Королевские ВВС Марокко
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( май 2020 г. ) |
Королевские ВВС Марокко | |
---|---|
| |
![]() Знак Королевских ВВС Марокко. | |
Основан | 19 ноября 1956 г |
Страна | ![]() |
Тип | ВВС |
Роль | Воздушная война |
Размер | 13 000 человек персонала [1] |
Часть | Королевские вооруженные силы Марокко |
Оборудование | 255 самолетов |
Помолвки | |
Командиры | |
Главнокомандующий | Король Мухаммед VI |
Командующий ВВС | Генерал Эль-Абед Алауи Бухамид |
Знаки отличия | |
Раундель | ![]() |
плавник вспышка | ![]() |
Самолет летал | |
боец | F-16 Fighting Falcon , Нортроп F-5 , Мираж 2000 , Мираж F1 |
Ударный вертолет | СА 342 , АН-64Э Апач [2] |
Многоцелевой вертолет | Ч-47 , СА 330 , АБ205 |
Разведка | С-130 |
Тренер | Бичкрафт Супер Кинг Эйр , Т-6С , Альфа Джет Е+ , F-5F |
Транспорт | C-130H , CN-235M , C-27J |
Танкер | КС-130 Н |
Королевские военно-воздушные силы Марокко ( арабский : Королевские военно-воздушные силы ; берберские языки : Adwas ujenna ageldan ; французский : Royales Air Forces ) [3] — военно-воздушные силы марокканских вооруженных сил .
История
[ редактировать ]ВВС Марокко были сформированы 14 мая 1956 года как Королевская авиация Шерифа ( Aviation Royale Chérifienne ). [4]
Его современные объекты и базы были унаследованы от Франции ( Мекнес , Рабат в тандеме с США, Марракеш , Кенитра , Бен-Герир , Бульо , Нуассер и Сиди Слиман ), [4] а затем Испания ( Лааюн ). [5] В 1950-х и 1960-х годах на нескольких из этих баз дислоцировалась американская авиация, в том числе ядерные бомбардировщики Стратегического авиационного командования . [4]
Первыми самолетами этих вновь сформированных ВВС были 16 Morane-Saulnier Alcyons , пять транспортных самолетов Max Holste MH.1521 Broussard , один Aérospatiale Alouette II и один Bell H-13 Sioux . [4]
было получено 12 истребителей МиГ-17 , два учебно-тренировочных самолета МиГ-15 УТИ и два или четыре Ил-28 бомбардировщика В 1961 году из Советского Союза . Восемь учебных самолетов Fouga Magister также были получены из Франции. [6]
1 февраля 1964 года Sherifian Royal Aviation сменила название на Royal Air Force ( Force Aérienne Royale ). [7] С 1990-х годов он известен как Forces Royales Air . [8]
Политический разлад с Советским Союзом подтолкнул Марокко к поиску нового союзника в лице США, приобретших у последних шесть боевых самолетов Northrop F-5 (четыре одноместных F-5A и два двухместных F-5B) и еще 20 F-5A и четыре F-5B в 1966 году. [ нужна ссылка ] 10 самолетов Douglas C-47 Skytrain и шесть транспортных самолетов Fairchild C-119G Примерно в 1962 году были приобретены . На тот момент парк вертолетов состоял из шести Aerospatiale Alouette II и четырех Bell 47 . 12 североамериканских Т-6 «Техас» использовались для обучения пилотов; [9] не менее восьми Т-6G и 56 SNJ-4 были поставлены Францией, но большинство из них находились в очень плохом состоянии и списаны вскоре после поставки. В 1962 году также было поставлено 15 Harvard Mk 4. [10]
Начиная с 1968 года Марокко приобрело 60 вертолетов AB205 , 25 AB206 , два AB212 и девять вертолетов CH-47C у Италии . Поставки продолжались до 1977 года. [11]
Очередная модернизация марокканских ВВС состоялась незадолго до конфликта в Сахаре . Первые 25 истребителей Mirage F1 CH были закуплены в 1975 году вместе с 38 вертолетами Aerospatiale Puma . Шесть C-130H были куплены в 1973 году, а поставки начались в 1974 году. [12] Модернизация Northrop F-5 Freedom Fighter с использованием улучшенных технологий и закупка 24 самолетов Alpha Jet E позже будут проведены RMAF; очередная модернизация парка Dassault Mirage F1 была проведена в 1996 и 1997 годах.
В 90-е годы существовали планы по закупке «Мираж-2000» или F-16 истребителей , однако из-за отсутствия финансирования они не были реализованы. К 2011 году Королевские ВВС Марокко начали модернизировать свой устаревший парк, закупив F-16. [13]
Операции
[ редактировать ]Песчаная война
[ редактировать ]RMAF участвовал в мароккано-алжирском пограничном конфликте в 1963 году, известном как Песочная война . Его Fairchild C-119 и Douglas C-47 использовались для пополнения запасов войск, North American T-6 для разведки, а Morane-Saulnier Alcyons для наземных атак. МиГ-17 использовались лишь эпизодически, в основном из-за их малой дальности. [14]
Война Судного дня
[ редактировать ]Во время войны Судного дня 19 октября 1973 года эскадрилья Королевских ВВС Марокко Northrop F-5 As присоединилась к 69-й египетской эскадрилье в Танте. Было задействовано не менее 14 МиГ-17 , а также около дюжины F-5A. F-5A прибыли после длительного путешествия через Тунис и Ливию в сопровождении транспортных средств Lockheed C-130 Hercules с запасными частями, вооружением и оборудованием. Марокканцы начали летать с миссиями CAP над дельтой Нила . В январе 1974 года два F-5A, вооруженные AIM-9B и 20-мм пушками, перехватили пару самолетов ВВС Израиля Mirage IIICJ во время разведывательного задания. Израильтяне отвернулись, как только F-5A были обнаружены, утащив за собой оба истребителя RMAF. Обеспокоенные возможной засадой израильских F-4E Phantom II , наземное управление ВВС Египта приказало обоим марокканским истребителям вернуться, заменив их двумя EAF МиГ-21МФ . [15]
Война в Западной Сахаре
[ редактировать ]В начале войны в Западной Сахаре ) Fouga Magisters (базировались в Эль-Аюне и North American T-6 Texans (базировались в Дахле ). для наземной поддержки использовались [16] Позже F-5 вступили в бой, чтобы нанести удар по целям ПОЛИСАРИО . [17]
В 1980 году началось строительство оборонительных стен Сахары , состоящих из нескольких типов препятствий для пехоты и бронетехники, таких как минные поля и колючая проволока . Радары и другие электронные датчики использовались для обнаружения попыток проникновения при поддержке подразделений быстрого реагирования (Détachements d'Intervention Rapide), способных переместиться к атакованным аванпостам вдоль стены и быстро укрепить их. [18] Также было решено использовать Aérospatiale SA 342 Gazelle вертолеты с ракетами HOT для поражения ПОЛИСАРИО бронетехники и техники из-за пределов досягаемости легких зенитных орудий . [19] Помимо наземных радаров «Стены», два С-130 «Геркулес», оснащенные SLAR . для обнаружения подразделений противника также использовались [20] Однако первая часть стены, завершенная в 1982 году, защищала только территорию, считавшуюся «полезной» для политических и экономических интересов Марокко, то есть столицу Эль-Аюн , религиозный центр Смара и фосфатные месторождения Бу-Краа . [21]
После потери девяти F-5A в ходе боевых действий против ПОЛИСАРИО, в октябре 1979 года были приобретены 16 F-5E и 4 F-5F. [22] Основной проблемой, с которой столкнулись марокканские истребители-бомбардировщики в Западной Сахаре, была их недостаточная дальность полета над обширным полем боя пустыни Сахара . Чтобы решить эту проблему, в 1982 году Боинг 707-138B был оснащен шланговыми блоками Beech на законцовках крыла для дозаправки. Также были поставлены два Lockheed KC-130H , и все F-5E были модифицированы зондами для дозаправки в воздухе . [23]
В декабре 1977 года Королевские ВВС Марокко начали получать свои первые Mirage F1CH . [12] Несмотря на то, что Mirage F1CH создавался как перехватчик , в войне против ПОЛИСАРИО он использовался почти исключительно для наземных атак. [24] Последний из 30 самолетов Mirage F1CH был получен в декабре 1979 года. Кроме того, в период с декабря 1979 года по июль 1982 года было доставлено 20 самолетов Mirage F1EH (включая шесть, оснащенных зондами для дозаправки в воздухе). [25]
Вместе с F-5E/F FRA решило закупить в общей сложности 24 OV-10A у Корпуса морской пехоты США . Однако были поставлены только первые шесть самолетов. В основном они использовались в качестве морского патруля и для разведки из-за их неэффективности в бою. [26]

Вмешательство против ИГИЛ
[ редактировать ]В конце 2014 года Марокко отправило F-16 в бой против ИГИЛ в Ираке и Сирии . [27] [28] Это было первое развертывание самолетов с тех пор, как Марокко приобрело их в 2011 году. [29] [13]
Модернизация в 21 веке
[ редактировать ]Королевские ВВС Марокко начали программу постепенной модернизации своего стареющего флота и их технических и эксплуатационных возможностей. [30]
Модернизация F-5
[ редактировать ]Усовершенствования F-5A/B были реализованы за счет установки авионики «Тайгер II», вероятно, на 8 F-5A и 2 F-5B. [31] Был заключен контракт с французской компанией SOGERMA в Бордо (Франция), все самолеты были получены к 1998 году. [32] С 2001 по 2004 год F-5E/F ВМФ прошли полный ремонт и модернизацию от компании SOGERMA. Модернизация улучшила характеристики «Тигра II» до уровня «Тигра III». Проведенная работа включала в себя:
- новый улучшенный радар FIAR Grifo F/X Plus (по характеристикам аналогичен AN/APG-69 )
- Блоки активного электронного противодействия (ECM) Elettronica ELT/555.
- ХОТАС (Руки на газе и ручке)
- Новый ЭВПС/-100 (ДМ/А-106) RWR
- Компоновка кабины с новым:
- проекционный дисплей
- Система доставки вооружения и навигации MFD/WDNS
- Многофункциональные дисплеи
F-5E/F TIII получил возможность использовать новые системы вооружения, такие как ракеты Beyond Visual Range и высокоточное оружие. наземная станция разбора полетов RADA ACE, [33] симулятор и блоки прицеливания AN/AAQ-28(V) LITENING Также были приобретены .
Мираж F1 MF2000 ASTRAC
[ редактировать ]В 2005 году RMAF начал MF2000 Dassault Mirage F1 программу модернизации стоимостью 350 миллионов евро . [34] [35] которая провела капитальный ремонт 27 Mirage F1 (F1CH, F1EH и F1EH-200) до уровня Mirage 2000-5 для повышения живучести MF2000, включая:
- Замена старой РЛС Thomson-CSF Cyrano IV на Thales RC400 (RDY-3) .
- Увеличение тяги на 4 % и увеличение срока службы благодаря новому компрессорному модулю для двигателей Snecma Atar 9K50.
- Новая компоновка кабины с двумя многофункциональными ЖК-дисплеями, проекционным дисплеем с UFCP (верхняя передняя панель управления), двумя мини-ЖК-дисплеями (для RWR и авиагоризонта) и полным набором элементов управления HOTAS .
- Инерциальный GPS-навигатор Sagem Sigma 95.
- Очки ночного видения CN2H-AA Mk II.
- Современное кресло с нулевым катапультированием .
- на сумму около 100 миллионов евро MICA Ракеты
- Новая электроника:
- Новая система управления вооружением.
- Усовершенствованная система радиолокационного оповещения Thales.
- Новый канал передачи данных.
- Улучшенная система связи.
- Две динамические задачи, интегрированные с компьютером по шине MIL-STD-1553B .
Модернизация позволила использовать более совершенное оборудование, такое как:
- Ракетные установки «Кораил» .
- Разбрасыватели соломы Phimat .
- Электронная защита-Pod PAJ-FA ECM .
- Фалес Дамоклов Под .
- Способность нести усовершенствованные ракеты класса «воздух-воздух», ракеты «воздух-земля» и управляемые бомбы:
- Вооружение Air-Sol Modulaire (AASM) GPS/INS и GPS/INS + IIR . управляемые бомбы
- AM39 Exocet Ракеты класса «воздух-море».
- Бомбы Paveway с лазерным наведением .
Эта модернизация была разработана ASTRAC (Ассоциация по обновлению боевых самолетов Sagem Thales ).
Т-6С Техас и F-16C/D Блок 52+
[ редактировать ]В 2007 году Марокко официально запросило 24 учебно-тренировочных самолета T-6C Texan с весьма второстепенными легкими ударными возможностями.
В 2008 году был размещен заказ на 2,4 миллиарда долларов на 24 самолета F-16C/D Block 52+ , а также сопутствующее оборудование и услуги. [36] с:
- ТРДД F100-PW-229 Enhanced Engine Package (EEP)
- AN/APG-68 V9 РЛС
- конформные топливные баки (КТТ).

Улучшения парка F-16
[ редактировать ]Позже, с 2008 по 2012 год, ВВС закупили современное оборудование для своего парка F-16:
- Передовые электронные системы противодействия (ACES) .
- Совместные системы сигнализации на шлеме (JHMCS) .
- Очки ночного видения AN/AVS-9 .
- AN/APX-113 Системы усовершенствованной идентификации «свой-чужой» (AIFF) .
- AN/ALQ-187 Комплексные комплексные комплексы расширенной самозащиты (ASPIS II) .
- Приемники радиолокационного оповещения AN/ALR-93 .
- Капсула воздушной разведки ДБ-110 .
- Снайперские блоки прицеливания (ATP) AN/AAQ-33 .
Также было приобретено современное вооружение:
- AIM-120 C7 (AMRAAM). Усовершенствованная ракета класса «воздух-воздух» средней дальности
- AIM-9M-9 и AIM-9X Block II Sidewinder. Ракеты класса «воздух-воздух» малой дальности
- Ракеты AGM-88B/C HARM .
- Ракеты AGM-65D/G/H MAVERICK .
- Ракеты AGM-84L Harpoon Block II .
- (JDAM) с GPS/INS и лазерным наведением . Joint Direct Attack Munition Хвостовые комплекты
- GBU-24 Paveway III , GBU-10 Paveway II и GBU-12 Paveway II для переоборудования 2000-фунтовых бомб. Комплекты лазерного наведения и оперения

Возможное приобретение F-35
[ редактировать ]Сообщается, что Марокко заинтересовано в покупке F-35, чтобы противостоять своему главному сопернику Алжиру, который, как сообщается, разместил заказ на 14 Су-57 . [37] В январе израильская военная разведывательная фирма JaFaj объявила, что министр обороны Израиля Бенни Ганц заявил, что его марокканский коллега Абделлатиф Лудийи, министр обороны Марокко, просит Израиль помочь убедить администрацию Байдена разрешить продажу F-35 Марокко. [38]
Другие покупки и обновления
[ редактировать ]В 2008 году 4 тактических транспортных самолета C-27J Spartan были также приобретены у Finmeccanica дочерней компании Alenia Aeronautica за 130 миллионов евро. [39] а парк усовершенствованных учебно-тренировочных самолетов и CAS / COIN самолетов Alpha Jet E был модернизирован до стандарта «E +». General Atomics получила в 2010 году экспортные лицензии на продажу невооруженной экспортной версии Predator в Саудовскую Аравию, Египет, ОАЭ и Марокко. В 2011 году также были приобретены шесть самолетов пожаротушения Bombardier 415 модернизация и модернизация бывшей базы ВВС США на авиабазе Бен-Гуэрир для поддержки ее самолетов F-16 Fighting Falcon Superscooper . Также важна . В марте 2013 года сообщалось, что RMAF закупили три EADS Harfang БПЛА MALE , выведенных из эксплуатации Францией, но они не будут поставлены до 2020 года. [40] [41]
В 2015 году из США были получены 3 отремонтированных CH-47D в дополнение к 9 CH-47C, поставленным в 1979 и 1982 годах (первоначально было приобретено 12). [42]
В 2019 году правительство Марокко запросило закупку 25 F-16 Block 72 и получило одобрение Госдепартамента США . [43] Контракт на сумму 2,8 миллиарда долларов был подписан в 2020 году. [44] Первая партия из 12 новых Viper будет получена в 2021 году. [45]
Предлагалось модернизировать существующие F-16 до стандарта Block 72. [46]
В 2020 году также было заказано 24 вертолета Apache. [44]
Несчастные случаи
[ редактировать ]В январе 2011 года F-5 Королевских ВВС Марокко разбился при попытке приземлиться в аэропорту военной базы недалеко от Мекнеса , в результате крушения погиб пилот. [47]
Королевских ВВС Марокко В июле 2011 года в результате крушения C-130H погибло 78 человек после того, как самолет, следовавший из Дахлы , города в Марокко, на авиабазу Кенитра в Кенитре , разбился в 9,7 км (6 милях) от запланированной остановки в аэропорту Кенитра. Авиабаза Гулимим . В результате катастрофы погибли 6 членов экипажа, 60 военнослужащих и 12 гражданских лиц, в основном напарников, путешествующих со своими напарниками.
В ноябре 2012 года девять солдат были убиты и двое серьезно ранены в результате крушения самолета SA330 Puma в том же районе Гулимима во время учений объединенных сил. [48]
11 мая 2015 г. из-за технических неисправностей разбился самолет F-16 Королевских ВВС Марокко, участвовавший в воздушной кампании в Йемене. [49]
16 августа 2015 года Mirage F1 погиб в результате столкновения с птицей. [50]
21 января 2019 года Mirage F1 разбился в районе Тауната из-за технической неисправности. Пилот катапультировался еще до крушения. [51]
Звания
[ редактировать ]- Офицеры
Ранговая группа | Генерал / флагманы | Старшие офицеры | Младшие офицеры | Офицер-кадет | ||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | |||||||||||||||||||||||||
Генерал ВВС | Генерал воздушного корпуса | Генерал авиационной дивизии | Генерал воздушной бригады | Полковник-майор | Полковник | Подполковник | комендант | Капитан | Лейтенант | второй лейтенант |
- Верховный генерал армий и главнокомандующий: Его Величество король Марокко.
- Зачислен
Ранговая группа | Старшие сержанты | Младшие сержанты | Зачислен | |||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | Никаких знаков | |||||||||||||||||||||||||||
Главный прапорщик | Уорент-офицер | сержант-майор | Мастер-сержант | Сержант | Мастер капрал | Капрал | Солдат первого класса | Солдат второго класса |
Авиабазы
[ редактировать ]- Сале BAFRA № 7 (Авиабаза)
- Мекнес BAFRA № 6 (Авиабаза)
- Кенитра BAFRA № 3 (Авиабаза)
- БАФРА № 4 (Авиабаза)
- Сиди Слиман BAFRA № 2 (Авиабаза)
- Бен-Гуэрир BAFRA № 1 (Авиабаза)
- Ужда BAFRA № 0 (штаб авиабазы)
- Марракеш BEFRA (Академическая авиабаза и авиабаза)
- Рабата Штаб-квартира северного района
- Агадира Штаб-квартира южного региона
- Касабланка Авиационная база
- Хурибга Пристройка аэробазы
Самолет
[ редактировать ]Текущий запас
[ редактировать ]



Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Международный институт стратегических исследований (февраль 2021 г.). Военный баланс 2023 . Лондон : Рутледж . п. 345.
- ^ Джадсон, Джен (20 ноября 2019 г.). «Госдепартамент США одобрил продажу вертолетов Apache Марокко за 4,25 миллиарда долларов» . Новости обороны .
- ^ Купер, Грандолини и Фонтанеллаз, 2019 , с. 4
- ^ Jump up to: а б с д Купер и Грандолини 2018 , с. 30
- ^ Купер, Грандолини и Фонтанеллаз, 2019 , стр. 24–25
- ^ Купер и Грандолини 2018 , стр. 31–32
- ^ Купер и Грандолини 2018 , с. 40
- ^ Купер, Грандолини и Фонтанеллаз, 2019 , стр. 2, 4
- ^ Купер и Грандолини 2018 , с. 32
- ^ Купер и Грандолини 2018 , с. 31
- ^ Купер и Грандолини 2018 , с. 41
- ^ Jump up to: а б Купер и Грандолини 2018 , с. 46
- ^ Jump up to: а б «Марокко принимает поставку самолетов F-16 | Новости обороны | Defensenews.com» . архив.ph . 2014-12-23. Архивировано из оригинала 23 декабря 2014 г. Проверено 25 октября 2021 г.
- ^ Купер и Грандолини 2018 , стр. 36–38
- ^ http://group73historians.com/wp-content/uploads/2011/06/Secret-Helpers-1973.pdf . [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Купер, Грандолини и Фонтанеллаз, 2019 , стр. 24, III
- ^ Купер, Грандолини и Фонтанеллаз, 2019 , стр. 30, 32, 42
- ^ Купер, Грандолини и Фонтанеллаз, 2019 , стр. 2, 49–50
- ^ Купер, Грандолини и Фонтанеллаз, 2019 , стр. 41, 70
- ^ Купер, Грандолини и Фонтанеллаз, 2019 , стр. 54, 61
- ^ Купер, Грандолини и Фонтанеллаз, 2019 , стр. 49–50, 53
- ^ Купер, Грандолини и Фонтанеллаз, 2019 , стр. 44, 74
- ^ Купер, Грандолини и Фонтанеллаз, 2019 , стр. 60–61
- ^ Купер, Грандолини и Фонтанеллаз, 2019 , с. ТЫ
- ^ Купер, Грандолини и Фонтанеллаз, 2019 , с. 40
- ^ Купер, Грандолини и Фонтанеллаз, 2019 , стр. 71, VII
- ^ «Марокканские F-16 нанесли авиаудары по ИГИЛ» . 10 декабря 2014 года. Архивировано из оригинала 23 декабря 2014 года . Проверено 23 декабря 2014 г.
- ^ «Марокко отправляет свои F16 в Сирию и Ирак для борьбы с ИГИЛ» . «Мароккан Таймс» . Декабрь 2014 года . Проверено 23 декабря 2014 г.
- ^ Шмитт, Эрик (26 ноября 2014 г.). «США добавляют самолеты для поддержки усилий по уничтожению ИГИЛ» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 16 мая 2017 года . Проверено 3 марта 2017 г.
- ^ «Перезарядка ВВС Марокко: а теперь тренировка» . Архивировано из оригинала 19 октября 2012 г. Проверено 20 ноября 2012 г.
- ^ «АФ Марокко» . Архивировано из оригинала 19 июля 2013 г. Проверено 29 ноября 2012 г.
- ^ «Истребительмодернизацияnk3.JPG (289x600 пикселей)» . img516.imageshack.us . Архивировано из оригинала 21 апреля 2013 года . Проверено 3 февраля 2022 г.
- ^ http://i61.servimg.com/u/f61/09/01/13/73/sdc10715.jpg [ файл изображения с пустым URL-адресом ]
- ^ «Модернизация «Мираж» увеличивает новые истребительные силы» . Арабская аэрокосмическая компания . 28 апреля 2010 года . Проверено 20 августа 2021 г.
- ^ Зеккини, Лоран (27 сентября 2005 г.). «Франция берет на себя обновление боевой авиации Марокко» . Ле Монд (на французском языке) . Проверено 20 августа 2021 г.
- ^ «Arabian Aerospace – Марокко представляет своих новых ребят на блоке» .
- ^ Дангвал, Ашиш (17 декабря 2021 г.). «Битва за самолеты-невидимки: Марокко хочет, чтобы истребители F-35 «отразили» Алжир, который планирует приобрести российские самолеты Су-57» . Проверено 24 января 2022 г.
- ^ Лайонел, Экене. «F-35 против Су-57; новая гонка вооружений самолетов-невидимок в Северной Африке» . Военная Африка .
- ^ «Alenia Aeronautica подписывает контракт на сумму 130 миллионов евро на поставку четырех самолетов C-27J в Марокко» .
- ^ «f13.jpg — Нажмите, чтобы увидеть больше фотографий» . ИмиджШак . 27 апреля 2013 г. Архивировано из оригинала 15 декабря 2013 г. Проверено 28 апреля 2013 г.
- ^ «Мир обороны» .
- ^ «Марокканские CH-47 «Чинуки» возвращаются домой» . 17 августа 2015 г.
- ^ «Марокко — новая покупка F-16 Block 72 | Официальный дом Агентства по сотрудничеству в области оборонной безопасности» . www.dsca.mil . Проверено 21 мая 2020 г.
- ^ Jump up to: а б «Марокко, крупнейший покупатель американского оружия в Африке, приблизился к получению системы ПВО «Патриот» — noticia defence.com — Africa-Asia-Pacific Defense News» . Defense.com . 29 января 2021 г.
- ^ Догадайтесь, Хамза (30 октября 2018 г.). «Марокко получит самолеты F-16 Fighting Falcon в 2021 году» . Мировые новости Марокко . Проверено 21 мая 2020 г.
- ^ «Марокко – обновление F-16 Block 52+ до конфигурации F-16V | Официальный сайт Агентства по сотрудничеству в области оборонной безопасности» . www.dsca.mil . Проверено 21 мая 2020 г.
- ^ Лаабуди, Джалиль (9 января 2011 г.). «Крушение истребителя F5 в Мекнесе» . bladi.net (на французском языке).
- ^ «В результате крушения вертолета армии Марокко погибли девять человек - история | Star Online» . Архивировано из оригинала 16 ноября 2012 г. Проверено 16 ноября 2012 г.
- ^ «Марокканский F-16 разбился над Йеменом» . www.f-16.net . Архивировано из оригинала 24 февраля 2016 г. Проверено 8 февраля 2016 г.
- ^ «Одномоторный самолет Mirage F1 Королевских ВВС разбился в понедельник к югу от авиабазы Сиди-Слиман (пресс-релиз)» . lemag.ma . Архивировано из оригинала 20 августа 2015 г. Проверено 20 августа 2015 г.
- ^ «Le Matin — самолет FAR Mirage F1, выполнявший тренировочный полет, терпит крушение в районе Таунате, пилот цел и невредим» . Архивировано из оригинала 22 января 2019 г. Проверено 22 января 2019 г.
- ^ Jump up to: а б Эренрайх, Фредерик (1985). «Национальная безопасность». В Нельсоне, Гарольд Д. (ред.). Марокко: страновое исследование . Справочник по районам (5-е изд.). Вашингтон, округ Колумбия: Американский университет. стр. 350–351. LCCN 85600265 . Проверено 16 сентября 2023 г.
- ^ «Марокко придерживается плана модернизации армии» . Почта Северной Африки . Проверено 10 июня 2020 г.
- ^ Херк, Ханс ван (4 декабря 2020 г.). «Первый самолет G550 ISR Королевских ВВС Марокко будет поставлен в следующем году» . www.scramble.nl . Проверено 8 июня 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н Хойл, Крейг (2023). «ВВС мира 2024» . FlightGlobal . Проверено 27 декабря 2023 г.
- ^ «Марокко увеличивает флот Canadair, Алжир еще не получил своего первого пожарного» . Northafricapost.com . 15 июня 2022 г. Проверено 22 июля 2023 г.
- ^ «ВВС мира, 2004 г., стр. 75» . Flightglobal Insight. 2004 . Проверено 28 сентября 2015 г.
- ^ «Марокко получает CH-47D» . Ежемесячник ВВС . Ключевое издательство. Октябрь 2015. с. 22.
- ^ «Торговые реестры» . www.armtrade.sipri.org . Проверено 5 февраля 2021 г.
- ^ «Марокко приобрело Heron компании IAI | Защита Израиля» . 15 июля 2015 г. Архивировано из оригинала 15 июля 2015 г. Проверено 19 марта 2021 г.
- ^ «Франция передала 3 EADS Harfang Марокко – Тревога 5» . alert5.com . 4 февраля 2020 г. Проверено 19 марта 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Defensa.com (09.01.2021). «Марокко также оснащено китайскими вооруженными БПЛА Wing Loong 1, сделаны первые изображения – noticia defence.com – Africa-Asia-Pacific Defense News» . Defensa.com (на испанском языке) . Проверено 19 марта 2021 г.
- ^ «Марокко получит 4 беспилотника MQ-9B SeaGuardian» . Аталаяр . 12 декабря 2020 г. Проверено 19 марта 2021 г.
- ^ «Байрактарс и Харопс: Марокко — растущая держава дронов?» . Форбс . 22 декабря 2021 г. Проверено 13 июля 2023 г.
Библиография
[ редактировать ]- Купер, Том; Грандолини, Альберт (2018). Столкновение в Западной Сахаре, Том 1: Воздушная война над последней африканской колонией, 1945–1975 гг . Уорик, Великобритания: Издательство Helion & Company. ISBN 978-1-912390-35-9 .
- Купер, Том; Грандолини, Альберт; Фонтанеллаз, Адриен (2019). Столкновение в Западной Сахаре, Том 2: Воздушная война над последней африканской колонией, 1975–1991 годы . Уорик, Великобритания: Издательство Helion & Company. ISBN 978-1-912866-29-8 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Боевой порядок на Scramble.nl
- Фотографии флота ВВС Марокко - airliners.net
- Потери марокканских ВВС — skywar.ru