Jump to content

Инфракрасное противодействие

Инфракрасный глушитель BAE Hot Brick
Су-27 отстреливает ложные тепловые цели
C-130 Hercules использует сигнальные ракеты, которые иногда называют ангельскими ракетами из-за их характерного рисунка.

Инфракрасное противодействие ( IRCM ) — это устройство, предназначенное для защиты самолетов от ракет с инфракрасным самонаведением («тепловым наведением») путем сбивания с толку инфракрасной системы наведения ракет, так что они не попадают в цель ( электронное противодействие ). Ракеты с тепловым наведением стали причиной около 80% потерь авиации в ходе операции «Буря в пустыне» . Наиболее распространенным методом инфракрасного противодействия является использование ракет , поскольку тепло, выделяемое вспышками, создает сотни целей для ракеты.

Ракеты, запускаемые обычными переносными зенитно-ракетными комплексами ( ПЗРК ), включают в себя инфракрасный датчик, чувствительный к теплу, например теплу, излучаемому авиационным двигателем. Ракета запрограммирована на наведение на инфракрасный тепловой сигнал с помощью системы рулевого управления. Используя вращающуюся сетку в качестве затвора для датчика, поступающий тепловой сигнал модулируется, и, используя модулированный сигнал, бортовой процессор выполняет вычисления, необходимые для наведения ракеты на цель. Из-за портативных размеров ракеты ПЗРК имеют ограниченную дальность действия и время горения от запуска до тушения составляет несколько секунд.

Системы противодействия обычно интегрированы в самолет, например, в фюзеляж, крыло или носовую часть самолета, или прикреплены к внешней части самолета. В зависимости от того, где установлены системы, они могут увеличивать лобовое сопротивление, снижая летные характеристики и увеличивая эксплуатационные расходы.

Из-за своей дороговизны такие системы противодействия использовались редко, в основном на военных самолетах. Много времени и денег тратится на тестирование, поддержку, обслуживание и модернизацию систем. Эти процедуры требуют, чтобы самолет был заземлен на определенный период времени.

В последние годы системы наведения ракет становятся все более совершенными, в результате чего существует множество различных типов ракет. В некоторых случаях ракета оснащена несколькими датчиками, которые обнаруживают инфракрасное излучение на разных длинах волн, используя прицельные сетки, закодированные по разным шаблонам. Ввиду угрозы стали популярными различные методы противодействия. Система предупреждения о ракетном нападении сканирует регион на наличие сигналов запуска ракеты, таких как инфракрасные или ультрафиолетовые сигнатуры хвоста ракеты. При обнаружении пуска ракеты активируются различные системы противодействия. В одном примере из самолета выбрасываются горячие вспышки или солома, которые сбивают с толку инфракрасную или радиолокационную систему запущенной ракеты.

Другие подходы излучают световую энергию, чтобы сбить с толку инфракрасные датчики ракеты. В одном примере световая энергия, излучаемая некогерентными фонариками, направляется на датчики ракеты, чтобы сбить их с толку и сделать их неэффективными (« глушить »). ИК-ракеты уязвимы для мощных несущих ИК-сигналов, которые ослепляют ИК-детектор приближающейся ИК-ракеты. Кроме того, ИК-ракеты уязвимы для несущих ИК-сигналов меньшей мощности, которые модулируются с использованием определенных модулирующих сигналов, которые сбивают с толку ее систему слежения и заставляют ее отслеживать ложную цель. Обычные меры противодействия угрозе ИК-ракет включают системы постановки помех, которые сбивают с толку или ослепляют ИК-ракету с помощью ИК-ламп и/или ИК-лазеров. Эти системы помех передают либо мощный ИК-сигнал несущей, чтобы ослепить ИК-детектор приближающейся ИК-ракеты, либо передают несущую ИК-сигнал меньшей мощности, модулированный модулирующим сигналом, чтобы сбить с толку ИК-детектор приближающейся ракеты.

Поскольку инфракрасные ракеты становятся все более дешевыми и простыми, они становятся все более опасными. По одной из оценок, на мировом рынке существует более 500 000 ручных ракет класса «земля-воздух». Смертоносность и распространение ИК-ракет класса «земля-воздух» (ЗРК) были продемонстрированы во время конфликта «Буря в пустыне», поскольку примерно 80% потерь самолетов США в «Буря в пустыне» были причинены наземными иракскими оборонительными системами, использующими ИК-ЗРК. И ИК-ЗРК, и ИК-ракеты «воздух-воздух» имеют ГСН с улучшенными возможностями противодействия (CCM), которые серьезно снижают эффективность существующих одноразовых ложных целей. Переносные зенитно-ракетные комплексы (ПЗРК) представляют собой наиболее серьезную угрозу для крупных, предсказуемых и медленно летающих аэромобильных самолетов. Эти системы смертоносны, доступны по цене, просты в использовании и сложны для отслеживания и противодействия. Согласно отчету ЦРУ за 1997 год, ПЗРК распространились по всему миру: за предыдущие 19 лет в 27 инцидентах с участием гражданских самолетов погибло более 400 человек. Такое распространение вынудило планировщиков воздушной мобильности часто выбирать неоптимальные маршруты миссий из-за отсутствия защитных систем на самолетах, перевозящих по воздуху.

Технология инфракрасной ГСН ракет

[ редактировать ]

Инфракрасные искатели ракет первого поколения обычно использовали вращающуюся сетку с рисунком, который модулирует инфракрасную энергию до того, как она попадет на детектор (режим работы, называемый спиновым сканированием). Используемые шаблоны различаются от искателя к искателю, но принцип тот же. Модулируя сигнал, логика управления может определить, где находится инфракрасный источник энергии относительно направления полета ракеты. В более поздних конструкциях оптика ракеты будет вращаться, и вращающееся изображение проецируется на неподвижную сетку (режим, называемый «коническим сканированием») или на стационарный набор детекторов, которые генерируют импульсный сигнал, который обрабатывается логикой слежения.

Этот тип ГСН используется в большинстве систем переносного запуска ( ПЗРК ), как и во многих системах ПВО и ракетах «воздух-воздух» (например, AIM-9L ).

Принципы

[ редактировать ]
Модулированный глушитель IRCM ALQ-144.

Инфракрасные ГСН предназначены для отслеживания мощного источника инфракрасного излучения (обычно реактивного двигателя современных военных самолетов). Системы IRCM основаны на источнике инфракрасного излучения более высокой интенсивности, чем цель. Когда он получен ракетой, он может заглушить исходный инфракрасный сигнал от самолета и дать ракете неправильные сигналы управления. Тогда ракета может отклониться от цели, нарушив захват. Как только инфракрасная ГСН выходит из захвата (у них обычно поле зрения 1–2 градуса), они редко повторно обнаруживают цель. Используя сигнальные ракеты, цель может заставить сбитого с толку искателя зафиксироваться на новом инфракрасном источнике, который быстро удаляется от истинной цели.

Модулированное излучение IRCM генерирует ложную команду слежения в логике слежения ГСН. Эффективность IRCM определяется отношением интенсивности помех к интенсивности цели (или сигнала). Это соотношение обычно называют соотношением J/S. Еще одним важным фактором являются частоты модуляции, которые должны быть близки к реальным частотам ракеты. Для ракет с вращающимся сканированием требуемое J/S довольно низкое, но для более новых ракет требуемое J/S довольно высокое, требующее направленного источника излучения ( DIRCM ). [ 1 ]

Вспышки создают инфракрасные цели с гораздо более сильной сигнатурой, чем двигатели самолета. Вспышки создают ложные цели, из-за которых ракета принимает неправильные решения по управлению. Ракета быстро выйдет из захвата цели.

Направленный IRCM

[ редактировать ]

DIRCM, или меры направленного инфракрасного противодействия, позволяют избежать этого потенциального недостатка, устанавливая источник энергии на подвижную турель (очень похоже на турель FLIR ). Они действуют только по сигналу системы предупреждения о запуске ракеты и используют шлейф ракеты для точного наведения на головку самонаведения ракеты. Модулированный сигнал затем может быть направлен на искателя, а схема модуляции может циклически работать, чтобы попытаться победить множество искателей. Успех противодействия зависит от методов отслеживания угроз и требует надлежащего анализа возможностей ракеты. Для победы над продвинутыми системами слежения требуется более высокий уровень мощности DIRCM. вопросы лазерной безопасности Учитываются также .

Израиль объявил о программе разработки системы под названием Multi Spectral Infrared Countermeasure (MUSIC), которая аналогичным образом будет использовать активные лазеры вместо сигнальных ракет для защиты гражданских самолетов от ПЗРК . [ 2 ] Армия США развертывает аналогичную систему для защиты своих вертолетов . [ 3 ]

Департамент противодействия большой авиации ВМФ (DoN LAIRCM) компании Northrop Grumman обеспечивает защиту от инфракрасных угроз для платформ CH-53E, CH-46E и CH-53D Корпуса морской пехоты США. [ 4 ]

Усовершенствованная система инфракрасного противодействия угрозам AN/ALQ-212 компании BAE Systems ( ATIRCM ) – часть комплекса управляемого инфракрасного противодействия – размещена на вертолетах армии США CH-47 Chinook . Пакет обеспечивает защиту от множества угроз, включая все инфракрасные диапазоны угроз. AN/ALQ-212 включает в себя одну или несколько головок инфракрасного подавления для отражения нескольких ракетных атак.

На выставке IDEX 2013 компания Finmeccanica Selex ES представила свой Miysis DIRCM, подходящий для всех бортовых платформ, винтокрылых и неподвижных, больших и малых.

Общие меры противодействия инфракрасному излучению (CIRCM)

[ редактировать ]
CIRCM компании ITT, установленный на UH-60 армии США во время испытательных учений

Common Infrared Countermeasures (CIRCM) — это лазерная ИК-среда противодействия текущим и будущим системам ИК-угроз для винтокрылых машин и платформ с неподвижным крылом армии США, а также для винтокрылых платформ ВМС и ВВС США. системы компаний BAE Systems , ITT Defense and Information Solutions, Northrop Grumman и Raytheon На рассмотрении находились . В августе 2015 года контракт выиграла компания Northrop Grumman. [ 5 ]

Полевые примеры

[ редактировать ]

Типичными системами IRCM являются:

  • AN/AAQ-24 производства Northrop Grumman — DIRCM.
  • AN/ALQ-132 от Sanders Associates / BAE Systems . Использовалась в 1960-х годах во Вьетнаме и представляла собой систему фонарей, работающих на топливе.
  • AN/ALQ-144 от BAE Systems, используемый для защиты вертолетов.
  • AN/ALQ-157 от BAE Systems, используемый для более крупных вертолетов и самолетов.
  • AN/ALQ-212 производства BAE Systems, в настоящее время используется на вертолетах CH-47 Chinook армии США. [ 6 ]
  • CAMPS от Saab Avitronics, используемый для гражданских и VIP -самолетов.
  • CIRCM от Northrop Grumman [ 7 ]
  • Flight Guard от Israel Aerospace Industries , используется в военных и гражданских самолетах (получил прозвище «Live Saver» из-за истории успеха в спасении летательных аппаратов во время боев в нескольких странах), но запрещен в нескольких европейских аэропортах. По словам источников в обороне Израиля, европейский запрет является «странным и основан главным образом на недоразумении». [ 8 ]
  • Система CIRCM ITT [ 9 ]
  • Система Miysis Selex ES [ 10 ]
  • «Сухогруз» — российский DIRCM (используется на Су-25Т).
  • КТ-01 AVE и КТ-02 ACE компании Adron, используемые для военных самолетов. [ 11 ] [ 12 ]
  • 101КС-О - DIRCM, используемый на Су-57.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Справочник по инфракрасным и электрооптическим системам. Системы противодействия, Том 7 [ мертвая ссылка ]
  2. ^ «Израиль профинансирует систему защиты коммерческих самолетов от ракет» . DefenseTalk.com . 12 октября 2007 г. Архивировано из оригинала 21 апреля 2008 г.
  3. ^ «Солдат отправляется в Ирак, чтобы помочь установить систему лазерной защиты для вертолетов Chinook» . Армия.мил .
  4. ^ «Northrop Grumman поставит инфракрасные системы предупреждения о ракетном нападении и процессоры ВМС США для парка тяжелых вертолетов» . Архивировано из оригинала 22 июля 2010 г. Проверено 18 ноября 2010 г.
  5. ^ "Возможности" . Сам.гов .
  6. ^ «Система усовершенствованного инфракрасного противодействия угрозам (ATIRCM) OT-225» . БАЕ Системс.
  7. ^ «CIRCM – Общие меры противодействия инфракрасному излучению» . Нортроп Грумман .
  8. ^ «Европа возражает против противоракетного щита Эль-Аля» . Инетньюс .
  9. ^ «Инфракрасное противодействие ITT (IRCM)» . Es.Itt.com . 13 июля 2011 г. Архивировано из оригинала 13 июля 2011 г.
  10. ^ «Аэрокосмическая промышленность, оборона и безопасность» . Леонардо.com .
  11. ^ «Адрон – Станция инфракрасного противодействия «АДРОС» КТ-01 АВЭ» . Адрон.ua .
  12. ^ «Адрон – Станция инфракрасного противодействия «АДРОС» КТ-02 АСЕ» . Адрон.ua .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 081670f89b893861b828ed6d049ddd40__1722537180
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/08/40/081670f89b893861b828ed6d049ddd40.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Infrared countermeasure - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)