Yakovlev Yak-18
Yak-18 | |
---|---|
A Polish Yakovlev Yak-18 in flight | |
Роль | Учебный самолет |
Производитель | Yakovlev |
Первый полет | 1946 |
Введение | 1946 |
Статус | в ограниченном обслуживании |
Основные пользователи | Советские ВВС ДОСААФ ВВС Народно-освободительной армии Польские ВВС |
Яковлев Як-18 ( русский : Яковлев Як-18 ; обозначение НАТО «Макс» ) — тандемный двухместный военный учебно- тренировочный самолет, производимый в Советском Союзе . Первоначально оснащенный одним Швецова М-11 ФР-1 мощностью радиально-поршневым двигателем 119 кВт (160 л.с.) , он поступил на вооружение в 1946 году . Он также производился в Китае как Nanchang CJ-5 .
Проектирование и разработка
[ редактировать ], представитель второго поколения российских авиаконструкторов и наиболее известный в области разработки истребителей, Александр Сергеевич Яковлев всегда сохранял за собой секцию проектирования легких самолетов. В мае 1945 года Яковлев приступил к проектированию двухместного учебно-тренировочного самолета Як-18. Он разработал его для замены более ранних Яковлева УТ-2 и Яковлева Як-5, стоявших на вооружении советских ВВС и ДОСААФ (Добровольное общество сотрудничества с армией, авиацией и флотом, спонсировавшее аэроклубы по всему СССР). В 1944 году была построена усовершенствованная версия УТ-2, обладающая многими характеристиками нового Як-18. Год спустя новый самолет поднялся в воздух, оснащенный Швецов М-11 мощностью пятицилиндровым звездообразным двигателем 119 кВт (160 л.с.), оснащенным убирающимся основным шасси с пневматическим приводом и фиксированным хвостовым колесом. Позже в том же году он поступил на вооружение в качестве учебно-тренировочного самолета и строился Яковлевым до 1956 года. Начиная с 1950 года экземпляры экспортировались в Китай в виде комплектов. В 1954 году китайцы начали производить лицензионные экземпляры с обозначением СиДжей-5 .
Самой большой известностью Як-18 является его использование в качестве ночного бомбардировщика ВВС Северной Кореи во время Корейской войны . Самолет был модифицирован бомбодержателями в центроплане крыла и ночью пролетал над расположением войск ООН, сбрасывая бомбы и беспокоя силы ООН. Единственной наиболее успешной атакой северокорейской авиации во время войны было разрушение склада топлива с почти 5,5 миллионами галлонов США (21 миллион л; 4,6 миллиона имп галлонов) топлива в районе Инчхона в июне 1953 года четырьмя или пятью Яками. -18с. [ 1 ] Пятицилиндровый двигатель напомнил многим солдатам США звук первых стиральных машин с бензиновым двигателем, за что они получили название «Стиральная машина Чарли». « Постельный Этих ночных злоумышленников также называли Чарли». Як-18 вместе с По-2 Поликарпова доставляли немало хлопот, пока их не начали сбивать ночные истребители США. Один ночной истребитель разбился, сбив Bed Check Charlie, а другой протаранил цель.
Другими претензиями на известность Як-18 являются международный рекорд скорости для своего класса в 1951 году, а также то, что он использовался для первоначальной летной подготовки Юрием Гагариным (первым человеком в космосе) и Кеном Роу ( Но Кум-Сок , который дезертировал ). из Северной Кореи на реактивном истребителе Микояна-Гуревича МиГ-15 во время Корейской войны). Позже, когда потребность в обычных тренажерах шасси отпала, Яковлев переконструировал Як-18 с убирающимся трехопорным шасси и звездообразным двигателем Ивченко АИ-14РФ мощностью 224 кВт (300 л.с.); он получил обозначение Як-18А. Конструкция оказалась исключительно простой в сборке и обслуживании.
По оценкам, в мире существует около 40 оригинальных Як-18. Пять из них в настоящее время могут летать в США, три — в Европе, а у ВВС Китая есть один летный вариант, а еще несколько планеров находятся на хранении. Еще около четырех самолетов по всему миру в настоящее время находятся в эксплуатации. [ дата отсутствует ] восстанавливается к полету. Многие из них находятся в крупнейших авиационных музеях мира, включая Национальный музей авиации и космонавтики в США. Nanchang CJ-6 , производимый в Китае, иногда упоминается как вариант, но это совершенно другой самолет, разработанный в Китае компанией Bushi Cheng и построенный компанией Nanchang Aircraft Company.
Операционная история
[ редактировать ]Як-18 стал штатным учебно-тренировочным самолетом для авиашкол ВВС и ДОСААФ, получил широкое распространение. [ нужна ссылка ] в Китае и во многих других странах.
Фотографии, на которых Ким Чен Ын посещает базу ВВС Северной Кореи в марте 2014 года, позволяют предположить, что северокорейцы, возможно, все еще используют оригинальные Як-18 или CJ-5 в качестве бомбардировщиков. [ 2 ]
Варианты
[ редактировать ]- Yak-18
- Оригинальная производственная версия. Убирающаяся основная ходовая часть, фиксированное хвостовое колесо.
- Yak-18U
- Эта версия была построена в небольшом количестве. Он имел убирающееся трехопорное шасси.
- Yak-18A
- Доработанный вариант Як-18У с двигателем Ивченко АИ-14 ФР мощностью 194 кВт (260 л.с.). Строится в большом количестве.
- Як-18П (по классификации НАТО название Mouse)
- Одноместный пилотажный самолет для использования аэроклубами. Адаптация двухместного учебно-тренировочного самолета Як-18.
- Yak-18PM
- Одноместный пилотажный самолет с убирающимся трехопорным шасси.
- Yak-18PS
- Пилотажный самолет с убирающимся основным шасси.
- Хунчжуань-501 (Красный мастер)
- Вероятное первоначальное обозначение раннего серийного самолета CJ-5.
- Наньчан CJ-5
- Як-18 был построен по лицензии в Китае как CJ-5 для использования ВВС НОАК, ПЛАНАФ и гражданскими аэроклубами; К моменту окончания производства в 1958 году было построено 379 CJ-5.
Аналогичное обозначение модели
[ редактировать ]Як -18Т разрабатывался как учебно-тренировочный самолет Аэрофлота , а также как легкий пассажирский транспортный самолет с кабиной для одного пилота и трех пассажиров. Это не вариант Як-18, поскольку он имеет очень мало общего и был спроектирован с нуля 20 лет спустя.
Операторы
[ редактировать ]Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( сентябрь 2023 г. ) |
- Афганистан
- ВВС Афганистана — поставлены Советским Союзом в 1957 году, в отставке. [ 3 ]
- Албания
- ВВС Албании (включая китайские варианты CJ-6).
- Алжир
- Армения
- Австрия
- Австрийские ВВС — подарены Советским Союзом в 1955 году. [ 4 ] ушедший на пенсию
- Болгария
- Болгарские ВВС — в отставке [ 5 ]
- Камбоджа
- Китай
- ВВС Народно-освободительной армии — в отставке, [ 6 ] производится в Китае под обозначением CJ-5.
- Чехословакия
- Чехословацкие ВВС
- Чехословацкая гвардия национальной безопасности
- Восточная Германия
- Военно-воздушные силы Национальной народной армии — выведены в отставку вскоре после воссоединения Германии. [ 7 ]
- Египет
- ВВС Египта — в отставке [ 8 ]
- Гвинея
- Венгрия
- Ирак
- Иракские ВВС — в отставке [ 9 ]
- Казахстан
- Войска ПВО Казахстана - в 2011 г. эксплуатировали 4 Як-18, [ 10 ] ушедший на пенсию
- Лаос
- У них было
- Монголия
- Монгольские народные ВВС — в отставке [ 12 ]
- Северная Корея
- ВВС Северной Кореи — десять CJ-5, поставленные Советским Союзом в период с 1948 по 1950 год, находились в эксплуатации в 2011 году. [ 13 ]
- Польша
- Польские ВВС — в отставке [ 14 ]
- Румыния
- Румынские ВВС — в отставке [ 15 ]
- Сомали
- Советский Союз
- Сирия
- Сирийские ВВС — в отставке [ 16 ]
- Приднестровье
- Туркменистан
- Вьетнам
- Йемен
- Замбия
Технические характеристики (Як-18А)
[ редактировать ]Данные из [ нужна ссылка ]
Общие характеристики
- Экипаж: 2
- Длина: 8,35 м (27 футов 5 дюймов)
- Размах крыльев: 10,6 м (34 фута 9 дюймов)
- Высота: 3,35 м (11 футов 0 дюймов)
- Площадь крыла: 17,8 м 2 (192 кв. фута)
- Профиль : корень: Clark YH (14,5%); совет: Кларк Ю.Х. (9,3%) [ 18 ]
- Вес пустого: 1025 кг (2260 фунтов)
- Максимальный взлетный вес: 1320 кг (2910 фунтов)
- Силовая установка: 1 × Ивченко АИ-14РФ 9-цилиндровый радиально-поршневой двигатель воздушного охлаждения мощностью 224 кВт (300 л.с.)
- Гребные винты: 2-лопастной гребной винт изменяемого шага.
Производительность
- Максимальная скорость: 300 км/ч (190 миль в час, 160 узлов)
- Дальность: 700 км (430 миль, 380 миль)
- Практический потолок: 5060 м (16600 футов)
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Ричард П. Халлион (1986), Военно-морская воздушная война в Корее , ISBN 0-933852-47-9 , стр.186.
- ^ http://spioenkop.blogspot.it/2014/03/north-korea-forgotten-aircraft-yak-18cj.html [ самостоятельный источник ]
- ^ Рэгг 2011 , стр. 49–50.
- ^ Рэгг 2011 , стр. 62–63.
- ^ Рэгг 2011 , стр. 77–78.
- ^ Рэгг 2011 , стр. 92–93.
- ^ Рэгг 2011 , стр. 133–134.
- ^ Рэгг 2011 , стр. 111–113.
- ^ Рэгг 2011 , стр. 158–159.
- ^ Рэгг 2011 , с. 174.
- ^ Рэгг 2011 , стр. 190–191.
- ^ Рэгг 2011 , стр. 195–196.
- ^ Рэгг 2011 , стр. 176–177.
- ^ Рэгг 2011 , стр. 229–230.
- ^ Рэгг 2011 , стр. 235–236.
- ^ Рэгг 2011 , стр. 273–274.
- ^ Приднестровская военная авиация OrBat
- ^ Леднисер, Дэвид. «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . m-selig.ae.illinois.edu . Проверено 16 апреля 2019 г.
Библиография
[ редактировать ]- Рэгг, Дэвид (23 февраля 2011 г.). Руководство по мировой авиации . Издательство «Каземат». ISBN 978-1-84468-784-8 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]Первоначальная версия этой статьи была основана на материале сайта Aviation.ru . Он был выпущен на условиях GFDL . правообладателем