Утва Ласта
Загрузка 95 | |
---|---|
![]() | |
Загрузка 95 P2 | |
Роль | Учебно-тренировочный самолет |
Производитель | Utva ( Yugoimport SDPR ) |
Дизайнер | Военно-технический институт |
Первый полет | Загружен 1 прототип: 2 сентября 1985 г. Страница 95: 26 февраля 2009 г. [ 1 ] |
Введение | 2010 |
Статус | В эксплуатации |
Основные пользователи | Сербские ВВС Иракские ВВС |
Количество построенных | 37 |
Utva Lasta 95 (от сербского : утва , букв. «шелдак», и ласта , букв. «ласточка») — легкий военный учебно-тренировочный самолет, производимый Utva Aviation Industry , дочерней компанией Yugoimport SDPR . Это тандемный двухместный учебно-тренировочный самолет с низкорасположенным крылом и металлическим планером. Самолет способен выполнять основные функции обучения, включая пилотаж, полеты по приборам и тактические полеты, а также базовую подготовку по использованию оружия. Первый прототип Lasta 1 поднялся в воздух 2 сентября 1985 года, а первый прототип нынешней версии, Lasta 3 , поднялся в воздух 26 февраля 2009 года. Lasta — это сербское слово, обозначающее ласточку .
Проектирование и разработка
[ редактировать ]
Первоначально Lasta разрабатывался как замена Utva 75 и, частично, Soko G-2 Galeb были наиболее часто используемыми учебно-тренировочными самолетами ВВС Югославии , которые до 1991 года . Первый прототип Lasta 1 был построен к весне 1985 года. После завершения этапа начальных испытаний первый полет был совершен 2 сентября 1985 года. В январе 1989 года было начато проектирование модифицированной версии Lasta 2 после изменений в конструкции. Требования югославских ВВС. Lasta 2 был легче, с более коротким фюзеляжем и новой электронной системой, включая систему управления огнем Ferranti ISIS D-282. К началу 1990-х годов Утва и ее партнеры произвели достаточно деталей для сборки 10 предсерийных планеров. Во время бомбардировки Югославии НАТО в 1999 году все пять существующих прототипов были уничтожены во время бомбардировки Утваской авиационной промышленности (шестой прототип уцелел с повреждениями и был передан в дар Музею авиации в белградском аэропорту Никола Тесла ).
В 2006 году разработка Lasta была возобновлена. Новая версия была известна как Lasta 95 и следовала базовым концепциям Lasta 2 с обновлениями, связанными с новыми доступными технологиями. В 2009 году было объявлено, что Ирак закупит 20 таких учебно-тренировочных самолетов.
Благодаря своим характеристикам и обновленной авионике самолет обеспечит полную подготовку пилотов по всем элементам применения самолета, включая:
- базовый полет,
- высший пилотаж,
- навигационный полет,
- основные элементы ночного полета,
- приборный полет категории II,
- основные элементы артиллерийского, ракетного и бомбометания (GRB)
- Легкая непосредственная воздушная поддержка противоповстанческих операций и зонального патрулирования / легких атак.
Будущие улучшения и разработки
[ редактировать ]Возможна установка катапультных кресел, но при большей стоимости и весе самолета. Также возможно, что для Lasta 95 будут разработаны новые контейнеры с вооружением и датчиками, а также предложен турбовинтовой вариант самолета с более совершенными учебно-боевыми возможностями.
Операционная история
[ редактировать ]В декабре 2007 года ВВС Ирака заказали 36 (20 фирменных с опционом на 16 единиц) самолетов Lasta 95. [ 2 ] Первые Lasta 95 были переданы Ираку 5 августа 2010 года. [ 3 ] Последний из 20 заказанных самолетов Lasta 95 прибыл в феврале 2012 года. [ 4 ] По данным СМИ, самолеты использовались во время войны Ирака против ИГИЛ . [ 5 ]
К марту 2012 года два из 15 заказанных самолетов Lasta 95 поступили на вооружение ВВС Сербии . [ 6 ]
Варианты
[ редактировать ]Существуют трехзаводские версии Lasta 95.
Ласта 95Н
[ редактировать ]Этот легкий поршнево-винтовой учебно-тренировочный самолет предназначен в первую очередь для начальной и базовой подготовки военных летчиков. Тренажер с рядными тандемными сиденьями был разработан в соответствии с Федеральными авиационными правилами ( Объединенными авиационными требованиями ) 23 для самолетов пилотажной категории и обеспечивает легкий переход к Кобачу , а затем к реактивному полету на более высоких уровнях подготовки. На ЛАСТА установлен шестицилиндровый двигатель Lycoming AEIO-580-B1A мощностью 232 кВт (315 л.с.) оппозитного типа и двухлопастной металлический воздушный винт Hartzell HC-C2YR-4CF/FC 8475-6, обеспечивающий максимальная скорость полета (на высоте 3000м и взлетной массе 1085 кг) 345 км/ч. Масса пустого самолета составляет 888 кг, максимальная взлетная масса - 1210 кг для пилотажного разряда и 1450 кг для служебного (вооруженного) разряда. Общая длина самолета составляет 7,97 м. Крылья трапециевидной формы имеют размах 9,7 м и площадь поверхности 12,9 м. 2 . Высотный барьер полета составляет 6000 м. Этот винтовой низкоплан имеет трехопорное убирающееся шасси, подходящее для полетов в суровых условиях. Бортовой GPS и система посадки по приборам (ILS) поддерживают операции в погодных условиях категории II. Самолет оснащен транспондером Mode S для идентификации полета. Его также можно использовать для боевой огневой подготовки, ракетных стрельб и бомбометания. Вооруженная версия LASTA 95 может оснащаться калибра 7,62 -мм или 12,7 -мм пулеметами , 57-мм реактивными гранатометами или бомбами массой до 120 кг на двух точках подвески.
Нагрузка 95В-54
[ редактировать ]Обозначение Lasta 95V-54 предназначено для ВВС и ПВО Сербии . Отличия Lasta 95N от Lats 95V-54 заключаются в следующем:
- Двухлопастной металлический винт HARTZELL HC-C2YR-4CF/FC 8475-8
- Новая крышка пропеллера
- Измененные основные органы управления полетом.
- Модифицированное управление двигателем с меньшим трением.
- Новые приборы для измерения температуры и давления масла, температуры блока цилиндров и выхлопных газов в обеих кабинах.
- Новые радиостанции Bendix/King для ДМВ с антеннами
- Новый прицел АКН-09 Teleoptik Zemun, поддерживающий контейнеры с пулеметом, бомбами и неуправляемой ракетной установкой.
- Две подкрыльевые точки подвески для оружия весом до 120 кг.
- Новая стеклянная кабина с комплектом авионики Garmin G500, которая включает в себя основной полетный дисплей (PFD) и многофункциональный дисплей (MFD). В самолет также встроена инструментальная система моделирования полета.
- Внедрение новых композиционных материалов в некоторые части самолета.
Загрузка 95П-2
[ редактировать ]Это та же версия, что и Lasta 95V-54, предназначенная для экспортных заказчиков, с возможностью внесения небольших отличий по желанию заказчика.
Операторы
[ редактировать ]Ирак
- ВВС Ирака – 20 Lasta 95N (опционально еще 16) [ 4 ]
Сербия
- Сербские ВВС - 14 Ласта 95В-54 [ 7 ] [ 8 ]
Потенциальные операторы
[ редактировать ]По слухам, несколько стран выразили заинтересованность в приобретении учебно-тренировочных самолетов Lasta: [ 8 ]
Технические характеристики (Lasta 95N)
[ редактировать ]Данные ВТИ - Военно-технического института. [ 9 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 2
- Длина: 7,965 м (26 футов 2 дюйма)
- Размах крыльев: 9,7 м (31 фут 10 дюймов)
- Высота: 2,84 м (9 футов 4 дюйма)
- Площадь крыла: 12,9 м 2 (139 кв. футов)
- Соотношение сторон : 6,3
- Пустой вес: 888 кг (1958 фунтов)
- Полная масса: 1145 кг (2524 фунта)
- Максимальный взлетный вес: 1210 кг (2668 фунтов) без вооружения.
- Силовая установка: 1 × Lycoming AEIO-580-B1A 6-цил. Горизонтально-оппозитный двигатель с воздушным охлаждением, 232 кВт (311 л.с.)
- Гребные винты: 2-лопастной гребной винт постоянной скорости HARTZELL HC-C2YR-4CF/FC 8475-8, диаметр 1,98 м (6 футов 6 дюймов).
Производительность
- Максимальная скорость: 345 км/ч (214 миль в час, 186 узлов)
- Крейсерская скорость: 280 км/ч (170 миль в час, 150 узлов)
- Скорость сваливания: 95 км/ч (59 миль в час, 51 узел)
- Никогда не превышайте скорость : 425 км/ч (264 миль в час, 229 узлов).
- Дальность действия: 1160 км (720 миль, 630 миль)
- Перегоночная дальность: 1160 км (720 миль, 630 миль)
- Практический потолок: 6000 м (20 000 футов)
- пределы г: +6 -3 г
- Скорость набора высоты: 8,5 м/с (1670 футов/мин)
Вооружение
- Узлы подвески: 2 бомбы грузоподъемностью 100 кг (220 фунтов), пулеметные блоки калибра 7,62 мм (0,300 дюйма) или 12,7 мм (0,500 дюйма) или ракетные блоки калибра 57 мм (2,244 дюйма) (по 7 ракет в каждой).
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
- Кобач , турбовинтовой учебно-тренировочный и противоповстанческий самолет.
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Сербский учебно-тренировочный самолет «Ласта-95» совершил первый полет» . www.flightglobal.com/ . МПК . Проверено 26 февраля 2015 г.
- ^ «Ирак покупает у Сербии 35 самолетов» . B92.net .
- ^ Джакович, Т.Н. «Сербия построит авиабазу и военный госпиталь в Ираке» . www.blic.rs (на сербском языке). Архивировано из оригинала 27 февраля 2015 года . Проверено 26 февраля 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б ЛОПУШИНА, Марко. «Иракцы проходят подготовку на сербских самолетах» . www.novosti.rs (на сербском языке) . Проверено 26 февраля 2015 г.
- ^ «ЛАСТОЧКА В ДЕЙСТВИИ Сербский самолет в борьбе с Исламским государством» . 14 февраля 2015 г. Проверено 28 октября 2015 г.
- ^ Сэлинджер, Игорь. «Сербия получила первые базовые кроссовки Lasta» . Flightglobal.com . Проверено 26 февраля 2015 г.
- ^ Галович, М. «Стигл прве «ласте» » . www.politika.rs (на сербском языке) . Проверено 26 февраля 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б Сэлинджер, Игорь. «Утва возобновляет поставки сербских тренеров Lasta» . www.flightglobal.com . Проверено 26 февраля 2015 г.
- ^ "ВЕБ-САЙТ ВТИ - английский" . vti.mod.gov.rs. Проверено 28 октября 2015 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]