Jump to content

Чехословацкие ВВС

Чехословацкие ВВС
Чехословацкие ВВС
Знак ВВС Чехословакии.
Активный 1918–1992
Расформирован Распад Чехословакии
Страна  Чехословакия
Тип ВВС
Роль Воздушная война
Часть Чехословацкая армия
Чехословацкая народная армия
Штаб-квартира Прага (до 1981 г.)
Стара Болеслав (с 1981 г.)
Девиз (ы) «Наше море в воздухе»
Помолвки Польско-чехословацкая война
Венгерско-чехословацкая война
Вторая мировая война
Командиры
Примечательный
командиры
Йиндржих Кострба (1918–19)
Карел Янушек (1940–45)
Знаки отличия
Раундель

Чехословацкие ВВС армии . Чехословацкой или ВВС [1] ( Československé vojenské letectvo ) — военно-воздушных сил подразделение Чехословацкой армии , сформированное в октябре 1918 года. Вооружённые силы Чехословакии прекратили свое существование 31 декабря 1992 года. [2] К концу года все самолеты ВВС Чехословакии были разделены между ВВС Чехии и ВВС Словакии . [3]

Организация

[ редактировать ]

30 октября 1918 года создание Авиационного корпуса ( Letecký sbor ) положило начало чехословацким ВВС. [4]

Во времена Первой республики военно-воздушные силы были неотъемлемой частью чехословацкой армии . В мирное время армейская авиация была подчиненным органом Министерства национальной обороны в составе его 3-го управления авиации ( III. odbor (letecký) Ministrystva národní obrany ) под командованием дивизионного генерала Ярослава Файфра (по состоянию на октябрь 1938 г.). [5] Предполагалось, что отдельные эскадрильи и звенья будут приданы различным полевым корпусам и дивизиям на случай войны с Германией . [6]

После освобождения Чехословакии в 1945 году военно-воздушные силы снова были организованы как неотъемлемая часть армии в рамках следующих министерских ведомств: [6] [7]

  • : Командование Главного штаба ВВС. 1945–1950 [8]
  • ВВС. : Командование 1950–1957 [9]

В середине 1950-х годов по примеру советских Войск ПВО Государственная противовоздушная оборона ( Protivzdušná obrana státu , ПВОС). наряду с ВВС была сформирована [6]

  • : ВВС и Государственное командование ПВО. 1957–1966 [10]
  • : Главное управление ВВС и ГПВО. 1966–1969 [11]
  • : Департамент ВВС и государственной противовоздушной обороны. 1969–1976 [12]

В 1976 году в ГосПВО было сформировано собственное командование (1976–1990). [13]

В мае 1990 года Государственная противовоздушная оборона (ПВОС), ПВО Сухопутных войск и фронтовая авиация были объединены в единый род вооруженных сил – ВВС и ПВО Чехословакии. [7]

  • : ВВС и Государственное командование ПВО. 1990–1991 [15]
  • ВВС и ПВО. : Командование 1991–1992 [16]

Во время Первой республики 1918–38 гг.

[ редактировать ]

Когда Первая Чехословацкая республика, в октябре 1918 года была основана она не имела выхода к морю и была окружена потенциально враждебными соседями. Его правительство осознало необходимость в военно-воздушных силах и быстро создало их под девизом «Наше море в воздухе». [17]

От Австро-Венгрии новая республика унаследовала лишь три военных аэродрома и несколько самолетов Ганзы-Бранденбурга . Во время Первой мировой войны лишь немногие чехи или словаки служили в Императорских и Королевских авиационных войсках или в военно-морском авиационном корпусе , или находились в изгнании во французских ВВС или Императорских российских ВВС . [18]

Aero A.30 Легкий бомбардировщик и разведчик биплан-

Большая часть производственных компаний Австро-Венгрии была чешской, поэтому Чехословакия могла быстро развивать авиационную промышленность . Поначалу оно было склонно к производству самолетов и авиадвигателей зарубежных образцов по лицензии . По мере развития отрасли она проектировала все больше самолетов и собственных двигателей. В число чехословацких авиастроителей входили Aero , Avia , Бенеш-Мраз , Летов , Прага , Татра и Злин . Производителями двигателей были ČKD , Walter и Škoda . [18]

Аэро ( Aero továrna letadel квартале Высочаны ) находился в пражском . Его смешанная конструкция (дерево, металл и тканевая обшивка) и цельнометаллический самолет были конкурентоспособны в начале 1930-х годов, но к 1938 году только его MB.200 (лицензионная конструкция Блоха ) не был полностью устаревшим.

Б-534 Авиа истребитель

«Авиа» ( Avia akciová společnost pro průmysl letecký Škoda ), филиал огромного машиностроительного и военно-промышленного предприятия «Шкоды» ( Škodovy závody ), отличалась от других. Компания Avia, основанная в 1919 году на бывшем сахарном заводе в восточных пригородах Праги Летняны и Чаковице, производила целые самолеты. Многие из его двигателей были лицензированной Hispano-Suiza разработкой . Он построил стандартный чехословацкий истребитель конца 1930-х годов B-534 , всего было построено 568 штук. B-534 и его модификации были одними из последних истребителей- бипланов , использовавшихся на вооружении.

Биплан Летов Ш-328, модификация Ш-28.

Контролируемая государством фабрика «Летов» ( Vojenská továrna na letadla Letov ) также находилась в Летнянах, где в конце 1930-х годов на ней работало около 1200 человек. Здесь построили Ш-28 биплан разведки и армейского сотрудничества , которых было изготовлено более 470 штук. Весь планер был сварным, а не скрепленным болтами или клепками. Завод Летова был единственным в Чехословакии заводом, производившим металлические гребные винты.

Туполев СБ Средний бомбардировщик

К концу 1930-х годов чехословацкие бомбардировщики устарели, а скорость, с которой нацистская Германия становилась угрозой, не давала чехословацким производителям достаточно времени для разработки нового собственного бомбардировщика. Поэтому в 1937 году правительство закупило Туполев СБ двухмоторные средние бомбардировщики у Советского Союза . [19] плюс лицензия на строительство еще одного самолета в Чехословакии под названием Avia B-71. В апреле и мае 1938 года было поставлено 60 бомбардировщиков СБ советской постройки. За ним последовал корпус 101 «Авиа и Аэро» версии Б-71.

Подготовка новобранцев ВВС выросла с нескольких месяцев в 1920-х годах до двух лет к концу 1930-х годов. [20] В 1936 году рейхсмаршал Герман Геринг писал: «Чехословацкие военно-воздушные силы следует рассматривать как одни из ведущих военно-воздушных сил в отношении личного состава и, учитывая их ограниченные финансовые возможности, более чем удовлетворительные в отношении материалов и оборудования». [19]

Кризис и оккупация 1938–39 гг.

[ редактировать ]

По мере обострения Судетского кризиса с Германией чехословацкая армия и военно-воздушные силы были частично мобилизованы 21 мая 1938 года и полностью мобилизованы 23 сентября. [21] ВВС имели более 100 аэродромов и 1300 самолетов, из них 650 фронтовых. [20] Но 29 сентября Великобритания и Франция согласились позволить Германии аннексировать Судетскую область, что немецкие войска затем и сделали, не имея возможности оказать сопротивление чехословацким вооруженным силам.

За Мюнхенским соглашением 2 ноября 1938 года последовала Первая Венская премия , согласно которой Германия и фашистская Италия разрешили Венгрии аннексировать южную Словакию. Затем 15 марта 1939 года Германия оккупировала Чехословакию , создала протекторат Богемии и Моравии и позволила тому, что осталось от Словакии, стать Словацкой Республикой . Германия позволила Словакии сохранить небольшую армию и военно-воздушные силы, но приказала марионеточному правительству Богемии и Моравии распустить свои вооруженные силы.

Люфтваффе . конфисковало все самолеты ВВС Чехословакии [22] Все чехословацкие авиазаводы были перепрофилированы на производство немецких самолетов и двигателей. [ нужна ссылка ]

Люфтваффе . пытались завербовать демобилизованных чехословацких летчиков для выполнения небоевых задач, таких как перегоночные и метеорологические полеты, но безуспешно Он также конфисковал чехословацкие самолеты и пытался заставить чехословацких летчиков переправить их в Германию. Но из семи чехословацких пилотов, взлетевших с аэродрома Градец-Кралове в Богемии , ни один не долетел до Германии. Трое вылетели в Польшу , двое долетели до СССР, а двое других совершили аварийную посадку своего самолета, не получив травм, но выведя свой самолет из-под экономического ремонта. После этого Германия отказалась от попыток использовать чехословацких летчиков. [22]

Эмиграция строго контролировалась, бывшим военнослужащим ВВС не разрешалось покидать страну. Однако многие чехословацкие летчики были переправлены в Польшу контрабандой. Некоторые из них присоединились к ВВС Польши , но большинство продолжили путь во Францию. [23]

Вторая мировая война 1939–45 гг.

[ редактировать ]
Ас-истребитель Йозеф Франтишек служил в ВВС Чехословакии, Польши, Франции и Великобритании.

Чехословацкие пилоты, присоединившиеся к польским ВВС, вступили в бой в сентябре 1939 года, когда Германия вторглась в Польшу . Многие сражались с отличием, 55 человек были награждены. [23] Йозеф Франтишек был среди награжденных высшей военной наградой Польши — Virtuti Militari . [24] После того, как СССР присоединился к вторжению в Польшу, его войска захватили несколько чехословацких летчиков. Другие бежали после падения Польши, сначала достигнув Румынии , а затем пройдя через Балканы, Сирию или Ливан, чтобы присоединиться к своим соотечественникам, которые уже достигли Франции. [23]

Сначала Франция настаивала на том, чтобы все чехословацкие летчики вступали в Иностранный легион . Только после того, как Франция объявила войну Германии, она согласилась с Чехословацким национальным комитетом в Париже разрешить этим людям перейти во французские ВВС и восстановить свои ряды. Их нужно было переобучить для управления французскими самолетами, но некоторые из них завершили обучение вовремя, чтобы принять участие в Битве за Францию ​​в мае и июне 1940 года. Из них семеро были награждены высшей военной наградой Франции — Орденом Почетного легиона , а пятеро получили военную медаль . 70 чехословацких летчиков, в том числе Йозеф Франтишек и Карел Куттельвашер , были награждены Военным крестом . [25]

Добровольческий резерв Королевских ВВС 1940–45.

[ редактировать ]
Пилоты 310-й эскадрильи Королевских ВВС Даксфорд перед самолетом Hawker Hurricane Mk I, сентябрь 1940 года.

После того, как Франция капитулировала перед Германией 22 июня 1940 года, многие чехословацкие летчики бежали через атлантическое или средиземноморское побережье Франции или через французскую Северную Африку . Они достигли Соединенного Королевства, где бригадный генерал Карел Янушек быстро добился соглашения с военным министерством Великобритании о их вступлении в Добровольческий резерв Королевских ВВС (RAFVR). [26] 12 июля 1940 года была создана Инспекция ВВС Чехословакии, генеральным инспектором которой стал Яноушек в звании коммодора авиации Королевских ВВС . [21]

Чехословацкое депо было создано на авиабазе RAF Cosford в Шропшире . [26] Королевские ВВС быстро создали новые эскадрильи из чехословацких пилотов. Первым истребительным подразделением была 310-я эскадрилья RAF , которая была сформирована 10 июля 1940 года и сразу же участвовала в битве за Британию . К концу июля бомбардировочное подразделение 311-й эскадрильи RAF к ним присоединилось . За этим последовали и другие чехословацкие истребительные части: 312-я эскадрилья к августу 1940 года и 313-я эскадрилья в мае 1941 года.

Чехословаки быстро адаптировались к структуре, тактике и типам самолетов Королевских ВВС. Главный маршал авиации Хью Даудинг , возглавлявший истребительное командование британских ВВС в битве за Британию, позже вспоминал:

Три Vickers Wellington 1C самолета 311-й эскадрильи в полете, март 1941 г.

Должен признаться, я немного сомневался в том, какой эффект их опыт в их собственных странах и во Франции мог оказать на польских и чешских пилотов, но мои сомнения вскоре развеялись, потому что все три эскадрильи качнулись в бою. с рывком и энтузиазмом, который выше всяких похвал. Их вдохновляла жгучая ненависть к немцам, которая делала их очень опасными противниками. [27]

С 1940 по 1942 год 311-я эскадрилья входила в состав 3-й группы бомбардировочного командования . Командир группы сказал, что 311-я группа «показала прекрасное зрелище» и имела «лучших штурманов в бомбардировочном командовании». [28]

Семь пилотов 312-й эскадрильи Королевских ВВС Харроубир в Девоне сразу после того, как президент Эдвард Бенеш наградил их наградой. Пятеро носят Чехословацкий военный крест 1939–1945 годов , а четверо носят то, что похоже на Československá medaile Za chrabrost před nepřítelem («Чехословацкая медаль за доблесть перед лицом врага»).

Преобладание военнослужащих ВВС, бежавших из оккупированной Чехословакии, составляли летные экипажи. В ВВС Великобритании не хватало чехословацкого наземного персонала , поэтому новые эскадрильи продолжали частично полагаться на наземный персонал из Великобритании. [29] и других национальностей. А многочисленные чехословацкие летчики были направлены в более чем 60 других частей Королевских ВВС, включая 11 передовых эскадрилий. [30]

было отправлено достаточное количество чехословаков, В 68-ю эскадрилью Королевских ВВС чтобы сформировать целое звено . 68-я эскадрилья даже приняла чешский девиз Vždy připraven («Всегда готов»). Чешский ас-истребитель Йозеф Франтишек, которого один автор военного времени назвал «величайшим из всех чехословацких пилотов, возможно, одним из величайших истребителей всех времен», [30] участвовал в битве за Британию в составе 303-й польской истребительной эскадрильи . Карел Куттельвашер, ас ночных истребителей по прозвищу «Ночной жнец», служил в 1-й эскадрилье . [31]

Советские ВВС

[ редактировать ]

Другие чешские и словацкие летчики воевали против Германии под советским командованием. Войска воздушной и противовоздушной обороны послевоенной Чехословацкой народной армии фактически отмечали 17 сентября 1944 года как дату рождения своих войск. [32] В этот день в Советском Союзе был сформирован истребительный полк, укомплектованный чехословацкими личностями. Она выросла в 1-ю чехословацкую смешанную авиационную дивизию , сражавшуюся на Восточном фронте.

ВВС Словацкой Республики 1938–45 гг.

[ редактировать ]

После раздела Чехословакии Германией в 1938 году Словакия осталась с небольшими военно-воздушными силами ( Slovenské vzdušné zbrane или SVZ), оснащенными в основном чехословацкими самолетами. В 1939 году СВЗ защищала Словакию от Венгрии в словацко-венгерской войне и сражалась вместе с немецкими войсками во время словацкого вторжения в Польшу .

Во время вторжения Германии в Россию СВЗ обеспечивала прикрытие с воздуха словацких войск, сражавшихся против СССР на Восточном фронте . В ходе кампании устаревшие бипланы Словакии были заменены немецкими боевыми самолетами, в том числе Messerschmitt Bf 109 . Военно-воздушные силы были отправлены обратно в Словакию после того, как боевая усталость и дезертирство снизили эффективность пилотов.

Словацкие авиационные части принимали участие в Словацком национальном восстании против Германии с конца августа 1944 года.

При Третьей республике 1945–48 гг.

[ редактировать ]
Прощальный парад чехословацких эскадрилий в ВВС Великобритании в Манстоне , Кент, 3 августа 1945 года. Маршал авиации Джон Слессор с тростью осматривает некоторых солдат. Позади него можно увидеть маршала авиации Яноушека.

К концу Второй мировой войны генерал Алоис Вичерек [ cs ] уехал из Великобритании в Советский Союз, где должен был принять на себя командование чехословацкими ВВС в СССР. Однако он прибыл только 1 мая 1945 года, когда война уже почти закончилась. Вичерек был счастлив служить Чехословакии Восточного блока и 29 мая 1945 года был назначен командующим ВВС Чехословакии.

В августе 1945 года четыре чехословацкие эскадрильи Королевских ВВС под номерами 310, 311, 312 и 313 были перебазированы в Чехословакию и вошли в состав чехословацких вооруженных сил. К тому времени 310-я, 312-я и 313-я эскадрильи были оснащены самолетами Supermarine Spitfire Mk IX , а 311-я эскадрилья - Consolidated B-24 Liberator тяжелыми бомбардировщиками . «Спитфайры» были доставлены в Чехословакию с топливными баками большой дальности, чтобы обеспечить им достаточную дальность полета. [33]

15 января 1946 года 311-я эскадрилья стала чехословацкой 6-й летецкой дивизией («6-я авиационная дивизия») в Гавличкув-Броде на юго-востоке Чехии. В мае он был разделен на Letecký pluk 24 и Letecký pluk 25 («24-й и 25-й авиаполки»). Letecký pluk 24 получил название Biskajsky («Бискайский») и первоначально был оснащен Mosquito FB Mk VI истребителями-бомбардировщиками . Letecký pluk 25 получил название Atlanticky («Атлантик») и был оснащен самолетами Петляков Пе-2ФТ . [34]

Авиа С-99 Учебно-тренировочный самолет

Во время немецкой оккупации компании Aero и Avia построили истребители Messerschmitt Bf 109 для Люфтваффе . Чтобы расширить истребительный состав Чехословакии за пределы трех эскадрилий «Спитфайров», переданных из Великобритании, компания Avia продолжила строительство Bf 109 под названием Avia S-99.

Однако в результате промышленной аварии вскоре были уничтожены оставшиеся у Avia запасы авиационных двигателей Daimler-Benz DB 605 , поэтому Avia заменила двигатель Junkers Jumo 211 и соответствующий пропеллер. Получившийся гибридный самолет получил название « Авиа С-199» . Двигатель и винт Jumo были созданы для средних бомбардировщиков и имели неправильные летно-технические характеристики для истребителя. Это ухудшало управляемость С-199, особенно при взлете и посадке. Производство закончилось в 1949 году, а в 1957 году Чехословакия сняла с вооружения свой последний самолет С-199.

Лавочкин Ла-7 2-го звена 1-го истребительного авиаполка 4-й авиадивизии в 1947 году.

С 1945 года в ВВС также имелось 56 истребителей Лавочкина Ла-7 советской постройки , которые были быстрее и маневреннее, чем Bf 109 и С-199.

Чехословацкая авиационная промышленность продолжала производить одноместные ( Avia S-92 ) и двухместные ( Avia CS-92 ) варианты немецкого реактивного истребителя Messerschmidt Me 262 после Второй мировой войны. С августа 1946 года было построено и испытано в общей сложности девять S-92 и три двухместных CS-92. Они были приняты на вооружение в 1947 году и в 1950 году поступили в состав 5-й истребительной эскадрильи, став первыми реактивными истребителями, служившими в ВВС Чехословакии. Они продолжали летать до 1951 года, когда их заменили на вооружении советские реактивные истребители. Обе версии выставлены в Пражском музее авиации в Кбелах . Источник - Балоус и др. 1995, с. 53.

При коммунизме 1948–1989 гг.

[ редактировать ]

«Спитфайры» были основным истребителем Чехословакии до чехословацкого государственного переворота 1948 года , после которого Коммунистическая партия Чехословакии произвела чистку военно-воздушных сил, служивших в ВВС Великобритании. Многие бывшие военнослужащие Королевских ВВС, в том числе маршал авиации Янушек. [21] и Hawker Hurricane пилот Йозеф Брикс , [35] были осуждены по ложным обвинениям и приговорены к длительным тюремным срокам. Чехословакия продала все свои «Спитфайры» зарождающемуся Израилю в 1948 году в рамках крупной, совершенно секретной сделки по оружию и военной подготовке. [36] [ нужен лучший источник ] Чешские коммунисты, непосредственно ответственные за подготовку соглашения, Сланский и Геминдер, были казнены, чтобы обеспечить их молчание. [37] [ нужен лучший источник ]

В 1955 году Чехословакия стала членом-основателем Варшавского договора . Чехословацкие ВВС были оснащены советской авиацией и следовали ее доктринам и тактике. В основном Микояна-Гуревича закупались самолеты (МиГи). Истребители МиГ-15 , МиГ-19 и МиГ-21 Ф производились по лицензии; в 1970-х годах были приобретены МиГ-23 МФ, а в 1980-х - МиГ-23МЛ и МиГ-29 .

В 1951 году, примерно одновременно с созданием 15-го истребительного авиакорпуса, были созданы 1-й, 2-й и 3-й округа ПВО ГК. 15-й истребительный авиакорпус в разное время командовал 1-й, 3-й, 5-й и 166-й истребительными авиационными дивизиями; 166-я истребительная авиационная дивизия позже стала 2-й истребительной авиадивизией. С 1964 по 1969 год в состав 10-й воздушной армии входила 46-я транспортная авиационная дивизия в составе двух полков вертолетов и транспортного полка. [38]

Чехословацкий МиГ-21Р «Рыбная кровать»

В мае 1987 года два самолета ВВС Чехословакии были подняты в воздух, пытаясь сбить чехословацкого инженера, пытавшегося покинуть родную страну на сверхлегком самолете собственной постройки. Пролетев около 10 миль (16 км) до границы с Западной Германией , у самолета беженца закончилось топливо, и он благополучно приземлился в баварском лесу, как раз перед тем, как чехословацкие истребители смогли его перехватить. [39]

В 1980-х и начале 1990-х годов ВВС Чехословакии состояли из государственного командования ПВО с истребителями ПВО, ракетами класса «земля-воздух» и радарами ПВО, а также 10-й воздушной армии, отвечавшей за поддержку сухопутных войск. Государственное командование ПВО имело 2-ю дивизию ПВО ( Брно ) с 8-м истребительным авиаполком, радарами и ракетами класса «земля-воздух», а также 3-ю дивизию ПВО ( Жатец ) с 1-й ( Ческе-Будеевице ), 5-й ( Добржаны ) и 11-й истребительный авиаполк ( Жатец ), 71-я зенитно-ракетная бригада и 185-й зенитно-ракетный полк. [40] 8-й истребительный авиаполк базировался в ( Остраве ) (Мошнов) с 1959 по 1 апреля 1985 года, после чего передислоцировался в Брно (Туржаны). Он был оснащен МиГ-21 с 1965 по 1991 год. 1-й истребительный авиаполк в Ческе-Будеёвицах был оснащен МиГ-21 с 1964 года и был расформирован в 1992 году.

Чехословацкий МиГ-23БН в Пражском музее авиации

В составе 10-й воздушной армии имелись две авиадивизии и всего шесть полков истребительной и штурмовой авиации. [41] Также имелись два разведывательных полка, два транспортных полка, три учебных полка и два вертолетных полка. В 1990 году в состав 10-й воздушной армии со штабом в Градце-Кралове входили 1-я истребительная авиационная дивизия (штаб Бехине , до 30 июня 1990 года на той же базе входил 9-й истребительно-бомбардировочный полк), 34-я истребительно-бомбардировочная авиационная дивизия (штаб Часлав , которая По данным Air International в июле 1991 года, в ее состав входят 6-й, 20-й (Су-22) и 28-й (МиГ-23БН) полки ФБ, а также 9-й полк ПВО с МиГ-21бис), 47-й разведывательный авиаполк (Острава-Мошнов). , 10-й полк связи, 11-й вертолетный полк, 1-й смешанный транспортный авиаполк и 30-й штурмовой авиаполк ( аэропорт Пардубице , с Су-25К). [42] Он был расформирован 1 октября 1990 года, и на его место пришел 1-й смешанный авиационный корпус.

Между 1945 и 1968 годами Чехословацкие ВВС действовали с аэродрома Градчаны несколькими полками : [43]

  • 46-я бомбардировочная дивизия с 1951 по 1955 год.
  • 24 бомбардировочный полк с 1952 по 1954 год.
  • 25-й бомбардировочный полк с 1952 по 1954 год.
  • 17-й истребительный полк с 1955 по 1964 год.
  • 26-й истребительный полк с 1956 по 1958 год.
  • 30-й истребительно-бомбардировочный полк с 1958 по 1959 год.
  • 2-й истребительно-бомбардировочный полк с 1964 по 1968 год.

Государственная противовоздушная оборона, 1980-е гг.

[ редактировать ]

Сообщается, что с января 1976 года 7-я воздушная армия была расформирована и заменена Государственным командованием ПВО со 2-й и 3-й дивизиями ПВО, существовавшими до 1990 года. [44] Государственное командование ПВО переехало из Праги в Старую Болеслав в 1981 году. [45]

Подробности основаны на веб-сайте Чешского министерства народных собраний , на котором перечислены все подразделения Чехословацкой народной армии, существовавшие в период с 1954 по 1989 год, с указанием их местонахождения, подчинения, оснащения и изменений с течением времени.

Структура командования ПВО в 1989 г. (нажмите, чтобы увеличить)
  • Командование ПВО в Старом Болеславе (до 1976 года называлось: 7-я армия ПВО)
    • Центральный командный пункт ПВО в Старом Болеславе
    • 7-й штабной батальон в Старом Болеславе
    • 17-й полк связи в Старом Болеславе
    • 7-й батальон радиоэлектронной борьбы в Ческе-Будеевице
      • Командно-контрольная рота
      • Компания по подавлению бортовых радаров
      • Компания по радионавигации и подавлению УКВ-сигналов
    • 7-й батальон технического обслуживания связи и радиоэлектронной обороны ПВО в Старом Болеславе
    • 7-й батальон технического обслуживания ПВО в Ческе-Будеёвицах
    • Метеоцентр ПВО в Праге
    • Учебный центр ПВО в Карвине готовит войска для зенитно-ракетных подразделений
    • Радиотехнический учебный центр ПВО в Зволене по подготовке войск радиотехнических частей

2-я дивизия ПВО

[ редактировать ]
  • 2-я дивизия ПВО в Брно
    • Командный пункт 2-й дивизии ПВО в Ребешовице
      • Наземный контрольный перехват 1 - Туржаны радиолокационная станция
      • Наземный контрольный перехват 2 - Стара Вес над Ондржейници радиолокационная станция
      • Ground Control Intercept 3 - Глоговец радиолокационная станция
      • Ground Control Intercept 4 - Мочар радиолокационная станция
      • Наземный контрольный перехват 5 - Мирово радиолокационная станция
    • 2-й штабной батальон в Ребешовице
    • 8-й истребительный полк в аэропорту Брно-Туржаны
      • Командный пункт 8-го истребительного полка
      • 1-я истребительная эскадрилья МиГ-21ПФ.
      • 2-я истребительная эскадрилья МиГ-21ПФ.
      • 3-я истребительная эскадрилья на МиГ-21ПФМ.
      • 31-й батальон авиабазы
      • 17-й батальон электронной поддержки
    • 76-я зенитно-ракетная бригада в Брно [46] оборона города Брно
      • Командный пункт 76-й зенитно-ракетной бригады в аэропорту Брно-Туржаны
      • 1-я зенитно-ракетная дивизия в Рогожеце с С-75М «Волхов» высотными ЗРК
      • 2-я зенитно-ракетная дивизия в Кетковице с высотными ЗРК С-75М «Волхов»
      • 3-я зенитно-ракетная дивизия во Врановице с высотными ЗРК С-75М «Волхов»
      • 4-я зенитно-ракетная дивизия в Кобержице-у-Брно с высотными ЗРК С-75М «Волхов»
      • 5-я зенитно-ракетная дивизия в Брно-Лишень с С-125 «Нева» мобильными ЗРК
      • 6-я зенитно-ракетная дивизия в Сокольнице с мобильными ЗРК С-125 "Нева"
      • 7-я зенитно-ракетная дивизия в Оржехове с мобильными ЗРК С-125 "Нева"
      • 8-я зенитно-ракетная дивизия в Омице с мобильными ЗРК С-125 «Нева»
      • 1-й технический отдел в Несловице
      • Зенитно-ракетная группа 76-й зенитно-ракетной бригады в Рапотицах
        • 9-я зенитно-ракетная дивизия в Рапотице с С-200 Вега ЗРК большой дальности
        • 10-я зенитно-ракетная дивизия в Рапотице с ЗРК большой дальности С-200 Вега
        • 2-й технический отдел в Рапотице
    • 77-й зенитно-ракетный полк в Остраве обороняет город Острава
    • 186-я зенитно-ракетная бригада в Пезинке обороняет город Братиславу
      • 1-я зенитно-ракетная дивизия в Лозорно с С-75М «Волхов» высотными ЗРК
      • 2-я зенитно-ракетная дивизия в Пезинке с высотными ЗРК С-75М «Волхов»
      • 3-я зенитно-ракетная дивизия в Роховце с высотными ЗРК С-75М «Волхов»
      • 4-я зенитно-ракетная дивизия в Калинково с высотными ЗРК С-75М «Волхов»
      • 5-я зенитно-ракетная дивизия в Ступаве с высотными ЗРК С-75М «Волхов»
      • 6-я зенитно-ракетная дивизия в Девинска-Нова-Вес с высотными ЗРК С-75М «Волхов»
      • 7-я зенитно-ракетная дивизия в Русовцах с мобильными ЗРК С-125 "Нева"
      • 8-я зенитно-ракетная дивизия в Мост-при Братиславе с мобильными ЗРК С-125 "Нева"
      • 1-й технический отдел в Виничне
    • 2-я радиотехническая бригада в Брно
      • 22-й штабной батальон в Брно
      • 61-й радиолокационный батальон в Брно
        • Командный пункт 61-го электронного батальона в Брно-Туржанах
        • Командная рота в Сокольнице
        • 610-я радиолокационная рота в Сокольнице, эксплуатирующая радиолокационную станцию ​​Туржаны.
        • 611-я мобильная радиолокационная рота в Моравских Будейовицах
        • 612-я мобильная радиолокационная рота в Божице
        • 613-я мобильная радиолокационная рота в Бенчах
      • 62-й радиолокационный батальон в Стара-Вес-над-Ондржейнице.
        • Командный пункт 62-го электронного батальона в Стара-Вес-над-Ондржейнице.
        • Командная рота в Стара-Вес-над-Ондржейнице
        • 620-я радиолокационная рота в Стара-Вес-над-Ондржейнице, эксплуатирующая радиолокационную станцию ​​Стара-Вес-над-Ондржейници.
        • 621-я мобильная радиолокационная рота в Хропине
        • 622-я мобильная радиолокационная рота в Поличке
      • 63-й радиолокационный батальон в Глоговце
        • Командный пункт 63-го электронного батальона в Глоговце
        • Командная рота в Глоговце
        • 630-я радиолокационная рота в Глоговце управляет радиолокационной станцией Глоговец.
        • 631-я мобильная радиолокационная рота в Старом Грозенкове
        • 632-я мобильная радиолокационная рота в Шуранах
      • 64-й радиолокационный батальон в Зволене
        • Командный пункт 64-го электронного батальона в Мочаре
        • Командная рота в Зволене
        • 640-я радиолокационная рота в Мочаре, эксплуатирующая радиолокационную станцию ​​Мочара
        • 641-я мобильная радиолокационная рота в Церово
        • 642-я мобильная радиолокационная рота в Вельке Иде
      • 65-й ​​радиолокационный батальон в Мирово
        • Командный пункт 65-го электронного батальона в Мирово
        • Командная рота в Мирово
        • 650-я радиолокационная рота в Мирово, эксплуатирующая радиолокационную станцию ​​​​Миерово.
        • 651-я мобильная радиолокационная рота в Моравске-Нова-Вес
        • 652-я мобильная радиолокационная рота в Зохоре
        • 653-я мобильная радиолокационная рота в Русовцах
    • 22-й батальон связи в Брно
    • Метеорологический радар и метеорологический центр Брно

3-я дивизия ПВО

[ редактировать ]
  • 3-я дивизия ПВО в Жатце
    • Командный пункт 3-й дивизии ПВО в Ветрушице
      • Наземный контрольный перехват 1 - Лажаны радиолокационная станция
      • Ground Control Intercept 2 - Стод радиолокационная станция
      • Ground Control Intercept 3 - Тршеботовице радиолокационная станция
      • Ground Control Intercept 4 - «Неполисы» РЛС
      • Ground Control Intercept 5 — в режиме ожидания радиолокационная станция
      • Наземный контрольный перехват 6 - Дрнов радиолокационная станция
    • 3-й штабной батальон в Жатце и Ветрушице
    • 1-й истребительный полк в Ческе-Будеёвице
      • Командный пункт 1-го истребительного полка
      • 1-я истребительная эскадрилья на МиГ-23МФ.
      • 2-я истребительная эскадрилья МиГ-23МФ.
      • 3-я истребительная эскадрилья на МиГ-23МФ.
      • 4-я истребительная эскадрилья на МиГ-23МЛ.
      • 1-й батальон авиабазы
      • 6-й батальон электронной поддержки
    • 11-й истребительный полк в Жатце
      • Командный пункт 11-го истребительного полка
      • 1-я истребительная эскадрилья на МиГ-29.
      • 2-я истребительная эскадрилья на МиГ-29.
      • 3-я истребительная эскадрилья на МиГ-29.
      • 23-й батальон авиабазы
      • 5-й батальон электронной поддержки
    • 71-я зенитно-ракетная бригада в Дрнове обороняет Среднечешский край со столицей Прагой.
      • Командный пункт 71-й зенитно-ракетной бригады в Дрнове
      • 1-я зенитно-ракетная дивизия в Пржеставках с высотными ЗРК С-75М «Волхов»
      • 2-я зенитно-ракетная дивизия в Качице с высотными ЗРК С-75М «Волхов»
      • 3-я зенитно-ракетная дивизия в Здейчине с высотными ЗРК С-75М «Волхов»
      • 4-я зенитно-ракетная дивизия в Старой Гути с высотными ЗРК С-75М «Волхов»
      • 5-я зенитно-ракетная дивизия в Букованах с высотными ЗРК С-75М «Волхов»
      • 6-я зенитно-ракетная дивизия в Пржевозди с высотными ЗРК С-75М «Волхов»
      • 7-я зенитно-ракетная дивизия во Влкаве с высотными ЗРК С-75М «Волхов»
      • 8-я зенитно-ракетная дивизия в Бишице с высотными ЗРК С-75М «Волхов»
      • 9-я зенитно-ракетная дивизия в Мишковице с С-125 "Нева" мобильными ЗРК
      • 10-я зенитно-ракетная дивизия в Енече с мобильными ЗРК С-125 «Нева»
      • 11-я зенитно-ракетная дивизия в Точне с мобильными ЗРК С-125 «Нева»
      • 12-я зенитно-ракетная дивизия в Велке Пршилепах с мобильными ЗРК С-125 «Нева»
      • 13-я зенитно-ракетная дивизия в Пржелице с мобильными ЗРК С-125 «Нева»
      • 14-я зенитно-ракетная дивизия в Братроницах с мобильными ЗРК С-125 "Нева"
      • 15-я зенитно-ракетная дивизия в Моржине с мобильными ЗРК С-125 «Нева»
      • 16-я зенитно-ракетная дивизия в Мнишке-под-Брды с мобильными ЗРК С-125 "Нева"
      • 1-й технический отдел в Чиняве
      • 2-й технический отдел в Старом Болеславе
      • Зенитно-ракетная группа 71-й зенитно-ракетной бригады в Добржише
        • 17-я зенитно-ракетная дивизия в Добржише с ЗРК большой дальности С-200 «Вега»
        • 18-я зенитно-ракетная дивизия в Добржише с ЗРК большой дальности С-200 «Вега»
        • 19-я зенитно-ракетная дивизия в Добржише с ЗРК большой дальности С-200 Вега
        • 3-й технический отдел в Добрише
    • 185-й зенитно-ракетный полк в Краловице обороняет город Пльзень
    • 3-я радиотехническая бригада в Хомутове
      • 33-й штабной батальон в Хомутове
      • 51-й радиолокационный батальон в Грушованах
        • Командный пункт 51-го электронного батальона в Лажанах
        • Командная рота в Лажанах
        • 510-я радиолокационная рота Лажаны эксплуатирует радиолокационную станцию ​​Лажаны
        • 511-я мобильная радиолокационная рота в Микулашовице
        • 512-я мобильная радиолокационная рота в Мартиневесе
      • 52-й радиолокационный батальон в Штоде
        • Командный пункт 52-го электронного батальона в Штоде
        • Командная рота в Штоде
        • 520-я радиолокационная рота в Стоде управляет радиолокационной станцией Стод.
        • 521-я мобильная радиолокационная рота в Полени
        • 522-я мобильная радиолокационная рота в Журжи
        • 523-я мобильная радиолокационная рота в Катовице
      • 53-й радиолокационный батальон в Тршеботовице
        • Командный пункт 53-го электронного батальона в Тршеботовице
        • Командная рота в Тршеботовице
        • 530-я радиолокационная рота в Тршеботовице, эксплуатирующая радиолокационную станцию ​​Тршеботовице.
        • 531-я мобильная радиолокационная рота в Тржебони
        • 532-я мобильная радиолокационная рота в Пржедни-Витонях
        • 533-я мобильная радиолокационная рота в Горни-Влтавице
        • 534-я мобильная радиолокационная рота в Новой Быстржице
      • 54-й радиолокационный батальон в Неполисах
        • Командный пункт 54-го электронного батальона в Неполисах
        • Командная рота в Неполисах
        • 540-я радиолокационная рота в Неполисах, эксплуатирующая радиолокационную станцию ​​«Неполисы».
        • 541-я мобильная радиолокационная рота в Храштянах
        • 542-я мобильная радиолокационная рота в Сеножатах
        • 543-я мобильная радиолокационная рота в Адршпахе
      • 55-й радиолокационный батальон в Плане
        • Командный пункт 55-го электронного батальона в Плане
        • Командная рота в Плане
        • 550-я радиолокационная рота в Плане, эксплуатирующая радиолокационную станцию ​​Плана
        • 551-я мобильная радиолокационная рота во мне
        • 552-я мобильная радиолокационная рота в Гржебечне
      • 56-й радиолокационный батальон в Дрнове
        • Командный пункт 56-го электронного батальона в Дрнове
        • Командная рота в Дрнове
        • 560-я радиолокационная рота в Дрнове эксплуатирует радиолокационную станцию ​​Дрнов.
        • 561-я мобильная радиолокационная рота в Есенице
        • 562-я мобильная радиолокационная рота в Бршасах
        • 563rd Mobile Radar Company in Ratiboř
    • 23-й батальон связи в Жатце
    • Метеорологический радиолокационный и метеорологический центр Жатец

После коммунизма 1990–92 гг.

[ редактировать ]

В ноябре и декабре 1989 года Бархатная революция положила конец коммунистическому правлению в Чехословакии. В 1992 году Словацкая Республика проголосовала за выход из федеративной республики, которая была распущена 1 января 1993 года .

Активы бывших ВВС были разделены в соотношении 2:1 в пользу Чехии, в результате чего были сформированы Чешские ВВС и Словацкие ВВС . 18 МиГ-29, находившиеся тогда на вооружении, были поделены между новыми странами в соотношении 1:1.

Реорганизация 1992–93 годов привела к созданию совершенно новой структуры ВВС Чехии, которая вступила в силу в 1994 году. [47] Одним из первых подразделений, расформированных непосредственно в результате переброски большого количества самолетов в Словакию, был 9-й истребительно-бомбардировочный авиационный полк (9. СБоЛП) в Бехине .

Список оборудования

[ редактировать ]
  • С-102(МиГ-15) - 853
  • КС-102 (МиГ-15УТИ) - 2013 г.
  • С-103(МиГ-15бис) - 620
  • МиГ-17Ф -30
  • С-104 - (МиГ-17ПФ) - 457
  • МиГ-19П -27
  • МиГ-19С - 12
  • С-105(МиГ-19С) — 103-й
  • МиГ-19ПМ-33
  • С-106 (МиГ-21Ф-13) – 194
  • МиГ-21ПФ-40
  • МиГ-21ПФМ-9
  • МиГ-21Р-25
  • МиГ-21МА(МиГ-21М) - 24
  • МиГ-21МФ - 102-й
  • МиГ-21УС - 13
  • МиГ-21УМ-32
  • МиГ-23МФ - 13
  • МиГ-23МЛ - 16
  • МиГ-23БН-32
  • МиГ-23УБ-8
  • МиГ-29А - 18
  • МиГ-29УБ-2
  • Yak-17 - 1
  • Су-7БМ -64
  • Су-7БКЛ-31
  • Су-7У-7
  • Су- 22М4-49
  • Су-22УМ3К-8
  • Су-25К-34
  • Су-25УБК-1
  • Ил- 28-90
  • С 24.14 - 4
  • 14ФГ - 10
  • С 14Т - 10
  • Ил-14Т - 10
  • Ил-14П-16
  • Ил-28РТ-30
  • Ми-24Д-38
  • Ми-24ДУ - 2
  • Ми-24В-30
  • Л-29 - 400
  • Б-228 - 116
  • СВ-228 - 116
  • Ан-26З-1 - 1
  • МиГ- 15-36
  • Ми-1-78
  • Ми-2Б-93
  • Ми-2Р-86
  • Ми-4А-90
  • Ми-8Т-98
  • Ми-8П-90
  • Ми-17 - 76
  • Ан-2-90
  • Ан-2Т-90
  • Ан-12БП-90
  • 28У-90
  • Ан-24А-90
  • Ан-24Б-90
  • Ан-26 - 89
  1. ^ Людикар, Марсель (18 сентября 2014 г.). «Краткая история чехословацких ВВС во Второй мировой войне и послевоенный период» . Свободные чехословацкие ВВС . Архивировано из оригинала 13 октября 2017 г. Проверено 29 декабря 2017 г.
  2. ^ «Армия Чехии после 1945 года» . Чехословацкая армия . Вацлав Бартош, Павел Минаржик, Павел Шрамек и другие. Архивировано из оригинала 29 октября 2015 г. Проверено 29 декабря 2017 г.
  3. ^ Томек, Прокоп. «Деление чехословацкой армии на рубеже 1992/1993 годов прошло на редкость гладко» . VHU.cz. Военно-исторический институт. Архивировано из оригинала 30 декабря 2017 г. Проверено 29 декабря 2017 г.
  4. ^ Макоун, Иржи (2007). Чешские ВВС . Прага: Компьютерная пресса. стр. 5. ISBN  978-80-251-1825-2 .
  5. ^ Фидлер, Иржи (2015). В преданном небе . Прага: Либри. стр. 411. ISBN  978-80-7277-532-3 .
  6. ^ Перейти обратно: а б с Дубравчик, Ян (2016). «Ответ на статью «Несколько замечаний по терминологии в ведомстве Минобороны» » . Военное мировоззрение (на чешском языке) (1). ISSN   2336-2995 .
  7. ^ Перейти обратно: а б Построен, Станислав. «Штаб» . Vrtulník.cz . Архивировано из оригинала 30 декабря 2017 г. Проверено 29 декабря 2017 г.
  8. ^ «Авиационное командование Генерального штаба [1945–1950]» . Валка.cz . 27 декабря 2011 г. Архивировано из оригинала 30 декабря 2017 г. Проверено 29 декабря 2017 г.
  9. ^ «Штаб ВВС [1950–1957]» . Валка.cz . 31 декабря 2011 г. Архивировано из оригинала 30 декабря 2017 г. Проверено 29 декабря 2017 г.
  10. ^ «Командование ВВС и государственной ПВО [1957–1966]» . Валка.cz . 30 декабря 2011 г. Архивировано из оригинала 30 декабря 2017 г. Проверено 29 декабря 2017 г.
  11. ^ «Главное управление ВВС и Войск государственной противовоздушной обороны [1966–1969]» . Валка.cz . 30 декабря 2011 г. Архивировано из оригинала 30 декабря 2017 г. Проверено 29 декабря 2017 г.
  12. ^ «Управление ВВС и Сил ПВО государства [1969–1976]» . Валка.cz . 30 декабря 2011 г. Архивировано из оригинала 30 декабря 2017 г. Проверено 29 декабря 2017 г.
  13. ^ «Государственное командование ПВО [1976–1990]» . Валка.cz . 31 декабря 2011 г. Архивировано из оригинала 07.11.2017 . Проверено 2 января 2018 г.
  14. ^ «Штаб ВВС [1976–1990]» . Валка.cz . 30 декабря 2011 г. Архивировано из оригинала 30 декабря 2017 г. Проверено 29 декабря 2017 г.
  15. ^ «Командование ВВС и государственной противовоздушной обороны [1990–1991]» . Валка.cz . 30 декабря 2011 г. Архивировано из оригинала 30 декабря 2017 г. Проверено 29 декабря 2017 г.
  16. ^ «Командование ВВС и ПВО [1991–1992]» . Валка.cz . 30 декабря 2011 г. Архивировано из оригинала 30 декабря 2017 г. Проверено 29 декабря 2017 г.
  17. ^ Янушек 1942 , стр. 3.
  18. ^ Перейти обратно: а б Янушек 1942 , стр. 4.
  19. ^ Перейти обратно: а б Янушек 1942 , стр. 7.
  20. ^ Перейти обратно: а б Янушек 1942 , стр. 8.
  21. ^ Перейти обратно: а б с «RNDr Маршал авиации Карел Янушек» . Свободные чехословацкие ВВС. 8 мая 2012 г. Архивировано из оригинала 4 марта 2016 г. Проверено 3 ноября 2017 г.
  22. ^ Перейти обратно: а б Янушек 1942 , стр. 14.
  23. ^ Перейти обратно: а б с Янушек 1942 , стр. 17.
  24. ^ «Йозеф Франтишек – один из немногих» . Свободные чехословацкие ВВС. 24 июля 2010 г. Проверено 3 ноября 2017 г.
  25. ^ Янушек 1942 , стр. 19.
  26. ^ Перейти обратно: а б Янушек 1942 , стр. 20.
  27. ^ Даудинг, Хью (10 сентября 1946 г.). «Битва за Британию» . Лондонская газета . стр. 4553–4554. Архивировано из оригинала 13 января 2018 г. Проверено 4 ноября 2017 г.
  28. ^ Янушек 1942 , стр. 12.
  29. ^ Янушек 1942 , стр. 23.
  30. ^ Перейти обратно: а б Янушек 1942 , стр. 24.
  31. ^ «Карел Куттельвашер – один из немногих» . Свободные чехословацкие ВВС . 1 января 2011 г. Архивировано из оригинала 13 октября 2017 г. Проверено 3 ноября 2017 г.
  32. ^ Льюис 1982 , с. 142.
  33. ^ Лишкутин 1988 г. [ нужна страница ]
  34. ^ Ванчата 2013 , с. 84.
  35. ^ «Йозеф Брикс» . Свободные чехословацкие ВВС. 20 февраля 2011 г. Архивировано из оригинала 25 октября 2017 г. Проверено 3 ноября 2017 г.
  36. ^ Поставки оружия из Чехословакии в Израиль 1947–1949 гг.
  37. ^ Суд над Сланским
  38. ^ «46-я транспортно-десантная дивизия» . Valka.cz . Валка.
  39. ^ «Человек сбегает на дельтаплане» . Регистр-охрана . 20 мая 1987 г. с. 2А. Архивировано из оригинала 5 ноября 2018 года . Проверено 20 сентября 2016 г.
  40. ^ «Государственное командование ПВО» . Валка. 31 декабря 2011 г. Архивировано из оригинала 11 апреля 2012 г.
  41. ^ Оливер, Дэвид, изд. (1991). Восточноевропейская авиация . АФМ Авиация. Том. 3. Стэмфорд: Key Publishing Ltd., стр. 38–41. ; см. также Air International , июль 1991 г., стр. 12.
  42. ^ «10-я воздушная армия» . Валка. 21 августа 2011 г. Архивировано из оригинала 20 декабря 2013 г.
  43. ^ В., Рональд (5 февраля 2012 г.). «Чехия, край: Либерец: Градчаны» . Заброшенные и малоизвестные аэродромы . Архивировано из оригинала 20 января 2013 г. Проверено 23 марта 2012 г.
  44. ^ http://forum.valka.cz. Архивировано 10 апреля 2012 г. в Wayback Machine . Обратите внимание, что в журнале Air International , июль 1991 г., стр. 12, говорится, что 7-я воздушная армия «была расформирована около двух лет назад».
  45. ^ «Хронология строительства» . Чехословацкая армия. 9 апреля 2006 г. Архивировано из оригинала 29 июня 2013 г.
  46. ^ "Fortifikace.net - Послевоенные укрепления\ПВО государства\ЗРК Брно (76-я плрб Брно)" . www.fortifikace.net . Проверено 24 ноября 2020 г. .
  47. ^ «Чешские ВВС» . Схватка . Архивировано из оригинала 10 февраля 2007 г. Проверено 23 марта 2012 г. , по состоянию на март 2012 г.

Библиография

[ редактировать ]
  • Браун, Алан Клиффорд (1998). Чехословацкие ВВС в Великобритании, 1940–1945 (доктор философии). Университет Саутгемптона. – Кандидатская диссертация, Факультет искусств, Школа гуманитарных наук.
  • Янушек, Карел (1942). Чехословацкие ВВС . Лондон: Генеральная инспекция ВВС Чехословакии.
  • Уильям Дж. Льюис (1982). Варшавский договор: вооружение, доктрина и стратегия . Кембридж, Массачусетс: Институт анализа внешней политики/МакГроу Хилл.
  • Лишкутин, Мирослав А (1988). Вызов в воздухе: вспоминает пилот «Спитфайра» . Лондон: Уильям Кимбер. ISBN  978-0718306915 .
  • Саффек, Отакар и Плочек, Петр (июнь 1995 г.). «Французское начало чехословацкой военной авиации». Le Fana de l'Aviation (на французском языке) (305): 20–27. ISSN   0757-4169 .
  • Титц, Зденек; Дэвис, Гордон; Уорд, Ричард (1971). Чехословацкие ВВС, 1918–1970 гг . Авиационная серия Aircam. Том. С5. Osprey Publishing Ltd. Чтение: ISBN  978-0-85045-021-7 .
  • «боевой порядок». Air International : 12 июля 1991 г.
  • Ванчата, Павел (2013). 311-я эскадрилья . Сандомир: Stratus, для публикаций о моделях грибов. ISBN  978-83-61421-43-6 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 10e925749a1129137c2ca282124d983d__1720678200
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/10/3d/10e925749a1129137c2ca282124d983d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Czechoslovak Air Force - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)