АИМ-7 Воробей
АИМ-7 Воробей | |
---|---|
Тип | Полуактивная радиолокационная самонаводящаяся ракета класса «воздух-воздух» средней дальности. |
Место происхождения | Соединенные Штаты |
История обслуживания | |
В эксплуатации | 1958 – настоящее время |
Используется | Австралия, Канада, Египет, Греция, Иран, Ирак, Израиль, Италия, Япония, Иордания, Кувейт, Малайзия, Саудовская Аравия, Сингапур, Южная Корея, Испания, Тайвань, Турция, Великобритания, США. |
Войны | Вьетнамская война Война в Персидском заливе |
История производства | |
Производитель | Рейтеон |
Стоимость единицы | $125,000 |
Произведено | АИМ-7Д: 1959 г. АИМ-7Ф: 1976 г. АИМ-7М: 1982 г. |
№ построено | >70 000 [1] |
Варианты | Воробей I: AIM-7A Воробей II: AIM-7B Воробей III: AIM-7C, AIM-7D, AIM-7E, AIM-7E2/ Skyflash / Aspide , AIM-7F, AIM-7M, AIM-7P, RIM-7M |
Технические характеристики | |
Масса | 510 фунтов (230 кг) |
Длина | 12 футов (3,7 м) |
Диаметр | 8 дюймов (200 мм) |
Размах крыльев | 2 фута 8 дюймов (0,81 м) (AIM-7A/B) |
Боеголовка | Осколочно - фугасный взрыв AIM-7F/M: 88 фунтов (40 кг) |
Двигатель | AIM-7A/B/C — твердотопливная ракета Aerojet 1.8KS7800 AIM-7D/E - твердотопливная ракета Rocketdyne MK 38/MK 52 АИМ-7Ф/М/П – твердотопливный ракетный двигатель Геркулес МК-58. [2] |
Оперативный диапазон | AIM-7C: 26 километров (14 морских миль) AIM-7D: 44 километра (24 морских мили) AIM-7E/E2: 50 километров (27 морских миль) AIM-7F/M/P: 70 километров (38 миль) [3] [2] |
Максимальная скорость | AIM-7A/B: Маха . 2,5 AIM-7C/E/F: 4 Маха. [4] |
Руководство система | полуактивное радиолокационное самонаведение |
Запуск платформа | Самолет: |
AIM -7 Sparrow (ракета воздушного перехвата) [5] средней дальности, — американская полуактивная радиолокационная ракета класса «воздух-воздух» эксплуатируемая ВВС США , ВМС США , Корпусом морской пехоты США и различными другими военно-воздушными силами и военно-морскими силами. Sparrow и ее производные были основной западной за пределами видимости ракетой класса «воздух-воздух» (BVR) с конца 1950-х по 1990-е годы. Он остается на вооружении, хотя в авиации его постепенно снимают с производства в пользу более совершенного AIM-120 AMRAAM . [6]
Ранний Sparrow предназначался в первую очередь для использования против более крупных целей, особенно бомбардировщиков, и имел многочисленные эксплуатационные ограничения в других целях. Против более мелких целей необходимость приема сильного отраженного радиолокационного сигнала затрудняла захват цели на эффективной дальности ракеты. Поскольку собственный радар стартового самолета должен был быть направлен на цель на протяжении всего боя, это означало, что в бою истребитель против истребителя истребитель противника часто приближался в пределах досягаемости инфракрасных самонаводящихся ракет меньшей дальности, в то время как стартовый самолет должен был продолжать движение. летит к своей цели. Кроме того, ранние модели были эффективны только против целей, находящихся примерно на такой же или большей высоте, ниже которой отражения от земли становились проблемой.
Для решения этих проблем был разработан ряд модернизированных конструкций Sparrow. В начале 1970-х годов ВВС Великобритании разработали версию Skyflash с обратной моноимпульсной ГСН. [ нужна ссылка ] и улучшенный двигатель, в то время как итальянские ВВС представили аналогичный Aspide . Оба могли стрелять по целям ниже запускающего истребителя («смотреть вниз, сбивать»), были более устойчивы к мерам противодействия и были гораздо более точными на конечной стадии. Эта базовая концепция затем стала частью модели US Sparrows M (для моноимпульса), а некоторые из них позже были обновлены до модели P, последней, производившейся в США. В результате продажи аспидов в Китай местного производства появился PL-11 . Силы самообороны Японии также используют ракеты Sparrow, хотя они постепенно выводятся из эксплуатации и заменяются Mitsubishi AAM-4 .
«Спэрроу» также использовался в качестве основы для ракеты класса «земля-воздух» RIM -7 Sea Sparrow , используемой рядом военно-морских сил для противовоздушной обороны. Однако при стрельбе на малой высоте и полете прямо в цель дальность действия ракеты в этой роли значительно снижается из-за более высокой плотности воздуха в нижних слоях атмосферы. После прекращения использования Sparrow в качестве самолета воздух-воздух для решения этой проблемы была выпущена новая версия Sea Sparrow, создавшая более крупный и эффективный RIM-162 ESSM .
Разработка
[ редактировать ]Воробей я
[ редактировать ]Sparrow появился в конце 1940-х годов в рамках программы ВМС США по разработке управляемого ракетного оружия для использования в воздухе. В 1947 году ВМС заключили со Сперри контракт на постройку балочной версии стандартной 5-дюймовой (127 мм) HVAR , стандартной неуправляемой воздушной ракеты, в рамках проекта Hotshot . Первоначально оружие называлось КАС-1 , затем ААМ-2 , а с 1948 года — ААМ-Н-2 . Планер был разработан компанией Douglas Aircraft Company . Диаметр HVAR оказался недостаточным для электроники, что побудило Дугласа расширить планер ракеты до диаметра 8 дюймов (203 мм). Прототип оружия начал летные испытания без двигателя в 1947 году, а первый воздушный перехват совершил в 1952 году. [4]
После длительного цикла разработки первый AAM-N-2 Sparrow поступил на ограниченную эксплуатацию в 1954 году со специально модифицированными Douglas F3D Skyknight . всепогодными авианосными ночными истребителями [7] В 1956 году к ним присоединились McDonnell F3H-2M Demon и Vought F7U Cutlass истребители . По сравнению с современными версиями Sparrow I был более обтекаемым и имел планер пулевидной формы с длинным заостренным носом.
Воробей I представлял собой ограниченное и достаточно примитивное оружие. Ограничения лучевого наведения (которое было подчинено оптическому прицелу на одноместных истребителях и радару на ночных истребителях) ограничивали ракету атаками по целям, летящим по прямому курсу, и делали ее практически бесполезной против маневрирующей цели. По этому стандарту было произведено всего около 2000 патронов.
Воробей II
[ редактировать ]Еще в 1950 году Дуглас рассматривал возможность оснащения Sparrow активной радиолокационной ГСН, первоначально известной как XAAM-N-2a Sparrow II , первоначальная версия которой задним числом стала Sparrow I. В 1952 году ему был присвоен новый код ААМ-Н-3 . Активный радар сделал Sparrow II оружием «выстрелил и забыл», позволяя одновременно стрелять несколькими орудиями по отдельным целям.
К 1955 году Дуглас предложил продолжить разработку, намереваясь сделать его основным оружием F5D Skylancer перехватчика . Позже, с некоторыми разногласиями, он был выбран в качестве основного оружия для канадского сверхзвукового перехватчика Avro Arrow вместе с новой системой управления огнем Astra. Для использования в Канаде и в качестве второго источника американских ракет компания Canadair была выбрана для строительства ракет в Квебеке .
Небольшой размер носовой части ракеты и радар AN/APQ-64 К-диапазона ограничивали характеристики, и она так и не смогла работать на испытаниях. После значительных разработок и испытательных стрельб в США и Канаде Дуглас отказался от разработки в 1956 году. Canadair продолжала разработку до тех пор, пока Arrow не была отменена в 1959 году.
Воробей Икс
[ редактировать ]Подвариант Sparrow I, вооруженный той же ядерной боеголовкой, что и MB-1 Genie, был предложен в 1958 году, но вскоре после этого был отменен.
Воробей III
[ редактировать ]Одновременно с разработкой Sparrow I в 1951 году компания Raytheon начала работу над полуактивной радиолокационной версией AAM-N-6 Sparrow III . Первое такое оружие поступило на вооружение ВМС США в 1958 году.
AAM -N-6a был похож на -6 и включал изменения в электронику наведения, чтобы сделать ее эффективной на более высоких скоростях сближения. Первоначально он проектировался под жидкотопливный ракетный двигатель Thiokol LR44-RM-2, но было принято решение сохранить твердотопливный ракетный двигатель. [8] ) ВВС -6а также был выбран для вооружения истребителей F-110A Spectre ( F-4 Phantom в 1962 году, известных им как AIM-101 . Он поступил в производство в 1959 году, всего было построено 7500 экземпляров.
с улучшенным твердотопливным двигателем Rocketdyne Производство AAM-N-6b началось в 1963 году. Новый двигатель значительно увеличил максимальную дальность полета до 35 километров (22 мили) для лобовых атак. Эта новая ракета также улучшила характеристики хвостового оперения: AAM-N-6a способна стрелять только по целям со скоростью сближения 300 футов/сек, а AAM-N-6b способна стрелять по целям со скоростью открытия 300 узлов. (скорость закрытия -300 узлов или выше). [9]
В этом году ВВС и ВМФ согласовали стандартизированные соглашения об именах своих ракет. «Воробьи» вошли в серию AIM-7. Оригинальный Sparrow I и прерванный Sparrow II стали AIM-7A и AIM-7B , несмотря на то, что оба были выведены из эксплуатации. -6, -6a и -6b стали AIM-7C , AIM-7D и AIM-7E соответственно.
Было произведено 25 000 AIM-7E, которые широко использовались во время войны во Вьетнаме , где его характеристики были признаны разочаровывающими. Смешанные результаты представляли собой сочетание проблем с надежностью (усугубляемых тропическим климатом), ограниченной подготовки пилотов в бою между истребителями и ограничительных правил ведения боя, которые обычно запрещали бой с BVR (за пределами видимости). P k (вероятность поражения) AIM-7E составляла менее 10%; Летчики-истребители США сбили 59 [Примечание 1] самолеты из 612 «Спэрроу» обстреляны. [10] Из 612 выпущенных ракет AIM-7D/E/E-2 97 (или 15,8%) поразили цели, в результате чего было сбито 56 (или 9,2%). Два убийства были получены за пределами видимости. [11]
В 1969 году была представлена улучшенная версия Е-2 с подрезанными крыльями и различными изменениями в взрывателе. AIM-7E-2, считавшаяся «Воробьем для воздушного боя», предназначалась для использования на более коротких дистанциях, когда ракета все еще двигалась с высокими скоростями, а также в лобовой перспективе, что делало ее гораздо более полезной в условиях визуальных ограничений, налагаемых на помолвки. Несмотря на это, его уровень убийств в бою составлял всего 13%, что привело к практике стрельбы по всем четырем одновременно в надежде увеличить вероятность убийства. Его худшей тенденцией была преждевременная детонация примерно в 1000 футах от стартового самолета, но у него также было множество отказов двигателей, беспорядочные полеты и проблемы с взрывателями. Версия Е-3 включала дополнительные изменения в взрыватель, а Е-4 имела модифицированную ГСН для использования с F-14 Tomcat .
Рекорды войны во Вьетнаме (1965–1973)
[ редактировать ]Ракетный самолет | Модель | Самолет сбит | Комментарии |
---|---|---|---|
F-4C Фантом II | АИМ-7Д | 1 МиГ-17 | 555-я тактическая истребительная эскадрилья (TFS) |
Ф-4С | АИМ-7Э | 3 МиГ-17, 10 МиГ-21 | 389-й ТФС , 433-й ТФС , 480-й ТФС , 555-й ТФС |
Ф-4Д | АИМ-7Э | 4 МиГ-17, 2 МиГ-21 | 433-й ТФС , 435-й ТФС , 555-й ТФС |
Ф-4Д | АИМ-7Э-2 | 18 МиГ-21, 3 МиГ-19 | 4-й TFS , 13-й TFS , 34-й TFS , 523-й TFS , 555-й TFS |
Ф-4Е | АИМ-7Э-2 | 8 МиГ-21, 1 МиГ-19 | 4-й TFS , 35-й TFS , 58-й TFS , 366-й TFS , 555-й TFS |
Ракетный самолет | Модель | Самолет сбит | Комментарии |
---|---|---|---|
F-4B Фантом II | АИМ-7Д | 4 МиГ-17 (в том числе 2 вероятных) | Американские истребители стартовали с авианосцев USS Ranger , USS Midway , USS Coral Sea. |
Ф-4Б | АИМ-7Э | 2 Ан-2 ( бипланы Антонова ), 2 МиГ-21 , 1 МиГ-17 | Американские истребители стартовали с авианосцев USS Constellation и USS Enterprise. |
F-4J | АИМ-7Э-2 | 1 МиГ-21 | Истребители США стартовали с авианосца Саратога |
Категория | ВВС США | УСН | Комбинированный |
---|---|---|---|
Ан-2с | — | 2 | 2 |
МиГ-17 | 8 | 5 | 13 |
МиГ-19 | 4 | — | 4 |
МиГ-21 | 38 | 3 | 41 |
Общий | 50 | 10 | 60 |
Почта Вьетнама
[ редактировать ]Улучшенные версии AIM-7 были разработаны в 1970-х годах в попытке устранить ограничения этого оружия. AIM -7F , поступивший на вооружение в 1976 году, имел двухступенчатый ракетный двигатель для большей дальности, полупроводниковую электронику для значительного повышения надежности и боеголовку большего размера. Даже эта версия имела возможности для улучшения, что привело к тому, что British Aerospace и итальянская фирма Alenia разработали усовершенствованные версии Sparrow с лучшими характеристиками и улучшенной электроникой, такие как BAe Skyflash и Alenia Aspide соответственно.
Самая распространенная сегодня версия «Спэрроу», AIM-7M , поступила на вооружение в 1982 году и отличалась новой обратной моноимпульсной ГСН (соответствующей возможностям Skyflash), активным радиолокационным бесконтактным взрывателем , цифровым управлением, улучшенной устойчивостью ECM и улучшенной маловысотной системой управления. производительность. Он успешно использовался во время войны в Персидском заливе в 1991 году , где он совершил множество побед ВВС США в воздухе. Из 44 выпущенных ракет 30 (68,2%) поразили намеченные цели, в результате чего было уничтожено 24/26 (54,5%/59,1%). 19 убийств было получено за пределами видимости. [13]
AIM -7P во многом похожа на версии M и в первую очередь представляла собой модернизацию существующих ракет серии M. Изменения коснулись в основном программного обеспечения, улучшая производительность на низком уровне. Последующая модернизация Block II добавила новый задний приемник, позволяющий ракете получать поправку на полпути от запускающего самолета. [ нужна ссылка ] Первоначально планировалось обновить все версии M, но в настоящее время версии P выпускаются по мере необходимости для замены утерянных или удаленных из инвентаря M. [ нужна ссылка ]
Последней версией ракеты должна была стать AIM-7R , которая добавляла инфракрасную самонаводящуюся головку к неизмененной в остальном AIM-7P Block II. Общее сокращение бюджета привело к его отмене в 1997 году. [ нужна ссылка ]
В настоящее время Sparrow выводится из эксплуатации с появлением активной радиолокационной станции AIM-120 AMRAAM , но, вероятно, останется на вооружении в течение нескольких лет. [ когда? ] [ нужна ссылка ]
Варианты
[ редактировать ]ААМ-Н-2 (АИМ-7А) | ААМ-Н-3 (АИМ-7Б) | АИМ-7С | АИМ-7Э | АИМ-7Ф | АИМ-7М/П | RIM-7M/P | |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Длина | 3,74 м (147,3 дюйма) | 3,85 м (151,7 дюйма) | 3,66 м (144 дюйма) | ||||
Размах крыльев | 0,94 м (37 дюймов) | 1,02 м (40 дюймов) | |||||
Финляндия | 0,88 м (34,8 дюйма) | ? | 0,81 м (32 дюйма) | 0,62 м (24,3 дюйма) | |||
Диаметр | 0,203 м (8 дюймов) | ||||||
Масса | 143 кг (315 фунтов) | 176 кг (389 фунтов) | 172 кг (380 фунтов) | 197 кг (435 фунтов) | 231 кг (510 фунтов) | ||
Скорость | 2,5 Маха | 4 Маха | |||||
Диапазон | 10 км (5,4 морских миль) | 7 км (4 морских мили) | 11 км (6 морских миль) | 30 км (16 морских миль) | 70 км (38 морских миль) | 26 км (14 морских миль) | |
Движение | Aerojet 1.8KS7800 Твердотопливная ракета | Рокетдайн МК 38/МК 52 твердотопливная ракета | Твердотопливная ракета двойной тяги Hercules MK 58 | ||||
Боеголовка | 20 кг (45 фунтов) | 30 кг (65 фунтов) непрерывный стержень MK 38 | 39 кг (86 фунтов) МК 71 непрерывный стержень | 40 кг (88 фунтов) WDU-27/B осколочный взрыв |
- Австралийский F-18A Hornet запускает ракету AIM-7 Sparrow.
- AIM-7E загружаются на Hawaii ANG F-4C в 1980 году.
- AIM-7M на 37-м TFW F-4G в 1988 году.
- Крылья устанавливаются на AIM-7.
- АИМ-7М загружается
- F-15C ВВС США стреляет из AIM-7 Sparrow.
Иностранные версии
[ редактировать ]Канада
[ редактировать ]В рамках программы Avro Canada CF-105 Arrow компания Canadair (ныне Bombardier ) в партнерстве с Douglas Aircraft Company разработала Sparrow II (AAM-N-3/AIM-7B). После того, как Дуглас вышел из этой программы, Canadair продолжала ее использовать до закрытия проекта Arrow.
Уникальность AAM-N-3 Sparrow II заключалась в том, что он имел полностью активную радиолокационную систему наведения. [1] Это позволило объединить в ракете радиолокационный передатчик и приемник, что лишило пилота необходимости держать самолет наведенным на цель после запуска ракеты. [15] в отличие от ракет с полуактивным радиолокационным самонаведением (SARH), которые требуют постоянного радиолокационного наведения на протяжении всего полета. Это позволило самолету, стрелявшему из AAM-N-3, отвернуться, преследовать другие цели и / или уйти от потенциальных ответных ракет, выпущенных самолетом противника, за время, необходимое «Спэрроу» для достижения своей цели. Несмотря на значительные преимущества такой конструкции перед наведением САРХ, все последующие модели «Спэрроу» используют полуактивное радиолокационное самонаведение .
Для размещения активной радиолокационной системы наведения AAM-N-3 Sparrow II имела гораздо больший объём, чем его предшественник. Его размер впоследствии станет прецедентом для всех будущих вариантов Sparrow. [1]
В 1959 году Canadair завершила строительство пяти ракет на базе планеров Douglas и построила две модели с нуля, когда программа была отменена вместе с отменой Arrow. [15]
Италия
[ редактировать ]Итальянская компания Finmeccanica (ныне Leonardo SpA ), Alenia Difesa лицензировала в США технологию AIM-7E Sparrow и выпустила свою собственную версию.Позже, в 1980-х годах, Alenia начала производить улучшенную версию AIM-7 под названием Aspide. По сравнению с AIM-7E, он получил улучшенную новую моноимпульсную систему наведения, которая позволила улучшить коэффициент поражения и облегчить нацеливание на врагов на малой высоте с помехами от земли.Он также получил новый, более мощный двигатель и новые поверхности управления. Каждая из этих поверхностей управления была независимой от других, что давало ракете значительно улучшенную маневренность по сравнению с AIM-7E и английским Skyflash, которые все еще использовали зависимые поверхности управления. [16]
Китайская Народная Республика
[ редактировать ]PL-11 и HQ-6 — это семейство китайских ракет, разработанное Шанхайской академией наук и технологий и в значительной степени основанное на итальянской версии ракеты Sparrow Aspide. [17] [18]
Советский Союз
[ редактировать ]Советский Союз приобрел АИМ-7 в 1968 году, и команда «Вымпела» начала копировать его как К-25 . Ракета не была запущена в производство, поскольку Р-23 считалось, что обладает большей универсальностью, дальностью действия, логикой обработки сигналов и устойчивостью к помехам. Работы над К-25 закончились в 1971 году, но анализ «Воробья» позже был использован при разработке конструкции « Вымпела» Р-27 , особенно сервомеханизмов и подвижных крыльев. [19]
Великобритания
[ редактировать ]Компания British Aerospace (BAe) лицензировала технологию AIM-7E2 в 1970-х годах, производя ракету Skyflash . Skyflash использовала моноимпульсную ГСН Marconi XJ521 вместе с усовершенствованной электроникой. Он был оснащен ракетным двигателем Aerojet Mk52 mod 2 (позже - Rocketdyne Mk38 mod 4). Skyflash поступил на вооружение Королевских ВВС (RAF) на их Phantom FG.1/FGR.2 в 1978 году, а затем на Tornado F3 . Skyflash также экспортировался в Швецию для использования на истребителях Viggen .
Модернизированная версия с активной радиолокационной ГСН, получившая название Active Sky Flash , была предложена компаниями BAe и Thomson-CSF , но не получила финансирования, поскольку ВВС Великобритании выбрали другие ракеты. [20]
Дизайн
[ редактировать ]«Спэрроу» имеет четыре основных отдела: секцию наведения, боевую часть , управление и ракетный двигатель (в настоящее время твердотопливный ракетный двигатель «Геркулес МК-58»). Он имеет цилиндрический корпус с четырьмя крыльями посередине и четырьмя хвостовыми плавниками. Хотя внешние размеры «Спэрроу» оставались относительно неизменными от модели к модели, внутренние компоненты новых ракет представляют собой значительные улучшения со значительно расширенными возможностями. Боевая часть — сплошного стержневого типа.
Как и другие ракеты с полуактивным радиолокационным наведением, ракета не генерирует радиолокационные сигналы, а вместо этого ориентируется на отраженные непрерывные сигналы от радара стартовой платформы. Приемник также воспринимает радар наведения, чтобы обеспечить возможность сравнения, которое повышает устойчивость ракеты к пассивным помехам.
Принцип руководства
[ редактировать ]Самолет-запускатель освещает цель своим радаром. В радарах 1950-х годов это были устройства слежения за одной целью, в которых использовался нутряной в качестве части антенны рупор, тем самым смещая луч в небольшой конус. Обработка сигнала применяется для определения направления максимального освещения, тем самым вырабатывая сигнал для направления антенны к цели. Ракета аналогичным образом обнаруживает отраженный от цели сигнал с помощью антенны с высоким коэффициентом усиления и направляет всю ракету к сближению с целью. Наведение ракеты также снимает часть осветительного сигнала через волноводы , направленные назад . Сравнение этих двух сигналов позволило логическим схемам определить истинный сигнал отражения цели, даже если цель выбрасывала отражающую радар солому .
Операторы
[ редактировать ]См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
- РИМ-7 Морской Воробей – ( США )
- РИМ-162 ЕССМ – ( США )
- AGM-45 Шрайк – ( США )
- Рука - ( США )
- СПАРОЭР – ( США )
- Скайфлэш – ( Великобритания ) , производная от AIM-7.
- Аспид – ( Италия ) — ракета класса «воздух-воздух» и «земля-воздух», использующая планер AIM-7.
Сопоставимые ракеты
[ редактировать ]- AIM-54 Феникс – ( США )
- Р-27 – ( Советский Союз )
- Супер 530 – ( Франция )
Примечания
[ редактировать ]- ^ Рисунок включает вероятности и бипланы, которые исключаются некоторыми источниками.
Ссылки
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с «Прогноз Интернешнл: Разведывательный центр» . www.forecastinternational.com .
- ^ Jump up to: а б «Рэйтеон AIM/RIM-7 Воробей» . www.designation-systems.net . Архивировано из оригинала 3 марта 2016 года . Проверено 6 декабря 2006 г.
- ^ «AIM-7F Sparrow III — стандартные характеристики ракеты» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 14 октября 2011 года.
- ^ Jump up to: а б Справочник военных ракет и ракет США: Raytheon AIM-7/RIM-7 Sparrow. Архивировано 3 марта 2016 г. в Wayback Machine . Системы обозначений.
- ^ «Ракета воздушного перехвата (АИМ)-7 Воробей» . navair.navy.mil . Проверено 30 июля 2021 г.
- ^ «Усовершенствованная ракета класса «воздух-воздух» средней дальности AIM-120 (AMRAAM)» (PDF) .
- ^ Управляемые ракеты летят на самолете ВМФ . Журналы Херста. Ноябрь 1954 г. с. 116.
- ^ Пфайффер, Мэри (январь 1962 г.). «Жидкие ракеты» (PDF) . Новости морской авиации . Вашингтон, округ Колумбия: начальник управления военно-морских операций и управления военно-морского вооружения. п. 13 . Проверено 13 марта 2024 г.
- ^ ВОЗДУШНЫЕ ВСТРЕЧИ В ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ (PDF) (Отчет). Том. IV. Апрель 1968 г. с. 151 . Проверено 13 марта 2024 г.
- ^ Мишель III с. 286, 287
- ^ «Барри Д. Уоттс: шесть десятилетий управляемых боеприпасов , Ассоциация точного удара, 25 января 2006 г., стр. 5» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 20 июля 2013 года . Проверено 26 апреля 2014 г.
- ^ Jump up to: а б Маккарти младший, с. 148-157
- ^ «Барри Д. Уоттс: шесть десятилетий управляемых боеприпасов , Ассоциация точного удара, 25 января 2006 г., стр. 7» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 20 июля 2013 года . Проверено 26 апреля 2014 г.
- ^ «Рэйтеон AIM/RIM-7 Воробей» . www.designation-systems.net . Архивировано из оригинала 3 марта 2016 года . Проверено 23 августа 2016 г. .
- ^ Jump up to: а б «Ракеты 1959 года – Canadaair50другие продукты» . сайты.google.com . Архивировано из оригинала 27 мая 2016 года . Проверено 22 июля 2017 г.
- ^ «Военная авиация — Селения Аспид» .
- ^ «ЛИ-60/ПЛ-10» . ФАС.org . Архивировано из оригинала 9 апреля 2015 года . Проверено 15 ноября 2014 г.
- ^ Барри, Дуглас (27 ноября 1996 г.). «Устремления Китая в отношении AAM могут основываться на Алении Аспид» . FlightGlobal . Архивировано из оригинала 29 ноября 2014 года . Проверено 15 ноября 2014 г.
- ^ «АА-7 АПЕКС» . ФАС . 21 марта 1999 года. Архивировано из оригинала 28 августа 2016 года . Проверено 28 августа 2016 г.
- ^ «Скайфлэш» . ФАС . 21 марта 1999 года. Архивировано из оригинала 13 марта 2007 года . Проверено 4 ноября 2018 г.
- ^ Дюбуа, Гастон (19 ноября 2020 г.). «Иракские F-16 возвращаются на боевые задачи» . Авиационная линия . Проверено 19 февраля 2022 г.
- ^ Рогоуэй, Тайлер (8 марта 2021 г.). «Во время сопровождения B-52 израильские F-15 были вооружены старыми ракетами» . Драйв . Проверено 19 февраля 2022 г.
- ^ Купер, Том (2018). Жаркое небо над Йеменом, Том 2: Воздушная война над Южно-Аравийским полуостровом, 1994–2017 гг . Уорик, Великобритания: Издательство Helion & Company. п. IV. ISBN 978-1-911628-18-7 .
- ^ Леоне, Дарио (5 июня 2021 г.). «Странный случай первых сбитых самолетов пилотов F-15 RSAF (или USAF?)» . Клуб любителей авиации . Проверено 19 февраля 2022 г.
Библиография
[ редактировать ]- Бондс, Рэй и Дэвид Миллер (2002). «АИМ-7 Воробей» . Иллюстрированный справочник современного американского оружия . Зенит Отпечаток. ISBN 978-0-7603-1346-6 .
- Маккарти-младший, Дональд Дж. Убийцы МиГов, Хронология воздушных побед США во Вьетнаме 1965-1973 гг. 2009 г.; Специализированная пресса, США. ISBN 978-1-58007-136-9 .
- Мишель (III), Маршалл Л. (1997). Столкновения: воздушные бои над Северным Вьетнамом, 1965–1972 гг . Издательство Военно-морского института США. ISBN 978-1-55750-585-9 .