Jump to content

Соко G-4 Супер Чайка

G-4 Супер Чайка
G-4 Super Galeb ВВС Сербии
Роль Военный учебно-тренировочный самолет
Национальное происхождение Югославия
Производитель РЫНОК
Дизайнер Авиационный технический институт
Первый полет 17 июля 1978 г.
Введение 1983
Статус В эксплуатации
Основные пользователи Сербские ВВС
ВВС Мьянмы
ВВС Черногории (исторический)
Югославские ВВС (исторический)
Произведено 1984–1991
Количество построенных 85 [ 1 ]

Soko G-4 Super Galeb (от сербского : галеб , букв. «чайка»), также называемый N-62 , — югославский одномоторный усовершенствованный реактивный учебно-тренировочный и легкий штурмовик , разработанный Авиационно-техническим институтом. в Жарково и производился авиазаводом СОКО в Мостаре .

Super Galeb был разработан в 1970-х годах как преемник и замена Soko G-2 Galeb , который тогда находился на вооружении югославских ВВС ( сербский : Ratno vazduhoplovstvo i protivvazdušna odbrana - RV i PVO ; хорватский : Ratno zrakoplovstvo i protuzračna ). брана – РЗ и ПЗО ). 17 июля 1978 года первый полет совершил опытный самолет, получивший обозначение G-4 PPP ; в 1983 году первый G-4 совершил свой первый полет. Серийное производство этого типа началось в 1984 году; сборочная линия действовала вплоть до распада Югославии в 1991 году. Всего было построено 85 самолетов, большая часть которых поступила на вооружение ВВС Югославии, хотя шесть G-4 были экспортированы в Мьянму .

Во время югославских войн РВ и ПВО G-4 совершали штурмовые вылеты, всего четыре из них были потеряны из-за ПВО противника. В 1992 году оставшиеся самолеты были переброшены в Сербию и Черногорию, где поступили на вооружение ВВС вновь образованной Союзной Республики Югославии . Единственный G-4 остался для ВВС Республики Сербской . Сербские ВВС стали крупнейшим эксплуатантом этого типа, приобретя дополнительные Super Galebs из других бывших югославских республик. Он намерен модернизировать и эксплуатировать свои G-4 до 2030-х годов.

Разработка

[ редактировать ]

G-4 Super Galeb был разработан в 1970-х годах в качестве замены югославских ВВС существующего парка G-2 Galeb самолета с прямым крылом , реактивного учебно-тренировочного , который был разработан в конце 1950-х годов. До 1999 года Galeb был наиболее часто используемым учебно-тренировочным самолетом югославских ВВС. По данным авиационного журнала Flight International , Super Galeb явно наследовал более ранний G-2, имея тот же британского производства , хотя и модернизированный для большей производительности. Rolls-Royce Viper турбореактивный двигатель [ 2 ] Однако историк авиации Кристофер Чант отмечает, что: «Супер Галеб имеет не больше общего с G-2 Галеб, чем идентичность роли, будучи в целом более совершенным самолетом. [ 3 ]

Югославские ВВС (заводской 23005 ) на авиашоу в Фарнборо , 1984 год.

Super Galeb. Сообщается, что первый из двух прототипов был завершен к началу 1978 года. После завершения начального этапа наземных испытаний 17 июля 1978 года был проведен первый полет За ним последовал первый полет одного из шести предсерийных самолетов. 17 декабря 1980 г. Эти предсерийные самолеты вместе с первым прототипом получили обозначение G-4 PPP ; у них было фиксированное хвостовое оперение со встроенными рулями высоты и без углового крыла . [ 4 ] В отличие от G-2 Galeb, крыло , и хвостовое оперение стреловидные у Super Galeb и , а авионика обеспечивает возможность полета даже в сложных погодных условиях и в ночное время. [ 2 ]

В отличие от опытного самолета, серийные Super Galebs вместе со вторым прототипом получили обозначение G-4 ; Конструктивно они отличались цельноповоротным угловым хвостовым оперением, а также комплексным усовершенствованием авионики. [ 4 ] В серийных самолетах используется гравитационная система дозаправки, в то время как более ранние разработки были оснащены системой дозаправки под давлением; заправка была немного медленнее, но была проще и дешевле. [ 2 ] Помимо учебных задач, G-4 также подходил для легких штурмовых операций. [ 2 ]

В 1983 году G-4 совершил свой первый полет, после чего он был заказан в большом количестве для ВВС Югославии. Помимо внутреннего рынка, он также конкурировал на международном уровне с такими учебно-тренировочными самолетами, как итальянский Aermacchi MB-339 , чехословацкий Aero L-39 Albatros и испанский CASA C-101 ; Flight International отмечает, что, хотя G-4 имел меньшие характеристики, чем франко -германский Dassault/Dornier Alpha Jet , его приобретение было значительно дешевле. [ 2 ]

G-4 Super Galeb ВВС Сербии (серийный номер 23601)

SOKO G-4 Super Galeb — учебно-тренировочный и легкий штурмовик. [ 2 ] Его размер позволяет применять этот тип как к базовым, так и к продвинутым летным программам. Эстетически Super Galeb напоминает Hawker Siddeley Hawk , современный британский учебно-тренировочный самолет. [ 2 ] По базовой конфигурации G-4 представляет собой моноплан с низкорасположенным крылом и слегка коническим крылом. [ 4 ] Самолет имеет длину 12,25 метра (40,2 фута), высоту 4,3 метра (14 футов) и размах крыльев 9,88 метра (32,4 фута). [ 4 ] Он весит 3250 кг (7170 фунтов) в пустом состоянии и может перевозить 1882 кг (4149 фунтов) топлива. [ 4 ] Самолет оснащен коротким носовым обтекателем, закругленным фюзеляжем, обычным хвостовым оперением , полукруглыми воздухозаборниками, вертикальным хвостовым оперением , рулями направления , элеронами , горизонтальными стабилизаторами и топливными баками на квадратных законцовках. [ 4 ]

Два члена экипажа, обычно студент и инструктор, сидят тандемом под отдельными боковыми фонарями. [ 2 ] Обе позиции оснащены Martin-Baker производства катапультными креслами ; Заднее сиденье немного приподнято, чтобы обеспечить лучший круговой обзор и облегчить наблюдение за пилотом-студентом, сидящим спереди. Экипаж обеспечен авионикой, позволяющей выполнять полеты в плохую погоду; снабжено радиовысотомером и гироприцелом положение . переднее [ 2 ] Для выполнения боевых задач «Супер Галеб» может быть оснащен центральной артиллерийской установкой, содержащей двухствольную 23-мм пушку Грязева-Шипунова ГШ-23Л с боезапасом до 200 снарядов. Кроме того, под крыльями установлены четыре точки подвески : внутренняя пара имеет грузоподъемность 770 фунтов (350 кг), а подвесная — 550 фунтов (250 кг); они могут нести различные вооружения и технику Западной и Восточной Европы; внутренние пилоны оборудованы внешними топливными баками емкостью 70 галлонов, на месте разведывательная капсула. на одном из этапов также находилась разработанная [ 2 ]

G-4 оснащен одним британского производства двигателем Rolls-Royce Viper турбореактивным . [ 2 ] С момента своего появления характеристики самолета были значительно улучшены за счет установки более мощного двигателя Rolls-Royce Viper 632-46 . [ 4 ] Для повышения производительности с реактивным взлетом (JATO) . точки крепления ракет под фюзеляжем имеются [ 2 ] Для сокращения посадочной дистанции тормозной парашют можно использовать . Прямой доступ к двигателю достигается за счет снятия задней части фюзеляжа вперед от киля. [ 2 ]

Операционная история

[ редактировать ]
Три G-4 ВВС Сербии в строю, 2017 г.

В начале 1990-х годов Югославия приступила к программе модернизации своего флота G-4. Как сообщается, эта программа в первую очередь вращалась вокруг интеграции новых ракет «воздух-воздух» и «воздух-земля» , а также улучшения прицеливания, корректировок для повышения надежности двигателей и усовершенствованной электроники. [ 5 ]

G-4 Super Galeb выполнял многочисленные боевые вылеты во время Югославских войн . Всего, как сообщается, было сбито три G-4, все пилоты которых благополучно катапультировались. [ нужна ссылка ] В результате югославских войн нация Югославия распалась на несколько более мелких стран; у некоторых из них были самолеты из арсенала бывшей республики. [ 6 ]

Во время бомбардировки Югославии НАТО семь G-4 пилотажной группы «Летече звезда» были уничтожены на авиабазе Голубовцы , что во многом способствовало расформированию команды в 1999 году. С тех пор группа сербских энтузиастов авиации собрала новую демонстрационную группу, но оснастили его более старыми самолетами Soko G-2 Galebs , которые ранее были сняты с вооружения в 1980-х годах. [ 7 ]

С 2008 года ВВС Сербии , крупнейший эксплуатант этого типа, предложили провести комплексную модернизацию оставшихся у них G-4M. Предполагаемая программа модернизации, которая будет переименована в G4-MD , в основном вращается вокруг новой авионики для улучшения навигации, большей простоты управления и интеграции новых боевых систем, как сообщается, призвана продлить срок службы этого типа до 2030-х годов. [ 8 ] Сербия смогла приобрести дополнительные G-4 у других бывших югославских республик, часто путем бартера , чтобы расширить свой оперативный флот. [ 9 ] [ 10 ]

Варианты

[ редактировать ]
G-4T ВВС Сербии (серийный номер 23601 ) использовался в качестве буксира-мишени.
  • Самолеты G-4 :85 произвели и внедрили усовершенствованные учебно-тренировочные самолеты и легкие штурмовики.
  • Г-4Ш :5. Невооруженный учебно-тренировочный самолет. Производство самолетов
  • Г-4Т Выпускался самолет специального буксира-мишени . :3. Модель
  • G-4M : на базе шести G-4, модернизированная авионика и узлы подвески, к законцовкам крыла добавлены ракетные направляющие. Zrak ENP-MG4 Авионика включает в себя HUD с электронным прицелом Rudi Cajavec ENS-MG4, гироскопическую платформу, многофункциональные дисплеи и дополнительные дозаторы соломы/факельных ракет. Внутренние точки подвески рассчитаны на 500 кг, а внешние — на 350 кг, что дает максимальную располагаемую нагрузку 1800 кг. Нормальная взлетная масса - 4971 кг в учебном варианте, максимальная взлетная масса - 6400 кг в атакующей конфигурации, максимальная скорость в "чистой" конфигурации - 865 км/ч на высоте 10 000 м и 900 км/ч на высоте 4 000 м, с перегоночная дальность 2900 км с подвесными баками; дальность полета на штатном топливе 1800 км, уменьшенная до 1200 км с артиллерийской установкой, четырьмя кассетными бомбами BL755 и двумя зенитными ракетными комплексами, максимальная скороподъемность на уровне моря 1800 м/мин, практический потолок 12500 м. [ 11 ]
  • G-4MD : модернизированная версия 15 G-4 Super Galebs, стоящих на вооружении ВВС Сербии. Остальные 9 остаются прежними. Дальнейшая разработка модернизации G-4M , включая: ЖК- экраны полета, HOTAS , HUD , интегрированные компьютеры миссии, оборудование для измерения расстояния, навигационные системы на основе GPS, системы идентификации «свой-чужой», устройства навигационной связи, записи миссий, а также системы вседиапазонной УКВ и системы посадки по приборам. В рамках модернизации также запланирована интеграция управляемого вооружения, систем противодействия и прицеливания. [ 8 ]

Операторы

[ редактировать ]

Бывшие операторы

[ редактировать ]
  •  Босния и Герцеговина : ВВС унаследовали 1 самолет G-4 от Республики Сербской. [ 14 ] В какой-то момент Босния рассматривала возможность продажи своей территории соседней Сербии. [ 15 ]
  •  Черногория : ВВС получили в наследство 17 самолетов. Четыре из них использовались, но впоследствии были выставлены на продажу. К 2012 году шесть самолетов были переданы Сербии, а семь, как сообщается, были проданы частному оператору. [ 16 ] [ 9 ]
  •  Югославия : ВВС эксплуатировали 77 самолетов G-4. [ нужна ссылка ]

Самолет на выставке

[ редактировать ]
Сербия

Технические характеристики (Г-4М)

[ редактировать ]

Данные Jane's All The World's Aircraft, 1993–94 гг. , [ 18 ] Сборник вооружений и военной техники [ 19 ]

Общие характеристики

  • Экипаж: 2
  • Длина: 12,25 м (40 футов 2 дюйма)
  • Размах крыльев: 9,88 м (32 фута 5 дюймов)
  • Высота: 4,30 м (14 футов 1 дюйм)
  • Площадь крыла: 19,5 м 2 (210 кв. футов)
  • Соотношение сторон : 5,01
  • Вес пустого: 3250 кг (7165 фунтов)
  • Полная масса: 4760 кг (10 494 фунта)
  • Максимальный взлетный вес: 6330 кг (13955 фунтов)
  • Запас топлива: 1882 кг (максимальное внутреннее и внешнее топливо)
  • Силовая установка: 1 Rolls-Royce Viper 632-46 турбореактивный двигатель , тяга 17,8 кН (4000 фунтов силы).

Производительность

  • Максимальная скорость: 920 км/ч (491 миль в час, 565 узлов) на высоте 6000 м (13000 футов).
  • Крейсерская скорость: 550 км/ч (340 миль в час, 300 узлов) на высоте 6000 м.
  • Скорость сваливания: 180 км/ч (97 миль в час, 112 узлов) (закрылки и шасси опущены)
  • Никогда не превышайте скорость : 921 км/ч (572 миль в час, 497 узлов) 0,9 м на высоте 11 000 м.
  • Дальность действия: 1900 км (1200 миль, 1000 миль) Внутреннее топливо
  • Боевая дальность: 1300 км (810 миль, 700 миль) с артиллерийской установкой и четырьмя кассетными бомбами BL755 (боевой радиус 485 км).
  • Перегоночная дальность: 2500 км (1553 миль, 1349 миль), максимальный внутренний и внешний запас топлива.
  • Практический потолок: 12 850 м (42 160 футов). Практический потолок (высота, на которой максимальная скорость набора высоты снижается до 100 футов/мин)
  • пределы g: от -4,2 до +8
  • Скорость набора высоты: 31 м/с (6100 футов/мин)
  • Время набора высоты: 6 минут до 8000 м.

Вооружение

  • 1 пушка ГШ-23Л 23-мм в подфюзеляжной гондоле .
  • 2 внутренних пилона грузоподъемностью 350 кг (770 фунтов).
  • 2 внешних пилона грузоподъемностью 250 кг (550 фунтов).
  • 1 осевой пилон грузоподъемностью 400 кг (880 фунтов) (Г-4М).
  • 2 ракетные направляющие законцовки крыла (Г-4М).

Авионика
Стандартное оборудование связи и навигации, а также (управление огнем и вооружением) гироскопический прицел Ferranti ISIS D-282 и (защитные датчики и системы) Iskra SD-1 RWR; Также предусмотрена установка разведывательного модуля с камерами и инфракрасным линейным сканером.

См. также

[ редактировать ]

Связанные разработки

Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи

  1. ^ «Н-62 Супер Галеб G-4» . Музей авиации (Авиационный музей-Белград).
  2. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м «Югославия разрабатывает новый учебно-тренировочный самолет». Flight International , 4 июня 1983 г. с. 1647.
  3. ^ Чант 2014, с. 467.
  4. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Военный завод. «SOKO G-4 Super Galeb (Super Seagull) Light Attack/Advanced Trainer (1983)» .
  5. ^ «Югославия модернизирует Super Caleb G-4». Flight International , 16 октября 1990 г. с. 21.
  6. ^ Сэлинджер, Игорь. «Балканское возрождение». Flight International , 3 июня 2003 г.
  7. ^ Божиновский, Игорь (29 июня 2007 г.). «Звезды Сербии в высшем пилотаже» . Лондон: Flightglobal.
  8. ^ Перейти обратно: а б Сэлинджер, Игорь (11 августа 2008 г.). «ВВС Сербии нацелены на модернизацию флота» . Флайтглобал.
  9. ^ Перейти обратно: а б Сэлинджер, Игорь. «ФОТО: Сербия получает кроссовки Super Galeb из Черногории». Flight International , 27 октября 2010 г.
  10. ^ Сэлинджер, Игорь. «Черногория продаст парк самолетов, поскольку основное внимание будет обращено на эксплуатацию винтокрылых машин». Flight International , 1 марта 2016 г.
  11. ^ «Супер Галеб М1 знак» . Архивировано из оригинала (JPG) 17 декабря 2007 года.
  12. ^ Hoyle Flight International 2021 , с. 29
  13. ^ Hoyle Flight International 2021 , с. 25
  14. ^ «ВВС мира 2013» (PDF) . Flightglobal Insight. 2013 . Проверено 26 февраля 2013 г.
  15. ^ Сэлинджер, Игорь. «Сербия видит избыток боснийских боевиков». Flight International , 25 сентября 2008 г.
  16. ^ «Последние четыре истребителя на продажу» . Новости . 27 октября 2012 года . Проверено 31 октября 2012 г.
  17. ^ «Музей югославских ВВС» . Музей авиации.
  18. ^ Ламберт 1993 , стр. 587–589.
  19. ^ Чант 2014, с. 466.

Библиография

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ca558f6d167c51b431a0f947f4b80e09__1705500480
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ca/09/ca558f6d167c51b431a0f947f4b80e09.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Soko G-4 Super Galeb - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)