Канадэйр Сэйбер
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( февраль 2013 г. ) |
CL-13 Сабля | |
---|---|
![]() | |
Самолет RCAF Canadair Sabre. Камуфляжная окраска использовалась на самолетах европейского базирования. | |
Роль | боец |
Национальное происхождение | Канада |
Производитель | Канадэйр |
Первый полет | 9 августа 1950 г. |
Введение | 1950 |
Ушедший на пенсию | 1980, Пакистан |
Основные пользователи | Королевские ВВС Канады ВВС США Королевские ВВС Немецкие ВВС |
Произведено | 1950–1958 |
Количество построенных | 1,815 |
Разработано на основе | Североамериканский F-86 Sabre |
Canadair Sabre — реактивный истребитель, построенный компанией Canadair по лицензии North American Aviation . Вариант North American F-86 Sabre , он производился до 1958 года и использовался в основном Королевскими ВВС Канады (RCAF), пока не был заменен на Canadair CF-104 в 1962 году. Этот самолет также эксплуатировали несколько других ВВС.
Самолет был выпущен двумя значительными партиями. Первый, Mk. 2 и Мк. 4, выпущенных менее 1000 экземпляров, лишь незначительно отличались от своих американских аналогов. Второй запуск, Mk. 5с и Мк. 6 с аналогичными номерами были созданы по образцу более поздних версий US Sabre с крыльями большего размера для улучшения маневренности при замене оригинального двигателя General Electric J47 на более мощный Avro Canada Orenda местной разработки .
Последние самолеты Canadair Sabre, действовавшие на передовой, находились в Пакистане, чей Mk . 6 моделей составляли основу их ВВС во время Индо-Пакистанской войны 1971 года . После 1971 года они были постепенно сняты с производства, а последние экземпляры покинули боевую службу в 1980 году. Хотя к 1960-м годам в большинстве других сил были заменены моделями с более высокими характеристиками, версии поздних моделей служили на второстепенных ролях до 1970-х годов.
Некоторые экземпляры с двигателем Orenda прославились другими подвигами. Наиболее примечательным был единственный Mk. 3, испытательный стенд для Orenda Fit, который Жаклин Кокран использовала в 1953 году, чтобы установить несколько рекордов скорости, в том числе стать первой женщиной, преодолевшей звуковой барьер . Другой, бывший RCAF Mk. 6, который покинул службу в 1974 году, до 1991 года стал самолетом-преследователем Boeing для испытательных полетов. Многие из этих более поздних самолетов сейчас хранятся в музеях.
Проектирование и разработка
[ редактировать ]В 1948 году канадское правительство решило переоснастить RCAF F-86 Sabre с компанией Canadair, заключившей контракт на их производство в Монреале , Квебек , Канада. Для проверки инструмента была заказана первоначальная партия из 10 самолетов. Корейская война изменила это на производственную партию из 100 самолетов. Canadair постепенно наращивала свои производственные мощности для производства всех компонентов и соответствующего оборудования, полученных от других канадских поставщиков. Canadair присвоила Sabre номер проекта CL-13.
Canadair произвела шесть версий CL-13 Sabre. Единственный Sabre Mk.1 по сути был таким же, как у North American Sabre F-86A. Он имел турбореактивный двигатель General Electric J47-GE-13 с тягой 5200 фунтов силы (23 кН). Такой же двигатель имел Sabre Mk.2, хотя после того, как были выпущены первые 20 самолетов, оставшаяся часть серийного производства отличалась гидроусилителем управления и «цельнолетающим» хвостовым оперением . Единственный Sabre Mk.3 был первым из канадских Sabre, в котором использовался турбореактивный двигатель Avro Canada Orenda (Orenda 3 с тягой 6000 фунтов силы (27 кН)). Sabre Mk.4 сохранил двигатель General Electric, предназначался для ВВС Великобритании , а затем был передан другим зарубежным ВВС. Sabre Mk.5 был следующей серийной версией, оснащенной двигателем Orenda 10 с тягой 6500 фунтов силы (29 кН). Модификация Orenda 14 с тягой 7440 фунтов силы (33,1 кН) привела в действие Sabre Mk.6.
Последний Sabre, произведенный Canadair (Sabre No. 1815 ), подаренный ВВС Пакистана , теперь является частью постоянной коллекции Музея авиации Западной Канады (WCAM) в Виннипеге, Манитоба. [ 1 ] . С 1950 по 1958 год на заводе Canadair в Монреале было построено 1815 самолетов CL-13 Sabre.
Операционная история
[ редактировать ]


Вторым поколением самолетов Canadair Sabre, первым серийно построенным, был Mk.2, 350 из которых было произведено с 1952 по 1953 год. RCAF получило 290 таких улучшенных самолетов. В течение первой половины 1952 года оставшиеся 60 Mk.2 были поставлены ВВС США для использования в Корейской войне . Большинство самолетов RCAF Mk.2 Sabre использовались в качестве противовоздушной обороны в составе 1-й авиационной дивизии НАТО в Европе, зарекомендовав себя как выдающиеся истребители. Остальным было поручено обучение на базах в Канаде. После замены на Sabre 5 на вооружении RCAF с 1954 года чуть более 210 уцелевших Sabre 2 были отремонтированы и модифицированы в Великобритании и поставлены в примерно равных количествах ВВС Греции и ВВС Турции . [ 2 ]
В середине 1952 года в производство был запущен Sabre Mk.4, первый из которых поднялся в воздух 28 августа 1952 года. За исключением некоторых незначительных структурных и системных изменений, включая улучшенную систему кондиционирования воздуха и прицел, Mk 2 и Mk 4 были идентичны. . Из 438 построенных Mk 4 примерно 70 временно использовались RCAF, а все уцелевшие экземпляры были переданы RAF . Остальные Sabre 4 поступили непосредственно в RAF по программе взаимопомощи, оснастив 11 эскадрилий RAF. Большинство служило в Западной Германии в составе НАТО, а две эскадрильи базировались в Великобритании в составе истребительного командования Королевских ВВС . Sabre Mk.4 служили в ВВС Великобритании до середины 1956 года, когда их заменили Hawker Hunters . Оставшиеся в живых были отремонтированы в Великобритании, оснащены модификациями крыла «6-3» и переданы ВВС США (которые профинансировали эти самолеты), которые, в свою очередь, передали их другим членам НАТО, причем большая часть отправилась в Италию и Югославию.
30 июля 1953 года первый Sabre Mk.5 поднялся в воздух с двигателем Orenda 10, что давало ему явное преимущество в скороподъемности и потолке по сравнению с более ранними вариантами. Другие усовершенствования Mk 5 включали новую кислородную систему, а также улучшенные характеристики маневренности и низкой скорости, достигнутые за счет увеличения хорды крыла на шесть дюймов (15,2 см) у основания и на три дюйма (7,2 см) на законцовке крыла, а также установки небольшого вертикальное крыло ограждения. Эта модификация, разработанная компанией North American для F-86F, значительно улучшила маневренность, хотя потеря решетчатой передней кромки увеличила посадочную скорость и значительно ухудшила управляемость на малых скоростях. Canadair построила 370 Mk 5, большинство из которых предназначены для использования в эскадрильях авиадивизии RCAF в Европе для замены Mk.2. Всего в 1957 году Люфтваффе было передано 75 самолетов RCAF Sabre 5 .
Canadair Sabre Mk.6 был последним вариантом и считался лучшим серийным Sabre, когда-либо построенным. [ 3 ] Он был оснащен двухступенчатым двигателем Orenda, развивающим статическую тягу 7275 фунтов (3300 кг)). Его высотные характеристики и скороподъемность были улучшены по сравнению с Mk 5, а восстановление предкрылка на передней кромке крыла придало ему отличные характеристики на малых скоростях. Первая серийная модель была завершена 2 ноября 1954 года, всего было построено 655 машин, производство которых было прекращено 9 октября 1958 года.
Всего в RCAF было передано 390 Mk.6, большинство из которых заменило существующие Canadair Sabre Mk.5 в эскадрильях авиадивизии в Западной Германии и Франции. Главной воздушной угрозой для НАТО в 1950-е годы в Центральной Европе были ранние варианты советских МиГов — МиГ-15 , МиГ-17 , МиГ-19 и МиГ-21 . Учитывая опыт Корейской войны, выбор Mk.6 Sabre для эффективного противодействия угрозе МиГов оказался логичным. Обязательство Канады перед НАТО заключалось в предоставлении 12 эскадрилий, расположенных на четырех базах – двух во Франции ( Марвиль и Гростенкин ) и двух в Западной Германии ( Цвайбрюккен и Баден-Зёллинген ). Первоначально вклад состоял только из самолетов Sabre; однако позже было решено включить в комплекс ПВО самолет Avro Canada CF-100 , обеспечивающий возможность ночного и всепогодного истребителя.
Хотя в основном Sabre использовались RCAF в Европе, они также использовались вспомогательными подразделениями RCAF по совместительству в Канаде, заменяя самолеты de Havilland Vampire . Были оснащены 400-я эскадрилья «Город Торонто» и 411-я эскадрилья «Графство Йорк», базирующаяся на станции RCAF Даунсвью недалеко от Торонто, а также 401-я эскадрилья «Сити-Уэстмаунт» и 438-я эскадрилья «Сити-оф-Монреаль» на станции RCAF Сент-Юбер недалеко от Монреаля. с Sabre 5, как и 442-я эскадрилья «Город Ванкувер» на станции RCAF Си-Айленд , недалеко от Ванкувера.
Помимо поставок RCAF, 225 самолетов Canadair Mk.6 Sabre были экспортированы западногерманским Люфтваффе , шесть — ВВС Колумбии , а 34 — ВВС ЮАР .
В январе 1966 года Германия продала Ирану 90 своих канадских Sabre Mk 6. Эти самолеты были быстро переброшены в Пакистан и стали основным дневным истребителем ВВС Пакистана.
Canadair Sabre были основой своих военно-воздушных сил в двух крупных конфликтах, в которых они применялись: Корейской войне, где F-86 Sabre установили рекорд сбитых самолетов 6-1, и Индо-Пакистанской войне 1971 года . Миниатюрный Folland Gnat был его главным противником в Индо-Пакистанской войне. К концу 1971 года Gnat оказался неприятным противником для более крупного, тяжелого и старого Sabre. Индийские ВВС называли Gnat «Sabre Slayer», поскольку большая часть его боевых потерь во время двух войн была совершена против Sabre. [ 4 ] [ 5 ] Хотя Canadair Sabre Mk.6 считался лучшим истребителем своего времени, [ 6 ] тактика предусматривала, что Комары сразятся с Сэйбрз на вертикальной арене, где Сэйбрз находились в невыгодном положении. Более того, поскольку «Комар» был легким и компактным по форме, его было трудно увидеть, особенно на нижних уровнях, где происходило большинство воздушных боев. [ 7 ]
Рекорды скорости среди женщин
[ редактировать ]

В 1952 году Жаклин Кокран , которой тогда было 47 лет, решила бросить вызов мировому рекорду скорости среди женщин, который тогда принадлежал Жаклин Ориоль . Она попыталась одолжить F-86 у ВВС США, но получила отказ. Ее представили вице-маршалу авиации RCAF, который с разрешения министра обороны Канады организовал для нее одолжение 19200 , единственного Sabre 3. Canadair отправила в Калифорнию группу поддержки из 16 человек для этой попытки. 18 мая 1953 года г-жа Кокран установила новый рекорд скорости на 100 км - 1050,15 км/ч (652,53 миль в час). Позже, 3 июня, она установила новый рекорд на 15 км по замкнутому кругу - 1078 км/ч (670 миль в час). Находясь в Калифорнии, она в пикировании превысила скорость 1270 км/ч и, таким образом, стала первой женщиной, превысившей скорость звука.
Голден Хоукс
[ редактировать ]
Golden Hawks — канадская пилотажная летная группа, созданная в 1959 году в честь 35-летия Королевских ВВС Канады и «золотого» 50-летия канадских полетов, начавшихся с AEA Silver Dart в 1909 году. Первоначально это был самолет с шестью самолетами. Предполагалось, что команда, летающая на блестяще окрашенных в золотой металлик самолетах Canadair Sabre Mk.5, будет выступать всего один год, но Golden Hawks стали настолько популярны после своего сингла. 63-й сезон показал, что состав команды расширился. В следующем году к команде добавился еще один самолет, что позволило сформировать основной состав из пяти самолетов с двумя одиночными самолетами. Golden Hawks продолжали выступать еще три сезона, перейдя на Mk 6 в 1961 году, пока не были расформированы 7 февраля 1964 года, проведя в общей сложности 317 концертов по Северной Америке . [ 9 ]
Варианты
[ редактировать ]

- Сабля Мк.1
- Один построен прототип F-86A.
- Сабля Мк.2
- Построено 350 самолетов типа F-86E, 60 для ВВС США, три для Королевских ВВС , 287 для RCAF .
- Сабля Мк.3
- Один построен в Канаде и является испытательным стендом для реактивного двигателя Orenda 3; для установки двигателя Orenda были внесены различные другие структурные модификации.
- Сабля Мк.4
- Построено 438 экземпляров, производство: десять для RCAF, 428 для RAF как Sabre F 4 .
- Сабля Мк.5
- Построено 370 самолетов типа F-86F с двигателем Orenda, все переданы RCAF, 75 позже переданы ВВС Германии .
- Сабля Мк.6
- Всего построено 655 самолетов, 390 — для RCAF , 225 — для Люфтваффе, шесть — для Колумбии и 34 — для Южной Африки .
Операторы
[ редактировать ]

- Королевские ВВС Канады
- № 400-я эскадрилья RCAF
- № 401-я эскадрилья RCAF
- № 410-я эскадрилья RCAF
- № 411-я эскадрилья RCAF
- № 413-я эскадрилья RCAF
- № 414-я эскадрилья RCAF
- № 416-я эскадрилья RCAF
- № 421-я эскадрилья RCAF
- № 422-я эскадрилья RCAF
- № 427-я эскадрилья RCAF
- № 430-я эскадрилья RCAF
- № 434-я эскадрилья RCAF
- № 438-я эскадрилья RCAF
- № 439-я эскадрилья RCAF
- № 441-я эскадрилья RCAF
- № 442-я эскадрилья RCAF
- № 444-я эскадрилья RCAF
- ВВС Германии - эксплуатировали 75 Canadair Sabre Mk 5 и 225 Canadair Sabre Mk 6, 1957–1964 годы, на борту JG 71 , JG 72 и JG 73. Последний Mk 6, использовавшийся для обучения, был списан в 1983 году. [ 10 ]
- Королевские ВВС Греции 120 использовали Canadair CL-13 Mk.4, приобретенные у Королевских ВВС Канады и переименованные в F-86E(M). Приписан к 341, 342, 343-й эскадрильям-перехватчикам и вышел в отставку в 1965 году.
- В 1976 году ВВС Гондураса получили 10 сабель бывших югославских ВВС. [ 11 ]
- Итальянские ВВС эксплуатировали 179 бывших Королевских ВВС Канады Air CL-13 Sabre Mk.4, поставленных в рамках Программы взаимной защиты , переименованных в F-86E(M) с 1956 по 1976 год. [ 12 ]
- ВВС Пакистана - с 1966 по 1980 год эксплуатировали 90 бывших самолетов Люфтваффе CL-13B Mk.6, которые были получены через Иран . [ 13 ] [ 14 ]
- ВВС Турции приобрели бывший RCAF 107 Canadair CL-13 Sabre Mk.2 "F-86E(M)" в 1954 году, списаны в 1968 году. [ 15 ]
- Королевские ВВС - приобрели три Canadair CL-13 Mark 2 и 428 Mark 4, 8 декабря 1952 г. - 19 декабря 1953 г. В течение 1956–1958 гг. 302 самолета RAF Sabre были отремонтированы / модифицированы в Великобритании и возвращены правительству США (которое, с канадцы профинансировали самолет для программы взаимной оборонной помощи ) в камуфляжной расцветке. с канадскими серийными номерами и переименован в F-86E(M); из них 121 был затем отправлен в Югославию и 179 в Италию.
- 3-я эскадрилья 1953–1956 в RAF Wildenrath, затем в RAF Geilenkirchen.
- 4-я эскадрилья 1954–1955 в RAF Jever
- 20-я эскадрилья 1953–1955 в RAF Oldenburg
- 26-я эскадрилья 1953–1955 в RAF Oldenburg
- 66-я эскадрилья 1954–1956 гг. ВВС Великобритании Линтон-он-Уз
- 67-я эскадрилья 1953–1956 в RAF Wildenrath, затем в RAF Bruggen.
- 71-я эскадрилья 1953–1956 в RAF Wildenrath, затем в RAF Bruggen.
- 92-я эскадрилья 1954–1956 гг. ВВС Великобритании Линтон-он-Уз
- 93-я эскадрилья 1954–1956 в RAF Jever
- 112-я эскадрилья 1954–1956 гг. ВВС Великобритании Брюгген
- 130-я эскадрилья 1953–1956 гг. ВВС Великобритании Брюгген
- 234-я эскадрилья 1953–1956 в RAF Oldenburg , затем в RAF Geilenkirchen.
- JRV Югославские ВВС получили 46 бывших британских ВВС Canadair CL-13 Mk.IV в 1956/57 году в рамках программы взаимной оборонной помощи и купили еще 78 машин бывших Королевских ВВС у MDAP в 1959 году, в общей сложности 121 Sabre, переименованных в F-86E. (М). [ 11 ]
Выжившие
[ редактировать ]Технические характеристики (Сэйбр Мк.6)
[ редактировать ]
Данные из спецификации самолета Canadair F-86 Sabre 6 для ВВС Аргентины, отчет № РД-13В-13 (выпуск 1). [ 16 ]
Общие характеристики
- Экипаж: Один
- Длина: 37,54 футов (11,44 м)
- Размах крыльев: 37,12 футов (11,31 м)
- Высота: 14,74 футов (4,49 м)
- Площадь крыла: 302,3 кв. футов (28,08 м ). 2 )
- Профиль крыла : корень: NACA-0012 (11,6)-64 (модифицированный) / наконечник: NACA-0011 (10,2)-64 (модифицированный).
- Вес пустого: 10 638 фунтов (4825 кг)
- Полная масса: 14 613 фунтов (6628 кг) внутреннего топлива
- Максимальный взлетный вес: 17 580 фунтов (7 974 кг)
- Силовая установка: 1 турбореактивный двигатель Avro Canada Orenda 14, тяга 7500 фунтов силы (33 кН).
Производительность
- Максимальная скорость: 697 миль в час (1122 км/ч, 606 узлов) на уровне моря.
- Скорость сваливания: 110 миль в час (178 км/ч, 96 узлов) на уровне моря.
- Дальность: перегоночная дальность 1481 миль (2384 км, 1287 морских миль) с двумя сбрасываемыми баками по 200 галлонов.
- Практический потолок: 54 100 футов (16 500 м)
- Скорость набора высоты: 12 050 футов/мин (61,2 м/с).
- Нагрузка на крыло: 58,154 фунта/кв. футов (283,93 кг/м). 2 )
- Тяга/вес : 0,534
- Все показатели производительности при весе ~ 14 044 фунта.
Вооружение
- Орудия: 6 калибра 0,50 дюйма (12,7 мм) пулеметов M3 Browning (всего 1600 патронов).
- Узлы подвески: 4, с возможностью перевозки комбинаций:
- Ракеты: разнообразные ракетные установки; например: 2 ракетные блоки Matra с 18 ракетами SNEB 68 мм (2,7 дюйма) в каждой капсуле, 16 ракетами HVAR 5 дюймов (130 мм)
- Ракеты: 2 инфракрасные AIM-9B Sidewinders (только Mk.6)
- Бомбы: полезная нагрузка 5300 фунтов (2400 кг) на четырех внешних точках подвески на 2200 галлонов США (760 л; 170 имп галлонов), , бомбы обычно устанавливаются на двух внешних пилонах, поскольку внутренние пары представляют собой пилоны с мокрым водопроводом для сбрасываемых баков чтобы обеспечить Сэйбер полезный диапазон. Можно нести самые разнообразные бомбы (максимальная стандартная загрузка составляет 2 бомбы по 1000 фунтов (450 кг) плюс 2 сбрасываемых бака), контейнеры с напалмовыми бомбами, а также может включать тактическое ядерное оружие .
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
- САС Сабля
- Североамериканский FJ-1 Ярость
- Североамериканский F-86 Sabre
- Североамериканский F-86D Sabre
- Североамериканский FJ-2/-3 Ярость
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ «КАНАДАИР F-86 SABRE MK.6» . Королевский музей авиации . Проверено 23 июля 2024 г.
- ^ Вагнер 1963, с. 124.
- ^ Йоос 1971, с. 3.
- ^ Бингхэм 2002 г.
- ^ «Рецензия на книгу Д.С. Джафы «Три страны, один народ». Архивировано 26 января 2000 г. в Wayback Machine India Today , 20 сентября 1999 г. Проверено: 10 марта 2009 г.
- ^ "Canadair CL-13 Sabre". rcaf.com. Проверено: 4 ноября 2010 г. Архивировано 21 мая 2006 г. на archive.today.
- ^ Спик, Майк. Иллюстрированный справочник бойцов . Оцеола, Висконсин: Zenith Press, 2002. ISBN 0-7603-1343-1 , с. 161.
- ^ "Жаклин Кокран". ВВС США. Проверено: 27 июля 2009 г.
- ^ Демпси 2002
- ^ Хейс, Пол. «Achtung Saberjetz – обучение новых Люфтваффе». Архивировано 21 июля 2017 года в Wayback Machine Vintage Wings, 2011. Дата обращения: 13 июля 2012 года.
- ^ Jump up to: а б «Североамериканские F-86E и F-86D Sabre в JRV и их судьбы — Пейдж» . www.paluba.info .
- ^ «Типы самолетов ВВС Италии» . www.aeroflight.co.uk .
- ^ Капитан СУЛТАН М ХАЛИ. «F-86 F&E Sabre в ВВС Пакистана» . DefenceJournal.com . Архивировано из оригинала 21 февраля 2001 года.
- ^ Гвен Керр. «ВВС Пакистана — Canadair Sabre идет на войну» . PakDef.info . Архивировано из оригинала 21 марта 2013 года.
- ^ «Канадэр F-86E Сейбр» . АпексМакет .
- ^ РД-13Б-103 Технические характеристики самолета Canadair F-86 Sabre 6 для ВВС Аргентины www.avialogs.com. Получено: 16 сентября 2018 г.
Библиография
[ редактировать ]- Чилдерхоз, Р.Дж. F-86 Sabre . Нью-Йорк: Arco Publishing, 1965.
- Демпси, Дэниел В. Традиция совершенства: наследие канадской команды авиашоу . Виктория: High Flight Enterprises Ltd., 2002. ISBN 0-9687817-0-5 .
- Журнал Flypast , август 2007 г., Key Publishing Ltd.
- Йоос, Герхард В. Canadair Sabre Mk 1-6, Commonwealth Sabre Mk 30-32 в RCAF, RAF, RAAF, SAAF, Люфтваффе и дипломатической службе . Кент, Великобритания: Osprey Publications Limited, 1971. ISBN 0-85045-024-1 .
- Робинсон, Робби. НАТО F-86D/K Sabre Dogs . Гавр, Editions Minimonde76, 120 стр. 2018, ISBN 978-2-9541818-3-7 .
- Милберри, Ларри . Канадэйр Сэйбер . Торонто: Книги CANAV, 1986. ISBN 0-9690703-7-3 .
- Пиклер, Рон и Ларри Милберри. Canadair: первые 50 лет . Торонто: Книги CANAV, 1995. ISBN 0-921022-07-7 .
- Вагнер, Рэй. Североамериканская сабля . Лондон: Macdonald & Co (Publishers) Ltd, 1963.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Warbird Alley: страница F-86 Sabre — информация о F-86, которые все еще летают сегодня.
- Сайт Сэйбер
- Canadair Sabre на сайте Дж. Баугера