Армстронг Сиддели Вайпер
Гадюка | |
---|---|
Сохранившийся турбореактивный двигатель Rolls-Royce Viper | |
Тип | Турбореактивный двигатель |
Производитель | Армстронг Сиддели Роллс-Ройс Лимитед |
Первый запуск | апрель 1951 г. |
Основные приложения | BAC Джет Провост HS Домини Аэрмакки МБ-326 |
Разработано на основе | Армстронг Сиддели Аддер |
Armstrong Siddeley Viper — британский турбореактивный двигатель, разработанный и производимый компанией Armstrong Siddeley , а затем компаниями-преемниками Bristol Siddeley и Rolls-Royce Limited . Он поступил на вооружение в 1953 году и оставался в эксплуатации в Королевских ВВС , устанавливая на своем учебно-навигационном самолете Dominie T1 до января 2011 года. [ 1 ]
Проектирование и разработка
[ редактировать ]Первоначально в конструкции использовался семиступенчатый компрессор, основанный на двигателе Adder — Viper, по сути, представляет собой крупномасштабный Adder.
Как и аналогичный J85, построенный в США, Viper изначально разрабатывался как одноразовый двигатель для серийных версий дрона-мишени Jindivik . Как и в J85, компоненты с ограниченным сроком службы и маслосистемы с полной потерей были заменены стандартными системами для использования в самолетах с экипажем. [ 2 ]
Поскольку изначально он разрабатывался как одноразовый двигатель, у Viper возникало множество периодических проблем с обслуживанием. Это привело к разработке первой программы Power by the Hour , в рамках которой операторы платили компании Bristol Siddeley фиксированную почасовую ставку за постоянное техническое обслуживание двигателей. [ 3 ]
В 1970-х годах компании Turbomecanica Bucharest и Orao Sarajevo приобрели лицензию на двигатель Viper, который использовался на различных самолетах румынской и югославской постройки. [ 4 ] [ 5 ]
Варианты
[ редактировать ]Данные из: Jane's All the World's Aircraft 1955-56, [ 6 ] Джейн "Все самолеты мира" 1959-60, [ 7 ] Самолеты всего мира Джейн, 1962–63 гг. [ 8 ]
- США.1
- Исследование дизайна с коротким сроком службы; 1145 фунтов силы (5,09 кН).
- США.2
- Разработанная версия с коротким сроком службы, впервые запущенная в апреле 1951 года; 1145 фунтов силы (5,09 кН).
- США.3
- (Mk.100) Недолгий срок службы ракет/мишеней, летные испытания в хвостовой части Avro Lancaster в ноябре 1952 года; 1640 фунтов силы (7,30 кН).
- США.4
- Короткий срок службы ракет/мишеней, первый запуск в 1952 году, 1750 фунтов силы (7,78 кН).
- США.5
- (Mk. 101) Версия с увеличенным сроком службы для самолетов с экипажем. [ 6 ]
- США.6
- Короткий срок службы ракет/мишеней; 1900 фунтов силы (8,45 кН).
- США.7
- АСВ.7/Р
- АСВ.7 с повторным нагревом; 2470 фунтов силы (10,99 кН).
- США.8
- (стал Viper 8 и Mk.102); Версия с длительным сроком службы рассчитана на 1750 фунтов силы (7,78 кН) для Jet Provost T Mk.3.
- США.9
- (стал Viper 9 и Mk.103) Аналогичен ASV.8 с улучшенными материалами турбины; 2000 фунтов силы (8,90 кН).
- США.10
- Версия с длительным сроком службы с модернизированным компрессором в стиле Sapphire, впервые запущенная в январе 1956 года; 1900 фунтов силы (8,45 кН).
- США.11
- (стал Viper 11 и Mk.200) АСВ.10 с увеличенной массовостью; 2500 фунтов силы (11,12 кН).
- США.12
- (стал Viper 12) ASV.11 с повышенным рейтингом JPT и номинальной нагрузкой 2700 фунтов силы (12,01 кН)
- Гадюка 8
- (Mk.102 / Mk.104): Двигатели для дрона-мишени Hunting-Percival Jet Provost TMk.3 (Mk.102) и GAF Jindivik Mk.102B (Mk.104).
- Гадюка 9
- (Mk.103): приводил в действие Bell X-14 и Handley Page HP 115, среди других.
- Гадюка 11
- (Mk.200): использовался, среди прочего, на Hunting-Percival Jet Provost TMk.4 (Mk202) и GAF Jindivik Mk.3 .
- Гадюка 12
- см. ASV.12 выше
- Гадюка 20
- (Серия Mk.500): использовался, среди прочего, на Hawker Siddeley HS.125 и Piaggio-Douglas PD.808 .
- Гадюка 22
- Построен по лицензии Piaggio для Aermacchi MB.326.
- Мк.100
- см. ASV.3 выше
- Мк.101
- см. ASV.5 выше
- Мк.102
- см. ASV.8 выше
- Мк.103
- см. ASV.9 и Viper 9 выше.
- Мк.104
- см. ASV.12 выше
- Мк.200
- см. Viper 11 выше
- Мк.201
- Мк.202
- см. Viper 11 выше
- Мк.204
- Мк.301
- Мк.521
- Мк.522
- Мк.525
- Мк.601
- Мк.632
- Создан по лицензии Turbomecanica и Orao в качестве двигателя без дожигания для версий IAR-93 Vultur A/MB, версии Soko J-22 Orao 1, версий IAR-99 Standard/Řoim и Soko G-4 Super Galeb .
- Мк.633
- Построен по лицензии Turbomecanica и Orao в качестве форсажного двигателя для версии IAR-93 Vultur B и Soko J-22 Orao 2. версии
- МД30 Гадюка
- Двигатели изготовлены по лицензии и разработаны компанией Dassault Aviation. [ 6 ] [ 9 ]
- МД30Р Гадюка
- 2200 фунтов силы (9,8 кН) с форсажной камерой. [ 10 ]
Приложения
[ редактировать ]- Аэрмакки МБ-339
- Аэрмакки МБ-326
- Aero L-29 Дельфин (только прототип)
- Атлас Самолет Импала
- Авро Шеклтон
- BAC Джет Провост
- БАК Страйкмастер
- Белл Х-14
- Синий Происхождение Харон
- Dassault MD550 Мистер-Дельта
- Эмбраер АТ-26 Ксаванте
- Фолланд Мидж
- ГАФ Инвинсибл
- Хокер Сиддели Доминион
- Хэндли Пейдж HP.115
- СНОВА 99
- Пьяджио PD.808
- Сондерс-Роу SR.53
- Соко J-22 Орао / IAR-93 Вултур
- Соко G-2 Чайка
- Соко G-4 Супер Чайка
Технические характеристики (Вайпер АСВ.12)
[ редактировать ]Данные из [ 11 ]
Общие характеристики
- Тип: Турбореактивный
- Длина: 64,0 дюйма (1625 мм)
- Диаметр: 24,55 дюйма (624 мм)
- Сухой вес: 549 фунтов (249 кг)
Компоненты
- Компрессор: семиступенчатый осевой
- Камеры сгорания : кольцевые, 24 горелки.
- Турбина : Одноступенчатая
- Тип топлива: АВТУР, АВТАГ
- Масляная система: продувочная, дозированная
Производительность
- Максимальная тяга : 2700 фунтов силы (12 кН) при 13800 об/мин.
- Общий коэффициент давления : 4,3:1
- Массовый расход воздуха: 44 фунта/с (20 кг/с)
- Удельный расход топлива : 1,09 фунта/(час фунт-сила)
- Расход масла : 1,25 пт /ч (0,7 л/ч)
- Тяговооруженность : 4,9
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Сопоставимые двигатели
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ Dominie T1. Архивировано 3 марта 2016 г. на Wayback Machine www.raf.mod.uk. Проверено: 14 октября 2009 г.
- ^ Ганстон 1989, стр.20.
- ^ «Продам DH125» . Полет Глобал.
- ^ О Турбомеканике
- ^ INCAS - IAR 93 и SOKO /VTJ - J - Технические характеристики ORAO
- ^ Перейти обратно: а б с Тейлор, Джон WR FRHistS. АРАеС (1955). Джейн «Все самолеты мира», 1955–56 гг . Лондон: Sampson, Low, Marston & Co Ltd.
- ^ Бриджмен, Леонард, изд. (1959). Джейн «Все самолеты мира», 1959–60 гг . Лондон: Sampson Low, Marston & Co. Ltd.
- ^ Тейлор, Джон WR FRHistS. АРАеС (1962). Jane's All the World's Aircraft 1962-63 . Лондон: Sampson, Low, Marston & Co Ltd.
- ^ Уилкинсон, Пол Х. (1957). Авиационные двигатели мира 1957 (15-е изд.). Лондон: Sir Isaac Pitman & Sons Ltd., стр. 186–187.
- ^ Уилкинсон, Пол Х. (1957). Авиационные двигатели мира 1957 (15-е изд.). Лондон: Sir Isaac Pitman & Sons Ltd., стр. 188–189.
- ^ Глобальный архив полетов - 1955 г. Дата обращения: 3 ноября 2008 г.
Библиография
[ редактировать ]- Тейлор, Джон WR FRHistS. АРАеС (1962). Jane's All the World's Aircraft 1962-63 . Лондон: Sampson, Low, Marston & Co Ltd.
- Ганстон, Билл. Всемирная энциклопедия авиационных двигателей . Кембридж, Англия. Патрик Стивенс Лимитед, 1989 год. ISBN 1-85260-163-9
- Смит, Том. «От неудержимого к незаменимому: история классического турбореактивного двигателя Viper». Air Enthusiast , № 55, осень 1994 г., стр. 37–55. ISSN 0143-5450
Внешние ссылки
[ редактировать ]