Митсубиси Ф-15Дж
F-15J | |
---|---|
Самолет Воздушных сил самообороны Японии F-15DJ | |
Роль | Истребитель завоевания превосходства в воздухе |
Национальное происхождение | Япония Соединенные Штаты |
Производитель | Мицубиси Хэви Индастриз Макдоннелл Дуглас |
Первый полет | 4 июня 1980 г. |
Введение | 7 декабря 1981 г. |
Статус | в эксплуатации |
Основной пользователь | Силы воздушной самообороны Японии |
Количество построенных | 213 [1] |
Разработано на основе | Макдоннелл Дуглас F-15 Игл |
Mitsubishi F-15J/DJ Eagle — двухмоторный всепогодный истребитель завоевания превосходства в воздухе , созданный на базе McDonnell Douglas F-15 Eagle, который используется Воздушными силами самообороны Японии (JASDF). F-15J производился по лицензии компанией Mitsubishi Heavy Industries . Последующие F-15DJ и F-15J J-MSIP (самолеты MSIP Configuration II) [2] [3] [4] [5] варианты также были произведены. Япония является крупнейшим заказчиком F-15 Eagle за пределами США. [6] Помимо боевых задач, функции F-15DJ включают обучение. F-15J Kai — модернизированная версия F-15J. [7] [8] Кай был ранним обозначением, которое постепенно разделилось; в настоящее время Япония больше не использует слово «кай» для обозначения недавно модернизированных F-15J. Вместо этого японцы преимущественно используют J-MSIP или F-15MJ.
Разработка
[ редактировать ]В июне-июле 1975 года Агентство обороны Японии (JDA, ныне Министерство обороны) рассматривало McDonnell Douglas F-15 Eagle как одного из 13 кандидатов на замену F-104J/DJ Starfighter и F-4EJ Phantom II . Одноместный F-15C и двухместный F-15D оценивались на базе ВВС Эдвардс , и в декабре 1975 года F-15 был объявлен победителем, при этом правительство намеревалось закупить 187 F-15J/DJ. К апрелю 1978 года компания Mitsubishi Heavy Industries была назначена основным подрядчиком и была получена лицензия на F-15C/D. [9] [10]
После Конгрессом рассмотрения Министерство обороны (DoD) отказало в лицензировании систем радиоэлектронной борьбы и двигателей самолета. Первоначально самолеты производились в США и экспортировались в Японию. Это первоначальное экспортное производство способствовало развитию самолетов в рамках оборонной промышленности Японии, одновременно содействуя базовому производству самолетов, достигая цели производства истребителя, отвечающего требованиям Японии. [11]
Силы воздушной самообороны Японии (JASDF) приобрели 203 F-15J и 20 F-15DJ, из которых 2 F-15J и 12 F-15DJ были построены компанией McDonnell Douglas в Сент-Луисе , штат Миссури. [9] «Орел мира» Названный программой DoD FMS , первый F-15J, построенный в Сент-Луисе, был доставлен ВВС США для своего первого полета 4 июня 1980 года и последующего полета 15 июля в Японию. Кроме того, 8 F-15J были изготовлены из крупных компонентов и отправлены в Японию для окончательной сборки компанией Komaki из Mitsubishi, первый из них (серийный номер 12–8803) совершил свой первый полет 26 августа 1981 года. [9] [12] Компании разделили оставшуюся долю и производили ее по лицензии с 1981 года, а окончательную сборку самолетов осуществляла компания Mitsubishi. [9]
Во второй половине 1981 года первые самолеты F-15J/DJ были отправлены в 202-ю тактическую истребительную эскадрилью , которая была реорганизована в Eagle FTU и 21 декабря 1982 года переименована в 23-ю летную учебную эскадрилью на базе Ньютабару. JASDF разработала план. чтобы сформировать первую эскадрилью после сбития KAL007 советским Су-15 1 сентября 1983 года. В марте 1984 года новые F-15J начали заменять 203-й тактической истребительной эскадрильи F-104J на авиабазе Титосэ , расположенной через Ла-Перуз. Пролив от советской истребительной базы на острове Сахалин . [9]
24 декабря 2018 года было объявлено, что Япония рассматривает возможность продажи своих F-15 США, чтобы получить средства для покупки F-35. [13]
Министерство обороны Японии подтвердило 4 февраля 2022 года, что 68 F-15J будут модернизированы в рамках программы Japan Super Interceptor (JSI) стоимостью 646,5 млрд иен (5,6 млрд долларов США). [14] Компания Boeing получила неопределенный контракт на сумму не более 24 550 000 долларов США на программу японского суперперехватчика F-15. [15]
Дизайн
[ редактировать ]F-15J/DJ идентичны F-15C/D, за исключением ECM , радиолокационной системы предупреждения и ядерного оборудования. Система внутреннего противодействия AN/ALQ-135 заменена на отечественную систему J/ALQ-8, а приемник радиолокационного предупреждения AN/ALR-56 заменен на J/APR-4. Двигатель — турбовентиляторный двигатель Pratt & Whitney F100 , производимый по лицензии корпорацией IHI . На некоторых самолетах до сих пор имеется инерциальный измерительный блок, старый тип инерциальной навигационной системы . Все F-15J/DJ имеют две радиостанции УВЧ, которые также поддерживают УКВ. [16]
F-15J характеризуется собственным каналом передачи данных, но они не поддерживают Link 16 FDL, установленный на F-15C ВВС США. Она работает как базовая двусторонняя связь с японской наземной сетью перехвата, но ее возможности ограничены, поскольку это не настоящая сеть. [16]
Компания Mitsubishi получила программу многоступенчатой модернизации F-15C/D (MSIP) и в 1987 году начала модернизацию F-15J/DJ. Улучшения включали модернизированный центральный компьютер, двигатели, комплект управления вооружением и добавленный комплект средств противодействия J/APQ-1. [17] [18] F100-PW-220 (IHI-220) был модернизирован до F100-PW-220E (IHI-220E) с модернизацией цифрового электронного управления двигателем. [19] Отличия во внешнем виде от более ранних F-15J включают J/ALQ-8 ICS с антенной ICS, установленной под воздухозаборником. Положение антенны J/APQ-4 RWR на F-15J/DJ такое же, как и у F-15C/D, но линза у F-15J/DJ MSIP черная, а не белая у F-15C/D. [16]
Улучшения и обновления
[ редактировать ]F-15J были оснащены ракетой AAM-3 японского производства , японской преемницей AIM-9 Sidewinder с характерным «зазубренным» передним килем. Япония изучает перспективный истребитель для замены F-15, в то время как парк F-15J модернизируется. [20] 28 июля 2003 года первый модернизированный F-15J (№928) совершил свой первый полет и 21 октября 2003 года был доставлен в авиационное испытательное крыло JASDF. [21] [22]
10 декабря 2004 года правительство Японии утвердило Среднесрочную программу обороны (MTDP) по модернизации F-15J MSIP в течение пяти лет в соответствии с новыми руководящими принципами программы национальной обороны. [23] Модернизация осуществляется поэтапно, но в конечном итоге модернизация будет включать новое катапультное кресло; заменены двигатели ИХИ-220Э; более мощный процессор; улучшенные возможности генерации электроэнергии и охлаждения для поддержки большего количества авионики и радара Raytheon AN/APG-63(V)1 . [20] который производится по лицензии Mitsubishi Electric с 1997 года. Raytheon ожидает, что в конечном итоге радар будет установлен на 80 самолетах F-15J. [24] Новый радар будет поддерживать ракету AAM-4 , японский ответ AMRAAM . [20]
Министерство обороны (МО) запросило модернизацию и развертывание самолетов-разведчиков в июне 2007 года, при этом планировалось модернизировать некоторые F-15J радиолокационными блоками с синтезированной апертурой ; эти самолеты заменят находящиеся в настоящее время на вооружении RF-4 Phantom II . [25] [26]
17 декабря 2009 года модернизация разведки исчезла из бюджета после того, как Демократическая партия Японии пришла к власти после всеобщих выборов 2009 года , и вместо этого приоритет был отдан усовершенствованию F-15J и Mitsubishi F-2 . Количество модернизаций F-15J было увеличено с 26 до 48, а МО закупило часть модернизации для 38 истребителей. Однако полный бюджет модернизации неполный. В рамках этой программы модернизации 48 F-15J получат канал передачи данных Link 16 и нашлемный прицел. [27] Нашлемный прицел будет поддерживать боевую ракету ААМ-5 , которая придет на смену ААМ-3. [20]
17 декабря 2010 г. была профинансирована модернизация 16 F-15J. [28] но Минобороны сократило это число до 10 F-15J. [29]
США В конце октября 2019 года Агентство по сотрудничеству в области оборонной безопасности одобрило возможную продажу Японии до 103 (AESA) APG-82(V)1 радаров с активной решеткой с электронным сканированием , 116 компьютеров системы миссии Advanced Display Core Processor II и 101 AN/ALQ. -239 систем цифровой радиоэлектронной борьбы для модернизации 98 F-15J до конфигурации «японского суперперехватчика» (JSI) ориентировочной стоимостью 4,5 миллиарда долларов. [30] Он также может нести крупное вооружение класса «воздух-поверхность» на своей центральной боевой станции, такое как AGM-158B JASSM-ER или AGM-158C LRASM , что дает самолету возможность атаковать воздух-землю и противокорабельно. В июле 2020 года Boeing подписала соглашение с MHI об оказании помощи и поддержки программе. Работу по этой программе планировалось начать в 2022 году. [31] [32]
Варианты
[ редактировать ]- F-15J
- Одноместный всепогодный истребитель завоевания превосходства в воздухе для 139-го подразделения Воздушных сил самообороны Японии, построенный по лицензии в Японии компанией Mitsubishi Heavy Industries в 1981–97 годах, два из них построены в Сент-Луисе. [33]
- Ф-15ДЖ
- Двухместный учебный вариант для Воздушных сил самообороны Японии. 12 построены в Сент-Луисе и 25 построены по лицензии в Японии компанией Mitsubishi в период 1981–1997 годов. [33]
Грубые различия, вызванные временем выполнения закупок.
[ редактировать ]Компания Mitsubishi Heavy Industries внесла многочисленные изменения в спецификации и детали своих моделей самолетов в процессе производства, чтобы соответствовать планам модернизации. Эти изменения можно разделить на разные группы, каждая из которых содержит определенные улучшения и добавленное оборудование. Ниже приведены конкретные изменения для каждой партии:
- Партии C1–C3 :
- Оснащен только радиолокационным устройством оповещения J/APR-4.
- Пакет C4 и далее (начиная с самолета 62-8869):
- Добавлен дозатор соломы/факельных ракет AN/ALE-45(J).
- Пакет C6 и далее (начиная с самолета 82-8899):
- Стандарт J-MSIP.
- Пакет C7 и далее (начиная с самолета 92-8909):
- Добавлен бортовой комплекс радиоэлектронной борьбы J/ALQ-8 (только вариант J) и заменена радиостанция на AN/ARC-182 U/VHF.
- Пакет C8 и далее (начиная с самолета 02-8917):
- Радиолокационный прибор модернизирован до J/APR-4A.
- Пакет C12 и далее (начиная с самолета 42-8945):
- Двигатель заменен на F100-IHI-220E.
- Пакет C14 и далее (начиная с самолета 62-8958):
Предварительный MSIP (F-15J)
[ редактировать ]Партии C1 ~ C5, поставленные с 1981 (Showa 56) по 1984 год (Showa 59), в просторечии называются самолетами Pre-MSIP. Сюда входят 98 самолетов F-15J (с 02-8801 по 82-8898) и 12 самолетов F-15DJ (с 12-8051 по 52-8062). Самолет F-15J номер 42-8832 получил повреждение носовой части во время инцидента с побегом с земли в 1991 году (Хэйсэй 3). После транспортировки в Mitsubishi Heavy Industries он был отремонтирован и переоборудован как самолет J-MSIP (в результате чего была произведена модернизация и переоборудование), а затем направлен в состав 303-й эскадрильи в аэропорту Комацу .
J-MSIP (Японская программа многоступенчатой модернизации, F-15J)
[ редактировать ]Японская программа многоэтапных улучшений, аналогичная MSIP США, предусматривала внедрение уникальных расширений возможностей во время закупок. Он был применен к 103 самолетам, поставленным партиями от C-6 до C-17 с 1985 года (Showa 60), включая модели J (серийные номера от 82-8899 до 82-8965) и модели DJ (серийные номера от 52-8063 до 92-92). 8098). Самолет 42-8832, модель J, был переоборудован из конфигурации Pre-MSIP в J-MSIP после повреждения носовой части в результате аварии наземного руления в 1991 году (Heisei 3). В настоящее время на вооружении находится 101 самолет J-MSIP (68 моделей J и 33 модели DJ, не считая трех потерянных). [2]
Ключевые отличия от Pre-MSIP включают в себя:
- Установка шины данных MIL-STD-1553B (с временным сохранением H009 для операций AIM-7)
- Обновление до центрального компьютера с улучшенной обработкой (CP-1075/AYK→ CP-1075A/AYK)
- Дополнительная электропроводка для повышения работоспособности систем управления огнем ракет ААМ-4 «воздух-воздух»
- Замена аналоговых пультов управления вооружением на многофункциональные цветные дисплеи (МПЦД)
- Переоборудование установок управления огнем на AN/AWG-20 PACS
- Замена речевых радиостанций от AN/ARC-164 → AN/ARC-182
- Перевод двигателей на F-15J 42-8945 и новее и F-15DJ 52-8088 и новее на F100-IHI-220E для повышения электронного управления и долговечности (с дооснащением самолетов с Pre-MSIP -100 до эквивалента -220E стандарты)
- Добавление задней системы предупреждения J/APQ-1 к F-15J 62-8958 и более поздним моделям. [3]
Модернизация F-15J/DJ для поддержки новых ракет класса «воздух-воздух»
[ редактировать ]Первоначально эти модернизации проводились в ходе периодического технического обслуживания (ИРАН) самолетов F-15J/DJ J-MSIP. Однако недавно они были включены в план модернизации самолетов J-MSIP.
Модернизация включает добавление эксплуатационных возможностей для ракет AAM-4 и AIM-120, а также ракеты AAM-5. Точное количество самолетов, проходящих эту модернизацию, не разглашается.
Элементы модификации следующие:
[ редактировать ]- Перепрограммирование центрального компьютера и ОФП (Оперативной программы полета) РЛС на основе программы, созданной в ходе опытной эксплуатации AIM-120B.
- Замена пусковой установки с ЛАУ-106/А на модифицированную ЛАУ-106А/А. LAU-106A/A сохраняет шлангокабель для AIM-7, что позволяет AIM-7 оставаться в рабочем состоянии после модификации.
- Замена комплекта управления огнем (с AN/AWG-20 на AN/AWG-27).
- Установка командной системы наведения J/ARG-1.
- Модификация приемника радиолокационного предупреждения J/APR-4A и системы электронного противодействия J/ALQ-8.
- Модификация запросной антенны ААИ на пластинчатой антенне AN/APG-63. Опознавательные знаки внешнего вида модифицированного самолета следующие, хотя их подтверждение без тщательного осмотра LAU-106A/A затрудняет идентификацию: [34]
- Перенос шильдика производителя из центральной части пусковых установок ракет ЛАУ-106/А на станциях 3, 4, 6 и 7 вперед и добавление разъема немного позади исходного положения шильдика.
- Снятие проволоки с центральной части кольца крепления ракеты.
Операторы
[ редактировать ]- По состоянию на 2020 год Силы воздушной самообороны Японии имеют на вооружении 155 самолетов F-15J и 45 самолетов F-15DJ. [35] [1]
- 2-е авиакрыло авиабазы Титосэ
- 6-е авиакрыло авиабазы Комацу
- 5-е авиакрыло авиабазы Ньютабару
- 9-е авиакрыло авиабазы Наха
- Крыло разработки и испытаний авиации
- 23-я летная учебная эскадрилья (2000–)
Технические характеристики (F-15J)
[ редактировать ]Данные из [ нужна ссылка ]
Общие характеристики
- Экипаж: 1
- Длина: 19,43 м (63 фута 9 дюймов)
- Размах крыльев: 13,05 м (42 фута 10 дюймов)
- Высота: 5,63 м (18 футов 6 дюймов)
- Площадь крыла: 56,5 м 2 (608 кв. футов)
- Профиль крыла : корень: NACA 64A006.6 ; наконечник: NACA 64A203 [37]
- Вес пустого: 12700 кг (27999 фунтов)
- Полная масса: 20 200 кг (44 533 фунта)
- Максимальный взлетный вес: 30 845 кг (68 002 фунта)
- Запас топлива: 6100 кг (13 448 фунтов) внутренний
- Силовая установка: 2 × Pratt & Whitney F100-220 (или −100). Двигатель — Pratt & Whitney F100, построенный по лицензии корпорацией IHI. ТРДД с форсажным режимом , тяга 77,62 кН (17 450 фунтов силы) каждый всухую, 111,2 кН (25 000 фунтов силы) с форсажной камерой
Производительность
- Максимальная скорость: 2650 км/ч (1650 миль/ч, 1430 узлов) / M2,5 + на большой высоте.
- 1450 км/ч (900 миль в час; 780 узлов) / M1,2 на малой высоте
- Практический потолок: 20 000 м (66 000 футов)
- Скорость набора высоты: 254 м/с (50 000 футов/мин)
- Нагрузка на крыло: 358 кг/м 2 (73 фунта/кв. футов)
- Тяга/вес : 1,12
Вооружение
- Орудия: 1 × 20-мм M61 Vulcan 940. пули
- Узлы подвески: 10, с возможностью перевозки комбинаций:
См. также
[ редактировать ]Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Требуется больше F-35: почему Япония сокращает свой парк F-15 Eagles» . 6 марта 2020 года. Архивировано из оригинала 7 марта 2020 года . Проверено 14 июня 2020 г.
- ^ Jump up to: а б «Научно-исследовательский проект Heisei 26 № 0044» . Министерство обороны Японии , 1 сентября 2014 г. Архивировано из оригинала 21 марта 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с «F-15J (Самолет) — Модернизация — Понятный словарь Weblio» . www.weblio.jp (на японском языке) Проверено 13 июня 2024 г. .
- ^ Jump up to: а б «Общая стоимость ремонта истребителей F15 составляет 646,5 миллиардов иен для 68 самолетов, объявленных Агентством оборонного оборудования (Косуке Такахаши) — Эксперт» . Yahoo! News (на японском языке) Проверено 14 июня 2024 года .
- ^ «СУДЬЯ!» . judgit.net . Проверено 14 июня 2024 г.
- ^ Ринингер 2009, с. 150.
- ^ Орр, Кристиан Д. (31 декабря 2023 г.). «Японский истребитель F-15J: сможет ли он победить китайский истребитель-невидимку J-20?» . Национальный интерес . Проверено 11 января 2024 г.
- ^ «Митсубиси F-15J (Мирный Орел)» . www.militaryfactory.com . Проверено 11 января 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Дэвис и Дилди 2007, с. 152.
- ^ Дженкинс 1998, с. 38.
- ^ Лорелл, 1996. стр. 77–78.
- ^ «Боинг (Мицубиси) F-15J Eagle (США)» . Джейн «Все самолеты мира». Архивировано из оригинала 26 января 2013 года . Проверено 16 марта 2011 г.
- ^ «Япония хочет продать старые F-15 США, чтобы финансировать закупки F-35» . Архивировано из оригинала 10 апреля 2019 года . Проверено 20 марта 2019 г.
- ^ «Япония модернизирует 68 F-15J Eagles по программе JSI» . Архивировано из оригинала 9 февраля 2022 года . Проверено 9 февраля 2022 г.
- ^ «Boeing добавит систему радиоэлектронной борьбы на японский суперперехватчик F-15J Eagle» . Архивировано из оригинала 17 марта 2022 года . Проверено 20 марта 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с Дэвис и Дилди 2007, с. 153.
- ^ «F-15J/DJ» (на японском языке). Правый. Архивировано из оригинала 22 июля 2011 года . Проверено 16 марта 2011 г.
- ^ «Приемник задней сигнализации J/APQ-1 (Япония)» . Авионика Джейн. Архивировано из оригинала 26 января 2013 года . Проверено 16 марта 2011 г.
- ^ «Япония рассматривает возможность замены двигателей Eagle» . Рейс Интернэшнл, 2 сентября 1998 г. Архивировано из оригинала 30 июля 2012 года . Проверено 14 марта 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с д Гебель, Грег. «F-15 на вооружении Японии» . Воздушные векторы. Архивировано из оригинала 16 декабря 2009 года . Проверено 13 марта 2011 г.
- ^ Аоки, Норио. «Митсубиси/Макдоннел F-15» (на японском языке). Архивировано из оригинала 22 июля 2011 года . Проверено 16 марта 2011 г.
- ^ «Мы поставляем модернизацию F-15 для пробного усовершенствования» (на японском языке). MHI Nagoya Aerospace Systems Works. Архивировано из оригинала 5 сентября 2012 года . Проверено 16 марта 2011 г.
- ^ «Среднесрочная программа обороны (2005–2009 финансовый год)» (PDF) . Руководящие принципы программы национальной обороны (10 декабря 2004 г.) . Министерство обороны. Архивировано (PDF) из оригинала 23 марта 2011 года . Проверено 16 марта 2011 г.
- ^ « Melco начинает модернизацию радара F-15J. Архивировано 23 января 2013 г. на archive.today ». Flight International , 14 марта 2006 г. Проверено 13 марта 2011 г.
- ^ «Lockheed Martin обновит радар для разведывательной версии японского F-15». Архивировано 2 ноября 2007 г. в пресс-релизе Wayback Machine Lockheed Martin от 19 июня 2007 г.
- ^ Говиндасами, Шива (26 ноября 2007 г.). «Mitsubishi возглавит модернизацию японского F-15» . Рейс Интернешнл . Архивировано из оригинала 2 января 2013 года . Проверено 14 марта 2011 г.
- ^ «5. Масштаб строительства и необходимый бюджет, Раздел 4. Среднесрочная оборонная программа» (PDF) . Ежегодный официальный документ 2009 г. (ОБОРОНА ЯПОНИИ) . Министерство обороны. Архивировано (PDF) из оригинала 22 июля 2011 года . Проверено 16 марта 2011 г.
- ^ «Краткое содержание среднесрочной программы обороны (2011–2015 финансовые годы)» (PDF) . Министерство обороны. Архивировано (PDF) из оригинала 12 марта 2011 года . Проверено 17 марта 2011 г.
- ^ «1. Основное оборудование, Основное оборудование» (PDF) . Оборонные программы и бюджет Японии. Обзор бюджетного запроса на 2011 финансовый год . Министерство обороны. Архивировано (PDF) из оригинала 23 марта 2011 года . Проверено 17 марта 2011 г.
- ^ «Япония – модернизация F-15J» . Агентство сотрудничества в области оборонной безопасности. 29 октября 2019 года. Архивировано из оригинала 31 октября 2019 года . Проверено 31 октября 2019 г. В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- ^ Японский «Суперперехватчик» делает шаг вперед. Архивировано 15 августа 2020 года в Wayback Machine . Международные авиационные новости . 31 июля 2020 г.
- ↑ Boeing и Mitsubishi подписывают соглашение о поддержке модернизации японского F-15 . Архивировано 22 января 2023 года на Wayback Machine . Новости обороны . 29 июля 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Дэвис 2002 г.
- ^ «Механика» . www.f-15j.com . Проверено 14 июня 2024 г.
- ^ Хойл, Крейг (6–12 декабря 2016 г.). «Справочник ВВС мира». Рейс Интернешнл . Том. 190, нет. 5566. стр. 38–39.
- ^ Томпсон, Пол JASDF - Истории эскадрильи. Архивировано 16 сентября 2017 г. в Wayback Machine J-HangarSpace. Проверено 21 сентября 2017 г.
- ^ Леднисер, Дэвид. «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . m-selig.ae.illinois.edu . Архивировано из оригинала 24 июля 2020 года . Проверено 16 апреля 2019 г.
- ^ «Госдепартамент США одобрил продажу Японии ракет JASSM-ER» . 30 августа 2023 г.
Библиография
[ редактировать ]- Лорелл, Марк А. Проблемное партнерство: история сотрудничества США и Японии над истребителем FS-X . Издательство транзакций, 1996. ISBN. 978-1-56000-891-0 .
- Дэвис, Стив (2002). Легенда боя, F-15 Eagle и Strike Eagle . Лондон: Airlife Publishing, 2002. ISBN. 1-84037-377-6 .
- Дэвис, Стив и Дуг Дилди (23 октября 2007 г.). F-15 Eagle Engage: самый успешный реактивный истребитель в мире . Издательство Osprey, 2007. ISBN. 978-1-84603-169-4 .
- Дженкинс, Деннис Р. Макдоннелл Дуглас F-15 Eagle, высший истребитель-тяжеловес . Хинкли, Великобритания: Midland Publishing, 1998. ISBN 1-85780-081-8 .
- Ринингер, Тайсон (18 января 2009 г.). F-15 Eagle на войне . Выходные данные Зенита, 2009. ISBN. 978-0-7603-3350-1 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Официальный сайт
- F-15J на Globalsecurity.org
- Брендан Соби. «Япония стремится заменить фантомы» . FlightGlobal . Группа Релкс. Архивировано из оригинала 10 марта 2016 года . Проверено 22 октября 2016 г.
- Соби, Брендан (26 октября 2004 г.). «Модернизация РЛС F-15J в производстве» . Рейс Интернешнл .
- Flight International (17 апреля 2001 г.). «Наброски планов закупок самолетов Японии на 2002-2007 годы» . Рейс Интернешнл .
- Flight International (4 июля 2000 г.). «Япония интегрирует XAAM-5 на F-15J» . Рейс Интернешнл .