Jump to content

Ракета «воздух-воздух»

ВВС США F-22 стреляет из AIM-120 AMRAAM
Два F-15E из 90-й истребительной эскадрильи ВВС США с базы ВВС Эльмендорф на Аляске стреляют парой AIM-7M во время тренировочного задания.
Метеор (ракета) для истребителей Saab 39 Gripen, Dassault Rafale и Eurofighter Typhoon.
Р-37М на авиасалоне МАКС- 2013 .
Астра БВРААМ выпущена с истребителя ВВС Су-30МКИ
Ракета IRIS-T класса «воздух-воздух» ВВС Германии .
Самый новый и самый старый член Рафаэля семейства Python AAM для сравнения: Python-5 (показан внизу спереди) и Шафрир-1 (верху сзади).

Ракета «воздух-воздух» ( ААМ ) — ракета, запускаемая с самолета с целью уничтожения другого летательного аппарата (включая беспилотные летательные аппараты, такие как крылатые ракеты ). ЗРК обычно приводятся в действие одним или несколькими ракетными двигателями , обычно работающими на твердом топливе , но иногда и на жидком топливе . Прямоточные воздушно-реактивные двигатели, используемые на « Метеоре» , становятся движущей силой, которая позволит будущим ракетам средней и большой дальности поддерживать более высокую среднюю скорость во всем диапазоне их поражения.

Ракеты класса «воздух-воздух» в целом делятся на две группы. Ракеты, предназначенные для поражения самолетов противника на дальности менее 16 км, известны как ракеты малой дальности или «в пределах видимости» (SRAAM или WVRAAM) и иногда называются ракетами « воздушного боя », поскольку они предназначены для оптимизации их маневренности, а не дальности. . Большинство из них используют инфракрасное наведение и называются ракетами с тепловым наведением. Напротив, ракеты средней и большой дальности (MRAAM или LRAAM), которые обе относятся к категории ракет за пределами видимой дальности (BVRAAM), как правило, полагаются на радиолокационное наведение, которое существует во многих формах. Некоторые современные используют инерциальное наведение и/или «обновления на середине курса», чтобы подвести ракету достаточно близко, чтобы использовать активный датчик самонаведения. Концепции ракет «воздух-воздух» и «земля-воздух» тесно связаны, и в некоторых случаях версии одного и того же оружия могут использоваться для обеих целей, например, ASRAAM и Sea Ceptor .

Ракета «воздух-воздух» выросла из неуправляемых ракет «воздух-воздух», использовавшихся во время Первой мировой войны . Ракеты Ле Приера иногда прикреплялись к стойкам бипланов и запускались с помощью электричества, обычно по наблюдательным аэростатам , такими ранними пилотами, как Альберт Болл и А.М. Уолтерс. [1] Столкнувшись с превосходством союзников в воздухе, Германия во время Второй мировой войны вложила ограниченные усилия в исследования ракет, первоначально адаптировав снаряд неуправляемой 21-см пехотной заградительной ракетной системы Nebelwerfer 42 в зенитную ракету воздушного базирования BR 21 в 1943 году; что привело к развертыванию неуправляемой ракеты R4M и разработке различных прототипов управляемых ракет, таких как Ruhrstahl X-4 .

ВМС США и ВВС США ВВС США начали оснащать управляемыми ракетами в 1956 году, развернув AIM-4 Falcon ВВС США и AIM-7 Sparrow и AIM-9 Sidewinder . Послевоенные исследования привели к тому, что Королевские ВВС в 1957 году приняли на вооружение Fairey Fireflash , но их результаты оказались безуспешными. Советские ВВС приняли на вооружение свою К-5 (ракету) в 1957 году. Поскольку ракетные системы продолжают развиваться, современная воздушная война почти полностью состоит из ракетных стрельб. Использование боя за пределами видимости стало настолько распространенным в США, что первые варианты F-4 в 1960-х годах были вооружены только ракетами. Высокий уровень потерь во время войны во Вьетнаме заставил США вновь использовать автопушки и традиционную тактику воздушного боя, но ракеты остаются основным оружием в воздушном бою.

В Фолклендской войне британские «Харриеры» с помощью ракет AIM-9L смогли победить более быстрых аргентинских противников. [2] С конца 20-го века всеракурсные конструкции с тепловым наведением могут захватывать цель под разными углами, а не только сзади, где тепловая сигнатура двигателей самая сильная. Другие типы полагаются на радиолокационное наведение (либо бортовое, либо «нарисованное» самолетом-пускателем).

Использование ракет «воздух-воздух» в качестве ракет «земля-воздух».

[ редактировать ]

В 1999 году ракета Р-73 была адаптирована сербскими войсками для ракет класса «земля-воздух». Центр ракетных исследований и разработок движения хуситов и Ракетные войска пытались запустить Р-27/Р-60/Р-73/Р-77 по саудовским самолетам. Использование запасов ракет со складов ВВС Йемена . Проблемой Р-27 и Р-77 является отсутствие радара, обеспечивающего их наведение на цель. Однако Р-73 и Р-60 — это ракеты с инфракрасным тепловым наведением. Им требуется только энергия, жидкий азот «для охлаждения головки ГСН» и пилон для запуска ракеты. Эти ракеты были спарены с турелями FLIR Systems ULTRA 8500 американского производства. Был подтвержден только один промах, и это был выстрел Р-27Т по F-15SA Королевских ВВС Саудовской Аравии . Однако недостатком является то, что эти ракеты предназначены для запуска с одного реактивного истребителя по другому. Таким образом, двигатели и запас топлива меньше, чем у специально построенной ракеты класса «земля-воздух». [3]

На Западе норвежско-американские силы NASAMS заставили использовать ракеты AIM-9 Sidewinder , IRIS-T и AMRAAM (версия ER) для перехвата целей. Ни одна из этих ракет не требует модификаций и, следовательно, может принимать ракеты прямо с самолета. [4] Однако NASAMS остается концепцией, которая еще не прошла боевые испытания; она успешно поразила лишь имитацию крылатой ракеты. В случае размещения на Украине это будет первый случай боевого применения этой ракетной системы. [5]

Боеголовка

[ редактировать ]

Обычная боеголовка взрывного действия, осколочная боеголовка или боеголовка непрерывного действия (или комбинация любого из этих трех типов боеголовок) обычно используются в попытке вывести из строя или уничтожить самолет-мишень. Боеголовки обычно взрываются с помощью неконтактного взрывателя или взрывателя ударного действия, если происходит прямое попадание. Реже ядерные боеголовки устанавливались на небольшое количество ракет класса «воздух-воздух» (таких как AIM-26 Falcon ), хотя неизвестно, чтобы они когда-либо использовались в бою.

Руководство

[ редактировать ]
Учебная воздушная ракета AIM-9L (CATM) с ракетным двигателем и инертной боеголовкой для тренировок.

Управляемые ракеты действуют путем обнаружения цели (обычно с помощью радара или инфракрасного метода, хотя редко другими методами, такими как лазерное наведение или оптическое слежение ), а затем «наведения» на цель на встречном курсе.

Хотя ракета может использовать радиолокационное или инфракрасное наведение для наведения на цель, запускающий самолет может обнаружить и отслеживать цель перед запуском другими средствами. Ракеты с инфракрасным наведением могут быть «подчинены» ударному радару для обнаружения цели, а ракеты с радиолокационным наведением могут быть запущены по целям, обнаруженным визуально или с помощью инфракрасной системы поиска и сопровождения (IRST), хотя для этого может потребоваться радар нападения для освещения цели во время части или всего перехвата ракеты.

Радарное наведение

[ редактировать ]

Радиолокационное наведение обычно используется для ракет средней и большой дальности, где инфракрасная сигнатура цели слишком слаба для отслеживания инфракрасным детектором. Существует три основных типа ракет с радиолокационным наведением: активные, полуактивные и пассивные.

Ракетам с радиолокационным наведением можно противодействовать быстрым маневрированием (что может привести к их «взлому блокировки» или пролету), развертыванию соломы или использованию средств электронного противодействия .

Активное радиолокационное самонаведение

[ редактировать ]

Ракеты с активным радиолокационным (AR) наведением несут собственную радиолокационную систему для обнаружения и сопровождения цели. Однако размер радиолокационной антенны ограничен небольшим диаметром ракет, что ограничивает ее дальность действия, что обычно означает, что такие ракеты запускаются в прогнозируемом будущем местоположении цели, часто полагаясь на отдельные системы наведения, такие как система глобального позиционирования , инерциальное наведение. , или обновление промежуточного курса либо от запускающего самолета, либо от другой системы, которая может связываться с ракетой, чтобы приблизить ракету к цели. В заранее определенную точку (часто основанную на времени с момента запуска или прибытия к прогнозируемому месту цели) радиолокационная система ракеты активируется (ракета, как говорят, «входит в активную фазу»), и затем ракета наводится на цель.

Если расстояние от атакующего самолета до цели находится в зоне действия радиолокационной системы ракеты, ракета может «перейти в активное состояние» сразу после запуска.

Большим преимуществом активной радиолокационной системы самонаведения является то, что она обеспечивает режим атаки « выстрелил и забыл », при котором атакующий самолет может преследовать другие цели или покинуть зону поражения после запуска ракеты.

Полуактивное радиолокационное самонаведение

[ редактировать ]

Ракеты с полуактивным радиолокационным самонаведением (SARH) проще и более распространены. Они действуют, обнаруживая радиолокационную энергию, отраженную от цели. Радарная энергия излучается собственной радиолокационной системой запускающего самолета.

Однако это означает, что самолет-носитель должен поддерживать «захват» цели (продолжать подсвечивать самолет-мишень собственным радаром) до тех пор, пока ракета не осуществит перехват. Это ограничивает возможности атакующего самолета по маневру, что может потребоваться в случае возникновения угрозы атакующему самолету.

Преимущество ракет с наведением SARH заключается в том, что они наводятся по отраженному радиолокационному сигналу, поэтому точность фактически увеличивается по мере приближения ракеты, поскольку отражение исходит от «точечного источника»: цели. Напротив, если имеется несколько целей, каждая из них будет отражать один и тот же радиолокационный сигнал, и ракета может запутаться в том, какая цель является ее предполагаемой жертвой. Ракета вполне может быть не в состоянии выбрать конкретную цель и пролететь сквозь строй, не пройдя в зону смертельного поражения какого-либо конкретного самолета. В системах наведения новых ракет имеются логические схемы, помогающие предотвратить эту проблему.

В то же время подавить захват ракеты легче, поскольку запускающий самолет находится дальше от цели, чем ракета, поэтому радиолокационный сигнал должен распространяться дальше и сильно ослабляется на расстоянии. Это означает, что ракета может быть заблокирована или «подделана» средствами противодействия, сигналы которых становятся сильнее по мере приближения ракеты. Одним из противодействий этому является способность ракеты «наводиться на помехи», которая позволяет ей нацеливаться на сигнал помех.

Верховая езда на бревне

[ редактировать ]

Ранней формой радиолокационного наведения было « наведение по лучу » (BR). При этом методе атакующий самолет направляет на цель узкий луч радиолокационной энергии. Ракета класса «воздух-воздух» была запущена в луч, где датчики в кормовой части ракеты контролировали ракету, удерживая ее в пределах луча. Пока луч удерживался на самолете-мишени, ракета будет двигаться по лучу до момента перехвата.

Несмотря на концептуальную простоту, этот шаг сложен из-за проблемы одновременного удержания луча на цели (на который нельзя рассчитывать на сотрудничество при полете прямо и горизонтально), продолжения управления собственным самолетом и мониторинга контрмер противника.

Дополнительная сложность заключалась в том, что луч будет распространяться в форме конуса по мере увеличения расстояния от атакующего самолета. Это приведет к меньшей точности ракеты, поскольку луч может фактически быть больше, чем у самолета-мишени, когда ракета прибудет. Ракета может надежно находиться в пределах луча, но все же быть недостаточно близко, чтобы уничтожить цель.

Инфракрасное наведение

[ редактировать ]
= ЗРК Python-5 с инфракрасным самонаведением стреляет с истребителя HAL Tejas ВВС Индии во время сертификационных испытаний.
Инфракрасный самонаводящийся ЗРК Python-5 ведет огонь с HAL Tejas истребителя

Ракеты с инфракрасным наведением (ИК) наводятся на тепло, выделяемое самолетом. Ранние инфракрасные детекторы имели плохую чувствительность и могли отслеживать только горячие выхлопные трубы самолета. Это означало, что атакующий самолет должен был занять позицию позади своей цели, прежде чем он сможет запустить ракету с инфракрасным наведением. Это также ограничивало дальность полета ракеты, поскольку инфракрасная сигнатура вскоре становилась слишком маленькой, чтобы ее можно было обнаружить с увеличением расстояния, а после запуска ракета «догоняла» свою цель. Ранние инфракрасные искатели были непригодны для использования в облаках или под дождем (что все еще является в некоторой степени ограничением) и могли отвлекаться на солнце, отражение солнца от облака или наземного объекта или любого другого «горячего» объекта в пределах его поля зрения. .

Более современные инфракрасные управляемые ракеты могут обнаруживать тепло обшивки самолета, нагретой за счет трения воздушного потока, в дополнение к более слабому тепловому сигналу двигателя, когда самолет наблюдается сбоку или в лоб. Это, в сочетании с большей маневренностью, дает им « всеракурсную » возможность, и атакующему самолету больше не нужно находиться позади цели, чтобы вести огонь. Хотя запуск из-за цели увеличивает вероятность поражения, при таком преследовании по хвосту запускающий самолет обычно должен находиться ближе к цели .

Самолет может защититься от инфракрасных ракет, сбрасывая ракеты , которые горячее, чем самолет, поэтому ракета нацеливается на более яркую и горячую цель. В свою очередь, ИК-ракеты могут использовать фильтры, позволяющие игнорировать цели, температура которых выходит за пределы заданного диапазона.

Также можно использовать буксируемые ложные цели, которые точно имитируют тепло двигателя и инфракрасные помехи. Некоторые крупные самолеты и многие боевые вертолеты используют так называемые глушители инфракрасного излучения «горячего кирпича», обычно устанавливаемые рядом с двигателями. Текущие исследования направлены на разработку лазерных устройств, которые могут имитировать или разрушать системы наведения ракет с инфракрасным наведением. См. Меры противодействия инфракрасному излучению .

Ракеты начала 21-го века, такие как ASRAAM, используют « инфракрасную » ГСН, которая «видит» цель (во многом как цифровая видеокамера) и может различать самолет и точечный источник тепла, такой как ракета. Они также имеют очень широкий угол обнаружения, поэтому атакующему самолету не обязательно наводить прямо на цель, чтобы ракета захватила цель. Пилот может использовать нашлемный прицел (HMS) и нацелиться на другой самолет, посмотрев на него, а затем выстрелив. Это называется запуском «за пределами прицеливания ». Например, российский Су-27 оснащен инфракрасной системой поиска и сопровождения (IRST) с лазерным дальномером для ракет HMS.

Электрооптический

[ редактировать ]

Недавним достижением в области наведения ракет является электрооптическая визуализация. Израильский Python-5 оснащен электрооптической системой самонаведения, которая сканирует заданную территорию в поисках целей с помощью оптического изображения. Как только цель будет обнаружена, ракета нацелится на нее для поражения. Электрооптические искатели можно запрограммировать на нацеливание на жизненно важные зоны самолета, например кабину пилотов. Поскольку он не зависит от тепловой сигнатуры самолета-мишени, его можно использовать против малотепловых целей, таких как БПЛА и крылатые ракеты . Однако облака могут помешать работе электрооптических датчиков. [6]

Пассивная защита от радиации

[ редактировать ]

Развивающиеся конструкции наведения ракет превращают конструкцию противорадиационной ракеты (ARM), впервые разработанную во Вьетнаме и использовавшуюся для борьбы с излучающими ракетами класса «земля-воздух» (SAM), в оружие воздушного перехвата. Считается, что нынешняя разработка пассивных противорадиационных ракет класса «воздух-воздух» является мерой противодействия самолетам дальнего обнаружения и управления (AEW&C – также известным как AEW или AWACS), которые обычно устанавливают мощные поисковые радары.

Из-за их зависимости от радиолокационных излучений самолетов-мишеней при использовании против истребителей пассивные противорадиационные ракеты в первую очередь ограничиваются геометрией перехвата вперед. [7] Примеры см. Вымпел Р-27 и Бразо .

Еще одним аспектом пассивного противорадиационного самонаведения является режим «наведение на помеху», который при установке позволяет ракете с радиолокационным наведением наводиться на постановщик помех самолета-мишени, если основная ГСН заблокирована средствами электронного противодействия цели. самолет.

Ракеты класса «воздух-воздух» обычно представляют собой длинные и тонкие цилиндры, чтобы уменьшить их поперечное сечение и, таким образом, минимизировать сопротивление на высоких скоростях, с которыми они летят. Ракеты разделены на пять основных систем (перемещающихся вперед-назад): ГСН, наведение, боевая часть, ракетный двигатель и управляющее приведение в действие.

В передней части находится ГСН: радиолокационная система, радар Гомера или инфракрасный детектор. За этим стоит авионика, управляющая ракетой. Обычно после этого в центре ракеты находится боеголовка, обычно несколько килограммов фугасного взрывчатого вещества, окруженная металлом, который фрагментируется при детонации (или, в некоторых случаях, предварительно фрагментированным металлом).

Задняя часть ракеты содержит двигательную установку, обычно ракету какого-либо типа, и систему управления и исполнительного управления или CAS. Твердотопливные ракеты двойной тяги широко распространены, но в некоторых ракетах большей дальности используются жидкотопливные двигатели, которые могут «дроссельничать», чтобы увеличить дальность полета и сохранить топливо для энергоемкого финального маневрирования. Некоторые твердотопливные ракеты имитируют эту технику, используя второй ракетный двигатель, который сгорает на конечной фазе самонаведения. В разработке находятся ракеты, такие как MBDA Meteor, которые «дышат» воздухом (с помощью прямоточного воздушно-реактивного двигателя), чтобы увеличить дальность полета.

В современных ракетах используются двигатели с «малым дымом» - ранние ракеты оставляли густые дымовые следы, которые легко мог заметить экипаж самолета-мишени, предупреждая их об атаке и помогая определить, как от нее уклониться.

CAS обычно представляет собой электромеханическую исполнительную систему с сервоуправлением, которая принимает данные от системы наведения и манипулирует аэродинамическими профилями или килями в задней части ракеты, которые направляют или направляют оружие к цели.

В настоящее время страны начинают разработку гиперзвуковой ракеты «воздух-воздух» с использованием прямоточных воздушно-реактивных двигателей (таких как Р-37 или AIM-260 JATM ), что не только повышает эффективность в боях с БВР , но и снижает шансы на выживание самолетов-мишеней практически до ноль.

Ракетный диапазон

[ редактировать ]
Истребитель ВМС США VF-103 Jolly Rogers F-14 Tomcat запускает AIM-54 Phoenix ракету класса "воздух-воздух" . Фотография предоставлена ​​Атлантическим флотом ВМС США.

Для ракеты действует минимальная дальность, до достижения которой она не может эффективно маневрировать. Чтобы достаточно маневрировать с плохого угла запуска на коротких дистанциях и поразить цель, некоторые ракеты используют вектор тяги , который позволяет ракете начать сворачивать с рельса до того, как двигатель разогнал ее до достаточно высоких скоростей для ее достижения. небольшие аэродинамические поверхности, которые могут оказаться полезными.

Производительность

[ редактировать ]

При обсуждении характеристик ракет класса «воздух-воздух» часто возникает ряд терминов.

Запустить зону успеха
Зона успеха запуска — это диапазон, в пределах которого существует высокая (определенная) вероятность поражения цели, которая до последнего момента не осознает своего поражения. При визуальном предупреждении или системе предупреждения цель пытается совершить последний маневр.
F-поле
Близко связанный термин - F-полюс. Это наклонная дальность между самолетом-носителем и целью в момент перехвата. Чем больше F-полюс, тем больше уверенности в том, что самолет-носитель достигнет превосходства в воздухе с помощью этой ракеты.
А-полюс
Это наклонная дальность между самолетом-пускателем и целью в момент, когда ракета начинает активное наведение или достигает цели с помощью активной ГСН ракеты. Чем больше А-образная стойка, тем меньше времени и, возможно, большее расстояние требуется самолету-носителю для поддержания наведения ракеты до момента обнаружения ГСН.
Безвыходная зона
Безвыходная зона — это зона, в которой существует высокая (определенная) вероятность поражения цели, даже если она была предупреждена. Эта зона определяется как коническая форма с острием при пуске ракеты. Длина и ширина конуса определяются характеристиками ракеты и ГСН. Скорость, дальность и чувствительность ГСН в основном будут определять длину этого воображаемого конуса, а ее маневренность (скорость поворота) и сложность ГСН (скорость обнаружения и способность обнаруживать внеосевые цели) будут определять ширину конуса.

Воздушный бой

[ редактировать ]

Ракеты класса «воздух-воздух» малой дальности, используемые в « воздушных боях », обычно подразделяются на пять «поколений» в соответствии с историческими достижениями техники. Большинство этих достижений касалось технологии инфракрасной ГСН (позже объединенной с цифровой обработкой сигналов ).

Первое поколение

[ редактировать ]

Ранние ракеты малой дальности, такие как ранние «Сайдуиндеры» и К-13 (ракета) ( Атолл АА-2 ), имели инфракрасные ГСН с узким (30 градусов) полем зрения и требовали, чтобы атакующий располагался позади цели ( задний ракурс). обручение ). Это означало, что самолету-мишени нужно было лишь сделать небольшой поворот, чтобы выйти за пределы поля зрения ГСН ракеты и заставить ракету потерять цель («снять блокировку»). [8]

Второе поколение

[ редактировать ]

Во втором поколении ракет малой дальности использовались более эффективные ГСН, которые лучше охлаждались, чем их предшественники, но при этом обычно были «без кожуха»; что приводит к повышению чувствительности к тепловым сигнатурам, увеличению поля зрения, а также дает возможность вести ракету в пределах ее поля зрения для увеличения вероятности поражения маневрирующей цели. В некоторых случаях улучшенная чувствительность к тепловым сигнатурам позволяет осуществлять очень ограниченное боковое и даже всеракурсное отслеживание, как в случае с ракетой Red Top . В сочетании с усовершенствованными поверхностями управления и маршевыми двигателями по сравнению с первым поколением ракет для воздушного боя технологические достижения ракет малой дальности второго поколения позволили использовать их не только на неманеврирующих бомбардировщиках, но и на активно маневрирующих истребителях. Примеры включают усовершенствованные варианты К-13 (ракеты) и AIM-9, такие как К-13М ( Р-13М , Объект 380) или AIM-9D/G/H .

Третье поколение

[ редактировать ]

В этом поколении появились гораздо более чувствительные ГСН, способные улавливать теплое тепло, излучаемое обшивкой самолета спереди или сбоку, в отличие от более горячих сопел(-ий) двигателя с задней стороны, что позволяет получить по-настоящему всю информацию . -возможность аспекта . Это значительно расширило потенциальную зону атаки, позволяя атакующему стрелять по цели, которая находилась сбоку или спереди от себя, а не только сзади. Хотя поле зрения все еще было ограничено довольно узким конусом, атака, по крайней мере, не обязательно должна была происходить за целью. [8]

Также типичными для третьего поколения ракет малой дальности являются дальнейшее улучшение маневренности по сравнению с предыдущим поколением, а также их способность управлять радаром; который получает данные слежения от радара запускающего самолета или систем IRST , что позволяет злоумышленникам запускать ракеты, даже не направляя нос самолета на врага, прежде чем направить ракету. Примеры ракет этого поколения для воздушного боя включают Р-60М или Питон-3 .

Четвертое поколение

[ редактировать ]

Ракета Р-73 ( АА-11 «Арчер» ) поступила на вооружение в 1985 году и ознаменовала новое поколение ракет для воздушного боя. Он имел более широкое поле зрения и мог быть наведен на цель с помощью прицела, установленного на шлеме . Это позволяло запускать его по целям, которые в противном случае не были бы видны ракетам предыдущего поколения, которые обычно смотрели вперед в ожидании запуска. Эта возможность в сочетании с более мощным двигателем, который позволяет ракете маневрировать против пересекающих целей и запускаться на большую дальность, дает запускающему самолету большую тактическую свободу. [9]

Другие представители 4-го поколения используют матрицы в фокальной плоскости, чтобы обеспечить значительно улучшенную устойчивость к сканированию и противодействию (особенно против бликов). Эти ракеты также гораздо более маневренны, некоторые из них используют управление вектором тяги (обычно карданная тяга ).

Пятое поколение

[ редактировать ]

Последнее поколение ракет малой дальности снова определяется достижениями в технологиях ГСН, на этот раз ГСН с электрооптической визуализацией в инфракрасном диапазоне (IIR), которые позволяют ракетам «видеть» изображения, а не отдельные «точки» инфракрасного излучения (тепла). Датчики в сочетании с более мощной цифровой обработкой сигналов обеспечивают следующие преимущества:

  • более высокая способность противодействия инфракрасному противодействию (IRCCM) за счет возможности отличать самолет от средств инфракрасного противодействия (IRCM), таких как сигнальные ракеты.
  • более высокая чувствительность означает большую дальность действия и способность идентифицировать меньшие низколетящие цели, такие как БПЛА .
  • более детальное изображение цели позволяет нацеливаться на более уязвимые части самолета, а не просто наводиться на самый яркий источник инфракрасного излучения (выхлоп).

Примеры ракет малой дальности пятого поколения включают:

Список ракет по странам

[ редактировать ]
МиГ - Ракета класса «воздух-воздух» К-5 (ракета) на 19 . (Выставлено в Военно-историческом музее и парке в Кечеле, Венгрия)

По каждой ракете даны краткие примечания с указанием ее дальности и механизма наведения.

Бразилия

[ редактировать ]

Германия

[ редактировать ]
Люфтваффе IRIS-T и ракеты Meteor на истребителе Eurofighter Typhoon
  • Питон :
    • Рафаэль Шафрир - первый отечественный зенитно-ракетный комплекс Израиля.
    • Рафаэль Шафрир 2 - улучшенная ракета Шафрир
    • Rafael Python 3 - ракета средней дальности с ИК-наведением и всеми ракурсными возможностями [1]
    • Rafael Python 4 - ракета средней дальности с ИК-наведением и возможностью HMS-наведения [2]
    • Python-5 — улучшенный Python 4 с электрооптическим искателем изображений и фиксацией на 360 градусов. (и запуск) [3]
    • Рафаэль Дерби - также известная как Alto, это ракета средней дальности с активным радиолокационным самонаведением BVR [4].
    • I-Derby ER - ракета с активной радиолокационной самонаводкой большой дальности BVR
  • Sky Spear - ракета класса «воздух-воздух» шестого поколения.
  • ААМ-1 - (ракета «воздух-воздух» Тип 69) ракета «воздух-воздух» малой дальности с ИК-наведением; копия американской AIM-9B Sidewinder.
  • ААМ-2 - ракета класса «воздух-воздух» малой дальности с ИК-наведением; аналогичен AIM-4D, только прототип.
  • ААМ-3 - (ракета «воздух-воздух» Тип 90) всеракурсная ракета «воздух-воздух» малой дальности с ИК-наведением.
  • ААМ-4 - (ракета «воздух-воздух» Тип 99) ракета «воздух-воздух» средней дальности с активным радиолокационным наведением.
  • ААМ-5 - (ракета «воздух-воздух» Тип 04) всеракурсная ракета «воздух-воздух» малой дальности с ИК-наведением.

Китайская Народная Республика

[ редактировать ]
  • ПЛ-1 - КНР версия советской К -5 (ракеты) (АА-1 Щелочной), снята с вооружения.
  • ПЛ-2 - КНР версия советского «Вымпела К-13» (Атолл АА-2), созданная на базе AIM-9B Sidewinder. [5] Списан и заменен на PL-5 на вооружении ВВС НОАК.
  • ПЛ-3 — обновленная версия ПЛ-2, на вооружение не поступила.
  • ПЛ-4 — экспериментальная ракета БВР на базе AIM-7D, на вооружение не поступила.
  • ПЛ-6 — обновленная версия ПЛ-3, также не поступила на вооружение.
  • ПЛ-5 - обновленная версия ПЛ-2, известные версии включают: [6]
    • ПЛ-5А - ЗРК полуактивного радиолокационного самонаведения, предназначенный для замены ПЛ-2, на вооружение не поступил. Внешне напоминает AIM-9G.
    • PL-5B - версия IR, принятая на вооружение в 1990-х годах для замены PL-2 SRAAM. Ограниченный выход за пределы визирования
    • PL-5C - улучшенная версия, сравнимая по характеристикам с AIM-9H или AIM-9L.
    • PL-5E - Всеракурсный ударный вариант, внешне напоминает AIM-9P.
  • PL-7 с ИК-наведением - КНР версия французской ЗРК R550 Magic , на вооружение не поступила. [7]
  • PL-8 - КНР версия израильского Rafael Python 3 [8]
  • ПЛ-9 - ракета малой дальности с ИК-наведением, поставляется на экспорт. Одна известная улучшенная версия (PL-9C). [9]
  • ПЛ-10(старая); – ракета средней дальности с полуактивным радиолокационным самонаведением на базе ЗУР HQ-61, [10] часто путают с ПЛ-11. На вооружение не поступил.
  • ПЛ-10 (новая)/ПЛ-АСР - ракета ближнего радиуса действия, всеракурсная, с ИК-наведением.
  • PL-11 - ракета класса «воздух-воздух» средней дальности (MRAAM), созданная на основе технологии HQ-61C и итальянской технологии Aspide (AIM-7). Ограниченная эксплуатация истребителей J-8-B/D/H. Известные версии включают: [11]
    • PL-11 - MRAAM с полуактивным радиолокационным самонаведением, на базе ЗРК HQ-61C и технологии ГСН Aspide, экспортируется как FD-60 [12]
    • ПЛ-11А - Улучшенный ПЛ-11 с увеличенной дальностью, боеголовкой и более эффективной ГСН. Новой ГСН требуется радиолокационное наведение системы управления огнем только на конечной стадии, обеспечивая базовую возможность LOAL (привязка после запуска).
    • ПЛ-11Б - также известный как ПЛ-11 АМР, улучшенный ПЛ-11 с активной радиолокационной ГСН АМР-1.
    • LY-60 - PL-11, принятый на вооружение кораблей ПВО, продан Пакистану, но, похоже, не состоит на вооружении ВМС Китая. [13]
  • ПЛ-12 (СД-10) – активно-радиолокационная ракета средней дальности [14]
    • ПЛ-12А – с модернизированным двигателем
    • ПЛ-12Б — с модернизированным наведением
    • ПЛ-12С — со складным хвостовым оперением.
    • ПЛ-12Д – с брюшным впуском и прямоточными двигателями.
  • F80 - активная радиолокационная ракета средней дальности.
  • ПЛ-15 - активно-радиолокационная ракета дальнего действия.
  • ПЛ-17 - активная радиолокационная ракета предельной дальности.
  • ПЛ-21 - активная радиолокационная ракета дальнего действия (в разработке)
  • TY-90 - легкая ракета класса «воздух-воздух» с ИК-наведением, предназначенная для вертолетов [15]

Советский Союз/Российская Федерация

[ редактировать ]
  • A-Darter – ИК ближнего действия (с Бразилией)
  • V3 Кукри – ИК ближнего действия
  • R-Darter - ракета с радиолокационным наведением за пределами видимости (BVR).

Великобритания

[ редактировать ]
  • Fireflash – управление лучом ближнего действия.
  • Firestreak – ИК ближнего действия
  • Red Top – ИК ближнего действия
  • Taildog/SRAAM – ИК ближнего действия
  • Skyflash - ракета средней дальности с радиолокационным наведением на базе AIM-7E2, время разогрева которой, как сообщается, составляет от 1 до 2 секунд.
  • AIM-132 ASRAAM – ИК ближнего действия
  • MBDA Meteor - дальнобойная активная ракета с радиолокационным наведением и твердотопливным прямоточным воздушно-реактивным двигателем. [15]

Соединенные Штаты

[ редактировать ]

Ушедший на пенсию

[ редактировать ]
  • AIM-4 Falcon - с радиолокационным наведением (позже с ИК-наведением)
  • AIM-26 Сокол
  • AIM-54 Phoenix - дальнего действия с полуактивным и активным радиолокационным наведением; вышел на пенсию в 2004 году
  • AIM-47 Сокол

Оперативный

[ редактировать ]
  • AIM-7 Sparrow - средней дальности с полуактивным радиолокационным наведением.
  • AIM-9 Sidewinder - ближнего действия, с ИК-наведением.
  • AIM-92 Stinger – ближнего действия, с ИК-наведением; запуск с вертолетов
  • AIM-120 AMRAAM – средней дальности с активным радиолокационным наведением; заменяет AIM-7 Sparrow
  • AIM-174 - дальнего действия с активным радиолокационным наведением. [22]

В разработке

[ редактировать ]

Типовые ракеты воздух-воздух

[ редактировать ]
Название ракеты Страна происхождения Срок изготовления и использования Масса Вес боеголовки Типы боеголовок Диапазон Скорость
ПЛ-12  Китай 2007– 180 кг ? ? 70–100 км 4 Маха
550 руб. Магия / Магия 2

МБДА

 Франция 1976–1986 (Магия)
1986– (Магия 2)
89 кг 12,5 кг Взрыв/фрагментация 20 км 2,7 Маха
МИКА-ЭМ/-ИК

МБДА

 Франция 1996– (ЭМ)
2000– (ИК)
112 кг 12 кг Взрыв/фрагментация
(сфокусированные осколки ОН)
>60 км 4 Маха
ИРИС-Т

Диль Дефенс

 Германия (генеральный подрядчик)

 Италия  Греция  Норвегия  Испания

2005– 87,4 кг 11,4 кг ОФ/осколки 25 км 3 Маха
Астра  Индия 2010– 154 кг 15 кг Осколочно-фугасная боевая часть направленного действия 110–160 км [31] Маха 4,5+
дерби

Рафаэль

 Израиль 1990– 118 кг 23 кг Взрыв/фрагментация 50 км 4 Маха
ААМ-4  Япония 1999– 220 кг ? Направленная взрывная боевая часть 100–120 км 4–5 Маха
К-100  Россия /  Индия 2010– 748 кг 50 кг Осколочно-фугасная боевая часть направленного действия 200–400 км 3,3 Маха
R-73 Vympel  Россия 1982– 105 кг 7,4 кг Фрагментация 20–40 км 2,5 Маха
R-77 Vympel  Россия 1994– 175 кг 22 кг Взрыв/фрагментация 80–160 км 4,5 Маха
К-5  Советский Союз
 Россия
1957–1977 82,7 кг 13 кг Фугасная боеголовка 2–6 км 2,33 Маха
Р-27  Советский Союз
 Россия
1983– 253 кг 39 кг Взрыв/осколки или сплошной стержень 40–170 км 4,5 Маха
Р-33  Советский Союз
 Россия
1981– 490 кг 47,5 кг ОФ/осколочная боевая часть 120–220 км 4,5–6 Маха
Р-37  Советский Союз
 Россия
1989– 600 кг 60 кг Осколочно-фугасная боевая часть направленного действия 150–398 км 6 Маха
Р-40  Советский Союз
 Россия
1970– 475 кг 38–100 кг Взрывная фрагментация 50–80 км 2,2–4,5 Маха
R-60 Molniya  Советский Союз
 Россия
1974– 43,5 кг 3 кг с расширяющимся стержнем боеголовка 8 км 2,7 Маха
Небесный Меч II (TC-2)  Тайвань 1999 184 кг 22 кг Взрыв/фрагментация 60 км 4 Маха
Небесный меч IIC (TC-2C)  Тайвань 2017 184 кг 22 кг Взрыв/фрагментация 100 км 6 Маха
Метеор

МБДА

 Великобритания (генеральный подрядчик)

 Франция  Германия  Италия  Швеция  Испания

2016– 190 кг ? Взрыв/фрагментация 200 км [32] Маха 4+
AIM-132 АСРААМ

МБДА Великобритания

 Великобритания 2002– 88 кг 10 кг Взрыв/фрагментация 25 км Маха 3+
Файерстрик

де Хэвилленд

 Великобритания 1957–1988 136 кг 22,7 кг Кольцевая взрывная фрагментация 6,4 км 3 Маха
Красный топ

Хокер Сиддели

 Великобритания 1964–1988 154 кг 31 кг Кольцевая взрывная фрагментация 12 км 3,2 Маха
AIM-9 Сайдвиндер  Соединенные Штаты 1956– 86 кг 9,4 кг Фрагментация кольцевого взрыва 18 км 2,5 Маха
Raytheon AIM-120D AMRAAM  Соединенные Штаты 2008 152 кг 18 кг Взрыв/фрагментация >160 км 4 Маха
Raytheon AIM-120C AMRAAM  Соединенные Штаты 1996 152 кг 18 кг Взрыв/фрагментация >105 км 4 Маха
Raytheon AIM-120B AMRAAM  Соединенные Штаты 1994– 152 кг 23 кг Взрыв/фрагментация 55–75 км 4 Маха
АИМ-7 Воробей  Соединенные Штаты 1959–1982 230 кг 40 кг Осколочно-фугасный взрыв 22–85 км 2,5–4 Маха
AIM-54 Феникс  Соединенные Штаты 1974–2004 450–470 кг 61 кг Взрывоопасный 190 км 5 Маха

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Альберт Болл VC . стр. 90–91.
  2. ^ «Канал Истории» . Архивировано из оригинала 19 мая 2009 года.
  3. ^ Дарио Леоне (17 июля 2019 г.). «Вот как хуситы смогли использовать ракеты класса «воздух-воздух» Р-27/Р-60/Р-73/Р-77 в качестве ЗРК против самолетов коалиции под руководством Саудовской Аравии» . theaviationgeekclub.com . Проверено 14 октября 2022 г.
  4. ^ Сакши Тивари (11 сентября 2022 г.). «Первое в своем роде испытание! США успешно запустили AIM-9X Sidewinder, AMRAAM и AMRAAM-ER в рамках эксперимента по многоуровневой противоракетной обороне» . eurasiantimes.com . Проверено 14 октября 2022 г.
  5. ^ Стивен Брайен (9 июля 2022 г.). «Поставка систем ПВО США надеется спасти Киев» . asiatimes.com . Проверено 14 октября 2022 г.
  6. ^ «Влияние атмосферы на электрооптику» . Проверено 4 ноября 2014 г.
  7. ^ Карло Копп (август 2009 г.). «Русская философия воздушного боя БВР» . Airpower Australia , дата обращения: апрель 2010 г.
  8. ^ Jump up to: а б Карло Копп (апрель 1997 г.). «ААМ четвертого поколения – Rafael Python 4» . Австралийская авиация . 1997 год (апрель) . Проверено 8 марта 2007 г.
  9. ^ Карло Копп (август 1998 г.). «Прицелы и индикаторы, устанавливаемые на шлем» . Эйр Пауэр Интернэшнл . Проверено 8 марта 2007 г.
  10. ^ "Управляемая ракета малой дальности Р-73 | Ракетная техника" . missilery.info .
  11. ^ "УПРАВЛЯЕМАЯ РАКЕТА СРЕДНЕЙ ДАЛЬНОСТИ Р-77" . Archived from the original on 2020-02-02.
  12. ^ "Управляемая ракета средней дальности Р-77 (РВВ-АЕ) | Ракетная техника" . missilery.info .
  13. ^ Лейк, Джон. «Ракета A-Darter, сертифицированная Бразилией и Южной Африкой» . Международные авиационные новости . Проверено 29 ноября 2021 г.
  14. ^ «Пресс-релиз Первые выстрелы МЕТЕОРА, произведенные самолетами «Рафалес» ВВС и ВМС Франции» . Проверено 14 августа 2019 г.
  15. ^ Jump up to: а б «Первый транш 3 «Тайфун» готов к полету» . Проверено 4 ноября 2014 г.
  16. ^ Jump up to: а б «Альгемайне Люфткампфракетен» . Архивировано из оригинала 22 января 2015 года . Проверено 4 ноября 2014 г.
  17. ^ «После успешных опытно-конструкторских испытаний ракета Astra готова к производству» . 18 сентября 2017 г.
  18. ^ «Толстый — авиационное оружие Джейн» . Проверено 4 ноября 2014 г.
  19. ^ «Седжил — авиационное оружие Джейн» . Проверено 4 ноября 2014 г.
  20. ^ «Новая иранская ракета класса «воздух-воздух» F-14 Tomcat на самом деле представляет собой (улучшенную?) копию AIM-54 Phoenix» . 26 сентября 2013 года . Проверено 11 февраля 2015 г.
  21. ^ «Ракета воздух-воздух с прямоточным воздушно-реактивным двигателем от TÜBITAK Sage: GÖKHAN» . 25 июня 2021 г.
  22. ^ Джонстон, Картер (5 июля 2024 г.). «ВМС США подтверждают, что конфигурация SM-6, запускаемая с воздуха, «оперативно развернута » . Военно-морские новости . Проверено 7 июля 2024 г.
  23. ^ Дрю2016-02-25T18:50:15+00:00, Джеймс. «ВВС США представили уменьшенную концепцию ракеты класса «воздух-воздух» SACM» . Полет Глобал . {{cite web}}: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка )
  24. ^ «Raytheon выбрана в качестве поставщика тактических ракет класса «воздух-воздух» следующего поколения | IHS Jane's 360» . 1 сентября 2016 г. Архивировано из оригинала 1 сентября 2016 г.
  25. ^ «Raytheon исследует возможности тактических ракет» . УПИ .
  26. ^ «SACM: доступная высокоэффективная ракета» . СОФРЕП .
  27. ^ «СтекПуть» . www.militaryaerospace.com . 21 января 2016 г.
  28. ^ Бишт, Индер Сингх (23 сентября 2021 г.). «Boeing представляет концепцию ракеты класса «воздух-воздух» большой дальности» . Пост обороны . Проверено 21 марта 2024 г.
  29. ^ «Еженедельный обзор: появляются новые подробности о новой загадочной ракете ВВС США | Сеть Aviation Week» . Aviationweek.com . Проверено 21 марта 2024 г.
  30. ^ Бишт, Индер Сингх (20 декабря 2022 г.). «Raytheon добивается финансирования концепции ракет класса «воздух-воздух» следующего поколения» . Пост обороны . Проверено 21 марта 2024 г.
  31. ^ «Сделка на Desi Astra Mk 1 заключена, Индия собирается провести испытания ракеты класса «воздух-воздух» следующего поколения «в этом месяце » . 1 июня 2022 г.
  32. ^ «Немецкие ВВС объявляют, что ракета «Метеор» готова для парка истребителей Eurofighter» . 2 августа 2021 г.

Библиография

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d25b479edb3ba4534dd09a546a50a897__1723040340
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d2/97/d25b479edb3ba4534dd09a546a50a897.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Air-to-air missile - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)