ЗРК-Н-2 Жаворонок
ЗРК-Н-2 Жаворонок | |
---|---|
![]() Этот планер ракеты SAM-N-2 Lark хранится в ракетном парке Пойнт-Мугу недалеко от военно-морской авиабазы Пойнт-Мугу . | |
Тип | Ракета земля-воздух |
Место происхождения | Соединенные Штаты |
История производства | |
Производитель | Фэйрчайлд Самолеты Конвэйр Рейтеон |
Произведено | 1946-1950 |
Технические характеристики | |
Масса | 920 кг (2030 фунтов) ракета: 550 кг (1210 фунтов) [1] ускоритель: 370 кг (820 фунтов) |
Длина | 18 футов 6 дюймов (5,64 м) ракета: 13 футов 11 дюймов (4,24 м) ускоритель: 4 фута 7 дюймов (1,40 м) |
Диаметр | 18 дюймов (46 см) [1] |
Размах крыльев | 6 футов 3 дюйма (1,91 м) [1] |
Боеголовка | Осколочно-фугасная боевая часть массой 100 фунтов (45 кг) |
Детонация механизм | Бесконтактный взрыватель |
Двигатель | 1 этап: твердотопливный ракетный ускоритель, Этап 2: ракета на жидком топливе |
Оперативный диапазон | 55 километров (34 миль) |
Максимальная скорость | 0,85 Маха |
Руководство система | Первоначально радиокомандное |
Запуск платформа | Военный корабль США Нортон Саунд (АВМ-1) |
Проект SAM-N-2 Lark представлял собой твердотопливную ракету и жидкотопливную класса «земля-воздух», разработанную ВМС США для борьбы с угрозой камикадзе . Он был разработан как аварийная программа для создания защитного слоя средней дальности, который будет атаковать цели между боевыми воздушными патрулями ближнего действия дальнего действия и зенитной артиллерией . В результате была создана конструкция с максимальной дальностью полета около 30 миль (48 км) и дозвуковыми характеристиками, подходящая для атак на японские самолеты.
С окончанием войны интерес к Ларку угас. Но критически важным было внедрение средних бомбардировщиков с реактивными двигателями , которым Ларк был неспособен эффективно противостоять. К этому времени было построено несколько сотен «Жаворонков» для испытаний различных систем наведения, и в основном они были потрачены на различные программы испытаний. Во время одного из них в январе 1950 года планер, построенный Convair, впервые успешно перехватил летящую цель ракетой класса «земля-воздух». [2]
История
[ редактировать ]Концепция
[ редактировать ]
ВМС США и Королевский флот подверглись успешным атакам немецких противокорабельных ракет и управляемых бомб, начиная с 1943 года, во время их операций во время вторжения союзников в Италию . Это оружие можно было сбрасывать с больших высот и дальностей в несколько километров, что позволяло держать стартовый самолет вне досягаемости корабельной зенитной артиллерии . После нескольких потерь и значительного ущерба от этого оружия и США, и Королевские военно-морские силы начали аварийные программы по внедрению ракет класса «земля-воздух» , чтобы сократить этот разрыв в дальности. В США это было организовано как операция «Шмель» . В конце концов, усиление превосходства союзников в воздухе сделало это оружие спорным; во время вторжения в день «Д» немецкие самолеты держались вне досягаемости союзного флота.
Примерно в то же время ВМС США начали сталкиваться с первыми массовыми атаками камикадзе . В этом случае атакующему самолету пришлось столкнуться с целью, поэтому требования к характеристикам и точности были снижены. Однако еще более важным было желание быстро восполнить пробел между защитой ближнего и дальнего действия. Усилия Bumblebee были направлены на создание высокопроизводительного сверхзвукового оружия, и, поскольку большая часть технологий была совершенно новой, нельзя было ожидать, что они поступят на вооружение в краткосрочной перспективе. Появился новый проект, призванный как можно быстрее внедрить оружие с более низкими характеристиками. [2]
Программа запускается
[ редактировать ]Конфигурация ракеты была разработана Бюро аэронавтики в январе 1945 года. Она состояла из относительно обычного цилиндрического фюзеляжа с небольшим уменьшением хвостовой части в кормовой части, стрельчатого носового обтекателя вперед, четырех крыльев в центре фюзеляжа и четырех стабилизаторов меньшего размера. задняя часть повернута на 45 градусов относительно крыльев. Управление осуществлялось с помощью небольших рулей в кормовой части четырех крыльев, похожих на элероны . Ракета оснащалась Reaction Motors двухкамерным жидкостным ракетным двигателем LR2-RM-2, который позже был модернизирован до LR2-RM-6. При запуске он разгонялся двумя твердотопливными ракетами бутылочной формы внутри квадратного стабилизатора, аналогичного немецкому Rheintochter . Он должен был быть вооружен боеголовкой массой 100 фунтов (45 кг), срабатывающей от радиолокационного взрывателя . [3]
В марте 1945 года Fairchild Aircraft получила контракт на производство 100 ракет. Они планировали использовать командное наведение для летных испытаний с намерением добавить полуактивную радиолокационную систему самонаведения для серийных образцов. Фэйрчайлд назвал комбинированную систему наведения «Жаворонок». На ранних и средних этапах полета существующие корабельные радары будут отслеживать как ракету, так и цель, вычисляя точку перехвата и отправляя команды ракете по радиоуправлению . Когда ракета находилась на расстоянии 10 миль (16 км) от цели, ей было дано указание включить приемник AN / DPN-7 на дом при отражении радара наведения корабля. [3]
Обеспокоенная медленным прогрессом, Convair получила в июне 1945 года контракт на поставку еще 100 экземпляров под обозначением KAY. Их версия была в целом похожа, но убрала управляющие поверхности на крыльях и вместо этого заставила вращаться все крыло. Их система наведения «Оса» использовала один радар для отслеживания цели, и на протяжении большей части полета ракета наводилась по лучу , а во время захода на посадку переключалась на автономную систему AN / APN-23. для активного радиолокационного самонаведения . [3]
Война заканчивается
[ редактировать ]Программы были свернуты с окончанием войны, задолго до начала летных испытаний. Программа продолжалась, и в июне 1946 года начались летные испытания машин Fairchild KAQ-1 и Convair KAY-1. Примерно в это же время новый ракетный двигатель дал начало Fairchild KAQ-2 и Convair KAY-2. В сентябре 1947 года они были переименованы в новую систему ВМФ и стали XSAM-2, XSAM-2a для версий Fairchild и XSAM-4 и XSAM-4a для Convair. Они были переименованы еще раз примерно в феврале 1948 года, после введения в 1947 году тройной системы обозначения, и стали XSAM-N-2, XSAM-N-2a, XSAM-N-4 и XSAM-N-4a. [3]
Шесть планеров Convair были переданы компании Raytheon для изучения возможности использования непрерывного действия доплеровского радара со стробированием по скорости для систем самонаведения управляемых ракет. с дальнометром Напротив, большинство других исследователей в США использовали импульсный радар . Испытательные пуски из опытных корабельных пусковых установок начались в 1950 году с испытательного корабля USS Norton Sound . Один из них совершил первый успешный перехват летящей цели зенитными ракетами США в январе 1950 года и совершил еще несколько перехватов в последующие месяцы. [2]
Отмена
[ редактировать ]
По мере того как угроза со стороны реактивных бомбардировщиков, таких как Ил-28 , росла, дозвуковые характеристики «Жаворонка» считались неспособными эффективно противостоять этим самолетам - к тому времени, когда они достигнут цели, он пролетит значительное расстояние и окажется в пределах досягаемости для запуска оружия. диапазон. От проекта Lark отказались в пользу гораздо более производительных проектов Bumblebee, в частности RIM-2 Terrier , который имел аналогичную дальность полета и размер. Тот факт, что «Жаворонок» был программой Бюро аэронавтики , а «Бамблби» - «Управлением артиллерийских вооружений», также был предложен в качестве причины отмены «Жаворонки». [2]
К этому времени платформа вызвала значительный интерес в ВВС и армии США . Планеры Lark были переданы для испытаний под новыми обозначениями CTV-N-9 для моделей Fairchild и CTV-N-10 для версии Convair. Все три подразделения продолжали использовать планеры «Жаворонок» для испытаний на протяжении 1950-х годов, в основном для разработки процедур запуска ракет и испытаний. Армия переименовала его в RV-A-22 в качестве основы для MGM-18 Lacrosse , который в конечном итоге стал гораздо более крупным оружием. [2]
Система наведения Raytheon также вызвала значительный интерес. Бюро аэронавтики начало свою программу «Спэрроу» в 1950 году с использованием ГСН «Жаворонок» в ракетах «воздух-воздух» . [2]
Ссылки
[ редактировать ]
- ^ Jump up to: а б с «Жаворонок» . Смитсоновский музей авиации и космонавтики. Архивировано из оригинала 29 апреля 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Пек, Мертон Дж. и Шерер, Фредерик М. Процесс приобретения оружия: экономический анализ (1962), Гарвардская школа бизнеса, стр. 232-233 и 659.
- ^ Jump up to: а б с д «ЗРК-Н-2/ЗРК-Н-4» . Андреас Парш . Проверено 17 апреля 2013 г.