Jump to content

Фолландский комар

Комар
Фолландский комар над РИАТом , 2018 г.
Роль Истребитель , легкий тактический бомбардировщик и учебно-тренировочный самолет.
Производитель Фолланд Самолет
Дизайнер WEW Петтер
Первый полет 18 июля 1955 г.
Введение 1959 (РАФ)
Ушедший на пенсию 1979 (РАФ)
Статус Ушедший на пенсию
Основные пользователи Королевские ВВС
Индийские ВВС
Финские ВВС
Количество построенных 449 (включая Хэла Аджита)
Разработано на основе Фолланд Мидж
Варианты ХАЛ Аджет

Folland Gnat — британский компактный со стреловидным крылом дозвуковой истребитель , разработанный и производимый компанией Folland Aircraft . Задуманный как доступный легкий истребитель в отличие от растущей стоимости и размеров типичных боевых самолетов, он закупался в качестве учебно-тренировочного самолета для Королевских ВВС (RAF), а также экспортных заказчиков, которые использовали Gnat как в бою, так и в учебных целях. мощности.

Разработанный WEW Petter , Gnat берет свое начало на предыдущем частном предприятии Folland Midge . Выпуск эксплуатационных требований OR.303 Великобритании министерством авиации послужил стимулом для разработки этого типа; Позже Gnat был представлен как отвечающий этому требованию. Его конструкция позволяла выполнять задачи по строительству и техническому обслуживанию без специальных инструментов, что делало его пригодным для использования в странах, которые еще не стали высокоиндустриализированными . [1] [2] Gnat рассматривался как главный мотивирующий фактор при выдаче требования НАТО NBMR-1 , целью которого было создание общего ударно-штурмового легкого истребителя для оснащения военно-воздушных сил различных членов НАТО.

никогда не использовался в качестве истребителя Королевскими ВВС (RAF), он Хотя учебно-тренировочный вариант Gnat T.1 был принят на вооружение и эксплуатировался в течение некоторого времени. В Соединенном Королевстве Gnat стал хорошо известен благодаря его широкому использованию в качестве демонстрационного самолета пилотажной группы Red Arrows ВВС Великобритании . Gnat F.1 экспортировался в Финляндию, Югославию и Индию. Индийские ВВС стали крупнейшим эксплуатантом и в конечном итоге начали производить самолеты по лицензии . Впечатленная его боевыми качествами, Индия приступила к разработке улучшенного HAL Ajeet , модифицированного варианта Gnat. На британской службе Gnat был заменен на Hawker Siddeley Hawk .

Разработка

[ редактировать ]

Происхождение

[ редактировать ]

В октябре 1950 года WEW «Тедди» Петтер , британский авиаконструктор, ранее работавший в Westland Aircraft и English Electric , присоединился к Folland Aircraft в качестве управляющего директора и главного инженера. [3] [4] Почти сразу после прихода в фирму Петтер провел исследование экономики производства современных истребителей и пришел к выводу, что многие боевые самолеты требуют слишком больших затрат с точки зрения человеко-часов и материалов, чтобы их можно было легко производить массово во время крупного конфликта. [4] В то время как штаб британских ВВС делал упор на качество, а не на количество, экономика ожидаемого масштабного производства во время войны многих самолетов ВВС Великобритании того времени, таких как Hawker Hunter и Gloster Javelin перехватчики , рассматривалась как сомнительная. [4]

Петтер изучил перспективы производства более доступного, но мощного «легкого истребителя», включая обзор доступных современных двигателей для этого типа. [4] Определив подходящие схемы силовой установки, а также методы сделать несколько ключевых аспектов конструкции, таких как производство фюзеляжа и крыльев, более доступными, Фолланд быстро приступил к работе над концепцией этого легкого истребителя, финансируя проект, используя существующие средства компании. [4] Проект легкого истребителя вскоре получил обозначение Fo-141 вместе с названием «Комар». [3] На разработку Gnat и особенности его конструкции большое влияние оказало издание эксплуатационных требований OR.303 , в которых требовался мощный легкий истребитель. Работа по разработке «Комара» продолжалась, независимо от каких-либо внешних заказов и финансирования; , не предоставило финансирования для поддержки ранней разработки этого типа ни одно британское правительственное ведомство, например Министерство снабжения . [3] [5]

Первый прототип Gnat F.1
Вариант одноместного истребителя Gnat F.1 на Парижском авиасалоне 1957 года.

Петтер считал, что компактный и упрощенный истребитель будет обладать преимуществами низких затрат на покупку и эксплуатацию, и что «Комар» должен производиться дешево и легко. [3] Появление новых легких турбореактивных двигателей, некоторые из которых были достаточно продвинуты в процессе разработки, также позволило реализовать задуманную концепцию легкого истребителя. [1] Первоначально предполагалось, что Gnat будет оснащен турбореактивным двигателем Bristol BE-22 Saturn, способным развивать тягу 3800 фунтов силы (16,9 кН 1724 кгс). Однако разработка «Сатурна» была отменена; более мощный, но недоступный в ближайшее время турбореактивный двигатель Bristol Orpheus . вместо него был принят [3]

Чтобы проект не был отложен до достижения стадии прототипа, невооруженный демонстратор концепции Gnat Петтера вместо этого был оснащен менее мощным двигателем Armstrong Siddeley Viper 101 турбореактивным , способным развивать 1640 фунтов силы (7,3 кН / 744 кгс) тяги. [3] Несмотря на то, что демонстратор использовал другую силовую установку от более поздних прототипов и серийных самолетов, он по-прежнему использовал почти идентичный планер вместе с аналогичными бортовыми системами, так что их можно было проверить до того, как будет построен сам Gnat. [3] Этот демонстратор получил обозначение Fo-139 Midge . 11 августа 1954 года «Мидж» совершил свой первый полет , пилотируемый главным летчиком-испытателем Фолланда Эдвардом Теннантом . [6] Несмотря на маломощный двигатель, компактный реактивный самолет смог разогнаться до 1 Маха в пикировании и показал себя очень маневренным во время летных испытаний. 20 сентября 1955 года «Мидж» был уничтожен в результате крушения, которое, возможно, произошло из-за человеческой ошибки пилота потенциального зарубежного покупателя. [7]

Midge, отчасти из-за того, что он был частным предприятием, имел лишь короткий срок службы, однако послужил демонстратором концепции для последующих самолетов. В то время он не заинтересовал Королевские ВВС как боевой самолет, но офицеры все же одобрили разработку аналогичного самолета для учебных целей. [8] Более крупный «Комар», разрабатывавшийся параллельно с «Миджем», представлял собой улучшенную версию оригинальной конструкции истребителя; он отличался более крупными воздухозаборниками, подходящими для двигателя «Орфей», немного большим крылом и возможностью установки 30-мм пушки ADEN в каждой воздухозаборной кромке. [8] [9] Первый прототип Gnat был построен Фолландом на частном предприятии. Великобритании заказало еще шесть самолетов Впоследствии Министерство снабжения для целей оценки. [8] 18 июля 1955 года прототип «Фолланда», серийный номер G-39-2 , впервые поднялся в воздух с авиабазы ​​Королевских ВВС Боскомб Даун , Уилтшир . [а] [10]

Хотя британская оценка не принесла заказов на легкий истребитель, заказы разместили Финляндия и Югославия. Индия разместила крупный заказ на этот тип, который включал лицензию на производство компании Hindustan Aeronautics Limited (HAL). [11] Хотя разработка Gnat считается фактором, который побудил группу разработки взаимного вооружения выпустить требования НАТО NBMR-1 для ударно-штурмового легкого истребителя малой высоты , сам Gnat не был оценен в конкурсе, который выиграл Fiat G. .91 . [12] Однако в 1958 году Gnat был оценен ВВС Великобритании как замена de Havilland Venom , а также другим легким самолетам, таким как BAC Jet Provost . [13] Hawker Hunter был выбран в качестве победителя соревнований по взлету.

Оперативный Комар Т.1 4-й летной школы Королевских ВВС, 1971 г.

Хотя интерес британских ВВС к возможностям использования Gnat в качестве истребителя угас, Фолланд определил потенциальное использование этого типа в качестве учебно-тренировочного самолета. Соответственно, самолет был модифицирован в соответствии с требованиями спецификации T.185D, которая предусматривала создание усовершенствованного двухместного учебно-тренировочного самолета, который мог бы переводить пилотов с нынешнего de Havilland Vampire T 11 на действующие истребители, такие как сверхзвуковой English Electric. Молния . [8]

Фолланд предложил двухместный Fo. 144 Дрессировщик комаров. В учебно-тренировочную модель было внесено несколько изменений, в том числе использование нового крыла с дополнительным запасом топлива, что, в свою очередь, позволило выделить больше внутреннего пространства внутри фюзеляжа для дополнительного оборудования. Также был использован более мощный вариант двигателя «Орфей», при этом была увеличена длина носовой части фюзеляжа, а также увеличены хвостовые поверхности. Внутренние элероны истребительного варианта были переконфигурированы на расположение подвесных элеронов и обычных закрылков. 7 января 1958 года был заключен первоначальный контракт на 14 предсерийных тренажеров Gnat. [14]

31 августа 1959 года прототип Gnat Trainer совершил свой первый полет с аэродрома Чилболтон , Хэмпшир . [15] Министерство сначала не разместило производственный заказ, поскольку было обеспокоено размером и способностью компании выполнить крупный заказ. После захвата Фолланда компанией Hawker Siddeley Aviation (превратившейся в подразделение Hamble), в период с февраля 1960 по март 1962 года были размещены дополнительные заказы на 30, 20 и 41 учебно-тренировочные самолеты, получившие обозначение Gnat T Mk. 1 . [16] Последний Gnat T.1 для ВВС Великобритании был доставлен в мае 1965 года.

Дальнейшее развитие

[ редактировать ]

Фолланд стремился разработать более мощные версии Комара; одно из наиболее существенных из этих предложений было предварительно обозначено как Gnat Mk.5. [17] Эта модель должна была развивать сверхзвуковую скорость и выпускаться как в одноместной, так и в двухместной конфигурациях, что позволяло использовать ее в роли учебно-тренировочного самолета и перехватчика . Gnat 5 должен был оснащаться либо парой двигателей Rolls-Royce RB153R , либо двумя двигателями Viper 20; В роли перехватчика он также будет оснащен радаром AI.23 Airpass Ferranti и вооружен парой de Havilland Firestreak ракет класса «воздух-воздух» . [17] Фолланд подсчитал , что с расчетной максимальной скоростью около 2 Маха (2500 км/ч; 1500 миль в час) и временем подъема на высоту 50 000 футов (15 000 м) за 3 минуты, прототип может быть запущен уже в конце 1962 года и что Gnat 5 могут быть готовы к эксплуатации в течение четырех-пяти лет. [17]

В 1960 году Морис Бреннан присоединился к Folland в качестве главного инженера и директора. Хокер Сиддели хотел использовать свои знания о крыльях изменяемой геометрии в будущих конструкциях. [11] Под его руководством к базовой конструкции Gnat 5 было применено крыло изменяемой геометрии, в результате чего были созданы две различные конфигурации – бесхвостая и с обычным хвостовым оперением – для многоцелевого истребителя/ударного/тренировочного самолета, получившего обозначение Fo.147. В конструкции использовался уникальный механизм стреловидности крыльев; В этом механизме использовалась комбинация гусениц, расположенных по бокам фюзеляжа, по центральной линии и на нижней стороне крыльев, и приводился в действие с гидравлическим приводом, шариковинтовыми парами расположенными на внутренних концах крыльев. [17] Крылья могли иметь стреловидность от 20 до 70 градусов; в положении 70 градусов продольное управление обеспечивалось элевонами , установленными на законцовках крыла , а в положении 20 градусов - убирающимся утком . автостабилизацию Также предполагалось использовать . Благодаря балансировке с помощью «утка» отпала необходимость в большом хвостовом оперении, как это было бы на конструкциях без «утка». [18]

Fo.147 должен был быть способен развивать скорость более 2 Маха, при этом ограничение скорости устанавливалось температурой конструкции в результате кинетического нагрева. [19] Его максимальный общий вес составлял 18 500 фунтов (8 400 кг), что хорошо сравнивалось с более строгим максимальным весом Gnat 5 в 11 100 фунтов (5 000 кг). По словам авиационного автора Дерека Вуда, Fo.147: «стал бы первоклассным летающим испытательным стендом для теорий изменяемой геометрии… даже VG-конверсия стандартного истребителя Gnat Mk 2 стала бы бесценным исследовательским инструментом». . [19] Однако ни Fo.147, ни его преемник Fo.148 не были доведены до стадии прототипа; ВВС Великобритании не проявили особого интереса к необходимости учебно-тренировочного самолета с изменяемой геометрией, хотя намеревались закупить ударный самолет General Dynamics F-111K . [19]

Folland Gnat представлял собой специально построенный легкий истребитель, подходящий как в качестве учебно-тренировочного, так и в качестве боевого самолета для выполнения функций штурмовика и дневного истребителя . [20] В кабине было много функций, ожидаемых от стандартного истребителя: полная герметизация , климат-контроль и катапультное кресло . [4]

Кабина Folland Gnat Mk.1

По словам Фолланда, Gnat предлагал преимущества перед обычными истребителями с точки зрения стоимости, человеко-часов, управляемости, удобства обслуживания и портативности. [21] Его трехопорное шасси позволяет ему взлетать с аскетичных взлетно-посадочных полос, покрытых травой, благодаря небольшому весу самолета. [4]

В конструкции Gnat использовалась традиционная металлическая конструкция с напряженной обшивкой и обширной заклепкой . [4] Чтобы снизить рабочую нагрузку и стоимость, были сведены к минимуму интенсивные методы изготовления, такие как механическая обработка , ковка и литье . Планер можно было построить с использованием простых приспособлений без каких-либо специальных навыков или инструментов. [4] Крыло (например) можно было бы произвести за четверть стоимости и менее чем за одну пятую трудозатрат, необходимых для изготовления крыльев других современных истребителей. [4] Аналогично, используемая компоновка и методы строительства позволяют быстро разбирать планер на основные части без использования кранов или лестниц ; «Комар» был значительно проще в обслуживании, чем большинство других самолетов. [5]

Операционная история

[ редактировать ]

Финляндия

[ редактировать ]
Сохранившийся Gnat Mk.1 в Музее авиации Центральной Финляндии.

Финские ВВС получили первый из своих 13 самолетов Gnat (11 истребителей и 2 самолета-фоторазведчика) 30 июля 1958 года. Вскоре выяснилось, что это проблемный самолет, находящийся на вооружении и требующий большого наземного обслуживания. В начале 1957 года было достигнуто лицензионное соглашение , позволяющее Valmet построить Gnat в Тампере в Финляндии. [22] хотя в итоге ни один не был построен. 31 июля 1958 года майор ВВС Финляндии Лаури Пекури , ас-истребитель Второй мировой войны , стал первым финским пилотом, преодолевшим звуковой барьер во время полета на «Комаре» над озером Луонетярви . [23]

Gnat F.1 поначалу оказался проблематичным в суровых финских условиях. Финляндия была первым оперативным пользователем Gnat F.1, и с самолетом все еще оставалось много проблем, которые нужно было решить. Все «Комары» были остановлены на полгода 26 августа 1958 года после разрушения ГН-102 из-за технической ошибки в его гидравлической системе, и вскоре самолет стал предметом резкой критики. Еще три самолета также были уничтожены в результате других происшествий: два пилота катапультировались , а один погиб. После того, как первоначальные проблемы были устранены, самолет оказался чрезвычайно маневренным и имел хорошие летные характеристики, но при этом требовал очень интенсивного технического обслуживания. Доступность запасных частей всегда была проблемой, а их обслуживание – проблемой для механиков-срочников. «Gnats» были сняты с боевой службы в 1972 году, когда крыло Häme переехало в Рованиеми новые Saab 35 Drakens . и когда в эксплуатацию были введены [8]

1967 года Почты Индии Марка

В сентябре 1956 года правительство Индии подписало контракт на производство самолета и двигателя «Орфей» в Индии. [24] Первые 13 самолетов для ВВС Индии (IAF) были собраны в Хамбл-ле-Рисе , за ними последовали частично завершенные самолеты, а затем сборочные узлы, поскольку компания Hindustan Aircraft постепенно взяла на себя сначала сборку, а затем производство самолетов. Первый полет Gnat ВВС Индии состоялся в Соединенном Королевстве 11 января 1958 года, он был доставлен в Индию в трюме C-119 и принят ВВС 30 января 1958 года. Первой эскадрильей Gnat была № 23 (Cheetah) , который был преобразован из Vampire FB.52 18 марта 1960 года с использованием шести самолетов Gnat, построенных в Folland. Первый самолет, построенный из деталей индийского производства, впервые поднялся в воздух в мае 1962 года. Последний построенный в Индии Gnat F.1 был доставлен 31 января 1974 года.

В музее ВВС Индии, Нью-Дели.
IAF Folland Gnat («Убийца саблей»)

«Комар» был чрезвычайно трудным самолетом для управления на ранних этапах обучения. В отличие от RAF, IAF не закупала учебно-тренировочную версию. [25] Призывников набирали из авиационных эскадрилий «Хантер», получивших опыт управления электроприводом. Затем они провели двойную проверку тренера «Охотник». Пилот должен был совершить короткий пробег по взлетно-посадочной полосе на полном газу перед полетом в одиночку. «Комар» имел тенденцию резко крениться при поднятии шасси; почти всем новым пилотам будет трудно контролировать ожидаемое увеличение тангажа. [25] Имея достаточный опыт, пилоты смогут использовать этот маневренный мини-самолет на пределе своих возможностей.

Многие независимые и индийские источники утверждают, что «Комар» сбил семь пакистанских североамериканских F-86 Sabre во время войны 1965 года . [26] [27] На начальном этапе войны 1965 года самолет IAF Gnat, пилотируемый командиром эскадрильи Бридж Пал Сингх Сиканд, приземлился на заброшенной пакистанской взлетно-посадочной полосе в Пасруре и был захвачен ВВС США. Два истребителя Lockheed F-104 Starfighter заявили, что сбили «Комара». [28] [29] Сиканд, у которого на своем «Комаре» произошел полный отказ электрооборудования, когда его отделили от звена IAF для борьбы с Sabre, был вынужден совершить вынужденную посадку на аэродроме PAF в Пасруре. [30] Этот комар выставлен как военный трофей в Музее ВВС Пакистана в Карачи . После прекращения огня 16 декабря 1965 года один пакистанский Cessna O-1 был сбит самолетом Gnat. [26]

PAF Sabre сбит в бою истребителем IAF Gnat в сентябре 1965 года.

Комары снова использовались Индией во время Индо-Пакистанской войны 1971 года . [31] [32] Самым заметным действием стала битва при Бойре первые воздушные бои над Восточным Пакистаном ( Бангладеш , где произошли ). IAF Gnats сбили два самолета PAF Canadair Sabre и серьезно повредили один. Еще один заметный воздушный бой с участием «Комара» произошел над аэродромом Сринагар , где одинокий индийский пилот выстоял против шести «Сейбров», стреляя при этом в два «Сейбр», прежде чем был сбит. [33] [34] [35] Пилот комаров Нирмал Джит Сингх Сехон был посмертно удостоен Парам Вир Чакры (высшей награды Индии за доблесть), став единственным членом ВВС, удостоенным этой награды.

К концу 1971 года Gnat оказался неприятным противником для более крупного, тяжелого и старого Sabre. В ВВС США называли Gnat «Sabre Slayer», поскольку большинство его боевых «убийств» во время двух войн было совершено против Sabre, несмотря на то, что Canadair Sabre Mk 6 широко считался лучшим истребителем собак своей эпохи. [36] [37] [38] Тактика предусматривала, что Комары сразятся с Сэйбрз на вертикальной арене, где Сэйбрз находились в невыгодном положении. Поскольку «Комар» был легким и компактным по форме, его было трудно заметить, особенно на нижних уровнях, где происходило большинство воздушных боев. [27] Помимо противовоздушной обороны операций , во время Освободительной войны Бангладеш «Комары» участвовали в операциях по борьбе с судами, наземных атаках , сопровождении бомбардировщиков / транспортных средств и операциях непосредственной поддержки с воздуха . [31] [32]

ВВС были впечатлены действиями «Комара» в двух войнах, но у самолета было много технических проблем, включая гидравлику, темпераментную пару 30-мм пушек «Аден», которые часто выходили из строя в полете, значительную «изогнутую тягу» при взлете, приводившую к много прерванных взлетов [39] и ненадежная система управления. Чтобы устранить эти недостатки, ВВС США в 1972 году выпустили требование к улучшенному «Gnat II», сначала указав, что новая версия должна быть оптимизирована как перехватчик, но затем расширив спецификацию, включив в нее средства наземной атаки. было произведено более 175 построенных компанией Hindustan Aeronautics Limited лицензионных версий Ajeet («Непобедимый»), В Бангалоре . Несколько Gnat по-прежнему находятся в частных руках. Несколько самолетов IAF Gnats, один из которых участвовал в войне 1971 года в Восточном Пакистане, были переданы ВВС Бангладеш . [40]

Великобритания

[ редактировать ]

Первые серийные Gnat T.1 для Королевских ВВС были доставлены в феврале 1962 года в Центральную летную школу Королевских ВВС Литтл-Риссингтон . Основным эксплуатантом этого типа была 4-я летная школа в RAF Valley , первый самолет был доставлен в ноябре 1962 года. В 1964 году 4 FTS сформировали пилотажную группу « Йеллоуджекс» с полностью желтыми «Комарами». Команда была реформирована в 1965 году как часть Центральной летной школы под названием Red Arrows , которая эксплуатировала Gnat до 1979 года в качестве пилотажной группы RAF. [8] 14 мая 1965 года последний построенный Королевскими ВВС Gnat T.1 был доставлен Red Arrows.

Частный Gnat T.1 на выставке Kemble Air Day 2008.

После того, как пилоты прошли базовую подготовку на BAC Jet Provost и получили крылья, их отбирали для одного из трех потоков: скоростного реактивного самолета, многомоторного самолета или вертолета. Те, кого отобрали для участия в быстрых самолетах, были отправлены в RAF Valley для повышения квалификации на Gnat T.1, обычно 70 часов полета. Затем студенты перейдут к оперативной подготовке с использованием Hawker Hunter , после чего их отправят в подразделение оперативной переоборудования для того типа самолета, на котором они будут летать.

После того, как Hawker Siddeley Hawk был введен в эксплуатацию в качестве замены, Gnats были выведены из эксплуатации. [8] Крупнейший оператор 4 FTS списал свой последний Gnat в ноябре 1978 года. Большинство списанных Gnat были доставлены в Школу технической подготовки № 1 в RAF Halton и другие учебные заведения для использования в качестве планеров для наземного обучения. Когда у британских ВВС не было необходимости в Gnats в качестве учебных планеров, их распродали. Многие из них были куплены частными операторами, а некоторые летают до сих пор. [ нужна ссылка ]

Югославия

[ редактировать ]

Югославия заказала для оценки два Gnat F.1; Первый самолет поднялся в воздух 7 июня 1958 года, и оба были доставлены в Югославию по железной дороге. Самолеты эксплуатировались в летно-испытательном центре, но заказов на новые самолеты не поступало. Один самолет был уничтожен в результате крушения в октябре 1958 года, а другой сохранился и выставлен в Сербии.

Варианты

[ редактировать ]
Третий прототип Gnat T.1, XM693, на выставке SBAC в 1961 году демонстрировал короткий нос раннего самолета. Сейчас он охраняет старый завод Фолланд в Хэмбле , хотя и раскрашен как самолет Red Arrows.
Фолланд Комар на авиабазе RAF Waterbeach , Кембриджшир, в день битвы за Британию , 14 сентября 1963 года.
Fo.140 Комар
Прототип истребителя частного предприятия, построен один.
Fo.141 Комар
Комар Ф.1
Одноместный легкий истребитель экспортирован в Финляндию, Индию и Югославию, 50 штук построено компанией Folland в Хамбле. Он также был построен в Индии по лицензии как HAL Gnat .
Комар FR.1
Один самолет для Финляндии был построен с тремя носовыми 70-мм фотокамерами Vinten и получил обозначение FR.1. К нему присоединился самолет Министерства снабжения, закупленный Folland и модифицированный по тому же стандарту. Оба самолета были доставлены в Финляндию 12 октября 1960 года.
Fo.142 Комар / Комар Ф.2
Это должен был быть улучшенный F.1 с крылом с соотношением толщины к хорде 6% и двигателем Bristol Orpheus с упрощенным подогревом (BOr.12SR), развивающим тягу 8000 фунтов-силы (35,6 кН). [41] Прототип крыла был построен, но не соединен с фюзеляжем или двигателем. Ожидалось, что он будет иметь М 1,5 и будет иметь «заметное увеличение скороподъемности». [42] Разработка была прекращена, потому что Бристоль отказался поддержать разработку повторного нагрева. [43]
Fo.143 Комар / Комар F.4
Предлагался улучшенный F.2 с радаром воздушного перехвата и возможностью нести управляемое вооружение, не строился. [44]
Fo.144 Дрессировщик комаров / Gnat T.1
Двухместный усовершенствованный учебно-тренировочный самолет для Королевских ВВС, 105 штук построено компанией Hawker Siddeley.
Комар Ф.5
Предлагаемая разработка с января 1960 года, с большей площадью крыла (и закрылков). Он должен был быть оснащен двумя двигателями Rolls-Royce RB153 с промежуточным подогревом. В проекте также учитывалась работа с авианосцев. [45]
Фо.146
Это был двухместный самолет с крыльями изменяемой геометрии, созданный на основе комбинации Gnat Mk5 и Gnat Trainer. Он должен был быть оснащен двумя двигателями Rolls-Royce RB153 с промежуточным перегревом и реверсорами тяги. он должен был производиться либо как усовершенствованный учебно-тренировочный самолет с вооружением, либо как истребитель. Это и более поздние исследования возглавил Морис Бреннан . [46]
ХАЛ Аджет
Индийская разработка Gnat F.1
HAL Аджит Тренер
Двухместный тандемный учебно-тренировочный вариант для ВВС Индии . Эта версия была создана на основе HAL Ajeet и значительно отличалась от Gnat T.1, используемого ВВС Великобритании.

Операторы

[ редактировать ]
Folland Gnat Mk.1 (GN-101) в Музее авиации Центральной Финляндии.
Folland Gnat с маркировкой СФР Югославских ВВС в Белградском музее авиации .
Бывший самолет Red Arrows , XR537.
 Финляндия
 Индия
 Великобритания

Аварии и происшествия

[ редактировать ]
  • 31 июля 1956 года прототип G-39-2 разбился в Стокбридже и был разрушен из-за разрушения конструкции, вызванного флаттером хвостового оперения. [б] 7
  • ВВС Финляндии 26 августа 1958 года GN-102 был уничтожен под Тампере из-за технической ошибки в его гидравлической системе. Пилот катапультировался.
  • 15 октября 1958 года разработка F.1 XK767 разбилась в Стэплфорде , Уилтшир, из-за предполагаемого отказа управления.
  • 13 апреля 1966 года RAF Gnat T.1 XP507 из 4FTS вылетел в море при подходе к RAF Valley .
  • 23 августа 1967 г. RAF Gnat T.1 XP512 покинули над RAF Valley на высоте 3000 футов (910 м) после захвата Hobson Unit в хвостовом оперении во время предыдущей роликовой посадки. Инструктор серьезно ранен; пилот-студент не пострадал. Самолет летал около пяти минут по большому кругу, а затем разбился на пляже Роснейгр среди купающихся, но не причинил вреда населению.
  • 26 марта 1969 года RAF Gnat T.1 XR573 Red Arrows врезался в дерево во время тренировки по показу строя.
  • 20 января 1971 года XR545 и XR986 RAF Gnat T.1 из Red Arrows столкнулись, и оба разбились во время тренировочных демонстрационных полетов на авиабазе RAF Kemble .
  • 3 сентября 1975 г. британские ВВС Gnat T.1 XS103 самолета CFS столкнулись с истребителем итальянских ВВС Lockheed F-104 Starfighter недалеко от Лека в Германии; оба самолета благополучно приземлились, но из-за повреждений «Комар» был списан.
  • 28 октября 1975 года самолет RAF Gnat T.1 XR571 из 4-х FTS RAF совершил жесткую посадку и объявил о списании в RAF Valley , Англси. [47]
  • 30 апреля 1976 года два самолета RAF Gnat T.1 XP536 и XR983 из 4FTS столкнулись, и оба разбились над Северным Уэльсом.
  • 30 июня 1976 г. RAF Gnat T.1 XM707 самолета Red Arrows был брошен возле RAF Kemble из-за потери управления хвостовым оперением.
  • 8 октября 1976 г. RAF Gnat T.1 'XR996' из 4FTS разбился при заходе на посадку в RAF Shawbury . Оба экипажа погибли.
  • 10 января 1991 г. Шривпорт, Лос-Анджелес. N3XR разбился из-за нехватки топлива. 2 погибших. Идентификатор NTSB: FTW91FA028
  • 29 июля 2013 г. Gnat T.1 XS105 (N18GT) разбился недалеко от Джорджтауна, Южная Каролина , США. Самолет был уничтожен.
  • 1 августа 2015 года Gnat T.1 XP504 (хотя и имел обозначение XS111) из команды Gnat, разбился на автомобильном фестивале CarFest North в Оултон-парке в Чешире во время выступления на мероприятии; никаких травм на земле. В результате инцидента погиб пилот Кевин Уайман. [48]

Выживший самолет

[ редактировать ]

Несколько Gnat выжили, включая несколько годных к полетам экземпляров (особенно в США и Великобритании), а также другие, выставленные на всеобщее обозрение.

Технические характеристики (Комар Ф.1)

[ редактировать ]
Folland Gnat Mk.I чертежи в 3 видах
Катапультное кресло Folland Gnat

Данные Jane's All the World's Aircraft, 1958-59 гг., [49] Великая книга бойцов [50]

Общие характеристики

  • Экипаж: 1
  • Длина: 29 футов 9 дюймов (9,07 м)
  • Размах крыльев: 22 фута 2 дюйма (6,76 м)
  • Высота: 8 футов 10 дюймов (2,69 м)
  • Площадь крыла: 136,6 кв. футов (12,69 м ). 2 )
  • Профиль крыла : модифицированный RAE 102. [51]
  • Пустой вес: 4800 фунтов (2177 кг)
  • Полная масса: перехватчик 6575 фунтов (2982 кг).
8765 фунтов (3976 кг) тактический, с внешними баками и вооружением
  • Максимальный взлетный вес: 9040 фунтов (4100 кг)
  • Запас топлива: 175 имп галлонов (210 галлонов США; 800 л) в семи фюзеляжных баках + 25 имп галлонов (30 галлонов США; 110 л) в двух дополнительных баках в задней части фюзеляжа + два дополнительных бака на 66 имп галлонов (79 галлонов США; 300 л) сбрасываемые подкрыльевые тапочные баки; Максимальный расход топлива 332 имп галлона (399 галлонов США; 1510 л)
  • Силовая установка: 1 двигатель Bristol Siddeley BOr.2 Orpheus 701-01 турбореактивный , тяга 4705 фунтов силы (20,93 кН).

Производительность

  • Максимальная скорость: 604 узла (695 миль в час, 1119 км/ч) на высоте 20 000 футов (6 100 м)
  • Максимальная скорость: 0,98 Маха.
  • Диапазон: 434,5 миль (500,0 миль, 804,7 км)
  • Выносливость: 1 час 10 минут (нормальная)
2 часа 15 минут (максимум топлива)
  • Практический потолок: 50 000 футов (15 000 м) +
  • Скорость набора высоты: 20 000 футов/мин (100 м/с).
  • Время набора высоты: 45 000 футов (14 000 м) 5 минут.
  • Взлетная дистанция до 50 футов (15 м): 2190 футов (670 м) (перехватчик)
  • Взлетная дистанция до 50 футов (15 м): 3780 футов (1150 м) (тактическая)
  • Посадочная дистанция с высоты 50 футов (15 м): 2200 футов (670 м)

Вооружение

  • Орудия: 2 30-мм пушки ADEN с боезапасом 115 выстрелов.
  • Ракеты: 12 ракет размером 3 дюйма (76 мм).
  • Бомбы: 2 бомбы по 500 фунтов (227 кг).

Авионика

  • УКВ-радио
  • Навигационные средства
  • Гироскопический прицел
  • Радар дальности

Заметные выступления в СМИ

[ редактировать ]

Четыре частных Gnat T.1 вместе с Ajeet изображали вымышленные палубные тактические истребители-бомбардировщики Oscar EW-5894 Phallus, которыми пилотировали пилоты ВМС США в комедии 1991 года « Горячие выстрелы!». . [52]

См. также

[ редактировать ]

Связанные разработки

Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи

Связанные списки

Первоначальная версия этой статьи была основана на общедоступной статье на сайте Vectorsite Грега Гебеля .

Примечания

[ редактировать ]
  1. Ранее в тот же день его перевезли по дороге с завода Folland в Хэмбле, после 15-минутного полета Gnat приземлился на аэродроме Чилболтон в Хэмпшире.
  2. Летчик-испытатель Folland Тедди Теннант выпрыгнул с парашютом и благополучно спустился, став первым человеком, использовавшим катапультное кресло Folland/Saab в действии.
  1. ^ Jump up to: а б Тейлор 1969, с. 365.
  2. ^ Уиллис 2008, с. 40.
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж г Рейс 20 августа 1954 г., с. 228.
  4. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Рейс 3 апреля 1953 г., с. 425.
  5. ^ Jump up to: а б Рейс 3 апреля 1953 г., с. 426.
  6. Рейс 20 августа 1954 г., с. 229.
  7. ^ «Несчастный случай с Миджем» . Полет . 7 октября 1955 г. с. 575. Архивировано из оригинала 1 июня 2013 года.
  8. ^ Jump up to: а б с д и ж г Фредриксен 2001, стр. 133.
  9. ^ Уиллис 2008, с. 43.
  10. ^ « Двойное первое место» для Фолландского комара», Times , Лондон, ENG , Великобритания , стр. 8, 19 июля 1955 года .
  11. ^ Jump up to: а б Вуд 1975, с. 197.
  12. ^ «Соревнования бойцов с достойным призом» . New Scientist , 2(46), 3 октября 1957 г., с. 10. ISSN 0262-4079.
  13. ^ «Светлое будущее легких истребителей». New Scientist , 4(80), 29 мая 1958 г., с. 56. ISSN 0262-4079.
  14. ^ Уиллис 2008, с. 53.
  15. ^ Бернет 1982, с. 62.
  16. ^ Бернет 1982, с. 63.
  17. ^ Jump up to: а б с д Вуд 1975, с. 198.
  18. ^ Вуд 1975, стр. 198–199.
  19. ^ Jump up to: а б с Вуд 1975, с. 199.
  20. Рейс 3 апреля 1953 г., стр. 425–426.
  21. ^ «Ответ на проблему ПВО Европы». Полет , 3 сентября 1954 г. с. 129.
  22. ^ «Со всех сторон: Финляндия построит Комаров» . Полет : 2–3. 4 января 1957 года . Проверено 6 августа 2013 г.
  23. ^ «Стингеры Севера: Визит к комарам ВВС Финляндии». Рейс , 26 июля 1962 года.
  24. ^ Фадке, Ромеш (2015). Воздушная мощь и национальная безопасность . Пентагон Пресс. п. 268. ИСБН  978-8182748408 .
  25. ^ Jump up to: а б Гупта (в отставке), командир AK «Тренажер Ajeet - недолговечен и мало использовался» . bharat-rakshak.com .
  26. ^ Jump up to: а б Ракшак, Бхарат. «Боевые убийства ВВС Индии, Индо-Пакистанская война, 1965 год». Архивировано 5 ноября 2006 года в Wayback Machine History. Проверено 4 ноября 2010 г.
  27. ^ Jump up to: а б Спик 2002, с. 161.
  28. ^ Мохан, Джаган ПВС; Чопра, Самир (январь 2005 г.). «Глава 3» . Воздушная война между Индией и Пакистаном 1965 года . ISBN  81-7304-641-7 . Архивировано из оригинала 6 июля 2013 года .
  29. ^ Туфаил, коммодор авиации М. Кайзер, «Беги… Это 104» , День обороны , нет. 5, Пакистан: Джанг, с. 5, заархивировано из оригинала 19 марта 2007 года .
  30. ^ «Индийско-пакистанская война 1965 года: как герои ВВС США уничтожили превосходящие истребители ВВС Sabre» . 6 сентября 2019 г.
  31. ^ Jump up to: а б Пайк, Джон. «22-я эскадрилья «Стрижи». Глобальная безопасность. Проверено 4 ноября 2010 г.
  32. ^ Jump up to: а б «Фолланд Гнат F1». Архивировано 2 октября 2006 года в музее Wayback Machine RAF . Проверено: 4 ноября 2010 г.
  33. ^ Мирза. Wg Cdr Салим Байг, PAF. «Воздушные бои». Архивировано 5 ноября 2006 года в Wayback Machine Бхарат Ракшак . Декабрь 1971 г. Проверено 4 ноября 2010 г.
  34. ^ «Официальное обращение к ПВХ Нирмалу Джит Сингху Сехону». Бхарат Ракшак. Проверено 4 ноября 2010 г.
  35. ^ "Парам Вир Чакра". Архивировано 5 ноября 2006 года в Wayback Machine Bharat Rakshak . Проверено 4 ноября 2010 г.
  36. ^ Бингхэм 2002.
  37. ^ «Три страны, один народ», Д.С. Джафа» , India Today (рецензия на книгу), 20 сентября 1999 г., заархивировано из оригинала 26 января 2000 г. , получено 10 марта 2009 г.
  38. ^ "Canadair CL-13 Sabre". РКАФ. Проверено 4 ноября 2010 г.
  39. ^ «Опыту нет замены | Gnat50Years» .
  40. ^ "Фолланд/HAL Gnat." Архивировано 9 ноября 2006 года в Wayback Machine Warbirds of India. Проверено 31 января 2011 г.
  41. ^ «Орфей — универсальный и легкий турбореактивный двигатель» . Рейс : 222. 13 февраля 1959 г.
  42. ^ «Авиационная промышленность Великобритании, 1959 год» . Рейс (124). 4 сентября 1959 года . Проверено 20 июня 2015 г.
  43. ^ Бингхэм, Виктор (2000). Фолландский Убийца Комаров Саблей и Красная Стрела . Издательство J&KH. п. 105. ИСБН  1-900511-78-9 .
  44. ^ Бингхэм, Виктор (2000). Фолландский Убийца Комаров Саблей и Красная Стрела . Издательство J&KH. п. 106. ИСБН  1-900511-78-9 .
  45. ^ Бингхэм (2002) , с. 106-108.
  46. ^ Бингхэм (2002) , с. 114–118,143.
  47. ^ [1] Происшествие в Викибазе ASN № 56499..
  48. Пилот Кевин Уайман погиб в результате крушения CarFest в Чешире , BBC, 1 августа 2015 г. Проверено 2 августа 2015 г.
  49. ^ Бриджмен 1958, стр. 81–82.
  50. ^ Грин, Уильям и Гордон Суонборо. Великая книга бойцов . Сент-Пол, Миннесота: MBI Publishing, 2001. ISBN   0-7603-1194-3 .
  51. ^ Леднисер, Дэвид. «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . m-selig.ae.illinois.edu . Проверено 16 апреля 2019 г.
  52. ^ "Горячие кадры! (1991)". ИМПДб. Проверено 28 января 2024 г.

Библиография

[ редактировать ]
  • Бингхэм, Виктор (2002). Фолландский комар: Красная стрела и убийца саблей . Хейлшем, Восточный Суссекс, Великобритания: J&KH Publishing. ISBN  1-900511-78-9 .
  • Бриджмен, Леонард . Самолеты всего мира Джейн, 1958–59 . Лондон: Сэмпсон Лоу, Marston & Company, Ltd., 1958.
  • Бёрнет, Чарльз. «(G)Natty Fighters Фолланда». AIR Enthusiast Twenty Four , апрель – июль 1984 г. Бромли, Кент, Великобритания: Pilot Press, 1984.
  • Баттлер, Тони (2017). Британские секретные проекты: реактивные истребители с 1950 года (2-е изд.). Манчестер: Издательство Crecy Publishing. ISBN  978-1-910-80905-1 .
  • Чопра, Пушпиндар. «Полет с жалом». Air International, том 7, № 2, август 1974 г.
  • «Фолланд Мидж: предшественник комара с двигателем Viper начинает летные испытания». Полет , 20 августа 1954 г., Том. 66, № 2378. С. 228–229.
  • Фредриксен, Джон К. Международные боевые птицы: иллюстрированный справочник по мировым военным самолетам, 1914–2000 гг . Санта-Барбара, Калифорния : ABC-CLIO, 2001. ISBN   1-57607-364-5 .
  • Росс, Эндрю Л. Политическая экономия обороны: проблемы и перспективы . Вестпорт, Коннектикут : Greenwood Press, 1991. ISBN   0-313-26462-7 .
  • Спик, Майк. Иллюстрированный справочник бойцов . Оцеола, Висконсин : Zenith Press, 2002. ISBN   0-7603-1343-1 .
  • Стенман, Кари (март – апрель 1999 г.). « Карманный перехватчик: Folland Gnats на финской службе». Энтузиаст авиации (80): 48–53. ISSN   0143-5450 .
  • Тейлор, Джон В.Р. «Фолланд Комар». Боевые самолеты мира с 1909 года по настоящее время . Нью-Йорк: Сыновья ГП Патнэма, 1969. ISBN   0-425-03633-2 .
  • «Мысли о комаре». Рейс , 3 апреля 1953 г., стр. 425–426.
  • Уиллис, Дэвид. «Фолландский комар (база данных)». Самолет , сентябрь 2008 г.
  • Вуд, Дерек. Проект отменен . Издательство Макдональда и Джейн, 1975. ISBN   0-356-08109-5 .
[ редактировать ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: aefa0e40e35f04ab4d9a5935d7159df1__1722837180
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ae/f1/aefa0e40e35f04ab4d9a5935d7159df1.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Folland Gnat - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)