Фолландский комар
Комар | |
---|---|
![]() | |
Фолландский комар над РИАТом , 2018 г. | |
Роль | Истребитель , легкий тактический бомбардировщик и учебно-тренировочный самолет. |
Производитель | Фолланд Самолет |
Дизайнер | WEW Петтер |
Первый полет | 18 июля 1955 г. |
Введение | 1959 (РАФ) |
Ушедший на пенсию | 1979 (РАФ) |
Статус | Ушедший на пенсию |
Основные пользователи | Королевские ВВС Индийские ВВС Финские ВВС |
Количество построенных | 449 (включая Хэла Аджита) |
Разработано на основе | Фолланд Мидж |
Варианты | ХАЛ Аджет |
Folland Gnat — британский компактный со стреловидным крылом дозвуковой истребитель , разработанный и производимый компанией Folland Aircraft . Задуманный как доступный легкий истребитель в отличие от растущей стоимости и размеров типичных боевых самолетов, он закупался в качестве учебно-тренировочного самолета для Королевских ВВС (RAF), а также экспортных заказчиков, которые использовали Gnat как в бою, так и в учебных целях. мощности.
Разработанный WEW Petter , Gnat берет свое начало на предыдущем частном предприятии Folland Midge . Выпуск эксплуатационных требований OR.303 Великобритании министерством авиации послужил стимулом для разработки этого типа; Позже Gnat был представлен как отвечающий этому требованию. Его конструкция позволяла выполнять задачи по строительству и техническому обслуживанию без специальных инструментов, что делало его пригодным для использования в странах, которые еще не стали высокоиндустриализированными . [1] [2] Gnat рассматривался как главный мотивирующий фактор при выдаче требования НАТО NBMR-1 , целью которого было создание общего ударно-штурмового легкого истребителя для оснащения военно-воздушных сил различных членов НАТО.
никогда не использовался в качестве истребителя Королевскими ВВС (RAF), он Хотя учебно-тренировочный вариант Gnat T.1 был принят на вооружение и эксплуатировался в течение некоторого времени. В Соединенном Королевстве Gnat стал хорошо известен благодаря его широкому использованию в качестве демонстрационного самолета пилотажной группы Red Arrows ВВС Великобритании . Gnat F.1 экспортировался в Финляндию, Югославию и Индию. Индийские ВВС стали крупнейшим эксплуатантом и в конечном итоге начали производить самолеты по лицензии . Впечатленная его боевыми качествами, Индия приступила к разработке улучшенного HAL Ajeet , модифицированного варианта Gnat. На британской службе Gnat был заменен на Hawker Siddeley Hawk .
Разработка
[ редактировать ]Происхождение
[ редактировать ]В октябре 1950 года WEW «Тедди» Петтер , британский авиаконструктор, ранее работавший в Westland Aircraft и English Electric , присоединился к Folland Aircraft в качестве управляющего директора и главного инженера. [3] [4] Почти сразу после прихода в фирму Петтер провел исследование экономики производства современных истребителей и пришел к выводу, что многие боевые самолеты требуют слишком больших затрат с точки зрения человеко-часов и материалов, чтобы их можно было легко производить массово во время крупного конфликта. [4] В то время как штаб британских ВВС делал упор на качество, а не на количество, экономика ожидаемого масштабного производства во время войны многих самолетов ВВС Великобритании того времени, таких как Hawker Hunter и Gloster Javelin перехватчики , рассматривалась как сомнительная. [4]
Петтер изучил перспективы производства более доступного, но мощного «легкого истребителя», включая обзор доступных современных двигателей для этого типа. [4] Определив подходящие схемы силовой установки, а также методы сделать несколько ключевых аспектов конструкции, таких как производство фюзеляжа и крыльев, более доступными, Фолланд быстро приступил к работе над концепцией этого легкого истребителя, финансируя проект, используя существующие средства компании. [4] Проект легкого истребителя вскоре получил обозначение Fo-141 вместе с названием «Комар». [3] На разработку Gnat и особенности его конструкции большое влияние оказало издание эксплуатационных требований OR.303 , в которых требовался мощный легкий истребитель. Работа по разработке «Комара» продолжалась, независимо от каких-либо внешних заказов и финансирования; , не предоставило финансирования для поддержки ранней разработки этого типа ни одно британское правительственное ведомство, например Министерство снабжения . [3] [5]


Петтер считал, что компактный и упрощенный истребитель будет обладать преимуществами низких затрат на покупку и эксплуатацию, и что «Комар» должен производиться дешево и легко. [3] Появление новых легких турбореактивных двигателей, некоторые из которых были достаточно продвинуты в процессе разработки, также позволило реализовать задуманную концепцию легкого истребителя. [1] Первоначально предполагалось, что Gnat будет оснащен турбореактивным двигателем Bristol BE-22 Saturn, способным развивать тягу 3800 фунтов силы (16,9 кН 1724 кгс). Однако разработка «Сатурна» была отменена; более мощный, но недоступный в ближайшее время турбореактивный двигатель Bristol Orpheus . вместо него был принят [3]
Чтобы проект не был отложен до достижения стадии прототипа, невооруженный демонстратор концепции Gnat Петтера вместо этого был оснащен менее мощным двигателем Armstrong Siddeley Viper 101 турбореактивным , способным развивать 1640 фунтов силы (7,3 кН / 744 кгс) тяги. [3] Несмотря на то, что демонстратор использовал другую силовую установку от более поздних прототипов и серийных самолетов, он по-прежнему использовал почти идентичный планер вместе с аналогичными бортовыми системами, так что их можно было проверить до того, как будет построен сам Gnat. [3] Этот демонстратор получил обозначение Fo-139 Midge . 11 августа 1954 года «Мидж» совершил свой первый полет , пилотируемый главным летчиком-испытателем Фолланда Эдвардом Теннантом . [6] Несмотря на маломощный двигатель, компактный реактивный самолет смог разогнаться до 1 Маха в пикировании и показал себя очень маневренным во время летных испытаний. 20 сентября 1955 года «Мидж» был уничтожен в результате крушения, которое, возможно, произошло из-за человеческой ошибки пилота потенциального зарубежного покупателя. [7]
Midge, отчасти из-за того, что он был частным предприятием, имел лишь короткий срок службы, однако послужил демонстратором концепции для последующих самолетов. В то время он не заинтересовал Королевские ВВС как боевой самолет, но офицеры все же одобрили разработку аналогичного самолета для учебных целей. [8] Более крупный «Комар», разрабатывавшийся параллельно с «Миджем», представлял собой улучшенную версию оригинальной конструкции истребителя; он отличался более крупными воздухозаборниками, подходящими для двигателя «Орфей», немного большим крылом и возможностью установки 30-мм пушки ADEN в каждой воздухозаборной кромке. [8] [9] Первый прототип Gnat был построен Фолландом на частном предприятии. Великобритании заказало еще шесть самолетов Впоследствии Министерство снабжения для целей оценки. [8] 18 июля 1955 года прототип «Фолланда», серийный номер G-39-2 , впервые поднялся в воздух с авиабазы Королевских ВВС Боскомб Даун , Уилтшир . [а] [10]
Хотя британская оценка не принесла заказов на легкий истребитель, заказы разместили Финляндия и Югославия. Индия разместила крупный заказ на этот тип, который включал лицензию на производство компании Hindustan Aeronautics Limited (HAL). [11] Хотя разработка Gnat считается фактором, который побудил группу разработки взаимного вооружения выпустить требования НАТО NBMR-1 для ударно-штурмового легкого истребителя малой высоты , сам Gnat не был оценен в конкурсе, который выиграл Fiat G. .91 . [12] Однако в 1958 году Gnat был оценен ВВС Великобритании как замена de Havilland Venom , а также другим легким самолетам, таким как BAC Jet Provost . [13] Hawker Hunter был выбран в качестве победителя соревнований по взлету.
Тренер
[ редактировать ]
Хотя интерес британских ВВС к возможностям использования Gnat в качестве истребителя угас, Фолланд определил потенциальное использование этого типа в качестве учебно-тренировочного самолета. Соответственно, самолет был модифицирован в соответствии с требованиями спецификации T.185D, которая предусматривала создание усовершенствованного двухместного учебно-тренировочного самолета, который мог бы переводить пилотов с нынешнего de Havilland Vampire T 11 на действующие истребители, такие как сверхзвуковой English Electric. Молния . [8]
Фолланд предложил двухместный Fo. 144 Дрессировщик комаров. В учебно-тренировочную модель было внесено несколько изменений, в том числе использование нового крыла с дополнительным запасом топлива, что, в свою очередь, позволило выделить больше внутреннего пространства внутри фюзеляжа для дополнительного оборудования. Также был использован более мощный вариант двигателя «Орфей», при этом была увеличена длина носовой части фюзеляжа, а также увеличены хвостовые поверхности. Внутренние элероны истребительного варианта были переконфигурированы на расположение подвесных элеронов и обычных закрылков. 7 января 1958 года был заключен первоначальный контракт на 14 предсерийных тренажеров Gnat. [14]
31 августа 1959 года прототип Gnat Trainer совершил свой первый полет с аэродрома Чилболтон , Хэмпшир . [15] Министерство сначала не разместило производственный заказ, поскольку было обеспокоено размером и способностью компании выполнить крупный заказ. После захвата Фолланда компанией Hawker Siddeley Aviation (превратившейся в подразделение Hamble), в период с февраля 1960 по март 1962 года были размещены дополнительные заказы на 30, 20 и 41 учебно-тренировочные самолеты, получившие обозначение Gnat T Mk. 1 . [16] Последний Gnat T.1 для ВВС Великобритании был доставлен в мае 1965 года.
Дальнейшее развитие
[ редактировать ]Фолланд стремился разработать более мощные версии Комара; одно из наиболее существенных из этих предложений было предварительно обозначено как Gnat Mk.5. [17] Эта модель должна была развивать сверхзвуковую скорость и выпускаться как в одноместной, так и в двухместной конфигурациях, что позволяло использовать ее в роли учебно-тренировочного самолета и перехватчика . Gnat 5 должен был оснащаться либо парой двигателей Rolls-Royce RB153R , либо двумя двигателями Viper 20; В роли перехватчика он также будет оснащен радаром AI.23 Airpass Ferranti и вооружен парой de Havilland Firestreak ракет класса «воздух-воздух» . [17] Фолланд подсчитал , что с расчетной максимальной скоростью около 2 Маха (2500 км/ч; 1500 миль в час) и временем подъема на высоту 50 000 футов (15 000 м) за 3 минуты, прототип может быть запущен уже в конце 1962 года и что Gnat 5 могут быть готовы к эксплуатации в течение четырех-пяти лет. [17]
В 1960 году Морис Бреннан присоединился к Folland в качестве главного инженера и директора. Хокер Сиддели хотел использовать свои знания о крыльях изменяемой геометрии в будущих конструкциях. [11] Под его руководством к базовой конструкции Gnat 5 было применено крыло изменяемой геометрии, в результате чего были созданы две различные конфигурации – бесхвостая и с обычным хвостовым оперением – для многоцелевого истребителя/ударного/тренировочного самолета, получившего обозначение Fo.147. В конструкции использовался уникальный механизм стреловидности крыльев; В этом механизме использовалась комбинация гусениц, расположенных по бокам фюзеляжа, по центральной линии и на нижней стороне крыльев, и приводился в действие с гидравлическим приводом, шариковинтовыми парами расположенными на внутренних концах крыльев. [17] Крылья могли иметь стреловидность от 20 до 70 градусов; в положении 70 градусов продольное управление обеспечивалось элевонами , установленными на законцовках крыла , а в положении 20 градусов - убирающимся утком . автостабилизацию Также предполагалось использовать . Благодаря балансировке с помощью «утка» отпала необходимость в большом хвостовом оперении, как это было бы на конструкциях без «утка». [18]
Fo.147 должен был быть способен развивать скорость более 2 Маха, при этом ограничение скорости устанавливалось температурой конструкции в результате кинетического нагрева. [19] Его максимальный общий вес составлял 18 500 фунтов (8 400 кг), что хорошо сравнивалось с более строгим максимальным весом Gnat 5 в 11 100 фунтов (5 000 кг). По словам авиационного автора Дерека Вуда, Fo.147: «стал бы первоклассным летающим испытательным стендом для теорий изменяемой геометрии… даже VG-конверсия стандартного истребителя Gnat Mk 2 стала бы бесценным исследовательским инструментом». . [19] Однако ни Fo.147, ни его преемник Fo.148 не были доведены до стадии прототипа; ВВС Великобритании не проявили особого интереса к необходимости учебно-тренировочного самолета с изменяемой геометрией, хотя намеревались закупить ударный самолет General Dynamics F-111K . [19]
Дизайн
[ редактировать ]![]() | Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( декабрь 2016 г. ) |
Folland Gnat представлял собой специально построенный легкий истребитель, подходящий как в качестве учебно-тренировочного, так и в качестве боевого самолета для выполнения функций штурмовика и дневного истребителя . [20] В кабине было много функций, ожидаемых от стандартного истребителя: полная герметизация , климат-контроль и катапультное кресло . [4]
По словам Фолланда, Gnat предлагал преимущества перед обычными истребителями с точки зрения стоимости, человеко-часов, управляемости, удобства обслуживания и портативности. [21] Его трехопорное шасси позволяет ему взлетать с аскетичных взлетно-посадочных полос, покрытых травой, благодаря небольшому весу самолета. [4]
В конструкции Gnat использовалась традиционная металлическая конструкция с напряженной обшивкой и обширной заклепкой . [4] Чтобы снизить рабочую нагрузку и стоимость, были сведены к минимуму интенсивные методы изготовления, такие как механическая обработка , ковка и литье . Планер можно было построить с использованием простых приспособлений без каких-либо специальных навыков или инструментов. [4] Крыло (например) можно было бы произвести за четверть стоимости и менее чем за одну пятую трудозатрат, необходимых для изготовления крыльев других современных истребителей. [4] Аналогично, используемая компоновка и методы строительства позволяют быстро разбирать планер на основные части без использования кранов или лестниц ; «Комар» был значительно проще в обслуживании, чем большинство других самолетов. [5]
Операционная история
[ редактировать ]Финляндия
[ редактировать ]Финские ВВС получили первый из своих 13 самолетов Gnat (11 истребителей и 2 самолета-фоторазведчика) 30 июля 1958 года. Вскоре выяснилось, что это проблемный самолет, находящийся на вооружении и требующий большого наземного обслуживания. В начале 1957 года было достигнуто лицензионное соглашение , позволяющее Valmet построить Gnat в Тампере в Финляндии. [22] хотя в итоге ни один не был построен. 31 июля 1958 года майор ВВС Финляндии Лаури Пекури , ас-истребитель Второй мировой войны , стал первым финским пилотом, преодолевшим звуковой барьер во время полета на «Комаре» над озером Луонетярви . [23]
Gnat F.1 поначалу оказался проблематичным в суровых финских условиях. Финляндия была первым оперативным пользователем Gnat F.1, и с самолетом все еще оставалось много проблем, которые нужно было решить. Все «Комары» были остановлены на полгода 26 августа 1958 года после разрушения ГН-102 из-за технической ошибки в его гидравлической системе, и вскоре самолет стал предметом резкой критики. Еще три самолета также были уничтожены в результате других происшествий: два пилота катапультировались , а один погиб. После того, как первоначальные проблемы были устранены, самолет оказался чрезвычайно маневренным и имел хорошие летные характеристики, но при этом требовал очень интенсивного технического обслуживания. Доступность запасных частей всегда была проблемой, а их обслуживание – проблемой для механиков-срочников. «Gnats» были сняты с боевой службы в 1972 году, когда крыло Häme переехало в Рованиеми новые Saab 35 Drakens . и когда в эксплуатацию были введены [8]
Индия
[ редактировать ]
В сентябре 1956 года правительство Индии подписало контракт на производство самолета и двигателя «Орфей» в Индии. [24] Первые 13 самолетов для ВВС Индии (IAF) были собраны в Хамбл-ле-Рисе , за ними последовали частично завершенные самолеты, а затем сборочные узлы, поскольку компания Hindustan Aircraft постепенно взяла на себя сначала сборку, а затем производство самолетов. Первый полет Gnat ВВС Индии состоялся в Соединенном Королевстве 11 января 1958 года, он был доставлен в Индию в трюме C-119 и принят ВВС 30 января 1958 года. Первой эскадрильей Gnat была № 23 (Cheetah) , который был преобразован из Vampire FB.52 18 марта 1960 года с использованием шести самолетов Gnat, построенных в Folland. Первый самолет, построенный из деталей индийского производства, впервые поднялся в воздух в мае 1962 года. Последний построенный в Индии Gnat F.1 был доставлен 31 января 1974 года.

«Комар» был чрезвычайно трудным самолетом для управления на ранних этапах обучения. В отличие от RAF, IAF не закупала учебно-тренировочную версию. [25] Призывников набирали из авиационных эскадрилий «Хантер», получивших опыт управления электроприводом. Затем они провели двойную проверку тренера «Охотник». Пилот должен был совершить короткий пробег по взлетно-посадочной полосе на полном газу перед полетом в одиночку. «Комар» имел тенденцию резко крениться при поднятии шасси; почти всем новым пилотам будет трудно контролировать ожидаемое увеличение тангажа. [25] Имея достаточный опыт, пилоты смогут использовать этот маневренный мини-самолет на пределе своих возможностей.
Многие независимые и индийские источники утверждают, что «Комар» сбил семь пакистанских североамериканских F-86 Sabre во время войны 1965 года . [26] [27] На начальном этапе войны 1965 года самолет IAF Gnat, пилотируемый командиром эскадрильи Бридж Пал Сингх Сиканд, приземлился на заброшенной пакистанской взлетно-посадочной полосе в Пасруре и был захвачен ВВС США. Два истребителя Lockheed F-104 Starfighter заявили, что сбили «Комара». [28] [29] Сиканд, у которого на своем «Комаре» произошел полный отказ электрооборудования, когда его отделили от звена IAF для борьбы с Sabre, был вынужден совершить вынужденную посадку на аэродроме PAF в Пасруре. [30] Этот комар выставлен как военный трофей в Музее ВВС Пакистана в Карачи . После прекращения огня 16 декабря 1965 года один пакистанский Cessna O-1 был сбит самолетом Gnat. [26]

Комары снова использовались Индией во время Индо-Пакистанской войны 1971 года . [31] [32] Самым заметным действием стала битва при Бойре первые воздушные бои над Восточным Пакистаном ( Бангладеш , где произошли ). IAF Gnats сбили два самолета PAF Canadair Sabre и серьезно повредили один. Еще один заметный воздушный бой с участием «Комара» произошел над аэродромом Сринагар , где одинокий индийский пилот выстоял против шести «Сейбров», стреляя при этом в два «Сейбр», прежде чем был сбит. [33] [34] [35] Пилот комаров Нирмал Джит Сингх Сехон был посмертно удостоен Парам Вир Чакры (высшей награды Индии за доблесть), став единственным членом ВВС, удостоенным этой награды.
К концу 1971 года Gnat оказался неприятным противником для более крупного, тяжелого и старого Sabre. В ВВС США называли Gnat «Sabre Slayer», поскольку большинство его боевых «убийств» во время двух войн было совершено против Sabre, несмотря на то, что Canadair Sabre Mk 6 широко считался лучшим истребителем собак своей эпохи. [36] [37] [38] Тактика предусматривала, что Комары сразятся с Сэйбрз на вертикальной арене, где Сэйбрз находились в невыгодном положении. Поскольку «Комар» был легким и компактным по форме, его было трудно заметить, особенно на нижних уровнях, где происходило большинство воздушных боев. [27] Помимо противовоздушной обороны операций , во время Освободительной войны Бангладеш «Комары» участвовали в операциях по борьбе с судами, наземных атаках , сопровождении бомбардировщиков / транспортных средств и операциях непосредственной поддержки с воздуха . [31] [32]
ВВС были впечатлены действиями «Комара» в двух войнах, но у самолета было много технических проблем, включая гидравлику, темпераментную пару 30-мм пушек «Аден», которые часто выходили из строя в полете, значительную «изогнутую тягу» при взлете, приводившую к много прерванных взлетов [39] и ненадежная система управления. Чтобы устранить эти недостатки, ВВС США в 1972 году выпустили требование к улучшенному «Gnat II», сначала указав, что новая версия должна быть оптимизирована как перехватчик, но затем расширив спецификацию, включив в нее средства наземной атаки. было произведено более 175 построенных компанией Hindustan Aeronautics Limited лицензионных версий Ajeet («Непобедимый»), В Бангалоре . Несколько Gnat по-прежнему находятся в частных руках. Несколько самолетов IAF Gnats, один из которых участвовал в войне 1971 года в Восточном Пакистане, были переданы ВВС Бангладеш . [40]
Великобритания
[ редактировать ]Первые серийные Gnat T.1 для Королевских ВВС были доставлены в феврале 1962 года в Центральную летную школу Королевских ВВС Литтл-Риссингтон . Основным эксплуатантом этого типа была 4-я летная школа в RAF Valley , первый самолет был доставлен в ноябре 1962 года. В 1964 году 4 FTS сформировали пилотажную группу « Йеллоуджекс» с полностью желтыми «Комарами». Команда была реформирована в 1965 году как часть Центральной летной школы под названием Red Arrows , которая эксплуатировала Gnat до 1979 года в качестве пилотажной группы RAF. [8] 14 мая 1965 года последний построенный Королевскими ВВС Gnat T.1 был доставлен Red Arrows.

После того, как пилоты прошли базовую подготовку на BAC Jet Provost и получили крылья, их отбирали для одного из трех потоков: скоростного реактивного самолета, многомоторного самолета или вертолета. Те, кого отобрали для участия в быстрых самолетах, были отправлены в RAF Valley для повышения квалификации на Gnat T.1, обычно 70 часов полета. Затем студенты перейдут к оперативной подготовке с использованием Hawker Hunter , после чего их отправят в подразделение оперативной переоборудования для того типа самолета, на котором они будут летать.
После того, как Hawker Siddeley Hawk был введен в эксплуатацию в качестве замены, Gnats были выведены из эксплуатации. [8] Крупнейший оператор 4 FTS списал свой последний Gnat в ноябре 1978 года. Большинство списанных Gnat были доставлены в Школу технической подготовки № 1 в RAF Halton и другие учебные заведения для использования в качестве планеров для наземного обучения. Когда у британских ВВС не было необходимости в Gnats в качестве учебных планеров, их распродали. Многие из них были куплены частными операторами, а некоторые летают до сих пор. [ нужна ссылка ]
Югославия
[ редактировать ]Югославия заказала для оценки два Gnat F.1; Первый самолет поднялся в воздух 7 июня 1958 года, и оба были доставлены в Югославию по железной дороге. Самолеты эксплуатировались в летно-испытательном центре, но заказов на новые самолеты не поступало. Один самолет был уничтожен в результате крушения в октябре 1958 года, а другой сохранился и выставлен в Сербии.
Варианты
[ редактировать ]

- Fo.140 Комар
- Прототип истребителя частного предприятия, построен один.
- Fo.141 Комар
- Комар Ф.1
- Одноместный легкий истребитель экспортирован в Финляндию, Индию и Югославию, 50 штук построено компанией Folland в Хамбле. Он также был построен в Индии по лицензии как HAL Gnat .
- Комар FR.1
- Один самолет для Финляндии был построен с тремя носовыми 70-мм фотокамерами Vinten и получил обозначение FR.1. К нему присоединился самолет Министерства снабжения, закупленный Folland и модифицированный по тому же стандарту. Оба самолета были доставлены в Финляндию 12 октября 1960 года.
- Fo.142 Комар / Комар Ф.2
- Это должен был быть улучшенный F.1 с крылом с соотношением толщины к хорде 6% и двигателем Bristol Orpheus с упрощенным подогревом (BOr.12SR), развивающим тягу 8000 фунтов-силы (35,6 кН). [41] Прототип крыла был построен, но не соединен с фюзеляжем или двигателем. Ожидалось, что он будет иметь М 1,5 и будет иметь «заметное увеличение скороподъемности». [42] Разработка была прекращена, потому что Бристоль отказался поддержать разработку повторного нагрева. [43]
- Fo.143 Комар / Комар F.4
- Предлагался улучшенный F.2 с радаром воздушного перехвата и возможностью нести управляемое вооружение, не строился. [44]
- Fo.144 Дрессировщик комаров / Gnat T.1
- Двухместный усовершенствованный учебно-тренировочный самолет для Королевских ВВС, 105 штук построено компанией Hawker Siddeley.
- Комар Ф.5
- Предлагаемая разработка с января 1960 года, с большей площадью крыла (и закрылков). Он должен был быть оснащен двумя двигателями Rolls-Royce RB153 с промежуточным подогревом. В проекте также учитывалась работа с авианосцев. [45]
- Фо.146
- Это был двухместный самолет с крыльями изменяемой геометрии, созданный на основе комбинации Gnat Mk5 и Gnat Trainer. Он должен был быть оснащен двумя двигателями Rolls-Royce RB153 с промежуточным перегревом и реверсорами тяги. он должен был производиться либо как усовершенствованный учебно-тренировочный самолет с вооружением, либо как истребитель. Это и более поздние исследования возглавил Морис Бреннан . [46]
- ХАЛ Аджет
- Индийская разработка Gnat F.1
- HAL Аджит Тренер
- Двухместный тандемный учебно-тренировочный вариант для ВВС Индии . Эта версия была создана на основе HAL Ajeet и значительно отличалась от Gnat T.1, используемого ВВС Великобритании.
Операторы
[ редактировать ]


- Королевское авиастроительное предприятие использовало для испытаний один бывший самолет Gnat T.1 Королевских ВВС из Бедфорда.
- Королевские ВВС
- Центральная летная школа
- «Йеллоджекс» Пилотажная группа
- 4 Школа летной подготовки, RAF Valley
- «Красные стрелы» Пилотажная группа
- Центральная летная школа
Аварии и происшествия
[ редактировать ]- 31 июля 1956 года прототип G-39-2 разбился в Стокбридже и был разрушен из-за разрушения конструкции, вызванного флаттером хвостового оперения. [б] 7
- ВВС Финляндии 26 августа 1958 года GN-102 был уничтожен под Тампере из-за технической ошибки в его гидравлической системе. Пилот катапультировался.
- 15 октября 1958 года разработка F.1 XK767 разбилась в Стэплфорде , Уилтшир, из-за предполагаемого отказа управления.
- 13 апреля 1966 года RAF Gnat T.1 XP507 из 4FTS вылетел в море при подходе к RAF Valley .
- 23 августа 1967 г. RAF Gnat T.1 XP512 покинули над RAF Valley на высоте 3000 футов (910 м) после захвата Hobson Unit в хвостовом оперении во время предыдущей роликовой посадки. Инструктор серьезно ранен; пилот-студент не пострадал. Самолет летал около пяти минут по большому кругу, а затем разбился на пляже Роснейгр среди купающихся, но не причинил вреда населению.
- 26 марта 1969 года RAF Gnat T.1 XR573 Red Arrows врезался в дерево во время тренировки по показу строя.
- 20 января 1971 года XR545 и XR986 RAF Gnat T.1 из Red Arrows столкнулись, и оба разбились во время тренировочных демонстрационных полетов на авиабазе RAF Kemble .
- 3 сентября 1975 г. британские ВВС Gnat T.1 XS103 самолета CFS столкнулись с истребителем итальянских ВВС Lockheed F-104 Starfighter недалеко от Лека в Германии; оба самолета благополучно приземлились, но из-за повреждений «Комар» был списан.
- 28 октября 1975 года самолет RAF Gnat T.1 XR571 из 4-х FTS RAF совершил жесткую посадку и объявил о списании в RAF Valley , Англси. [47]
- 30 апреля 1976 года два самолета RAF Gnat T.1 XP536 и XR983 из 4FTS столкнулись, и оба разбились над Северным Уэльсом.
- 30 июня 1976 г. RAF Gnat T.1 XM707 самолета Red Arrows был брошен возле RAF Kemble из-за потери управления хвостовым оперением.
- 8 октября 1976 г. RAF Gnat T.1 'XR996' из 4FTS разбился при заходе на посадку в RAF Shawbury . Оба экипажа погибли.
- 10 января 1991 г. Шривпорт, Лос-Анджелес. N3XR разбился из-за нехватки топлива. 2 погибших. Идентификатор NTSB: FTW91FA028
- 29 июля 2013 г. Gnat T.1 XS105 (N18GT) разбился недалеко от Джорджтауна, Южная Каролина , США. Самолет был уничтожен.
- 1 августа 2015 года Gnat T.1 XP504 (хотя и имел обозначение XS111) из команды Gnat, разбился на автомобильном фестивале CarFest North в Оултон-парке в Чешире во время выступления на мероприятии; никаких травм на земле. В результате инцидента погиб пилот Кевин Уайман. [48]
Выживший самолет
[ редактировать ]Несколько Gnat выжили, включая несколько годных к полетам экземпляров (особенно в США и Великобритании), а также другие, выставленные на всеобщее обозрение.
Технические характеристики (Комар Ф.1)
[ редактировать ]
Данные Jane's All the World's Aircraft, 1958-59 гг., [49] Великая книга бойцов [50]
Общие характеристики
- Экипаж: 1
- Длина: 29 футов 9 дюймов (9,07 м)
- Размах крыльев: 22 фута 2 дюйма (6,76 м)
- Высота: 8 футов 10 дюймов (2,69 м)
- Площадь крыла: 136,6 кв. футов (12,69 м ). 2 )
- Профиль крыла : модифицированный RAE 102. [51]
- Пустой вес: 4800 фунтов (2177 кг)
- Полная масса: перехватчик 6575 фунтов (2982 кг).
- 8765 фунтов (3976 кг) тактический, с внешними баками и вооружением
- Максимальный взлетный вес: 9040 фунтов (4100 кг)
- Запас топлива: 175 имп галлонов (210 галлонов США; 800 л) в семи фюзеляжных баках + 25 имп галлонов (30 галлонов США; 110 л) в двух дополнительных баках в задней части фюзеляжа + два дополнительных бака на 66 имп галлонов (79 галлонов США; 300 л) сбрасываемые подкрыльевые тапочные баки; Максимальный расход топлива 332 имп галлона (399 галлонов США; 1510 л)
- Силовая установка: 1 двигатель Bristol Siddeley BOr.2 Orpheus 701-01 турбореактивный , тяга 4705 фунтов силы (20,93 кН).
Производительность
- Максимальная скорость: 604 узла (695 миль в час, 1119 км/ч) на высоте 20 000 футов (6 100 м)
- Максимальная скорость: 0,98 Маха.
- Диапазон: 434,5 миль (500,0 миль, 804,7 км)
- Выносливость: 1 час 10 минут (нормальная)
- 2 часа 15 минут (максимум топлива)
- Практический потолок: 50 000 футов (15 000 м) +
- Скорость набора высоты: 20 000 футов/мин (100 м/с).
- Время набора высоты: 45 000 футов (14 000 м) 5 минут.
- Взлетная дистанция до 50 футов (15 м): 2190 футов (670 м) (перехватчик)
- Взлетная дистанция до 50 футов (15 м): 3780 футов (1150 м) (тактическая)
- Посадочная дистанция с высоты 50 футов (15 м): 2200 футов (670 м)
Вооружение
- Орудия: 2 30-мм пушки ADEN с боезапасом 115 выстрелов.
- Ракеты: 12 ракет размером 3 дюйма (76 мм).
- Бомбы: 2 бомбы по 500 фунтов (227 кг).
Авионика
- УКВ-радио
- Навигационные средства
- Гироскопический прицел
- Радар дальности
Заметные выступления в СМИ
[ редактировать ]Четыре частных Gnat T.1 вместе с Ajeet изображали вымышленные палубные тактические истребители-бомбардировщики Oscar EW-5894 Phallus, которыми пилотировали пилоты ВМС США в комедии 1991 года « Горячие выстрелы!». . [52]
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]Первоначальная версия этой статьи была основана на общедоступной статье на сайте Vectorsite Грега Гебеля .
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Ранее в тот же день его перевезли по дороге с завода Folland в Хэмбле, после 15-минутного полета Gnat приземлился на аэродроме Чилболтон в Хэмпшире.
- ↑ Летчик-испытатель Folland Тедди Теннант выпрыгнул с парашютом и благополучно спустился, став первым человеком, использовавшим катапультное кресло Folland/Saab в действии.
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Тейлор 1969, с. 365.
- ^ Уиллис 2008, с. 40.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Рейс 20 августа 1954 г., с. 228.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Рейс 3 апреля 1953 г., с. 425.
- ^ Jump up to: а б Рейс 3 апреля 1953 г., с. 426.
- ↑ Рейс 20 августа 1954 г., с. 229.
- ^ «Несчастный случай с Миджем» . Полет . 7 октября 1955 г. с. 575. Архивировано из оригинала 1 июня 2013 года.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Фредриксен 2001, стр. 133.
- ^ Уиллис 2008, с. 43.
- ^ « Двойное первое место» для Фолландского комара», Times , Лондон, ENG , Великобритания , стр. 8, 19 июля 1955 года .
- ^ Jump up to: а б Вуд 1975, с. 197.
- ^ «Соревнования бойцов с достойным призом» . New Scientist , 2(46), 3 октября 1957 г., с. 10. ISSN 0262-4079.
- ^ «Светлое будущее легких истребителей». New Scientist , 4(80), 29 мая 1958 г., с. 56. ISSN 0262-4079.
- ^ Уиллис 2008, с. 53.
- ^ Бернет 1982, с. 62.
- ^ Бернет 1982, с. 63.
- ^ Jump up to: а б с д Вуд 1975, с. 198.
- ^ Вуд 1975, стр. 198–199.
- ^ Jump up to: а б с Вуд 1975, с. 199.
- ↑ Рейс 3 апреля 1953 г., стр. 425–426.
- ^ «Ответ на проблему ПВО Европы». Полет , 3 сентября 1954 г. с. 129.
- ^ «Со всех сторон: Финляндия построит Комаров» . Полет : 2–3. 4 января 1957 года . Проверено 6 августа 2013 г.
- ^ «Стингеры Севера: Визит к комарам ВВС Финляндии». Рейс , 26 июля 1962 года.
- ^ Фадке, Ромеш (2015). Воздушная мощь и национальная безопасность . Пентагон Пресс. п. 268. ИСБН 978-8182748408 .
- ^ Jump up to: а б Гупта (в отставке), командир AK «Тренажер Ajeet - недолговечен и мало использовался» . bharat-rakshak.com .
- ^ Jump up to: а б Ракшак, Бхарат. «Боевые убийства ВВС Индии, Индо-Пакистанская война, 1965 год». Архивировано 5 ноября 2006 года в Wayback Machine History. Проверено 4 ноября 2010 г.
- ^ Jump up to: а б Спик 2002, с. 161.
- ^ Мохан, Джаган ПВС; Чопра, Самир (январь 2005 г.). «Глава 3» . Воздушная война между Индией и Пакистаном 1965 года . ISBN 81-7304-641-7 . Архивировано из оригинала 6 июля 2013 года .
- ^ Туфаил, коммодор авиации М. Кайзер, «Беги… Это 104» , День обороны , нет. 5, Пакистан: Джанг, с. 5, заархивировано из оригинала 19 марта 2007 года .
- ^ «Индийско-пакистанская война 1965 года: как герои ВВС США уничтожили превосходящие истребители ВВС Sabre» . 6 сентября 2019 г.
- ^ Jump up to: а б Пайк, Джон. «22-я эскадрилья «Стрижи». Глобальная безопасность. Проверено 4 ноября 2010 г.
- ^ Jump up to: а б «Фолланд Гнат F1». Архивировано 2 октября 2006 года в музее Wayback Machine RAF . Проверено: 4 ноября 2010 г.
- ^ Мирза. Wg Cdr Салим Байг, PAF. «Воздушные бои». Архивировано 5 ноября 2006 года в Wayback Machine Бхарат Ракшак . Декабрь 1971 г. Проверено 4 ноября 2010 г.
- ^ «Официальное обращение к ПВХ Нирмалу Джит Сингху Сехону». Бхарат Ракшак. Проверено 4 ноября 2010 г.
- ^ "Парам Вир Чакра". Архивировано 5 ноября 2006 года в Wayback Machine Bharat Rakshak . Проверено 4 ноября 2010 г.
- ^ Бингхэм 2002.
- ^ «Три страны, один народ», Д.С. Джафа» , India Today (рецензия на книгу), 20 сентября 1999 г., заархивировано из оригинала 26 января 2000 г. , получено 10 марта 2009 г.
- ^ "Canadair CL-13 Sabre". РКАФ. Проверено 4 ноября 2010 г.
- ^ «Опыту нет замены | Gnat50Years» .
- ^ "Фолланд/HAL Gnat." Архивировано 9 ноября 2006 года в Wayback Machine Warbirds of India. Проверено 31 января 2011 г.
- ^ «Орфей — универсальный и легкий турбореактивный двигатель» . Рейс : 222. 13 февраля 1959 г.
- ^ «Авиационная промышленность Великобритании, 1959 год» . Рейс (124). 4 сентября 1959 года . Проверено 20 июня 2015 г.
- ^ Бингхэм, Виктор (2000). Фолландский Убийца Комаров Саблей и Красная Стрела . Издательство J&KH. п. 105. ИСБН 1-900511-78-9 .
- ^ Бингхэм, Виктор (2000). Фолландский Убийца Комаров Саблей и Красная Стрела . Издательство J&KH. п. 106. ИСБН 1-900511-78-9 .
- ^ Бингхэм (2002) , с. 106-108.
- ^ Бингхэм (2002) , с. 114–118,143.
- ^ [1] Происшествие в Викибазе ASN № 56499..
- ↑ Пилот Кевин Уайман погиб в результате крушения CarFest в Чешире , BBC, 1 августа 2015 г. Проверено 2 августа 2015 г.
- ^ Бриджмен 1958, стр. 81–82.
- ^ Грин, Уильям и Гордон Суонборо. Великая книга бойцов . Сент-Пол, Миннесота: MBI Publishing, 2001. ISBN 0-7603-1194-3 .
- ^ Леднисер, Дэвид. «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . m-selig.ae.illinois.edu . Проверено 16 апреля 2019 г.
- ^ "Горячие кадры! (1991)". ИМПДб. Проверено 28 января 2024 г.
Библиография
[ редактировать ]- Бингхэм, Виктор (2002). Фолландский комар: Красная стрела и убийца саблей . Хейлшем, Восточный Суссекс, Великобритания: J&KH Publishing. ISBN 1-900511-78-9 .
- Бриджмен, Леонард . Самолеты всего мира Джейн, 1958–59 . Лондон: Сэмпсон Лоу, Marston & Company, Ltd., 1958.
- Бёрнет, Чарльз. «(G)Natty Fighters Фолланда». AIR Enthusiast Twenty Four , апрель – июль 1984 г. Бромли, Кент, Великобритания: Pilot Press, 1984.
- Баттлер, Тони (2017). Британские секретные проекты: реактивные истребители с 1950 года (2-е изд.). Манчестер: Издательство Crecy Publishing. ISBN 978-1-910-80905-1 .
- Чопра, Пушпиндар. «Полет с жалом». Air International, том 7, № 2, август 1974 г.
- «Фолланд Мидж: предшественник комара с двигателем Viper начинает летные испытания». Полет , 20 августа 1954 г., Том. 66, № 2378. С. 228–229.
- Фредриксен, Джон К. Международные боевые птицы: иллюстрированный справочник по мировым военным самолетам, 1914–2000 гг . Санта-Барбара, Калифорния : ABC-CLIO, 2001. ISBN 1-57607-364-5 .
- Росс, Эндрю Л. Политическая экономия обороны: проблемы и перспективы . Вестпорт, Коннектикут : Greenwood Press, 1991. ISBN 0-313-26462-7 .
- Спик, Майк. Иллюстрированный справочник бойцов . Оцеола, Висконсин : Zenith Press, 2002. ISBN 0-7603-1343-1 .
- Стенман, Кари (март – апрель 1999 г.). « Карманный перехватчик: Folland Gnats на финской службе». Энтузиаст авиации (80): 48–53. ISSN 0143-5450 .
- Тейлор, Джон В.Р. «Фолланд Комар». Боевые самолеты мира с 1909 года по настоящее время . Нью-Йорк: Сыновья ГП Патнэма, 1969. ISBN 0-425-03633-2 .
- «Мысли о комаре». Рейс , 3 апреля 1953 г., стр. 425–426.
- Уиллис, Дэвид. «Фолландский комар (база данных)». Самолет , сентябрь 2008 г.
- Вуд, Дерек. Проект отменен . Издательство Макдональда и Джейн, 1975. ISBN 0-356-08109-5 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- «Аспекты комара»
- Folland Gnat Trainer - описание в разделе «Полет» с вырезом.
- De Havilland Aviation Ltd управляет единственным в Европе бывшим летным самолетом Red Arrows Gnat, XR537 (G-NATY).
- Гром и молнии
- Реставрация кабины XM692
- Волчья стая в действии