Jump to content

Армянские ВВС

Армянские ВВС
  • ВВС Армении
  • Хайастани Размаодайин Ужер
Эмблема Вооружённых Сил Армении
Основан 1992 год ; 32 года назад ( 1992 )
Страна  Армения
Тип ВВС
Роль Воздушная война
Размер 5000 человек личного состава и 80 самолетов
Часть Армянские Вооруженные Силы
Юбилеи 26 июня (День ВВС) [1] [2]
Помолвки
Знаки отличия
Раундель
Самолет летал
Атака Су-25
боец Су-30
Ударный вертолет Ми-8/Ми-24
Тренер Л-39 , Ми-2
Транспорт Ил-76 , Ми-8/Ми-17
Самолеты ВВС Армении

Военно -воздушные силы Армении ( армянский : Հաֵաստանի Ռազմաօդային Ուժեր , латинизированный : Хаястани Размаодайин Ужер ) — авиационное подразделение Вооружённых Сил Армении, созданное независимой Арменией в 1992 году после распада Советского Союза . Помимо условного названия, его также называли Авиационным управлением Вооружённых Сил Армении . Он организован и оснащен главным образом для обеспечения сухопутных войск Армении тактической авиационной поддержки в виде наземных атак и воздушных перебросок в гористой местности. Оказывал эффективную поддержку во время боев с Азербайджаном в Нагорно-Карабахском регионе с 1992 по 1994 годы. [3]

С 2003 года правительство Армении финансирует модернизацию и расширение воздушного флота. [4] В ВВС Армении имеется Военный авиационный университет имени Арменака Ханперянца .

Первая Нагорно-Карабахская война

[ редактировать ]

Хотя Армения начала принимать советское вооружение вскоре после распада СССР в 1991 году, только в октябре 1992 года ее зарождающиеся военно-воздушные силы смогли вести наступательные боевые действия. боевой вертолет Ми-24, действовавший при поддержке Мартунинского наступления Первая боевая потеря армян была понесена 12 ноября 1992 года, когда вблизи села Казах был сбит армян. 23 ноября два транспортных Ми-8 попали под огонь с земли, один из них был сбит, а другой серьезно поврежден; еще один Ми-8 погиб 30 декабря. [3]

1 января 1993 года азербайджанцы начали новое наступление, успешно перерезав на следующий день Лачинский коридор и изолировав армянские силы в Нагорном Карабахе от пополнения запасов из самой Армении. ВВС Армении помогли подтянуть подкрепление для контрнаступления, начавшегося 7 января. В первый день этих действий ВВС Армении понесли самые большие однодневные потери: были сбиты Ми-8, Ми-24 и (возможно, российский) Су-25; Су-25 мог быть сбит дружественным огнем. К моменту отражения атаки Азербайджана в конце месяца были потеряны еще три вертолета и, возможно, еще один истребитель – предположительно МиГ-21 (и, следовательно, вероятно, российский). [3]

В конце марта 1993 года армяне начали новое наступление на севере, направленное на открытие второго маршрута снабжения из Армении. Операция «Кельбаджар» включала в себя четырехстороннюю атаку, которая позволила разгромить 2-й армейский корпус Азербайджана и обеспечить контроль над регионом. Потери ВВС Армении составили один вертолет Ми-8 (16 апреля). потерь авиации не было . Во время последующих летних наступлений 1993 года или в действиях следующего года, предшествовавших прекращению огня 16 мая 1994 года, [3]

Хотя Армения начала работу по созданию независимых армянских вооруженных сил еще в 1989 году, из-за нехватки ресурсов, должным образом подготовленного персонала и полезной инфраструктуры правительство отложило формальное создание военно-воздушных сил до августа 1992 года и начало боевые действия в октябре. [3] [5] Однако это, возможно, не является первым применением армянской военной авиации; В азербайджанском отчете говорится, что армяне якобы использовали модифицированные гражданские вертолеты Ми-8 для бомбардировки гражданских объектов в Геранбойском районе Азербайджана в январе 1990 года. [6] Азербайджанцы также заявили, что армянские ударные вертолеты Ми-24 использовались для поддержки штурма Шуши в феврале 1992 года. Боевые вертолеты Азербайджана также использовались в боях в регионе. [7]

Создание военно-воздушных сил

[ редактировать ]

В январе 1992 года в составе вновь созданного Министерства обороны Армении было создано Главное управление авиации и войск ПВО. [8] В 1992 году приказом министра обороны Вазгена Саргсяна авиационное управление было выделено из управления ПВО и стало отдельной структурой, при этом были созданы отдельные авиационные части и подразделения. В последующие годы параллельно с этапами строительства армии реализовывались различные программы развития и совершенствования ВВС. В результате реорганизации и реструктуризации аэроклуба ДОСААФ и аэропорта «Арзни» и передачи их в 1992 году Министерству обороны был создан Авиационный учебный центр. [1] Согласно декларации по Договору об обычных вооруженных силах в Европе , принятой в декабре 1992 года , Армения унаследовала от бывшего Советского Союза только три боевых самолета и как минимум 13 вооруженных вертолетов , а также часть своей системы ПВО . [9] Вооруженный вертолет принадлежал бывшему 7-му гвардейскому вертолетному полку и был принят на вооружение в 1991 году. [3] Личности трех боевых самолетов неизвестны, но, возможно, это были один перехватчик МиГ-25 и два Су-25 штурмовика Ситалчай , вероятно, из бывшего советского 80-го истребительно-бомбардировочного авиационного полка на авиабазе в Азербайджане; В состав вертолетной группы входили транспортный Ми-8 и ударный Ми-24, которые базировались недалеко от Еревана , Армения. [3] Другие самолеты, которые, как сообщается, были захвачены армянами в 1991 году, включают шесть Ан-2 , один транспортный Ан-24 и один транспортный Ан-32 , а также десять учебно-тренировочных самолетов Як-52 . [10]

Су-30 ВВС Армении летают в День Победы

Территориальные конфликты с Азербайджаном спровоцировали масштабное расширение сил ПВО и ПВО Армении в 1993–1994 годах. Однако основная часть инвестиций Армении, связанных с авиацией, пошла на значительное усиление армянской организации ПВО . Благодаря технической помощи России и предоставлению зенитного вооружения и оборудования, Армения в течение года смогла интегрировать большую часть советских радаров и ракет класса «земля-воздух» (ЗРК), оставшихся на ее территории, в целостную и эффективную систему противовоздушной обороны. который он официально объявил в эксплуатацию в апреле 1994 года. [5] Пополнения самолетов было немного, но к концу 1994 года парк ВВС Армении достиг примерно 5–6 исправных Су-25 (один уже давно вышел из строя) и, возможно, одного боевого самолета МиГ-25; два учебно-тренировочных самолета Л-39 и десять Як-52; шесть Ан-2, два Ан-72 , один Ту-134 , один Ту-154 транспортный самолет ; и два Ми-2 , семь Ми-8 / Ми-17 , 15 Ми-24 . вертолетов [3]

В 2004–2005 годах ВВС Армении претерпели значительное расширение и модернизацию. Она утроила свой боевой состав за счет закупки десяти лишних Су-25 в Словакии на общую сумму 1 миллион долларов США в августе 2004 года. [11] [12] [13] Эти двадцатилетние самолеты, которые не летали уже десять лет и нуждались в работе по повторной сертификации их летной годности, были доставлены в сентябре 2005 года. [14] Первоначально о получении Су-25 ошибочно сообщалось как о приобретении десяти истребителей завоевания превосходства в воздухе Су-27 , самолетов, которые словацкие ВВС никогда не эксплуатировали. [15] [16] Также в 2004 году Армения получила по паре учебно-тренировочных самолетов L-39C из России и Украины , а также два транспортных Ил-76 из России в мае. [12] [17]

Недавно появились непроверенные сообщения о том, что Армения получила до десяти Су-27 из России в 2006 году. Возможно, это было предвестником азербайджанского источника, который сообщил в октябре 2005 года, что Армения купила «10 истребителей», но это, по словам По азербайджанским военным данным, только 2-3 самолета были Су-27; остальные предположительно представляли собой самолеты Су-25 и ударные вертолеты Ми-24. [15] Якобы они должны были быть закуплены на льготных условиях в соответствии с положениями Соглашения Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) 2002 года. Однако на сегодняшний день не получено подтверждения получения ни одного из этих самолетов, и не исключено, что любое появление Су-27 в Армении могло быть переброской собственных самолетов России на ее авиабазу в Ереване. (Также отмечалось, что Советы никогда не базировали Су-27 в Закавказье, потому что это была слишком сложная среда для их действий. Малые размеры Армении ограничивают пространство для оперативного маневра и затрудняют подъем на достаточную высоту. [18] )

В январе 2016 года министр обороны Армении Сейран Оганян упомянул, что Россия обсуждала возможность поставок в Армению истребителей Су-30 в ходе четырехдневной российско-армянской межправительственной комиссии по двустороннему военно-техническому сотрудничеству. [19] Армения заказала четыре Су-30СМ в феврале 2019 года, поставки, как ожидается, начнутся в 2020 году. [20] [21] страна планирует приобрести дополнительные самолеты Су-30СМ. По словам министра обороны Армении Давида Тонояна , [22] 27 декабря 2019 года Армения досрочно получила все четыре самолета. [23] По словам министра обороны Армении Давида Тонояна, в августе 2020 года велись переговоры о приобретении новой партии истребителей Су-30СМ. [24] В марте 2021 года Никол Пашинян подтвердил, что Армения закупила у России истребители Су-30СМ без ракетного комплекта. премьер-министр Армении [25] [26] [27]

Организация

[ редактировать ]

Об организации ВВС Армении обнародовано мало информации. Известно, что ВВС действуют в рамках единой структуры Войск ПВО и ПВО, и в 2004 году ВВС состояли из четырех функциональных подразделений: [3] [28]

Су-25 ВВС Армении Штурмовики летают в строю Ви над Ереване . площадью Республики в
  • 121-я штурмовая авиационная эскадрилья (Гюмрийская авиационная воинская часть), базируется в Гюмри.
  • 15-й смешанный авиационный полк — сводная вертолётная эскадрилья, базирующаяся в Ереване.
  • 60-я учебная авиационная эскадрилья, учебный центр в Арзни.
  • 14-я авиационная эскадрилья авиационной воинской части, базирующаяся в Капане.
  • 24-я авиационная эскадрилья авиационной воинской части, базирующаяся в Ванадзоре.

Авиабазы

[ редактировать ]

Основные авиабазы ​​Армении расположены в аэропорту Эребуни в Ереване и аэропорту Ширак в Гюмри, а также тренировочной базой в аэропорту Арзни .

Силы ПВО

[ редактировать ]

Силы ПВО входят в состав ВВС Армении. [29] Он был оборудован и организован в рамках программы военной реформы Тер-Григорьянца. Силы ПВО Армении состоят из зенитно- ракетной бригады и двух полков, вооруженных 100 ракетными пусковыми установками преимущественно советского , а теперь и российского производства. Предыдущий командующий ВВС России генерал Владимир Михайлов заявил:

"С одной стороны, национальная система ПВО Армении нас радует", - сказал он. "С другой стороны, мы будем продолжать вам помогать, в том числе средствами и силами, имеющимися на расположенной здесь российской военной базе № 102". [30]

В 1992 году приказом министра обороны создано Управление ПВО. Тогда было призвано около 400 унтер-офицеров. При этом в составе мотострелковых полков и бригад были сформированы легкие подразделения ПВО, которые впоследствии превратились в батареи и дивизии. [31]

Персонал

[ редактировать ]

Летом 1993 года численность личного состава ВВС Армении составляла 2000 человек; к 2004 году это число выросло до 3000. [4] Первоначально зависимая от небольшого количества возвращающихся опытных армянских военнослужащих, резервистов, призывников и иностранных граждан по контракту, в 1993–1994 годах Армения с нуля создала свои собственные военные учреждения, среди которых был собственный авиационный профессионально-технический институт в Ереване и соответствующие учебные заведения. Он по-прежнему зависит от призывников, которые служат 24 месяца, но также нанимает добровольцев на контрактной основе сроком от 3 до 15 лет. [5]

Летчики и технический персонал начинают свою подготовку в Военном авиационном институте в Ереване, который был основан в 1993 году. Кандидаты в пилоты проходят базовый и начальный курс летной подготовки, который включает 80 часов на Як-52 , за которыми следуют 60 часов переоборудования реактивных самолетов и повышение квалификации на Л-39. Эта подготовка проводится на авиабазе Арзни (иногда ошибочно называемой Арени), бывшей советской базе ДОСААФ , расположенной в 30 км (19 миль) к северо-востоку от Еревана. В 2005 году на базе также эксплуатировался единственный самолет Як-18 учебно-пилотажный для дрессировки десантников . ​​пара вертолетов Ми-2 Для обучения экипажей вертолетов также была оставлена . В оперативных частях проводится переоборудование и повышенная тактическая подготовка. [32]

Международное сотрудничество

[ редактировать ]

Армянские и российские силы ПВО и ПВО тесно интегрированы. Чтобы исправить свою относительную военную слабость по сравнению с Азербайджаном и Турцией, 16 марта 1995 года Армения подписала договор с Россией, предоставляющий последней 25-летнее военное присутствие в Армении. 27 сентября 1996 года было подписано последующее соглашение, определяющее условия, которое разрешало создание российских авиационных баз в Гюмри и Ереване. В составе российской авиации в Армении 18 истребителей МиГ-29 426-й истребительной эскадрильи. [33] и 700-й центр управления воздушным движением, оба на 3624-й авиабазе в аэропорту Эребуни под Ереваном. [34] Российские МиГ-29 прибыли четырьмя отдельными партиями: пять 16 декабря 1998 г., пять 26 февраля 1999 г., еще четыре 18 июня и последние четыре 22 октября 1999 г. [35] Это серийное переброска российских самолетов на их армянскую базу изначально было ошибочно истолковано как поставки ВВС Армении. Российские МиГ-29, возможно, заменили ранее развернутые истребители МиГ-23 , поскольку поступали неподтвержденные сообщения о том, что последние находились на вооружении примерно в то же время, а общее количество МиГ-23 и МиГ-29 в Ереване, возможно, достигло около 30 самолетов. [4] (Ходили также необоснованные слухи о получении армянскими МиГ-23.)

ВВС Армении участвуют в ОДКБ . ежегодных учениях ПВО [36]

Командиры

[ редактировать ]
  • Генерал Степан Галстян (2003-2009 гг.) [37]
  • Генерал-майор Аветик Мурадян (до марта 2019 г.) [38]

Оборудование

[ редактировать ]

В феврале 2019 года Армения заключила контракт на закупку четырех истребителей Су-30СМ на сумму 100 миллионов долларов без ракетного пакета. [25] [27] Самолеты построены Иркутским авиационным заводом и поставлены в конце декабря 2019 года. [39] [40] Эти Су-30 остались неиспользованными в Нагорно-Карабахской войне 2020 года в результате закупки самолетов без ракет. [25] [27]

Су-30 летают в День Победы
Ил-76 ВВС Армении.
Самолет Источник Тип Версия В эксплуатации Примечания
Боевой самолет
Сухой Су-25 Россия атаковать 16 [41] один используется для обучения [41]
Сухой Су-30 Россия многоцелевой Су-30СМ 4 [41]
Транспорт
Ильюшин Ил-76 Россия стратегический авиалайнер 2 [41]
Вертолеты
Миль Ми-2 Польша Вертолет 12 [41]
Миль Ми-17 Россия полезность Ми-8/17/171 16 [41]
Тысяча Ми-24 Россия атаковать Ми-24/35 20 [41]
Учебно-тренировочный самолет

Аэро Л-39

Чешская Республика реактивный тренажер 10 [41]
Арменией . Аналогичная 9К35 «Стрела-10» используется
Имя Источник Тип Примечания [42]
ОДИН
2K11 Krug Советский Союз мобильный ЗРК
2К12 Золото Советский Союз мобильный ЗРК
Деталь 9К33 Советский Союз мобильный ЗРК
9k35 Strela-10 [43] Советский Союз мобильный ЗРК
9К37 Бук-М2 [44] Советский Союз мобильный ЗРК
S-125 Neva Советский Союз мобильный ЗРК
С-300ПМ Советский Союз мобильный ЗРК 5 дивизий
Артиллерия ПВО
ЗСУ-23-4 Советский Союз мобильная зенитная установка Зенитная самоходная установка

Аварии и происшествия

[ редактировать ]
  • ВВС Армении 4 ноября 2008 г.: ударный вертолет Ми-24 разбился при подготовке к тренировочному полету, в результате чего погиб пилот капитан Аршак Нерсисян. [45]
  • 12 ноября 2014 г.: сбит армянский Ми-24 в 2014 г.
  • 15 мая 2017 г.: 9К33 «Оса» армянской системы ПВО малой дальности уничтожена ВС Азербайджана на Ходжавенд-Физулинском направлении в Карабахе . [ нужна ссылка ]
  • 4 декабря 2018 г.: двухместный учебно-тренировочный самолет Су-25УБК ВВС Армении разбился недалеко от города Маралик в Ширакской области Армении, в результате чего погибли оба пилота, подполковник Армен Бабаян и майор Мовсес Манукян. [46]
  • 29 сентября 2020 г.: Во время Второй войны в Нагорном Карабахе армянский Су-25 предположительно был сбит турецким F-16, показаны фотографии места крушения. [47] Правительства Турции и Азербайджана опровергли утверждение Армении, заявив, что два армянских Су-25 разбились по небоевым причинам. [48]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б «26 июня – День ВВС Армении» .
  2. ^ «26 июня – Поздравление с Днем ВВС Армении» . 26 июня 2020 г.
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Купер, Том (29 сентября 2003 г.). «Воздушная война над Нагорным Карабахом, 1988–1994 годы» . Архивировано 5 июня 2008 года в Информационной группе по воздушному бою Wayback Machine (ACIG) . Проверено 15 декабря 2007 г.
  4. ^ Jump up to: а б с Мартиросян, Самвел; перевод А. Игнаткина (25–31 августа 2004 г.). « Армения наращивает свою военную мощь [ постоянная мертвая ссылка ] ". Военно-Промышленный Курьер . Исходная ссылка не работает, но копию можно найти по адресу http://hyeforum.com/lofiversion/index.php?t9724.html .
  5. ^ Jump up to: а б с Петросян, Давид (июнь 2002 г.). «Формирование и развитие Вооружённых Сил Армении». Архивировано 5 июля 2015 года в Wayback Machine . Обзор обороны Москвы . Проверено 14 декабря 2007 г.
  6. ^ Матвеева, Анна и Хискок, Дункан. (2003). Кавказ: вооружен и разделен – Распространение стрелкового оружия и легких вооружений и гуманитарные последствия на Кавказе . Безопасный мир. ISBN   0-948546-91-3 . См. « Глава 2: Азербайджан: Бремя истории – ожидание перемен » Арифа Юнусова. Проверено 21 марта 2012 г.
  7. ^ Анон. (29 февраля 1992 г.). «Бывшие советские войска покидают анклав» . Нью-Йорк Таймс . Проверено: 19 марта 2012 г.
  8. ^ "Ереванцы жалуются на шум, создаваемый военными самолетами "Эребуну" . Hetq.am (на армянском языке) . Проверено 13 марта 2021 г.
  9. ^ Уиллис, Дэвид (Ред.) (1999). Запись «Армения» в Аэрокосмической энциклопедии ВВС мира . Лондон, Великобритания: Aerospace Publishing Ltd., с. 162. ISBN   1-86184-045-4 .
  10. ^ Джексон, Пол; Мансон, Кеннет; и Пикок, Линдси (ред.) (13 июня 2007 г.). Мировые ВВС Джейн . Колсдон, Суррей, Великобритания: Jane's Information Group Limited. ISBN   0-7106-2684-3 .
  11. ^ Анон. (30 июня 2004 г.). «Защита». Архивировано 10 июля 2007 г. в записи Wayback Machine в разделе «Корпоративное право и финансы», стр. 3. Словацкое информационное агентство SITA . Проверено 31 декабря 2007 г. SITA далее сообщает, что, по данным Markiza TV, самолеты были проданы Wiper, базирующейся в Братиславе компании, действующей в качестве брокера Министерства обороны Армении. Цена продажи составила 8 миллионов шведских крон, хотя, как сообщается, Армения была готова потратить на самолет до 34 миллионов шведских крон (вероятно, включая затраты на ремонт). В то время SKK стоил 32,844 доллара США, в результате чего окончательная стоимость для правительства Армении составила примерно 1 миллион долларов.
  12. ^ Jump up to: а б Реестр обычных вооружений Организации Объединенных Наций. Архивировано 14 декабря 2008 года в Wayback Machine , записи за 2004 календарный год. Получено 31 декабря 2007 года.
  13. ^ Анон. (7 сентября 2004 г.). «Армения закупает у Словакии 10 истребителей Су-25». Информационное агентство "Ноян Тапан" .
  14. ^ Анон. (9 сентября 2005 г.). «Армения пополнила ВВС 10 российскими истребителями». Агентство Франс-Пресс .
  15. ^ Jump up to: а б Анон. (3 октября 2005 г.). «Армения покупает у России военные самолеты». Информационное агентство Туран (Азербайджан).
  16. Казинян, Арис (21 октября 2005 г.). «Готовы к бою?: Армения и Азербайджан демонстрируют военные мускулы и обещают не быть побежденными» . АрменияСейчас . Проверено 31 декабря 2007 г.
  17. ^ Анон. (21 мая 2004 г.). «Армения приобрела два российских транспортных самолета Ил-76» . PanARMENIAN.Net . Проверено 14 декабря 2007 г.
  18. ^ Анон. (4 октября 2005 г.). « Откуда в Армении появились истребители СУ-27? Архивировано 4 марта 2016 года в Wayback Machine ». 525-я газета (через ПРАВО Эйбора). Проверено 5 января 2008 г.
  19. ^ «Армения может приобрести российские ракеты «Искандер-М» и истребители Су-30» . Рейтер. Архивировано из оригинала 25 июня 2016 года . Проверено 29 марта 2021 г.
  20. ^ Федюшко, Дмитрий (5 февраля 2019 г.). «Армения приобретет четыре боевых самолета Су-30СМ» . Джейн 360 . Москва. Архивировано из оригинала 6 февраля 2019 года . Проверено 6 февраля 2019 г.
  21. ^ Djordjevic, Alexandra; Safronov, Ivan (1 February 2019). "Россия продала Армении истребители как себе" . Коммерсантъ . Archived from the original on 1 February 2019 . Retrieved 29 March 2021 .
  22. ^ "Армения может закупить у России дополнительные истребители Су-30СМ", - заявил министр обороны" . ТАСС . 13 февраля 2019 года. Архивировано из оригинала 25 февраля 2019 года . Проверено 29 марта 2021 г.
  23. ^ «В Армению прибыла первая партия истребителей Су-30СМ российского производства» . airrecognition.com . 27 декабря 2019 года . Проверено 30 марта 2021 г.
  24. ^ «Армения ведет переговоры о закупке новой партии истребителей Су-30СМ» . Общественное радио Армении .
  25. ^ Jump up to: а б с «Премьер-министр Армении отрицает противоречия в комментариях по поводу приобретенных у России истребителей» . Радио Свободная Европа/Радио Свобода . Проверено 29 марта 2021 г.
  26. ^ "Пашинян признал покупку у России Су-30СМ без ракет" . РБК (in Russian) . Retrieved 21 March 2021 .
  27. ^ Jump up to: а б с «ОППС! Армения. Российские истребители Су-30 без ракет до войны с Азербайджаном» . Последние новости Азии, Ближнего Востока, Евразии, Индии . 21 марта 2021 г. Проверено 21 марта 2021 г.
  28. ^ Корнелл, Сванте Э.; Макдермотт, Роджер; О'Мэлли, Уильям; Сокор, Владимир; и Старр; С. Фредерик (2004). «Региональная безопасность на Южном Кавказе: роль НАТО». Архивировано 5 марта 2009 г. в Wayback Machine . Институт Центральной Азии и Кавказа. ISBN   91-85031-00-3 .
  29. ^ Всемирный справочник ЦРУ 2010, Армения
  30. ^ «Россия обещает усилить ПВО Армении» . Радиостанция "Свободная Европа/Свобода" .
  31. ^ «Управление Войск ПВО Республики Армения – Вооружённые Силы» . mil.am (на армянском языке) . Проверено 17 марта 2021 г.
  32. ^ Вироли, Элио и Баччиокки, Стенио (август 2005 г., выпуск 209). «Открытка из Армении». Ежемесячник ВВС .
  33. ^ Warfare.ru (без даты). Истребитель противовоздушной обороны МИГ-29/МИГ-35 Fulcrum . Проверено 16 февраля 2008 г.
  34. ^ Анон. (22 мая 2007 г.). « Российские военные базы. Архивировано 20 февраля 2009 года в Wayback Machine ». Коммерсантъ Власть . Проверено 29 декабря 2007 г.
  35. ^ Посольство Азербайджанской Республики в Китайской Народной Республике. (Без даты). Хронология армянской агрессии. Архивировано 9 апреля 2008 года в Wayback Machine . Проверено 29 декабря 2007 г.
  36. Сокор, Владимир (16 сентября 2005 г.). « Российско-армянские военные учения анахроничны. Архивировано 14 сентября 2007 года в Wayback Machine ». Проверено 6 января 2008 г.
  37. ^ "МО РА - Степан Галстян" .
  38. ^ "Начальник Генерального штаба Вооруженных Сил провел консультации с армейским руководством" . news.am.
  39. ^ "Россия продала Армении истребители как себе" . Коммерсантъ . Retrieved 1 February 2019 .
  40. ^ «Джейнс | Последние новости обороны и безопасности» .
  41. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Хойл, Крейг (2023). «ВВС мира 2024» . Flightglobal Insight . Проверено 21 марта 2024 г.
  42. ^ Военный баланс 2016, стр. 178.
  43. ^ « В Арцахе представлен зенитно-ракетный комплекс «Стрела-10» . mediamax.am . Проверено 7 октября 2016 г.
  44. ^ «Система «Бук» замечена во время репетиции парада ко Дню независимости Армении» . PanARMENIAN.Net . Проверено 7 октября 2016 г.
  45. ^ «АВАРИЯ ВОЕННОГО ВЕРТОЛЕТА» . ru.a1plus.am . Проверено 23 декабря 2018 г.
  46. ^ «В результате крушения истребителя Су-25 в Армении погибли два пилота» . Пост обороны . 4 декабря 2018 года . Проверено 23 декабря 2018 г.
  47. ^ «Армения опубликовала фотографии обломков Су-25. Продолжает утверждать, что он был сбит турецким F-16» . 30 сентября 2020 г.
  48. ^ «Азербайджан заявляет, что два армянских военных самолета разбились, и отвергает обвинения в их сбитии» . 30 сентября 2020 г. – через www.reuters.com.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ee7f4d7c4b0e0d618f696262c85b6bdd__1722915540
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ee/dd/ee7f4d7c4b0e0d618f696262c85b6bdd.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Armenian Air Force - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)