рота в Стара-Вес-над-Ондржейнице, эксплуатирующая радиолокационную станцию Стара-Вес-над-Ондржейници.
- 621-я мобильная радиолокационная рота в Хропине
- 622-я мобильная радиолокационная рота в Поличке
- 63-й радиолокационный батальон в Глоговце
- Командный пункт 63-го электронного батальона в Глоговце
- Командная рота в Глоговце
- 630-я радиолокационная рота в Глоговце управляет радиолокационной станцией Глоговец.
- 631-я мобильная радиолокационная рота в Старом Грозенкове
- 632-я мобильная радиолокационная рота в Шуранах
- 64-й радиолокационный батальон в Зволене
- Командный пункт 64-го электронного батальона в Мочаре
- Командная рота в Зволене
- 640-я радиолокационная рота в Мочаре, эксплуатирующая радиолокационную станцию Мочара
- 641-я мобильная радиолокационная рота в Церово
- 642-я мобильная радиолокационная рота в Вельке Иде
- 65-й радиолокационный батальон в Мирово
- Командный пункт 65-го электронного батальона в Мирово
- Командная рота в Мирово
- 650-я радиолокационная рота в Мирово, эксплуатирующая радиолокационную станцию Миерово.
- 651-я мобильная радиолокационная рота в Моравске-Нова-Вес
- 652-я мобильная радиолокационная рота в Зохоре
- 653-я мобильная радиолокационная рота в Русовцах
- 22-й батальон связи в Брно
- Метеорологический радар и метеорологический центр Брно
- Командный пункт 2-й дивизии ПВО в Ребешовице
3-я дивизия ПВО
[ редактировать ]- 3-я дивизия ПВО в Жатце
- Командный пункт 3-й дивизии ПВО в Ветрушице
- Наземный контрольный перехват 1 - Лажаны радиолокационная станция
- Ground Control Intercept 2 - Стод радиолокационная станция
- Ground Control Intercept 3 - Тршеботовице радиолокационная станция
- Ground Control Intercept 4 - «Неполисы» РЛС
- Ground Control Intercept 5 — в режиме ожидания радиолокационная станция
- Наземный контрольный перехват 6 - Дрнов радиолокационная станция
- 3-й штабной батальон в Жатце и Ветрушице
- 1-й истребительный полк в Ческе-Будеёвице
- Командный пункт 1-го истребительного полка
- 1-я истребительная эскадрилья на МиГ-23МФ.
- 2-я истребительная эскадрилья МиГ-23МФ.
- 3-я истребительная эскадрилья на МиГ-23МФ.
- 4-я истребительная эскадрилья на МиГ-23МЛ.
- 1-й батальон авиабазы
- 6-й батальон электронной поддержки
- 11-й истребительный полк в Жатце
- Командный пункт 11-го истребительного полка
- 1-я истребительная эскадрилья на МиГ-29.
- 2-я истребительная эскадрилья на МиГ-29.
- 3-я истребительная эскадрилья на МиГ-29.
- 23-й батальон авиабазы
- 5-й батальон электронной поддержки
- 71-я зенитно-ракетная бригада в Дрнове обороняет Среднечешский край со столицей Прагой.
- Командный пункт 71-й зенитно-ракетной бригады в Дрнове
- 1-я зенитно-ракетная дивизия в Пржеставках с высотными ЗРК С-75М «Волхов»
- 2-я зенитно-ракетная дивизия в Качице с высотными ЗРК С-75М «Волхов»
- 3-я зенитно-ракетная дивизия в Здейчине с высотными ЗРК С-75М «Волхов»
- 4-я зенитно-ракетная дивизия в Старой Гути с высотными ЗРК С-75М «Волхов»
- 5-я зенитно-ракетная дивизия в Букованах с высотными ЗРК С-75М «Волхов»
- 6-я зенитно-ракетная дивизия в Пржевозди с высотными ЗРК С-75М «Волхов»
- 7-я зенитно-ракетная дивизия во Влкаве с высотными ЗРК С-75М «Волхов»
- 8-я зенитно-ракетная дивизия в Бишице с высотными ЗРК С-75М «Волхов»
- 9-я зенитно-ракетная дивизия в Мишковице с С-125 "Нева" мобильными ЗРК
- 10-я зенитно-ракетная дивизия в Енече с мобильными ЗРК С-125 «Нева»
- 11-я зенитно-ракетная дивизия в Точне с мобильными ЗРК С-125 «Нева»
- 12-я зенитно-ракетная дивизия в Велке Пршилепах с мобильными ЗРК С-125 «Нева»
- 13-я зенитно-ракетная дивизия в Пржелице с мобильными ЗРК С-125 «Нева»
- 14-я зенитно-ракетная дивизия в Братроницах с мобильными ЗРК С-125 "Нева"
- 15-я зенитно-ракетная дивизия в Моржине с мобильными ЗРК С-125 «Нева»
- 16-я зенитно-ракетная дивизия в Мнишке-под-Брды с мобильными ЗРК С-125 "Нева"
- 1-й технический отдел в Чиняве
- 2-й технический отдел в Старом Болеславе
- Зенитно-ракетная группа 71-й зенитно-ракетной бригады в Добржише
- 17-я зенитно-ракетная дивизия в Добржише с ЗРК большой дальности С-200 «Вега»
- 18-я зенитно-ракетная дивизия в Добржише с ЗРК большой дальности С-200 «Вега»
- 19-я зенитно-ракетная дивизия в Добржише с ЗРК большой дальности С-200 Вега
- 3-й технический отдел в Добрише
- 185-й зенитно-ракетный полк в Краловице обороняет город Пльзень
- 2-я зенитно-ракетная дивизия в Бохове с С-75М «Волхов» высотными ЗРК
- 3-я зенитно-ракетная дивизия в Пернареке с высотными ЗРК С-75М «Волхов»
- 4-я зенитно-ракетная дивизия в Пршештице с высотными ЗРК С-75М «Волхов»
- 5-я зенитно-ракетная дивизия в Новых Митровицах с высотными ЗРК С-75М «Волхов»
- 1-й технический отдел в Гадачке
- 3-я радиотехническая бригада в Хомутове
- 33-й штабной батальон в Хомутове
- 51-й радиолокационный батальон в Грушованах
- Командный пункт 51-го электронного батальона в Лажанах
- Командная рота в Лажанах
- 510-я радиолокационная рота Лажаны эксплуатирует радиолокационную станцию Лажаны
- 511-я мобильная радиолокационная рота в Микулашовице
- 512-я мобильная радиолокационная рота в Мартиневесе
- 52-й радиолокационный батальон в Штоде
- 53-й радиолокационный батальон в Тршеботовице
- Командный пункт 53-го электронного батальона в Тршеботовице
- Командная рота в Тршеботовице
- 530-я радиолокационная рота в Тршеботовице, эксплуатирующая радиолокационную станцию Тршеботовице.
- 531-я мобильная радиолокационная рота в Тржебони
- 532-я мобильная радиолокационная рота в Пржедни-Витонях
- 533-я мобильная радиолокационная рота в Горни-Влтавице
- 534-я мобильная радиолокационная рота в Новой Быстржице
- 54-й радиолокационный батальон в Неполисах
- Командный пункт 54-го электронного батальона в Неполисах
- Командная рота в Неполисах
- 540-я радиолокационная рота в Неполисах, эксплуатирующая радиолокационную станцию «Неполисы».
- 541-я мобильная радиолокационная рота в Храштянах
- 542-я мобильная радиолокационная рота в Сеножатах
- 543-я мобильная радиолокационная рота в Адршпахе
- 55-й радиолокационный батальон в Плане
- 56-й радиолокационный батальон в Дрнове
- 23-й батальон связи в Жатце
- Метеорологический радиолокационный и метеорологический центр Жатец
- Командный пункт 3-й дивизии ПВО в Ветрушице
После коммунизма 1990–92 гг.
[ редактировать ]![]() | Этот раздел включает список общих ссылок , но в нем отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( Ноябрь 2017 г. ) |
В ноябре и декабре 1989 года Бархатная революция положила конец коммунистическому правлению в Чехословакии. В 1992 году Словацкая Республика проголосовала за выход из федеративной республики, которая была распущена 1 января 1993 года .
Активы бывших ВВС были разделены в соотношении 2:1 в пользу Чехии, в результате чего были сформированы Чешские ВВС и Словацкие ВВС . 18 МиГ-29, находившиеся тогда на вооружении, были поделены между новыми странами в соотношении 1:1.
Реорганизация 1992–93 годов привела к созданию совершенно новой структуры ВВС Чехии, которая вступила в силу в 1994 году. [47] Одним из первых подразделений, расформированных непосредственно в результате переброски большого количества самолетов в Словакию, был 9-й истребительно-бомбардировочный авиационный полк (9. СБоЛП) в Бехине .
Список оборудования
[ редактировать ]- С-102(МиГ-15) - 853
- КС-102 (МиГ-15УТИ) - 2013 г.
- С-103(МиГ-15бис) - 620
- МиГ-17Ф -30
- С-104 - (МиГ-17ПФ) - 457
- МиГ-19П -27
- МиГ-19С - 12
- С-105(МиГ-19С) — 103-й
- МиГ-19ПМ-33
- С-106 (МиГ-21Ф-13) – 194
- МиГ-21ПФ-40
- МиГ-21ПФМ-9
- МиГ-21Р-25
- МиГ-21МА(МиГ-21М) - 24
- МиГ-21МФ - 102-й
- МиГ-21УС - 13
- МиГ-21УМ-32
- МиГ-23МФ - 13
- МиГ-23МЛ - 16
- МиГ-23БН-32
- МиГ-23УБ-8
- МиГ-29А - 18
- МиГ-29УБ-2
- Yak-17 - 1
- Су-7БМ -64
- Су-7БКЛ-31
- Су-7У-7
- Су- 22М4-49
- Су-22УМ3К-8
- Су-25К-34
- Су-25УБК-1
- Ил- 28-90
- С 24.14 - 4
- 14ФГ - 10
- С 14Т - 10
- Ил-14Т - 10
- Ил-14П-16
- Ил-28РТ-30
- Ми-24Д-38
- Ми-24ДУ - 2
- Ми-24В-30
- Л-29 - 400
- Б-228 - 116
- СВ-228 - 116
- Ан-26З-1 - 1
- МиГ- 15-36
- Ми-1-78
- Ми-2Б-93
- Ми-2Р-86
- Ми-4А-90
- Ми-8Т-98
- Ми-8П-90
- Ми-17 - 76
- Ан-2-90
- Ан-2Т-90
- Ан-12БП-90
- 28У-90
- Ан-24А-90
- Ан-24Б-90
- Ан-26 - 89
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Людикар, Марсель (18 сентября 2014 г.). «Краткая история чехословацких ВВС во Второй мировой войне и послевоенный период» . Свободные чехословацкие ВВС . Архивировано из оригинала 13 октября 2017 г. Проверено 29 декабря 2017 г.
- ^ «Армия Чехии после 1945 года» . Чехословацкая армия . Вацлав Бартош, Павел Минаржик, Павел Шрамек и другие. Архивировано из оригинала 29 октября 2015 г. Проверено 29 декабря 2017 г.
- ^ Томек, Прокоп. «Деление чехословацкой армии на рубеже 1992/1993 годов прошло на редкость гладко» . VHU.cz. Военно-исторический институт. Архивировано из оригинала 30 декабря 2017 г. Проверено 29 декабря 2017 г.
- ^ Макоун, Иржи (2007). Чешские ВВС . Прага: Компьютерная пресса. стр. 5. ISBN 978-80-251-1825-2 .
- ^ Фидлер, Иржи (2015). В преданном небе . Прага: Либри. стр. 411. ISBN 978-80-7277-532-3 .
- ^ Перейти обратно: а б с Дубравчик, Ян (2016). «Ответ на статью «Несколько замечаний по терминологии в ведомстве Минобороны» » . Военное мировоззрение (на чешском языке) (1). ISSN 2336-2995 .
- ^ Перейти обратно: а б Построен, Станислав. «Штаб» . Vrtulník.cz . Архивировано из оригинала 30 декабря 2017 г. Проверено 29 декабря 2017 г.
- ^ «Авиационное командование Генерального штаба [1945–1950]» . Валка.cz . 27 декабря 2011 г. Архивировано из оригинала 30 декабря 2017 г. Проверено 29 декабря 2017 г.
- ^ «Штаб ВВС [1950–1957]» . Валка.cz . 31 декабря 2011 г. Архивировано из оригинала 30 декабря 2017 г. Проверено 29 декабря 2017 г.
- ^ «Командование ВВС и государственной ПВО [1957–1966]» . Валка.cz . 30 декабря 2011 г. Архивировано из оригинала 30 декабря 2017 г. Проверено 29 декабря 2017 г.
- ^ «Главное управление ВВС и Войск государственной противовоздушной обороны [1966–1969]» . Валка.cz . 30 декабря 2011 г. Архивировано из оригинала 30 декабря 2017 г. Проверено 29 декабря 2017 г.
- ^ «Управление ВВС и Сил ПВО государства [1969–1976]» . Валка.cz . 30 декабря 2011 г. Архивировано из оригинала 30 декабря 2017 г. Проверено 29 декабря 2017 г.
- ^ «Государственное командование ПВО [1976–1990]» . Валка.cz . 31 декабря 2011 г. Архивировано из оригинала 07.11.2017 . Проверено 2 января 2018 г.
- ^ «Штаб ВВС [1976–1990]» . Валка.cz . 30 декабря 2011 г. Архивировано из оригинала 30 декабря 2017 г. Проверено 29 декабря 2017 г.
- ^ «Командование ВВС и государственной противовоздушной обороны [1990–1991]» . Валка.cz . 30 декабря 2011 г. Архивировано из оригинала 30 декабря 2017 г. Проверено 29 декабря 2017 г.
- ^ «Командование ВВС и ПВО [1991–1992]» . Валка.cz . 30 декабря 2011 г. Архивировано из оригинала 30 декабря 2017 г. Проверено 29 декабря 2017 г.
- ^ Янушек 1942 , стр. 3.
- ^ Перейти обратно: а б Янушек 1942 , стр. 4.
- ^ Перейти обратно: а б Янушек 1942 , стр. 7.
- ^ Перейти обратно: а б Янушек 1942 , стр. 8.
- ^ Перейти обратно: а б с «RNDr Маршал авиации Карел Янушек» . Свободные чехословацкие ВВС. 8 мая 2012 г. Архивировано из оригинала 4 марта 2016 г. Проверено 3 ноября 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б Янушек 1942 , стр. 14.
- ^ Перейти обратно: а б с Янушек 1942 , стр. 17.
- ^ «Йозеф Франтишек – один из немногих» . Свободные чехословацкие ВВС. 24 июля 2010 г. Проверено 3 ноября 2017 г.
- ^ Янушек 1942 , стр. 19.
- ^ Перейти обратно: а б Янушек 1942 , стр. 20.
- ^ Даудинг, Хью (10 сентября 1946 г.). «Битва за Британию» . Лондонская газета . стр. 4553–4554. Архивировано из оригинала 13 января 2018 г. Проверено 4 ноября 2017 г.
- ^ Янушек 1942 , стр. 12.
- ^ Янушек 1942 , стр. 23.
- ^ Перейти обратно: а б Янушек 1942 , стр. 24.
- ^ «Карел Куттельвашер – один из немногих» . Свободные чехословацкие ВВС . 1 января 2011 г. Архивировано из оригинала 13 октября 2017 г. Проверено 3 ноября 2017 г.
- ^ Льюис 1982 , с. 142.
- ^ Лишкутин 1988 г. [ нужна страница ]
- ^ Ванчата 2013 , с. 84.
- ^ «Йозеф Брикс» . Свободные чехословацкие ВВС. 20 февраля 2011 г. Архивировано из оригинала 25 октября 2017 г. Проверено 3 ноября 2017 г.
- ^ Поставки оружия из Чехословакии в Израиль 1947–1949 гг.
- ^ Суд над Сланским
- ^ «46-я транспортно-десантная дивизия» . Valka.cz . Валка.
- ^ «Человек сбегает на дельтаплане» . Регистр-охрана . 20 мая 1987 г. с. 2А. Архивировано из оригинала 5 ноября 2018 года . Проверено 20 сентября 2016 г.
- ^ «Государственное командование ПВО» . Валка. 31 декабря 2011 г. Архивировано из оригинала 11 апреля 2012 г.
- ^ Оливер, Дэвид, изд. (1991). Восточноевропейская авиация . АФМ Авиация. Том. 3. Стэмфорд: Key Publishing Ltd., стр. 38–41. ; см. также Air International , июль 1991 г., стр. 12.
- ^ «10-я воздушная армия» . Валка. 21 августа 2011 г. Архивировано из оригинала 20 декабря 2013 г.
- ^ В., Рональд (5 февраля 2012 г.). «Чехия, край: Либерец: Градчаны» . Заброшенные и малоизвестные аэродромы . Архивировано из оригинала 20 января 2013 г. Проверено 23 марта 2012 г.
- ^ http://forum.valka.cz. Архивировано 10 апреля 2012 г. в Wayback Machine . Обратите внимание, что в журнале Air International , июль 1991 г., стр. 12, говорится, что 7-я воздушная армия «была расформирована около двух лет назад».
- ^ «Хронология строительства» . Чехословацкая армия. 9 апреля 2006 г. Архивировано из оригинала 29 июня 2013 г.
- ^ "Fortifikace.net - Послевоенные укрепления\ПВО государства\ЗРК Брно (76-я плрб Брно)" . www.fortifikace.net . Проверено 24 ноября 2020 г. .
- ^ «Чешские ВВС» . Схватка . Архивировано из оригинала 10 февраля 2007 г. Проверено 23 марта 2012 г. , по состоянию на март 2012 г.
Библиография
[ редактировать ]- Браун, Алан Клиффорд (1998). Чехословацкие ВВС в Великобритании, 1940–1945 (доктор философии). Университет Саутгемптона. – Кандидатская диссертация, Факультет искусств, Школа гуманитарных наук.
- Янушек, Карел (1942). Чехословацкие ВВС . Лондон: Генеральная инспекция ВВС Чехословакии.
- Уильям Дж. Льюис (1982). Варшавский договор: вооружение, доктрина и стратегия . Кембридж, Массачусетс: Институт анализа внешней политики/МакГроу Хилл.
- Лишкутин, Мирослав А (1988). Вызов в воздухе: вспоминает пилот «Спитфайра» . Лондон: Уильям Кимбер. ISBN 978-0718306915 .
- Саффек, Отакар и Плочек, Петр (июнь 1995 г.). «Французское начало чехословацкой военной авиации». Le Fana de l'Aviation (на французском языке) (305): 20–27. ISSN 0757-4169 .
- Титц, Зденек; Дэвис, Гордон; Уорд, Ричард (1971). Чехословацкие ВВС, 1918–1970 гг . Авиационная серия Aircam. Том. С5. Osprey Publishing Ltd. Чтение: ISBN 978-0-85045-021-7 .
- «боевой порядок». Air International : 12 июля 1991 г.
- Ванчата, Павел (2013). 311-я эскадрилья . Сандомир: Stratus, для публикаций о моделях грибов. ISBN 978-83-61421-43-6 .