Республика F-84 Тандерджет
F-84 Тандерджет | |
---|---|
ВВС США F-84E Тандерджет | |
Роль | Истребитель-бомбардировщик |
Производитель | Республиканская авиация |
Первый полет | 28 февраля 1946 г. |
Введение | ноябрь 1947 г. |
Ушедший на пенсию | 1964 (ВВС США) 1974 ( Югославия ) |
Основной пользователь | ВВС США |
Количество построенных | 7,524 |
Развитый в | Республика F-84F Тандерстрик Республика XF-84H Громовой крик Республика XF-91 Громовержец |
Republic F-84 Thunderjet — американский турбореактивный истребитель-бомбардировщик . Созданный в 1944 году как предложение ВВС США (USAAF) о «дневном истребителе», F-84 впервые поднялся в воздух в 1946 году. Хотя он поступил на вооружение в 1947 году, у Thunderjet было так много проблем с конструкцией и двигателем, что самолет 1948 года Проверка ВВС США заявила, что они неспособны выполнить какой-либо аспект намеченной миссии, и рассмотрела возможность отмены программы. Самолет не считался полностью боеспособным до модели F-84D 1949 года, а конструкция усовершенствовалась только с появлением окончательного F-84G, представленного в 1951 году. В 1954 году к Thunderjet с прямым крылом присоединился истребитель F-84F Thunderstreak со стреловидным крылом и RF-84F Thunderflash Самолет -фоторазведчик .
Тандерджет стал основным ударным самолетом ВВС США во время Корейской войны , совершив 86 408 боевых вылетов и уничтожив 60% всех наземных целей за войну, а также восемь истребителей МиГ советской постройки . Более половины из 7524 произведенных F-84 служили странам НАТО , и это был первый самолет, летавший с демонстрационной группой Thunderbirds ВВС США . ВВС США Стратегическое авиационное командование имело на вооружении F-84 Thunderjets с 1948 по 1957 год.
F-84 был первым серийным истребителем, использовавшим дозаправку в воздухе , и первым истребителем, способным нести ядерное оружие — ядерную бомбу Mark 7 . Модифицированные F-84 использовались в нескольких необычных проектах, включая FICON и Tom-Tom стыковку с базовыми бомбардировщиками B-29 Superfortress и B-36 , а также экспериментальный XF-84H Thunderscreech турбовинтовой .
Номенклатура F-84 может сбить с толку. Модели с прямым крылом от F-84A до F-84E и F-84G назывались Thunderjet. F -84F Thunderstreak и RF-84F Thunderflash представляли собой разные самолеты со стреловидным крылом. XF-84H Thunderscreech (неофициальное название) был экспериментальной турбовинтовой версией F-84F. Версия F-84F со стреловидным крылом должна была представлять собой небольшую вариацию обычного Thunderjet только с несколькими различными деталями, поэтому она сохранила базовый номер F-84. Задержки в производстве F-84F привели к заказу еще одной версии с прямым крылом; это был F-84G.
Проектирование и разработка
[ редактировать ]В 1944 году Republic Aviation главный конструктор Александр Картвели приступил к работе над турбореактивной заменой P-47 Thunderbolt поршневого истребителя . Первоначальные попытки перепроектировать P-47 для установки на него реактивного двигателя оказались тщетными из-за большого поперечного сечения фюзеляжа «Тандерболта » . Вместо этого Картвели и его команда разработали новый самолет с гораздо более тонким фюзеляжем, в котором размещен турбореактивный двигатель с осевым компрессором в задней части фюзеляжа и воздухозаборник в носовой части фюзеляжа, с воздуховодами, идущими от носовой части к двигателю и отводящими воздух. большую часть объема фюзеляжа. Топливо в основном хранилось в баках с толстым, но ламинарным профилем, нестреловидным крылом. [1] [2]
11 сентября 1944 года ВВС США опубликовали Общие эксплуатационные требования для дневного истребителя с максимальной скоростью 600 миль в час (520 узлов ; 970 км/ч ), боевым радиусом 850 миль (740 миль ; 1370 км ) и вооружением либо восемь пулеметов калибра 0,50 дюйма (12,7 мм) или шесть пулеметов калибра 0,60 дюйма (15,2 мм). Кроме того, новый самолет должен был использовать осевой турбореактивный двигатель General Electric TG-180, который поступил в производство как Allison J35 . Однако эти спецификации оказались слишком амбициозными, и требования к радиусу были уменьшены до 705 миль (613 морских миль; 1135 км), а комплект вооружения был сокращен до шести пулеметов калибра .50 или четырех пулеметов калибра .60, чтобы уменьшить масса. [3] [4]
11 ноября 1944 года Republic получила заказ на три прототипа нового XP-84, известного в Republic как модель AP-23. [3] [2] Поскольку конструкция обещала превосходные характеристики построенному P Lockheed -80 Shooting Star , а Republic имела большой опыт в создании одноместных истребителей, конкурс на получение контракта не проводился. Название «Thunderjet» было выбрано, чтобы продолжить традицию республиканской авиации, начатую с P-47 Thunderbolt, при этом подчеркивая новый метод движения. [2] [5] 4 января 1945 года, еще до того, как самолет поднялся в воздух, ВВС США разместили дополнительный заказ на 25 служебных испытательных YP-84A и 75 серийных P-84B (позже модифицированных до 15 YP-84A и 85 P-84B). [6] [7]
Тем временем в аэродинамической трубе испытания , проведенные Национальным консультативным комитетом по аэронавтике, выявили продольную нестабильность и коробление обшивки стабилизатора на высоких скоростях. [7] Вес самолета, вызывавший серьезную озабоченность, учитывая низкую тягу первых турбореактивных двигателей, рос так быстро, что ВВС США пришлось установить предел полной массы в 13 400 фунтов (6 100 кг ). [6] [7] Результаты этих предварительных испытаний были учтены в третьем прототипе, получившем обозначение XP-84A , который также был оснащен более мощным двигателем J35-GE-15 с тягой 4000 фунтов силы (17,79 кН). [6] [7]
Первый прототип ХР-84 был выпущен в декабре 1945 года. [8] но наличие подходящих двигателей задержало летные испытания. [7] Первый прототип был переброшен на армейский аэродром Мюрок (современная база ВВС Эдвардс ), где он впервые поднялся в воздух 28 февраля 1946 года под управлением майора Уоллеса А. «Уолли» Лиена. В августе к нему присоединился второй прототип, оба самолета летали с двигателями J35-GE-7 мощностью 3750 фунтов силы (16,68 кН). [9] 8 сентября 1946 года второй XP-84 установил национальный рекорд скорости полета в США - 607,2 миль в час (527,6 узлов; 977,2 км/ч), но не смог достичь установленного мирового рекорда скорости 612,2 миль в час (532,0 узлов; 985,2 км/ч). накануне британским метеором Gloster . [6] Попытка побить рекорд скорости задержала программу испытаний второго прототипа. [9] 15 YP-84A, которые были доставлены на Паттерсон-Филд (современная база ВВС Райт-Паттерсон ) для эксплуатационных испытаний с января 1947 года, отличались от XP-84 наличием модернизированного двигателя J35-A-15, несущего шесть 0,50-дюймовых двигателей. Пулеметы M2 Browning (четыре в носовой части и по одному в каждой корневой части крыла), а также топливные баки на законцовках крыла, вмещающие 226 галлонов США (188 имп галлонов ; 860 л ) каждый. [10]
Из-за задержек с поставкой реактивных двигателей и производством XP-84A, к моменту начала выпуска с завода в 1947 году с завода Thunderjet прошел лишь ограниченные летные испытания. Конструкция самолета досконально не изучена. Позже это оказалось проблематичным. [10] [11] После создания ВВС США Законом о национальной безопасности 1947 года обозначение «Погоня» было заменено на «Истребитель», и P-84 стал F-84. [12] [13]
Операционная история
[ редактировать ]F-84B, который отличался от YP-84A только наличием более скорострельных M3 пулеметов (более поздние F-84 также имели возможность нести восемь 5-дюймовых (130-мм) высокоскоростных авиационных ракет (HVAR) под крылом. [14] [10] ), вступил в строй в составе 14-й истребительной группы в Доу-Филд , Бангор, штат Мэн , в декабре 1947 года. [14] [10] Немедленно последовали ограничения на полеты: максимальная скорость была ограничена до 0,8 Маха из-за реверса управления , а максимальное ускорение - до 5,5 g (54 м/с). 2 ) из-за сморщивания обшивки фюзеляжа. Проблема усугублялась нехваткой запчастей и трудностями с обслуживанием, за что самолет получил прозвище «Кошмар механика». [14] [10] 24 мая 1948 года весь парк F-84B был остановлен из-за конструктивных повреждений крыльев самолета. [14] [10] На F-84C был установлен несколько более надежный двигатель J35-A-13C той же мощности, что и A-15-C, использовавшийся на F-84B. [15] [16] и модифицированные топливные и электрические системы. [15] Помимо этих модификаций, F-84C был практически идентичен F-84B и имел те же недостатки. [13]
Обзор программы F-84 в 1948 году показал, что ни один из самолетов F-84B или F-84C не может считаться работоспособным или способным выполнять какой-либо аспект намеченной миссии. Программу удалось спасти от отмены, поскольку на F-84D, производство которого шло полным ходом, были удовлетворительно устранены основные недостатки. Испытание F-80 показало, что, хотя у Shooting Star был более короткий разбег, лучшая скороподъемность на малых высотах и превосходная маневренность, F-84 мог нести большую бомбовую нагрузку, был быстрее, имел лучшие характеристики на большой высоте и больший диапазон. [17] В качестве компромисса ВВС США в 1949 году выделили 8 миллионов долларов США на реализацию более 100 модернизаций всех F-84B и F-84C, в первую очередь на усиление крыльев до уровня, аналогичного стандарту F-84D. [15] [18] Несмотря на полученные улучшения, F-84B и F-84C были сняты с вооружения в 1952 году. [19]
Конструктивные доработки были реализованы на заводе в F-84D, поступившем на вооружение в 1949 году. Крылья были покрыты более толстой алюминиевой обшивкой, топливная система была подготовлена к зиме и способна использовать топливо JP-4 , а также более мощный J35-A-17D. был установлен двигатель мощностью 5000 фунтов силы (22,24 кН). Было обнаружено, что неиспытанные топливные баки на законцовках крыла способствовали разрушению конструкции крыла, вызывая чрезмерное скручивание во время маневров с высокой перегрузкой. Чтобы исправить это, снаружи баков были добавлены небольшие треугольные плавники. [20] [21] F-84D был выведен из эксплуатации ВВС США в 1952 году и покинул службу ВВС Национальной гвардии (ANG) в 1957 году. [17]
Первым эффективным и полностью работоспособным самолетом Thunderjet была модель F-84E, поступившая на вооружение в 1950 году. Самолет имел двигатель J35-A-17, дополнительное усиление крыла, удлинение фюзеляжа на 12 дюймов (300 мм) перед крыльями и 3 удлинение (76 мм) в кормовой части крыльев для увеличения кабины и отсека авионики, прицел А-1В с AN/APG-30 дальномерной РЛС и возможность установки дополнительной пары на 230 галлонов США (190 имп галлонов; 870 л) топливные баки размещать на подкрыльевых пилонах. [22] [23] Последний увеличил боевой радиус с 850 миль (740 миль; 1370 км) до более чем 1000 миль (870 миль; 1600 км). [23]
Одним из усовершенствований оригинальной конструкции F-84 были ракетные стойки, которые складывались заподлицо с крылом после запуска 5-дюймовых ракет HVAR, что уменьшало сопротивление по сравнению со старыми фиксированными стойками. Это новшество было перенято и другими реактивными истребителями-бомбардировщиками США. [24]
Несмотря на улучшения, показатели эксплуатации F-84E оставались низкими: в апреле 1950 года в эксплуатации находилась только половина самолетов. [25] В первую очередь это было связано с острой нехваткой запчастей для двигателей Allison. Ожидалось, что F-84E будут налетать 25 часов в месяц, накапливая 100 часов между капитальными ремонтами двигателей. Фактические часы налета для Корейской войны и развертывания НАТО быстро превысили поставки и возможности Эллисон производить новые двигатели. [25] F-84E был выведен из эксплуатации ВВС США в 1956 году, служил в резерве ВВС до 1957 года и оставался в частях ANG до 1959 года. [26]
Последним F-84 с прямым крылом стал F-84G, который предназначался в качестве временного промежутка до тех пор, пока на вооружение не поступил стреловидный F-84F, но ему было заказано большое количество самолетов для наращивания военно-воздушных сил НАТО. [22] появилась заправочная стрела-приемник . В левом крыле [27] [28] [29] автопилот , система посадки по приборам , двигатель J35-A-29 с тягой 5560 фунтов силы (24,73 кН), характерный каркасный фонарь (также модернизированный на более ранние типы) и возможность нести одну ядерную бомбу Mark 7 . [27] [28] F-84G поступил на вооружение в 1951 году, однако поставки замедлились из-за нехватки двигателей. Производство продолжалось до июля 1953 года: было поставлено 3025 F-84G, из которых 789 поступило в ВВС США, а 2236 - союзникам США в рамках военной помощи США. [30] F-84G был выведен из состава ВВС США в середине 1960 года. [31]
Полет на Тандерджете
[ редактировать ]Типичные для большинства ранних самолетов взлетные характеристики Thunderjet оставляли желать лучшего. Жарким корейским летом с полной боевой нагрузкой самолету обычно требовалась взлетно-посадочная полоса длиной 10 000 футов (3 000 м) для взлета даже с помощью баллонов RATO (их было два или четыре, каждый из которых создавал тягу 1 000 фунтов силы (4,4 кН). в течение 14 секунд). [30] Видимость всех самолетов, кроме головного, была закрыта густым дымом от ракет. F-84 нужно было отрывать от земли на скорости 160 миль в час (140 узлов, 260 км/ч), удерживая ручку управления полностью назад. [32] Посадки производились с одинаковой скоростью. Для сравнения, североамериканский P-51 Mustang приземлился со скоростью примерно 120 миль в час (100 узлов, 190 км/ч). [33] Несмотря на «горячие» посадочные скорости, Thunderjet легко управлялся по приборам, и боковой ветер не представлял особых проблем. [34]
Благодаря толстому прямому крылу Thunderjet быстро достиг ограничения скорости 0,82 Маха на полном газу и малой высоте. У самолета было достаточно мощности, чтобы лететь быстрее, но превышение предела Маха на малых высотах привело к резкому тангажу и разрушению конструкции, в результате чего крылья оторвались. [32] На высоте более 15 000 футов (4600 м) F-84 мог летать быстрее, но за счет сильной тряски. Однако скорость полета было достаточно легко контролировать, чтобы сделать возможным безопасное бомбометание с пикирования с высоты 10 000 футов. [35] Ограничение максимальной скорости оказалось проблематичным против советских МиГ-15 Микояна-Гуревича в Корее. Более медленный, чем МиГ, F-84 также не мог резко развернуться с максимальной мгновенной нагрузкой на разворот всего в 3 g, за которой следовала быстрая потеря воздушной скорости. Один пилот F-84E, на счету которого два сбитых МиГа, добился своей второй победы, намеренно введя свой самолет в кабрирование . Преследовавшие его МиГи не смогли последовать резкому маневру, и один из них врезался в землю. К счастью для пилота F-84E, самолет не развалился, однако планер сильно деформировался. [36] F-84 представлял собой устойчивую артиллерийскую платформу, а компьютерный прицел помогал вести точную стрельбу и бомбометание. Пилоты хвалили самолет за легендарную надежность Республики. [37]
Пилоты прозвали Thunderjet «Свинцовыми санями». [38] Его также называли «Железный лом», «Дыра, сосущая воздух», «Свинья» («Сурок»), «Самый быстрый трехколесный велосипед в мире», «Любящая землю шлюха» как свидетельство его длинных разбегов. [39] В легендах F-84 говорилось, что все самолеты были оснащены «анализатором», который при достижении безопасной скорости взлета искал грязь в конце взлетно-посадочной полосы. Как только аппарат почувствовал запах грязи, органы управления включились и позволили пилоту оторваться от земли. В том же духе предлагалось носить мешок с землей в нише переднего шасси. Достигнув безопасной скорости взлета, пилот сбрасывал грязь под колеса, обманывая детектор. [30]
Корейская война
[ редактировать ]Тандерджет отличился во время Корейской войны . [30] После вступления Китайской Народной Республики в войну в октябре 1950 года Пятые ВВС США обратились с просьбой отправить в Корею крыло F-84. [40] В то время как F-84B и F-84C не могли быть развернуты за рубежом, поскольку срок службы их двигателей J35 составлял всего 40 часов, F-84D и F-84E были более подходящими. [41] и поэтому оснащенная F-84E 27-я истребительная группа сопровождения была отправлена на Дальний Восток на борту авианосца Bataan , который прибыл в Японию 30 ноября 1950 года. После технического обслуживания F-84 перебрались на аэродром Тэгу (известный как К-2). ), совершивший свой первый боевой вылет 7 декабря 1950 года. [40] Первоначально самолету было поручено сопровождать бомбардировщики B-29 Superfortress. Первая победа в воздухе Thunderjet была одержана 21 января 1951 года ценой двух F-84. [39] [42] F-84 уступал советскому МиГ-15 со стреловидным крылом , который был и быстрее, и маневреннее. [36] а задачи противовоздушной обороны МиГа вскоре были переданы F-86 Sabre . F-84 переключился на роль штурмовика, в которой он преуспел. [43]
Число подразделений, эксплуатирующих F-84 над Кореей, постепенно увеличивалось как за счет переброски авиагрупп Национальной гвардии из США, так и за счет переоборудования эскадрилий F-80, уже находящихся на театре военных действий. [44] Всего F-84 совершил 86 408 вылетов. [34] сбросив 55 586 тонн (50 427 метрических тонн ) бомб и 6 129 тонн (5 560 метрических тонн) напалма и выпустив 22 154 ракеты. [45] ВВС США заявили, что F-84 ответственны за 60% всех наземных целей, уничтоженных во время войны. [46] Известные операции F-84 включали атаку на плотину Суй-хо в 1952 году . Во время войны F-84 стал первым истребителем ВВС США, использовавшим дозаправку в воздухе . В воздушных боях пилотам F-84 было присвоено восемь сбитых МиГ-15 при заявленной Советским Союзом потере 64 самолетов. Общие потери составили 335 моделей F-84D, E и G. [39] По данным статистического сборника ВВС США за 1953 финансовый год, во время Корейской войны было потеряно 305 F-84, в том числе 249 в боевых вылетах и 56 небоевых потерь. [47]
Западная Европа
[ редактировать ]Воздушный бой над Мерклином - Примечательный инцидент произошел 10 марта 1953 года, когда два чешских истребителя МиГ-15 перехватили два F-84E ВВС США, которые, как утверждалось, вылетели из воздушного пространства Германии в воздушное пространство Чехословакии, и сбили один. Он разбился на немецкой стороне границы, пилот успешно катапультировался. [48] [49]
Португалия
[ редактировать ]Португалия получила свои первые F-84 в январе 1953 года, а 25 новых F-84G позже были дополнены запасами USAFE и других европейских операторов, при этом поставки в конечном итоге достигли 125 F-84G. [50] Это были Força Aérea Portuguesa . первые реактивные истребители [51] В Португалии были сформированы две эскадрильи, которые использовали F-84 как для противовоздушной обороны, так и для наземных атак. [52] при этом Thunderjet также оснащает пилотажную группу Dragões . [53] В 1960 году две действующие эскадрильи F-84 были расформированы, а оставшиеся F-84 переданы в учебные части. [54] Однако в 1961 году началось восстание против португальского правления в Анголе , в результате чего 25 F-84G были отремонтированы OGMA и отправлены в Анголу, причем первые самолеты прибыли в Луанду в августе того же года. Там они сформировали 91-ю эскадрилью (91-ю эскадрилью), которая наносила бомбовые, ракетные и артиллерийские удары по силам сепаратистов. [55] [56] В 1966 году, после одностороннего провозглашения независимости Родезии и введения патруля Бейры британским Королевским флотом , чтобы попытаться остановить поток топлива в Родезию через порт Бейра, Мозамбик , отряд из восьми F-84 был отправлен из Луанду в Мозамбик для защиты от потенциальных столкновений с британскими войсками, а самолеты вернутся в Анголу, когда угроза военных действий отступит. [57] Истощение F-84 было сильным, и к 1973 году только пять F-84 оставались в рабочем состоянии, причем последние экземпляры были выведены из эксплуатации в том же году, хотя F-84G номинально оставался на вооружении Португалии до октября 1975 года. [55] [58]
Китайская Республика
[ редактировать ]ВВС Китайской Республики получили излишки F-84G от ВВС США с 1953 года. [50] а во время Второго кризиса в Тайваньском проливе в 1958 году ее F-84 участвовали в воздушном бою против ВВС Народно-освободительной армии истребителей МиГ-15 и МиГ-17 с потерями с обеих сторон. Позднее в том же году Китайская Республика заменила свои Thunderjet на F-100. [59]
Заметные достижения
[ редактировать ]- F-84 был первым самолетом ВВС США Thunderbirds , который эксплуатировал F-84G Thunderjets с 1953 по 1955 год и F-84F Thunderstreaks с 1955 по 1956 год. [31] На F-84E также летала Skyblazers группа ВВС США в Европе (USAFE). [60]
- 7 сентября 1946 года второй прототип XP-84 установил национальный рекорд скорости 607,2 миль в час (527,6 узлов, 977,2 км/ч), что немного медленнее мирового рекорда 612,2 миль в час (532,0 узлов, 985,2 км/ч), установленного британцами. Глостер Метеор . [6] Ни один из этих рекордов не превзошел достижение ракетного самолета Ме 163А во время войны в апреле 1941 года скорости около 624,2 миль в час; [61] Впервые его превзошёл американский Douglas D-558-1 Skystreak в августе 1947 года, использовавший по сути тот же турбореактивный двигатель Allison J35, что и F-84. [62]
- 22 сентября 1950 года два EF-84E, пилотируемые Дэвидом К. Шиллингом и полковником Уильямом Ричи, заправившиеся с помощью зонда и тормозной системы от танкеров Avro Lincoln , эксплуатируемых британской компанией Flight Refueling Limited , перелетели через Северную Атлантику из Великобритании. в Соединенные Штаты. закончилось топливо У самолета Ричи над Ньюфаундлендом , но другой успешно совершил перелет, на что потребовалось 10 часов 2 минуты и три дозаправки в воздухе. Полет продемонстрировал, что большое количество истребителей можно быстро перебросить через Атлантику. [63] [64]
- F-84G был первым истребителем со встроенной возможностью дозаправки в воздухе и первым одноместным самолетом, способным нести ядерную бомбу. [28]
- 20 августа 1953 года 17 F-84G 508-го стратегического истребительного авиаполка с дозаправкой в воздухе перелетели из США в Великобританию. Путешествие длиной 4485 миль (3897 миль; 7218 км) было самым длинным беспосадочным полетом реактивных истребителей того времени. [63] [64]
- В 1955 году F-84G стал первым самолетом нулевой длины, запускаемым с прицепа. [65]
Затраты
[ редактировать ]Затраты, долл. США | Ф-84Б [12] | Ф-84С [66] | Ф-84Д [41] | Ф-84Э [25] | Ф-84Г [67] | Ф-84Ф [68] | РФ-84Ф [69] |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Планер | 139,863 | 139,863 | 150,846 | 562,715 | 482,821 | ||
Двигатель | 41,654 | 41,654 | 41,488 | 146,027 | 95,320 | ||
Электроника | 7,165 | 7,165 | 4,761 | 9,623 | 21,576 | ||
Вооружение | 23,559 | 23,559 | 37,433 | 41,713 | 63,632 | ||
Артиллерийское вооружение | 2,719 | 9,252 | 4,529 | ||||
Стоимость полета | 286 407 на первые 100 163 994 за следующие 141 | 147,699 | 212,241 | 212,241 | 237,247 | 769,300 | 667,608 |
Стоимость за час полета | 390 | ||||||
Стоимость обслуживания за час полета | 185 | 185 |
Примечания: Затраты указаны на 1950 год и не были скорректированы с учетом инфляции.
Варианты
[ редактировать ]Прямокрылые варианты
[ редактировать ]- ХР-84
- Первые два прототипа. Оснащен двигателем J-35-GE-7 мощностью 3750 фунтов силы (16,7 кН). [70] и вооружен четырьмя пулеметами калибра 0,50 дюйма (12,7 мм). [71]
- ХР-84А
- Третий прототип с более мощным (4000 фунтов силы (18 кН)) двигателем J35-GE-15. [9] Впоследствии этот планер был модифицирован заостренным обтекателем над воздухозаборником, а во воздухозаборники были установлены боковые воздухозаборники NACA. [ нужна ссылка ]
- ЯП-84А
- Служебный испытательный самолет с двигателями J35-А-15 и шестью пушками; 15 построено. [10]
- Р-84Б (Ф-84Б)
- Первая серийная версия, двигатель J35-A-15; 226 построено. [72]
- Ф-84С
- Вернулся к более надежному двигателю J35-A-13, улучшенной топливной, гидравлической и электрической системам; 191 построен. [73] [15]
- Ф-84Д
- Двигатель J35-A-17, различные конструктивные доработки. Трубка Пито была перенесена с хвостового киля на сплиттер воздухозаборника, а ребра добавлены к топливным бакам на законцовках крыла; 154 построено. [20] [74]
- ЭФ-84Д
- Два F-84D, EF-84D 48-641 и EF-84D 48-661 были модифицированы устройствами соединения законцовок крыла, чтобы позволить им соединяться в полете с законцовками крыла бомбардировщика B-29 и увеличить дальность полета истребителей. . B-29 и один из EF-84 были потеряны в результате аварии 24 апреля 1953 года, когда после соединения сработало автоматическое управление полетом F-84. [75] [76]
- Ф-84Э
- Двигатель J35-A-17D, Sperry AN/APG-30 радиолокационный прицел , выдвижные приспособления для бутылок RATO , внутренние узлы подвески крыла сделаны «мокрыми», чтобы можно было нести дополнительную пару 230 галлонов США (190 имп галлонов; 870 л). Удлиненный фюзеляж и увеличенная кабина. [22] [77] Большинство самолетов были оснащены усиленными фонарями по типу F-84G. [78] построено 843 шт. [79] Некоторые самолеты использовались Нидерландами и Норвегией в качестве временных самолетов-разведчиков с камерами в топливных баках на законцовках крыла, пока не стали доступны RF-84F. [80]
- ЭФ-84Э
- F-84E, модифицированные для испытаний - примеры включали испытания систем дозаправки в воздухе, [64] использовать в качестве испытательного самолета FICON с базой B-36 [81] и использовать в качестве испытательного самолета для экспериментов ZELMAL (запуск нулевой длины, посадка на мат) для операций вдали от аэродромов, уязвимых для ядерного нападения, с использованием ракеты-носителя крылатой ракеты MGM-1 Matador . [82]
- Ф-84Г
- Одноместный истребитель-бомбардировщик, способный доставить ядерную бомбу Mark 7 с использованием LABS, двигатель J35-A-29, автопилот, возможность дозаправки в воздухе с использованием как стрелы (приемник в передней кромке левого крыла), так и тормоза (зонд, установленный на законцовке крыла). топливные баки) представил многорамный фонарь, который позже был модернизирован на более ранних F-84 с прямым крылом. [27] [83] Всего было построено 3025 штук (789 для ВВС США для других пользователей по программе MAP). [28] Некоторые из них использовались Бельгией, Данией, Францией, Италией и Югославией в качестве временных самолетов-разведчиков с камерами в топливных баках на законцовках крыла. [80]
- Ф-84КХ
- Преобразование бывших ВВС США F-84B в дроны-мишени для ВМС США . Иногда утверждается, что 80 самолетов были переоборудованы, но программа могла быть отменена до переоборудования или использования самолетов. [84]
- Тип-Буксир
- См. EF-84D выше, в строй не вступил. [75] См. проект FICON
- Tom-Tom
- Два эксперимента по соединению законцовок крыла РФ-84К и Б-36 не вступили в строй. [85] См. проект FICON
- ФИКОН
- Трапецеидальная система F-84E и GRB-36D вступила в строй. [81] См. проект FICON
Варианты со стреловидным крылом
[ редактировать ]- YF-96A он же YF-84F он же YRF-84K
- F-84E 49-2430 переоборудован в стреловидную конфигурацию крыла и оснащен двигателем J35-A35. «Первый прототип» F-84F Thunderstreak. [86] [87]
- ЯФ-84Ф
- Модифицированные прототипы с двигателем Wright J65 и более глубоким фюзеляжем. Два построено. [88]
- F-84F Тандерстрик
- Серийная версия со стреловидным крылом и двигателем J65. [89]
- РФ-84Ф Тандерфлэш
- Разведывательная версия F-84F, построено 715 штук. [90]
- RF-84K FICON Проект
- Разведывательная версия модели F, 25 штук построено для подвешивания к Consolidated B-36 Peacemaker . [81]
- XF-84H Громовой визг
- Экспериментальный сверхзвуковой турбовинтовой вариант. [91]
- YF-84J
- Две модификации с двигателем General Electric J73 . [92]
Операторы
[ редактировать ]- Бельгия
- Бельгийские ВВС эксплуатировали 21 F-84E и 192 F-84G, поставки начались с апреля 1951 года. [93] В 1956 году заменены на F-84F и RF-84F. 54 самолета Thunderjet были уничтожены в результате аварий на вооружении Бельгии, 23 пилота погибли. [94]
- Дания
- ВВС Дании эксплуатировали 240 республиканских F-84G с апреля 1952 года по январь 1962 года и 6 республиканских F-84E. [95]
- Франция
- Французские ВВС получили около 140 F-84E и F-84G. [93]
- Греция
- Королевские ВВС Греции получили около 200 F-84G с 1952 по июнь 1960 года. [96]
- Имперские ВВС Ирана эксплуатировали 34 республиканских F-84G с мая 1957 года по февраль 1965 года. [96]
- Италия
- Итальянские ВВС эксплуатировали 254 республиканских F-84G. [96]
- Нидерланды
- ВВС Нидерландов эксплуатировали 21 F-84E и 179 F-84G. Ими были оснащены 306-я, 311-я, 312-я, 313-я, 314-я, 315-я и 316-я эскадрильи. [50]
- Норвегия
- С 1951 по 1960 год ВВС Норвегии эксплуатировали 6 F-84E и 200 республиканских F-84G. [50]
- Португалия
- С января 1953 по 1973 год ВВС Португалии эксплуатировали 125 республиканских F-84G. [50]
- ВВС Китайской Республики эксплуатировали F-84G с 1953 по 1964 год. [50]
- Таиланд
- С 1956 по 1966 год Королевские ВВС Таиланда эксплуатировали 31 F-84G. [97]
- Турция
- С 1952 года ВВС Турции эксплуатировали 479 F-84G. [97]
- Соединенные Штаты
- Югославия
- С июня 1953 по 1974 год югославские ВВС эксплуатировали 219 F-84G. [97] В мае 1963 года самолет Thunderjet разбился и взорвался на здании в Славине, Постойна . В результате происшествия погибли два человека и пилот. Это единственный инцидент с военным самолетом в Словении после окончания Второй мировой войны. [99]
Основные действующие подразделения ВВС США F-84
[ редактировать ]- 12-е истребительное эскортное крыло/группа : F-84E/G [98]
- 14-я истребительная группа : P / F-84B (1947–1949). [98]
- 20-е истребительно-бомбардировочное крыло/группа : F-84B/C/D/E/G [100]
- 27-е истребительное эскортное крыло/группа : F-84E/G [98]
- 31-е истребительное эскортное крыло/группа : F-84C/E/G [98]
- 33-я истребительная группа : F-84C. [98]
- 36-й истребительно-бомбардировочный авиаполк : F-84E/G. [84]
- 48-й истребительно-бомбардировочный авиаполк : F-84G. [84]
- 49-е истребительно-бомбардировочное крыло/группа : F-84E/G [98]
- 58-я группа истребителей-бомбардировщиков : F-84E/G. [84]
- 78-я истребительная группа / 78-е истребительное авиаполк : F-84D (1949–1952) [98]
- 86-й истребительно-бомбардировочный авиаполк : F-84E/G. [84]
- 113-й авиаполк истребителей-перехватчиков : F-84C [98]
- 116-е истребительно-бомбардировочное авиаполк : F-84E [98]
- 122-е авиаполк истребителей-перехватчиков : F-84C [98]
- 123-е истребительно-бомбардировочное авиаполк : F-84B/D/E [100]
- 132-е истребительно-бомбардировочное авиаполк : F-84B [98]
- 136-е истребительно-бомбардировочное авиаполк / группа: F-84E/D [98]
- 137-е истребительно-бомбардировочное авиаполк : F-84B/C/D [98]
- 312-я группа истребителей-бомбардировщиков : F-84E/G (1954–1955). [ нужна ссылка ]
- 406-е истребительно-бомбардировочное авиаполк : F-84E [84]
- 474-е истребительно-бомбардировочное авиаполк : F-84E/G [84]
- 506-й стратегический истребительный авиаполк : F-84G. [98]
- 508-й стратегический истребительный авиаполк : F-84G. [98]
- 4702d крыло истребителей-перехватчиков : F-84D [98]
- 4709-й авиаполк истребителей-перехватчиков : F-84G [98]
- 4710-й истребительно-перехватывающий авиаполк [98]
- 4925-я испытательная группа (атомная): F-84E/G [84]
Оперативные подразделения Королевских ВВС Нидерландов F-84
[ редактировать ]- 306-я эскадрилья : F-84E [50]
- 311-я эскадрилья : F-84E [50]
- 312-я эскадрилья : F-84G [50]
- 313-я эскадрилья : F-84E [50]
- 314-я эскадрилья : F-84G [50]
- 315-я эскадрилья : F-84G [50]
- 316-я эскадрилья : F-84G [50]
Самолет на выставке
[ редактировать ]Технические характеристики (F-84G Thunderjet)
[ редактировать ]Данные Thunderjets в Корее [101]
Общие характеристики
- Экипаж: 1
- Длина: 38 футов 1 дюйм (11,61 м)
- Размах крыльев: 36 футов 5 дюймов (11,10 м)
- Высота: 12 футов 7 дюймов (3,84 м)
- Площадь крыла: 260 кв. футов (24 м 2 )
- Профиль крыла : Республика Р-4,45-1512-.9 (12%) [102]
- Пустой вес: 11 095 фунтов (5 033 кг)
- Полная масса: 18 645 фунтов (8 457 кг)
- Максимальный взлетный вес: 23 525 фунтов (10 671 кг)
- Запас топлива: 450 галлонов США (1700 л) внутреннего топлива
- Силовая установка: 1 двигатель Allison J35-A-29 турбореактивный , тяга 5600 фунтов силы (25 кН).
Производительность
- Максимальная скорость: 622 миль в час (1001 км/ч, 541 узел) на уровне моря.
- Крейсерская скорость: 483 миль в час (777 км/ч, 420 узлов) на высоте 35 000 футов (11 000 м)
- Дальность: 670 миль (1080 км, 580 миль) (внутреннее топливо)
- Перегоночная дальность: 2000 миль (3200 км, 1700 морских миль) с внешними баками.
- Практический потолок: 40 500 футов (12 300 м)
- Время набора высоты: от 7,9 минут до 35 000 футов (11 000 м)
Вооружение
- Орудия: 6 калибра 0,50 дюйма (12,7 мм) пулеметов M3 Browning , 300 патронов на ствол.
- Ракеты: до 32 5-дюймовых ракет. [16]
- Бомбы: бомбы массой 4000 фунтов (1800 кг), [16] включая 1 ядерную бомбу Mark 7 [22]
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
- Дассо Ураган
- де Хэвилленд Веном
- Глостер Метеор
- Грумман F9F Пума
- Грумман F9F Пантера
- Макдоннелл XF-85 Гоблин
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Кинзи 1999 , с. 4.
- ^ Jump up to: а б с Уиллис 2008 , с. 133.
- ^ Jump up to: а б Кнаак 1978 , с. 23.
- ^ Уиллис 2008 , с. 132.
- ^ Кнаак 1978 , стр. 23–24.
- ^ Jump up to: а б с д и Уиллис 2008 , с. 134.
- ^ Jump up to: а б с д и Кнаак 1978 , с. 24.
- ^ Кинзи 1999 , с. 5.
- ^ Jump up to: а б с Кнаак 1978 , с. 25.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Уиллис 2008 , с. 135.
- ^ Кнаак 1978 , стр. 25–26.
- ^ Jump up to: а б Кнаак 1978 , с. 27.
- ^ Jump up to: а б Кинзи 1999 , с. 6.
- ^ Jump up to: а б с д Кнаак 1978 , с. 26.
- ^ Jump up to: а б с д Уиллис 2008 , с. 136.
- ^ Jump up to: а б с Бауэрс и Ангелуччи 1987 , с. 402.
- ^ Jump up to: а б Кнаак 1978 , с. 30.
- ^ Кнаак 1978 , стр. 27–28.
- ^ Кнаак 1978 , стр. 27, 29.
- ^ Jump up to: а б Уиллис 2008 , стр. 136–137.
- ^ Кнаак 1978 , с. 29.
- ^ Jump up to: а б с д Уиллис 2008 , с. 137.
- ^ Jump up to: а б Кнаак 1978 , с. 32.
- ^ Popular Science, август 1948 г. , с. 92.
- ^ Jump up to: а б с Кнаак 1978 , с. 34.
- ^ Кинзи 1999 , с. 26.
- ^ Jump up to: а б с Уиллис 2008 , стр. 137–138.
- ^ Jump up to: а б с д Кнаак 1978 , с. 36.
- ^ Популярная механика, сентябрь 1951 г. , с. 98.
- ^ Jump up to: а б с д Уиллис 2008 , с. 138.
- ^ Jump up to: а б Кнаак 1978 , с. 38.
- ^ Jump up to: а б Хайэм и Сиддалл 1975 , с. 68.
- ^ Хайэм и Сиддалл 1975 , с. 71.
- ^ Jump up to: а б Хайэм и Сиддалл 1975 , с. 70.
- ^ Хайэм и Сиддалл 1975 , с. 68–69.
- ^ Jump up to: а б Хайэм и Сиддалл 1975 , с. 69.
- ^ Хайэм и Сиддалл 1975 , с. 69–70.
- ^ Дэвис 2017 .
- ^ Jump up to: а б с Макларен 1998 , с. [ нужна страница ] .
- ^ Jump up to: а б Томпсон 1982 , стр. 44.
- ^ Jump up to: а б Кнаак 1978 , с. 31.
- ^ Томпсон 1996 , стр. 4, 22.
- ^ Томпсон 1982 , стр. 48.
- ^ Дэвис и Менард 1983 , стр. 41, 44.
- ^ Дэвис и Менард 1983 , с. 45.
- ^ Уиллис 2008 , с. 139.
- ^ Статистический сборник ВВС США за 1953 год , стр. 28.
- ^ О'Коннер 2004 .
- ^ Таймс 1953 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Уиллис 2008 , с. 164.
- ^ Лопес 1986 , стр. 43–44.
- ^ Лопес 1986 , стр. 46–47.
- ^ Лопес 1986 , стр. 48–50.
- ^ Лопес 1986 , с. 50.
- ^ Jump up to: а б Уиллис 2008 , с. 152.
- ^ Лопес 1986 , стр. 50–53.
- ^ Лопес 1986 , с. 53.
- ^ Лопес 1986 , стр. 53–54.
- ^ Уиллис 2008 , стр. 151–152.
- ^ Кинзи 1999 , с. 19.
- ^ Stüwe 1999 , стр. 207, 211–213.
- ^ Франсильон 1979 , стр. 437–438.
- ^ Jump up to: а б Кнаак 1978 , с. 35.
- ^ Jump up to: а б с Уиллис 2008 , с. 145.
- ^ Популярная механика, март 1955 г. , с. 108.
- ^ Кнаак 1978 , с. 28.
- ^ Кнаак 1978 , с. 37.
- ^ Кнаак 1978 , с. 44.
- ^ Кнаак 1978 , с. 48.
- ^ Кнаак 1978 , стр. 24–26.
- ^ Кинзи 1999 , с. 13.
- ^ Кнаак 1978 , стр. 26–27.
- ^ Кнаак 1978 , стр. 28–29.
- ^ Кнаак 1978 , стр. 29–32.
- ^ Jump up to: а б Уиллис 2008 , с. 140.
- ^ Андерсон 1981 , с. 80.
- ^ Кнаак 1978 , стр. 32–35.
- ^ Кинзи 1999 , с. 31.
- ^ Кнаак 1978 , с. 33.
- ^ Jump up to: а б Уиллис 2008 , с. 156.
- ^ Jump up to: а б с Уиллис 2008 , с. 141.
- ^ Уиллис 2008 , с. 146.
- ^ Кнаак 1978 , стр. 36–38.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Уиллис 2008 , с. 160.
- ^ Миллер 1979 , с. 42.
- ^ Кнаак 1978 , стр. 38–39.
- ^ Уиллис 2008 , с. 153.
- ^ Уиллис 2008 , стр. 153–154.
- ^ Кнаак 1978 , стр. 41–42.
- ^ Кнаак 1978 , стр. 46–49.
- ^ Уиллис 2008 , с. 142.
- ^ Уиллис 2008 , с. 154.
- ^ Jump up to: а б Уиллис 2008 , с. 162.
- ^ Wauthy & de Neve 1996 , с. 45.
- ^ Шредер 1991 , стр. 22.
- ^ Jump up to: а б с Уиллис 2008 , с. 163.
- ^ Jump up to: а б с Уиллис 2008 , с. 165.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с Уиллис 2008 , с. 159.
- ^ Вокапич 2023 .
- ^ Jump up to: а б Уиллис 2008 , стр. 159–160.
- ^ Томпсон 1982 , стр. 51.
- ^ Ледницер 2010 .
Библиография
[ редактировать ]- Андерсон, CE «Бад» (декабрь 1981 г. - март 1982 г.). «Пойманный за кончик крыла». Любитель воздуха . № 17. С. 74–80. ISSN 0143-5450 .
- Бауэрс, Питер М .; Анджелуччи, Энцо (1987). Американский истребитель . Спаркфорд, Великобритания: Издательская группа Haynes. ISBN 0-85429-635-2 .
- Дэвис, Грег Л. (1 мая 2017 г.). «История Тинкера: республиканский истребитель F-84 Thunderjet» . База ВВС Тинкер . ВВС США . Проверено 26 декабря 2022 г.
- Дэвис, Ларри; Менар, Дэвид (1983). F-84 Тандерджет в действии . Самолет. Том. 61. Кэрроллтон, Техас: Публикации Squadron/Signal. ISBN 0897471474 .
- Дональд, Дэвид; Лейк, Джон, ред. (1996). Энциклопедия мировой военной авиации . Лондон, Великобритания: Издательство AIRtime. ISBN 1-880588-24-2 . .
- Форрер, Фриц Т. (1992). Удовольствие от полета . Галф Бриз, Флорида: слава Голландии. ISBN 0-9714490-3-1 .
- Франсильон, Рене Дж. (1979). McDonnell Douglas Aircraft с 1920 года . Лондон, Великобритания: Патнэм. ISBN 0-370-00050-1 .
- Хелферих, Виллем (1994). Эскадрильи Королевских ВВС Нидерландов . Хилверсюм, Нидерланды: Ромен Лухтваарт. ISBN 90-9006841-4 .
- Хайэм, Робин; Сиддалл, Эбигейл Т., ред. (1975). Летающие боевые самолеты USAAF-USAF . Эймс, Айова: Издательство Университета штата Айова. ISBN 0-8138-0325-Х .
- Дженкинс, Деннис Р.; Лэндис, Тони Р. (2008). Экспериментальные и прототипы реактивных истребителей ВВС США . Северный филиал, Миннесота: Specialty Press. ISBN 978-1-58007-111-6 .
- Кивени, К. (1987). Republic F-84/варианты со стреловидным крылом (Aerofax Minigraph, № 15) . Лондон: Аэрофакс. ISBN 0-942548-20-5 .
- Кинзи, Берт (1999). Подробности о F-84 Thunderjet . Детализация и масштаб. Том. 59. Кэрроллтон, Техас: Публикации Squadron/Signal. ISBN 1-888974-12-5 .
- Кнаак, Марсель Сайз (1978). Энциклопедия самолетов и ракетных систем ВВС США: Том 1, Истребители после Второй мировой войны, 1945–1973 гг. (PDF) . Вашингтон, округ Колумбия: Управление истории ВВС. ISBN 0-912799-59-5 . Архивировано из оригинала (PDF) 3 марта 2016 года . Проверено 21 декабря 2013 г.
- Леднисер, Дэвид (15 сентября 2010 г.). «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . m-selig.ae.illinois.edu . Архивировано из оригинала 26 марта 2019 года . Проверено 16 апреля 2019 г.
- Лопес, Марио Канонджиа (июль – ноябрь 1986 г.). «Файтинг Тандерджетс Португалии». Любитель воздуха . Нет. Тридцать один. стр. 43–54. ISSN 0143-5450 .
- Макларен, Дэвид (1998). Republic F-84 Thunderjet, Thunderstreak & Thunderflash: фотохроника . Атглен, Пенсильвания: Военная/авиационная история Шиффера. ISBN 0-7643-0444-5 .
- Миллер, Джей (февраль – май 1979 г.). «Тип Тау и Том-Том». Любитель воздуха . № 9. С. 40–42. ISSN 0143-5450 .
- О'Коннер, Койлин (10 апреля 2004 г.). «Чешский летчик-истребитель вспоминает воздушные бои времен Холодной войны» . Радио Прага Интернешнл . Проверено 23 февраля 2023 г.
- «Дозаправка в воздухе увеличивает дальность полета истребителей F-84 Thunderjet» . Популярная механика . Том. 96, нет. 3. Сентябрь 1951 г. с. 98.
- «Самолет-истребитель запущен как ракета с платформы грузовика» . Популярная механика . Том. 103, нет. 3. Март 1955 г. с. 108.
- «Что нового в авиации: стойки ракет складываются в крыло» . Популярная наука . Том. 153, нет. 2. Август 1948 г. с. 92.
- Равенштейн, Чарльз А. (1984). Боевые крылья ВВС, истории происхождения и почестей 1947–1977 гг . Вашингтон, округ Колумбия: Управление истории ВВС. ISBN 0-912799-12-9 .
- Шредер, Ганс (1991). Нильсен, Кей С. (ред.). Королевские ВВС Дании . Текстильный музей. ISBN 87-89022-24-6 .
- Стюве, Бото (1999). Пенемюнде Запад (на немецком языке). Аугсбург, Германия: Bechtermünz Verlag. ISBN 3-8289-0294-4 .
- Суонборо, Гордон; Бауэрс, Питер (1989). Военные самолеты США с 1909 года . Вашингтон, округ Колумбия: Смитсоновский институт. ISBN 0-87474-880-1 .
- «Сбитый Тандерджет». Таймс . № 52568. 12 марта 1953 г. с. 5.
- Томпсон, Уоррен (август – ноябрь 1982 г.). «Тандерджеты в Корее». Любитель воздуха . Нет. Девятнадцать. стр. 44–57. ISSN 0143-5450 .
- Томпсон, Уоррен (1996). «Бой истребителей над Кореей: Часть вторая: Реактивные асы». Крылья славы . Том. 2. стр. 4–23. ISBN 1-874023-69-7 . ISSN 1361-2034 .
- Путеводитель по музею ВВС США . Авиабаза Райт-Паттерсон, Огайо: Фонд Музея ВВС, 1975.
- Статистический сборник ВВС США за 1953 год (PDF) (отчет). Вашингтон, округ Колумбия: директор статистической службы ВВС США. 1953 год . Проверено 19 октября 2022 г.
- Вагнер, Рэй (1982). Американские боевые самолеты, третье расширенное издание . Нью-Йорк: Даблдей. ISBN 0-385-13120-8 .
- Вокапич, Мирко (23 июля 2023 г.). «Трагедия, о которой не писали: 60 лет назад в Славину врезался «Тандерджет» » [Трагедия, о которой не писали: 60 лет назад в Славину врезался «Тандерджет». www.24ur.com (на словенском языке) . Проверено 26 июля 2023 г.
- Воти, Жан-Люк; де Нев, Флоримон (февраль 1996 г.). «Самолеты ВВС Бельгии: Часть седьмая: F-84». Le Fana de l’Aviation (на французском языке). № 315. с. 44–47.
- Уиллис, Дэвид (2008). «Классика военного самолета: Republic F-84 Thunderjet, Thunderstreak и Thunderflash». Международный обзор авиации . Том. 24. С. 132–165. ISSN 1473-9917 .