Чешские ВВС
Чешские ВВС | |
---|---|
ВВС | |
![]() Эмблема ВВС Чехии | |
Основан | 1 января 1993 г. (31 год, 7 месяцев) |
Страна | ![]() |
Тип | ВВС |
Роль | Воздушная война |
Размер | 53 самолета 46 вертолетов [1] |
Часть | Чешские вооруженные силы |
Штаб-квартира | Прага |
Девиз (ы) | Русский : Воздух – наше море. «Воздух – наше море» |
Командиры | |
Командующий ВВС | Генерал-майор Петр Чепелка [2] [3] |
Знаки отличия | |
Раундель | ![]() ![]() |
Флаг | ![]() |
Самолет летал | |
боец | JAS 39 Грипен , L-159А |
Вертолет | Ми-17 , W-3A , UH-1Y Venom , AH-1Z Viper |
Разведка | Пусть Л-410 |
Тренер | Аэро Л-159 |
Транспорт | С-295М , Аэробус А319 |
Чешские ВВС ( чешский : Vzdušné síly ) [Примечание 1] — авиационное подразделение армии Чешской Республики . Наряду с Сухопутными войсками , ВВС являются основной чешской военной силой. Имея традиции военной авиации, восходящие к 1918 году, чешские ВВС вместе со словацкими ВВС пришли на смену чехословацким ВВС в 1993 году. [4] [5] 1 июля 1997 года 3-й тактический авиационный корпус и 4-й корпус ПВО чешской армии были объединены в самостоятельный штаб ВВС .
Военно-воздушные силы отвечают за обеспечение целостности воздушного пространства Чешской Республики посредством Интегрированной системы противовоздушной обороны НАТО (NIADS), непосредственную воздушную поддержку Сухопутных войск и транспортные задачи, включая приоритетные правительственные и государственные полеты. В мирное время военно-воздушные силы участвуют в выполнении задач, вытекающих из чешских законов и межведомственных соглашений, например, в службе санитарной авиации или в роли поисково-спасательных служб . [6]
Чешские JAS-39C/D Gripen многоцелевые истребители выполняют в первую очередь задачи, связанные с противовоздушной обороной Чехии и НАТО в рамках системы NATINAMDS. В так называемой национальной системе усиления для выполнения этой задачи могут быть задействованы и дозвуковые самолеты L-159 ALCA . [7] наблюдение За радиолокационное воздушного пространства Чехии отвечает 26-й воздушного командования, управления и наблюдения полк в Старом Болеславе . Всего по стране разбросаны семь радиотехнических компаний , которые могут непрерывно покрывать всю ее территорию. [8]
История
[ редактировать ]Первые годы
[ редактировать ]
В результате разделения произошло значительное сокращение типов, количества и оснований. В 1994 году был создан 3-й корпус тактической авиации. Новейшим истребителем на вооружении ВВС Чехословакии стал МиГ-29 («Изделие 9.12»). Поскольку существовал только один общий комплект для технического обслуживания, который был передан вновь созданной Словацкой Республике , а все материалы были разделены со Словакией в соотношении 1:1, затраты на техническое обслуживание чешских опор были бы слишком высокими. Наряду с неоправданно высокими затратами, спекулятивные затраты на ввозимые из России запасные части, реализуемые через сторонние компании ( закупки лопастей Ми-24 были завышены на 400%), [ нужна ссылка ] это привело к обмену с Польшей 10 МиГ-29 на спасательные вертолеты PZL W-3 A Sokół с авионикой и наземной поддержкой. Таким образом, 10 истребителей завоевания превосходства в воздухе были обменены на 11 легких вертолетов, и это приобретение стало широко обсуждаемым вопросом в середине 1990-х годов. [9] Бремя готовности эскадрильи перешло к МиГ-23 .
Военно-воздушные силы новой эры чешской армии были фактически сформированы 1 июля 1997 года, когда были объединены 3-й корпус тактической авиации и 4-й корпус ПВО. Члены обоих подразделений принимали участие в действиях Североатлантического союза с момента вступления Чехии в НАТО 12 марта 1999 года. [6] ВВС начали пересматривать и обновлять свои доктрины и самолеты, рассматривалась возможность приобретения нового западного истребителя. МиГ-23МФ были сняты с вооружения в 1994 году, МЛ - в 1998 году, а МиГ-21 были восстановлены в качестве промежуточного типа на переходный период перед покупкой нового истребителя, которым должен был стать шведский JAS 39 Gripen. многоцелевой истребитель самолет. Из-за разрушительных наводнений, обрушившихся на страну в 2002 году, сделка была отложена. [10]
2000-е
[ редактировать ]В качестве временного решения был объявлен новый международный тендер. Gripen снова выиграла этот тендер среди шести различных претендентов, поскольку Чешская Республика приняла межправительственный договор аренды сроком на 10 лет со Швецией , в котором не участвовала BAE Systems . Обвинения СМИ в откатах BAE Systems лицам, принимающим решения во время первоначальных продаж, ни к чему не привели в судебных расследованиях. [11]
В декабре 2008 года чешские ВВС хотели подготовить пилотов вертолетов для работы в условиях пустыни для предстоящей миссии в Афганистане . Израиль был единственной страной, которая была готова помочь, поскольку увидела в этом возможность поблагодарить Чешскую Республику за подготовку израильских пилотов и поддержку Израиля, когда он впервые стал государством. [12] [13]
Независимость чешских ВВС была прекращена 1 декабря 2003 года, когда эти силы вошли в состав недавно созданных объединенных сил чешской армии с командным пунктом, расположенным в Оломоуце . В новой структуре главком ВВС назначен заместителем главнокомандующего Объединенными силами. [6]
2010-е годы
[ редактировать ]ВВС действовали в этой структуре до 30 июня 2013 года. В рамках реорганизации армии 1 июля 2013 года независимое Верховное командование ВВС Чехии ( чеш . Velitelství vzdušných sil было создано ) со штаб-квартирой в Праге и новым Главнокомандующий бригадный генерал Либор Штефаник. [14] командования объединенных сил и командования сил поддержки Бывшие штабы были расформированы к 30 июня 2013 года. [15] Поскольку срок действия контракта с Gripen истекает в 2015 году, возникли предположения о том, будет ли продлено это лизинговое соглашение или будет выбран другой тип истребителя. [16] Чешское правительство ожидало, что после 2015 года будет организован тендер на поставку 18 сверхзвуковых истребителей. JAS-39 Gripen был в целом признан наиболее эффективным вариантом из-за существующей инфраструктуры, наличия обученного персонала и предыдущего хорошего опыта эксплуатации. Однако предыстория существующего контракта – в частности, широко обсуждаемый вопрос о предполагаемой коррупции – не позволила политикам согласиться на это быстрое решение, отдав предпочтение вместо этого общему тендеру с большим количеством участников торгов, предлагающих такие типы, как F-16 , F/A-18 , F-15SE или F-35A . [17] [18]

Создание несверхзвуковых военно-воздушных сил также обсуждалось как вариант из-за предполагаемых высоких затрат и ограниченной полезности содержания сверхзвуковых средств в стране, окруженной странами-союзниками (все они являются членами Европейского Союза и НАТО , за исключением Австрии ). . В этом сценарии дозвуковой L-159 станет основой ВВС. В последней Белой книге 2011 года четко говорится, что сверхзвуковой флот будет сохранен для защиты Чешской Республики и для сотрудничества в рамках Интегрированной системы ПВО НАТО. [19] Двенадцать одноместных и два двухместных самолета считаются достаточными для патрулирования Чешской Республики, а 18 могут выполнять сторожевые функции в других странах НАТО. Предварительный запрос запросил 18 самолетов. [17] В «Белой книге» указано решение «12+2», согласно которому стратегические требования к сверхзвуковым ВВС должны быть определены к ноябрю 2011 года.
16 мая 2014 года генеральный директор шведского оборонного и экспортного агентства FXM и заместитель министра обороны Чехии по оборонным закупкам подписали «Приложение о продлении договора аренды самолетов JAS-39 Gripen», гарантируя также постоянную модернизацию и увеличение возможности этих машин. Шведский сверхзвуковой самолет будет оснащен ВВС Чехии до 2027 года с возможностью еще на два года. [20]
Министр обороны Чехии Мартин Стропницкий обнародовал планы по замене военной техники советской разработки новым вооружением, а также по приобретению вертолетов и радаров для чешских ВВС. Ожидается, что тендеры будут объявлены в 2015 году. [21] [22] В июне 2019 года министр обороны Чехии представил правительству контракт на закупку двух транспортных самолетов С-295 для замены своих Яковлевов Як-40 . [23] 22 августа 2019 года премьер-министр Чехии Андрей Бабиш объявил, что ВВС Чехии выбрали предложение Bell Helicopter на восемь вертолетов UH-1Y Venom и четыре вертолета AH-1Z Viper . [24] Контракт на вертолеты был подписан 13 декабря 2019 года. [25]
2020-е годы
[ редактировать ]В сентябре 2020 года на авиабазе Кбелы были списаны оба старых советских транспорта Як-40. [26] В сентябре 2021 года завершил службу последний небольшой VIP-транспортный самолет CL-601 Challenger. В марте 2022 года его исключили из военного реестра авиации. [27] и теперь это один из компонентов Военно-исторического института. [28]
В сентябре 2021 года министр обороны Чехии Любомир Метнар подписал контракт с правительством Израиля на поставку SPYDER. систем ПВО [29] для замены старых советских систем 2К12М2 Куб ( СА-6 ).В апреле 2022 года, после того как Чехия передала Украине часть своих вертолетов Ми-24 в рамках военной поддержки, Министерство обороны США решило передать дополнительно 6 AH-1Z Viper и 2 UH-1Y Venom из своих резервов в качестве подарка для усиления недостаточное количество уже заказанных вертолетов. [30] Они должны быть сданы после модернизации в 2026 и 2027 годах. [31] Первые два AH-1Z прибыли в июле 2023 года, а вертолеты AH-1Z и UH-1Y были впервые представлены публике во время Дней НАТО 2023 года в Остраве. [32] Ожидается, что все 12 заказанных вертолетов будут поставлены до конца первого квартала 2024 года. [31]
В июле 2022 года правительство Чехии выбрало F-35A Lightning II в качестве нового истребителя, который поступит на вооружение после окончания аренды JAS-39 в 2027 году. С этой целью министру обороны Яне Черноховой было поручено начать переговоры о закупке 24 истребителей с правительство Соединенных Штатов Америки. [33] 27 сентября правительство Чехии утвердило условия контракта на 24 F-35A, которые будут поставлены с 2029 по 2033 год. [34]
Чешские ВВС совместно с ВВС Польши защищают воздушное пространство Словакии с 1 сентября 2022 года, когда словацкие ВВС приостановили эксплуатацию своих старых МиГ-29 , а срок поставки новых истребителей F-16C был перенесен на 2024 год. [35]
Сотрудничество ЦВС-НАТО
[ редактировать ]С момента вступления Чехии в НАТО Альянса регулярное участие в ряде международных учений стало для чешских ВВС само собой разумеющимся. В 2009 году Чехия заключила соглашение о трансграничном сотрудничестве и обучении с соседней Германией . [36]
Ассоциация тигров НАТО
[ редактировать ]
В 2002 году встреча тигров НАТО прошла на авиабазе Бежа в Португалии. 331-я вертолетная эскадрилья была удостоена там чести, провозгласив ее полноправным членом Ассоциации тигров НАТО . Эскадрилья также получила самый престижный трофей – «Серебряного тигра». Получив новое обозначение 221-й вертолетной эскадрильи, подразделение, обновленное за счет новых членов, продолжает традицию «Тигра» и по сей день.
После развертывания новых истребителей JAS-39 Gripen в 2005 году четыре Gripen впервые приняли участие во встрече НАТО Tiger Meet в 2008 году во французском Ландивизио . В 2010 году 211-я тактическая эскадрилья была принята в качестве полноправного члена Ассоциации тигров НАТО на авиабазе Фолькель , и эскадрилья была награждена трофеем «Серебряный тигр». [37]
АВАКС
[ редактировать ]В 2011 году Чехия стала восемнадцатой страной, принявшей участие в программе НАТО по раннему обнаружению и контролю с воздуха (NAEW&C). Участие в этой международной инициативе означает для членов ВВС Чехии активное участие в операциях системы АВАКС . Участие в программе NAEW&C обойдется Чехии примерно в 90 миллионов крон в год. [38]
Зарубежные развертывания
[ редактировать ]Афганистан
[ редактировать ]
В декабре 2009 года военнослужащие чешских ВВС приступили к созданию тыла для своего нового вертолетного подразделения, которое будет дислоцировано в Афганистане . После этого 5 января 2010 года первые три модернизированных вертолета Ми-171Ш , вооруженные для самообороны пулеметами ПКМ, были перевезены в Афганистан Ан-124 «Руслан». транспортным самолетом ФОБ Шарана На постоянную передовую оперативную базу все вертолеты и Члены подразделения численностью 110 солдат вылетели 17 января 2010 года. Чешское вертолетное подразделение, известное как оперативная группа «Гиппо», находилось в подчинении Восточного регионального командования Альянса. TF Hippo вступил в операции ISAF 25 января 2010 года. [39] [40]
Первая консультативная группа ВВС Чехии была отправлена в Афганистан в апреле 2008 года. В ней тогда участвовали военнослужащие тогдашней 231-й и недавней 221-й вертолетной эскадрильи, которым было поручено участвовать в создании новой Афганской национальной армии . В составе международной группы оперативного наставничества и связи (OMLT) они начали работать инструкторами при подготовке экипажей афганских Ми-24 ударных вертолетов и таким же образом обучать наземный персонал.
В 2010 году к дислокации была добавлена новая чешская группа. Новая чешская группа состояла из пилотов и техников 243-й вертолетной эскадрильи соответственно 24-й транспортной авиабазы в Праге-Кбелах . Основной задачей секции «Кбелы АМТ» (Air Mentoring Team) определена воздушная подготовка экипажей афганских транспортных вертолетов Ми-17/Ми-171 .
Чехия также оказала ВВС Афганистана материальную помощь , включающую поставку авиационной техники – шести транспортных вертолетов Ми-17 и шести ударных вертолетов Ми-24. После того, как выбранные вертолеты прошли капитальный ремонт и модернизацию, все они были переданы Афганской национальной армии в 2007–2009 годах. [41]
Прибалтика
[ редактировать ]
Чешская Республика впервые присоединилась к миссии Балтийской воздушной полиции базировался контингент из четырех человек Gripen (BAP) с 1 мая по 31 августа 2009 года, когда в Балтийском регионе . Вторая миссия оперативной группы проходила с 1 сентября 2012 года по 4 января 2013 года. Основной задачей миссии Baltic Air Policing 2012 было обеспечение защиты воздушного пространства над сухопутной и водной территорией трёх стран Балтии – Латвии и Литвы. и Эстония . Вся миссия была частью NATINADS, действовавшей с авиабазы Шяуляй в Литве. Оставшиеся чешские ВВС Грипены также находились в круглосуточной готовности на своей базе в Чаславе . Как и в 2009 году, во время балтийской миссии 2012 года объектами атак «Альфы» были российские военные самолеты, не соблюдавшие правила полетов по гражданским воздушным коридорам . [42]
Синайский полуостров
[ редактировать ]
Одной из важнейших задач чешской военно-транспортной авиации в последние годы является обеспечение поддержки международной Многонациональных сил и наблюдателей (МФО) миротворческой миссии на Синайском полуострове . Небольшое подразделение с одним транспортным С-295М турбовинтовым двигателем , входящее в состав техники 24-й транспортной авиабазы Прага-Кбелы, действует там с начала ноября 2013 года и способствует наблюдению и мониторингу мирного соглашения между Египтом и Израилем . [43]
Украина
[ редактировать ]В связи с вторжением России на восток Украины и оккупацией Крыма в 2014 году правительство Чешской Республики решило оказать помощь украинскому народу. Первая масштабная эвакуация произошла 27 февраля 2014 года, когда два самолета вылетели с 24-й транспортной авиабазы Прага-Кбелы в Киев , Украина. A319CJ носилками был оснащен двумя PTU (блоками для перевозки пациентов) и двумя , C -295M нес одну PTU и 12 носилок. Самолет доставил в Чехию 27 граждан Украины. Медицинскую помощь во время полета оказывала бригада военно-медицинского персонала Центра авиационной спасательной службы в Пльзене-Лине и Центрального военного госпиталя в Праге. Вторая миссия по медицинской эвакуации состоялась 6 марта 2014 года, когда один самолет C-295M доставил в Чехию еще 11 раненых. [44]
Структура
[ редактировать ]







Чешские ВВС состоят из следующих основных подразделений: [45]
- Командование ВВС в Праге
- 21-я тактическая база ВВС « Зволенск », г. Часлав.
- 211-я тактическая эскадрилья с 14 JAS-39C/D Gripen
- 212-я тактическая эскадрилья, 14 L-159A ALCA . 2x Л-159Т1 АЛКА
- 213-я учебная эскадрилья, в составе 2 × L-159A ALCA , 3 × L-159T1 ALCA , 3 × L-159T2 ALCA [46]
- 22-я вертолетная авиабаза « Бискайска », в Намешти-над-Ославой.
- 24-я транспортная авиабаза « Т.Г. Масарика », Прага-Кбелы.
- 241-я транспортная эскадрилья с 2 × A319CJ
- 242-я транспортно-специальная эскадрилья, в составе 6 CASA C-295 , 6 L-410.
- 243-я вертолетная эскадрилья, 1 Ми-8С , [47] 5× Ми-17 , 10× W-3A
- Станция HEMS "Крыштоф 07" с 1 × W-3A в Пльзень-Лине. аэропорту [48]
- 25-й зенитно-ракетный полк « Тобруцкий », Страконице.
- 26-й полк воздушного командования и наблюдения в Старом Болеславе.
- 261-й центр управления и отчетности (CRC) в Главенце подчиняется НАТО Интегрированной системе противовоздушной обороны CAOC Uedem в Германии.
- 262-й радиотехнический батальон в Главенце.
- 1-я радиотехническая рота, в Неполисах , на РАТ-31ДЛ.
- 2-я радиотехническая рота в Поличке с ЭЛ/М-2084. мобильной РЛС
- 3-я радиотехническая рота, г. Стара-Вес-над-Ондржейници , с радарами EL/M-2084, [49] Мобильные РЛС СТ-68У и РЛ-4АС
- 4-я радиотехническая рота в Сокольнице на RAT-31DL.
- 5-я радиотехническая рота в Тршеботовице с радарами EL/M-2084 и мобильными радарами СТ-68У.
- 6-я радиотехническая рота в Кржиженце с радарами EL/M-2084, СТ-68У и мобильными радарами РЛ-4АС.
- 7-я радиотехническая рота в Грушованах с мобильными радарами EL/M-2084.
- 263-й батальон поддержки в Главенце.
- Рота защиты сил
- Центр резервного контроля и отчетности в Ветрушице
- Логистическая компания
- Центр обслуживания радаров в Оломоуце
- Станция обслуживания воздушного движения Праги в аэропорту Праги
- аэропорта Пардубице Управление
- Летный учебный центр (CLV) Пардубице , с 1× EV-97 , 8× Z-142CAF , 1× Zlin Z-142 , 1× Zlin Z-43 , 7× L-39C , 1× L-410UVP , 8× Enstrom 480B и 6× Ми-17 , [50] [51] [52] не входит в состав ВВС. С 1 апреля 2004 года начальная летная подготовка была передана на аутсорсинг. CLV является филиалом государственной компании LOM PRAHA sp. [53]
- 21-я тактическая база ВВС « Зволенск », г. Часлав.
Самолет
[ редактировать ]Заказал
[ редактировать ]Самолет | Источник | Тип | Вариант | Число | ||
---|---|---|---|---|---|---|
Боевой самолет | ||||||
F-35А Лайтнинг II | Соединенные Штаты | стелс многоцелевой | 24 [54] | |||
Белл AH-1Z | Соединенные Штаты | атаковать | 7 [54] | |||
Белл UH-1Y | Соединенные Штаты | полезность | 8 [54] |
Текущий запас
[ редактировать ]

Самолет | Источник | Тип | Вариант | В эксплуатации | Примечания | |
---|---|---|---|---|---|---|
Боевой самолет | ||||||
Аэро Л-159 | Чешская Республика | легкая атака | Л-159А | 16 [54] | ||
JAS 39 Грипен | Швеция | многоцелевой | КУРТКА 39С | 12 [54] | арендован у ВВС Швеции [55] | |
Транспорт | ||||||
Пусть Л-410 | Чешская Республика | полезность | Л-410УВП [56] | 6 [54] | два Л-410ФГ использовались для наблюдения [56] | |
Аэробус А319 | Франция | VIP транспорт | А319CJ | 2 [57] | ||
ДОМ С-295 | Испания | груз / транспорт | С-295М | 6 [54] | ||
Вертолеты | ||||||
Миль Ми-17 | Советский Союз | полезность | 17/171 | 20 [54] | ||
ПЗЛ W-3 | Польша | полезность | В-3А | 10 [54] | ||
Белл AH-1Z | Соединенные Штаты | атаковать | 3 [54] | |||
Белл UH-1Y | Соединенные Штаты | полезность | 2 [54] | |||
Учебно-тренировочный самолет | ||||||
Аэро Л-159 | Чешская Республика | реактивный тренажер | 159Т1 /Т2 [58] | 8 [54] | ||
JAS 39 Грипен | Швеция | реактивный тренажер | ЯС 39Д | 2 [54] | арендован у ВВС Швеции |
Примечания
[ редактировать ]- ↑ ВВС армии Чешской Республики полностью, буквально «ВВС армии Чешской Республики».
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Размеры оборудования в 2023 году» (PDF) . Army.cz. Министерство обороны . Проверено 22 февраля 2023 г.
- ^ «Военно-воздушные силы возглавит генерал Петр Чепелка. Его приоритетом является набор специалистов и модернизация» .
- ^ Копецкий, Йозеф (8 мая 2023 г.). «Павел назначил Куделку генералом. Земан заблокировал его и говорил о «отморозках» » (по-чешски). Мафра. iDnes.cz . Проверено 8 мая 2023 г.
- ^ «Белая книга по обороне» (PDF) . Министерство обороны Чехии . Архивировано из оригинала (PDF) 27 января 2013 года.
- ^ «Расходы НАТО на оборону: 2009–2013 гг.» (PDF) . Gov.uk. Архивировано (PDF) из оригинала 21 августа 2014 года . Проверено 14 августа 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с Чадил, Ян (7 августа 2013 г.). «Чешские ВВС». Ежегодник ВВС Чехии 2013 : 6.
- ^ «Живые стрельбы за Полярным кругом». Ежегодник ВВС Чехии 2012 : 32.
- ^ «Чешские радары ПВО». Ежегодник ВВС Чехии 2013 : 50.
- ^ «Вертолеты W-3A Сокол на вооружении ВВС Чехии». Ежегодник ВВС Чехии 2012 : 43.
- ^ «НКУ: Правительство не обосновало необходимость аренды Грипенса» (на чешском языке). Rozhlas.cz Архивировано из оригинала 24 сентября 2015 года . Проверено 3 марта 2015 г.
- ^ «Дело Грипена завершится через 12 лет, никто не будет обвинен в предполагаемой коррупции» (на чешском языке). Ceskatelevize.cz Архивировано из оригинала 2 апреля 2015 года . Проверено 3 марта 2015 г.
- ^ "|" . Ceskenoviny.cz. Архивировано из оригинала 6 июня 2011 года . Проверено 30 октября 2014 г.
- ^ «Чешские вертолеты над пустыней Негев» (на чешском языке). Army.cz. Архивировано из оригинала 11 февраля 2009 года . Проверено 17 июля 2010 г.
- ^ Чадил, Ян (6 августа 2014 г.). «Чешские ВВС». Ежегодник ВВС Чехии за 2014 год .
- ^ «Профессиональная армия» . Army.cz. Архивировано из оригинала 16 марта 2015 года . Проверено 2 марта 2015 г.
- ^ «Модернизация ВВС Чехии» . GlobalSecurity.org . Архивировано из оригинала 2 апреля 2015 года . Проверено 2 марта 2015 г.
- ^ Jump up to: а б "|" . Ceskenoviny.cz. Архивировано из оригинала 30 октября 2014 года . Проверено 30 октября 2014 г.
- ^ «Армия рассматривает возможность аренды или покупки до восемнадцати истребителей» . Lidovky.cz 24 марта 2011 г. Архивировано из оригинала 24 марта 2012 г. Проверено 30 октября 2014 г.
- ^ «Чешские стратегические документы» . Army.cz. Архивировано из оригинала 21 ноября 2010 года . Проверено 30 октября 2014 г.
- ^ «Я рад, что Грипенсы продолжают». Ежегодник ВВС Чехии 2014 : 18.
- ^ «Чешские военные закупят вертолеты, транспортные средства и радары» . Новости обороны . 27 января 2015 года . Проверено 23 апреля 2015 г.
- ^ «Чешские военные закупят вертолеты, транспортные средства и радары» . Мир обороны . СМИ цифровых писателей. Архивировано из оригинала 5 июля 2015 года . Проверено 23 апреля 2015 г.
- ^ Фиоренца, Николас (21 июня 2019 г.). «Чехия планирует закупить С295 и модернизировать танки Т-72М» . Еженедельник защиты Джейн.
- ^ Стратилик, Ондрей (29 августа 2019 г.). «Чешские ВВС закупят 12 вертолетов Bell» . Janes.com . IHS Джейн.
- ^ Дженнингс, Гарет (16 декабря 2019 г.). «Чехия заказывает вертолеты H-1» . Janes.com . IHS Джейн.
- ^ Шпачкова, Зузана (2 сентября 2020 г.). «Чешские вооруженные силы прощаются с самолетом Як-40» . Army.cz. Министерство обороны и вооруженных сил Чехии . Проверено 5 октября 2023 г.
- ^ «Челленджер CL-601-3А Окончание эксплуатации» . maa-cze.army.cz (на чешском языке). Министерство обороны Чехии. 23 марта 2022 г. Проверено 5 октября 2023 г.
- ^ «Правительственный претендент» будет выставлен в Кбелах в начале сезона» . vhu.cz (на чешском языке). Военно-исторический институт Праги. 21 апреля 2023 г. Проверено 5 октября 2023 г.
- ^ Адамовский, Ярослав. «Чехия покупает израильские системы ПВО Spyder за 627 миллионов долларов» . Новости обороны . Проверено 22 февраля 2023 г.
- ^ Фиоренца, Николас. «США подарят Чехии вертолеты H-1» . Джейнс . Проверено 22 февраля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с Киприсова, Властимила (23 ноября 2023 г.). "Генерал Ржека провел переговоры со своим словацким коллегой генералом Змеком на вертолетной базе в Намеште-над-Ославой" . acr.army.cz (на чешском языке). Чешское МО . Проверено 18 ноября 2023 г.
- ^ Роден, Кристин (17 сентября 2023 г.). «Bell объявляет о поставке вертолетов H-1 во время Дней НАТО в 2023 году» . Проверено 1 октября 2023 г.
- ^ Адамовский, Ярослав. «Чехия выбирает F-35 в качестве следующего истребителя» . Новости обороны . Проверено 22 февраля 2023 г.
- ^ Джейсон, Ховет (27 сентября 2023 г.). «Правительство Чехии одобрило план покупки 24 самолетов F-35» . Reuters.com . Проверено 1 октября 2023 г.
- ^ «Польша и Чехия защищают воздушное пространство Словакии» . dw.com . 27 августа 2022 г. Проверено 1 октября 2023 г.
- ^ «Трансграничное обучение». Ежегодник ВВС Чехии 2014 : 40.
- ^ «Тигров в Чехии двадцать». Ежегодник ВВС Чехии 2011 : 25.
- ^ «Чехи летают с АВАКСами». Ежегодник ВВС Чехии 2011 : 12.
- ^ «Оперативная группа Бегемот на втором курсе». Ежегодник ВВС Чехии 2011 : 18.
- ^ Микулка, Зденек (19 февраля 2010 г.). «Стрельба с вертолета Ми-171Ш в Афганистане» . Иностранные миссии . Министерство обороны. Архивировано из оригинала 22 сентября 2013 года . Проверено 16 мая 2013 г.
- ^ «Чешское усиление АМТ в Афганистане». Ежегодник ВВС Чехии 2011 : 40.
- ^ «В Балтии снова успешно». Ежегодник ВВС Чехии 2013 : 44.
- ^ «Чешский С-295М на Синае». Ежегодник ВВС Чехии 2014 : 12.
- ^ «МЕДВАК помогает за рубежом». Ежегодник ВВС Чехии 2014 : 46.
- ^ Соушек, Томаш (15 августа 2017 г.). «Чешские ВВС». В Чадиле, Ян (ред.). Ежегодник ВВС Чехии за 2017 год (на чешском и английском языках). Прага: журнал L+K и Magnet Press, Словакия. стр. 4–8. ISBN 978-80-89169-41-2 .
- ^ Чадил, Ян (6 декабря 2017 г.). «21-я тактическая база ВВС Часлав в 2018 году» [21-я тактическая база ВВС в 2018 году]. Л+К (на чешском языке). Хорошо 12/2017. Прага: Магнит Пресс, Словакия. стр. 14–17. ISSN 0024-1156 .
- ^ Соусек, Томаш (6 декабря 2017 г.). «Ми-8П псевдоним Ми-9 Иволга списан» [Ми-8П псевдоним Ми-9 Иволга списан]. Л+К (на чешском языке). Хорошо. 12/2017. Прага: Магнит Пресс, Словакия. стр. 44–45. ISSN 0024-1156 .
- ^ Соушек, Томаш (15 августа 2016 г.). «ВВС возьмут на себя еще одну станцию HEMS» . В Чадиле, Ян (ред.). Ежегодник ВВС Чехии за 2016 год (на чешском и английском языках). Прага: L+K и MAGNET PRESS, СЛОВАКИЯ. п. 56. ИСБН 978-80-89169-35-1 . Архивировано из оригинала 14 сентября 2016 года . Проверено 8 сентября 2016 г.
- ^ Пивонька, Михал (25 сентября 2023 г.). «Новые радары MADR 3D: явный технологический сдвиг для всей радиотехнической армии Вооруженных сил Чехии» . czdefence.com . Проверено 1 октября 2023 г.
- ^ «Архивная копия» (PDF) . Архивировано из оригинала 4 января 2018 года . Проверено 3 января 2018 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в качестве заголовка ( ссылка ) CS1 maint: бот: статус исходного URL-адреса неизвестен ( ссылка ) - ^ LOM PRAHA sp «Годовой отчет 2013» . Lompraha.cz. Архивировано из оригинала 3 декабря 2013 года . Проверено 9 марта 2014 г.
- ^ «Архивная копия» (PDF) . Архивировано из оригинала 20 августа 2016 года . Проверено 8 августа 2016 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в качестве заголовка ( ссылка ) CS1 maint: бот: статус исходного URL-адреса неизвестен ( ссылка ) - ^ EVici webdesign sro "LOM PRAHA" . Lompraha.cz. Архивировано из оригинала 14 декабря 2014 года . Проверено 30 октября 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Хойл, Крейг (2023). «ВВС мира 2024» . FlightGlobal . Проверено 22 марта 2024 г.
- ^ «Правительство Чехии подписало продление аренды «Грипена»» . Полет глобальный . Проверено 21 марта 2015 г.
- ^ Jump up to: а б Чадил, Ян (6 августа 2014 г.). «ACR Air Force - Ежегодник 2014» [Ежегодник ВВС Чехии 2014]. Авиация и космонавтика (на чешском и английском языках): 4–6. ISSN 0024-1156 .
- ^ «A-319CJ Airbus – Транспортный самолет» . Министерство обороны и вооруженных сил Чехии . Министерство обороны . Проверено 12 апреля 2015 г.
- ^ «Аэро Водоходы» поставила в Чехию третий самолет Л-159Т2 . Технология ВВС . 7 июня 2019 года . Проверено 5 октября 2023 г.
Библиография
[ редактировать ]- Браун, Алан Клиффорд. Чехословацкие ВВС в Великобритании, 1940–1945 (докторская диссертация). Университет Саутгемптона, факультет искусств, Школа гуманитарных наук, 1998 г., 237 страниц. [1]
- Чейка, Зденек (август 2001 г.). «Письма читателей». Самолеты: Вся воздухоплавание и ее история (на французском языке) (101): 2. ISSN 1243-8650 .
- Чейка, Зденек (январь 2001 г.). «Чешские Ньюпоры». Самолеты: вся аэронавтика и ее история (на французском языке) (94): 38–47. ISSN 1243-8650 .
- Чейка, Зденек (февраль 2001 г.). «Техекословаки Ньюпора». Самолеты: вся аэронавтика и ее история (на французском языке) (95): 42–47. ISSN 1243-8650 .
- Кудличка, Богумир (август 2001 г.). «Французская авиация в Чехословакии: истребительные части с лопатами». Самолеты: вся аэронавтика и ее история (на французском языке) (101): 52–56. ISSN 1243-8650 .
- Кудличка, Богумир и Кони, Кристоф (апрель 2001 г.). «Французская авиация в Чехословакии». Самолеты: вся аэронавтика и ее история (на французском языке) (97): 47–49. ISSN 1243-8650 .
- Титц, Зденек; Дэвис, Гордон и Уорд, Ричард. Чехословацкие ВВС, 1918–1970 (серия Aircam Aviation № S5) . Ридинг, Беркшир, Великобритания: Osprey Publishing Ltd., 1971. ISBN 0-85045-021-7 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]