Армянские ВВС
Армянские ВВС | |
---|---|
| |
![]() Эмблема Вооружённых Сил Армении | |
Основан | 1992 год |
Страна | ![]() |
Тип | ВВС |
Роль | Воздушная война |
Размер | 5000 человек личного состава и 80 самолетов |
Часть | Армянские Вооруженные Силы |
Юбилеи | 26 июня (День ВВС) [1] [2] |
Помолвки | |
Знаки отличия | |
Раундель | ![]() |
Самолет летал | |
Атака | Су-25 |
боец | Су-30 |
Ударный вертолет | Ми-8/Ми-24 |
Тренер | Л-39 , Ми-2 |
Транспорт | Ил-76 , Ми-8/Ми-17 |

Военно -воздушные силы Армении ( армянский : Հաֵաստանի Ռազմաօդային Ուժեր , латинизированный : Хаястани Размаодайин Ужер ) — авиационное подразделение Вооружённых Сил Армении, созданное независимой Арменией в 1992 году после распада Советского Союза . Помимо условного названия, его также называли Авиационным управлением Вооружённых Сил Армении . Он организован и оснащен главным образом для обеспечения сухопутных войск Армении тактической авиационной поддержки в виде наземных атак и воздушных перебросок в гористой местности. Оказывал эффективную поддержку во время боев с Азербайджаном в Нагорно-Карабахском регионе с 1992 по 1994 годы. [3]
С 2003 года правительство Армении финансирует модернизацию и расширение воздушного флота. [4] В ВВС Армении имеется Военный авиационный университет имени Арменака Ханперянца .
История
[ редактировать ]Первая Нагорно-Карабахская война
[ редактировать ]Хотя Армения начала принимать советское вооружение вскоре после распада СССР в 1991 году, только в октябре 1992 года ее зарождающиеся военно-воздушные силы смогли вести наступательные боевые действия. боевой вертолет Ми-24, действовавший при поддержке Мартунинского наступления Первая боевая потеря армян была понесена 12 ноября 1992 года, когда вблизи села Казах был сбит армян. 23 ноября два транспортных Ми-8 попали под огонь с земли, один из них был сбит, а другой серьезно поврежден; еще один Ми-8 погиб 30 декабря. [3]
1 января 1993 года азербайджанцы начали новое наступление, успешно перерезав на следующий день Лачинский коридор и изолировав армянские силы в Нагорном Карабахе от пополнения запасов из самой Армении. ВВС Армении помогли подтянуть подкрепление для контрнаступления, начавшегося 7 января. В первый день этих действий ВВС Армении понесли самые большие однодневные потери: были сбиты Ми-8, Ми-24 и (возможно, российский) Су-25; Су-25 мог быть сбит дружественным огнем. К моменту отражения атаки Азербайджана в конце месяца были потеряны еще три вертолета и, возможно, еще один истребитель – предположительно МиГ-21 (и, следовательно, вероятно, российский). [3]
В конце марта 1993 года армяне начали новое наступление на севере, направленное на открытие второго маршрута снабжения из Армении. Операция «Кельбаджар» включала в себя четырехстороннюю атаку, которая позволила разгромить 2-й армейский корпус Азербайджана и обеспечить контроль над регионом. Потери ВВС Армении составили один вертолет Ми-8 (16 апреля). потерь авиации не было . Во время последующих летних наступлений 1993 года или в действиях следующего года, предшествовавших прекращению огня 16 мая 1994 года, [3]
Хотя Армения начала работу по созданию независимых армянских вооруженных сил еще в 1989 году, из-за нехватки ресурсов, должным образом подготовленного персонала и полезной инфраструктуры правительство отложило формальное создание военно-воздушных сил до августа 1992 года и начало боевые действия в октябре. [3] [5] Однако это, возможно, не является первым применением армянской военной авиации; В азербайджанском отчете говорится, что армяне якобы использовали модифицированные гражданские вертолеты Ми-8 для бомбардировки гражданских объектов в Геранбойском районе Азербайджана в январе 1990 года. [6] Азербайджанцы также заявили, что армянские ударные вертолеты Ми-24 использовались для поддержки штурма Шуши в феврале 1992 года. Боевые вертолеты Азербайджана также использовались в боях в регионе. [7]
Создание военно-воздушных сил
[ редактировать ]В январе 1992 года в составе вновь созданного Министерства обороны Армении было создано Главное управление авиации и войск ПВО. [8] В 1992 году приказом министра обороны Вазгена Саргсяна авиационное управление было выделено из управления ПВО и стало отдельной структурой, при этом были созданы отдельные авиационные части и подразделения. В последующие годы параллельно с этапами строительства армии реализовывались различные программы развития и совершенствования ВВС. В результате реорганизации и реструктуризации аэроклуба ДОСААФ и аэропорта «Арзни» и передачи их в 1992 году Министерству обороны был создан Авиационный учебный центр. [1] Согласно декларации по Договору об обычных вооруженных силах в Европе , принятой в декабре 1992 года , Армения унаследовала от бывшего Советского Союза только три боевых самолета и как минимум 13 вооруженных вертолетов , а также часть своей системы ПВО . [9] Вооруженный вертолет принадлежал бывшему 7-му гвардейскому вертолетному полку и был принят на вооружение в 1991 году. [3] Личности трех боевых самолетов неизвестны, но, возможно, это были один перехватчик МиГ-25 и два Су-25 штурмовика Ситалчай , вероятно, из бывшего советского 80-го истребительно-бомбардировочного авиационного полка на авиабазе в Азербайджане; В состав вертолетной группы входили транспортный Ми-8 и ударный Ми-24, которые базировались недалеко от Еревана , Армения. [3] Другие самолеты, которые, как сообщается, были захвачены армянами в 1991 году, включают шесть Ан-2 , один транспортный Ан-24 и один транспортный Ан-32 , а также десять учебно-тренировочных самолетов Як-52 . [10]

Территориальные конфликты с Азербайджаном спровоцировали масштабное расширение сил ПВО и ПВО Армении в 1993–1994 годах. Однако основная часть инвестиций Армении, связанных с авиацией, пошла на значительное усиление армянской организации ПВО . Благодаря технической помощи России и предоставлению зенитного вооружения и оборудования, Армения в течение года смогла интегрировать большую часть советских радаров и ракет класса «земля-воздух» (ЗРК), оставшихся на ее территории, в целостную и эффективную систему противовоздушной обороны. который он официально объявил в эксплуатацию в апреле 1994 года. [5] Пополнения самолетов было немного, но к концу 1994 года парк ВВС Армении достиг примерно 5–6 исправных Су-25 (один уже давно вышел из строя) и, возможно, одного боевого самолета МиГ-25; два учебно-тренировочных самолета Л-39 и десять Як-52; шесть Ан-2, два Ан-72 , один Ту-134 , один Ту-154 транспортный самолет ; и два Ми-2 , семь Ми-8 / Ми-17 , 15 Ми-24 . вертолетов [3]
21 век
[ редактировать ]В 2004–2005 годах ВВС Армении претерпели значительное расширение и модернизацию. Она утроила свой боевой состав за счет закупки десяти лишних Су-25 в Словакии на общую сумму 1 миллион долларов США в августе 2004 года. [11] [12] [13] Эти двадцатилетние самолеты, которые не летали уже десять лет и нуждались в работе по повторной сертификации их летной годности, были доставлены в сентябре 2005 года. [14] Первоначально о получении Су-25 ошибочно сообщалось как о приобретении десяти истребителей завоевания превосходства в воздухе Су-27 , самолетов, которые словацкие ВВС никогда не эксплуатировали. [15] [16] Также в 2004 году Армения получила по паре учебно-тренировочных самолетов L-39C из России и Украины , а также два транспортных Ил-76 из России в мае. [12] [17]
Недавно появились непроверенные сообщения о том, что Армения получила до десяти Су-27 из России в 2006 году. Возможно, это было предвестником азербайджанского источника, который сообщил в октябре 2005 года, что Армения купила «10 истребителей», но это, по словам По азербайджанским военным данным, только 2-3 самолета были Су-27; остальные предположительно представляли собой самолеты Су-25 и ударные вертолеты Ми-24. [15] Якобы они должны были быть закуплены на льготных условиях в соответствии с положениями Соглашения Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) 2002 года. Однако на сегодняшний день не получено подтверждения получения ни одного из этих самолетов, и не исключено, что любое появление Су-27 в Армении могло быть переброской собственных самолетов России на ее авиабазу в Ереване. (Также отмечалось, что Советы никогда не базировали Су-27 в Закавказье, потому что это была слишком сложная среда для их действий. Малые размеры Армении ограничивают пространство для оперативного маневра и затрудняют подъем на достаточную высоту. [18] )
В январе 2016 года министр обороны Армении Сейран Оганян упомянул, что Россия обсуждала возможность поставок в Армению истребителей Су-30 в ходе четырехдневной российско-армянской межправительственной комиссии по двустороннему военно-техническому сотрудничеству. [19] Армения заказала четыре Су-30СМ в феврале 2019 года, поставки, как ожидается, начнутся в 2020 году. [20] [21] страна планирует приобрести дополнительные самолеты Су-30СМ. По словам министра обороны Армении Давида Тонояна , [22] 27 декабря 2019 года Армения досрочно получила все четыре самолета. [23] По словам министра обороны Армении Давида Тонояна, в августе 2020 года велись переговоры о приобретении новой партии истребителей Су-30СМ. [24] В марте 2021 года Никол Пашинян подтвердил, что Армения закупила у России истребители Су-30СМ без ракетного комплекта. премьер-министр Армении [25] [26] [27]
Организация
[ редактировать ]Об организации ВВС Армении обнародовано мало информации. Известно, что ВВС действуют в рамках единой структуры Войск ПВО и ПВО, и в 2004 году ВВС состояли из четырех функциональных подразделений: [3] [28]

- 121-я штурмовая авиационная эскадрилья (Гюмрийская авиационная воинская часть), базируется в Гюмри.
- 15-й смешанный авиационный полк — сводная вертолётная эскадрилья, базирующаяся в Ереване.
- 60-я учебная авиационная эскадрилья, учебный центр в Арзни.
- 14-я авиационная эскадрилья авиационной воинской части, базирующаяся в Капане.
- 24-я авиационная эскадрилья авиационной воинской части, базирующаяся в Ванадзоре.
Авиабазы
[ редактировать ]Основные авиабазы Армении расположены в аэропорту Эребуни в Ереване и аэропорту Ширак в Гюмри, а также тренировочной базой в аэропорту Арзни .
Силы ПВО
[ редактировать ]Силы ПВО входят в состав ВВС Армении. [29] Он был оборудован и организован в рамках программы военной реформы Тер-Григорьянца. Силы ПВО Армении состоят из зенитно- ракетной бригады и двух полков, вооруженных 100 ракетными пусковыми установками преимущественно советского , а теперь и российского производства. Предыдущий командующий ВВС России генерал Владимир Михайлов заявил:
"С одной стороны, национальная система ПВО Армении нас радует", - сказал он. "С другой стороны, мы будем продолжать вам помогать, в том числе средствами и силами, имеющимися на расположенной здесь российской военной базе № 102". [30]
В 1992 году приказом министра обороны создано Управление ПВО. Тогда было призвано около 400 унтер-офицеров. При этом в составе мотострелковых полков и бригад были сформированы легкие подразделения ПВО, которые впоследствии превратились в батареи и дивизии. [31]
Персонал
[ редактировать ]Летом 1993 года численность личного состава ВВС Армении составляла 2000 человек; к 2004 году это число выросло до 3000. [4] Первоначально зависимая от небольшого количества возвращающихся опытных армянских военнослужащих, резервистов, призывников и иностранных граждан по контракту, в 1993–1994 годах Армения с нуля создала свои собственные военные учреждения, среди которых был собственный авиационный профессионально-технический институт в Ереване и соответствующие учебные заведения. Он по-прежнему зависит от призывников, которые служат 24 месяца, но также нанимает добровольцев на контрактной основе сроком от 3 до 15 лет. [5]
Летчики и технический персонал начинают свою подготовку в Военном авиационном институте в Ереване, который был основан в 1993 году. Кандидаты в пилоты проходят базовый и начальный курс летной подготовки, который включает 80 часов на Як-52 , за которыми следуют 60 часов переоборудования реактивных самолетов и повышение квалификации на Л-39. Эта подготовка проводится на авиабазе Арзни (иногда ошибочно называемой Арени), бывшей советской базе ДОСААФ , расположенной в 30 км (19 миль) к северо-востоку от Еревана. В 2005 году на базе также эксплуатировался единственный самолет Як-18 учебно-пилотажный для дрессировки десантников . пара вертолетов Ми-2 Для обучения экипажей вертолетов также была оставлена . В оперативных частях проводится переоборудование и повышенная тактическая подготовка. [32]
Международное сотрудничество
[ редактировать ]Армянские и российские силы ПВО и ПВО тесно интегрированы. Чтобы исправить свою относительную военную слабость по сравнению с Азербайджаном и Турцией, 16 марта 1995 года Армения подписала договор с Россией, предоставляющий последней 25-летнее военное присутствие в Армении. 27 сентября 1996 года было подписано последующее соглашение, определяющее условия, которое разрешало создание российских авиационных баз в Гюмри и Ереване. В составе российской авиации в Армении 18 истребителей МиГ-29 426-й истребительной эскадрильи. [33] и 700-й центр управления воздушным движением, оба на 3624-й авиабазе в аэропорту Эребуни под Ереваном. [34] Российские МиГ-29 прибыли четырьмя отдельными партиями: пять 16 декабря 1998 г., пять 26 февраля 1999 г., еще четыре 18 июня и последние четыре 22 октября 1999 г. [35] Это серийное переброска российских самолетов на их армянскую базу изначально было ошибочно истолковано как поставки ВВС Армении. Российские МиГ-29, возможно, заменили ранее развернутые истребители МиГ-23 , поскольку поступали неподтвержденные сообщения о том, что последние находились на вооружении примерно в то же время, а общее количество МиГ-23 и МиГ-29 в Ереване, возможно, достигло около 30 самолетов. [4] (Ходили также необоснованные слухи о получении армянскими МиГ-23.)
ВВС Армении участвуют в ОДКБ . ежегодных учениях ПВО [36]
Командиры
[ редактировать ]Оборудование
[ редактировать ]Самолет
[ редактировать ]В феврале 2019 года Армения заключила контракт на закупку четырех истребителей Су-30СМ на сумму 100 миллионов долларов без ракетного пакета. [25] [27] Самолеты построены Иркутским авиационным заводом и поставлены в конце декабря 2019 года. [39] [40] Эти Су-30 остались неиспользованными в Нагорно-Карабахской войне 2020 года в результате закупки самолетов без ракет. [25] [27]


Самолет | Источник | Тип | Версия | В эксплуатации | Примечания | |
---|---|---|---|---|---|---|
Боевой самолет | ||||||
Сухой Су-25 | Россия | атаковать | 16 [41] | один используется для обучения [41] | ||
Сухой Су-30 | Россия | многоцелевой | Су-30СМ | 4 [41] | ||
Транспорт | ||||||
Ильюшин Ил-76 | Россия | стратегический авиалайнер | 2 [41] | |||
Вертолеты | ||||||
Миль Ми-2 | Польша | Вертолет | 12 [41] | |||
Миль Ми-17 | Россия | полезность | Ми-8/17/171 | 16 [41] | ||
Тысяча Ми-24 | Россия | атаковать | Ми-24/35 | 20 [41] | ||
Учебно-тренировочный самолет | ||||||
Чешская Республика | реактивный тренажер | 10 [41] |
ПВО
[ редактировать ]
Имя | Источник | Тип | Примечания [42] | |
---|---|---|---|---|
ОДИН | ||||
2K11 Krug | Советский Союз | мобильный ЗРК | ||
2К12 Золото | Советский Союз | мобильный ЗРК | ||
Деталь 9К33 | Советский Союз | мобильный ЗРК | ||
9k35 Strela-10 [43] | Советский Союз | мобильный ЗРК | ||
9К37 Бук-М2 [44] | Советский Союз | мобильный ЗРК | ||
S-125 Neva | Советский Союз | мобильный ЗРК | ||
С-300ПМ | Советский Союз | мобильный ЗРК | 5 дивизий | |
Артиллерия ПВО | ||||
ЗСУ-23-4 | Советский Союз | мобильная зенитная установка | Зенитная самоходная установка |
Аварии и происшествия
[ редактировать ]- ВВС Армении 4 ноября 2008 г.: ударный вертолет Ми-24 разбился при подготовке к тренировочному полету, в результате чего погиб пилот капитан Аршак Нерсисян. [45]
- 12 ноября 2014 г.: сбит армянский Ми-24 в 2014 г.
- 15 мая 2017 г.: 9К33 «Оса» армянской системы ПВО малой дальности уничтожена ВС Азербайджана на Ходжавенд-Физулинском направлении в Карабахе . [ нужна ссылка ]
- 4 декабря 2018 г.: двухместный учебно-тренировочный самолет Су-25УБК ВВС Армении разбился недалеко от города Маралик в Ширакской области Армении, в результате чего погибли оба пилота, подполковник Армен Бабаян и майор Мовсес Манукян. [46]
- 29 сентября 2020 г.: Во время Второй войны в Нагорном Карабахе армянский Су-25 предположительно был сбит турецким F-16, показаны фотографии места крушения. [47] Правительства Турции и Азербайджана опровергли утверждение Армении, заявив, что два армянских Су-25 разбились по небоевым причинам. [48]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «26 июня – День ВВС Армении» .
- ^ «26 июня – Поздравление с Днем ВВС Армении» . 26 июня 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Купер, Том (29 сентября 2003 г.). «Воздушная война над Нагорным Карабахом, 1988–1994 годы» . Архивировано 5 июня 2008 года в Информационной группе по воздушному бою Wayback Machine (ACIG) . Проверено 15 декабря 2007 г.
- ^ Jump up to: а б с Мартиросян, Самвел; перевод А. Игнаткина (25–31 августа 2004 г.). « Армения наращивает свою военную мощь [ постоянная мертвая ссылка ] ". Военно-Промышленный Курьер . Исходная ссылка не работает, но копию можно найти по адресу http://hyeforum.com/lofiversion/index.php?t9724.html .
- ^ Jump up to: а б с Петросян, Давид (июнь 2002 г.). «Формирование и развитие Вооружённых Сил Армении». Архивировано 5 июля 2015 года в Wayback Machine . Обзор обороны Москвы . Проверено 14 декабря 2007 г.
- ^ Матвеева, Анна и Хискок, Дункан. (2003). Кавказ: вооружен и разделен – Распространение стрелкового оружия и легких вооружений и гуманитарные последствия на Кавказе . Безопасный мир. ISBN 0-948546-91-3 . См. « Глава 2: Азербайджан: Бремя истории – ожидание перемен » Арифа Юнусова. Проверено 21 марта 2012 г.
- ^ Анон. (29 февраля 1992 г.). «Бывшие советские войска покидают анклав» . Нью-Йорк Таймс . Проверено: 19 марта 2012 г.
- ^ "Ереванцы жалуются на шум, создаваемый военными самолетами "Эребуну" . Hetq.am (на армянском языке) . Проверено 13 марта 2021 г.
- ^ Уиллис, Дэвид (Ред.) (1999). Запись «Армения» в Аэрокосмической энциклопедии ВВС мира . Лондон, Великобритания: Aerospace Publishing Ltd., с. 162. ISBN 1-86184-045-4 .
- ^ Джексон, Пол; Мансон, Кеннет; и Пикок, Линдси (ред.) (13 июня 2007 г.). Мировые ВВС Джейн . Колсдон, Суррей, Великобритания: Jane's Information Group Limited. ISBN 0-7106-2684-3 .
- ^ Анон. (30 июня 2004 г.). «Защита». Архивировано 10 июля 2007 г. в записи Wayback Machine в разделе «Корпоративное право и финансы», стр. 3. Словацкое информационное агентство SITA . Проверено 31 декабря 2007 г. SITA далее сообщает, что, по данным Markiza TV, самолеты были проданы Wiper, базирующейся в Братиславе компании, действующей в качестве брокера Министерства обороны Армении. Цена продажи составила 8 миллионов шведских крон, хотя, как сообщается, Армения была готова потратить на самолет до 34 миллионов шведских крон (вероятно, включая затраты на ремонт). В то время SKK стоил 32,844 доллара США, в результате чего окончательная стоимость для правительства Армении составила примерно 1 миллион долларов.
- ^ Jump up to: а б Реестр обычных вооружений Организации Объединенных Наций. Архивировано 14 декабря 2008 года в Wayback Machine , записи за 2004 календарный год. Получено 31 декабря 2007 года.
- ^ Анон. (7 сентября 2004 г.). «Армения закупает у Словакии 10 истребителей Су-25». Информационное агентство "Ноян Тапан" .
- ^ Анон. (9 сентября 2005 г.). «Армения пополнила ВВС 10 российскими истребителями». Агентство Франс-Пресс .
- ^ Jump up to: а б Анон. (3 октября 2005 г.). «Армения покупает у России военные самолеты». Информационное агентство Туран (Азербайджан).
- ↑ Казинян, Арис (21 октября 2005 г.). «Готовы к бою?: Армения и Азербайджан демонстрируют военные мускулы и обещают не быть побежденными» . АрменияСейчас . Проверено 31 декабря 2007 г.
- ^ Анон. (21 мая 2004 г.). «Армения приобрела два российских транспортных самолета Ил-76» . PanARMENIAN.Net . Проверено 14 декабря 2007 г.
- ^ Анон. (4 октября 2005 г.). « Откуда в Армении появились истребители СУ-27? Архивировано 4 марта 2016 года в Wayback Machine ». 525-я газета (через ПРАВО Эйбора). Проверено 5 января 2008 г.
- ^ «Армения может приобрести российские ракеты «Искандер-М» и истребители Су-30» . Рейтер. Архивировано из оригинала 25 июня 2016 года . Проверено 29 марта 2021 г.
- ^ Федюшко, Дмитрий (5 февраля 2019 г.). «Армения приобретет четыре боевых самолета Су-30СМ» . Джейн 360 . Москва. Архивировано из оригинала 6 февраля 2019 года . Проверено 6 февраля 2019 г.
- ^ Djordjevic, Alexandra; Safronov, Ivan (1 February 2019). "Россия продала Армении истребители как себе" . Коммерсантъ . Archived from the original on 1 February 2019 . Retrieved 29 March 2021 .
- ^ "Армения может закупить у России дополнительные истребители Су-30СМ", - заявил министр обороны" . ТАСС . 13 февраля 2019 года. Архивировано из оригинала 25 февраля 2019 года . Проверено 29 марта 2021 г.
- ^ «В Армению прибыла первая партия истребителей Су-30СМ российского производства» . airrecognition.com . 27 декабря 2019 года . Проверено 30 марта 2021 г.
- ^ «Армения ведет переговоры о закупке новой партии истребителей Су-30СМ» . Общественное радио Армении .
- ^ Jump up to: а б с «Премьер-министр Армении отрицает противоречия в комментариях по поводу приобретенных у России истребителей» . Радио Свободная Европа/Радио Свобода . Проверено 29 марта 2021 г.
- ^ "Пашинян признал покупку у России Су-30СМ без ракет" . РБК (in Russian) . Retrieved 21 March 2021 .
- ^ Jump up to: а б с «ОППС! Армения. Российские истребители Су-30 без ракет до войны с Азербайджаном» . Последние новости Азии, Ближнего Востока, Евразии, Индии . 21 марта 2021 г. Проверено 21 марта 2021 г.
- ^ Корнелл, Сванте Э.; Макдермотт, Роджер; О'Мэлли, Уильям; Сокор, Владимир; и Старр; С. Фредерик (2004). «Региональная безопасность на Южном Кавказе: роль НАТО». Архивировано 5 марта 2009 г. в Wayback Machine . Институт Центральной Азии и Кавказа. ISBN 91-85031-00-3 .
- ^ Всемирный справочник ЦРУ 2010, Армения
- ^ «Россия обещает усилить ПВО Армении» . Радиостанция "Свободная Европа/Свобода" .
- ^ «Управление Войск ПВО Республики Армения – Вооружённые Силы» . mil.am (на армянском языке) . Проверено 17 марта 2021 г.
- ^ Вироли, Элио и Баччиокки, Стенио (август 2005 г., выпуск 209). «Открытка из Армении». Ежемесячник ВВС .
- ^ Warfare.ru (без даты). Истребитель противовоздушной обороны МИГ-29/МИГ-35 Fulcrum . Проверено 16 февраля 2008 г.
- ^ Анон. (22 мая 2007 г.). « Российские военные базы. Архивировано 20 февраля 2009 года в Wayback Machine ». Коммерсантъ Власть . Проверено 29 декабря 2007 г.
- ^ Посольство Азербайджанской Республики в Китайской Народной Республике. (Без даты). Хронология армянской агрессии. Архивировано 9 апреля 2008 года в Wayback Machine . Проверено 29 декабря 2007 г.
- ↑ Сокор, Владимир (16 сентября 2005 г.). « Российско-армянские военные учения анахроничны. Архивировано 14 сентября 2007 года в Wayback Machine ». Проверено 6 января 2008 г.
- ^ "МО РА - Степан Галстян" .
- ^ "Начальник Генерального штаба Вооруженных Сил провел консультации с армейским руководством" . news.am.
- ^ "Россия продала Армении истребители как себе" . Коммерсантъ . Retrieved 1 February 2019 .
- ^ «Джейнс | Последние новости обороны и безопасности» .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Хойл, Крейг (2023). «ВВС мира 2024» . Flightglobal Insight . Проверено 21 марта 2024 г.
- ^ Военный баланс 2016, стр. 178.
- ^ « В Арцахе представлен зенитно-ракетный комплекс «Стрела-10» . mediamax.am . Проверено 7 октября 2016 г.
- ^ «Система «Бук» замечена во время репетиции парада ко Дню независимости Армении» . PanARMENIAN.Net . Проверено 7 октября 2016 г.
- ^ «АВАРИЯ ВОЕННОГО ВЕРТОЛЕТА» . ru.a1plus.am . Проверено 23 декабря 2018 г.
- ^ «В результате крушения истребителя Су-25 в Армении погибли два пилота» . Пост обороны . 4 декабря 2018 года . Проверено 23 декабря 2018 г.
- ^ «Армения опубликовала фотографии обломков Су-25. Продолжает утверждать, что он был сбит турецким F-16» . 30 сентября 2020 г.
- ^ «Азербайджан заявляет, что два армянских военных самолета разбились, и отвергает обвинения в их сбитии» . 30 сентября 2020 г. – через www.reuters.com.