Армстронг Уитворт AW.660 Аргози
AW.650 и AW.660 Аргози | |
---|---|
A&AEE Armstrong-Whitworth AW.660 Argosy C Mk.1 | |
Роль | Грузовой транспорт |
Производитель | Армстронг Уитворт |
Первый полет | 8 января 1959 г. |
Введение | Октябрь 1961 г. |
Ушедший на пенсию | 1978 ( Королевские ВВС ) 1991 (гражданский) |
Статус | Ушедший на пенсию |
Основные пользователи | Королевские ВВС Британские европейские авиалинии ИПЕК Авиация Трансэйр-Мидвест |
Количество построенных | 74 |
Armstrong Whitworth Argosy — британский послевоенный транспортно - грузовой самолёт ; это был последний самолет, спроектированный и произведенный авиационной компанией Armstrong Whitworth Aircraft . Несмотря на разные внутренние номера конструкции, гражданская модель AW.650 и военная модель AW.660 для большинства практических целей имели одинаковую конструкцию, хотя обе модели также имели название «Argosy».
Развитие Argosy берет начало в AW.66 , предложенном двухмоторном военном транспортном средстве, который был разработан с авиации (OR323) Министерства эксплуатационных требований 323 учетом Великобритании. Хотя компания Armstrong Whitworth прекратила работу над AW.66, она решила продолжить работу над гражданской версией конструкции, получившей обозначение AW.65 , поскольку она была признана коммерчески жизнеспособной. AW.65 был переработан для использования четырех двигателей Rolls-Royce Dart турбовинтовых и поэтому получил новое обозначение как AW.650 . 8 января 1959 года первый «Аргози» совершил первый полет этого типа . В декабре 1960 года этот тип получил Федерального управления гражданской авиации (FAA) сертификат типа , что позволило первой гражданской версии, получившей название Series 100 , поступить на государственную службу в большинстве стран мира.
В Великобритании военные планировщики проявили интерес к Argosy и выпустили новую спецификацию военизированного варианта, получившего обозначение AW.660 . Эта модель, впервые поднявшаяся в воздух 4 марта 1961 года, имела вдвое большую дальность полета, чем Серия 100 , а в остальном отличалась альтернативным расположением дверей, которое в значительной степени должно было облегчить операции парашютистов . (BEA) был представлен улучшенный гражданский вариант Series 200 Кроме того, по заказу авиакомпании British European Airways . Эта модель, впервые поднявшаяся в воздух 11 марта 1964 года, имела новое крыло с отказоустойчивой конструкцией, которое было прочнее и легче своего оригинального аналога. Argosy на протяжении многих лет эксплуатировался как Королевскими ВВС (RAF), так и различными гражданскими операторами по всему миру. Этот тип был выведен из эксплуатации ВВС Великобритании в 1978 году, а последний Argosy был выведен из гражданской эксплуатации в 1991 году.
Разработка
[ редактировать ]Фон
[ редактировать ]Развитие Argosy можно проследить до разработки эксплуатационного требования 323 британским министерством авиации (OR323) . В 1955 году была выпущена спецификация на основе OR323, которая предусматривала создание грузового самолета средней дальности, способного поднимать максимальную полезную нагрузку в 25 000 фунтов (11 340 кг), а также иметь дальность полета 2 000 миль (3 200 км) при перевозке. до 10 000 фунтов (4 500 кг). [ 1 ] Британский авиационный производитель Armstrong Whitworth Aircraft заинтересовался этой спецификацией и решил поручить членам своей группы разработчиков задачу разработки подходящего самолета, отвечающего его требованиям. Первоначально усилия по проектированию были сосредоточены на двухмоторной конструкции, предназначенной для военного использования, которая получила внутреннее обозначение AW.66 . [ 1 ]
гражданский вариант, получивший обозначение AW.65 Поскольку было признано, что самолет имеет потенциал продаж на гражданском рынке, наряду с военным проектом был также разработан ; AW.65 принципиально отличался от AW.66 установкой полносекционных дверей на каждом конце фюзеляжа для обеспечения быстрой погрузки и разгрузки. Однако нехватка доступных финансов способствовала решению компании отказаться от всех работ по удовлетворению военных потребностей; несмотря на эту неудачу, Армстронг Уитворт уже решил приступить к разработке гражданского варианта как частное предприятие. [ 2 ] Компания полагала, что этот тип будет иметь значительную привлекательность для растущего сектора ближнемагистральных авиаперевозок как на европейском , так и на американском рынках. [ 3 ] В то время ни один другой самолет специально для этой цели не создавался. [ 4 ] По мере продолжения работ конструкция AW.65 была значительно модернизирована, включая использование четырех двигателей Rolls-Royce Dart турбовинтовых ; В результате самолет получил обозначение AW.650 . [ 2 ]
8 января 1959 года первый «Аргози» совершил свой первый полет . [ 5 ] в том же году Оно появилось во время авиашоу в Фарнборо , когда уже летало пять самолетов, в общей сложности налетевших около 400 часов. [ 4 ] Сообщается, что сертификационные испытания этого типа были завершены в сентябре 1960 года. [ 6 ] В декабре 1960 года Argosy получил сертификат типа США Федерального управления гражданской авиации (FAA), разрешающий ввод самолета в коммерческую эксплуатацию. [ 7 ] Было построено 10 первоначальных гражданских версий Series 100; Строительство этих самолетов началось за несколько месяцев до получения сертификации, чтобы поставки могли начаться как можно скорее. [ 8 ] [ 4 ]
Дальнейшее развитие
[ редактировать ]Хотя ВВС Великобритании потеряли интерес к любому приобретению оригинальной конструкции AW.66, службе все еще необходимо было обеспечить замену своему устаревшему транспортному парку с поршневыми двигателями , включая Vickers Valetta и Handley Page Hastings . Великобритании В 1959 году Министерство авиации выпустило новую спецификацию, которая предусматривала создание военной версии AW.650. Предполагаемый самолет предназначался для выполнения нескольких функций, в том числе в качестве транспортного самолета средней дальности, парашютиста и самолета снабжения . Получившаяся конструкция, получившая обозначение AW.660 , существенно отличалась от AW.650. Изменения включали уплотнение носовой двери, вместо этого ее место занял обтекатель блока метеорологического радара , а задние двери были заменены альтернативным типом раскладушки со встроенной погрузочной рампой, а также был установлен более прочный грузовой пол. . Была установлена пара дополнительных дверей, по одной на правом и левом бортах, что позволяло десантникам выйти. Военный «Аргози» был оснащен четырьмя Турбовинтовой Rolls-Royce Dart 101 имел вдвое большую дальность полета, чем гражданская Series 100. [ 9 ] [ 10 ] С июля 1960 года второй Argosy Series 100 использовался для летных испытаний новой конструкции раскладных дверей. [ 11 ] 4 марта 1961 года первый из 56 самолетов Argosie, предназначенных для службы в ВВС Великобритании, совершил свой первый полет. [ 12 ]
Вначале гражданский оператор British European Airways (BEA) проявил открытый интерес к Argosy. Компания рассматривала этот самолет как потенциальную замену существующим грузовым самолетам с поршневыми двигателями ; однако оценки Series 100 вскоре показали, что его грузоподъемность не позволяет этому типу работать с прибылью. [ 13 ] Вначале, в качестве меры, принятой для снижения затрат на проектирование, крыло Argosy было основано на крыле Avro Shackleton , морского патрульного самолета , который был разработан и построен другой организацией в составе Hawker Siddeley Group ; [ 6 ] Чтобы удовлетворить требования BEA, было разработано новое крыло, которое имело ту же аэродинамическую конструкцию, но имело более современную « отказоустойчивую » конструкцию, а не конструкцию Safe-life, использовавшуюся на предыдущем крыле. [ 14 ] Это изменение привело к тому, что крыло стало одновременно прочнее и легче, но при этом больше не было ограничено с точки зрения усталостного ресурса . Пересмотренная версия, получившая обозначение Series 200 , также включала в себя ряд других улучшений, включая использование увеличенных грузовых дверей, встроенных топливных баков в крыло и модифицированное расположение шасси. [ 15 ] [ 14 ] Сообщается, что Series 200 имела лучшую управляемость, чем более старая Series 100, хотя во время испытаний потребовались некоторые аэродинамические доработки. [ 16 ]
11 марта 1964 года первый самолет серии 200 совершил свой первый полет; Вскоре за ним последовали еще шесть серий 220, оснащенных более мощными двигателями. [ 7 ] [ 17 ] Хотя работа над еще одним самолетом серии 220 уже началась, этот планер так и не был завершен и в конечном итоге был списан. [ 18 ] По данным авиационного журнала Flight International ::, на Argosy негативно повлияло появление дальнемагистральных пассажирских самолетов , поскольку в то время многие излишки винтовых самолетов были переоборудованы в грузовые, что привело к снижению как спроса, так и цен. для грузовых самолетов новой постройки. [ 3 ]
Дизайн
[ редактировать ]Armstrong Whitworth Argosy был транспортным самолетом общего назначения, который в основном использовался для грузовых перевозок как военными, так и гражданскими эксплуатантами. На момент своего появления этот тип считался уникальным в своем классе. [ 4 ] Изначально спроектированный как грузовой самолет, самолет мог использоваться и для других задач. Argosy предлагался в конфигурации кабриолета для перевозки как грузов, так и пассажиров; Гражданский вариант мог вместить максимум 80 пассажиров, обеспечивая при этом комфорт и скорость, сравнимые с современными авиалайнерами Vickers Viscount . [ 4 ] Что касается груза, Argosy был разработан для быстрого выполнения работ всего за 20 минут без использования подъемных машин или кранов , с использованием поддонов и роликов для устранения упаковки. [ 19 ]
Argosy Что касается базовой конфигурации, хвостовое оперение было установлено на сдвоенных балках , идущих назад от внутренних мотогондол, оставляя грузовые двери в задней части фюзеляжа свободными для прямой погрузки. На обоих концах фюзеляжа были установлены открывающиеся вбок двери, а кабина экипажа располагалась над грузовым отсеком. Эта конфигурация позволяла создать беспрепятственное грузовое пространство размером 10 на 47 футов (3,0 м × 14,3 м) с высотой порога, соответствующей высоте обычного бортового грузовика . [ 2 ] Он имел максимальный вес 88 000 фунтов (39 915 кг) и полезную нагрузку 28 000 фунтов (12 700 кг). При движении со скоростью 276 миль в час (444 км/ч) он имел запас хода 1780 миль (2865 км) и мог вместить максимум 89 пассажиров. [ 5 ]
Argosy был оснащен четырьмя двигателями Rolls-Royce Dart турбовинтовыми с Rotol четырехлопастными винтами производства . Мощность двигателей зависела от варианта самолета. [ 17 ] Звук, издаваемый двигателями Dart, в сочетании с его относительно необычной базовой конфигурацией «качалка и стрела», которая была похожа на более ранние транспортные самолеты C-82 Packet и C-119 Flying Boxcar , считается источником прозвища этого типа . Свистящая тачка» . [ 20 ]
Операционная история
[ редактировать ]Гражданское использование
[ редактировать ]Argosy Series 100 впервые поступил на вооружение американской грузовой авиакомпании Riddle Airlines . Вначале Риддл проявил интерес к этому типу, имея амбиции использовать его для выполнения контрактов на логистическую поддержку ВВС США (USAF) на территории Соединенных Штатов. [ 6 ] В конце 1960 года Риддл закупил для этой цели партию из семи «Аргози». Однако, когда Риддл потерял контракт на логистику в 1962 году, его Аргози были возвращены Армстронгу Уитворту во владение и впоследствии проданы другим авиакомпаниям, некоторые из которых взяли на себя контракты, ранее обслуживавшиеся Риддлом. [ 21 ] [ 22 ]
В качестве временной меры BEA заказала три оставшихся самолета Series 100 Армстронга Уитворта, намереваясь использовать их до тех пор, пока авиакомпания не получит свои окончательные самолеты Series 220; В 1964 году BEA разместила заказ на пять таких самолетов. Как сообщается, Argosy способствовал тому, что BEA обладает превосходными возможностями авиаперевозок по сравнению с любой другой авиакомпанией, работающей в регионе, причем возможность двусторонней загрузки этого типа рассматривается как важнейшая часть ее экономики. [ 3 ] Во время эксплуатации этого типа авиакомпания потеряла два самолета Series 220 в отдельных авариях, решив приобрести еще один Argosy взамен первого потерянного самолета. Сообщается, что небольшой парк Argosies BEA оказался убыточным, даже когда BEA представила более мощные Series 220; это связано с процедурами BEA, касающимися как безопасности, так и общих операций. [ 6 ] В апреле 1970 года BEA решила вывести свой флот Argosy, решив заменить этот тип с помощью переоборудования своих Vickers Vanguards в грузовое судно . [ 15 ] [ 23 ]
Два самолета эксплуатировались компанией SAFE Air в Новой Зеландии , где они служили основным связующим звеном между островами Чатем и материком; эти самолеты были оснащены герметичной «пассажирской капсулой». [ 24 ] В апреле 1990-х годов один из этих самолетов был поврежден и не подлежал ремонту в результате аварии при приземлении; третий Argosy был арендован компанией SAFE Air у австралийской компании Mayne Nickless на пять месяцев в 1990 году в качестве краткосрочной замены. В сентябре 1990-х годов последний полет новозеландского самолета Argosy выполнил оператор SAFE Air; Сам самолет был списан и в настоящее время хранится владельцами-добровольцами недалеко от аэропорта Вудборн , Бленхейм, Новая Зеландия . [ 25 ]
В 1991 году последние действующие Argosies, которыми управляла американская грузовая авиакомпания Duncan Aviation , были сняты с производства, что ознаменовало конец летной истории этого типа. [ 26 ]
Военное использование
[ редактировать ]В 1960-е годы Argosy был закуплен для Королевских ВВС (RAF), первый из которых поступил на вооружение в марте 1962 года. [ 27 ] Служба часто использовала свои возможности для размещения до 69 военнослужащих, 48 носилок или 29 000 фунтов (13 000 кг) груза. В оперативном отношении он мог нести различные предметы военной техники, включая боевые машины, такие как «Сарацин» или «Феррет» броневики , или артиллерийские орудия , такие как 105-мм (4,13 дюйма) гаубица или «Вомбат» . [ 28 ] Однако последующие изменения конструкции как «Сарацина», так и главного лонжерона «Аргози» (который проходил через верхнюю часть грузового отсека) впоследствии исключили использование «Аргози» в качестве транспортного средства «Сарацин». [ нужна ссылка ]
В 1962 году самое раннее развертывание Argosy было зарегистрировано как выполненное в 105-й эскадрилье , которая дислоцировалась на Ближнем Востоке , вместе со 114-й и 267-й эскадрильями, базировавшимися в Великобритании на авиабазе RAF Benson . В следующем году 215-я эскадрилья получила свои «Аргоси», которые дислоцировались на RAF Changi авиабазе в Сингапуре . Однако в канун Нового 1967 года эта эскадрилья была расформирована, а ее самолеты были переведены в 70-ю эскадрилью , базирующуюся в Королевских ВВС Акротири , Кипр . 70-я эскадрилья станет последней эскадрильей, которая будет эксплуатировать этот самолет в транспортных целях, сняв свой последний Argosy в феврале 1975 года. В декабре 1970 года ВВС Великобритании начали получать транспортные самолеты Lockheed Hercules американского производства , которые постепенно заменили парк Argosy в транспортных самолетах. роль. [ 29 ] В период с 1968 по 1978 год вариант Argosy E.1, который использовался в качестве калибровочного, эксплуатировался 115-й эскадрильей базировалась в Королевских ВВС Коттсмор . , которая большую часть этого периода [ 30 ]
Варианты
[ редактировать ]Армстронг Уитворт AW 650 Argosy (1959)
[ редактировать ]Всего было построено 17 самолетов для гражданских операторов Riddle Airlines (серия 101) и British European Airways (серии 102 и 222).
Было построено 10 самолетов серий 101 и 102. Построено семь самолетов серии 200 (восьмой не достроен); Серия 200 имела больший грузовой отсек и увеличенные переднюю и заднюю двери, что позволяло перевозить грузовые поддоны стандартного размера. Серия 200 также имела более легкое модернизированное крыло, увеличивающее максимальную дальность полета, и турбовинтовые двигатели Rolls-Royce Dart 532/1 .
Армстронг Уитворт AW 660 Аргози
[ редактировать ]Дополнительные отличия от гражданских вариантов: [ 31 ]
- туалет и камбуз в районе удаленной носовой двери
- Метеорологический радар EKCO в носовой части
- Ровер-ВСУ в левой хвостовой балке
- до 72 пассажирских мест, лицом назад
- дополнительные топливные баки в центральном крыле
- усиленное шасси.
Для ВВС Великобритании было произведено 56 самолетов под обозначением Argosy C Mk 1 (C.1), всего они служили в составе шести эскадрилий; три базируются в Великобритании и по одному в Адене , на Кипре и на Дальнем Востоке . В 1975 году ВВС Великобритании отозвали Argosy из транспортных миссий в качестве экономической меры. Те самолеты, которые не были списаны или сохранены, были проданы коммерческим операторам.
Hawker Siddeley Argosy E Mk 1
[ редактировать ]В 1963 году Hawker Siddeley Group отказалась от названий компаний, входящих в ее состав, и переименовала свою продукцию под баннер Hawker Siddeley. Чтобы удовлетворить требованиям к самолету летной инспекции британских ВВС , девять самолетов Argosy C.1 были модифицированы в 1971 году как Argosy E.1. Они регулярно появлялись на британских военных аэродромах и эксплуатировались 115-й эскадрильей , пока в 1978 году их не заменил Hawker Siddeley Andover .
Хоукер Сиддели Аргоси Т Мк 2
[ редактировать ]После вывода Argosy C.1 из грузово-транспортной роли было решено модифицировать 14 самолетов. [ 32 ] по навигации в качестве инструкторов для учебного командования Королевских ВВС , которые должны были заменить университет Викерс . Один самолет XP411 был переименован в Argosy T Mk 1. [ 32 ] в преддверии поставки флоту Т Mk 2. [ 33 ] Всего два самолета ( XP447 [ 33 ] и XR136 [ 34 ] ) были модифицированы как Argosy T.2, но успеха не имели, поскольку от программы отказались из-за сокращения расходов на оборону.
Операторы
[ редактировать ]Военные операторы
[ редактировать ]- Великобритания
- Королевские ВВС
- 70-я эскадрилья RAF (базируется на Кипре)
- 105-я эскадрилья RAF (базируется на Ближнем Востоке )
- 114-я эскадрилья RAF (базируется в Великобритании)
- 115-я эскадрилья RAF (базируется в Великобритании на базе Argosy E.1)
- 215-я эскадрилья RAF (базируется в Сингапуре)
- № 267-й эскадрильи RAF (базируется в Великобритании)
- № 242 Отряд оперативного переоборудования РАФ
- Летная школа №6 РАФ
- Имперская школа летчиков-испытателей
- ВВС Кувейта (серийный номер бывшего экземпляра RAF неизвестен)
Гражданские операторы
[ редактировать ]- Австралия
- Канада
- Габон
- Ирландия
- Люксембург
- Новая Зеландия
- Филиппины
- Сингапур
- Великобритания
- Air Anglia в сезонной аренде у перевозчиков Air Bridge
- Воздушные мостовые перевозчики
- Британские европейские авиалинии
- Элан Посылочная Служба
- Роллс-Ройс
- Стрелец
- Соединенные Штаты
- Заир
Выживший самолет
[ редактировать ]- Новая Зеландия
- ZK-SAE Merchant Enterprise – 222 на статической выставке возле аэропорта Вудборн в Бленхейме, Мальборо . [ 39 ] [ 40 ]
- Великобритания
- G-APRL-101 на статической экспозиции в Музее авиации Мидленда в Бэгинтоне, Уорикшир . [ 41 ] [ 40 ]
- G-BEOZ-101 на статической выставке в Аэропарке в Касл-Донингтоне, Лестершир . [ 42 ] [ 40 ]
- XN819 - кабина C.1 на статической экспозиции в Ньюаркском музее авиации в Ньюарке, Ноттингемшир . [ 43 ]
- XP411 - C.1 на статической экспозиции в Музее Королевских ВВС Косфорд в Косфорде, Шропшир . [ 44 ] [ 32 ]
- Соединенные Штаты
- XP447 - T.2 на хранении на аэродроме генерала Уильяма Дж. Фокса в Ланкастере, Калифорния . [ 33 ]
- XR143 - E.1 на хранении в Среднеамериканском музее авиации и транспорта в Су-Сити, штат Айова . [ 34 ] Его восстанавливают до внешнего вида RAF. [ нужна ссылка ]
Технические характеристики (Аргоси С Мк 1)
[ редактировать ]Данные Armstrong Whitworth Aircraft с 1913 года. [ 45 ]
Общие характеристики
- Экипаж: Четыре [ 46 ]
- Вместимость: до 69 военнослужащих, 54 десантника, 48 носилок. [ 47 ] или 29 000 фунтов (13 000 кг) груза
- Длина: 86 футов 9 дюймов (26,44 м) (общая длина)
- Длина фюзеляжа: 64 фута 7 дюймов (19,69 м)
- Размах крыльев: 115 футов 0 дюймов (35,05 м)
- Высота: 29 футов 3 дюйма (8,92 м)
- Площадь крыла: 1458 кв. футов (135,5 м ). 2 )
- Пустой вес: 56 000 фунтов (25 401 кг)
- Полная масса: 97 000 фунтов (43 998 кг)
- Максимальный взлетный вес: 105 000 фунтов (47 627 кг)
- Запас топлива: 4140 имп галлонов (4970 галлонов США; 18800 л)
- Силовая установка: 4 турбовинтовых Rolls-Royce Dart RDa.8 Mk 101 двигателя мощностью 2470 л.с. (1840 кВт) каждый ( л.с. )
- Гребные винты: 4-лопастные Ротол
Производительность
- Крейсерская скорость: 253 миль в час (407 км/ч, 220 узлов)
- Диапазон: 3450 миль (5550 км, 3000 миль)
- Практический потолок: 23 000 футов (7 000 м)
См. также
[ редактировать ]Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
- Aviation Traders ATL-98 Carvair - четырехмоторный самолет с поршневым двигателем, используемый для аналогичных целей.
- Bristol Freighter - с аналогичной высокой кабиной экипажа.
- Fairchild C-82 Packet - оригинальный двухмоторный поршневой транспорт капсульно-стреловой конструкции.
- Fairchild C-119 Flying Boxcar - еще один двухмоторный самолет с радиальным двигателем, аналогичной с гондолой. конструкции
- Fairchild C-123 Provider - более поздний транспортный самолет с поршневым двигателем аналогичного размера и традиционной конфигурации.
- Lockheed L-188 Electra - аналогичный, но низкоплан, также используемый в качестве грузового самолета.
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Таппер 1988, с. 309.
- ^ Jump up to: а б с Таппер 1988, с. 310.
- ^ Jump up to: а б с Flight International , 28 января 1965 г., с. 141.
- ^ Jump up to: а б с д и «AW.6S0 Аргози». Flight International , 4 сентября 1959 г. с. 112.
- ^ Jump up to: а б Таппер 1988, с. 316.
- ^ Jump up to: а б с д Flight International , 28 января 1965 г., с. 142.
- ^ Jump up to: а б Тейлор 1965, с. 151.
- ^ Таппер 1988, с. 337.
- ^ Willing Air Enthusiast , июль/август 2003 г., стр. 57.
- ↑ Ганстона Рейс , 10 февраля 1961 г., с. 181.
- ^ Таппер 1988, с. 330.
- ^ Тейлор 1965, с. 152.
- ^ Таппер 1988, с. 322.
- ^ Jump up to: а б Таппер 1988, стр. 322–323.
- ^ Jump up to: а б Willing Air Enthusiast , май, июнь 2003 г., стр. 42–43.
- ↑ Flight International , 28 января 1965 г., с. 143.
- ^ Jump up to: а б Flight International , 28 января 1965 г., с. 144.
- ^ Готовый энтузиаст авиации , май, июнь 2003 г., стр. 42.
- ^ "Грузовые перевозки от двери до двери на судне Argosy". Рейс Интернэшнл , 23 декабря 1960 года.
- ^ «Армстронг-Уитворт AW650 Аргози» . Aviation-история.com . Проверено 6 июня 2019 г.
- ↑ Willing Air Enthusiast , май/июнь 2003 г., стр. 40–41.
- ^ «Аргосии за работой». Flight International , 19 октября 1961 г. с. 606.
- ^ Таппер 1988, стр. 324–325.
- ^ «Армстронг Уитворт AW650 и AW660 Argosy» . www.baesystems.com . Проверено 15 июня 2023 г.
- ^ «Самолет «Аргоси» и кафе «Аргоси» . Проверено 15 июня 2023 г.
- ^ Willing Air Enthusiast , июль/август 2003 г., стр. 61.
- ^ «Аргоси поступают на службу в ВВС Великобритании». Flight International , 22 марта 1962 г. с. 452.
- ^ «АРМСТРОНГ УИТВОРТ АРГОСИ | Музей Тангмера» . Музей Танмера | Музей военной авиации Тангмера . 1 февраля 2012 года . Проверено 15 июня 2023 г.
- ^ Джеффорд 2001, с. 49.
- ^ Джеффорд 2001, с. 60.
- ^ Air-Britain Aeromilitaria, декабрь 2016 г., стр. 187–188.
- ^ Jump up to: а б с Симпсоны 2014 .
- ^ Jump up to: а б с Ханнисетт, Фил. «Самолеты РАФ – 2-я 20» . АВА АРГОСИЯ . Архивировано из оригинала 30 июля 2018 года . Проверено 29 июля 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Ханнисетт, Фил. «Самолеты РАФ – Последние 16» . Аргоси Эйр . Архивировано из оригинала 20 марта 2015 года . Проверено 8 августа 2018 г.
- ^ Международный справочник полетов военных самолетов, 1972 г.
- ^ Правительство дает IPEC зеленый свет на импорт самолетов. Грузовые и контейнерные перевозки, март 1977 г., стр. 3.
- ^ Еще два Argosies для Ipec прибывают в грузовые и контейнерные перевозки , июль 1978 г., стр. 6.
- ^ «Вернет ли Philippine Airlines когда-нибудь грузовое судно PAL?» . АВИАПУТНИК PH. 10 мая 2021 г. Проверено 20 октября 2021 г.
- ^ «История острова Чатем» . Аргози Мальборо . Аргози Траст . Проверено 29 июля 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с Ханнисетт, Фил. «Гражданский самолет» . Аргоси Эйр . Архивировано из оригинала 30 октября 2018 года . Проверено 30 июля 2018 г.
- ^ «Наши самолеты — полный список» . Мидлендский музей авиации . Архивировано из оригинала 18 июня 2007 года . Проверено 29 июля 2018 г.
- ^ «Экспонаты Аэропарка» . Аэропарк Ист-Мидлендс . Коллекция самолетов Aeropark Heritage. Архивировано из оригинала 12 мая 2017 года . Проверено 29 июля 2018 г.
- ^ «Список самолетов» . Ньюаркский музей авиации . Проверено 29 июля 2018 г.
- ^ «Армстронг Уитворт Аргоси С1» . Музей Королевских ВВС . Попечители Музея Королевских ВВС . Проверено 29 июля 2018 г.
- ^ Таппер 1988, с. 336.
- ^ Тейлор 1965, с. 152. «Гражданский Аргози мог управляться двумя пилотами»
- ^ Таппер 1988, стр. 329–330.
Библиография
[ редактировать ]- Ганстон, WT «AW660: многоцелевой военный транспорт ». Рейс , 10 февраля 1961 г., том 79, № 2709. стр. 181–185.
- Джеффорд, CG эскадрильи RAF, полный отчет о движении и оборудовании всех эскадрилий RAF и их предшественников с 1912 года . Шрусбери, Великобритания: Airlife Publishing, 1988 г. (второе издание, 2001 г.). ISBN 1-85310-053-6 .
- Симпсон, Эндрю (2014), «СЕРИЙНЫЙ НОМЕР A/C XP411 ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ» (PDF) , Музей Королевских ВВС , получено 29 июля 2018 г.
- Тэппер, Оливер. Самолет Армстронг Уитворт с 1913 года . Лондон: Патнэм, 1988. ISBN 0-85177-826-7 .
- Тейлор, Джон В.Р. Самолеты всего мира Джейн, 1965–66 . Лондон: Сэмпсон Лоу, Marston & Company, 1965.
- Готов, Мартин. «Хрустящий перевозчик Хокера Сиддели: дань уважения AW Argosy, часть первая». Air Enthusiast № 105, май/июнь 2003 г., стр. 40–43. ISSN 0143-5450
- Готов, Мартин. «Хрустящий перевозчик Хокера Сиддели: дань уважения AW Argosy, часть вторая». Air Enthusiast № 106, июль/август 2003 г., стр. 57–62. ISSN 0143-5450
- Готов, Мартин. «Хрустящий перевозчик Хокера Сиддели: дань уважения AW Argosy, часть третья». Air Enthusiast № 107, сентябрь/октябрь 2003 г., стр. 42–46. ISSN 0143-5450
- «Новый Аргози от BEA» . Flight International , 28 января 1965 г., том 87, выпуск 2916. стр. 141–145.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Справочный чертеж операторов [1] , [2]
- Справочный сайт Аргоси