Роллс-Ройс Дарт
Дарт | |
---|---|
Роллс-Ройс Дарт РДа. 3 Мк506 | |
Тип | Турбовинтовой |
Производитель | Роллс-Ройс Лимитед |
Первый запуск | 1946 |
Основные приложения | Евро 748 Бреге Ализе Фоккер F27 Грумман Гольфстрим I Викерс Виконт |
Количество построенных | более 7100 |
Rolls -Royce RB.53 Dart — турбовинтовой двигатель, разработанный и производимый компанией Rolls-Royce Limited . Впервые запущенный в 1946 году, он привел Vickers Viscount в свой первый полет в 1948 году. Рейс 29 июля того же года, в ходе которого между Нортхолтом и аэропортом Париж-Ле-Бурже было перевезено 14 платных пассажиров на самолете Vickers Viscount с двигателем Dart, был первым регулярным рейсом. регулярный рейс авиакомпании на самолете с газотурбинным двигателем. [ 1 ] Viscount был первым самолетом с турбовинтовым двигателем, поступившим на вооружение авиакомпании British European Airways (BEA) в 1953 году.
Dart все еще находился в производстве Сорок лет спустя, когда в 1987 году были выпущены последние Fokker F27 Friendships и Hawker Siddeley HS 748, .
В соответствии с соглашением компании называть газотурбинные двигатели в честь рек, эта конструкция турбовинтового двигателя была названа в честь реки Дарт .
История
[ редактировать ]Двигатель Dart, разработанный в 1946 году командой под руководством Лайонела Хауорта, был разработан с использованием опыта, полученного на более раннем турбовинтовом двигателе Rolls-Royce Clyde . Для достижения желаемой степени общего давления был выбран двухступенчатый центробежный компрессор. Трехступенчатая осевая турбина с разделенной нагрузкой использовалась для привода как нагрузки (через редуктор), так и системы сжатия. Ниже приведена фотография типичного двигателя Dart в разрезе.
В отличие от «Клайда», в двигателе отсутствовала свободная силовая турбина. Следовательно, в нормальных условиях эксплуатации мощность, подаваемая на винт, не может быть модулирована при фиксированной скорости винта. [ 2 ]
Первоначально Dart имел мощность 890 л.с. и впервые поднялся в воздух в октябре 1947 года, установленный на носовой части переоборудованного Avro Lancaster .
Усовершенствования конструкции увеличили мощность двигателя RDa.3 до 1400 л.с., который пошел в производство для Viscount в 1952 году. У RDa.6 мощность увеличилась до 1600 л.с., а у RDa.7 - до 1800 л.с. за счет включения различных усовершенствований, в том числе более крупного двигателя. диаметр второго рабочего колеса.
Позже мощность Darts достигла 3245 л.с. и производилась до 1987 года, всего было выпущено около 7100 экземпляров с налетом около 170 миллионов часов. [ 3 ]
Dart также производился по лицензии в Индии компанией Hindustan Aeronautics Limited . [ 4 ]
Позже Хауорт и его команда приступили к проектированию и разработке более крупного и мощного Rolls-Royce Tyne . [ 5 ]
Варианты
[ редактировать ]Помимо обозначения RB.53, каждой марке двигателя Dart был присвоен номер «RDa.n» Министерства снабжения (MoS), а также номера Mk.
- РДа.1
- Двигатели первых прототипов — 1250 л.с. плюс остаточная тяга 300 фунтов. [ 6 ]
- РДа.2
- Двигатели начального производства
- РДа.3
- Расчетная мощность 1480 л.с. (1103,64 кВт) - мощность на валу 1345 л.с. (1002,97 кВт) + остаточная тяга 350 фунтов силы (1,56 кН) при 14500 об / мин
- РДа.6
- Расчетная мощность 1670 л.с. (1245,32 кВт) - мощность на валу 1535 л.с. (1144,65 кВт) + остаточная тяга 350 фунтов силы (1,56 кН) при 14500 об / мин
- РДа.7
- Расчетная мощность 1815 л.с. (1353,45 кВт) - мощность на валу 1630 л.с. (1215,49 кВт) + остаточная тяга 480 фунтов силы (2,14 кН) при 15 000 об / мин
- РДа.7/1
- Расчетная мощность 1910 л.с. (1424,29 кВт) - мощность на валу 1730 л.с. (1290,06 кВт) + остаточная тяга 470 фунтов силы (2,09 кН) при 15000 об / мин
- РДа.7/2
- Расчетная мощность 2020 л.с. (1506,31 кВт) - мощность на валу 1835 л.с. (1368,36 кВт) + остаточная тяга 485 фунтов силы (2,16 кН) при 15000 об / мин
- РДа.7 Мк 21
- Расчетная мощность 2099 л.с. (1565,22 кВт) - используется для Bréguet 1050 Alizé.
- РДа.7/2 Мк.529
- Расчетная мощность 2100 л.с. (1565,97 кВт) - мощность на валу 1910 л.с. (1424,29 кВт) + остаточная тяга 495 фунтов силы (2,20 кН) при 15000 об / мин
- РДа.10
- Расчетная мощность 2555 л.с. (1905,26 кВт) - мощность на валу 2305 л.с. (1718,84 кВт) + остаточная тяга 670 фунтов силы (2,98 кН) при 15000 об / мин
- РДа.10/1
- Расчетная мощность 3030 л.с. (2259,47 кВт) - мощность на валу 2750 л.с. (2050,67 кВт) + остаточная тяга 750,4 фунта-силы (3,34 кН) при 15000 об / мин
- РДа.10/1
- Расчетная мощность 3245 л.с. (2419,80 кВт) при 15 000 об/мин с впрыском воды/метанола для Hawker-Siddeley HS.748MF Andover C Mk.1 .
- РДа.11
- Мк.506
- (РДа.3)
- Мк.510
- (РДа.6)
- Мк.511
- (РДа.6)
- Мк.512
- (РДа.6)
- Мк.514
- (РДа.6)
- Мк.520
- (РДа.7)
- Мк.525
- (РДа.7/1)
- Мк.526
- (РДа.7/2)
- Мк.527
- (РДа.7/2)
- Мк.528
- (РДа.7/2)
- Мк.529
- (РДа.7/2)
- Мк.530
- (РДа.7/2)
- Мк.531
- (РДа.7/2)
- Мк.551
- (РДа.7)
- Мк.552
- (РДа-7)
- Мк.540
- (РДа.10)
- Мк.541
- (РДа.11)
- Мк.542
- (РДа.10/1)
Приложения
[ редактировать ]

Во многом связанный с очень успешным Vickers Viscount средней дальности авиалайнером , он использовался в ряде других европейских и японских конструкций 1950-х и 60-х годов, а также использовался для перевода поршневых самолетов американского производства на турбовинтовые двигатели. В список входят:
- Armstrong Whitworth AW.660 Argosy : транспортный самолет средней дальности.
- Бухгалтер Aviation Traders : Отмененный прототип авиалайнера
- Avro 748 (Hawker Siddeley HS 748): фидерный авиалайнер.
- Avro Athena только один прототип самолета: военный учебно-тренировочный самолет
- Breguet Alizé : Противолодочный самолет: Dart RDA 21 мощностью 2099 л.с. с впрыском воды/метанола.
- Кавалер Турбо Мустанг III
- Fairchild F-27 : небольшой авиалайнер, произведенная в США версия Fokker F27 Friendship . Две версии: F27A и F27B.
- Fairchild Hiller FH-227 : авиалайнер, произведенная в США версия Fairchild F-27 с удлиненным фюзеляжем и увеличенным количеством пассажирских мест.
- Fokker F27 Friendship : небольшой авиалайнер от голландского производителя аэрокосмической и авиационной техники Fokker . Оригинальная модель, на которой базировались несколько других авиалайнеров (например, упомянутые выше F-27 и FH-227).
- Grumman Gulfstream I (G-159): представительский транспортный и небольшой авиалайнер. Включает удлиненный IC Grumman Gulfstream (G-159C).
- Хэндли Пейдж Дарт Геральд : Маленький авиалайнер
- Hawker Siddeley Andover : Военный транспорт
- NAMC YS-11 : авиалайнер малой и средней дальности (японский самолет).
- Некоторые транспортные самолеты Douglas DC-3 были модернизированы для использования дартс. DC-3, находящиеся на вооружении BEA с этим обновлением, назывались Pionairs. Еще одна модификация — Conroy Turbo Three .
- Convair 600 и Convair 640, преобразованные из самолетов Convair 240 , Convair 340 и Convair 440 с поршневым двигателем: небольшие авиалайнеры.
- Boeing B-17F Flying Fortress : уникальный самолет был переоборудован компанией Aero-Flite с четырьмя турбовинтовыми двигателями Rolls-Royce Dart и использовался для тушения пожаров . [ 7 ] [ 8 ]
Выходная мощность составляла около 1500 л.с. (1120 кВт) в ранних версиях и почти вдвое больше в более поздних версиях, например тех, которые использовались на авиалайнере NAMC YS-11 . Некоторые версии двигателя были оснащены системой впрыска водометанола, что увеличивало мощность в жарких и высокогорных условиях.
Двигатели на выставке
[ редактировать ]
- Rolls-Royce Dart выставлен на всеобщее обозрение в Музее Королевских ВВС в Косфорде . [ 9 ]
- Rolls-Royce Dart выставлен в Фонде наследия Rolls-Royce (Дерби).
- Rolls-Royce Dart выставлен на всеобщее обозрение в Музее авиации Гатвика . [ 10 ]
- Rolls-Royce Dart выставлен на всеобщее обозрение в Национальном музее авиации и космонавтики . [ 11 ]
- Rolls-Royce Dart выставлен на всеобщее обозрение в Канадском музее авиации . [ 12 ]
- Rolls-Royce Dart выставлен на всеобщее обозрение в Австралийском национальном музее авиации . [ 13 ]
- Rolls-Royce Dart выставлен на всеобщее обозрение в Музее авиационного наследия (Западная Австралия) . [ 14 ]
- Rolls-Royce Dart выставлен в Бруклинской технической школе.
- Rolls-Royce Dart RDa.7 выставлен на всеобщее обозрение в Музее авиации города Норидж в Хоршам-Сент-Фейт, Норфолк . [ 15 ]
Технические характеристики (Дарт РДа.7)
[ редактировать ]
Данные Jane's All The World's Aircraft, 1965–66. [ 16 ]
Общие характеристики
- Тип: Турбовинтовой
- Длина: 97,6 дюйма (2480 мм)
- Диаметр: 37,9 дюйма (960 мм)
- Сухой вес: 1207 фунтов (547 кг) (сухой)
Компоненты
- Компрессор: двухступенчатый центробежный компрессор.
- Камеры сгорания : 7 прямоточных камер сгорания с воспламенителями в камерах № 3 и 7.
- Турбина : 3-ступенчатая осевая турбина
- Тип топлива: Керосин
- Масляная система: автономный масляный бак емкостью 25 пинтов (14 л).
Производительность
- Максимальная выходная мощность: 1815 л.с. (1354 кВт) (1630 л.с. (1220 кВт)) при 15000 об/мин.
- Общий коэффициент давления : 5,62:1
- Массовый расход воздуха: 23,5 фунта/с (10,66 кг/с)
- Удельный расход топлива : 0,581 фунт/( л.с.ч )
- Отношение мощности к весу : 1,35 л.с. /фунт (2,48 кВт/кг).
См. также
[ редактировать ]Сопоставимые двигатели
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Тернер 1968, с. 9.
- ^ https://assets.publishing.service.gov.uk/media/5422ef5f40f0b6134200023b/dft_avsafety_pdf_500083.pdf [ только URL-адрес PDF ]
- ^ «Всемирная энциклопедия авиационных двигателей – 5-е издание» Билла Ганстона , Sutton Publishing, 2006, стр.195
- ^ Тейлор 1982, с. 736.
- ^ «Всемирная энциклопедия авиационных двигателей – 5-е издание» Билла Ганстона , Sutton Publishing, 2006, стр.197
- ^ «Коробка передач | стойка шестерни | масляный бак | 1953 | 0371 | Архив полетов» . www.flightglobal.com . Архивировано из оригинала 19 мая 2015 года.
- ^ «Тейлз сквозь время: Турбовинтовой B-17 Flying Fortress» . www.tailsthroughtime.com . Архивировано из оригинала 25 марта 2016 года . Проверено 5 апреля 2016 г.
- ^ Джонсен, Фредерик. «Airailimages.com» . Кеннет Дж. Джонсен.
- ^ Музей Королевских ВВС в Косфорде - Rolls-Royce Dart. Архивировано 4 марта 2016 г. на Wayback Machine www.rafmuseum.org.uk Проверено: 31 июля 2012 г.
- ^ «ГАТВИКСКИЙ МУЗЕЙ АВИАЦИИ – АВИАЦИОННЫЕ ДВИГАТЕЛИ» . www.gatwick-aviation-museum.co.uk . Архивировано из оригинала 14 февраля 2004 года.
- ^ «Турбовинтовой двигатель Rolls-Royce Dart Mk. 520, в разрезе | Национальный музей авиации и космонавтики» . airandspace.si.edu . Архивировано из оригинала 20 сентября 2015 года.
- ^ «Роллс-Ройс Дарт 506» .
- ^ «Роллс-Ройс Дарт» . Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 11 ноября 2015 г.
- ^ «Музей авиационного наследия | Булл-Крик, Перт» .
- ^ «Список двигателей» . Городской музей авиации Нориджа . Проверено 27 августа 2023 г.
- ^ Тейлор 1965, стр. 485–6.
Библиография
[ редактировать ]- Ганстон, Билл. Всемирная энциклопедия авиационных двигателей . Кембридж, Англия. Патрик Стивенс Лимитед, 1989 год. ISBN 1-85260-163-9
- Тейлор, Джон В.Р. «Все самолеты мира Джейн», 1965–66 . Лондон: Сэмпсон Лоу, Marston & Company Ltd, 1965.
- Тейлор, Джон В.Р. Самолеты всех стран мира Джейн, 1982–83 . Лондон: Ежегодники Джейн, 1982. ISBN 0-7106-0748-2 .
- Тернер, П. Сент-Джон. Справочник виконта Викерса . Лондон: Ян Аллан, 1968. ISBN 978-0711000520 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- История Vickers Viscount и RR Dart
- "История дротика", 1953 года. о полете статья
- "Dart Development" - 1955 года . летная статья о дротике
- «Фотографии магазина Dart в капитальном ремонте» Страница Fields Airmotive Dart с фотографиями Dart в разобранном виде