Jump to content

Канадэйр Сэйбер

CL-13 Сабля
Самолет RCAF Canadair Sabre. Камуфляжная окраска использовалась на самолетах европейского базирования.
Роль боец
Национальное происхождение Канада
Производитель Канадэйр
Первый полет 9 августа 1950 г.
Введение 1950
Ушедший на пенсию 1980, Пакистан
Основные пользователи Королевские ВВС Канады
ВВС США
Королевские ВВС
Немецкие ВВС
Произведено 1950–1958
Количество построенных 1,815
Разработано на основе Североамериканский F-86 Sabre

Canadair Sabre реактивный истребитель, построенный компанией Canadair по лицензии North American Aviation . Вариант North American F-86 Sabre , он производился до 1958 года и использовался в основном Королевскими ВВС Канады (RCAF), пока не был заменен на Canadair CF-104 в 1962 году. Этот самолет также эксплуатировали несколько других ВВС.

Самолет был выпущен двумя значительными партиями. Первый, Mk. 2 и Мк. 4, выпущенных менее 1000 экземпляров, лишь незначительно отличались от своих американских аналогов. Второй запуск, Mk. 5с и Мк. 6 с аналогичными номерами были созданы по образцу более поздних версий US Sabre с крыльями большего размера для улучшения маневренности при замене оригинального двигателя General Electric J47 на более мощный Avro Canada Orenda местной разработки .

Последние самолеты Canadair Sabre, действовавшие на передовой, находились в Пакистане, чей Mk . 6 моделей составляли основу их ВВС во время Индо-Пакистанской войны 1971 года . После 1971 года они были постепенно сняты с производства, а последние экземпляры покинули боевую службу в 1980 году. Хотя к 1960-м годам в большинстве других сил были заменены моделями с более высокими характеристиками, версии поздних моделей служили на второстепенных ролях до 1970-х годов.

Некоторые экземпляры с двигателем Orenda прославились другими подвигами. Наиболее примечательным был единственный Mk. 3, испытательный стенд для Orenda Fit, который Жаклин Кокран использовала в 1953 году, чтобы установить несколько рекордов скорости, в том числе стать первой женщиной, преодолевшей звуковой барьер . Другой, бывший RCAF Mk. 6, который покинул службу в 1974 году, до 1991 года стал самолетом-преследователем Boeing для испытательных полетов. Многие из этих более поздних самолетов сейчас хранятся в музеях.

Проектирование и разработка

[ редактировать ]
Кабина и приборная панель Sabre

В 1948 году канадское правительство решило переоснастить RCAF F-86 Sabre с компанией Canadair, заключившей контракт на их производство в Монреале , Квебек , Канада. Для проверки инструмента была заказана первоначальная партия из 10 самолетов. Корейская война изменила это на производственную партию из 100 самолетов. Canadair постепенно наращивала свои производственные мощности для производства всех компонентов и соответствующего оборудования, полученных от других канадских поставщиков. Canadair присвоила Sabre номер проекта CL-13.

Canadair произвела шесть версий CL-13 Sabre. Единственный Sabre Mk.1 по сути был таким же, как у North American Sabre F-86A. Он имел турбореактивный двигатель General Electric J47-GE-13 с тягой 5200 фунтов силы (23 кН). Такой же двигатель имел Sabre Mk.2, хотя после того, как были выпущены первые 20 самолетов, оставшаяся часть серийного производства отличалась гидроусилителем управления и «цельнолетающим» хвостовым оперением . Единственный Sabre Mk.3 был первым из канадских Sabre, в котором использовался турбореактивный двигатель Avro Canada Orenda (Orenda 3 с тягой 6000 фунтов силы (27 кН)). Sabre Mk.4 сохранил двигатель General Electric, предназначался для ВВС Великобритании , а затем был передан другим зарубежным ВВС. Sabre Mk.5 был следующей серийной версией, оснащенной двигателем Orenda 10 с тягой 6500 фунтов силы (29 кН). Модификация Orenda 14 с тягой 7440 фунтов силы (33,1 кН) привела в действие Sabre Mk.6.

Последний Sabre, произведенный Canadair (Sabre No. 1815 ), подаренный ВВС Пакистана , теперь является частью постоянной коллекции Музея авиации Западной Канады (WCAM) в Виннипеге, Манитоба. [ 1 ] . С 1950 по 1958 год на заводе Canadair в Монреале было построено 1815 самолетов CL-13 Sabre.

Операционная история

[ редактировать ]
Canadair Sabre 2 в маркировке ВВС Греции, 1955 год.
Canadair Sabre 4 из 414-й эскадрильи RCAF в 1954 году.
Бывший RCAF Golden Hawk Canadair F-86 23424, приобретен Линном Гаррисоном для своей коллекции, июль 1964 г.

Вторым поколением самолетов Canadair Sabre, первым серийно построенным, был Mk.2, 350 из которых было произведено с 1952 по 1953 год. RCAF получило 290 таких улучшенных самолетов. В течение первой половины 1952 года оставшиеся 60 Mk.2 были поставлены ВВС США для использования в Корейской войне . Большинство самолетов RCAF Mk.2 Sabre использовались в качестве противовоздушной обороны в составе 1-й авиационной дивизии НАТО в Европе, зарекомендовав себя как выдающиеся истребители. Остальным было поручено обучение на базах в Канаде. После замены на Sabre 5 на вооружении RCAF с 1954 года чуть более 210 уцелевших Sabre 2 были отремонтированы и модифицированы в Великобритании и поставлены в примерно равных количествах ВВС Греции и ВВС Турции . [ 2 ]

В середине 1952 года в производство был запущен Sabre Mk.4, первый из которых поднялся в воздух 28 августа 1952 года. За исключением некоторых незначительных структурных и системных изменений, включая улучшенную систему кондиционирования воздуха и прицел, Mk 2 и Mk 4 были идентичны. . Из 438 построенных Mk 4 примерно 70 временно использовались RCAF, а все уцелевшие экземпляры были переданы RAF . Остальные Sabre 4 поступили непосредственно в RAF по программе взаимопомощи, оснастив 11 эскадрилий RAF. Большинство служило в Западной Германии в составе НАТО, а две эскадрильи базировались в Великобритании в составе истребительного командования Королевских ВВС . Sabre Mk.4 служили в ВВС Великобритании до середины 1956 года, когда их заменили Hawker Hunters . Оставшиеся в живых были отремонтированы в Великобритании, оснащены модификациями крыла «6-3» и переданы ВВС США (которые профинансировали эти самолеты), которые, в свою очередь, передали их другим членам НАТО, причем большая часть отправилась в Италию и Югославию.

30 июля 1953 года первый Sabre Mk.5 поднялся в воздух с двигателем Orenda 10, что давало ему явное преимущество в скороподъемности и потолке по сравнению с более ранними вариантами. Другие усовершенствования Mk 5 включали новую кислородную систему, а также улучшенные характеристики маневренности и низкой скорости, достигнутые за счет увеличения хорды крыла на шесть дюймов (15,2 см) у основания и на три дюйма (7,2 см) на законцовке крыла, а также установки небольшого вертикальное крыло ограждения. Эта модификация, разработанная компанией North American для F-86F, значительно улучшила маневренность, хотя потеря решетчатой ​​передней кромки увеличила посадочную скорость и значительно ухудшила управляемость на малых скоростях. Canadair построила 370 Mk 5, большинство из которых предназначены для использования в эскадрильях авиадивизии RCAF в Европе для замены Mk.2. Всего в 1957 году Люфтваффе было передано 75 самолетов RCAF Sabre 5 .

Canadair Sabre Mk.6 был последним вариантом и считался лучшим серийным Sabre, когда-либо построенным. [ 3 ] Он был оснащен двухступенчатым двигателем Orenda, развивающим статическую тягу 7275 фунтов (3300 кг)). Его высотные характеристики и скороподъемность были улучшены по сравнению с Mk 5, а восстановление предкрылка на передней кромке крыла придало ему отличные характеристики на малых скоростях. Первая серийная модель была завершена 2 ноября 1954 года, всего было построено 655 машин, производство которых было прекращено 9 октября 1958 года.

Всего в RCAF было передано 390 Mk.6, большинство из которых заменило существующие Canadair Sabre Mk.5 в эскадрильях авиадивизии в Западной Германии и Франции. Главной воздушной угрозой для НАТО в 1950-е годы в Центральной Европе были ранние варианты советских МиГов — МиГ-15 , МиГ-17 , МиГ-19 и МиГ-21 . Учитывая опыт Корейской войны, выбор Mk.6 Sabre для эффективного противодействия угрозе МиГов оказался логичным. Обязательство Канады перед НАТО заключалось в предоставлении 12 эскадрилий, расположенных на четырех базах – двух во Франции ( Марвиль и Гростенкин ) и двух в Западной Германии ( Цвайбрюккен и Баден-Зёллинген ). Первоначально вклад состоял только из самолетов Sabre; однако позже было решено включить в комплекс ПВО самолет Avro Canada CF-100 , обеспечивающий возможность ночного и всепогодного истребителя.

Хотя в основном Sabre использовались RCAF в Европе, они также использовались вспомогательными подразделениями RCAF по совместительству в Канаде, заменяя самолеты de Havilland Vampire . Были оснащены 400-я эскадрилья «Город Торонто» и 411-я эскадрилья «Графство Йорк», базирующаяся на станции RCAF Даунсвью недалеко от Торонто, а также 401-я эскадрилья «Сити-Уэстмаунт» и 438-я эскадрилья «Сити-оф-Монреаль» на станции RCAF Сент-Юбер недалеко от Монреаля. с Sabre 5, как и 442-я эскадрилья «Город Ванкувер» на станции RCAF Си-Айленд , недалеко от Ванкувера.

Помимо поставок RCAF, 225 самолетов Canadair Mk.6 Sabre были экспортированы западногерманским Люфтваффе , шесть — ВВС Колумбии , а 34 — ВВС ЮАР .

В январе 1966 года Германия продала Ирану 90 своих канадских Sabre Mk 6. Эти самолеты были быстро переброшены в Пакистан и стали основным дневным истребителем ВВС Пакистана.

Canadair Sabre были основой своих военно-воздушных сил в двух крупных конфликтах, в которых они применялись: Корейской войне, где F-86 Sabre установили рекорд сбитых самолетов 6-1, и Индо-Пакистанской войне 1971 года . Миниатюрный Folland Gnat был его главным противником в Индо-Пакистанской войне. К концу 1971 года Gnat оказался неприятным противником для более крупного, тяжелого и старого Sabre. Индийские ВВС называли Gnat «Sabre Slayer», поскольку большая часть его боевых потерь во время двух войн была совершена против Sabre. [ 4 ] [ 5 ] Хотя Canadair Sabre Mk.6 считался лучшим истребителем своего времени, [ 6 ] тактика предусматривала, что Комары сразятся с Сэйбрз на вертикальной арене, где Сэйбрз находились в невыгодном положении. Более того, поскольку «Комар» был легким и компактным по форме, его было трудно увидеть, особенно на нижних уровнях, где происходило большинство воздушных боев. [ 7 ]

Рекорды скорости среди женщин

[ редактировать ]
Кокран в своей рекордной Sabre разговаривает с Чаком Йегером. [ 8 ]
Канадаэр Сэйбер 19200

В 1952 году Жаклин Кокран , которой тогда было 47 лет, решила бросить вызов мировому рекорду скорости среди женщин, который тогда принадлежал Жаклин Ориоль . Она попыталась одолжить F-86 у ВВС США, но получила отказ. Ее представили вице-маршалу авиации RCAF, который с разрешения министра обороны Канады организовал для нее одолжение 19200 , единственного Sabre 3. Canadair отправила в Калифорнию группу поддержки из 16 человек для этой попытки. 18 мая 1953 года г-жа Кокран установила новый рекорд скорости на 100 км - 1050,15 км/ч (652,53 миль в час). Позже, 3 июня, она установила новый рекорд на 15 км по замкнутому кругу - 1078 км/ч (670 миль в час). Находясь в Калифорнии, она в пикировании превысила скорость 1270 км/ч и, таким образом, стала первой женщиной, превысившей скорость звука.

Голден Хоукс

[ редактировать ]
Летная команда Golden Hawks, 1959 год.

Golden Hawks — канадская пилотажная летная группа, созданная в 1959 году в честь 35-летия Королевских ВВС Канады и «золотого» 50-летия канадских полетов, начавшихся с AEA Silver Dart в 1909 году. Первоначально это был самолет с шестью самолетами. Предполагалось, что команда, летающая на блестяще окрашенных в золотой металлик самолетах Canadair Sabre Mk.5, будет выступать всего один год, но Golden Hawks стали настолько популярны после своего сингла. 63-й сезон показал, что состав команды расширился. В следующем году к команде добавился еще один самолет, что позволило сформировать основной состав из пяти самолетов с двумя одиночными самолетами. Golden Hawks продолжали выступать еще три сезона, перейдя на Mk 6 в 1961 году, пока не были расформированы 7 февраля 1964 года, проведя в общей сложности 317 концертов по Северной Америке . [ 9 ]

Варианты

[ редактировать ]
Canadair Sabre F.4 из 92-й эскадрильи истребительного командования Королевских ВВС , 1955 год.
Сохранившийся Canadair Sabre 6
Сабля Мк.1
Один построен прототип F-86A.
Сабля Мк.2
Построено 350 самолетов типа F-86E, 60 для ВВС США, три для Королевских ВВС , 287 для RCAF .
Сабля Мк.3
Один построен в Канаде и является испытательным стендом для реактивного двигателя Orenda 3; для установки двигателя Orenda были внесены различные другие структурные модификации.
Сабля Мк.4
Построено 438 экземпляров, производство: десять для RCAF, 428 для RAF как Sabre F 4 .
Сабля Мк.5
Построено 370 самолетов типа F-86F с двигателем Orenda, все переданы RCAF, 75 позже переданы ВВС Германии .
Сабля Мк.6
Всего построено 655 самолетов, 390 — для RCAF , 225 — для Люфтваффе, шесть — для Колумбии и 34 — для Южной Африки .

Операторы

[ редактировать ]
Люфтваффе Канадаэр Сабер
Бывший RAF Canadair Sabre Mk 4 с маркировкой ВВС США перед доставкой в ​​ВВС Италии в 1956 году.
 Бангладеш
 Канада
 Колумбия
 Западная Германия
  • ВВС Германии - эксплуатировали 75 Canadair Sabre Mk 5 и 225 Canadair Sabre Mk 6, 1957–1964 годы, на борту JG 71 , JG 72 и JG 73. Последний Mk 6, использовавшийся для обучения, был списан в 1983 году. [ 10 ]
 Греция
  • Королевские ВВС Греции 120 использовали Canadair CL-13 Mk.4, приобретенные у Королевских ВВС Канады и переименованные в F-86E(M). Приписан к 341, 342, 343-й эскадрильям-перехватчикам и вышел в отставку в 1965 году.
 Гондурас
 Италия
 Пакистан
 Южно-Африканский Союз
 Турция
  • ВВС Турции приобрели бывший RCAF 107 Canadair CL-13 Sabre Mk.2 "F-86E(M)" в 1954 году, списаны в 1968 году. [ 15 ]
 Великобритания
 Соединенные Штаты
 Югославия

Выжившие

[ редактировать ]

Технические характеристики (Сэйбр Мк.6)

[ редактировать ]
Двигатель Orenda на выставке в Карлтонском университете
Пулеметные порты самолета Canadair CL-13B Sabre Mk 6

Данные из спецификации самолета Canadair F-86 Sabre 6 для ВВС Аргентины, отчет № РД-13В-13 (выпуск 1). [ 16 ]

Общие характеристики

  • Экипаж: Один
  • Длина: 37,54 футов (11,44 м)
  • Размах крыльев: 37,12 футов (11,31 м)
  • Высота: 14,74 футов (4,49 м)
  • Площадь крыла: 302,3 кв. футов (28,08 м ). 2 )
  • Профиль крыла : корень: NACA-0012 (11,6)-64 (модифицированный) / наконечник: NACA-0011 (10,2)-64 (модифицированный).
  • Вес пустого: 10 638 фунтов (4825 кг)
  • Полная масса: 14 613 фунтов (6628 кг) внутреннего топлива
  • Максимальный взлетный вес: 17 580 фунтов (7 974 кг)
  • Силовая установка: 1 турбореактивный двигатель Avro Canada Orenda 14, тяга 7500 фунтов силы (33 кН).

Производительность

  • Максимальная скорость: 697 миль в час (1122 км/ч, 606 узлов) на уровне моря.
  • Скорость сваливания: 110 миль в час (178 км/ч, 96 узлов) на уровне моря.
  • Дальность: перегоночная дальность 1481 миль (2384 км, 1287 морских миль) с двумя сбрасываемыми баками по 200 галлонов.
  • Практический потолок: 54 100 футов (16 500 м)
  • Скорость набора высоты: 12 050 футов/мин (61,2 м/с).
  • Нагрузка на крыло: 58,154 фунта/кв. футов (283,93 кг/м). 2 )
  • Тяга/вес : 0,534
  • Все показатели производительности при весе ~ 14 044 фунта.

Вооружение

См. также

[ редактировать ]

Связанные разработки

Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи

Связанные списки

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ «КАНАДАИР F-86 SABRE MK.6» . Королевский музей авиации . Проверено 23 июля 2024 г.
  2. ^ Вагнер 1963, с. 124.
  3. ^ Йоос 1971, с. 3.
  4. ^ Бингхэм 2002 г.
  5. ^ «Рецензия на книгу Д.С. Джафы «Три страны, один народ». Архивировано 26 января 2000 г. в Wayback Machine India Today , 20 сентября 1999 г. Проверено: 10 марта 2009 г.
  6. ^ "Canadair CL-13 Sabre". rcaf.com. Проверено: 4 ноября 2010 г. Архивировано 21 мая 2006 г. на archive.today.
  7. ^ Спик, Майк. Иллюстрированный справочник бойцов . Оцеола, Висконсин: Zenith Press, 2002. ISBN   0-7603-1343-1 , с. 161.
  8. ^ "Жаклин Кокран". ВВС США. Проверено: 27 июля 2009 г.
  9. ^ Демпси 2002
  10. ^ Хейс, Пол. «Achtung Saberjetz – обучение новых Люфтваффе». Архивировано 21 июля 2017 года в Wayback Machine Vintage Wings, 2011. Дата обращения: 13 июля 2012 года.
  11. ^ Jump up to: а б «Североамериканские F-86E и F-86D Sabre в JRV и их судьбы — Пейдж» . www.paluba.info .
  12. ^ «Типы самолетов ВВС Италии» . www.aeroflight.co.uk .
  13. ^ Капитан СУЛТАН М ХАЛИ. «F-86 F&E Sabre в ВВС Пакистана» . DefenceJournal.com . Архивировано из оригинала 21 февраля 2001 года.
  14. ^ Гвен Керр. «ВВС Пакистана — Canadair Sabre идет на войну» . PakDef.info . Архивировано из оригинала 21 марта 2013 года.
  15. ^ «Канадэр F-86E Сейбр» . АпексМакет .
  16. ^ РД-13Б-103 Технические характеристики самолета Canadair F-86 Sabre 6 для ВВС Аргентины www.avialogs.com. Получено: 16 сентября 2018 г.

Библиография

[ редактировать ]
  • Чилдерхоз, Р.Дж. F-86 Sabre . Нью-Йорк: Arco Publishing, 1965.
  • Демпси, Дэниел В. Традиция совершенства: наследие канадской команды авиашоу . Виктория: High Flight Enterprises Ltd., 2002. ISBN   0-9687817-0-5 .
  • Журнал Flypast , август 2007 г., Key Publishing Ltd.
  • Йоос, Герхард В. Canadair Sabre Mk 1-6, Commonwealth Sabre Mk 30-32 в RCAF, RAF, RAAF, SAAF, Люфтваффе и дипломатической службе . Кент, Великобритания: Osprey Publications Limited, 1971. ISBN   0-85045-024-1 .
  • Робинсон, Робби. НАТО F-86D/K Sabre Dogs . Гавр, Editions Minimonde76, 120 стр. 2018, ISBN   978-2-9541818-3-7 .
  • Милберри, Ларри . Канадэйр Сэйбер . Торонто: Книги CANAV, 1986. ISBN   0-9690703-7-3 .
  • Пиклер, Рон и Ларри Милберри. Canadair: первые 50 лет . Торонто: Книги CANAV, 1995. ISBN   0-921022-07-7 .
  • Вагнер, Рэй. Североамериканская сабля . Лондон: Macdonald & Co (Publishers) Ltd, 1963.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 6c642d3f9f30710f15689835022b0c41__1721756820
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/6c/41/6c642d3f9f30710f15689835022b0c41.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Canadair Sabre - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)