де Хэвилленд Канада DHC-1 Бурундук
DHC-1 Бурундук | |
---|---|
![]() | |
Бурундук, участвовавший в Королевского флота историческом полете | |
Роль | Тренер |
Производитель | де Хэвилленд Канада |
Первый полет | 22 мая 1946 г. |
Введение | 1946 |
Ушедший на пенсию | 1955 (Бельгия) 1972 (Канада) 1996 (Великобритания) |
Статус | В эксплуатации |
Основные пользователи | Королевские ВВС (исторический) Королевские ВВС Канады (исторический) Португальские ВВС |
Произведено | 1947–1956 |
Количество построенных | 1284 (включая производство Канады, Великобритании и Португалии) [ 1 ] |

De Havilland Canada DHC-1 Chipmunk — тандемный двухместный одномоторный учебно -тренировочный самолет , спроектированный и разработанный канадской авиастроительной компанией de Havilland Canada . Он был разработан вскоре после Второй мировой войны и продавался в больших количествах в первые послевоенные годы, обычно использовавшись в качестве замены de Havilland Tiger Moth биплана .
«Бурундук» был первым послевоенным авиационным проектом, реализованным компанией de Havilland Canada. Свой первый полет он совершил 22 мая 1946 года и в том же году был принят на вооружение. В конце 1940-х и 1950-х годах «Бурундук» в больших количествах закупался военными авиационными службами, такими как Королевские ВВС Канады (RCAF), Королевские ВВС (RAF) и ВВС ряда других стран, где он часто использовался в качестве их стандартный учебно-тренировочный самолет. Этот тип производился по лицензии компанией de Havilland в Соединенном Королевстве , которая производила подавляющее большинство «Бурундуков», а также компанией OGMA ( Oficinas Gerais de Material Aeronáutico ) в Португалии .

Этот тип постепенно выводился из эксплуатации, начиная с конца 1950-х годов, хотя в качестве элементарного обучения в Королевских ВВС этого не происходило до 1996 года, когда его заменил шотландский авиационный бульдог .
Многие бурундуки, которые использовались в военных целях, были проданы гражданским лицам, либо частным владельцам, либо компаниям, где они обычно использовались для различных целей, часто с учетом превосходных летных характеристик этого типа и его способности выполнять фигуры высшего пилотажа . Спустя более чем 70 лет после того, как этот тип впервые был принят на вооружение, сотни «Бурундуков» остаются годными к полетам и находятся в эксплуатации по всему миру. [ 1 ] По состоянию на 2018 год в ВВС Португалии по-прежнему имеется шесть бурундуков, которые служат в составе Esquadra 802. [ 2 ]
Самолет назван в честь бурундука , небольшого грызуна .
Разработка
[ редактировать ]Происхождение
[ редактировать ]Сразу после окончания Второй мировой войны в канадских авиационных кругах возникло желание воспользоваться преимуществами в мирные годы недавно расширившейся авиастроительной промышленности, которая быстро создавалась в Канаде. Исходя из этого желания, было решено приступить к разработке самолетов, которые заменят конструкции, устаревшие в результате быстрого прогресса, достигнутого во время войны в области авиации. Одна из таких компаний, de Havilland Aircraft of Canada Ltd , была заинтересована в разработке собственных конструкций самолетов и решила сосредоточиться на производстве современного самолета для обучения пилотов, специально намереваясь, чтобы предполагаемый тип стал преемником de Havilland Tiger Moth. учебно-тренировочный биплан , который тысячами производился до и во время Второй мировой войны и прошел военную службу в ряде стран, участвовавших в этом конфликте. [ 1 ] [ 3 ]
Всеволод Якимиюк , польский довоенный инженер, был главным конструктором и руководил группой конструкторов при разработке нового самолета, который стал известен как « Бурундук» . Он разработал свободнонесущий моноплан , в котором были реализованы многочисленные усовершенствования по сравнению с обычными учебно-тренировочными самолетами, которые тогда широко использовались. [ 3 ] Они включали закрытую кабину с задним сдвижным фонарем и различные аэродинамические функции для управления летными характеристиками самолета. стрейки Для предотвращения вращения были установлены , а полосы прерывателя сваливания вдоль внутренних передних кромок крыла гарантировали, что сваливание возникнет в этом положении, а не во внешней секции. [ 3 ] «Бурундук» станет первым самолетом местной конструкции, произведенным компанией de Havilland Canada. [ 1 ]


Прототип «Бурундука», CF-DIO-X , совершил первый полет 22 мая 1946 года в Даунсвью, Торонто . [ 1 ] пилотировался Пэтом Филлингемом , летчиком-испытателем , прикомандированным из материнской компании de Havilland . [ 4 ] Прототип был оснащен инвертированным двигателем de Havilland Gipsy Major IC с воздушным охлаждением мощностью 145 л.с. (108 кВт), который был заменен на серийной версии Chipmunk двигателем de Havilland Gipsy Major 8 мощностью 145 л.с. (108 кВт).
Производство
[ редактировать ]Компания de Havilland Canada построила этот тип на своем заводе в Даунсвью, Торонто , Онтарио , где в 1940-х и 1950-х годах было произведено 217 бурундуков, последний экземпляр которых был построен в 1956 году. [ 5 ] Кроме того, 1000 бурундуков были произведены по лицензии в Соединенном Королевстве компанией de Havilland; производство первоначально осуществлялось на предприятии компании на аэродроме Хэтфилд , Хартфордшир ; Позже производство было переведено на их завод на аэродроме Хаварден , Бротон, недалеко от Честера . [ 6 ] Еще 66 бурундуков были произведены по лицензии в Португалии компанией OGMA ( Oficinas Gerais de Material Aeronáutico ) в Альверке с 1955 по 1961 год для ВВС Португалии . [ 7 ]
Бурундуки как британского, так и раннего канадского производства заметно отличаются от более поздних версий RCAF / ливанского производства, построенных в Канаде. Более поздние самолеты канадской постройки были оснащены куполообразным фонарем , который заменил многопанельный раздвижной фонарь, который использовался на первых бурундуках канадского производства, а также на всех самолетах португальской и британской постройки. [ 1 ] На куполе ранней постройки самые задние панели намеренно были выпуклыми, чтобы обеспечить место инструктора превосходным обзором. [ 8 ] «Бурундуки» британской постройки также отличались рядом изменений, соответствующих предпочтениям Королевских ВВС. Они включали изменение положения стоек шасси , противоштопорные стойки , посадочные фары и всестороннюю нагрузку на планер. [ 8 ]
В какой-то момент велись работы над модификацией «Бурундука», которая включала обширную модификацию кабины для размещения сидений рядом; самолет, получивший обозначение DHC-2 , в конечном итоге так и остался не построенным. [ 9 ] Обозначение DHC-2 впоследствии было перенесено на следующий продукт компании — DHC-2 Beaver . [ 1 ]
Дизайн
[ редактировать ]De Havilland Canada DHC-1 Chipmunk — двухместный одномоторный самолет, который широко использовался в качестве основного учебно-тренировочного самолета. [ 1 ] [ 3 ] Базовая компоновка самолета включала низкорасположенное крыло и двухместную тандемную кабину, оснащенную прозрачным из плексигласа фонарем , закрывающим места пилота -ученика (спереди) и инструктора-пассажира (сзади) и обеспечивающим круговой обзор. . [ 1 ] В «Бурундуке» используется обычное шасси с хвостовым колесом и тканью , обтянутые поверхности управления полетом ; Крыло также покрыто тканью в кормовой части лонжерона . [ 8 ] [ 1 ] Что касается управляемости, бурундук демонстрировал мягкий и отзывчивый полет. Самолеты ранних серий были лишь полупилотажными , тогда как более поздние модели почти все были полностью пилотажными. [ 1 ] [ 8 ]
В конструкции «Бурундука» активно используется металл, большая часть планера состоит из сплава с напряженной обшивкой ; это позволило использовать более тонкие крылья и, следовательно, обеспечить повышение производительности, а также большую степень долговечности. [ 3 ] Чтобы этот тип мог лучше работать в качестве учебно-тренировочного самолета, были включены многочисленные функции, в том числе однощелевые закрылки с ручным управлением , противобуксовочные тормоза, дисковые тормоза на колесной ходовой части, тонкий гребной винт из прочного легкого сплава, применение с приводом от двигателя вакуумный насос вместо внешних трубок Вентури для питания приборов кабины, электрические стартеры двигателей и стартеры с картриджами Коффмана в качестве альтернативных вариантов, освещение кабины, бортовая радиосистема и внешний опознавательный фонарь под правым крылом. [ 3 ]
На гражданской службе отдельные самолеты часто модифицировались. Примеры этих адаптаций включают обширные модификации, которые позволили ему выполнять соревновательный пилотаж, для чего самолеты часто модернизируются и оснащаются винтами с постоянной скоростью и перевернутыми топливными системами; большему количеству бурундуков было поручено буксировать планеры. Модернизация двигателя «Бурундуков» стала обычным явлением, обычно с использованием Lycoming O-360 мощностью 180 л.с. (130 кВт) . [ 1 ]
Операционная история
[ редактировать ]Великобритания
[ редактировать ]Королевские ВВС (RAF) были одним из операторов, которые быстро обратили внимание на новый канадский учебно-тренировочный самолет и поощряли его официальную оценку с целью его закупки. Соответственно, в общей сложности три самолета «Бурундук» были перевезены в Соединенное Королевство, где они прошли оценку Экспериментального учреждения по самолетам и вооружению (A&AEE) в Королевских ВВС Боскомб-Даун , Уилтшир . [ 1 ] На основании этой положительной оценки Министерство авиации Великобритании приступило к разработке и выпуску спецификации Министерства авиации T.8/48 для этого типа в качестве замены de Havilland Tiger Moth использовавшегося тогда биплана . Эта спецификация также оспаривалась конкурентом Fairey Primer , который проиграл «Бурундуку» и в конечном итоге не пошел в производство. [ 1 ]
Полностью пилотажному бурундуку было приказано служить в качестве инструктора для начинающих пилотов. [ нужна ссылка ] ВВС Великобритании получили 735 самолетов «Бурундуки», которые получили обозначение на британской службе de Havilland Chipmunk T.10 ; Эти самолеты были произведены в Соединенном Королевстве компанией de Havilland , материнской компанией de Havilland Canada .
Первоначально Chipmunk T.10 служил в составе резервных летных эскадрилий (RFS) Добровольческого резерва (VR) Королевских ВВС, а также университетских авиационных эскадрилий . В 1958 году несколько бурундуков были задействованы на Кипре для выполнения полетов внутренней безопасности в разгар гражданских беспорядков во время кипрского спора . [ 8 ] Восемь разобранных самолетов были вывезены в трюмах транспортных средств «Блэкберн Беверли» ; После повторной сборки эти «Бурундуки», находившиеся на вооружении 114-й эскадрильи , эксплуатировались в течение нескольких месяцев до 1959 года. [ 10 ]
С 1956 по 1990 год «Бурундуки» с авиабазы Королевских ВВС Гатов использовались для проведения тайных разведывательных миссий BRIXMIS над районом Берлина . [ 11 ] Несколько самолетов Chipmunk T.10 также использовались армейской авиацией и авиацией флота для проведения начальной подготовки. Примечательно, что принц Филипп получил свой первый урок полета на бурундуке в 1952 году; он объявил этот тип своим любимым самолетом. [ 1 ]
До 1996 года «Бурундуки» оставались на вооружении Корпуса воздушной подготовки (УВД) и отделений Королевских ВВС Объединенного кадетского корпуса (CCF) для испытательных полетов (AEF); Последним из этих полетов AEF с использованием «Бурундука» стал рейс № 10 Air Experience Flight RAF Woodvale , когда их заменили Scottish Aviation Bulldog . Последние бурундуки на военной службе до сих пор эксплуатируются историческими британскими рейсами – Мемориальным рейсом Королевских ВВС Битвы за Британию (включая один из самолетов Gatow), историческими рейсами Королевского флота и армии, чтобы их пилоты были в курсе событий на самолетах с хвостовым колесом. Кроме того, секции кабины некоторых бывших бурундуков британских ВВС использовались в качестве средств наземного обучения; в просторечии они известны как кроссовки «Чиппакс». [ 12 ] [ № 1 ]
В 1995 и 1996 годах ВВС Великобритании планировали, что пара бурундуков облетит северное полушарие, чтобы проложить маршрут для легких самолетов из Европы в Северную Америку через Россию . ВВС Великобритании выбрали «Бурундук» из-за его надежности и способности действовать при минимальной наземной поддержке. Перед путешествием были внесены модификации, включая увеличение запаса топлива и обновление навигационного оборудования. В пути бурундуков сопровождал самолет поддержки. В 1996 году ВВС Великобритании отправились в путешествие, но были вынуждены остановиться в Москве из-за лесных пожаров в Центральной Сибири . ВВС Великобритании успешно завершили это путешествие в 1997 году, пролетев 16 259 миль за 64 дня, посетив по пути 62 аэродрома. Один из двух бурундуков был добавлен в коллекцию музея Королевских ВВС . [ 13 ] Другой принадлежит частному владельцу, который во время кругосветного перелета приводил «Бурундука» в состояние и возил его на авиационные мероприятия. [ 14 ]
Канада
[ редактировать ]В 1948 году RCAF приняла свои первые тренажеры DHC-1 Chipmunk, получив первую партию из 217 машин Chipmunk, которые будут производиться в Канаде. [ 15 ] «Бурундук» был первым самолетом канадской разработки, который производился за границей по лицензии, и поэтому большая часть отечественной продукции предназначалась для RCAF. Однако построенные в Канаде «Бурундуки» также поставлялись некоторым зарубежным заказчикам, включая Египет , Ливан и Таиланд . [ 15 ]



Из 113 бурундуков, поступивших на службу в RCAF, 79 были назначены в качестве инструкторов по началу , а 34 были направлены в аэроклубы для прохождения переподготовки пилотов резерва RCAF. [ 16 ] Этот тип использовался в качестве учебно-тренировочного до начала 1970-х годов, последний экземпляр был снят с вооружения Вооруженных сил Канады в 1972 году, через три года после объединения Вооруженных сил Канады . [ 15 ] Длительная служба «Бурундука» отчасти объяснялась его полностью пилотажными способностями и превосходными летными характеристиками, которые способствовали тому, что пилоты часто называли его «удовольствием от полета». [ Н 2 ]
2 июня 2015 года, приземлившись на своем бурундуке в международном аэропорту Пирсон в Торонто , Онтарио , Канада, отставной летчик-испытатель de Havilland Canada Джордж Нил установил новый мировой рекорд для самого старого действующего лицензированного пилота в возрасте 96 лет 194 дня. [ 19 ] [ 20 ]
Португалия
[ редактировать ]Португальские ВВС (FAP) получили свой первый DHC-1 Chipmunk Mk. 20 в 1951 году доставлен в Военную авиационную школу в Синтре . Это был первый из 76 самолетов, которые должны были быть поставлены, заменив почти двадцатилетнюю модель de Havilland Tiger Moths. Первые 10 самолетов были построены в Великобритании, а следующие 66 были построены по лицензии OGMA в Португалии. Бурундуки будут летать в составе начальной летной учебной эскадрильи (Esquadra de Instrução Elementar de Pilotagem). [ 2 ]
К 1986 году на вооружении оставалось всего 36 «Бурундуков», летавших в составе Esquadra de Instrução 101 . Поскольку «Бурундуки» были разработкой 40-летней давности, а ежегодная норма истощения парка составляла два самолета, в октябре 1987 года ФАП приняло решение заменить «Бурундуки» 18 самолетами Aérospatiale TB 30 Epsilon . Поставки «Эпсилона» осуществлялись в течение 1989 года, при этом все оставшиеся «Бурундуки» были выведены из эксплуатации к моменту поставки последнего «Эпсилона». Вскоре после этого 7 «Бурундуков» были переданы Военно-воздушной академии (AFA) для буксировки планеров. [ 2 ]
В 1997 году в программу обучения ФАП была проведена серьезная реформа, которая привела к необходимости экономии средств. В результате 7 бурундуков AFA были использованы FAP для первоначальной программы проверки потенциальных пилотов - Estágio de Seleção de Voo (ESV). Перед принятием на вооружение 7 «Бурундуков» (серийные – 1306, 1312, 1315, 1316, 1319, 1335, 1339) были сначала модернизированы. Эти модернизации заключались в замене двигателей Gipsy Major на более мощные Lycoming O-360 , добавлении металлического винта, новой радиостанции и транспондера IFF . Пять из этих самолетов были модернизированы OGMA в Алверка-ду-Рибатежу , а два других были переоборудованы Indústrias Aeronáuticas de Coimbra (IAC). Первые два модернизированных бурундука были доставлены на Esquadra 802 в июле 1997 года, а их программа проверки началась в следующем месяце, 18 августа. 17 марта 1998 года модернизированный «Бурундук» (серийный номер – 1312) разбился при взлете в Синтре, в результате чего его пришлось списать, ни один из пассажиров – ангольский студент и португальский инструктор – не пострадал. [ 2 ] [ 21 ] По состоянию на 2018 год Esquadra 802 все еще управляет оставшимися шестью бурундуками. [ 2 ]
Другие
[ редактировать ]С 1950-х годов «Бурундук» также стал популярным гражданским самолетом, который использовался для различных целей, таких как обучение пилотов, пилотаж и опрыскивание посевов . Большинство гражданских самолетов — бывшие военные, которые перепродавались и часто модернизировались. Это также механически исправный самолет, и, следовательно, многие бывшие бурундуки RCAF с тех пор десятилетиями оставались в эксплуатации у частных владельцев и операторов по всему миру. [ 17 ] Сообщается, что к 2001 году несколько сотен бурундуков находились на частной службе. [ 8 ]
Варианты
[ редактировать ]построенный в Канаде
[ редактировать ]- DHC-1A-1 (Бурундук Т.1)
- Оснащен двигателем de Havilland Gipsy Major 1C, имеет лишь частичный пилотаж. [ 1 ]
- ДХК-1А-2
- Оснащен двигателем de Havilland Gipsy Major 10, имеет лишь частичный пилотаж. [ 1 ]
- ДХК-1Б-1
- Оснащен двигателем de Havilland Gipsy Major 1C, полностью пилотажный. [ 1 ]
- ДХК-1Б-2
- Оснащен двигателем de Havilland Gipsy Major 10, полностью пилотажный. [ 1 ]
- ДХК-1Б-2-С1
- Создан на базе de Havilland Gipsy Major 10 для Королевских ВВС Египта. [ 1 ]
- ДХК-1Б-2-С2
- Создан на базе de Havilland Gipsy Major 10 для Королевских ВВС Таиланда. [ 1 ]
- DHC-1B-2-S3 (Бурундук Т.2)
- На базе de Havilland Gipsy Major 10 для повышения квалификации RCAF, проводимого Королевскими канадскими летными клубами. [ 1 ]
- ДХК-1Б-2-С4
- Версия для Чили. [ 1 ]
- DHC-1B-2-S5 (Бурундук Т.2)
- Дополнительные единицы, построенные для Королевских ВВС Канады. [ 1 ]
построенный в Великобритании
[ редактировать ]
- Бурундук Т.10 (Мк 10)
- Версия с двигателем de Havilland Gipsy Major 8 для Королевских ВВС , построено 735 экземпляров. [ 1 ]
- Бурундук Мк 20
- Военная экспортная версия T.10 с двигателем de Havilland Gipsy Major 10 Series 2, построено 217 экземпляров. [ 1 ]
- Бурундук Мк 21
- Гражданская версия Mk 20, но приспособленная к гражданским стандартам, построено 28 штук. [ 1 ]
- Бурундук Мк 22
- Т.10 переоборудован для гражданского использования. [ 1 ] Конверсия также включает в себя замену Gipsy Major 8 (военного) на модель 10-2 (гражданскую). [ нужна ссылка ]
- Бурундук Мк 22А
- Mk 22 с топливным баком увеличенным до 12 британских галлонов на борт. [ 1 ]
- Бурундук Мк 23
- Пять переоборудованных T.10 с двигателем de Havilland Gipsy Major 10 Series 2 и сельскохозяйственным опрыскивателем. [ 6 ]
построенный в Португалии
[ редактировать ]- Бурундук Мк 20
- Военная версия оснащена двигателем de Havilland Gipsy Major 10 Series 2 (145 л.с.), 10 из них построены в Великобритании, а затем 66 построены OGMA. [ 7 ] [ 1 ] Начиная с 1989 года, семь самолетов были обновлены и модифицированы в OGMA (5) и Indústrias Aeronáuticas de Coimbra (2), которые будут использоваться 802-й эскадрильей. « Агиас » (Орлы) - эскадрилья Академии ВВС . Основной модификацией стала установка более мощного Lycoming O-360 двигателя мощностью 180 л.с. Их основные задачи связаны с обеспечением воздушной деятельности курсантов ВВС, в основном с проверкой первоначальной годности, буксировкой планеров и первоначальным летным мастерством.
Гражданские преобразования
[ редактировать ]- Вариант Мейсфилда
Модификации или преобразования компании Bristol Aircraft Ltd в туристический самолет по проекту Питера Мейсфилда . Модификации могли быть произведены на самолетах Chipmunk Mk 20, Mk 21, Mk 22 и 22А. «Бурундуки» могли быть оснащены багажными отделениями в крыльях, дутым фонарем, обтекателями шасси и увеличенными топливными баками. [ 22 ]

- Супер Бурундук
- Одноместный пилотажный самолет с поршневым двигателем Avco Lycoming GO-435 мощностью 194 кВт (260 л.с.) , оснащенный измененными летающими поверхностями и убирающимся шасси; четыре преобразования. [ 23 ]
- Турбо Бурундук
В 1967–1968 годах Chipmunk Mk 22A был переоборудован, испытан и эксплуатировался компанией Hants and Sussex Aviation . «Бурундук» был оснащен турбовинтовым двигателем Rover 90 мощностью 86,42 кВт (116 л.с.). [ 24 ] и дополнительный запас топлива.
- Аэроструктуры Сандаунер
- Один австралийский бурундук был оснащен четырехцилиндровым плоскопоршневым двигателем Lycoming O-360 мощностью 180 л.с. (134 кВт), законцовками баков, фонарем с хорошим обзором и металлической обшивкой крыла, как туристический самолет Sundowner. [ 25 ]
- Сасин Спреймастер
- Три австралийских бурундука были переоборудованы в одноместные сельскохозяйственные самолеты-опрыскиватели. [ 25 ]

- Мы супер
- Прототип буксира-планера, спроектированный и произведенный представителями Британской ассоциации планеристов (BGA) под руководством главного технического директора Р.Б. «Дика» Стрэттона (ранее инженера по летным испытаниям компании Saunders-Roe Aircraft ltd.). Прототип самолета Supermunk (G-BBNA) был переоборудован из Chipmunk путем установки двигателей Avco Lycoming O-360-A4A мощностью 180 л.с. (134 кВт) для использования в качестве буксиров-планеров. Еще четыре бурундука были переоборудованы и эксплуатируются Ассоциацией планерного и парящего спорта Королевских ВВС (RAFGSA), пять суперманков все еще находятся в эксплуатации (март 2020 г.) и используются для открытия клубов, курсов приключенческой подготовки и крупных соревнований по планерному спорту в Соединенном Королевстве. и Европа. [ 26 ] Аналогичная модификация была произведена на семи самолетах «Бурундуки», которые использовались Академией ВВС Португалии в качестве самолетов базовой подготовки и буксиров-планеров . [ 27 ] [ нужны разъяснения ]


- Шолль Супер Бурундук

- Некоторые бурундуки были модифицированы в Соединенных Штатах как пилотажные самолеты как «Супер бурундук». Наряду с модернизированным двигателем, самолет претерпел обширную модернизацию, включая обрезку крыльев, добавление убирающегося шасси, преобразование в одноместную компоновку, добавление автопилота и оснащение красно-бело-синей законцовкой крыла и хвостовой дымовой системой. Рычаг управления был удлинен на три дюйма (76 мм) для лучшего управления при выполнении экстремальных фигур высшего пилотажа. Более 25 лет супербурундук в характерной яркой цветовой гамме с голубыми звездами и эффектом солнечных лучей демонстрировал пилот-пилот Арт Шолль . Шолла Были модифицированы четыре модификации Super Chipmunk: N13A и N13Y Гарольда Криера , N6311V Скипа Волка и N1114V . Другой, более поздний «Супер Бурундук» был переоборудован участником авиашоу Джимом «Фанг» Марони, который аналогичным образом модифицировал образец бывшего RCAF, укрепив планер, заменив оригинальный двигатель мощностью 145 л.с. (108 кВт) на двигатель мощностью 260 л.с. (190 кВт). версия, включающая перевернутую топливно-масляную систему, отсекающую три фута от крыльев и добавляющую на 30% больше руля направления и на 10% больше руля высоты. А Заплеванное шасси сохранилось. Другой аналогично модифицированный «Супер Бурундук», N1804Q , принадлежит и управляется пилотом авиашоу Грегом Олдриджем. N13Y сейчас выставлен в Национальном музее авиации и космонавтики, Смитсоновском институте, Центре Удвар-Хейзи в международном аэропорту Вашингтон-Даллес. [ 23 ] а N1114V хранится в музее EAA AirVenture в Ошкоше, штат Висконсин , США. [ 28 ]
Операторы
[ редактировать ]Гражданские операторы
[ редактировать ]Сегодня «Бурундук» остается популярным среди специализированных аэроклубов, а также эксплуатируется частными лицами во многих странах мира.
Военные операторы
[ редактировать ]- ВВС Бельгии В 1948 году ВВС Бельгии приобрели два самолета DHC-1 для оценки в качестве возможной замены своих учебных самолетов de Havilland Tiger Moth. В конце концов, вместо этого они выбрали Stampe-Vertongen SV.4 , и два бурундука были проданы на гражданский рынок в 1955 году. [ 29 ] [ 30 ] (ушедший на пенсию)
- ВВС Бирмы (в отставке)
- Королевские ВВС Канады (в отставке)
- Королевские ВВС Цейлона (в отставке)
- Королевские ВВС Дании (в отставке)
- Египетские ВВС (в отставке)
- ВВС Ганы (в отставке)
- Ирландский авиационный корпус (в отставке)
- Иракские ВВС (в отставке) [ 31 ]
- ВВС Израиля - только один самолет. (ушедший на пенсию)
- Королевские ВВС Иордании (в отставке)
- Кенийские ВВС (в отставке)
- Ливанские ВВС (в отставке)
- Королевские ВВС Малайзии (в отставке)
- Португальские ВВС (шесть используются)
- Эскадрилья 802, Агиас (Синтра)
- Академия ВВС (Air Force Academy, Синтра)
- Королевские ВВС Саудовской Аравии - 12 самолетов Chipmunk T.10 получены в 1955 году. [ 32 ] (ушедший на пенсию)
- ВВС Испании - только один самолет. (ушедший на пенсию)
- Сирийские ВВС (в отставке)
- Родезийская школа летной подготовки 4-й группы авиационной подготовки. Один самолет WG354 хранится в Музее ВВС ЮАР. (ушедший на пенсию)
- Королевские ВВС Таиланда , разработанный как RTAF-4 . (ушедший на пенсию)

- Британская армия - армейский авиационный корпус (в отставке)
- Базовый полет с неподвижным крылом
- Полет исторического самолета армейского авиационного корпуса
- Королевские ВВС (в отставке, используется Мемориальным рейсом битвы за Британию)
- Королевский флот - авиация флота (в отставке, используется историческим рейсом Королевского флота)
- Уругвайские ВВС (в отставке)
- ВВС Замбии (в отставке)
Технические характеристики (DHC-1 Бурундук)
[ редактировать ]
Данные The de Havilland Canada Story и BAE Systems. [ 35 ] [ 1 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 2
- Длина: 25 футов 5 дюймов (7,75 м)
- Размах крыльев: 34 фута 4 дюйма (10,46 м)
- Высота: 7 футов 1 дюйм (2,16 м)
- Площадь крыла: 172 кв. футов (16,0 м 2 )
- Профиль профиля : корень: NACA 1415 ; совет: США 35B [ 36 ]
- Пустой вес: 1517 фунтов (688 кг)
- Полная масса: 2014 фунтов (914 кг)
- Максимальный взлетный вес: 2200 фунтов (998 кг)
- Силовая установка: 1 de Havilland Gipsy Major 1C с воздушным охлаждением, мощностью 145 л.с. (108 кВт) 4-цилиндровый перевернутый рядный поршневой двигатель
- Гребные винты: 2-лопастной винт фиксированного шага.
Производительность
- Максимальная скорость: 138 миль в час (222 км/ч, 120 узлов) на уровне моря.
- Крейсерская скорость: 103 миль в час (166 км/ч, 90 узлов)
- Диапазон: 259 миль (417 км, 225 миль)
- Практический потолок: 15 800 футов (4800 м)
- Скорость набора высоты: 900 футов/мин (4,6 м/с).
- Нагрузка на крыло: 11,71 фунта/кв. футов (57,2 кг/м). 2 )
- Мощность/масса : 0,072 л.с./фунт (0,118 кВт/кг)
См. также
[ редактировать ]Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
- Фэйрчайлд PT-19
- Фоккер С.11
- ХАЛ ХТ-2
- LWD Юнак
- Майлз Магистр
- Персиваль Прентис
- Яковлев УТ-2
- Злин Z 26
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ «Чиппакс» представляет собой объединение слов «Бурундук» и «Пакс» (отраслевое сокращение слова «пассажир»).
- ↑ Летные характеристики «Бурундука» можно сравнить с летными характеристиками Supermarine Spitfire военного времени . [ 17 ] [ 18 ]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но «Де Хэвилленд Канада DHC-1 Бурундук». BAE Systems , дата обращения: 22 апреля 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Деграеф, Стефан; Борреманс, Эдвин (декабрь 2018 г.). "Вечно молодой". Ежемесячник ВВС . Key Publishing Ltd., стр. 40–43.
- ^ Jump up to: а б с д и ж «de Havilland DHC1 Chipmunk T.Mk.10». Музей самолетов де Хэвилленда , дата обращения: 22 апреля 2017 г.
- ^ Бейн 1992, с. 141.
- ^ Шилдс и др. 2009, с. 211.
- ^ Jump up to: а б Джексон 1987, с. 534.
- ^ Jump up to: а б Никколи 1998, с. 27.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Фредриксен 2001, стр. 92.
- ^ «ДХ Бурундук» . Полет . 15 июля 1946 г. с. 619. Архивировано из оригинала 25 июля 2014 года . Проверено 18 июля 2014 г.
- ^ FlyPast № 282. Февраль 2005 г., стр. 74–5.
- ^ Шилдс и др. 2009, с. 276.
- ^ "Чиппакс." Архивировано 9 ноября 2016 года в музее Wayback Machine Sywell. Проверено: 21 июля 2011 г.
- ^ «ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ: DE HAVILLAND CHIPMUNK T.Mk.10 WP962/9278M, ДОСТУПНЫЙ НОМЕР МУЗЕЯ X002-3448» (PDF) . Музей Королевских ВВС . Проверено 17 июня 2018 г.
- ^ Стамм, Эми (6 апреля 2018 г.). «Англичане (самолеты) идут» . Национальный музей авиации и космонавтики . Проверено 17 июня 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с «Де Хэвилленд Канада DHC-1B2 Бурундук 2». Архивировано 16 октября 2013 года в Музее авиации и космонавтики Wayback Machine Canada. Проверено: 26 июля 2011 г.
- ^ "Бурундук De Havilland Canada DHC-1". Архивировано 26 августа 2011 года на Wayback Machine праздновании столетия полетов в Канаде , 2009. Проверено: 26 июля 2011 года.
- ^ Jump up to: а б «Де Хэвилленд Канада DHC-1 Бурундук». Музей наследия канадских военных самолетов , дата обращения: 26 июля 2011 г.
- ^ Шилдс, Хью и др. 2009 г., стр. обложка, задняя обложка.
- ^ Аноним, «Самый старый пилот в мире». История авиации , ноябрь 2015 г., с. 10.
- ^ Линч, Керри. «Джордж Нил вошел в Книгу рекордов Гиннеса как самый старый пилот». AIN Online , 22 июня 2015 г.
- ^ «Авария в Хэвилленде, Канада, DHC-1-200 Бурундук 1312, 17 марта 1998 г.» . Сеть авиационной безопасности . Проверено 20 ноября 2018 г.
- ^ «Мейсфилдский бурундук» . Полет . 15 июля 1960 г. с. 105. Архивировано из оригинала 29 сентября 2009 года.
- ^ Jump up to: а б «Де Хэвилленд-Канада DHC-1A Бурундук, Пеннзойл Специальный». Смитсоновский институт, Музей авиации и космонавтики, 2005. Дата обращения: 6 февраля 2009 г.
- ^ Джексон 1987, с. 535.
- ^ Jump up to: а б Эйр 1983, с. 189.
- ^ Тейлор, Джон В.Р., изд. (1983). Jane's All the World's Aircraft 1982–83 (73-е изд.). Лондон: Издательство Джейн. п. 260. ИСБН 978-0-7106-0748-5 .
- ^ ВЕБКОМАНДА, ФАП-. «ВВС Португалии» . www.emfa.pt (на европейском португальском языке) . Проверено 28 марта 2020 г.
- ^ "Бурундук de Havilland DHC-1B-2 - N1114V." Музей ЭйрВенчер . Проверено: 6 февраля 2009 г.
- ^ «Де Хэвилленд Канада DHC.1A Бурундук» . Бельгийские крылья . Архивировано из оригинала 4 апреля 2016 года . Проверено 20 ноября 2018 г.
- ^ «Де Хэвилленд Канада DHC.1A Бурундук» . База данных бельгийских военных самолетов . Архивировано из оригинала 20 ноября 2018 года . Проверено 20 ноября 2018 г.
- ^ Сипос, Милош; Купер, Том (2020). Крылья Ирака, Том 1: ВВС Ирака, 1931–1970 гг . Уорик, Великобритания: Издательство Helion & Company. п. 38. ISBN 978-1-913118-74-7 .
- ^ Купер 2017 , с. 14
- ^ Галлей 2003, с. 21.
- ^ Галлей 2003, с. 76.
- ^ Хотсон 1983, с. 237.
- ^ Леднисер, Дэвид. «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . m-selig.ae.illinois.edu . Проверено 16 апреля 2019 г.
Библиография
[ редактировать ]- Бэйн, Гордон. де Хэвилленд: иллюстрированная дань . Лондон: ЭйрЛайф, 1992. ISBN 1-85648-243-X .
- Купер, Том (2017). Жаркое небо над Йеменом, Том 1: Воздушная война над Южно-Аравийским полуостровом, 1962–1994 гг . Солихалл, Великобритания: Издательство Helion & Company. ISBN 978-1-912174-23-2 .
- Эйр, Дэвид. «Сасин/Аэроструктуры SA29 Spraymaster». Иллюстрированная энциклопедия самолетов Австралии и Новой Зеландии. Хорнсби, Новый Южный Уэльс: Sunshine Books, 1983. ISBN 0-86777-272-7 .
- Фишер, Билл. Бурундук: Первые сорок лет . Беркхамстед, Хартфордшир, Великобритания: Организация типового проектирования de Havilland, 1986.
- Фишер, Билл. Бурундук: первые пятьдесят лет . Беркхамстед, Хартфордшир, Великобритания: Организация типового проектирования de Havilland, 1996.
- Фредриксен, Джон К. Международные боевые птицы: иллюстрированный справочник по мировым военным самолетам, 1914–2000 гг . АВС-КЛИО, 2001. ISBN 1-57607-364-5 .
- Хэлли, Дж. Дж. Самолеты Королевских ВВС от WA100 до WZ999 . Тонбридж, Кент, Великобритания: Air-Britain (Historians) Ltd., 2003. ISBN 0-85130-321-8 .
- Хотсон, Фред. История де Хэвилленд Канада . Торонто: Книги CANAV, 1983. ISBN 0-9690703-2-2 .
- Иллюстрированная энциклопедия самолетов (частичная работа, 1982–1985 гг.) . Лондон: Издательство Орбис.
- Джексон, AJ Британские гражданские самолеты с 1919 года, том 2 . Лондон: Патнэм, 1974. ISBN 0-370-10010-7 .
- Джексон, Эй Джей Де Хэвилленд Самолеты с 1909 года . Лондон, Патнэм. Третье издание, 1987 г. ISBN 0-85177-802-X .
- Никколи, Дотт Риккардо. «Атлантические стражи: ВВС Португалии с 1912 года». Air Enthusiast , № 73, январь/февраль 1998 г., стр. 20–35. Стэнфорд, Великобритания: Key Publishing. ISSN 0143-5450.
- Шилдс, Хью и др. Бурундук de Havilland Canada DHC-1: Спитфайр для бедняков . Сент-Томас, Онтарио: SBGB Publishing, 2009. ISBN 978-0-9812544-0-1 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Музей РАФ
- Национальный музей ВВС Канады
- "Бурундук DH", 1947 года. о полете статья
- "Турбинный бурундук" - статья 1967 года летная об экспериментах с марсоходом TP.90.
- «Снова в моде: Бурундук из Хэвилленда», 1974 года. о полете статья
- Статья о RAF BBMF (Мемориальный рейс битвы за Британию)